Что такое экологическое занятие в чем их отличие от других форм ознакомления детей с природой
Обновлено: 04.07.2024
Задачи, стоящие перед воспитателем по ознакомлению детей с окружающим миром:
1.Формирование у детей элементарной системы знаний.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.
2. Формирование у детей трудовых навыков и умений.
Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда.
3.Формирование у детей любви к природе.
Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с окружающим миром.
В младшей группе важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе. Сложность и многообразие задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы и формы работы с детьми, которые обусловлены рядом требований, особенностями организации в разных возрастных группах.
Формы ознакомлению дошкольников с природой: занятия, экскурсии прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке .
Методы ознакомления дошкольников с природой их 3 Наглядные, практические, словесные.
1.К наглядным относятся: наблюдение, иллюстративный материал, технические средства или учебный экран. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Только после проделанной работы необходимо сделать вывод, прийти к какому-то решению.
Иллюстративный материал– картины, плакаты, карточки, схемы дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются мультфильмы, презентации, интерактивные игры. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
2. Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. используются игры – с мячом, игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами.
Широко используются настольно-печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений.
Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
3. Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Цель предварительной – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
Применяемые технологии по ознакомлению с природой.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, которые определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики.
- Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.
- Это подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (презентации, мультфильмы и пр.)
- Это и обмен опытом (создала сайты в сети Интернет, сайт детского сада), знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
- Это интерактивные игры
Технология проектной деятельности. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему живой и неживой природы и получение практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Классификация проектов по ознакомлению с окружающим миром:
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в разных формах непосредственно образовательной деятельности происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи
- познавательная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебно-наглядный материал используется в качестве ее средства, в познавательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нее включаются следующие игры и упражнения:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технология исследовательской деятельности Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование) Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды. Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа) Виды растений. Виды животных. Виды профессий.
3. Путешествие по карте Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника. Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель¬ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз¬ный маршрут развития ребенка.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов за-полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
В портфолио можно включить ряд разделов направленные на ознакомление детьми с природой:
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
- Чудова Светлана Владимировна
- 6 октября 2019
- 3881
- 1
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Цель: изучение видов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
Раскрыть значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
Охарактеризовать виды занятий по ознакомлению детей с природой.
Составить конспект занятия экологическому воспитанию.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3
Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой………. 4
Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой…………..4
1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой……. 5
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………. 17
Работа содержит 1 файл
Условия, созданные в дошкольном образовательном учреждении для ознакомления детей с природой.doc
- Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой………. 4
- Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой…………..4
1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой……. . . . 5
- Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… ………………. 12
Список использованных источников…………………………………………. 17
Актуальность. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Цель: изучение видов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
- Раскрыть значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
- Охарактеризовать виды занятий по ознакомлению детей с природой.
- Составить конспект занятия экологическому воспитанию.
- Принцип природосообразности в истории педагогики (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори).
- Вклад отечественных ученых в становление экологического образования (революционеры-демократы, В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова).
- Советский период становления экологического образования (Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский).
- Раскройте роль зарубежных педагогов-мыслителей в становлении экологического образования дошкольников.
- Покажите, как основные положения русских педагогов о роли природы в воспитании использовались в разработке экологического образования дошкольников.
- Какие этапы прошло экологическое образование дошкольников в советский период?
- Раскройте взгляды Н. К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского на роль природы во всестороннем воспитании дошкольников.
- Познакомьтесь с разными программами экологического содержания.
- Чем обусловлен отбор содержания программы?
- Проанализируйте программу и подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:
- Сколько разделов в программе и чему посвящен каждый?
- В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе? Докажите словами из программы.
- Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
- В чем заключается экологичность знаний о животных?
- В чем состоит экологический подход к процессам жизнедеятельности растений и животных?
- С какими экосистемами можно познакомить детей?
- Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в программном материале?
СЕМИНАР 7. Педагогические условия экологического образования в детском саду
ЦЕЛЬ: усвоение студентами педагогических условий экологического образования, требований к содержанию животных и растений в условиях детского сада.
- Экологический подход к содержанию животных в детском саду.
- Экологический подход к содержанию комнатных растений
- Организация зеленой зоны на участке детского сада.
- Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 8. Формы организации детей при ознакомление их с миром природы
ЦЕЛЬ: способствовать усвоению студентами сущности и специфики разнообразных форм организации обучения, их классификации; сформировать у студентов умение моделировать различные формы организации обучения, организовывать познавательную деятельность дошкольников в разных формах организации детей при ознакомлении их с миром природы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 9. Методы организации детей при ознакомлении их с миром природы. Организация циклических наблюдений. Наблюдение и эксперимент
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения различных методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций методов обучения, распознавать методы обучения, решать педагогические задачи.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
О каком методе организации детей пойдет сегодня речь мы узнаем из видеосюжета
СЕМИНАР 10. Труд как метод экологического воспитания дошкольников
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий темы, педагогических требований к организации труда как метода экологического воспитания дошкольников.
- Труд в уголке природы.
- Труд на земельном участке.
Вопросы трудового воспитания в своих работах рассматривали многие ученые – Б.Г. Ананьев, С.В. Арсентьева, Р..В. Запорожец, Н.К. Крупская, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин.
Какие виды труда выделяют авторы в классификациях? Вспомним, выполнив задание
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Картотека художественных произведений о труде для детей дошкольного возраста
Работа в группах (5-7 мин): чтение рассказа В. Сухомлинский Каждый человек должен. Студенты работая в сессионных залах формулируют письменно коллегиальный ответ на вопрос ПОЧЕМУ Петрик не мог долго уснуть? Представление ответа от группы.
СЕМИНАР 11. Игра как метод экологического воспитания
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения игровых методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций игровых методов обучения, распознавать игровые методы обучения, решать педагогические задачи.
- Связь игры с экологическим воспитанием детей.
А) Использование сюжетно-ролевой игры.
Б) Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.
В) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
- Игры с правилами.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 12. Ознакомление детей с миром природы через слово
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий, технологии применения словесных методов обучения; формирование умений проводить сравнительный анализ классификаций словесных методов обучения, распознавать словесные методы обучения, решать педагогические задачи.
- Чувственный опыт и слово в ознакомлении детей с природой.
- Беседы на познавательные темы.
- Познавательные рассказы педагога
- Познавательная литература.
- Рассказы-загадки.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 13. Сотрудничество детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольника
ЦЕЛЬ: усвоение сущности базовых понятий темы, технологии вопроса сотрудничества детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольника.
- Содружество ДОО и семьи в экологическом воспитании.
- Всестороннее развитие дошкольников в процессе работы с природным материалом.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 14. Диагностика экологической воспитанности дошкольников
ЦЕЛЬ: отработать умение у студентов диагностировать экологическую воспитанность дошкольников.
Читайте также:
1.1 Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека [3, 27].
Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы [3, 28].
Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой
Различают следующие виды ознакомления детей с окружающей природой.
Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения [4, 52].
Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,
Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.
Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе [4, 54].
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Следующий вид - занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.
Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных [2, 10].
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно- следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
Слайд 1
Слайд 2
Общая характеристика занятий Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте. Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения. Программное содержание - это конкретно сформулированные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые воспитатель решает с детьми в процессе обучения. Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение. Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр.
Слайд 5
1.2. Обобщающий тип занятий В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление. Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.
Слайд 6
Комплекс признаков, на основе которых осуществляется формирование обобщенного представления, включает в себя следующие: 1) живут вместе с человеком (в одном доме или дворе); 2) не боятся человека, подпускают его к себе и позволяют производить разные операции (доить, стричь, мыть, чесать и пр.); 3) приносят человеку пользу (дают молоко, шерсть и пр.); 4) человек заботится о домашних животных и создает для их жизни все необходимые условия: строит теплое жилище (коровник, сарай и др.), кормит, поит, запасает корм впрок, охраняет, выхаживает молодняк; 5) выпущенные на волю в естественные природные условия, домашние животные могут погибнуть, так как они утратили многие приспособительные особенности и привыкли к заботе человека.
Слайд 7
Лошадь домашнее животное или нет? Лошадь - домашнее животное, потому что живет в конюшне в одном дворе с хозяином; не боится его, подпускает и дает себя запрягать, чистить, подковывать; приносит хозяину большую пользу - перевозит тяжести, помогает ему в хозяйстве, лошадь умное животное - хорошо понимает хозяина; он создает все условия для нее: строит конюшню, кормит овсом, сеном, чистит ее, убирает в помещении; прожить ей в лесу одной без хозяина трудно - холодно (нет конюшни), голодно (нет овса или другого зерна, а ветки с деревьев есть она не привыкла), опасно (стая волков ее одолеет).
Слайд 8
1.3. Углубленно-познавательный тип занятия Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Слайд 10
1.4. Комплексные занятия Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Слайд 12
Структура занятия по ознакомлению с природой Тема: Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные. Ход занятия: Вводная часть: 1. Организационный момент (сюрпризный момент) 2. Введение в игровую ситуацию (ИОС) II. Основная часть: 3. Решение поставленных задач: беседа, полилог, загадки, рассматривание иллюстраций, дидактические игры 4. Физминутка III. Заключительная часть: 5. Творческая деятельность 6. Итог занятия
Слайд 13
Контрольные вопросы 1. Что такое экологические занятия? В чем их отличие от других форм ознакомления детей с природой в повседневной жизни? 2. Какие существуют типы экологических занятий? В чем специфика каждого из них? Какие средства наглядности их сопровождают? 3. Каковы сходство и различие обобщающих и углубленно-познавательных типов занятий? Как они влияют на умственное развитие детей и способствуют подготовке к школе?
Слайд 14
Слайд 15
ЦЕЛЬ: выявить значимость процесса формирования знаний, отношения, поведения в экологическом образовании дошкольников.
2. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста:
А) Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников;
В) Воспитатель – носитель экологической культуры;
Г) Организация и управление в сфере экологического воспитания дошкольников.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 5. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики
ЦЕЛЬ: сформировать представление об истории экологического образования в педагогике.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
СЕМИНАР 6. Современные программы экологического образования
ЦЕЛЬ: выработать у студентов собственное мнение по структуре и экологическому содержанию программ дошкольных образовательных учреждений; умение применять материал программы для составления конспектов занятий по экологии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ