Что такое гидрометеорологическое обеспечение

Обновлено: 16.05.2024

от 16 апреля 2004 года N 1129

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств в целях достижения необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения государств - участников СНГ, позволяющих снизить отрицательное воздействие опасных гидрометеорологических явлений на жизнедеятельность населения и функционирование экономики,

2. Определить, что настоящая Концепция является основой для разработки программ и других документов в области гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ.

3. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Решения в силу, - со дня сдачи депозитарию уведомления об их выполнении.

Совершено в городе Чолпон-Ате 16 апреля 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

За Правительство
Азербайджанской Республики

За Правительство
Республики Армения

За Правительство
Республики Молдова

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Республики Беларусь

За Правительство
Республики Таджикистан

За Правительство
Грузии (с оговоркой)

За Правительство
Республики Казахстан

За Правительство
Республики Узбекистан

За Правительство
Кыргызской Республики

За Правительство Украины

УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета
глав правительств СНГ
о Концепции
гидрометеорологической
безопасности государств -
участников Содружества
Независимых Государств
от 16 апреля 2004 года

КОНЦЕПЦИЯ
гидрометеорологической безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств

I. Гидрометеорологическая безопасность государств - участников СНГ

Концепция гидрометеорологической безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) разработана в соответствии с Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года и в связи с обращением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Экономического и Социального Совета ООН в адрес Всемирной Метеорологической Организации (далее - ВМО) с призывом внести вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях для оказания содействия и обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран и защиты жизней и имущества населения.

В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения гидрометеорологической безопасности.

1.1. Общие положения

Опасные гидрометеорологические и гелиогеофизические явления (циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засуха, ливни, наводнения, внезапное понижение температуры воздуха, снегопады, град, снежные лавины, сели и т. д.) влекут за собой человеческие жертвы и наносят значительный ущерб экономике и имуществу граждан.

Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, нашествие саранчи, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней (брюшной тиф, малярия, холера и т. д.), выбросы токсичных газов, разливы нефти и радиационные аварии.

Рост населения в прибрежных и подверженных наводнениям районах или других особо уязвимых для опасных явлений зонах, увеличение числа жителей в населенных пунктах и городах приводит к тому, что все большее количество людей подвергается риску воздействий опасных гидрометеорологических явлений.

По оценке экспертов ВМО, в течение десятилетнего периода 1991-2000 годов более 70% материальных потерь и до 90 % людей, пострадавших от стихии, стали жертвами опасных природных явлений, обусловленных метеорологическими и гидрологическими причинами. Такая статистика дает основание считать, что в ряду опасных природных явлений именно явления гидрометеорологического характера являются самыми опасными и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и экономики.

В этих условиях предоставление своевременных предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях может дать эффективную отдачу в виде спасенных жизней и имущества людей.

Трудно переоценить положительный эффект для экономики от заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных гидрометеорологических явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, морской и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения. Для погоды и климата не существует границ.

В связи с этим выполнение задач по снижению угрозы жизни и собственности от опасных гидрометеорологических явлений на национальном уровне невозможно без международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов.

При этом необходимым условием осуществления и сохранения основополагающего принципа международного сотрудничества в области гидрометеорологии - свободного и неограниченного обмена данными и прогнозами - является функционирование в каждой стране национальной гидрометеорологической службы и выполнение государством обязанностей по защите своих граждан и их собственности от опасных природных явлений.

1.2. Термины и определения

Для целей настоящей Концепции используемые в ней термины имеют следующие значения:

национальная гидрометеорологическая служба (НГМС) - государственная организация,

основанная и работающая главным образом на государственные средства,

уполномоченная правительством страны на выполнение гидрометеорологических и связанных с ними функций, которые государство признает обязательными в целях обеспечения безопасности жизней и имущества граждан и выполнения международных обязательств в рамках Конвенции Всемирной Метеорологической Организации, других договоров и соглашений;

опасное гидрометеорологическое и/или гелиогеофизическое явление - гидрометеорологическое и/или гелиогеофизическое явление, которое по своему значению, интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный материальный ущерб;

гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий.

1.3. Цели и задачи Концепции

Главной целью Концепции является формирование официального взгляда на роль и значение обеспечения гидрометеорологической безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности каждого из государств - участников СНГ.

Главной задачей Концепции является обеспечение условий, которые способствовали бы достижению необходимого уровня и качества гидрометеорологического обеспечения государств - участников СНГ, позволяющих снизить отрицательное воздействие опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений на безопасность жизней и имущества людей, а также на функционирование экономики стран.

Концепция рассчитана на долгосрочную перспективу и базируется на Соглашении о взаимодействии в области гидрометеорологии, принятом главами правительств СНГ 8 февраля 1992 года, Модельном законе "О гидрометеорологической деятельности", принятом Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, и Женевской декларации Тринадцатого Всемирного Метеорологического Конгресса.

Концепция является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ.

II. Национальные интересы государств - участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности

Национальные интересы государств - участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности, в первую очередь, обусловлены необходимостью повышения уровня безопасности населения, его жизнедеятельности от негативного воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений путем оперативного информирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны предполагает учет данных долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов при планировании деятельности в погодозависимых отраслях экономики, таких как энергетика, транспорт, строительство, сельское хозяйство и т.д.

Для успешного решения указанных задач необходимо иметь как можно более полную и достоверную гидрометеорологическую и связанную с ней информацию, получить которую можно только при активном участии в международном сотрудничестве в этой области.

III. Виды и источники угроз гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ

К источникам угроз гидрометеорологической безопасности можно отнести, в первую очередь, тенденцию возрастания количества опасных природных явлений. По оценке международных экспертов, за период с 1986 года по 1995 год по сравнению с данными 1960-х годов количество природных катастроф, классифицируемых как "крупные", возросло более чем в 4 раза.

Угрозу гидрометеорологической безопасности могут представлять также глобальное потепление климата и сопутствующие ему процессы. Кроме того, за последние годы из-за сложного финансово-экономического положения ряда предприятий и организаций возросла степень уязвимости экономики государств - участников СНГ от опасных гидрометеорологических явлений, что объясняется ухудшением технического состояния оборудования во многих отраслях хозяйственной деятельности и увеличением количества аварий природно-техногенного характера.

На этом фоне особую тревогу вызывает возрастающая опасность дезинтеграции НГМС государств - участников СНГ. Эта опасность обусловлена снижением роли государства в регулировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выражающейся в уменьшении объемов бюджетного финансирования для поддержания необходимой базовой инфраструктуры, обеспечивающей потребности общества в гидрометеорологической информации на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Ухудшение финансово-экономического положения способно осложнить функционирование НГМС и ограничить их участие в международной системе получения гидрометеорологической информации и обмена ею, что может негативно отразиться на обеспечении гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ.

Этот процесс, в свою очередь, ведет к снижению статуса служб и как следствие - к ограничению их участия в государственных и международных проектах и программах и к сокращению представляемой ими гидрометеорологической информации как для граждан и экономики собственных стран, так и для международного обмена.

В последнее время в ряде стран появился и развивается метеорологический негосударственный сектор, который, как правило, стремится к получению доходов путем предоставления специализированного метеорологического обслуживания, предназначенного для конкретного клиента.

Кроме того, в настоящее время появилось значительное количество сайтов в Интернете и ряд сетей международного телевизионного вещания, представляющих метеорологическую информацию, подготовленную их собственным персоналом или негосударственным сектором. Особую обеспокоенность при этом вызывает тот факт, что данная информация нередко содержит сведения (во многих случаях недостаточно достоверные) об опасных гидрометеорологических явлениях, прерогатива подготовки и выпуска которых должна находиться исключительно в сфере ответственности НГМС.

Эти новые реалии подчеркивают необходимость координации действий при подготовке метеорологических прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях между всеми поставщиками или распространителями такой информации на государственном уровне. Решение этого вопроса приобретает особую важность в том случае, если государства - участники СНГ хотят избежать неадекватного оповещения населения о возникновении опасных природных явлений и возможных чрезвычайных ситуаций.

IV. Основные задачи в области обеспечения гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ и методы их решения

Одной из основных задач для каждого из государств - участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности является своевременное получение надежной и исчерпывающей информации, прогнозов и предупреждений об опасных гидрометеорологических и связанных с климатом явлениях, позволяющих обеспечивать своевременную организацию работ по обеспечению безопасности жизни, защиты имущества населения и предотвращения возможного ущерба для экономики.

Эта задача может быть решена только при наличии в каждой из стран хорошо отлаженной системы сбора, обработки и распространения гидрометеорологической информации.

Основой формирования такой системы должны служить НГМС, обладающие статусом, обеспечивающим их участие на должном уровне в национальных и международных проектах и программах и предоставляющим возможность совершенствования государственной системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов в области гидрометеорологии.

Такой подход позволяет добиться высокого уровня стандартизации и непрерывности работы сетей наблюдения, что дает возможность обеспечить однородность и высокое качество национальных климатических архивов, высоких уровней профессиональной целостности и объективности подготовки прогнозов в целях обеспечения безопасности жизни и имущества граждан, а также подготовки согласованной и достоверной информации для выполнения международных обязательств страны в рамках международных договоров в сфере гидрометеорологической безопасности.

Это может быть достигнуто, прежде всего, через формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективную работу НГМС и выполнение ими международных обязательств своих стран. Совершенствование международной и национальной нормативной правовой базы в области гидрометеорологии должно быть направлено, в том числе, и на регулирование деятельности негосударственного сектора в области предоставления гидрометеорологической информации, сохраняя при этом основной принцип участия в свободном международном обмене гидрометеорологическими данными и продукцией.

В целях повышения гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ необходимо обеспечить интегрирование систем гидрометеорологического информационного обеспечения, а также координацию усилий в части своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических процессах и явлениях для сопредельных территорий.

При этом ответственность за организацию и обеспечение службы штормовых оповещений на национальном уровне должна быть законодательно возложена на НГМС (специально уполномоченный орган государственного управления, с предоставлением ему исключительного права подготовки и выпуска экстренной информации об опасных гидрометеорологических явлениях).

Серьезного внимания заслуживает проблема поддержания на современном технологическом уровне технических средств (в т.ч. и космических систем) и вычислительных комплексов, осуществляющих оценку и прогнозирование состояния окружающей природной среды, и регулярное их обновление. В первую очередь это относится к государственной системе наблюдения и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях.

Важным моментом является разработка предложений о проведении совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и использованию средств (в том числе и космических) получения, обработки и передачи гидрометеорологической информации в различных режимах.

Принципиальное значение имеет осуществление кадровой политики, направленной на укрепление НГМС квалифицированными специалистами в области гидрометеорологии, вычислительной техники и программирования.

V. Основные положения политики государств - участников СНГ по обеспечению гидрометеорологической безопасности

Сотрудничество государств - участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности должно исходить из принципа, что обеспечение безопасности граждан и экономики страны от опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений является частью национальной безопасности и относится к сфере ответственности государства.

До 30% аварий на морских объектах добычи нефти и газа происходит из-за экстремальных природных явлений. Наибольшие сложности для морских сооружений на арктическом шельфе создают ледовые условия. Это сжатия льдов и их интенсивный дрейф, вторжение тяжелых льдов в район добычи, раннее ледообразование, а также опасные ледовые образования: айсберги, торосы, стамухи, гигантские ледяные поля, а также обледенение сооружений, экзарация дна ледовыми образованиями, навалы льда на берега и сооружения, отрывы припая. Значительные риски создают опасные гидрологические явления – экстремальное волнение (шторма), штормовые нагоны, значительные колебания уровня моря. Фактором риска следует считать также современные быстрые климатические изменения в Арктике. Что может снизить риски освоения Арктики?

Обеспечение гидрометеорологической безопасности освоения и разработки месторождений включает два основных этапа. Первое – это сбор и обобщение гидрометеорологической информации, необходимой для обоснования инвестиций и проектирования сооружений путем проведения инженерных гидрометеорологических изысканий. Второе – это специализированное гидрометеорологическое обеспечение работы морских сооружений (платформ, терминалов и т.п.), включая транспортные операции.



Инженерные ледовые изыскания

Надежное определение параметров окружающей среды является основой проектных решений, которые минимизируют природные риски и во многих случаях сводят их практически к нулю. Подготовка необходимых данных включает обобщение и анализ исторических архивов наблюдений, производство инженерно-изыскательских работ, физическое, гидродинамическое и вероятностное моделирование процессов, разработку и создание нормативных документов для проектирования, основной из которых – Временные локальные технические условия (ВЛТУ) по природному блоку.

Более чем пятнадцатилетний опыт проведения ААНИИ регулярных гидрометеорологических и ледовых инженерных изысканий позволил существенно развить их методы, технические средства, сформировать технологию проведения таких работ и подготовки необходимых нормативных документов. За это время выполнено несколько десятков экспедиций в Баренцевом, Карском, Охотском, Балтийском, Азовском и Каспийском морях в рамках реализации шельфовых проектов крупнейших российских и зарубежных энергетических компаний. Были разработаны ВЛТУ по морскому льду для таких крупных проектов как Штокмановское ГКМ, Приразломное НМ, Корчагинское и др.



Стамуха в Печорском море

Для проведения зимних инженерных гидрометеорологических изысканий использовались различные морские (атомные и дизельные ледоколы, научно-экспедиционные и транспортные суда) и воздушные (самолеты, вертолеты) суда. Изыскания направлены, прежде всего, на определение прочностных параметров ледовых образований, их размеров и массы и скорости движения.

Традиционным способом определения прочностных свойств льда является испытание малых образцов льда, отобранных из ледяного покрова.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, одним из наиболее перспективных типов натурных экспериментов является измерение глобальных нагрузок на судно и последующий пересчет полученных результатов на сооружение. Натурные эксперименты по исследованию глобальных нагрузок за рубежом проводили только ученые из Канадского гидравлического центра, измерялись ускорение и угловые скорости судов при взаимодействии с двухлетним льдом и обломками айсбергов.



Айсберг-гигант весом 3,7 млн тонн в районе Штокмановского месторождения (Баренцево море, 2003 г.)

Торосистые нагромождения образуются в дрейфующих льдах и припае. Размер килей гряд торосов на дрейфующих льдах шельфа российских замерзающих морей находится в диапазоне от 3 до 25 м. Геометрия надводной части отдельного тороса или стамухи определяется с помощью простых теодолитных съемок, с использованием аэрофотосъемки и лазерного профилирования. Последние два метода позволяют получить пространственно распределенные данные, необходимые для расчета статистик и таких характеристик, как торосистость, протяженность гряд торосов и т.п.

Нижняя часть торосов, их осадка, килевая часть измеряются с помощью обратных доплеровских сонаров, которые устанавливаются на дне на продолжительный период (год и более), а также с помощью подводных видеосъемок.

Для получения информации о внутреннем строении ледяных образований обычно используется тепловое бурение, при котором для эффективного и быстрого получения глубоких скважин используется горячая вода.



Обнаружение айсбергов в дрейфующем льду является очень непростой задачей космических наблюдений

За последние 15 лет были получены обширные натурные данные о распределении общей толщины стамух, высоте паруса, глубине киля, о слоях льда различного типа, пустотах, границах консолидированного слоя, глубине внедрения стамух в дно для различных моей Российской Федерации.

Для получения данных о скорости движения льдов применяются дрейфующие буи, которые устанавливаются на ледяных поля и айсбергах. Используются различные навигационные системы, такие как ARGOS. Количество буёв определяется особенностями ледовых условий и составляет от нескольких единиц до нескольких десятков, как, например, в 2007-2008 гг. в Баренцевом море для определения динамики льдов и айсбергов для Штокмановского ГКМ. Очень ценную информацию дают долговременные наблюдения (год и более) в точке с помощью обратных доплеровских сонаров, особенно для определения максимально возможных скоростей дрейфа. Такие наблюдения, в частности, выполнялись в районе Приразломного НМ. ВЛТУ по морскому льду включают более чем 50 параметров, для которых определены средние, минимальные, максимальные значения, а также их величины для 1, 10, 50 и 100 лет.

Специализированное гидрометеорологическое обеспечение

В случаях, когда невозможно спроектировать сооружения, способные выдержать максимальные ледовые нагрузки и угрозы, необходима система организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение аварийных ситуаций – управление ледовой обстановкой (УЛО). Такая ситуация характерна для района Штокмановского ГКМ, где возможны айсберги массой более 4 млн т.



Изучение теплеющей Арктики – актуальная задача современной полярной науки. Ледовый лагерь ААНИИ, лето 2007 года

Обнаружение айсбергов, мониторинг их динамики, прогноз траекторий движения является частью системы специализированного гидрометеорологического обеспечения (СГМО) района добычи и транспортировки углеводородов. Структура и виды информации в СГМО имеют свою специфику в зависимости от района и видов деятельности. Как правило, это обеспечение работы собственно платформы или терминала, операций по отгрузке углеводородов и морская транспортировка.

В настоящее время гидрометеорологическое обеспечение морской деятельности представляет собой сложную информационную систему, которая базируется на современных системах наблюдений, передачи и обработки информации, анализа и прогнозирования гидрометеорологических условий. Стационарная сеть полярных станций является основным источником гидрометеорологической информации, и за последние годы выполнен большой комплекс работ по их модернизации и обновлению.

С учетом перспектив экономического возрождения Арктики планируется дальнейшее восстановление части законсервированных станций и реконструкция сети, техническая модернизация метеорологических, гидрологических, актинометрических, аэрологических наблюдений на основе создания автоматической сети, дистанционных средств измерений и спутниковых систем сбора информации, основанной на оперативной технологии слежения за работой автоматов. До 2020 года предполагается восстановление 6 законсервированных гидрометеорологических станций и автоматизация метеорологических измерений на 73 станциях действующей сети. Свой вклад, пока еще скромный, в развитие системы наблюдений вносят недропользователи. Так в 2012 г. на Новой Земле было установлено три автоматических метеостанции в рамках программы ОАО Роснефть по освоению приновоземельских участков шельфа.

Спутниковые средства наблюдений являются основным, а в подавляющем большинстве случаев, единственным источником информации о состоянии арктического ледяного покрова. В настоящее время в России для ледово-информационного обеспечения морской деятельности используются спутниковые данные зарубежных космических аппаратов (КА) NOAA, Terra,Aqua, RADARSAT 1, RADARSAT 2, Envisat и лишь одного отечественного КА Метеор-М-1. Россия на 98% находится в зависимости от зарубежных источников спутниковой информации.

Указанными организациями проводится сбор и анализ данных, получаемых с наблюдательной сети, российских и зарубежных центров, проводятся расчеты и составляются аналитические обзоры и прогнозы и штормовые предупреждения для обеспечения различных видов морской деятельности в Арктике.

Ежегодно выпускается более 12 тысяч метеорологических и гидрологических краткосрочных прогнозов общего пользования по различным акваториям арктических морей и около 400 краткосрочных прогнозов по акваториям портов со средней оправдываемостью 95-97%, что соответствует уровню прогнозирования ведущих зарубежных центров.

Следует отметить, что в течение последних 5 лет все наблюдаемые опасные гидрометеорологические явления для морской деятельности были спрогнозированы и штормовые предупреждения своевременно переданы заинтересованным организациям, что позволило сократить потери и ущербы по погодным условиям.

Не имеют аналогов в мировой практике составляемые Арктическим и антарктическим институтом сверхдолгосрочных метеорологических прогнозов (на год), а также широко используемых моряками прогнозов ледовых условий в арктических морях на I и II половину навигации по Северному морскому пути.

Росгидромет постоянно развивает технологии ГМО морского транспорта с учетом современных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для обеспечения ледового плавания необходимой гидрометеорологической информацией в ААНИИ был разработан адаптируемый комплекс мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы (АКМОН), позволяющий адаптировать технологический процесс мониторинга природной среды к региональным физико-географическим условиям и специфическим запросам потребителя, необходимым для повышения безопасности и эффективности морской деятельности в арктических морях России. Комплекс состоит из базового модуля, размещенного в информационном центре, и удаленных модулей. Базовый модуль обеспечивает сбор, обработку и анализ данных, разработку информационной продукции и, ее доведение до конечного потребителя. Удаленные модули, размещаемые на судах, ледоколах, платформах и терминалах, обеспечивают визуализацию метеорологической, ледовой и океанологической информации и ее совмещение с электронными навигационными картами.

Изменения климата и освоение шельфа

В последние 10-20 лет в Арктике происходят заметные климатические изменения, поэтому стал актуальным вопрос их влияния на деятельность по освоению шельфа.

Существует два основных сценария климатических изменений: циклические изменения и однонаправленный тренд. Не оспаривая ни один из них, отметим, что, по мнению большинства ученых, наиболее вероятен второй сценарий. Циклические изменения климата с периодом, близким к 60 годам, присутствуют в данных наблюдений 20 века и начала 21 века. Поэтому, в случае реализации циклического сценария они будут пригодны для расчетов параметров для проектов 21 века. Данные указанного периода заложены в проектах Приразломного НМ и Штокмановского ГКМ.

Иная ситуация в случае сохранения однонаправленных изменений климата, продолжение наблюдаемого потепления в Арктике. В этом случае следует рассматривать изменения климата как фактор, требующий учета при проектировании долговременных, сложных морских объектов. Это означает, что недропользователи должны оценивать возможные изменения параметров окружающей среды, необходимых для проектирования, и учитывать их в своих проектах.

Рост средних приземных температур вследствие потепления в той или иной степени скажется на различных компонентах природной среды, при этом изменения ее экстремальных значений оценить достаточно сложно с учетом региональной специфики. Вероятно, усиление ветровой активности, увеличение числа штормов и усложнение погодных условий – рост повторяемости случаев ограниченной видимости, количества облачности будет негативно сказываться на авиационном обеспечении шельфовых объектов. Очень вероятен рост количества оттепелей в холодный период года и опасностей атмосферного и брызгового обледенения.

Очень вероятно повышение летних температур воды, прежде всего в поверхностном слое и на относительно мелководных участках шельфа глубиной несколько десятков метров. Сохранится наблюдаемый рост среднего уровня моря, что будет усиливать эффект штормовых нагонов в прибрежных зонах и воздействие моря на берега. Следует также ожидать некоторое увеличение высот ветровых волн различной обеспеченности, что усилит волновые нагрузки на морские и прибрежные сооружения.

Заметные изменения могут произойти с толщиной льда. Дальнейшее сокращение доли многолетних, наиболее толстых льдов, приведет к абсолютному доминированию однолетних льдов на российском шельфе, что снизит силы воздействия ледяных полей. Рост ветровой активности может усилить торошение в локальных и относительно мелководных районах, но не следует ожидать вследствие этого значительных изменений размеров торосов и стамух. Повышение температуры воздуха и воды будет способствовать уменьшению размеров их монолитной консолидированной части, и, следовательно, некоторому снижению воздействий, которые они оказывают на сооружения. Оценки возможных изменений геометрии айсбергов затруднительны, для этого слишком мало данных. Еще большую неопределенность содержат оценки долгопериодных трендов интенсивности продуцирования айсбергов выводными ледниками арктических архипелагов. Повышение температуры повлияет на скорость разрушения айсбергов, уменьшит время их жизни. Возможен некоторый рост максимальных скоростей движения ледяных образований, что может увеличивать силу их воздействий на морские объекты.

Существенные изменения ожидаются в сроках начала ледообразования, в продолжительности ледяного периода и сроках таяния льда, включая окончательное очищение акваторий. Будут возникать более благоприятные условия для морских операций, сократится время воздействия льдов на сооружения, что снизит риски возникновения неблагоприятных ситуаций. В среднем облегчится доступ к морским месторождениям российского шельфа.

Повышение уровня моря, рост числа и интенсивности штормов и увеличение продолжительности безледового периода в прибрежной зоне будет способствовать более интенсивному разрушению берегов, сложенных рыхлыми и льдистыми породами, что может угрожать прибрежной инфраструктуре.

Возможно увеличение числа и интенсивности ледовых штормов, когда сильное ветровое волнение развивается в зоне разряженных льдов, состоящей из достаточно крупных обломков льда. Так Печорское море представляет собой зону, где указанные факторы могут сочетаться при сильных продолжительных ветрах северо-западных направлений.

Менее однозначная ситуация с ветроволновыми и другими неледовыми воздействиями. Поэтому, можно рекомендовать недропользователям проводить более тщательные оценки по учету указанных неблагоприятных тенденций. Целесообразно включить подобные рекомендации в нормативные документы, регламентирующие подготовку данных о параметрах окружающей среды для проектов по освоению арктического шельфа, а также повышать надежность методов расчета прогностических параметров окружающей среды.

В целом ожидаемые изменения будут благоприятствовать деятельности по освоению морских месторождений, включая плавания по трассам Северного морского пути. При этом сохраниться потребность в мощных атомных и дизельных ледоколах, поскольку лед на трассах СМП будет присутствовать более половины года, будут возникать экстремальные ледовые явления.

Опыт последнего десятилетия показывает, что совместными усилиями государства и недропользователей проблемы обеспечения гидрометеорологической безопасности в Арктике решаются успешно.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Статья 2. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы

1. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их ведения.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

2. Отношения, возникающие при сборе, обработке, хранении, предоставлении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 21-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

3. Имущественные отношения, возникающие в связи с использованием организационно-технических средств сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении при осуществлении деятельности гидрометеорологической службы, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

4. Отношения, возникающие при приобретении служебного оружия работниками юридических лиц федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Отношения, возникающие при международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Участники деятельности гидрометеорологической службы

Участниками деятельности гидрометеорологической службы являются:

  • федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации;
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  • организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • научно-исследовательские организации;
  • организации наблюдательной сети;
  • специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;
  • физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.

Статья 4. Основные принципы деятельности гидрометеорологической службы

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;
    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)
  • единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;
    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)
  • безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы; интеграция мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с международными системами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
    (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
  • эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)
  • обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);
    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)
  • соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.
    (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 5. Основные направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются:

Статья 6. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке утверждает перечень работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организует и обеспечивает проведение таких работ, осуществляет иную деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Финансирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета.

2. Иные работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях могут финансироваться за счет федерального бюджета и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Особенности приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности и используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Глава III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 9. Порядок осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Выпуск экстренной информации осуществляют только федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы могут приобретать, хранить и использовать средства активного воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Деятельность гидрометеорологической службы в чрезвычайных ситуациях

Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 12. Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации информационной продукцией

Статья 13. Охрана государственной наблюдательной сети

1. Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

2. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

4. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Статья 13.1. Порядок приобретения и использования служебного и охотничьего огнестрельного оружия
(введена Федеральным законом от 25.06.2002 N 70-ФЗ)

1. Территориальные органы и организации федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях имеют право приобретать и использовать служебное и охотничье огнестрельное оружие в качестве служебного для решения задач, связанных с защитой жизни и здоровья работников этих органов и организаций, обеспечением охраны собственности, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Работники территориальных органов и организаций федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выполняющие задачи гидрометеорологической службы на труднодоступных станциях, имеют право на хранение, ношение и применение в целях самообороны охотничьего огнестрельного оружия.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Капитаны научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов, их помощники, а также указанные в настоящей статье работники территориальных органов и организаций федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях при выполнении возложенных на них обязанностей по охране перевозимых ими ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции и грузов, содержащих носители сведений, составляющих государственную тайну, имеют право на хранение, ношение и применение служебного оружия.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

5. Перечень должностных лиц и работников, которые имеют право на хранение, ношение и применение служебного и охотничьего оружия, а также виды, типы, модели и количество такого оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Глава IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Статья 14. Категории доступа к информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационной продукции
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

1. Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

2. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Статья 15. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

1. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

2. Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 21-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 16. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, незамедлительно предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 17. Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационной продукции
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

1. Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

3. Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обязан информировать пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей).
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

5. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств устанавливается международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об участии в международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 19. Международное сотрудничество Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации. Российская Федерация содействует формированию и развитию международных наблюдательных сетей и международному обмену информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
(в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обеспечивает защиту интересов Российской Федерации и координацию работ юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и физических лиц при осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок участия федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в международном сотрудничестве Российской Федерации, в том числе в международном обмене информацией о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационной продукцией, определяется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 21-ФЗ)

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Читайте также: