Что такое фискальные обязательства

Обновлено: 30.06.2024

Определение и возникновение отложенных обязательств

Образующееся несоответствие по начисляемой налоговой сумме отражается специальной отчетностью (по положению ПБУ 18/02 для учета расчетов по налогу по прибыли).

По ПБУ показатели разделяются на два вида: временные и постоянные. К первым относят отражаемые в одно время (период) в качестве затрат/поступлений и учитываемые в иной период для обложения. Показатели второго типа в виде поступлений или трат не учитываются по облагаемой базе, но учитываются по бухучету либо наоборот. Следствием образующегося несоответствия по размеру прибыли до налогообложения, большей по поступлениям по бухгалтерской методике учета, чем по налоговой, стало появление отложенного налогового обязательства (ОНО).

ОНО представляет собой отложенную часть налога по прибыли, вызывающую повышение размера налога по прибыли в будущих временных отчетных периодах. Признание указанных обязательств производится в цикле, где произошло образование соответствующих временных разниц.

ОНО = Временные разницы, подлежащие обложению * величина отчисления с прибыли (ставка)

Причинами образования временных разниц, принимаемых к налогообложению, могут быть:

  • различие методик подсчета амортизации в двух вариантах учета (по налогам, бухгалтерскому методу);
  • различие видов учета расходных операций: по кассовому методу в бухучете и по налоговому способу методом начислений;
  • несовпадение в бухучете и при налогообложении методик отражения процентных выплат, производимых предприятиями при использовании привлеченных заемных средств (ссуд, кредитов);
  • перенос сроков (отсрочка) или оплата частями (рассрочка) налоговых платежей по прибыли.

Видео

Текущий налог на прибыль

Новая редакция ПБУ 18/02 предлагает на выбор два способа формирования в бухгалтерском учете текущего налога на прибыль. Закрепите его в учетной политике.

Способ отсрочки. Текущий налог на прибыль сформируйте на отдельном субсчете к счету 68. Его сумма будет состоять из условного расхода или дохода (УР и УД), ПНР, ПНД, ОНА, ОНО – в этом случае все показатели отражаем так же, как делали раньше. Отложенные налоги отражайте по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 68. Условный расход, ПНР и ПНД – на счетах 68 и 99:

Дебет 99 Кредит 68

  • отражен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99 Кредит 68

Дебет 68 Кредит 99

Дебет 09 Кредит 68

Дебет 68 Кредит 77

Балансовый способ. Текущий налог на прибыль перенесите из декларации по налогу на прибыль и отразите проводкой по дебету 99 и кредиту 68. Условный расход или доход, ПНР, ПНД на счетах бухучета не отражайте. Отложенные налоги отражайте по счету 09 или 77 в корреспонденции со счетом 99. В бухгалтерском учете будут записи:

Дебет 99 Кредит 68

Дебет 09 Кредит 99

Дебет 99 Кредит 77

Независимо от способа расчета, сумма текущего налога на прибыль будет одинаковой. Это видно из формулы на следующем слайде.

Цель применения

 Бесплатно ве

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Пере на балансовый ведения ПБУ / в С

Почему лучший выбор в 1С — балансовый метод?

  • не нужно квалифицировать разницу: ПР или ВР;
  • не применяется правило БУ = НУ + ПР + ВР;
  • это единственный вариант, полностью автоматически формирующий отложенный налог в соответствии с ;
  • учет по максимально прост и лаконичен;
  • остальные варианты требуют анализа всех операций и корректировок в ручном режиме, что трудоемко, с высокой вероятностью ошибок.

Изучите на видеоуроках порядок перехода в 1С на балансовый метод, если ранее в настройках был выбран балансовый с ПР и ВР или затратный.

Постоянные разницы, ПНР и ПНД

Постоянные разницы – это доходы и расходы, которые учитываются в бухгалтерском учете, но не принимаются во внимание в налоговом учете. К ним относят:

  • суммы превышения фактических расходов, отражаемых в бухгалтерском учете, над расходами по нормам, принимаемым для целей налогообложения;
  • расходы по безвозмездной передаче имущества;
  • убыток, перенесенный на будущее, но который по истечении времени не может быть принят для целей налогообложения.

При появлении постоянных разниц возникает постоянный налоговый расход (ПНР) либо постоянный налоговый доход (ПНД).

ПНР как и ПНД рассчитываются умножением постоянной разницы на ставку налога на прибыль.

ПНР приводит к увеличению налога на прибыль в отчетном периоде.

ПНД приводит к уменьшению налога на прибыль в отчетном периоде.

ПНР и ПНД признаются в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Как отразить временную разницу

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги. 1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

Пример 3

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет. Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.). К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю. Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

АКТИВЫ

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

Пример 4

Бухгалтер определил, что по состоянию на последний день отчетного года у организации две временные разницы. Первая является вычитаемой, она возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина равна 50 000 руб. Вторая является налогооблагаемой, она возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина равна 70 000 руб.

В случае, когда все указанные действия уже были проделаны годом ранее (то есть при подведении итогов и составлении отчетности за предыдущий год), нужно просто взять прошлогодние данные.

5. Сравнить временную разницу на конец предыдущего года и временную разницу на конец отчетного года. Далее действовать по следующему алгоритму:

6. Создать необходимые проводки (см. табл. 2):

Таблица 2

Какие проводки создать при отражении и погашении ОНА и ОНО

Название операции

Проводка

Сумма проводки

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

Пример 5

На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

Бухгалтер создал проводки: ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 — 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 — 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

Отложенный налог на прибыль равен 25 000 руб.(12 000 руб. + 13 000 руб.).

 Подготовить,

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Состав временных разниц

Минфин расширил список тех ситуаций, в результате которых возникают временные разницы. В частности, теперь в их составе прямо упомянуты оценочные обязательства, которые формируются только в бухгалтерском учете, или резервы, которые есть только в налоговом учете (п. 8 ПБУ 18/02 в ред. 2020 года).

Это разницы, когда организация:

  • переоценивает активы;
  • создает резервы по правилам, отличающимся в бухгалтерском и налоговом учете;
  • признает оценочные обязательства.

Обратите внимание на особенность учета разниц по переоценке внеоборотных активов. Если в результате переоценки мы впервые отражаем в бухучете уценку основного средства или нематериального актива, то делаем проводки в корреспонденции со счетом 91. И эта сумма дает нам постоянную разницу. Когда мы сравниваем балансовую стоимость внеоборотного актива после переоценки и его налоговую стоимость, то появляется еще одна разница. Мы ее должны рассматривать как временную. То есть в результате уценки у нас появятся сразу две разницы – и постоянная, и временная.

Вот еще некоторые из случаев, когда результат операции не отражается в составе прибыли текущего периода:

  • дооценка основных средств и нематериальных активов, если раньше не было уценки, или их уценка в последующие годы при наличии дооценки (счет 83);
  • курсовые разницы, которые возникают при пересчете финансовой отчетности иностранного подразделения;
  • исправление существенной ошибки в бухучете после утверждения бухгалтерской отчетности (счет 84);
  • изменения в учетной политике, которые влекут ретроспективный пересчет (счет 84).

В результате таких операций балансовая стоимость активов и обязательств меняется, а корректировка относится на счет 83 или счет 84. При сравнении балансовой стоимости

таких активов и обязательств с их налоговой стоимостью будет возникать временная разница.

Отражение в учете: проводки

Кратко о фабуле дел.

1. Решением от 28.10.2016 № 51221099 доначислено налогов в общем размере 346 133 004 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ – 121 185 873 руб., штрафа – по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 26 608 022 рубля. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 521 051 549 руб., завышение заявленного к возмещению из бюджета НДС за 1 квартал 2013 года – 5 299 890 руб.

2. Решением от 27.06.2018 № 03-21/56391621 о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений доначислено налогов в общем размере 1 653 430 694,45 рубля, пени в соответствии со ст. 75 НК РФ - 602 085 729,02 руб., штрафа по ст. 122 НК РФ и по ст. 123 НК РФ - 240 016 329,11 рублей. Кроме того, по результатам проверки установлено завышение убытков по налогу на прибыль организаций в сумме 379 768 851 руб.

Рассмотрим подробнее вторую проверку, к первой же мы еще вернемся.

Доначисления мотивированы тем, что якобы общество производило неучтенную продукцию и, соответственно, не уплачивало с ее реализации налоги. Налогоплательщик заявляет о том, что никакой неучтенной продукции не производилось, ссылаясь при этом на то, что за период с 2014 по 2018 год контролирующим органом - Росалкогольрегулированием - было проведено 3 плановых и 40 внеплановых проверок общества, по результатам которых никаких фактов (признаков) наличия производства неучтенной продукции не было выявлено. При этом Росалкогольрегулирование проводит свои проверки в режиме реального времени. Однако налоговым органом обществу были вменены производство и реализация неучтенного объема пива и пивных напитков, реализованного третьими лицами, за прошедшие периоды. Доводы о том, что произвести якобы неучтенную продукцию, с учетом отсутствия для этого технической возможности, общество не могло в принципе, налоговым органом проигнорированы. Также оставлены без внимания доводы о том, что установленные на оборудовании общества средства контроля (счетчики произведенной продукции, система ЕГАИС и т.п.) не подтверждают изготовление какой-либо неучтенной продукции.

Тут необходимое отступление - письменные пояснения налогоплательщика, возражения налогового органа, а также документы, подтверждающие изложенные сведения, в электронном виде размещены в облачном хранилище в сети Интернет для свободного доступа, по следующей ссылке. Сделано это с той целью, чтобы заинтересовавшееся данным случаем лицо могло самостоятельно их изучить и сформировать свою позицию.

Более того, в материалах дела имеются документы, которые не только не находятся во взаимосвязи с доказательствами, на которые ссылается инспекция, но и прямо им противоречат – например, материалы проверок РАР, которые представлены до вынесения инспекцией решения – 20.03.2018 (вместе с дополнительными возражениям на акт проверки), причем во время проведения инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля. Проверкой данные противоречия устранены не были, контрольные мероприятия не проведены, фактические обстоятельства не выяснены.

Теперь перейдем к тому, как налоговым органом были рассчитаны налоговые обязательства. А производила инспекция расчеты налоговых обязательств произвольно, руководствуясь одной ей известной логике, не основываясь на положениях НК РФ. При этом по непонятной причине инспекция отказалась от применения расчетного метода исчисления налогов и сборов, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. Информация об аналогичных налогоплательщиках в обжалуемом решении не содержится.

Что произошло в итоге применения такого подхода налоговым органом? Если в фундаменте содержится изъян, сложно рассчитывать на устойчивость всего здания. Так и вышло в данном случае.

Суммы за 2014-2015 гг.

№ приложений к решению по итогам проверки за 2014-2015 гг.,

Выручка без НДС, руб. (определена на основании первичных документов и выборок из банковских выписок третьих лиц), руб.

1 260 330 157

Выручка с НДС, руб.

(данные из приложений №45+№46) * 1,18

Сумма доначисленных налогов, руб. (с учетом Решения УФНС России от 26.12.2018 № 16-22/19341@)

1 442 396 606

Сумма итоговых показателей из приложений №№ 50, 51, 52, 53

Среднеотраслевая налоговая нагрузка, %

Среднеарифметическая за 2 года – 18, 8

Суммы пени по решению, руб.

Стр. 466 решения

Суммы штрафа по решению, руб.

Стр. 466 решения

Итого сумма налогов, штрафов, пени

Стр. 466 решения

Соответственно, из таблицы наглядно видно, что инспекцией доначислены налоговые обязательства, размер которых не объективен и не реален.

А теперь несколько выводов, почему, по мнению автора, так произошло. И здесь необходимо вернуться к судьбе решения налогового органа, вынесенного по результатам первой проверки.

Однако суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа, а в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СКЭС было отказано. Общество обратилось с еще одной кассационной жалобой, уже в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ. А дальне произошло странное. Данная жалоба была подана 06.02.2019, однако была Верховным Судом Российской Федерации возвращена без рассмотрения по существу на основании п. 1 ч. 1 ст. 291.5 АПК РФ. Так, согласно письма Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 г. № 304-КГ18/25070, жалобы была возвращена, так как к ней было приложено платежное поручение от 14.12.2018 г. № 1170, свидетельствующее об оплате государственной пошлины за ранее поданную и рассмотренную в ВС РФ кассационную жалобу от 14.12.2018 г. Хотя на самом деле к возвращенной жалобе, поступившей 15.08.2018 г., было приложено платежное поручение № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей, а к жалобе от 14.12.2018 г. было приложено иное платежное поручение № 1171 от 14.12.2018 г. на сумму 3 000,00 рублей. То есть платежное поручение об оплате государственной пошлины № 1170 от 14.12.2018 г. на сумму 6 000,00 рублей ранее нигде не использовалось и никуда не прикладывалось. Таким образом, по причине ошибки сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации налогоплательщик был лишен права на рассмотрение его обращения от 06.02.2019 и, соответственно, права на судебную защиту его интересов, гарантированного законом. В настоящий момент кассационная жалоба в порядке ч. 8 ст. 291.6 АПК РФ, совместно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Однако пока дальнейшая ее судьба неизвестна.

Целью настоящей статьи не является какая-либо критика вынесенных судебных актов, однако необходимо отметить, что Оставление в силе обжалуемых судебных актов создает, как указывалось в жалобе, опасный прецедент, без преувеличения, для всей налоговой и судебной системы Российской Федерации, так как нижестоящие суды предоставили право всем налоговым инспекциям страны при проведении выездных налоговых проверок произвольно отказываться от применения расчетного метода, предусмотренного пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и бесконтрольно доначислять налоги и сборы, в том числе на основании юридически порочных документов. Такой порочный подход ведёт к нарушению фундаментальных норм налогового права и идет вразрез как с устоявшейся судебной практикой, так и с официальной позицией Верховного Суда Российской Федерации. Но что ещё более важно, такой подход ведёт к подрыву доверия со стороны предпринимательского сообщества к деятельности ФНС России, а это, в свою очередь, может быть причиной дестабилизации всей финансовой системы страны.

В результате сложилась ситуация, при которой, несмотря на всю абсурдность:

- налоговая нагрузка налогоплательщика в размере 116,1 % (при среднеотраслевой 19,1 %) соответствует его действительным налоговым обязательствам и не противоречит принципу справедливости, соразмерности, всеобщности и равенства налогообложения в Российской Федерации.

Установление налоговых обязательств, как это следует из основных принципов налогообложения в Российской Федерации согласно действующему Налоговому кодексу РФ, не должно приводить к более обременительному налогообложению налогоплательщика - в ином случае весь механизм борьбы с налоговыми правонарушениями выполнял бы не восстановительно-фискальную функцию, а исключительно карательную.

Но все же, еще есть шанс на пересмотр дела № А46-15322/2017, а в рамках дела № А46-5513/2019 решение налогового органа в абсолютно большей части все же признано незаконным. Посмотрим, как будут развиваться события в дальнейшем.


Ни для кого не секрет, что в последнее время налоговики добились больших успехов в части. пополнения казны. Но самое главное, что им удалось изменить отношение к себе, заставив если не уважать, то бояться точно.

Почему бизнес боится

Зачастую в последнее время бизнес боится проблем с налоговиками едва ли не больше, чем столкновения с правоохранителями, и на это есть свои обоснованные причины.

Так, осмотр помещений и территорий бизнеса (в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ) налоговики могут провести в более упрощенном порядке, чем обыск в рамках уголовного дела. Такая ситуация, по мнению специалистов, является правовым перекосом, так как правонарушения в налоговой сфере являются менее тяжкими чем в уголовно-правовой.

Ощущение, что. налоговикам предоставлены полномочия, сравнимые с полномочиями правоохранителей — по примеру американской модели. И сделано это целенаправленно и осмысленно. Так что не будем удивляться тому, что порой бизнес нервничает даже от рядового вызова в налоговую.

Поэтому зачастую рядовой вызов в налоговую инспекцию может заставить налогоплательщика занервничать.

Что такое налоговые комиссии

Рассмотрим так называемый вызов на рабочее заседании комиссии или заседание рабочей группы ИФНС по легализации.

Наверняка вы уже захотели посмотреть нормативку по таким комиссиям. Надо же понимать, как отстаивать свои права!

И тут начинается самое интересное: законодательства, которое бы регулировало такие комиссии, не существует. Нечто регламентирующее есть в качестве инструкции ФНС, но в связи с неуплатой работодателями НДФЛ.

Получается, налоговые комиссии не предполагают каких-либо прав и обязанностей, но в тоже время являются распространённой мерой воздействия — как правило, психологического — на бизнес для принуждения последнего к добровольному уточнению.

Как попадают на комиссии

Каким образом налогоплательщик может попасть в поле зрения инспекторов отдела камеральных проверок или контрольно-аналитического отдела, то есть лиц, непосредственно проводящих такие комиссии?

К внутренней инициативности относятся плановые или внеплановые действия в отношении конкретного налогоплательщика, представляющего интерес в определенный период времени.

В качестве примера можно упомянуть случай, когда бизнес из-за недобросовестных бухгалтеров привлек внимание сотрудников общего отдела. Бухгалтеры не представили отчетность и отправили недостоверные данные в подучетную ИФНС. Информацию об этом бизнесе передали для детального анализа в отдел камеральных проверок. Последний нашел признаки сомнительных операций и пригласил генерального директора на заседание комиссии.

К внешней инициативности относятся действия иных государственных органов, юрлиц или физлиц, предоставивших налоговикам информацию о подозрительном бизнесе.

Так, в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) в 2020 году в отношении компании, не причастной к событию преступления, но ранее сотрудничавшей с интересующим следствие юрлицом, были проведены допросы практически всех сотрудников, обыск, изъяты электронные носители и документы, в том числе оригиналы. Деятельность компании была приостановлена на месяц, еще через два — следователь заявил о непричастности компании к преступлению и все же направил представление в подучетную ИФНС через УФНС РФ по Москве, которая в оперативном порядке назначила заседание комиссии и пригласила генерального директора.

Как проводится комиссия

Вызов на заседание комиссии или рабочей группы оформляется соответствующим уведомлением и направляется налогоплательщику почтой или в электронной форме. Как правило, в уведомлении сказано о необходимости явки генерального директора. Но по согласованию с инспектором в ИФНС может прибыть и иное уполномоченное лицо.

Само заседание проводится в служебном кабинете инспектора ИФНС единолично. Именно единолично, несмотря на участие в нем как минимум еще двух-трех должностных лиц из числа руководителей (вплоть до замначальника ИФНС), которые указаны в качестве подписантов в итоговом протоколе заседания.

По прибытию в ИФНС инспектор по личной инициативе либо по ходатайству налогоплательщика:

  • сообщает о причинах вызова;
  • указывает на предмет заседания, предоставляя сведения о конкретных контрагентах, операции с которыми налоговая считает сомнительными.

Последнее, как правило, подкрепляется какими-то установленными или якобы установленными фактами (генеральный директор номинал, фактическая деятельность не осуществлялась, адрес массовой регистрации, взаимозависимые лица и тд).

Представителю налогоплательщика передается для ознакомлении и подписания протокол заседания комиссии или рабочей группы, в котором указаны:

  • лица, участвующие в заседании;
  • повестка дня;
  • установленные факты злоупотребления с указанием конкретного периода, операций и контрагентов;
  • рекомендации налогоплательщику (уточниться, уплатить, не допускать нарушения налогового законодательства РФ, соблюдать меры должной осмотрительности и тд);
  • а также графа с пояснениями налогоплательщика относительно выявленных налоговой фактов, которая заполняется собственноручно.

Однако зачастую некоторые ИФНС пренебрегают последним пунктом, не включая графу пояснений налогоплательщика, тем самым не давая возможность документарного отражения его позиции.

Как себя вести?

Во-первых, необходимо помнить, что цель ИФНС — попытаться заставить вас уточниться в добровольном порядке, используя первичную информацию об операциях с отдельным контрагентом — как правило, недостаточную для подтверждения корыстного умысла уклониться от уплаты НДС.

То есть речь о некоем психологическом воздействии на конкретных физлиц, представляющих налогоплательщика.

Во-вторых, обещания инспектора ИФНС в случае выполнения всех рекомендаций в полном объеме не исключает возможности проведения в отношении вас выездной налоговой проверки — в частности, пересматривая выполненные в рамках заседания комиссии или рабочего группы налоговые обязательства.

В-третьих, комиссия фактически не регулируется какими-либо законами и ведомственными инструкциями ФНС РФ. Как мы уже говорили выше, у налогоплательщика отсутствуют какие-либо права и обязанности, а требования ИФНС носят рекомендательный характер.

Все же игнорировать вызов не стоит, а по прибытию на заседание и в ходе его проведения соблюдать следующие рекомендации:

  • установить по возможности доброжелательные отношения с инспектором ИФНС, создав основу для реализации общей стратегии
  • перед началом попросить инспектора разъяснить порядок проведения заседания и сообщить о его предмете или повестке дня;
  • в ходе беседы, отвечать на вопросы инспектора ИФНС только в части, касающейся предмета заседания, не разрушая при этом доброжелательную атмосферу;
  • на вопросы относительно конкретных контрагентов и сомнительных операций с ними, по возможности, ограничиваться ответами о необходимости проведения внутренней служебной проверки, по результатам которой и предоставить интересующую информацию в ИФНС. Целесообразность состоит в том, чтобы не быть голословными и впоследствии предоставить информацию и подтверждающие её документы и сведения;
  • в обязательном порядке в итоговый протокол заседания внести письменные пояснения относительно позиции налогоплательщика (прим. — в указанный срок будет дан ответ), в том числе при намерении провести внутреннюю служебную проверку, а в случае невозможности внести пояснения и отказа её предоставить — отразить такую позицию в отдельном обращении на имя руководителя ИФНС;
  • если речь идет о непричастности к инкриминируемым ИФНС злоупотреблениям, и наличии при себе у представителя налогоплательщика подтверждающих документов, и в случае отказа отразить позицию в протоколе заседания и приобщении к нему подтверждающих документов, — заявить ходатайство о проведении допроса в качестве свидетеля, указав в соответствующем документе (протокол допроса) свою позицию и приобщить к нему имеющиеся документы;
  • получить копию протокола, подписанного всеми участвующими лицами, в случае отказа её предоставить, также обратиться с соответствующим письмом к руководителю ИФНС.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: