Что такое досудебная пробация

Обновлено: 30.06.2024

Пробация - система видов
деятельности и индивидуально
определяемых мер контрольного и
социально-правового характера,
направленных на коррекцию
поведения лиц, категории которых
определены законом, для
предупреждения совершения ими
уголовных правонарушений.

3. Закон о пробации

4. В чем заключается цель пробации?

Целью пробации является содействие в
обеспечении безопасности общества
путем:
1) коррекции поведения
подозреваемого, обвиняемого;
2) ресоциализации осужденного;
3) социальной адаптации и
реабилитации лица, освобожденного
из учреждения уголовноисполнительной (пенитенциарной)
системы.

5. В чем заключается цель пробации?

В соответствии с указанной целью задачами
пробации являются:
1) оказание социально-правовой помощи лицам,
состоящим на учете службы пробации;
2) исполнение определенных законом видов
наказаний, не связанных с лишением свободы;
3) осуществление контроля за осужденным,
отбывающим наказание в виде ограничения
свободы, осужденным условно, освобожденным
условно-досрочно от отбывания наказания в виде
лишения свободы;
4) участие в подготовке к освобождению
осужденного, отбывающего наказание в
учреждении уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы.

7. К каким лицам применяется пробация?

Категории лиц, в отношении
которых применяется
пробация,
определяются Уголовным и
Уголовно-исполнительным
кодексами Республики
Казахстан, а также настоящим
Законом.

Лица, состоящие на учете службы пробации, имеют право на:
1) обращение, получение сведений на родном или другом
языке, которым они владеют, о своих правах и обязанностях,
примененном судом наказании, порядке и условиях исполнения
иных мер уголовно-правового воздействия, их изменениях, а
также порядке представления предложений, заявлений и
жалоб;
2) обжалование действий или бездействия субъектов,
осуществляющих пробацию, в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан;
3) участие в мероприятиях по ресоциализации, социальной
адаптации и реабилитации в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан.

Лица, состоящие на учете службы пробации,
обязаны:
1) исполнять возложенные законом и судом
обязанности;
2) исполнять и соблюдать порядок и условия
отбывания наказания и иных мер уголовноправового воздействия;
3) выполнять законные требования
субъектов, осуществляющих пробацию;
4) представлять достоверные сведения
субъектам, осуществляющим пробацию.

10. Кто осуществляет пробационный контроль?

Служба пробации - орган
уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы,
осуществляющий исполнительные
и распорядительные функции по
обеспечению исполнения
уголовных наказаний без изоляции
от общества, а также организации
и функционированию пробации.

Служба пробации:
1) ведет учет лиц, в отношении которых применяется
пробация;
2) устанавливает место жительства лица, в отношении которого
применяется пробация, состояние его здоровья, уровень
образования и трудовую занятость, а также иные сведения,
необходимые для определения объема предоставления ему
социально-правовой помощи;
3) составляет индивидуальную программу оказания социальноправовой помощи лицам, состоящим на учете службы
пробации;
4) разъясняет порядок предоставления и отказа от получения
социально-правовой помощи, оказывает содействие в ее
получении;

5) осуществляет подготовку досудебного доклада в
отношении подозреваемого, обвиняемого;
6) разъясняет лицам, к которым применены
наказания, не связанные с лишением свободы,
порядок исполнения возложенных на них судом
обязанностей и последствия их неисполнения;
7) разъясняет лицам, в отношении которых
установлен пробационный контроль, порядок и
условия его осуществления и прекращения, а также
последствия несоблюдения условий пробационного
контроля;
8) осуществляет пробационный контроль;

9) запрашивает необходимые для осуществления своих
полномочий сведения, справки, характеристики, иную
информацию от юридических лиц с соблюдением требований
законодательства Республики Казахстан о государственных
секретах и иной охраняемой законом тайне;
10) участвует в разработке и реализации:
программ в сфере защиты прав несовершеннолетних и семьи;
механизмов вовлечения субъектов, осуществляющих
пробацию, в деятельность по защите прав несовершеннолетних
и семьи;
11) участвует в проведении мониторинга качества услуг по
защите прав несовершеннолетних и семьи;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Республики Казахстан.

16. Виды пробации

Досудебная пробация применяется на добровольной основе в
отношении подозреваемых, обвиняемых:
1) несовершеннолетних;
2) инвалидов;
3) женщин:
Виды
пробации
в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет;
беременных;
имеющих малолетних детей в возрасте до трех лет;
4) мужчин:
в возрасте шестидесяти трех и свыше лет;
воспитывающих в одиночку малолетних детей в возрасте до
трех лет.

18. Виды пробации

Приговорная пробация
применяется в отношении:
1) осужденного к
ограничению свободы;
2) осужденного условно.

19. Виды пробации

Пенитенциарная пробация
применяется в отношении
осужденного, отбывающего
наказание в виде лишения свободы
в учреждениях уголовноисполнительной (пенитенциарной)
системы.

21. Виды пробации

Постпенитенциарная пробация применяется в отношении лица:
1) условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания в
виде лишения свободы;
2) освобождаемого из мест лишения свободы, в отношении
которого судом установлен административный надзор;
Виды
пробации
3) которому лишение свободы было заменено ограничением
свободы в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса
Республики Казахстан;
4) которому лишение свободы было заменено штрафом в
соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики
Казахстан;
5) отбывшего назначенный судом срок наказания в виде
лишения свободы.

22. Пробация в отношении несовершеннолетних

Служба пробации при постановке на учет несовершеннолетнего, в
отношении которого установлен пробационный контроль, и
определении объема необходимой ему социально-правовой помощи
реализует комплекс мер в соответствии со статьями
69, 169 и 174 Уголовно-исполнительного кодекса Республики
Казахстан с учетом положений статьи 18настоящего Закона.
Пробация в отношении
несовершеннолетних
При необходимости индивидуальной программой оказания социальноправовой помощи несовершеннолетнему предусматривается участие
педагога и психолога.
В отношении несовершеннолетнего наряду с мерами, указанными
в пункте 3настоящей статьи, служба пробации совместно с
представителями органа опеки и попечительства ежеквартально
проводит обследование жилищных условий несовершеннолетнего с
составлением акта.

Пробация - это система видов деятельности и индивидуально определяемых мер контрольного и социально-правового характера, направленных на коррекцию поведения лиц, категории которых определены, для предупреждения совершения ими новых уголовных правонарушений.

Целью пробации является содействие в обеспечении безопасности общества путем:

  • коррекции поведения подозреваемого, обвиняемого;
  • ресоциализации осужденного;
  • социальной адаптации и реабилитации лица, освобожденного из учреждения уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

В соответствии с указанной целью задачами пробации являются:

  • оказание социально-правовой помощи лицам, стоящим на учете в службы пробации;
  • исполнение определенных законом видов наказаний, не связанных с лишением свободы;
  • осуществление контроля за осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, осужденным условно, освобожденным условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • участие в подготовке к освобождению осужденного, отбывающего наказание в учреждении уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

Полномочия службы пробации

Служба пробации – орган уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, осуществляющий исполнительные и распорядительные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества, а также организации и функционированию пробации.

Какие виды пробации существуют?

В зависимости от видов пробации – закон различает и закрепляет четыре вида.

Досудебная пробация – деятельность и совокупность мер по оказанию социально-правовой помощи подозреваемому, обвиняемому, направленных на коррекцию их поведения;

Досудебная пробация применяется на добровольной основе в отношении подозреваемых, обвиняемых:

  • несовершеннолетних;
  • инвалидов;
  • женщин: в возрасте 58 и свыше лет;

имеющих малолетних детей в возрасте до трех лет.

воспитывающих в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет.

Досудебная пробация не применяется в отношении лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей.

Приговорная пробация – деятельность и совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, а также осужденных условно, и оказанию им социально-правовой помощи.

Пенитенциарная пробация – деятельность и совокупность мер по ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы.

Постпенитенциарная пробация – деятельность и совокупность мер по установлению и осуществлению пробационного контроля в отношении лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, и оказанию им социально-правовой помощи.

Формы осуществления пробации?

  1. Пробация осуществляется в формах пробационного контроля и оказания социально-правовой помощи лицам, состоящим на учете службы пробации.
  2. Пробационный контроль представляет собой деятельность службы пробации и полиции по осуществлению контроля за исполнением лицами, состоящими на их учете, обязанностей, возложенных на них законом и судом.
  3. Социально-правовая помощь–комплекс мер, реализуемых на основании индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи субъектами, осуществляющими пробацию, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и реабилитацию лиц, в отношении которых применяется пробация.

Особенности осуществления пробации в отношении несовершеннолетнего

Пробация в отношении несовершеннолетнего осуществляется:

  1. С учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
  2. С привлечением семьи;
  3. При взаимодействии с органами, осуществляющими функции по опеке или попечительству, и организациями, осуществляющими функции по защите прав ребенка;
  4. При взаимодействии с гражданами, общественными объединениями и иными юридическими лицами по вопросам оказания социально-правовой помощи несовершеннолетнему.

Служба пробации осуществляет пробационный контроль в отношении несовершеннолетнего:

Пробация - система видов
деятельности и индивидуально
определяемых мер контрольного и
социально-правового характера,
направленных на коррекцию
поведения лиц, категории которых
определены законом, для
предупреждения совершения ими
уголовных правонарушений.

3. Закон о пробации

4. В чем заключается цель пробации?

Целью пробации является содействие в
обеспечении безопасности общества
путем:
1) коррекции поведения
подозреваемого, обвиняемого;
2) ресоциализации осужденного;
3) социальной адаптации и
реабилитации лица, освобожденного
из учреждения уголовноисполнительной (пенитенциарной)
системы.

5. В чем заключается цель пробации?

В соответствии с указанной целью задачами
пробации являются:
1) оказание социально-правовой помощи лицам,
состоящим на учете службы пробации;
2) исполнение определенных законом видов
наказаний, не связанных с лишением свободы;
3) осуществление контроля за осужденным,
отбывающим наказание в виде ограничения
свободы, осужденным условно, освобожденным
условно-досрочно от отбывания наказания в виде
лишения свободы;
4) участие в подготовке к освобождению
осужденного, отбывающего наказание в
учреждении уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы.

7. К каким лицам применяется пробация?

Категории лиц, в отношении
которых применяется
пробация,
определяются Уголовным и
Уголовно-исполнительным
кодексами Республики
Казахстан, а также настоящим
Законом.

Лица, состоящие на учете службы пробации, имеют право на:
1) обращение, получение сведений на родном или другом
языке, которым они владеют, о своих правах и обязанностях,
примененном судом наказании, порядке и условиях исполнения
иных мер уголовно-правового воздействия, их изменениях, а
также порядке представления предложений, заявлений и
жалоб;
2) обжалование действий или бездействия субъектов,
осуществляющих пробацию, в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан;
3) участие в мероприятиях по ресоциализации, социальной
адаптации и реабилитации в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан.

Лица, состоящие на учете службы пробации,
обязаны:
1) исполнять возложенные законом и судом
обязанности;
2) исполнять и соблюдать порядок и условия
отбывания наказания и иных мер уголовноправового воздействия;
3) выполнять законные требования
субъектов, осуществляющих пробацию;
4) представлять достоверные сведения
субъектам, осуществляющим пробацию.

10. Кто осуществляет пробационный контроль?

Служба пробации - орган
уголовно-исполнительной
(пенитенциарной) системы,
осуществляющий исполнительные
и распорядительные функции по
обеспечению исполнения
уголовных наказаний без изоляции
от общества, а также организации
и функционированию пробации.

Служба пробации:
1) ведет учет лиц, в отношении которых применяется
пробация;
2) устанавливает место жительства лица, в отношении которого
применяется пробация, состояние его здоровья, уровень
образования и трудовую занятость, а также иные сведения,
необходимые для определения объема предоставления ему
социально-правовой помощи;
3) составляет индивидуальную программу оказания социальноправовой помощи лицам, состоящим на учете службы
пробации;
4) разъясняет порядок предоставления и отказа от получения
социально-правовой помощи, оказывает содействие в ее
получении;

5) осуществляет подготовку досудебного доклада в
отношении подозреваемого, обвиняемого;
6) разъясняет лицам, к которым применены
наказания, не связанные с лишением свободы,
порядок исполнения возложенных на них судом
обязанностей и последствия их неисполнения;
7) разъясняет лицам, в отношении которых
установлен пробационный контроль, порядок и
условия его осуществления и прекращения, а также
последствия несоблюдения условий пробационного
контроля;
8) осуществляет пробационный контроль;

9) запрашивает необходимые для осуществления своих
полномочий сведения, справки, характеристики, иную
информацию от юридических лиц с соблюдением требований
законодательства Республики Казахстан о государственных
секретах и иной охраняемой законом тайне;
10) участвует в разработке и реализации:
программ в сфере защиты прав несовершеннолетних и семьи;
механизмов вовлечения субъектов, осуществляющих
пробацию, в деятельность по защите прав несовершеннолетних
и семьи;
11) участвует в проведении мониторинга качества услуг по
защите прав несовершеннолетних и семьи;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Республики Казахстан.

16. Виды пробации

Досудебная пробация применяется на добровольной основе в
отношении подозреваемых, обвиняемых:
1) несовершеннолетних;
2) инвалидов;
3) женщин:
Виды
пробации
в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет;
беременных;
имеющих малолетних детей в возрасте до трех лет;
4) мужчин:
в возрасте шестидесяти трех и свыше лет;
воспитывающих в одиночку малолетних детей в возрасте до
трех лет.

18. Виды пробации

Приговорная пробация
применяется в отношении:
1) осужденного к
ограничению свободы;
2) осужденного условно.

19. Виды пробации

Пенитенциарная пробация
применяется в отношении
осужденного, отбывающего
наказание в виде лишения свободы
в учреждениях уголовноисполнительной (пенитенциарной)
системы.

21. Виды пробации

Постпенитенциарная пробация применяется в отношении лица:
1) условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания в
виде лишения свободы;
2) освобождаемого из мест лишения свободы, в отношении
которого судом установлен административный надзор;
Виды
пробации
3) которому лишение свободы было заменено ограничением
свободы в соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса
Республики Казахстан;
4) которому лишение свободы было заменено штрафом в
соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Республики
Казахстан;
5) отбывшего назначенный судом срок наказания в виде
лишения свободы.

22. Пробация в отношении несовершеннолетних

Служба пробации при постановке на учет несовершеннолетнего, в
отношении которого установлен пробационный контроль, и
определении объема необходимой ему социально-правовой помощи
реализует комплекс мер в соответствии со статьями
69, 169 и 174 Уголовно-исполнительного кодекса Республики
Казахстан с учетом положений статьи 18настоящего Закона.
Пробация в отношении
несовершеннолетних
При необходимости индивидуальной программой оказания социальноправовой помощи несовершеннолетнему предусматривается участие
педагога и психолога.
В отношении несовершеннолетнего наряду с мерами, указанными
в пункте 3настоящей статьи, служба пробации совместно с
представителями органа опеки и попечительства ежеквартально
проводит обследование жилищных условий несовершеннолетнего с
составлением акта.


1. Давыденко В.М. Служба пробации как основа социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 4. – С. 24

2. Кунаш К.А., Обернихина О.В. Перспективы создания службы пробации в Российской Федерации//Вестник Кузбасского института ФСИН.2014. № 3.

3. Николаева Ю.В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. 2011. № 7. – С.16.

4. Пахомова С.Ю. Проблемы формирования системы пробации в условиях современной уголовно-правовой системы России // Пробелы в российском законодательстве // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.Н. Кудрявцева. – Ставрополь, 2009. – С. 134.

6. Садыков А.У. Перспективы института пробации в современной России//Общество и право.2011. № 3. – С. 215.

7. Селиверстов В.И., Майстренко Г.А., Баймолдина С.М. Альтернативы лишению свободы по законодательству Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. 2014. № 2 (26). - С.93.

9. Шатанкова Е.Н. Институт пробации: опыт зарубежных стран//Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. – С. 78.

В настоящее время происходит реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, одним из важнейших направлений которого является развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы.

Курс на либерализацию уголовной политики, поиски альтернатив лишению свободы обусловлены не только расширением правоприменительной практики судов по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, но и политическими соображении, социально-экономических факторов реализации судебных решений.

Согласно докладу, подготовленному экспертами Института криминологии и уголовного права Университета Лозанны, в России самый высокий процент заключенных среди стран Совета Европы (СЕ) и самый низкий уровень расходов на них.

По состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) содержалось 671,7 тыс. человек. Очевидно, что необходимость содержания столь значительного количества осужденных лиц, требует от государства соответствующих бюджетных ассигнований, корректировки других социально ориентированных программ, дополнительных усилий по нейтрализации криминальной культуры.

В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривается совершенствование правовых, организационных и иных условий деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), приданием их работе социальной направленности, проведение подготовительных работ к последующей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, за службой пробации предусмотрены функции по обеспечению социально-психологическое сопровождения осужденных, усиление социальной и реабилитационной составляющей приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур

В пенитенциарных системах многих стран мира, служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений.

В правовых системах зарубежных государств, данный уголовно-правовой институт, представляет возможность применять альтернативные виды наказания за совершение преступления, взамен реального лишения свободы (при наличии установленных законом оснований). Такими, институтами пробации, на сегодня являются, условное осуждение, условно (безусловное) освобождения от наказания, общественно полезные работы и др.

Под пробацией, на сегодня, различают комплекс мер, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию, защиту законных прав и интересов лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, контроль и надзор за их поведением [1].

В этом понимании пробация охватывает досудебную стадию, стадии назначения и исполнения наказания и мер уголовно-правового характера (воздействия), а также постпенитенциарную стадию [7].

По мнению других специалистов, сущность пробации заключается не только в осуществлении принудительного надзора за поведением осужденного, контроле выполнения, возложенных на него судом обязанностей, но и профилактики совершения повторных преступлений, помощи в социальной адаптации, коррекции его поведения [4].

Как правило, пробация применяется в отношении уголовных преступлений, влекущих уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком не более двух-трех лет.

То есть в данном случае, суть пробации заключается в том, что наряду с серьезными ограничениями повседневных жизненных условий правонарушителя, в случае нарушения порядка и условий отбывания наказания не связанного с лишением свободы, испытательного срока условного осуждения она грозит непосредственной заменой наказания на лишение свободы.

В ходе своей эволюции институт пробации все больше стал выполнять социально-реабилитационные функции в отношении граждан, преступивших закон и нуждающихся в подобной помощи. При этом в разных странах имелись существенные отличия в характере, функциях и организационном построении службы пробации.

Необходимо отметить, что в России службы, аналогичной зарубежным службам пробации, на сегодняшний день не существует, хотя в экспертном сообществе, по данному вопросу имеются различные мнения.

Другие эксперты считают, что по своему содержанию функции уголовно-исполнительных инспекции (далее - УИИ) в России не соответствуют зарубежным службам пробации, и они не могут оказывать своим подучетным реальную помощь в социальной адаптации.

На сегодня, УИИ, не представляют досудебные доклады, по ходатайству органа уголовного преследования, прокуратуры или суда, в том числе и при решении судом вопроса об избрании меры пресечения в виде ареста. Также, УИИ не организовывают примирительные процедуры (медиации) между сторонами уголовно-правового конфликта, не разрабатывают и не осуществляют коррекционные программы социального поведения подконтрольных лиц, не решают задач оптимального обеспечения интересов несовершеннолетнего осужденного. При этом, в качестве главного аргумента, эксперты указывают на то, что современное пенитенциарное законодательство Российской Федерации по смыслу не предусматривает для них перечисленные функций [6].

С одной стороны, основу этой деятельности сейчас выполняют уголовно-исполнительные инспекции, которые вероятно станут стержнем, основой новой службы со своим кадровым составом и расширенными полномочиями. С другой стороны, пробация подразумевает:

- содействие суду в вынесении справедливого приговора, соответствующего характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, целесообразности применения пробации к конкретному лицу), посредством изучения личности преступника в ходе процесса его исправления;

- необходимость выявления психологических и социальных особенностей личности подучетного лица, что обуславливает формирование индивидуальной программы его исправления и принятие мер по ее реализации (в случае применения к нему пробации).

- одним из ключевых факторов, содействующих развитию социальных связей осужденного в обществе, рассматривается участие в проводимой работе общественных организаций, добровольных помощников.

В настоящее же время, инспекции не выполняют функции социальной адаптации, реабилитации - содействия в регистрации по месту пребывания, оформления паспортов, медицинских полюсов, социальных выплат, установлению социальных связей, психологического исследования и сопровождения. Более того, ряд функций пробации сейчас исполняют различные федеральные структуры: Минюст РФ, ФСИН России, Минсоцразвития РФ, Минздрав РФ и др. При этом у инспекций, в конечном счете, единолично отвечающих за отбытие наказания, в ходе межведомственного взаимодействия постоянно возникают определенные трудности с данными структурами.

Пробация употребляется также в другом значении - как вид уголовного наказания на условиях пребывания осужденного в обществе, но под надзором специальной службы на срок и с определенными ограничениями (выполнением обязательств), установленными судом.

В последнем случае, правонарушитель, в отношении которого вынесен приказ о пробации, обычно подвергается определенному надзору со стороны сотрудника службы пробации в течение установленного срока. В ряде стран мира отсрочка исполнение приговора предусмотрена и без установления надзора над правонарушителем. В качестве примера можно привести Венгрию, где установление надзора со стороны сотрудника службы пробации обязательно в отношении только несовершеннолетних и рецидивистов, а в других случаях решение этого вопроса отдается на усмотрение суда.

Но именно эта сторона пробации, то есть нивелирование обязанностей правонарушителя до простого поддержания режима присутствия с сотрудником службы пробации, привела, по мнению некоторых экспертов, к стагнации этого института, как раз в тех странах, где он был более всего развит и распространен (Англия, США и т.д.) Одной из главных причин подобного кризиса, является профанация сущности и содержания института пробации, сведения ее к лишь социальной реабилитации осужденных [2]. К тому же, несмотря на общую востребованность и популярность службы пробации, численность ее персонала и финансирование неуклонно сокращалось.

Как следствие, подучетным лицам, находившимся в пробационном режиме, была предоставлена недопустимая свобода, при которой пробация свелась к ежемесячным встречам правонарушителя с сотрудником контролирующей службы. Указанные обстоятельства, не могли не вызвать скепсис к пробации со стороны общественности, как форме социально-правового контроля и даже уголовно-правового института.

С целью преодоления возникшего кризиса, в период выполнения работ и интенсивного пробационного надзора, на подучетных лиц, со стороны сотрудников пробации, были возложены не только жесткие обязательства, но и применен более строгий контроль поведения. Но, данная схема требовала достаточного финансового сопровождения и подходила в большей степени к тем правонарушителям, которые не принадлежат к группе низкого риска и потенциально более опасны.

Тем не менее, помимо гуманитарных соображений оградить правонарушителей от негативных последствий тюремного заключения, криминальной субкультуры, с прагматической точки зрения затрат на тюремное заключение, пробационный надзор дает государственной казне значительную экономию средств.

С учетом вышеизложенного, на сегодня, целесообразны три варианта организации службы пробации:

1. Создание службы пробации как единой, централизованной и самостоятельной системы учреждений социальной пробации и органов управления ими. Уголовно-исполнительные инспекции в этом случае передаются в новую структуру - службу пробации.

2. Образование службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций в организационно-правовых рамках уголовно-исполнительной системы России.

3. Поэтапное внедрение отдельных элементов пробации (докладов о социальном обследовании, пробационного контроля, отдельных элементов социальной помощи) на различных этапах правоохранительной деятельности без образования службы пробации.

В целом, выбор модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от экономического положения России, его приоритетов в социально-экономической и политической сферах.

Так, в июне 2011 года, на основании распоряжения Администрации Президента Российской Федерации № 337, в связи с поручением Президента РФ от 10 мая 2011 № ПР-1293 целях проработки вопроса о создании службы пробации была создана межведомственная рабочая группа, которой в 2012 г. подготовлен первый пакет законопроектов по созданию Федеральной службы пробации Российской Федерации (в том числе с финансовыми обоснованиями).

Идея целесообразности создания в России системы пробации в рамках отдельной федеральной службы, находящейся в подведомственности Минюста РФ была одобрена в марте 2013 г. на одном из первых заседании рабочей группы для проработки вопросов организации Всероссийской конференции по проблемам пробации.

В тоже время, подготовленный в 2012 году проект федерального закона, предусматривающий создание указанной службы, не нашел поддержки Министерства финансов РФ, поскольку его реализация требовала более 65 млрд. рублей.

В результате, Минюст России подготовил законопроект предусматривающий введение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних. В дальнейшем, анализ законопроекта показал, что без существенной доработки его нельзя вводить в действие.

Проект разрабатывается во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. [7].

Вместе с тем потребность России в формировании службы, соединяющей в своей деятельности контрольно-надзорные функции и полномочия по социальной адаптации и реабилитации, вне всякого сомнения, давно назрела. Учреждение такой службы не должно превратиться в очередное переименование: вместо уголовно-исполнительных инспекций - органы пробации. Для этого, доработанный с участием представителей науки, общественности, работников судов, правоохранительных органов законопроект целесообразно в рамках эксперимента ввести в действие на территории нескольких субъектов Российской Федерации для оценки эффективности мероприятий по социальной адаптации и реабилитации осужденных [8].

Учитывая трудности с финансовым обеспечением создания полноценной службы пробации, тем более, в условиях сегодняшнего экономического кризиса, реальной перспективой может стать поэтапное внедрение ее элементов с последующим образованием службы в имеющихся организационных и правовых рамках на базе действующих уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В дальнейшем служба пробации может приобрести самостоятельный статус в формате отдельной федеральной службы, где на сроки этапы реализации будут принципиально влиять социально-политические и экономические условия развития России.

Очевидно, что необходимо проводить синхронную работу по изучению зарубежного опыта и развивать отечественные наработки с опытом совершенствования правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Важно продолжать совершенствовать уголовно-исполнительную политику страны, приближать ее к европейским стандартам, использовать полученные результаты при разработке современной правовой парадигмы.

Отработку элементов пробации для осужденных без изоляции от общества можно проводить в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые целесообразно проводить в различных регионах России.

Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт дают основание при рассмотрении концепции создания института пробации в Российской Федерации заложить в нее следующие принципы:

- указанный институт должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение;

- служба пробации должна заполнить нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;

- эта служба должна быть компактным органом, который обязан не только сам решать социально-реабилитационные задачи, но и организационно и финансово мобилизовывать все соответствующие ресурсы на обслуживаемой территории. Например, посредством формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля [5].

Исходя из опыта стран Запада, можно утверждать, что проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе.

Важно отметить, что в создании полноценной службы пробации заинтересовано и судейское сообщество: имея в своем распоряжении досудебный доклад, в котором содержится информация о криминогенных, социальных и психологических особенностях подсудимого, оценка рисков совершения повторного правонарушения и рекомендации по целесообразности применения условной меры, суд может назначать дополнительные обязанности, с учетом индивидуального плана работы с правонарушителем.

Тем не менее, на сегодня, вопрос о создании в Российской Федерации службы пробации остается актуальным и полагаем, что его проработка будет продолжена.

Очевидно также, что многие принятые в данном направлении решения требуют дальнейшего совершенствования и развития.

В целом, создание отдельной, единой и независимой службы пробации в России смогло бы эффективно реализовывать государственную политику в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Рецензенты:

Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;

Дворянсков И.В., д.ю.н, доцент, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.


1. Давыденко В.М. Служба пробации как основа социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с уголовным законом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 4. – С. 24

2. Кунаш К.А., Обернихина О.В. Перспективы создания службы пробации в Российской Федерации//Вестник Кузбасского института ФСИН.2014. № 3.

3. Николаева Ю.В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. 2011. № 7. – С.16.

4. Пахомова С.Ю. Проблемы формирования системы пробации в условиях современной уголовно-правовой системы России // Пробелы в российском законодательстве // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.Н. Кудрявцева. – Ставрополь, 2009. – С. 134.

6. Садыков А.У. Перспективы института пробации в современной России//Общество и право.2011. № 3. – С. 215.

7. Селиверстов В.И., Майстренко Г.А., Баймолдина С.М. Альтернативы лишению свободы по законодательству Республики Казахстан, Республики Кыргызстан и Республики Таджикистан // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. 2014. № 2 (26). - С.93.

9. Шатанкова Е.Н. Институт пробации: опыт зарубежных стран//Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. – С. 78.

В настоящее время происходит реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, одним из важнейших направлений которого является развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы.

Курс на либерализацию уголовной политики, поиски альтернатив лишению свободы обусловлены не только расширением правоприменительной практики судов по назначению наказаний, альтернативных лишению свободы, дальнейшей гуманизацией уголовных наказаний, но и политическими соображении, социально-экономических факторов реализации судебных решений.

Согласно докладу, подготовленному экспертами Института криминологии и уголовного права Университета Лозанны, в России самый высокий процент заключенных среди стран Совета Европы (СЕ) и самый низкий уровень расходов на них.

По состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) содержалось 671,7 тыс. человек. Очевидно, что необходимость содержания столь значительного количества осужденных лиц, требует от государства соответствующих бюджетных ассигнований, корректировки других социально ориентированных программ, дополнительных усилий по нейтрализации криминальной культуры.

В рамках реформирования уголовно-исполнительной системы предусматривается совершенствование правовых, организационных и иных условий деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ), приданием их работе социальной направленности, проведение подготовительных работ к последующей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

Концепцией долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, за службой пробации предусмотрены функции по обеспечению социально-психологическое сопровождения осужденных, усиление социальной и реабилитационной составляющей приговоров судов, в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия, формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур

В пенитенциарных системах многих стран мира, служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений.

В правовых системах зарубежных государств, данный уголовно-правовой институт, представляет возможность применять альтернативные виды наказания за совершение преступления, взамен реального лишения свободы (при наличии установленных законом оснований). Такими, институтами пробации, на сегодня являются, условное осуждение, условно (безусловное) освобождения от наказания, общественно полезные работы и др.

Под пробацией, на сегодня, различают комплекс мер, направленных на социальную реабилитацию и адаптацию, защиту законных прав и интересов лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, контроль и надзор за их поведением [1].

В этом понимании пробация охватывает досудебную стадию, стадии назначения и исполнения наказания и мер уголовно-правового характера (воздействия), а также постпенитенциарную стадию [7].

По мнению других специалистов, сущность пробации заключается не только в осуществлении принудительного надзора за поведением осужденного, контроле выполнения, возложенных на него судом обязанностей, но и профилактики совершения повторных преступлений, помощи в социальной адаптации, коррекции его поведения [4].

Как правило, пробация применяется в отношении уголовных преступлений, влекущих уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком не более двух-трех лет.

То есть в данном случае, суть пробации заключается в том, что наряду с серьезными ограничениями повседневных жизненных условий правонарушителя, в случае нарушения порядка и условий отбывания наказания не связанного с лишением свободы, испытательного срока условного осуждения она грозит непосредственной заменой наказания на лишение свободы.

В ходе своей эволюции институт пробации все больше стал выполнять социально-реабилитационные функции в отношении граждан, преступивших закон и нуждающихся в подобной помощи. При этом в разных странах имелись существенные отличия в характере, функциях и организационном построении службы пробации.

Необходимо отметить, что в России службы, аналогичной зарубежным службам пробации, на сегодняшний день не существует, хотя в экспертном сообществе, по данному вопросу имеются различные мнения.

Другие эксперты считают, что по своему содержанию функции уголовно-исполнительных инспекции (далее - УИИ) в России не соответствуют зарубежным службам пробации, и они не могут оказывать своим подучетным реальную помощь в социальной адаптации.

На сегодня, УИИ, не представляют досудебные доклады, по ходатайству органа уголовного преследования, прокуратуры или суда, в том числе и при решении судом вопроса об избрании меры пресечения в виде ареста. Также, УИИ не организовывают примирительные процедуры (медиации) между сторонами уголовно-правового конфликта, не разрабатывают и не осуществляют коррекционные программы социального поведения подконтрольных лиц, не решают задач оптимального обеспечения интересов несовершеннолетнего осужденного. При этом, в качестве главного аргумента, эксперты указывают на то, что современное пенитенциарное законодательство Российской Федерации по смыслу не предусматривает для них перечисленные функций [6].

С одной стороны, основу этой деятельности сейчас выполняют уголовно-исполнительные инспекции, которые вероятно станут стержнем, основой новой службы со своим кадровым составом и расширенными полномочиями. С другой стороны, пробация подразумевает:

- содействие суду в вынесении справедливого приговора, соответствующего характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, целесообразности применения пробации к конкретному лицу), посредством изучения личности преступника в ходе процесса его исправления;

- необходимость выявления психологических и социальных особенностей личности подучетного лица, что обуславливает формирование индивидуальной программы его исправления и принятие мер по ее реализации (в случае применения к нему пробации).

- одним из ключевых факторов, содействующих развитию социальных связей осужденного в обществе, рассматривается участие в проводимой работе общественных организаций, добровольных помощников.

В настоящее же время, инспекции не выполняют функции социальной адаптации, реабилитации - содействия в регистрации по месту пребывания, оформления паспортов, медицинских полюсов, социальных выплат, установлению социальных связей, психологического исследования и сопровождения. Более того, ряд функций пробации сейчас исполняют различные федеральные структуры: Минюст РФ, ФСИН России, Минсоцразвития РФ, Минздрав РФ и др. При этом у инспекций, в конечном счете, единолично отвечающих за отбытие наказания, в ходе межведомственного взаимодействия постоянно возникают определенные трудности с данными структурами.

Пробация употребляется также в другом значении - как вид уголовного наказания на условиях пребывания осужденного в обществе, но под надзором специальной службы на срок и с определенными ограничениями (выполнением обязательств), установленными судом.

В последнем случае, правонарушитель, в отношении которого вынесен приказ о пробации, обычно подвергается определенному надзору со стороны сотрудника службы пробации в течение установленного срока. В ряде стран мира отсрочка исполнение приговора предусмотрена и без установления надзора над правонарушителем. В качестве примера можно привести Венгрию, где установление надзора со стороны сотрудника службы пробации обязательно в отношении только несовершеннолетних и рецидивистов, а в других случаях решение этого вопроса отдается на усмотрение суда.

Но именно эта сторона пробации, то есть нивелирование обязанностей правонарушителя до простого поддержания режима присутствия с сотрудником службы пробации, привела, по мнению некоторых экспертов, к стагнации этого института, как раз в тех странах, где он был более всего развит и распространен (Англия, США и т.д.) Одной из главных причин подобного кризиса, является профанация сущности и содержания института пробации, сведения ее к лишь социальной реабилитации осужденных [2]. К тому же, несмотря на общую востребованность и популярность службы пробации, численность ее персонала и финансирование неуклонно сокращалось.

Как следствие, подучетным лицам, находившимся в пробационном режиме, была предоставлена недопустимая свобода, при которой пробация свелась к ежемесячным встречам правонарушителя с сотрудником контролирующей службы. Указанные обстоятельства, не могли не вызвать скепсис к пробации со стороны общественности, как форме социально-правового контроля и даже уголовно-правового института.

С целью преодоления возникшего кризиса, в период выполнения работ и интенсивного пробационного надзора, на подучетных лиц, со стороны сотрудников пробации, были возложены не только жесткие обязательства, но и применен более строгий контроль поведения. Но, данная схема требовала достаточного финансового сопровождения и подходила в большей степени к тем правонарушителям, которые не принадлежат к группе низкого риска и потенциально более опасны.

Тем не менее, помимо гуманитарных соображений оградить правонарушителей от негативных последствий тюремного заключения, криминальной субкультуры, с прагматической точки зрения затрат на тюремное заключение, пробационный надзор дает государственной казне значительную экономию средств.

С учетом вышеизложенного, на сегодня, целесообразны три варианта организации службы пробации:

1. Создание службы пробации как единой, централизованной и самостоятельной системы учреждений социальной пробации и органов управления ими. Уголовно-исполнительные инспекции в этом случае передаются в новую структуру - службу пробации.

2. Образование службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций в организационно-правовых рамках уголовно-исполнительной системы России.

3. Поэтапное внедрение отдельных элементов пробации (докладов о социальном обследовании, пробационного контроля, отдельных элементов социальной помощи) на различных этапах правоохранительной деятельности без образования службы пробации.

В целом, выбор модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от экономического положения России, его приоритетов в социально-экономической и политической сферах.

Так, в июне 2011 года, на основании распоряжения Администрации Президента Российской Федерации № 337, в связи с поручением Президента РФ от 10 мая 2011 № ПР-1293 целях проработки вопроса о создании службы пробации была создана межведомственная рабочая группа, которой в 2012 г. подготовлен первый пакет законопроектов по созданию Федеральной службы пробации Российской Федерации (в том числе с финансовыми обоснованиями).

Идея целесообразности создания в России системы пробации в рамках отдельной федеральной службы, находящейся в подведомственности Минюста РФ была одобрена в марте 2013 г. на одном из первых заседании рабочей группы для проработки вопросов организации Всероссийской конференции по проблемам пробации.

В тоже время, подготовленный в 2012 году проект федерального закона, предусматривающий создание указанной службы, не нашел поддержки Министерства финансов РФ, поскольку его реализация требовала более 65 млрд. рублей.

В результате, Минюст России подготовил законопроект предусматривающий введение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних. В дальнейшем, анализ законопроекта показал, что без существенной доработки его нельзя вводить в действие.

Проект разрабатывается во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. [7].

Вместе с тем потребность России в формировании службы, соединяющей в своей деятельности контрольно-надзорные функции и полномочия по социальной адаптации и реабилитации, вне всякого сомнения, давно назрела. Учреждение такой службы не должно превратиться в очередное переименование: вместо уголовно-исполнительных инспекций - органы пробации. Для этого, доработанный с участием представителей науки, общественности, работников судов, правоохранительных органов законопроект целесообразно в рамках эксперимента ввести в действие на территории нескольких субъектов Российской Федерации для оценки эффективности мероприятий по социальной адаптации и реабилитации осужденных [8].

Учитывая трудности с финансовым обеспечением создания полноценной службы пробации, тем более, в условиях сегодняшнего экономического кризиса, реальной перспективой может стать поэтапное внедрение ее элементов с последующим образованием службы в имеющихся организационных и правовых рамках на базе действующих уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В дальнейшем служба пробации может приобрести самостоятельный статус в формате отдельной федеральной службы, где на сроки этапы реализации будут принципиально влиять социально-политические и экономические условия развития России.

Очевидно, что необходимо проводить синхронную работу по изучению зарубежного опыта и развивать отечественные наработки с опытом совершенствования правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Важно продолжать совершенствовать уголовно-исполнительную политику страны, приближать ее к европейским стандартам, использовать полученные результаты при разработке современной правовой парадигмы.

Отработку элементов пробации для осужденных без изоляции от общества можно проводить в рамках экспериментальных (пилотных) проектов, которые целесообразно проводить в различных регионах России.

Мировая тенденция развития служб пробации и их опыт дают основание при рассмотрении концепции создания института пробации в Российской Федерации заложить в нее следующие принципы:

- указанный институт должен иметь самостоятельное ведомственное подчинение;

- служба пробации должна заполнить нишу социально-реабилитационной работы с гражданами, преступившими закон;

- эта служба должна быть компактным органом, который обязан не только сам решать социально-реабилитационные задачи, но и организационно и финансово мобилизовывать все соответствующие ресурсы на обслуживаемой территории. Например, посредством формирования индивидуальных программ реабилитации и контроля [5].

Исходя из опыта стран Запада, можно утверждать, что проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе.

Важно отметить, что в создании полноценной службы пробации заинтересовано и судейское сообщество: имея в своем распоряжении досудебный доклад, в котором содержится информация о криминогенных, социальных и психологических особенностях подсудимого, оценка рисков совершения повторного правонарушения и рекомендации по целесообразности применения условной меры, суд может назначать дополнительные обязанности, с учетом индивидуального плана работы с правонарушителем.

Тем не менее, на сегодня, вопрос о создании в Российской Федерации службы пробации остается актуальным и полагаем, что его проработка будет продолжена.

Очевидно также, что многие принятые в данном направлении решения требуют дальнейшего совершенствования и развития.

В целом, создание отдельной, единой и независимой службы пробации в России смогло бы эффективно реализовывать государственную политику в области исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Рецензенты:

Спасенников Б.А., д.ю.н., профессор, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва;

Дворянсков И.В., д.ю.н, доцент, главный научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва.

Читайте также: