Что такое должностная власть

Обновлено: 17.05.2024

Власть в менеджменте использует те же инструменты воздействия и влияния на людей, что и любая другая власть. Некоторые инструменты власти в менеджменте существенно ограничены, в том числе и законодательно. Но понятие власти в современном менеджменте неразрывно связано с определением власти вообще.

Виды власти

В некоторых обществах коммерческая структура может слиться с государством или сама стать главной руководящей силой. Но исторический опыт говорит о том, что из этого редко получается что-то хорошее.

Традиционная власть

Наверное, самый спорный инструмент — это традиция.

Особенно, если речь идет о менеджменте. С одной стороны, традиции — это инструмент влияния с доказанной эффективностью. Некоторым банкирским домам более 500 лет. Менеджмент Луи Виттона используются в Louis Vuitton до сих пор.

Но следование традициям в управлении — не всегда путь к успеху. Что успешно доказывала история. Таким образом, используя апелляцию к традиции в качестве инструмента, следует понимать, что традиции не должны противоречить основному критерию — эффективности. Система управления должна эволюционировать и видоизменяться. Так как внешние факторы также видоизменяются и эволюционируют.

Примерная власть

В котором руководитель может обойтись без инструмента репрессий, действовать вопреки традициями, объективной ситуации и, иногда, здравому смыслу и добиваться успеха. Руководителей этого типа любят изображать в художественных произведениях. На практике, такие экстравагантные личности успехов в предпринимательской деятельности не добиваются.

Тем не менее, очень важно использовать такие лидерские качества как:

  • авторитет и умение убеждать;
  • харизма;
  • работоспособность и высокая эффективность.

Если, конечно, они имеются. Главным примером для подчиненных является умение добиваться результата.

Принудительная власть

Основа любой власти — не убеждение, не поощрение, а принуждение.

Возможности принуждения в современном обществе ограничены. Абсолютными они не были даже при рабовладельческом строе. Даже там рабовладелец должен был понимать, что рабы могут бунтовать. Или умереть. Или осознавать, что человек, который не умеет выполнять определенного рода работу — не сможет ее выполнить.

Сейчас возможности для принуждения ограничены сильнее. Во-первых, бить подчиненных запрещено законом. Который охраняется самым мощным репрессивным аппаратом — государством. Поэтому страх боли и смерти в менеджменте не используется. Но сотрудник выполняет распоряжения потому, что он боится. В первую очередь, боится потерять работу и остаться без средств к существованию.

Это мощный стимул, но работает не всегда, а только тогда, когда работник верит в то, что:

  • найти лучшую или сопоставимую по оплате и условиям труда невозможно;
  • он зарабатывает достаточно денег для того, чтобы удовлетворять свои потребности;
  • рабочее место гарантирует стабильность (в идеале — карьерный рост).

Если этой уверенности у сотрудника нет, то он сменит работу быстрее, чем управленец успеет насладиться своими возможностям. Поэтому принуждение на Руси испокон веков вместе с поощрением использовали.

В развитых капиталистических обществах страх заработать штраф вместо премии, понижение вместо повышения действует не хуже, а чаще — лучше, чем страх остаться без средств к существованию.

Власть экстренная

Это понятие власти характеризуется не используемым инструментом, а ситуацией, в которой она применяется.

Экстренные способы решать проблему чаще всего — традиционные, принудительные и примерные одновременно.

Еще в Древнем Риме в ситуации, когда его существованию угрожала опасность, расширенные полномочия давали одному человеку. Который, опираясь на собственные авторитет и харизму, а также традиции, существующие в обществе, карал, принимал решения, выводил из кризисной ситуации. А потом, когда экстренная ситуация была разрешена, уходил на покой (или оставался диктатором до смерти).

Если рабочий коллектив вынужден трудиться в экстренном режиме, то значит структура власти не оптимизирована в соответствии с общественными запросами. К тому же, руководитель, каким бы харизматичным он ни был, не сможет убедить коллектив в том, что от выживания компании зависит и их личное выживание. Опять-таки, придется мотивировать не только страхом.

Власть поощрения

Поощрение часто либо недооценивают, либо переоценивают.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.

Директор
Правового департамента
А.О. Миняев

Обзор документа

Минспорт разъяснил, кто относится к должностным лицам, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физкультуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд.

По общему правилу должностным является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Понятие должностного лица распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.

Законодательством региона также может быть закреплено понятие "должностное лицо".

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Согласно термину, приведённому в словаре Ожегова, властью принято называть право и возможность распоряжения кем- либо либо чем-либо, подчинение своей воле.

Власть имеет тесную связь с возможностью оказывать влияние на людей, распоряжаться ими, подчинять их совей воле. Это потенциальная возможность оказать влияние на поведенческие паттерны других людей.

Если рассматривать власть в контексте менеджмента, то власть менеджера объясняется должностным положением, которое ему отведено в иерархии организации/предприятия.

Источники власти

В связи с тем, что источник власти менеджера - это структура организации, данная власть занимается обеспечением стабильности, порядка и своевременным разрешением проблемных ситуаций в пределах структуры компании.

Источник лидерской власти и его поведение возникает вместе с его личностью, изменяется под напором личности лидера, отображает ее особенности и характерные черты.

Принято считать, что в рамках организации имеет место шесть источников власти:

  • легитимность (законность);
  • вознаграждение;
  • принуждение;
  • качества эксперта;
  • качества референта;
  • харизма.

В ряде случаев источником власти выступает положение в организации (должность), в иных – личностные человеческие качества. Источником влияния может являться и обладание уникальной, закрытой для широкого круга пользователей информацией. Довольно встречающаяся ситуация, когда лицо, осуществляющее властные полномочия, применяет несколько источников власти.

Как правило, власть менеджера подразумевает организационное происхождение. Должность менеджера предоставляет ему возможность осуществлять награждение либо наказание подчиненных для влияния на их поведение.

Легитимная, вознаграждающая и принуждающая власти – это формы должностной власти, используемой управленцами для изменения поведенческих паттернов сотрудников коллектива.

Виды власти

Власть, где источником выступает должность менеджера и соответствующие данное должности полномочия, получила название легитимной (то есть законной) власти.

К примеру, в случае назначения одного из сотрудников супервайзером (контролером, инспектором, непосредственным руководителем), сотрудники осознают, что их обязанности включают в себя выполнение его распоряжений.

Как правило, данные отношения записываются в нормативно-распорядительных документах компании. Коллектив компании воспринимает данный источник власти в качестве законного, поэтому подчиняются назначенному над ними начальнику.

К иному типу можно отнести вознаграждающую власть, источник которой - полномочия награждения других людей. Менеджеры в состоянии применять такие официальные формы вознаграждения, как повышение заработной платы либо продвижение по карьерной лестнице. По мимо этого, у них имеют место такие формы вознаграждения: похвала, оказание внимания, одобрение. Очевидно, что управленцы могут применять вознаграждения для влияния на поведение своих подчиненных.

Противоположность вознаграждающей власти - принуждающая власть, обеспечивающаяся посредством предоставления менеджеру полномочий наказывать работников либо давать рекомендации для наказания. Менеджеры наделяются принуждающей властью, когда им предоставляется право на увольнение либо понижение в должности подчиненных, критику результатов их деятельности либо снижение заработной платы.

К примеру, в случае предоставления торговым представителем плохих результатов, начальник в праве критиковать его, объявлять ему выговоры, оставлять соответствующие записи в личное дело работника либо ограничивать его возможности продвижения.

Каждый тип должностной власти является причиной определенной реакции сотрудников. Легитимная и вознаграждающая власть с большей вероятностью позволят достичь подчинения, означающее, что сотрудники исполняют приказы и инструкции, хотя в душе они могут быть не согласны с ними. Принуждающая власть зачастую провоцирует сопротивление, означающее, что сотрудники специально предпринимают попытку избежать исполнения инструкции или не подчиняться распоряжениям.

В отличие от должностной власти, которая имеет внешние источники, личная власть зачастую берет свое начало из внутренних источников – профессиональных компетенций сотрудника либо его личных качестве.

Личностная власть является инструментом лидера. Подчиненные идут за лидером, так как они уважают либо почитают его, а возможно и потому, что им близки его чувства и идеи.

Значение личностной власти растет по мере того, как увеличивается объем работы в командах, а команды, как правило, не желают терпеть авторитарные методы управления. Сегодня имеют место два вида личностной власти: экспертная власть и референтная власть.

Власть, которая основана на профессиональных знаниях или компетенциях, которые необходимы для исполнения заданий, поручаемых сотрудникам, носит название экспертной власти. Когда менеджер - настоящий эксперт и знаток своего дела, подчиненные соглашаются с большинством его рекомендаций.

Лидеры основного звена чаще всего очень хорошо осведомлены о производственном процессе, что способствует их продвижению по карьерной лестнице. В то же время, менеджеры верхнего звена могут хуже знать о технических деталях, нежели их подчиненные.

Референтная же власть базируется на личных характеристиках менеджера, с которым сотрудники желают себя ассоциировать, которые заставляют подчиненных уважать и восхищаться лидером, вызывают желание подражания ему.

Когда подчиненные уважают своего руководителя за то, как он обращается с ними, это значит, что влияние лидера базируется именно на референтной власти. Данный вид власти зависит преимущественно от личностных качеств человека, нежели от того, какую должность он занимает. Референтная власть является характерной преимущественно для харизматических лидеров.

Экспертная и референтная власти необязательно должны быть связаны с занимаемой руководителем должностью: человек может пользоваться уважением со стороны других людей из-за своего профессионализма и личностных качеств, может оказывать помощь людям в разрешении их проблем, быть гуру и учителем, коучером, являться примером для подражания, может даже стать неформальным лидером общности людей, не имея при этом должности формального руководителя.

Экспертная и референтная власти зачастую укрепляют преданность подчиненных своему начальнику. Преданность - разделение работниками точки зрения руководителя и с энтузиазмом выполнение его распоряжений и приказов.

Не стоит говорить о том, что преданность является более предпочтительной сравнительно с подчинением либо сопротивлением. Преданность является особенно важной в тех ситуациях, когда распоряжения начальника обусловлены изменениями, так как изменения влекут за собой риск и неопределенность. Именно преданность способствует коллективу перешагивать свой страх перед грядущими изменениями.

Организации сильно политизированы, и борьба, которая в них ведется, — это игра во власть. Проблемы власти и политики являются важными составляющими организационного поведения.

Теоретики власти подчеркивают ее позитивную сторону, предполагая, что она является потенциальной возможностью мобилизовать ресурсы для реализации чего-либо без оглядки на любое организованное противодействие.

Мотивационный фактор власти определяется как потребность человека манипулировать другими людьми и иметь над ними превосходство. Человек, обладающий властью, может манипулировать другими и изменять их. Такое определение власти отделяет ее от полномочий и влияния.

Полномочия легитимизируют власть и, таким образом, являются ее источником. Полномочия — это право манипулировать другими и изменять их. Власть не обязательно должна быть легитимной. Помимо этого, необходимо отличать классическую бюрократическую концепцию полномочий, идущих сверху вниз, от концепции полномочий Барнарда, направленных снизу вверх и основанных на признании.

Потенциал власти многими исследователями ставится в зависимость от уровня зависимости того человека, на которого оказывается влияние. Существует несколько типологий власти. Наиболее известная классификация создана Джоном Френчем и Бертрамом Рэйвеном.

4.1.1. Власть, основанная на вознаграждении

Этот источник власти зависит от того, есть ли у человека возможность и ресурсы, которые он может использовать для поощрения других. Кроме того, объект применения власти должен ценить это вознаграждение. Менеджеры в организациях располагают широким выбором поощрений: повышение жалованья, продвижение по службе, привлекательные назначения, повышение ответственности, новое оборудование, похвала, обратная связь и признание. В терминах оперантного научения это означает, что у менеджеров есть власть осуществлять положительное подкрепление. Пользуясь терминами мотивационной теории ожидания, можно сказать, что один человек располагает властью обеспечивать положительную валентность, а другой — воспринимает эту его способность.

Для того чтобы полнее понять этот источник власти, следует иметь в виду, что ключевой фигурой является именно тот, над кем осуществляется власть. Если менеджмеры предлагают своим подчиненным то, что, по их мнению, является поощрением (например, повышение в должности с увеличением ответственности), а подчиненные этого не ценят (например, не чувствуют се6я в безопасности или имеют семейные обязательства, которые для них важнее продвижения по службе), значит, в действительности у менеджера нет власти, основанной на вознаграждении. Точно так же менеджеры могут не осознавать, что они поощряют подчиненных (когда терпеливо выслушивают постоянно жалующихся), между тем подчиненные воспринимают это именно как поощрение (менеджеры уделяют им внимание, выслушивая жалобы). В таком случае менеджер обладает данным типом власти. Менеджер также может не иметь реальной возможности поощрять (он может сказать, что будет способствовать служебному продвижению сотрудников благодаря своему влиянию на высшее руководство, но на самом деле это не так), но пока люди думают, что у него такая возможность есть, он действительно обладает властью, основанной на вознаграждении.

4.1.2. Власть, основанная на принуждении

4.1.3. Легитимная власть

Этот тип власти, выделенный Френчем и Рэйвеном, исходит из интернализованных ценностей людей, которые передают легитимное право управлять ими одному человеку. Эти люди чувствуют себя обязанными признавать данную власть. Она почти идентична полномочиям и тесно связана с властью, основанной на вознаграждении и принуждении, поскольку человек, обладающий легитимной властью, имеет право и поощрять, и наказывать. Однако легитимная власть в отличие от рассмотренных выше двух типов власти зависит не столько от характера отношений с другими людьми, сколько от статуса, которым обладает человек, наделенный властью, или роли, которую он играет. Например, человек обладает легитимностью благодаря званию или статусу (старший в семье или должностное лицо в корпорации), а не вследствие своих личных качеств или влияния на окружающих.

Легитимная власть имеет три основных источника. Во-первых, легитимность определяют доминирующие культурные ценности общества, организации или группы. Например, в некоторых обществах чем старше становится человек, тем большую легитимную власть он приобретает. То же самое может относиться к определенным физическим характеристикам, полу и роду занятий. В организациях менеджеры обычно обладают легитимной властью потому, что работники верят в ценность законов о частной собственности и в иерархию, где занимающие более высокое положение имеют власть над теми, чье положение ниже. Это распространяется и на определенные функциональные должности в организациях. Примером последнего могут служить инженеры, деятельность которых легитимна в производственном отделе, в то время как бухгалтер обладает легитимностью в финансовых вопросах. Ценности, преобладающие внутри одной определенной группы, также определяют легитимность. Например, в уличной шайке легитимностью будет обладать самый жестокий, а в рабочей группе ею может быть наделен профсоюзный руководитель.

Во-вторых, легитимную власть можно получить благодаря общепризнанной социальной структуре. В некоторых обществах есть признанный правящий класс. Но в организации или в семье также может существовать признанная социальная структура, дающая легитимную власть. Например, когда рабочие нанимаются в компанию, они в то же время признают иерархическую структуру и наделяют своих руководителей легитимной властью.

В-третьих, получение легитимной власти реализуется тогда, когда некто становится агентом или представителем влиятельного лица или группы. Примерами обладателей такого типа легитимной власти являются избранные должностные лица, председатель комитета, член совета директоров корпорации, представитель профсоюза или комитета управляющих.

Каждая из этих форм легитимной власти порождает обязательство признавать ее и подчиняться ей. Однако на практике часто возникают проблемы, сложности и разногласия по поводу уровня и диапазона такой власти.

Руководитель может справедливо ожидать от служащего, что он будет много и усердно трудиться; но может ли он заставлять служащего шпионить за конкурентами, проводить выходные вне дома, присоединиться к группе, выполняющей сверхурочную работу?

Эти спорные вопросы задают себе многие люди в современном обществе, что говорит о размывании традиционного понятия легитимности. Такая неопределенность указывает на сложную природу власти.

4.1.4. Референтная власть

Этот тип власти возник из-за желания некоторых людей, чтобы их отождествляли с лицом, в руках которого находится власть. Они хотят, чтобы их имя ассоциировалось с влиятельной фигурой, невзирая на последствия. Другие же наделяют человека властью, потому что он привлекателен и обладает необходимыми ресурсами или личными качествами.

Рекламодатели пользуются преимуществами такого типа власти, когда привлекают знаменитостей, например звезд кино или спортсменов, для рекламы. Покупатели идентифицируют себя с этими знаменитыми людьми (находя их привлекательными) и наделяют их властью советовать, что именно покупать. Например, обзор соответствующих исследователей показал, что аргументы, особенно эмоциональные, более эффективны, когда они исходят от красивых людей.

Временной аспект весьма существен и для рекомендательной рекламы, основанной на референтной власти. Реклама задействует только тех профессиональных спортсменов, которые играют в данном сезоне, потому что в это время они находятся на виду, публика интересуется ими и, следовательно, они имеют референтную власть. Исключение составляет горстка суперзвезд, которые годами сохраняют свою референтную власть, даже после того, как ни покидают большой спорт.

Применительно к организации референтная власть значительно отличается от других описанных выше типов власти. Например, менеджеры, обладающие референтной властью, должны быть привлекательны для подчиненных, чтобы последние хотели идентифицировать себя с ними независимо от того, будет ли у менеджера впоследствии возможность поощрять и наказывать или будет ли он обладать легитимностью. Другими словами, менеджер, наделенный властью, должен быть лично привлекателен для подчиненных.

4.1.5. Экспертная власть

Последний источник власти, описанный Френчем и Рэйвеном, зависит от того, насколько другие ценят опыт и знания, которыми обладает претендент на власть. Считается, что эксперты имеют знания и разбираются только в определенной узкой области. Все источники власти зависят от ее восприятия лицом, на которого она направлена, однако экспертная власть зависит от этого в еще большей степени, чем остальные. В частности, человек, являющийся объектом экспертной власти, должен чувствовать, что ее носитель заслуживает доверия, надежен и релевантен, иначе властные полномочия не будут переданы эксперту.

Доверие формируется под влиянием убедительных фактов; это значит, что человек должен действительно разбираться в том, о чем говорит, и уметь продемонстрировать наглядные доказательства своих знаний. Например, если пользующийся большим успехом футбольный тренер советует начинающему игроку, то его будут слушать, т. е. наделят экспертной властью. В данном случае тренер обладает экспертной властью, потому что он много знает о футболе. Достоверность его слов подтверждает то, что он в прошлом был знаменитым игроком и тренировал команды, ставшие чемпионами. Если бы этот тренер стал советовать, как играть в баскетбол, то ему бы не доверяли, т. е. его бы не наделяли его экспертной властью. Однако для страстных любителей футбола или игроков этот тренер может иметь и референтную власть по общим вопросам (являясь для них очень притягательной фигурой), на них повлияет все, что он скажет по любому поводу — будь то баскетбол или управление корпорацией.

В организациях специалисты имеют экспертную власть в своей узкой области, но не за ее пределами. Например, специалист по компьютерам или бухгалтер. Как уже отмечалась, экспертная власть в высокой степени селективна, и ее носитель должен не только вызывать доверие, но быть надежным и соответствовать занимаемой должности. Надежность означает, что он должен иметь репутацию честного и прямого человека. Если рассматривать политических деятелей, то связанные с ними скандалы понижают их экспертную власть в глазах избирателей. Кроме обладания доверием и надежностью, чтобы иметь экспертную власть, человек должен соответствовать должности и приносить пользу. Обратимся к предыдущему примеру: если футбольный тренер будет давать советы по международным вопросам, это не будет релевантно и не принесет пользу, а значит, у него не будет экспертной власти.

Френч и Рэйвен признавали возможность существования и других источников власти и подчеркивали взаимозависимость источников власти (например, использование менеджером власти, основанной на принуждении, может снизить его референтную власть) и тот факт, что один и тот же человек может обладать различными типами власти в различных условиях и в разное время. Последнее обстоятельство привело к созданию ситуационных моделей власти в организации.

4.2. Ситуационные подходы к власти

  • контроль над ресурсами, такими как бюджет, материальная база и должности, которые могут быть использованы для создания и поддержки союзников и сторонников;
  • контроль над информацией или неограниченный доступ к ней: о деятельности организации, о предпочтениях и суждениях других, о текущих событиях и их участниках;
  • формальные полномочия.

Исследования подтверждают также следующие факты:

  1. Чем выше профессиональная ориентация членов группы, тем больше относительная сила референтной власти, под влиянием которой они находятся.
  2. Чем меньше сил готовы отдать и чем меньше интереса готовы проявить к конкретному заданию участники более высокого уровня, тем скорее участники низшего уровня получат власть, необходимую для выполнения задания.

4.3. Подверженность влиянию объектов власти

  1. Зависимость. Чем больше зависимость объектов от отношений с носителем власти (например, если объект не может избежать отношений, не видит альтернативы или ценит поощрение со стороны носителя власти как уникальное), тем большее влияние оказывается на эти объекты.
  2. Неопределенность. Эсперименты показали: чем менее уверены люди в правильности и уместности своего поведения, тем больше вероятность, что на них удастся повлиять и заставить изменить это поведение.
  3. Личность. Существует много исследований, демонстрирующих связь между личностными качествами и подверженностью влиянию. Некоторые выводы очевидны (например, люди, которые не могут терпеть неопределенность или очень тревожны, более подвержены влиянию, а те, у кого выше потребность в аффилиации, легче поддаются влиянию группы). Однако некоторые находки ученых не столь тривиальны (например, обнаружено, что между самооценкой и подверженностью влиянию существует как положительная, так и отрицательная связь).
  4. Интеллект. Не существует простой связи между интеллектом и подверженностью влиянию. Например, люди с высоким интеллектом, возможно, охотнее слушают других, но поскольку они также стремятся к большему уважению со стороны окружающих, то могут оказывать большее сопротивление влиянию извне.
  5. Пол. Хотя традиционно считается, что из-за особенностей воспитания женщины более, чем мужчины, склонны поддаваться влиянию, имеются свидетельства, что положение дел меняется.
  6. Возраст. Специалисты по социальной психологии пришли к общему выводу, что подверженность детей влиянию растет до восьми или девяти лет, а затем уменьшается по мере приближения к юности, после чего остается практически без изменений.
  7. Культура. Очевидно, что культурные ценности общества оказывают огромное воздействие на подверженность людей влиянию. Например, национальные культуры Запада делают акцент на индивидуализме, разнообразии мнений и различиях, т. е. на том, что снижает подверженность влиянию. В то же время в азиатских культурах ценятся преданность, согласие и единообразие, что, естественно, должно увеличивать подверженность влиянию.

4.4. Превращение власти во влияние

4.4.1. Стратегии влияния

Логика – использование фактов и данных для обоснования логических аргументов.

Доброжелательность – использование похвал, доброжелательности и благоприятного впечатления.

Коалиции – использование отношений с другими людьми для обеспечения поддержки.

Торги – использование обоюдной выгоды как основы переговоров.

Напористость – использование прямоты и натиска в личных отношениях.

Поддержка вышестоящих лиц – получение поддержки от вышестоящих лиц по чьей-либо просьбе.

Санкции - использование вознаграждений и наказаний.

Исследования этих стратегий показали, что наибольшей популярностью пользуется обращение к логике. Доброжелательность, напористость, торги и поддержка вышестоящих лиц чаще применяются для того, чтобы оказывать влияние на подчиненных, а не на начальников.

Власть принуждения, или авторитарная

Данная власть базируется на страхе быть наказанным или не получить желаемое вознаграждение. Для поддержания страха необходимо создать эффективную систему контроля, в основе которой могут быть доносительство, жесткая супервизия, скрытое видеонаблюдение.

Власть поощрения

Предполагает вознаграждение за желаемое поведение, но в силу несовпадения времени совершения поведения и вознаграждения возможны следующие формы ее применения:

  1. Вознаграждение следует непосредственно за желаемым поведением, что характеризует предсказуемый стиль руководства.
  2. Вознаграждение запаздывает в отношении желаемого поведения. При этом используется механизм ожидания, который до определенного предела и в отношении определенных людей способен увеличить потенциал власти поощрений.
  3. Вознаграждение предваряет желаемое поведение. При этом растет зависимость от неопределенности, уровня сложности, востребуемого впоследствии поведения. Считается, что данная форма более эффективна, чем предшествующие.

Экспертная власть

Базируется на доверии к руководителю, который в силу опыта, квалификации, образования, большого количества связей и решения задач высокого уровня сложности имеет наибольшие знания по определенным направлениям. Несмотря на привлекательность эксперт-власти, ее потенциал необходимо ограничить в росте, т. к. она разрушает обратную связь в организационной системе, в связи с тем что подчиненные теряют свойства оппонентов и не представляют альтернативные варианты разрешения проблемных ситуаций.

Харизматическая власть

В отличие от других форм она имеет эмоциональную природу.

Традиционная (законная) власть

Является базисом, т. к. представляет собой атрибут руководства и возникает в результате иерархизации системы и позиционирования на определенном уровне иерархии. Отнять эту власть невозможно. Возможность роста этой власти ограниченна, поэтому нужно использовать другие формы власти. Если руководитель использует только эту форму, то он слабее, чем МНГ или неформальный лидер.

Информационная власть

Так же как и экспертная власть, информационная власть исполняет ресурс знания и компетенции, но если первая основана на кредите доверия, то вторая требует постоянного подтверждения информационной обеспеченности того или иного сотрудника. Данная форма уравнивает в возможностях руководителей и подчиненных, а если подчиненные умело используют неформальную информацию и коллективные знания, то потенциал данной власти у них, безусловно, больше.

Власть взаимозависимости задач

Определяется функциональным разнообразием и зависимостью при решении любых организационных проблем и реализации проектов. Данной формой может обладать любой сотрудник, позиционированный на любом уровне управления. Для этого необходимо определить функциональную нишу и востребованность данной функции в организации. Со временем руководитель, теряя потенциал власти принуждения, поощрения, экспертной и, отчасти, традиционной, может использовать данный вид власти для укрепления общего потенциала власти. Данная форма стала определяться авторами совсем недавно, а наиболее ярко она проявлялась в командной работе.

Власть связей

Данная форма подразумевает наличие родственных или неформальных связей с власть придержащими. Опасность ее применения состоит в возможной потере властных полномочий носителя компетенции и сопутствующих этому негативных влияниях со стороны ранее управляемых аудиторий.

Власть попустительства

Попустительство – это не наказание в условиях демонстрации нежелательного поведения или поощрение в отсутствие желаемого, чаще всего его использует начинающий руководитель, не осознавший потенциал традиционной власти. Это единственная форма власти, которая по истечении определенного времени, когда подчиненные диагностируют низкий потенциал руководства, снижает общественный потенциал власти.

В совокупности надстроенных форм власти (принуждение, поощрение, экспертная, харизма, информационной связи и взаимозависимости задач) должен соблюдаться необходимый баланс.


Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

Воздействие субъекта власти на поведение людей.

Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Сущность элемента власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Те, на кого направлена власть

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

Действует на основе права от имени всего общества.

Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Рационально-правовое или легальное господство

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

исполнительная — контролирует государственные дела;

судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

Объект власти — это тот, от кого она исходит.

Государственная власть ограничена территорией этого государства.

Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

Политика не может влиять на судебную власть.

Государственная власть — важная часть политической.

Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

Власть бывает личная и коллективная.

В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Читайте также: