Что такое дорожное обеспечение

Обновлено: 07.07.2024

Принят
Государственной Думой
18 октября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
26 октября 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются:

1) определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований;

2) совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности;

3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния;

4) содействие внедрению перспективных технологий в области дорожной деятельности, а также применению национальных стандартов Российской Федерации в указанной области;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности;

6) улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

7) обеспечение интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 257-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

8) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога - автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

14_1) автомобильная дорога, содержащая платный участок, - автомобильная дорога, содержащая участок автомобильной дороги, использование которого осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и который ограничен начальным и конечным пунктами, определенными в решении об использовании такого участка автомобильной дороги на платной основе (далее также - платный участок автомобильной дороги) (пункт дополнительно включен с 20 июля 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ);

15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

17) тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации;

18) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;

19) неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;

20) сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование;

(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 257-ФЗ)

23) специальный груз - груз, предназначенный для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд и обеспечения безопасности государства. Отнесение грузов к специальным грузам осуществляется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 39-ФЗ)

24) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств - участок автомобильной дороги, который обозначен техническими средствами организации дорожного движения и в границах которого устанавливается автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств;

(Пункт дополнительно включен с 17 января 2021 года Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 239-ФЗ)

25) автоматический пункт весового и габаритного контроля транспортных средств - расположенный на участке автомобильной дороги комплекс оборудования, обеспечивающий измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства в автоматическом режиме. В состав этого комплекса входят в том числе работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средства фото- и киносъемки, видеозаписи.

(Пункт дополнительно включен с 17 января 2021 года Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 239-ФЗ)

Статья 4. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

1. Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, указанные в статье 1 настоящего Федерального закона, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

3. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

5. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

6. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

7. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

8. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 5. Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. На ряду с прочими требованиями, законодательство обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, обеспечивать безопасность дорожного движения (БДД).

Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения возникает, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:

  1. Владеет хотя бы одним транспортным средством на праве собственности или аренды;
  2. Транспортное средство эксплуатируется, а не используется в других целях, например для перепродажи или сдачи в аренду.

Контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, которую организовывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор. Это федеральный орган исполнительной власти, которой находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Территориальный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, надзор за соблюдением безопасности дорожного движения осуществляет Управление государственного автодорожного надзора — УГАДН, которое осуществляет контроль за транспортной деятельностью юридических лиц и ИП в виде различных проверок.

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Рассмотрим каждую группу отдельно.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства РФ, и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей;
  • оснащать транспортные средства тахографами.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями

В данную группу входят организации занимающиеся коммерческими перевозками (перевозки по договорам) легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами. Также в эту группу входят организации которые эксплуатируют грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд.

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства РФ, и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей;
  • оснащать транспортные средства тахографами;
  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников обеспечивающих БДД;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в соответствии с требованиями;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств;
  • соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами.

В отличии от первой группы, юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны организовать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, инструктажи водителей по безопасности перевозок, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и т.д..

Итог

Действие пункта 1 статьи 20 распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, а конкретно: на юридических лиц и ИП эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд, юридических лиц и ИП осуществляющих коммерческие перевозки, юридических лиц и ИП осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Пункт 2 статьи 20 предъявляет дополнительные требования к юридическим лицам и ИП осуществляющим коммерческие перевозки, и юридическим лицам и ИП осуществляющим перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Таким образом, перед началом организации БДД следует определиться каким родом деятельности занимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и какой парк транспортных средств эксплуатирует, и уже исходя из этого следует организовывать свою работу.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 2. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно - транспортных происшествий и их последствий;

дорожно - транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

организация дорожного движения - комплекс организационно - правовых, организационно - технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно - транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществления деятельности по организации дорожного движения;
материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения

1. В ведении Российской Федерации находятся:

формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статья 7. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

1. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно - транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно - транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;
проводить мероприятия по профилактике аварийности.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно - транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.

2. Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.

— Разместил/а 10 декабря 1995, 11:16, отредактировано 07 апреля 2018, 18:16


FAQ

Безопасные дороги, уменьшение аварийности – важнейшая задача социального и экономического развития государства. Комплексные решения, привлечение структур различных уровней и степени участия – залог получения положительного результата.

Отсутствие ДТП, грамотное распределение потока транспорта на трассе, минимальное число пробок, безопасность пешеходов достигается благодаря выполнению определенных действий, именуемых безопасность дорожного движения.

Что такое – безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения (БДД) представляет целостную программу мероприятий, способствующих беспрепятственному и безаварийному осущес-твлению перемещения из одной точки в другую всех участников дорожного движения.

К действующим лицам относятся:

  • водители транспортных средств, велосипедов, мотоциклов, трамваев;
  • пешеходы;
  • пассажиры.

Законодательные акты трактуют БДД несколько иначе, понимая под безопасностью на дороге степень защищенности представителей дорожного движения от возникновения ДТП и наступление последствий.

Какие меры БДД существуют

Меры по обеспечению безопасности дорожного движения – это комплекс действий, способствующих минимизации возникновения ДТП, травмирования и наступления иных негативных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры разделяют на активные и пассивные.

Активные

Активные мероприятия – это совокупность действий, направленных на снижение вероятности возникновения травм от опасных ситуаций.

Технологические меры обеспечения безопасности движения

  1. Систематическое техническое обслуживание машин, агрегатов, транспорта, техники, дорожных знаков, иных элементов вспомогательного характера, необходимых для осуществления безаварийного движения.
  2. Исследование конструктивных элементов дорожного полотна на предмет разрушений, их устранение.
  3. Разработка, внедрение правил дорожного движения, контроль за исполнением.
  4. Проектирование, монтаж элементов наблюдения за ситуацией на трассах.
  5. Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки, исключающее заторы и повышенную аварийность.

Пассивные

Пассивные меры безопасности дорожного движения – совокупность мероприятий, снижающих тяжесть последствий после ДТП для участников аварии.

  1. Монтаж заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения во время зеленой полосы светофора и другие меры, ориентированные на безопасность пассажиров.
  2. Проектирование и производство транспортных средств в промышленных масштабах с усиленным кузовом, выделение областей, наиболее подверженных удару при столкновении, повышение ударопрочности.
  3. Наличие подушек, ремней безопасности, подголовников.
  4. Установка и контроль за использованием защитных приспособлений, если ребенок в машине: автомобильные кресла, бустеры или адаптеры на ремень.
  5. Оснащение автомобиля средствами первой помощи и пожаротушения.

Правила ДД

Под правилами дорожного движения (ПДД) понимают свод требований, рекомен-даций для всех участников движения, описывающих действия, необходимые к исполнению в различных ситуациях.

Оформляются правила на бумажных носителях, распространяются среди населения, находятся в свободном доступе в интернет-ресурсах. ПДД распространяются на наземные виды транспорта, кроме воздушного и водного.

К контролируемым транспортным средствам относятся:

  • автомототранспорт;
  • легковые автомобили;
  • рельсовый транспорт (трамваи);
  • пассажирские автобусы;
  • грузовой транспорт;
  • средства оперативных служб.

Справка. Движение железнодорожного путевого транспорта, в том числе поездов, электричек, регламентируется специализированными нормами. Соприкасающимися моментами выступают правила пересечения железнодорожных переездов.

ПДД подлежат изучению, их необходимо соблюдать на дорогах. Четкое следование установленным нормам поведения во время движения – гарантия безопасности всех участников процесса.

Основные мероприятия по БДД

Обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер теоретического и практического характера, цель которых снизить аварийность либо возникновение негативных последствий на дороге в отношении граждан, транспорта, объектов и сооружений. Мероприятия условно делятся на четыре группы в зависимости от области воздействия.

Планировочно-реконструктивные

Главная цель планировочно-реконструктивных мероприятий – разгрузить интенсивный поток транспортных средств, грамотно организовав движение по скоростям, направлениям и типам транспорта.

К подобным мерам относятся:

  1. Монтаж разделительных и заградительных сооружений на полосах движений.
  2. Скоростное разграничение движения транспорта.
  3. Разделение магистрали по полосам движения, включая пешеходные тротуары, велосипедные, линии автобуса.
  4. Анализ, проектирование участков магистралей для введения дополнительных транспортных линий.
  5. Разработка и внедрение земельных линий в качестве разделителя полос на трассах с интенсивным движением.
  6. Подготовка, презентация предложений по введению участков дорог для разгрузки интенсивного потока.
  7. Устройство подъездных карманов для автомобилей на трассах.
  8. Планирование, обеспечение безопасных парковочных зон и мест высадки пассажиров, меры безопасности при движении задним ходом.
  9. Обустройство пешеходных переходов металлическими или бетонными заграждениями.
  10. Изучение технологических способов улучшения качества дорожного покрытия для усиления свойств сцепления.
  11. Изменение радиуса поворота для облегчения маневровых передвижений.

Агитационно-массовые

Формирование компетентного и адекватного поведения участников движения достигается благодаря агитационно-массовым мероприятиям.

Какие основные меры безопасности дорожного движения

Действия направлены на усиление в человеке принципов долга, ответственности за свою жизнь и окружающих:

  1. Использование агитационных плакатов, демонстрирующих водителю значение грамотного поведения на дороге.
  2. Разработка программ и внедрение в детских организациях для обучения детей ПДД. Проведение экскурсий, конкурсов, бесед с представителями дорожных служб.
  3. Информирование граждан посредством СМИ об авариях, причинах, последствиях. Осуществляется через социальную рекламу, передачи, статьи, познавательные мультфильмы, карикатуры, ролики, плакаты.
  4. Взаимодействие с руководителями предприятий, организаций для уведомления служащих о ДТП, внедрение профилактических бесед.
  5. Проведение публичных массовых акций, мероприятий, посвященных БДД.
  6. Исследование, анализ текущего состояния аварийности на дорогах, формирование отчетной документации.
  7. Доведение до водителей с помощью СМИ информации об изменениях в ПДД.
  8. Проработка специальных программ для популяризации БДД в известных социальных сетях, интернет-ресурсах.
  9. Проведение курсов, цель которых продемонстрировать современные технологии и методы совершенствования БДД, отобразить законодательную базу, регулирующую действия водителей и пешеходов.

Регулировочные

Цель регулировочных мероприятий – контролировать и формировать скорость движения транспортных средств в потоке.

Выполнение достигается за счет следующих действий:

  1. Установка знаков, оповещающих водителя об изменении скоростного режима.
  2. Внедрение автоматизированных систем оповещения или использование звукового сопровождения.
  3. Монтаж шумных полос, лежачих полицейских на опасных участках и участках повышенного внимания, где требуется незамедлительно сбросить скорость.
  4. Использование дополнительных знаков временного характера, оповещающих водителей об изменении условий движения: гололед, ремонтные работы.
  5. Регулировка работы светофоров с учетом потока автомобилей и перемещения пешеходов.
  6. Введение дополнительных светофоров на нерегулируемых пешеходных переходах вблизи школ, детских садов, больниц, участках массового скопления людей.

Организационно-технические

Комплекс организационно-технических мероприятий предназначен для нормали-зации и регулирования пропускной способности трасс во время передвижения транспорта и пешеходов.

Обеспечивается путем выполнения действий:

  1. Монтаж дорожных знаков, указателей.
  2. Подготовка проекта разметки дорожного покрытия и ее нанесение.
  3. Внесение предложения по канализированию движения.
  4. Разработка и принятие правил перевозки транспортными средствами грузов, в том числе, негабаритных.
  5. Анализ интенсивности потока пешеходов, транспортных средств на различных участках.
  6. Изучение аварийности, выявление опасных отрезков, предложение мер по устранению причин ДТП.
  7. Составление проектов, предложений, программ по повышению БДД после исследования статистики историй аварий.
  8. При возникновении чрезвычайных ситуаций применение дополнительных указателей для пояснения водителю безопасного направления.
  9. Внедрение и установка для защиты пешеходов ограждений или сооружений от движущегося потока машин.
  10. Введение освещения затемненных участков трассы, пешеходных переходов.

Кто несет ответственность и осуществляет контроль за БДД

Указами Президента ответственными организациями за БДД назначены структуры:

  1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ (ГИБДД РФ);
  2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Работа ГИБДД нацелена на создание условий для бесперебойного и безаварийного движения транспорта внутри страны. Надзорные функции организация выполняет в тесном сотрудничестве с многочисленными службами органов внутренних дел, средствами массовой информации, Министерством Юстиции, общественными организациями.

Справка. Личную ответственность за БДД несет каждый участник дорожного движения.

Стратегия БДД в РФ

Стратегия безопасности дорожного движения актуализирована постановлением Правительства РФ 8 января 2018 года. Срок действия охватывает период 2018–2024 гг. Цель стратегии БДД – снижение аварийности, повышение безопасности, миними-зация травматизма и смертности на дорогах.

Реализация разделена на два этапа:

Направления Стратегии БДД разбиты на несколько областей:

  1. Улучшение поведения представителей дорожного движения.
  2. Исключение вероятностей возникновения ДТП.
  3. Модернизация уличной инфраструктуры.
  4. Пересмотр правовой базы и допуска водителей.
  5. Управление БДД посредством органов местной исполнительной власти.
  6. Реконструкция, развитие механизмов поступления медицинской, психологической помощи пострадавшим при ДТП, анализа ситуации на дорогах.

Задачи представлены многочисленным списком.

Вот некоторые из них:

БДД – область, где риск аварийности сведен к минимуму, присутствует четкое соблюдение установленных правил поведения на дороге всеми участниками.

Технологические меры обеспечения безопасности движения относятся к пассивным действиям, реализуются в основном при производстве. Рекон-струкция, модернизация, структурирование – практическая реализация программ снижения аварийности.

Дорожно-эксплуатационная служба предназначена для обеспечения, поддержания и при необходимости повышения уровня транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. Функции дорожно-эксплуатационной службы регламентируются техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, которые предусматривают осуществление ею следующих основных функциональных обязанностей:

государственный учет и паспортизация автомобильных дорог и дорожных сооружений, учет движения, диагностика и оценка состояния, создание и развитие автоматизированного банка данных о состоянии дорог и мостов;

обеспечение требуемого технического и эксплуатационного уровня дорог и дорожных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов;

организация и выполнение работ по содержанию и ремонту, архитектурному оформлению и благоустройству дорог в соответствии с действующей классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования;

содержание в постоянной исправности и обеспечение эффективного использования основных фондов, предназначенных для эксплуатации автомобильных дорог;

принятие необходимых мер по предотвращению перерывов и ограничений движения, сезонных деформаций и разрушений дорог и искусственных сооружений, по ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременное информирование участников движения и заинтересованных организаций об условиях движения на дорогах;

обеспечение совместно с соответствующими органами охраны дорог и дорожных сооружений контроля за соблюдением Правил пользования и охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений;

обеспечение мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда в подразделениях дорожной службы.

Одной из основных обязанностей организации, занимающейся содержанием дорог, является обеспечение сохранности дорог, которое включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа проезжей части, земляного полотна, искусственных сооружений и обустройства дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния, экономии и пополнения финансовых ресурсов дорожных фондов на ремонтно-восстановительные работы.

Органы, осуществляющие управление автомобильными дорогами:

в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог устанавливают начало и окончание периода временного ограничения движения на обслуживаемой сети федеральных автомобильных дорог в расчeтный период года (весной);

оповещают через средства массовой информации заинтересованные предприятия, учреждения и частных лиц о порядке введения временного ограничения движения по обслуживаемой сети автомобильных дорог;

организуют контроль за проездом транспортных средств, а также установкой необходимых дорожных знаков.

Органы управления дорогами выполняют работы по государственному учету, паспортизации и инвентаризации дорог, представляют в Российский Федеральный дорожный орган информацию по типовым отчетным формам и несут ответственность за достоверность и полноту представленных отчетных данных. К проведению технического учета, паспортизации и инвентаризации могут привлекаться на договорной основе научно-исследовательские, проектно-изыскательские, учебные и другие специализированные организации, имеющие лицензии на проведение подобных работ.




Организации и подразделения дорожно-эксплуатационной службы должны располагать объективными данными о фактических значениях транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, характеристик их технического уровня и эксплуатационного состояния, в том числе в различные периоды года. Эти данные необходимо систематизировать, обобщать и накапливать в виде линейных документов, основными из которых являются:

паспорт дороги с линейным графиком и сводными таблицами размеров и характеристик конструктивных элементов, технических и экономических показателей;

линейные графики комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, сезонные линейные графики коэффициентов аварийности и пропускной способности;

график зимнего содержания дорог с указанием сведений о снегозаносимых участках, данных об отложениях снега на контрольных снегомерных пунктах;

карточки мостов и труб, мостовые книги больших мостов и мостовая книга средних и малых мостов;

карточки линейных зданий;

журналы промеров толщины и измерений прочности дорожной одежды;

журналы и графики учета движения;

акты периодического сезонного осмотра дороги;

проектно-сметные документы на работы по ремонту дороги, а также акты приемки этих работ;

различные формы бухгалтерской и статистической отчетности, представляемой в установленном порядке.

Наиболее эффективным способом сбора, обработки и хранения информации о дороге и ее состоянии является создание и практическое использование автоматизированного банка данных на основе электронно-вычислительной техники.

Вместе с тем дорожно-эксплуатационная служба должна проводить ежедневный визуальный осмотр и наблюдение за состоянием дороги и дорожных сооружений, периодически проводить инструментальную проверку состояния дорог и дорожных сооружений, в том числе оценку прочности дорожной одежды и определение коэффициента прочности, проверку грузоподъeмности мостов и их общего технического состояния, выполняемую мостоиспытательными станциями.

Организации дорожной службы должны постоянно взаимодействовать с местными административными органами и смежными организациями, в том числе с органами ГИБДД, местными метеорологическими станциями, сельскохозяйственными и лесными организациями, органами связи, автотранспортными и другими предприятиями и организациями.

Читайте также: