Что такое добрачное консультирование

Обновлено: 02.07.2024

Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Консультирование как информирование

Популяризируют и разъясняют результаты новейших психологических исследований не только по проблеме супружеской пары, но и супружеских отношений и факторов, влияющих на них.

Формируют потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни.

Иногда информирование используется во время индивидуального психологического консультирования –- в тех случаях, когда нет необходимости проводить коррекционную работу, помогать клиенту в решении его проблем, достаточно лишь дать соответствующую информацию или предложить прочесть специальную литературу, посетить лекции, групповые занятия.

Консультирование по телефону доверия

Не всегда молодые люди с желанием обращаются к психологу-консультанту. Некоторые стесняются идти со своими проблемами на личный контакт с психологом, предпочитая телефон доверия.

Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.




При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.

Индивидуальное психологическое консультирование

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни.

Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?

2. Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?

3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?

4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?

5. Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?

6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?

7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?

8. Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?

9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?

10. Как ко всему этому относится ваш реальный избранник? (Р.С.Немов).

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины – в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В добрачном и особенно предбрачном консультировании эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которой состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Н. Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердимся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, – все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта (рис. 1). Они дают представление о том, как человек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.


Рис. 1. Четыре сферы разрешения конфликта (актуальный конфликт)


Рис. 2. Схема базового конфликта:

Я – отношение близких' родителей, братьев, сестер к клиенту; Ты – отношения родителей между собой, Мы – отношение родителей к окружающему миру, друзьям; Пра-мы – отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т.д.

Анализ сферы Мы позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера – какие модели поведения будет предъявлять он в своей семейной жизни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и ею партнера, можно объяснить трудности взаимоотношения в настоящем и спрогнозировать будущее.

Актуальные способности Клиент Партнер Спонтанные комментарии
Пунктуальность
Чистоплотность
Учтивость
Верность
Любовь
Терпение
Доверие и т.д.

Далее следует анализ. Например, если для клиента важна пунктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это несовпадение актуальных способностей клиента и партнера может привести к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном и предбрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н.Пезешкиан предлагает тест-опросник.

1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?

2. Могу ли я представить этого человека дома?

3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?

4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?

5. Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?

6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии? Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А.Адлера и др.

Психолог, практикующий в рамках консультирования по А. Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику.

Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента (или предбрачной пары).

Групповое психологическое консультирование

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В пси-хокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой психотерапии, по мнению К.Руде-стама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Вопросы и задания

1. Назовите виды психологического консультирования добрачной и предбрачной пары.

2. В чем особенности консультирования добрачной и предбрачной пары по телефону доверия?

3. Раскройте содержание консультирования как информирования (психологического просвещения).

4. Каковы особенности индивидуального психологического консультирования добрачной пары?

5. Обоснуйте преимущество и недостатки группового психологического консультирования добрачной пары.

6. Назовите методы индивидуального психологического консультирования по вопросу выбора партнера.

7. Опишите методы группового психологического консультирования добрачной пары.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М ; Воронеж, 1999.

Немцов Р. С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., 1993.

Учитывая вышеизложенное, цель данной работы - изучение особенностей добрачного консультирования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные проблемы и подходы к изучению, цели и задачи добрачного консультирования.
Рассмотреть особенности молодых пар в добрачный период.
Охарактеризовать технологии, формы и методы работы с молодыми людьми в период добрачного ухаживания.

Работа содержит 1 файл

введение сем конс.doc

Брак-это спасительная гавань во время бури,

но чаще это буря в гавани.

Жан Пти-Сенн

Добрачные отношения мужчины и женщины занимают одно из первых мест в исследовании социальной жизни людей. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания. В России сохраняется стойкая ориентация населения на брак. Однако за последние годы существенно изменилось добрачное поведение молодежи: перестали действовать традиционные установки на добрачное целомудрие и многое другое. При этом большой интерес представляют мотивы добрачных сексуальных связей, причем интересы мужчин несхожи с интересами женщин. Большую разницу во взглядах и сексуальных отношениях молодежи по сравнению со старшим поколением нельзя рассматривать как падение нравов, всеобщую распущенность, гибель семейных ценностей.

Сейчас добрачные отношения превращаются в гонку за богатством, сексуальными наслаждениями и свободой, ведь как показывают, социологические опросы, в браке молодые люди требуют от партнера универсальные нравственные ценности, которые зачатую отсутствуют в добрачном поведении, где никто не хочет уступать, а юношеский максимализм проявляет себя в полной красе.

Большинство вступающих в брак уверены, что все трудности, не замеченные во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака. Согласно исследованиям, эти трудности остаются и не просто остаются, а преследуют молодых до тех пор, пока они не будут решены раз и навсегда. При этом решение по этим вопросам может быть принято как в положительную сторону, так и в отрицательную, т.е. развод.

Актуальность выбранной темы контрольной работы в том, что добрачное консультирование необходимо для формирования крепких семейных отношений в будущем.

Изучение истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья в культурно-историческом аспекте имеет непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования и развития, комплекс прав и обязанностей. Да, исторические формы семьи менялись, и будут меняться. Но сама семья как содружество любящих или хотя бы симпатизирующих друг другу мужчины и женщины - идеальная организация для нормального воспроизводства населения и в количественном, и в качественном отношении, единственная организация, где тебя могут любить, даже если во всех других ненавидят, и где тебя могут уважать.

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода.

Учитывая вышеизложенное, цель данной работы - изучение особенностей добрачного консультирования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные проблемы и подходы к изучению, цели и задачи добрачного консультирования.
  2. Рассмотреть особенности молодых пар в добрачный период.
  3. Охарактеризовать технологии, формы и методы работы с молодыми людьми в период добрачного ухаживания.

Объектом контрольной работы является технология добрачного консультирования.

Предметом работы являются формы и методы работы с молодыми людьми в период добрачного ухаживания.

Глава 1. Добрачное консультирование как объект изучения семьи и семейного консультирования

  1. 1. Основные подходы к изучению добрачного консультирования

Добрачное консультирование - (premarital counseling). 1 Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать добрачное консультирование в качестве "консультирования". Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями.

Итак, добрачное консультирование - это встреча психолога с будущей семейной парой. Целью которого является определение зоны различия взглядов, привычек и особенностей характеров, что может в дальнейшем стать причиной конфликта.

Темы добрачного консультирования могут быть следующие, например:

  • предполагаемые "роли" в семье;
  • особенность общения;
  • семейные ценности;
  • духовность и религия;
  • финансы;
  • способность к компромиссу;
  • зоны конфликтов;
  • будущие дети;
  • сексуальные отношения;
  • ожидания от брака.

Также основными проблемами добрачного консультирования являются: 1) консультирование по проблемам межличностного общения с представителями противоположного пола; 2) консультирование несовершеннолетних по вопросам добрачной беременности; 3) консультирование одиноких, находящихся в поиске брачного партнёра; 4) консультирование партнёров, вступающих в брак.

Выдающимся пионером в осуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием "Подготовка к браку и семейной жизни". Другим событием, оказавшим большое влияние на добрачное консультирование, был переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психического здоровья начать обращать повышенное внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку.

Начиная с 1950-х г. "Журнал психологии" (Journal psychology) стал отражать более широкий интерес к аспектам взаимоотношений добрачного консультирования, выразившийся в увеличении числа статей по данному предмету. Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление и контроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследования изначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физиологических осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенно различавшимися) законами штатов, некоторые врачи ощущали потребность выйти за рамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями и рекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, были сосредоточены на вопросах пола и сексуальности. Накапливается все больше данных, что, по крайней мере, некоторые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке. Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака. От людей, которые ранее состояли в браке, тоже будут ожидать достижения определенного понимания тех требований, которые к ним предъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям.

В современной литературе по вопросам добрачного консультирования говорится о том, что брачные и семейные консультанты помогают, намеревающимся вступить в брак, реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать социально-психологические аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности.

Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.

Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о вступлении в брак.

Теории выбора брачного партнера.

Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться: каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.

Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа 3. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на другие, общественно одобряемые, объекты – на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций.

Теория комплементарных потребностей (дополняющих потребностей) Р. Уинча основывается на старом, как мир, принципе, гласящем, что противоположности притягиваются.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.

2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.

3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.

4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.

Скрыть уведомление

Анализ запросов звонивших по телефону доверия показывает, что молодых людей часто беспокоят такие вопросы (проблемы), как разрыв с любимым человеком, взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера, трудности общения с партнером, добрачная беременность, безответная любовь, непонимание и др.

При всех своих плюсах консультирование по телефону доверия имеет ограничения. Психолог чаще всего может только выслушать клиента, задавая ему вопросы, касающиеся проблемы, и рекомендовать, к примеру, в какой психологический центр обратиться за помощью. Однако оно исключает возможность психологического воздействия, направленного на решение проблемной ситуации клиента. Такую задачу может выполнить индивидуальное психологическое консультирование.

Индивидуальное психологическое консультирование

Человек, пришедший в психологическую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни.

Психолог, проводящий индивидуальное психологическое консультирование, должен определиться, о чем он будет говорить с клиентом. Целесообразно поставить перед ним следующие вопросы.

1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг?

2. Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек?

3. В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу?

4. Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)?

5. Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь?

6. Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось?

7. Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть?

8. Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток?

9. Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни?

10. Как ко всему этому относится ваш реальный избранник? (Р.С.Немов).

Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент. Возможно, это личная проблема и ее причины – в индивидуально-психологических особенностях клиента, его жизненном опыте, не вполне удачных добрачных или семейных отношениях в прошлом и т.д., а может быть она заключается в партнере, других референтных личностях. Определив это, можно приступать к поиску решения проблемы, выбору эффективных методов консультирования.

В добрачном и особенно предбрачном консультировании эффективным может быть использование методов позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана, цель которой состоит в мобилизации потенциала и способностей клиента. Автор установил две сферы конфликта, влияющих на вид и выраженность конфликтной ситуации. Он назвал их актуальным и базовым (основным) конфликтами. По Н. Пезешкиану, все люди для преодоления своих проблем обращаются к одним и тем же типичным формам реакции на конфликт. Если у нас есть проблемы, мы сердимся, чувствуем себя подавленными и непонятыми, живем в постоянном напряжении и не видим смысла в жизни, – все эти и другие трудности автор предлагает выразить в четырех сферах разрешения конфликта (рис. 1). Они дают представление о том, как человек воспринимает себя и окружающий мир и по какому пути идет признание реальности, а также контроль этой реальности.

Рис. 1. Четыре сферы разрешения конфликта (актуальный конфликт)

Рис. 2. Схема базового конфликта:

Я – отношение близких' родителей, братьев, сестер к клиенту; Ты – отношения родителей между собой, Мы – отношение родителей к окружающему миру, друзьям; Пра-мы – отношение родителей к будущему, их мировоззрение и т.д.

Анализ сферы Мы позволяет выявить, откуда у клиента те или другие модели поведения, а при анализе сферы Мы партнера – какие модели поведения будет предъявлять он в своей семейной жизни. Поняв эти и другие сферы переработки конфликта клиента и ею партнера, можно объяснить трудности взаимоотношения в настоящем и спрогнозировать будущее.

Далее следует анализ. Например, если для клиента важна пунктуальность, а для партнера она не важна, то в будущем это несовпадение актуальных способностей клиента и партнера может привести к напряжениям, конфликтам в супружеских взаимоотношениях.

В индивидуальном психологическом консультировании применение диагностических методов не всегда эффективно и справедливо, практические психологи отказываются от их использования во время ведения консультативной сессии. В добрачном и предбрачном консультировании также не рекомендуется во время беседы с клиентом (клиентами) использовать тесты, однако их можно предложить в качестве домашнего задания, а также в том случае, если клиент выразил пожелание провести психодиагностику отношений в настоящем и дать прогноз на будущее. Н.Пезешкиан предлагает тест-опросник.

1. Мог ли я представить в прошлом, что моей женой (мужем) будет этот человек?

2. Могу ли я представить этого человека дома?

3. Могу ли я представить, что у меня будут дети от этого человека?

4. Могу ли я представить, что мои дети будут копией моего партнера?

5. Если бы я влюбился в этого человека, мог бы он быть моим другом?

6. Чувствую ли я себя комфортно в ее (его) присутствии? Если даже на один вопрос клиент ответил отрицательно, ему

В психологическую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А.Адлера и др.

Психолог, практикующий в рамках консультирования по А. Адлеру, помогает клиенту осознать деструктивность частной логики, увидеть, какую цену он за нее платит, а затем либо сформулировать новую, либо внести конструктивные элементы в старую частную логику.

Очень часто оказывается полезным групповое психологическое консультирование клиента (или предбрачной пары).

Групповое психологическое консультирование

Иногда этот вид консультирования оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачной паре, чем, к примеру, индивидуальное консультирование, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, другими значимыми людьми, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др.

Пребывание человека в специально организованных группах может помочь молодым людям в решении проблем, возникающих при межличностных взаимодействиях в добрачный период. В пси-хокоррекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение личности, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.

Преимущество групповой психотерапии, по мнению К.Руде-стама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других.

Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гешталътгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др.

Вопросы и задания

1. Назовите виды психологического консультирования добрачной и предбрачной пары.

2. В чем особенности консультирования добрачной и предбрачной пары по телефону доверия?

3. Раскройте содержание консультирования как информирования (психологического просвещения).

4. Каковы особенности индивидуального психологического консультирования добрачной пары?

5. Обоснуйте преимущество и недостатки группового психологического консультирования добрачной пары.

6. Назовите методы индивидуального психологического консультирования по вопросу выбора партнера.

7. Опишите методы группового психологического консультирования добрачной пары.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М ; Воронеж, 1999.

Немцов Р. С. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как психотерапевт. – М., 1993.

Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.

Сидоренко Е. Терапия и тренинги по Альфреду Адлеру. – СПб., 2000.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПО ПОВОДУ СЛОЖНОСТЕЙ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ

Любому практикующему психологу известно, что обращения родителей по поводу проблем, связанных с воспитанием детей, имеют свои пики и лакуны. Скажем, родители ребенка раннего возраста консультируются редко. Всплеск обращений в дошкольном возрасте ребенка приходится на возраст три года и пять-шесть лет. Пик родительских потребностей в квалифицированной помощи специалиста связан с обучением в начальной школе, далее следует спад, и снова наблюдается увеличение количества консультаций по поводу проблем с воспитанием подростков.

Запросы родителей, нуждающихся в консультациях специалиста, имеют несколько основных направлений.

Первое – проблемы, связанные с воспитанием детей.

Второе – проблемы, обусловленные трудностями в развитии и обучении детей.

Третье – интерес родителей к имеющимся у детей способностям; к особенностям подросткового возраста. Большая группа проблем обусловлена необходимостью принятия семьей решения о дальнейших перспективах развития ребенка, о его профессиональном самоопределении.

Четвертое – личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаимодействие в семье и ближайшем окружении.

Все эти направления родительских запросов тесно связаны с половозрастными особенностями детей и, следовательно, имеют свою специфику, которая определяется полом и возрастом ребенка. В первую очередь, конечно, возрастом.

Рассмотрим специфические особенности возраста, которые необходимо принимать во внимание при проведении психологического консультирования детей с родителями.

Как уже говорилось, на первом году жизни ребенка родители чрезвычайно редко обращаются за консультацией к психологу. А жаль! Поскольку именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка.

Родителю необходимо знать, что главной, ее еще называют витальной, т.е. жизненно важной, потребностью младенца в возрасте от рождения и до года является потребность в общении с матерью. И это общение должно быть эмоционально окрашенным и личностно значимым для обоих. Параллельно с общением идет формирование ориентировочных реакций, в первую очередь зрительно-слуховых и зрительно-тактильных. Ребенок начинает овладевать движениями руки и действиями с предметами. Развивается вся двигательная сфера ребенка, идет интенсивная подготовка к пониманию речи. Начинает формироваться его собственная речь, сначала в форме гуления, а затем и лепета. Малыш активен, деятелен и жизнерадостен. Если же у ребенка наблюдается задержка в психофизическом развитии, то он чаще плачет, нервничает, больше спит, реже улыбается. Такой ребенок гораздо дольше, чем его физиологически зрелый сверстник, видит в матери лишь кормилицу, сиделку, а нб партнера для общения.

Но вот вопрос: что такое нормальное отношение со стороны взрослых? Ответить на него не просто, особенно молодым родителям. И нужно помочь им найти ту грань, за которой детская самостоятельность – уже не инициатива, а каприз. Проблема в том, что каждый родитель исходит из своего жизненного опыта и представлений о том, что можно, а чего нельзя.

Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую чувствительность ребенка к социальным влияниям, характерным для его ближайшего окружения. Основной формой взаимодействия является паритетное, равноправное, сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание этого общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится для родителей одной из доминирующих задач воспитания Социальное воспитание дает детям первоначальные представления о связях людей друг с другом, о том, что люди дружат, пишут письма, разговаривают по телефону, любят и уважают окружающих, проявляют заботу друг о друге.

У дошкольника активно развиваются многие психические процессы – внимание, произвольная память, сфера образов–представлений, опосредованное запоминание, зрительная ориентировка в пространстве, воображение, эмоциональный контроль, совершенствуется наглядно-образное мышление и формируются мыслительные операции словесно-логического уровня. Бурно развивается речевая деятельность: с одной стороны, у детей расширяется понимание смысла обращенной к ним речи, понимание лексических и грамматических конструкций, с другой – обогащаются собственные фонетическая, лексическая и грамматическая функции речи, развивается внутренняя и связная речь, формируется речевое общение. Ребенка пяти-шести лет нужно научить правильному согласованию числительных с существительным (один стул, два стула; один карандаш, пять карандашей), прилагательных с существительным (желтая груша, желтый лимон; красный лист, красные листья), правильному пониманию и употреблению предлогов (на столе, под стулом, около ног, за дверью, между окнами, по полу). Деятельность детей также претерпевает существенные изменения: она становится более произвольной, целенаправленной и самостоятельной. Все эти качества наиболее полно представлены в ведущей деятельности – в игре, которая превращается из сюжетной в сюжетно-ролевую. Но и продуктивная, и трудовая деятельность также изменяются. Ребенок становится полноправным партнером и взрослому, и сверстнику, который умеет сотрудничать и кооперироваться в процессе выполнения изображений или различных трудовых действий.

В плане развития познавательной деятельности взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в признании его достижений (не искать промахи и недостатки в рисунках и поделках, а привлекать внимание к красивым сочетаниям цветовых оттенков, к гармонично размещенным изображениям), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за результаты работы. Взаимодействие взрослого с детьми должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребенка образа Я, ^.-позиции, т.е. осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания и ответственности).

В старшем дошкольном возрасте возникает очень важная составляющая личностного развития ребенка – соподчинение мотивов, т. е. способность выбирать из множества одновременно действующих побуждений то, что наиболее важно или существенно, что будет определять его поведение и деятельность. Обязанности по дому, собственные желания, просьба мамы, чувство долга по отношению в больному дедушке, мимолетный порыв – какие свои дела и в какой последовательности выполнит ребенок, вот что означает соподчинение мотивов. Родители и культура семейных отношений во многом определяют его выбор. Ему приходится учиться понимать, что важнее – его собственные, часто эгоцентрические интересы или необходимость поступить по совести. Пример родителей и близких людей становится основой для детского подражания.

pornographyroundup

Каково общепринятое мнение?

9Marks: Каков общепринятый взгляд евангельских христиан на здоровый и счастливый брак? Отличается ли ваша точка зрения от общепринятого мнения? В чём?

Библейские приоритеты и добрачное консультирование

Я думаю, что по большей части молодые люди вступают в брак, потому что опыт встречаний научил их, что у них действительно получается хорошо проводить время вместе. Им нравилось водить хороводы друг с другом. И теперь они хотят зацементировать хорошее времяпровождение браком. Ведь действительно хорошо быть в браке с кем-то, кто тебе нравится и с кем тебе приятно проводить время, но на самом деле суть брака не в приятном времяпровождении. Приятное времяпровождение может быть одним из отличных побочных продуктов супружества, но прежде всего, брак — это олицетворение отношений Христа с Его невестой — Церковью, и Его любви к ней. Возможность для нас и обязанность в браке — отражать их, то есть быть живым изображением такой любви.

И знаете что? Такая любовь не появляется только в хорошее и радостное время. Такая любовь иногда лучше всего проявляется, когда всё идет не так. Мы знаем Христову любовь, потому что Он пришел к нам, когда мы были беспорядочны, омерзительны, разбиты и бунтовали. Такого рода брак требует от пары встречаться именно в таких беспорядочных страшных местах. На добрачном консультировании я хочу подготовить людей к этой самой важной части отражения Христа. Мне нужно, чтобы они захотели посмотреть на этот беспорядок до того, как поженятся, чтобы они знали, что принимают мудрое решение.

9M: Что еще является чрезвычайно важным в добрачном консультировании?

У. С.: Я считаю, что ключевое слово в добрачном консультировании — мудрость. Решение вступить с кем-то в брак не имеет отношения к поддержанию эмоционального накала. Всё дело в принятии мудрого решения. Мудрость такого решения основывается на выборе вступить в брак с тем, кого вы будете любить не только за сильные стороны, но будете также готовы любить и служить в его/ее слабостях. И наоборот: мудрое решение — это выбрать того, кто будет любить вас не только в приятные моменты и за ваши сильные стороны, но и кто будет служить вам и любить вас в моменты ваших слабостей. Вот это решение мудрое.

На добрачном консультировании я не хочу говорить им нужно или не нужно вступать в брак с этим человеком. Они свободны вступать в брак с тем, с кем хотят, если этот человек христианин. Но я хочу спросить:

Изменения в культуре и порнография

9M: Как вы считаете, как изменилась культура за последние пятнадцать или двадцать лет? Как вы думаете, с чем таким сегодня сталкивается брак, чего могло не быть двадцать лет назад?

У. С.: В культуре сейчас много давящих моментов, которые делают брак не похожим на то, что было даже 15 или 20 лет назад. Я отмечу только один, потому что он один из наиболее коварных и незаметных. Я просто много раз видел, насколько сильна и разрушительна в браке порнография. Конечно же, порнографии более 20 лет, но за последние 20 лет изменился образ её воздействия. В прошлом существовал барьер стыда, и нужно было желание, чтобы его преодолеть. Чтобы действительно отдать себя порнографии, нужно было поехать в другую часть города. Нужно было выйти из машины, пройти к магазину и быть не против того, что тебя заметят. Ваше имя и лицо ассоциировалось бы с материалом, который вы держите в руках. Сейчас такое ощущение, что анонимность практически гарантирована. Порнография вам не просто доступна, она вторгается в вашу жизнь. Она себя рекламирует. Она появляется в ваших электронных письмах. Она выскакивает в меню кинофильмов в отельном номере. Наверное, чем выше класс отеля, тем проще посмотреть порнографию, и тем более бесстыдно она будет показана.

Секс прекрасен, но намерением Бога в сексе было передать значение и цель. Секс был предназначен показать Божье посвящение, заветную и жертвенную любовь, нежность и заботу. Его предназначением не было показать свободу делать то, что вам может легко сойти с рук, сосредоточенность на себе, и вовлеченность в анонимные, бессмысленные отношения. Возьмите этот выступающий против отношений посыл порнографии, свяжите его с физическим удовольствием — и получится что-то мерзкое. Она не только порабощает время и мысли человека. Она начинает захватывать все его остальные отношения. Всё те же посылы об удобстве, удовольствии и сосредоточенности на себе просачиваются во все сферы жизни, они не остаются только на вашем компьютере.

9M: Можете ли вы поделиться какой-либо мудростью для пасторов и церквей относительно того, как перейти в нападение, т. е. превентивными способами борьбы с порнографией?

У. С.: Я считаю, что один из способов, который нужно использовать в церквях для борьбы с этой угрозой, очень прост — это начать о ней говорить. И говорить об этом не просто как о чём-то, присутствующем в культуре, но как о том, что преследует нас, как отдельных личностей, так и семьи в церкви. Создайте форумы/места для общения, где борющиеся с ней люди смогут говорить о ней, не неся на себе позора или отношения как к второсортному человеку. Создайте открытый диалог, в котором данная проблема будет рассматриваться с такой же заботой, вниманием и чуткостью, что и любой другой грех или искушение.

А потом дайте людям для использования реальные практические инструменты.

• Если у вас дома подключен интернет, думайте о нем, как о дверях в магазин с книгами категории ХХХ. Если у вас дома подключен интернет, кабельное или спутниковое телевиденье, то у вас есть вход в магазин с книгами для взрослых. Поэтому относитесь к нему так, как будто эту дверь нужно охранять и закрывать. Нормально использовать свой компьютер для развлечения, но вы должны понимать, что вы делаете и почему. Вы же не просто пасетесь в своем компьютере.

• Ограничьте личный доступ к компьютеру. Если у вас настольный компьютер, поставьте его в общесемейном месте так, чтобы монитор был повернут в центр комнаты.

• Сейчас доступно много всевозможных видов эффективного программного обеспечения, но никакое программное обеспечение не защищено от взлома. Есть варианты программного обеспечения, которые эффективны для ограждения. Но если вы прорываетесь, то потому, что вы хотели прорваться, а не потому, что вас захватили в ловушку.

Существует много разных базовых способов, которые можно использовать для своей защиты, но такое ощущение, что мы ходим в наивные церкви. Люди предполагают, что раз об этом никто не говорит, то и проблемы не существует. Я видел неисчислимое количество пасторов и церковных руководителей, которые попались на ее удочку. Я консультировал людей, которые, будучи работниками по уборке, заходили ночью на компьютеры и смотрели порнографию в зданиях, в которых убирали. Надеюсь, что некоторые из этих вариантов будут полезными в борьбе с этой широко распространенной проблемой.

Создание здоровых браков

9M: Как создать культуру здоровых браков в церкви? Какие практические моменты могут использовать пасторы для создания здоровых браков?

У. С.: Я считаю, что каждый раз, когда вы думаете о том, как что-либо сделать в церкви, нужно начинать с того, как я веду личным примером? Не хватайтесь за программу. Не переключайтесь на структуру. Поразмыслите над следующим:

• Как выглядит моя супружеская жизнь в глазах людей?

• Как это проявляется, когда я проповедую с кафедры?

• Говорю ли я с кафедры о том, что брак — это служение?

• Говорю ли я с кафедры о том, что у отношений есть цель?

• Проповедуя с кафедры, помогаю ли я людям понять, как любовь и благодать выглядят в повседневной жизни?

Читайте также: