Что такое целевой рынок в страховании

Обновлено: 02.07.2024

Страхование жизни является одним из базовых финансовых продуктов, который используется населением для управления рисками, связанными со смертью и получением инвалидности, а также для накопления капитала и поддержания уровня жизни после выхода на пенсию. Среднемировой уровень премий по страхованию жизни на протяжении последних пяти лет находится в диапазоне 3,3–3,5% ВВП. Российский показатель по итогам 2020 года составил лишь 0,4%. Поскольку мы не видим фундаментальных причин, которые объясняли бы отсутствие у россиян потребности в управлении вышеуказанными рисками, мы можем предположить, что в настоящее время российский рынок страхования жизни находится на начальном этапе развития и обладает очень существенным потенциалом роста.

Выборка статистических данных Банка России по страхованию жизни представлена в приложениях к настоящему исследованию. Подавляющую долю рынка страхования жизни (более 98%) занимают продукты с единовременной выплатой, в то время как на договоры с регулярными выплатами, включая полисы пенсионного страхования, приходится менее 2% премий. Самым массовым продуктом является страхование заемщиков — более 6 млн застрахованных. По всем остальным видам страхования жизни на конец 2020 года было застраховано только 4,2 млн человек, то есть менее 3% населения России. Для сравнения: согласно данным, опубликованным Insurance Information Institute, в США около 54% жителей защищены полисами страхования жизни. Скорее всего, этот показатель включает членов семьи застрахованного лица, но даже с учетом этого можно заключить, что популярность страхования жизни в США выше на порядок.

С точки зрения объемов премий основными продуктами на рынке являются ИСЖ (доля рынка — 42%), накопительное страхование жизни (НСЖ; 32%) и КСЖ (22%). Банк России также выделяет пенсионное страхование с долей рынка менее 1%. Оставшиеся 3% приходятся на рисковое страхование жизни.

При внешнем сходстве ИСЖ и НСЖ обладают фундаментальными различиями. На наш взгляд, ИСЖ является в большей степени инвестиционным, нежели страховым продуктом. В некоторых случаях полисы ИСЖ продавались без покрытия риска смерти в течение срока действия, что закономерно вызвало негативную реакцию регулятора. Фактически основной идеей полиса ИСЖ является не защита от страхового риска, а попытка получения повышенного инвестиционного дохода за счет ожидания роста стоимости определенных активов, что, по сути, является спекуляцией. При этом структура продукта определяет необходимость единого первоначального взноса и приобретение за счет его средств производных финансовых инструментов, цены на которые могут быть выгодны продавцам, а не покупателям.

В отличие от ИСЖ для НСЖ характерны регулярные взносы, позволяющие формировать существенный капитал к моменту окончания срока действия договора. В соответствии с типичным договором НСЖ средства страхователя растут за счет гарантированной ставки инвестиционного дохода, а также дополнительных бонусов, которые страховая компания может выплачивать по своему усмотрению. По сравнению с ИСЖ такая структура договора в большей степени отражает потребности населения.
В связи с этим АКРА полагает, что преобладание продуктов ИСЖ на российском рынке является временным явлением, дополнительно свидетельствующим о незрелости рынка и существенном потенциале его роста.

Еще одним доводом в пользу тезиса о незрелости страхового рынка РФ мы считаем крайне низкие по сравнению с другими продуктами показатели рискового страхования жизни. Полис рискового страхования жизни предполагает выплату в случае наступления смерти или инвалидности застрахованного лица в течение срока действия договора. При этом выплаты по окончании этого срока отсутствуют, что существенным образом снижает стоимость страхования. Фактически рисковое страхование жизни является наиболее простым и доступным продуктом, обеспечивающим финансовую безопасность застрахованного лица и членов его семьи в случае наступления смерти или инвалидности страхователя без дополнительных усложнений, связанных с инвестициями и накоплением капитала. Именно простота и доступность этого продукта определяют значительный интерес к нему на развитых рынках.

Рост рынка страхования жизни остается волатильным

В последние годы темпы роста премий в сегменте страхования жизни в России существенно опережали темпы роста остального страхового рынка страны и ее экономики в целом. По данным Банка России, общий объем премий по страхованию жизни в 2020 году составил 431 млрд руб., тогда как в 2015–м он был равен 130 млрд руб., то есть за пять лет сегмент страхования жизни вырос более чем в 3,3 раза. При этом остальные сегменты страхового рынка за указанный период выросли лишь на 24%, ВВП и доходы населения в номинальном выражении — на 29 и 14% соответственно.

Стоит отметить, что столь значительный рост сегмента страхования жизни был зафиксирован по отношению к довольно низкой базе. Отношение премий по страхованию жизни к ВВП (так называемый уровень проникновения) в России пять лет назад составляло 0,16%. Даже после такого ощутимого роста премий по итогам 2020 года уровень проникновения составил всего 0,4%, что на порядок ниже среднемировых показателей.

На протяжении последних пяти лет динамика рынка страхования жизни в основном определялась взлетом и падением крупнейшего сегмента — ИСЖ. С момента своего появления в 2009 году и вплоть до 2018 года ИСЖ показывало высокие темпы роста. Однако меры, предпринятые Банком России для борьбы с недобросовестными действиями при продаже полисов ИСЖ, привели к резкому падению объема премий в этом сегменте в 2019 году.

Существенный вклад в рост премий по страхованию жизни также внес сегмент КСЖ. Его динамика главным образом отражала бум на рынке розничного кредитования. Приостановка роста премий в сегменте КСЖ в 2020 году объясняется сокращением кредитной активности банков на фоне снижения кредитоспособности заемщиков из-за пандемии COVID-19. Возобновление роста на рынке розничного кредитования в 2021 году, по-видимому, приведет к росту премий по страхованию заемщиков. Однако необходимо отметить, что спрос на КСЖ по своей природе является волатильным, поскольку подвержен рискам кредитных циклов. Кроме того, очень значительная доля премии по страхованию заемщиков идет на покрытие комиссии, получаемой банком-кредитором. В этой части объемы премий потенциально подвержены рискам будущих регуляторных ограничений, направленных на защиту прав страхователей.

Рисунок 1. Из всех сегментов страхования жизни только НСЖ показывает устойчивый рост, млрд руб.


Единственным сегментом, показывающим стабильные темпы роста, является НСЖ. За период с 2015 по 2020 год премии по договорам НСЖ ежегодно прирастали более чем на 20%. Наибольший прирост — 63% — был достигнут в 2019 году на фоне снижения объемов ИСЖ. За пять лет общий объем премий по НСЖ вырос более чем в четыре раза, а по ИСЖ — в 3,2 раза. Мы полагаем, что в дальнейшем сегмент НСЖ будет расти быстрее, чем ИСЖ, увеличивая долю на рынке страхования жизни. В то же время преобладание волатильных сегментов в структуре рынка пока не позволяет утверждать, что рост рынка страхования жизни носит устойчивый характер.

Тарифы в России значительно выше зарубежных

Огромная разница между уровнями проникновения страхования жизни на российском и иностранных рынках, по мнению АКРА, требует объяснения. Связать эту разницу с чисто историческими причинами затруднительно. В последние годы быстрое распространение новых продуктов и технологий на рынках является глобальной тенденцией. По большинству банковских продуктов российский рынок не отстает от стран Европы и США. Существенное отставание России в сегменте страхования жизни свидетельствует о наличии барьеров для реализации потенциального спроса.

Зачастую низкое проникновение страхования жизни на российском рынке связывают с недостаточным уровнем налоговых льгот, которые получают страхователи. В Европе и США, в отличие от России, высокая ставка подоходного налога и значительные налоговые льготы по договорам страхования жизни создают существенные стимулы для потенциальных страхователей. Однако, на наш взгляд, уровень налоговых льгот не может быть единственным фактором, объясняющим такую разницу между показателями проникновения. Базовая потребность в страховой защите от таких серьезных для каждого человека рисков существует объективно, вне зависимости от сопутствующих факторов, таких как налоговые льготы.

Основной причиной, определяющей сравнительно низкие объемы российского рынка страхования жизни, по нашему мнению, является высокая стоимость страховых услуг (тарифов). Мы решили сравнить условия страхования в рамках программ рискового страхования жизни, доступных жителям России и США. Сравнение по рисковому страхованию жизни обусловлено тем, что оно, в отличие от, например, накопительного, предоставляет более простую страховую услугу — защиту от риска смерти в течение срока действия договора (без дополнительных усложнений, связанных с инвестициями и накоплением капитала).

Стоит отметить, что американские страховые компании, в отличие от российских, широко предлагают продукты рискового страхования жизни. Кроме того, информация о программах рискового страхования жизни в России довольно ограничена. Большинство страховщиков жизни делают ставку на инвестиционное и накопительное страхование, а программы рискового страхования есть лишь у нескольких компаний.

Прошлый драйвер рынка страхования жизни – сегмент страхования заемщиков – в 1 полугодии 2015 года начал сокращаться. За 6 месяцев 2015 года страховщики жизни собрали 16,6 млрд рублей по страхованию заемщиков, что было на 20,2% ниже, чем годом ранее. Несмотря на падение одного из крупнейших сегментов, совокупный объем рынка страхования жизни вырос за счет быстрого роста сегментов накопительного и инвестиционного страхования жизни. Объем смешанного страхования жизни в 1 полугодии 2015 года достиг 17 млрд рублей (+23,2% к значению 1 полугодия 2014 года), объем инвестиционного страхования жизни вырос до 18,6 млрд рублей (+57,6%).

Таблица 1. Структура рынка страхования жизни

В результате смены драйвера рынка страхования жизни, его структура значительно изменилась в 1 полугодии 2015 года. Доля сегмента страхования заемщиков сократилась с 44 до 31% совокупных взносов, доля смешанного страхования жизни выросла с 29 до 32%, доля инвестиционных страховых продуктов – увеличилась на 10 п.п. до 35%.

Вместе с тем уменьшение ставок по банковским вкладам и упрощение программ инвестиционного страхования жизни создают определенные предпосылки по увеличению продаж этого страхования гражданам не только с высоким, но и со средним уровнем дохода.

Структура рынка страхования жизни заемщиков

Структура взносов по страхованию заемщиков претерпела значительные изменения. Вслед за ростом портфеля ипотечных кредитов (1ПГ2015/1ПГ2014: +19%) заметно выросли взносы по ипотечному страхованию жизни (на 7 п.п., до 9% от совокупных взносов по страхованию заемщиков за 6 месяцев 2015 года). Сокращение темпов прироста потребительского кредитования привело к сокращению доли страхования жизни заемщиков потребительских кредитов в совокупных взносах по страхованию заемщиков с 73% за 6 мес. 2014 года до 55% за 6 месяцев 2015 года.

Структура рынка смешанного страхования жизни

Структура взносов по смешанному страхованию жизни заметно изменилась за последний год. Доля взносов по страхованию на срок от 10 лет выросла на 4 п.п., до 40%, доля взносов по страхованию на срок от 5 до 10 лет сократилась на 11 п.п., до 23%. Доля взносов по страхованию на срок от 2 до 5 лет выросла на 8 п.п. до 32%. Увеличение доли взносов по страхованию на срок от 2 до 5 лет и сокращение доли взносов по страхованию на срок от 5 до 10 лет во многом связано с большой долей пятилетних договоров, которые ранее многие компании относили к страхованию на срок от 5 до 10 лет. Доля взносов по договорам со сроком более 10 лет по-прежнему остается максимальной и составляет 41% (+3 п.п. к значению за 6 месяцев 2014 года).

Структура рынка страхования жизни по источникам взносов

В 1 полугодии 2015 года продолжилось сокращение темпов прироста взносов по страхованию жизни, полученных от физических лиц. Значение показателя составило 16% (37% годом ранее). Замедление темпов прироста взносов связано с замедлением кредитного страхования. При этом высокие темпы прироста взносов инвестиционного страхования и накопительного страхования, продвигаемого напрямую физическим лицам (в основном через банки), позволили поддержать темпы прироста взносов на уровне заметно выше среднерыночного значения. Объемы рынка страхования жизни за счет юридических лиц заметно сокращаются второй год подряд. Значение показателя за 1 полугодие 2015 года составило минус 33% (минус 22% в 1 полугодии 2015 года). Сокращение страхования жизни за счет юридических лиц связано с падением взносов по коллективным договорам страхования заемщиков с банками и сокращением предприятиями расходов на социальные пакеты (за счет программ накопительного и пенсионного страхования жизни).

В результате структура рынка страхования жизни по источникам взносов заметно изменилась. Доля взносов, полученных через юридические лица, сократилась до 4,2% в 1 полугодии 2015 года.

Структура рынка страхования жизни по каналам продаж

Несмотря на замедление рынка страхования заемщиков, продажи через кредитные организации остаются крупнейшим каналом реализации продуктов по страхованию жизни за счет интенсификации продаж накопительного и инвестиционного страхования жизни посредством банков. Доля банковского канала продаж за год выросла на 5 п.п. и составила 76% совокупных взносов по страхованию жизни в 1 полугодии 2015 года. Процент продаж через физических лиц сократился до 13% (на 4 п.п.). Продажи через страховые организации увеличились с 1 до 5%, через автосалоны сократились с 2 до 0,2%.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

Снижение доходов населения, санкции, пандемия, жесткие меры регулятора – если задаться вопросом, можно найти с десяток причин, которые прямо сейчас вызывают турбулентность на рынке страхования в России. Конечно, хочется верить, что это временно: вот сейчас люди осознают важность добровольного медицинского страхования, снова начнут много путешествовать, и все встанет на свои места. Так ли это на самом деле? Что происходит с рынком страхования в России во время пандемии? Как маркетинг может повлиять на положение дел? Разберемся в этой статье.

Бывало и лучше?

Страхование в России всегда переживало не лучшие времена. Сначала – императорская монополия, потом – политическая нестабильность и закрытость страны, недостаток опыта и странное регулирование – в общем, сфера страхования в России никогда не могла похвастаться большим успехом.

Как рынок страхования в России переживает пандемию, и почему маркетинг мог смягчить удар

Быстрый рост страхования снова затормозился в 90-е: экономические потрясения того времени практически полностью похоронили этот рынок в России. С тех пор страхование в нашей стране стало более управляемым и контролируемым процессом как со стороны государства, так и со стороны страховщиков. Тем не менее, культура страхования в России до сих пор не развилась, зато осталось неприятное чувство недоверия к таким компаниям.

Для сравнения, размер страховых премий в 2018 году в США (328,2 млн жителей) достиг 1 469 375 млн долларов против 440 648 млн долларов в Японии (126,5 млн жителей) и 23 593 млн долларов в России. В Норвегии, которая по численности уступает России (5,4 млн жителей против 144,5 млн жителей), размер страховой премии составил 21 077 млн доллар.

Страхование жизни в эпоху пандемии

Последние 30 лет рынок страхования постепенно развивался. Так, например, в 1999 году объем страхового рынка составлял 76,6 млрд рублей, в 2009 году – 513,6 млрд рублей. И вот, кажется, все стало налаживаться, как грянула пандемия и вызвала уже знакомую турбулентность.

Пик падения продаж в страховании пришелся на апрель 2020 года, также в этот период значительно выросло число возвратов (например, возвраты полисов страхования выезжающих за пределы постоянного места жительства в 4 раза превышали число покупок в тот же период времени). Страховые компании не вошли в государственные списки пострадавших от кризиса, вместе с тем, наше направление бизнеса ощутило значимый удар при резком падении пассажироперевозок.

В 2019 году мы продали 10 млн полисов страхования пассажиров, каждый год до этого наращивали объемы продаж и расширяли ассортимент страховых продуктов. Однако со второй недели февраля продажи начали падать в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, низшей точки мы достигли к середине апреля. К середине августа ситуация нормализовалась, и по итогам августа и сентября бизнес страхования пассажиров показал достойные результаты в сравнении с прошлым годом.

Доходы потенциальных клиентов резко снизились, а безработица достигла 6,1 % (против 4,5 % до пандемии). На этом фоне не могли не претерпеть изменений потребительские привычки. Яркой тенденцией стала экономия на страховании: люди частично или полностью отказываются от защиты или оформляют самые дешевые полисы.

Эпидемия коронавирусной инфекции и необходимость жить в условиях довольно жестких ограничений меняют потребительские предпочтения россиян, что традиционно находит свое отражение в страховании. Мы отмечаем естественное падение спроса на программы по страхованию путешествующих, защиту имущества и детей, ведь значительная часть населения страны больше времени проводит дома в кругу семьи, и все дети – под присмотром. При этом спрос на актуальные в условиях пандемии продукты неизбежно растет.

Страхование банковских карт

Защита от клещей

Защита от коронавируса

В начале карантина запросы на сокращение программ ДМС действительно увеличились, но после рассмотрения мер оптимизации большинство компаний вернулось к своим действующим программам. И это обоснованно, так как в ситуации, когда плановая и экстренная помощь в рамках ОМС оказалась на длительное время существенно ограничена, актуальность ДМС возросла.

При этом повысился спрос (вернее сказать, появился спрос) на продукты, которых раньше вообще не было – программы страхования от коронавируса. Вообще-то COVID-19 и без того входит во многие полисы ДМС, но это уже другая история: деньги сами не зарабатываются. Кроме того, со временем предсказуемо вырос спрос на страхование жизни и, что менее предсказуемо, на полисы кибербезопасности.

И все-таки самая большая и постоянная проблема страхования кроется даже не в экономических неурядицах, а в поведении российских потребителей: люди не доверяют страховому рынку и не знают преимуществ страхования. Нельзя продать то, что потребителю непонятно. На это не способна даже массированная реклама: потребитель запомнит ее, но так и не поймет, что именно ему предлагают купить.

Разобраться во всех тонкостях страхования нелегко. Туманные формулы и непонятные формулировки отпугивают или вводят в ступор

Продукты страхования жизни достаточно сложны, и нередко мы наблюдаем неверные ожиданиях клиентов от продуктов, поэтому мы тщательно документируем такие ситуации и работаем с каналами продаж для предотвращения подобных случаев.

Как работает маркетинг в сфере страхования

Исследование рынка, коммуникация с клиентами и агентами, формирование имиджа, разработка страховых продуктов и стратегии их сбыта, стимулирование продаж – задачи маркетологов в сфере страхования обширны. Мы охватим только одну из них – формирование репутации и узнаваемости компании в социальных сетях.

Заметной тенденцией последнего времени стала активизация российских страховщиков на рынке интернет-рекламы. Многие позволяли себе масштабные рекламные кампании, допуская при этом одни и те же ошибки:

  • не выделяли целевые сегменты;
  • не формировали ценностные предложения для каждой потребительской группы;
  • обращались только к видимым и очевидным потребностям аудитории.

В итоге рекламные кампании оказались схожими настолько, что потенциальный клиент не мог отличить одну от другой. Во всех них говорили о надежности, индивидуальном подходе и дополнительных услугах. Та же история наблюдается и в соцсетях. Многие страховые компании предпочитают идеальные вечные ленты, которые, лишившись фирменного цвета, могли бы подойти для любой компании:

Понятно, что получившаяся территория доверия – это общее место. Но здесь есть 2 нюанса.

Во-вторых, есть наблюдение, что людям, которые доверяют друг другу, проще договориться. Мы мало думаем об этом, предполагая, что процесс переговоров – это обсуждение условий и внимательное чтение договора. На самом деле, самый толстый договор со всеми пунктами не позволит вам прийти к согласию, если вы не доверяете друг другу. И наоборот, если доверяете, то договор – это всего лишь дополнение, чтобы точно говорить об одном и том же. Поэтому то, что доверие ведет к согласию – это великая человеческая правда.

Как рынок страхования в России переживает пандемию, и почему маркетинг мог смягчить удар



Как думаете, каким компаниям принадлежат эти аккаунты в соцсетях? Смогли бы их различить, если бы не было логотипа?



Ладно, а если с цветом? Это аккаунты двух разных страховых компаний или одной и той же компании, но в разное время?




Идеального решения нет: стратегию нужно тонко настраивать раз в несколько месяцев и полностью пересматривать раз в год, и последние события служат тому доказательством. К счастью, разработку digital-стратегии можно делегировать профессионалам.

Как сегментировать аудиторию?

Корректное сегментирование и позиционирование страховых услуг позволяет компаниям общаться напрямую с целевой аудиторией, заинтересованной в приобретении полисов. Таким образом снижаются затраты на продвижение и потенциально повышается маржинальность бизнеса. Кроме того, данные о сегментировании позволяют выявить услуги, которыми клиенты пользуются неактивно, и сосредоточиться на формировании соответствующих ценностных предложений.

Первым и наиболее очевидным критерием позиционирования, как и на любом другом рынке, является доход страхователя.

Второй по значимости критерий позиционирования – доля (в процентах) доходов, которые потенциальный клиент готов потратить на страхование в целом и на конкретные виды страховых услуг. Этот показатель более важен, чем общий уровень доходов, и позволяет точнее планировать коммерческую деятельность.

Кроме того, профессиональные участники рынка руководствуются критериями нефинансового характера. К ним относятся психографические (убеждения, мотивация), демографические (пол, возраст), поведенческие (привычки) критерии.

Важно ориентироваться на отношение страхователя к рынку страховых услуг. Кто-то уже сформировал для себя спрос и просто хочет сравнить цены – с этой целью он заходит на сайт и анализирует пакеты страховых услуг. Кто-то еще не задумывается о страховании, но уже замечает ту или иную проблему: дорогостоящий ремонт, небезопасный район, ненадежные соседи. Эта аудитория наиболее сложная, поэтому с ней мало кто работает.

Представьте, у вас есть накопленная база клиентов, много сотрудников, некоторая история, и вам говорят, что необходимо сфокусироваться на хипстерах-миллениалах и женщинах с детьми. Для такого решения нужна сильная статистическая база, на получение которой не было времени и ресурсов, поскольку в анкете клиентов не спрашивают про ценности и психографический профиль.

Здесь важно отметить, что сегментация порой переоценена. Ее часто делают на зыбкой эмпирической почве (без применения математического анализа при недостаточной выборке), а рекламу все равно запускают по широкому социально-демографическому профилю. В итоге получается бесполезная работа: когда потратили много времени и ресурсов на сегментацию, а в результате прекрасно обошлись бы и без нее. Так что, если можно без сегментации, мы предпочитаем обходиться без нее.

Как изучать аудиторию?

Поскольку одним из основных компонентов маркетинга является продажа страховых полисов и промоушен, то необходимы точные знания о:

  • потребностях потенциальных страхователей;
  • сложившейся ситуации на рынке страховых услуг;
  • состоянии и тенденциях экономического и социального положения в регионе;
  • возможностях успешной работы страховой компании в данном регионе и в конкретных условиях.

Разработка новых видов страховых услуг, успешное их продвижение до потребителя возможны только после изучения спроса рынка на эти услуги, формирования этого спроса, предвидения, как будет меняться этот спрос с изменением экономической и политической обстановки.

Обратная связь от застрахованных важна не только для оценки эффективности текущих программ, но и в нашей ежедневной работе по повышению качества обслуживания. Мы разработали несколько стандартных вариантов опросов, которые помогут страхователю в формулировании целей и задач при проведении анкетирования.

Как отследить потребности аудитории?

Приведем пример. Страхование от COVID-19 – очевидная потребность, на которую страховые компании отреагировали довольно быстро.

Важно, чтобы продукты отвечали новым ожиданиям клиентов и были максимально востребованы для потребителя, при этом стоит соблюдать прозрачность и простоту страховых документов.

Вот еще одна потребность – получать обслуживание, не выходя из дома: онлайн узнавать о продуктах, заключать договоры через интернет и быстро получать ответ специалистов по телефону и в социальных сетях.

Как показывает практика, клиентам интересна сервисная составляющая страховых продуктов – телемедицина, чек-апы, социальный налоговый вычет под ключ и др. Например, во время пандемии мы наблюдали высокий интерес со стороны клиентов к сервису телемедицины, что вполне ожидаемо с учетом осложняющегося доступа в медицинские учреждения.

Об этой потребности сами клиенты говорят нечасто, хотя она даже важнее и глобальнее опасений о COVID-19. При этом ее реализовывают далеко не все компании.

Пандемия создала новые условия для работы страховых компаний, а также значительно изменила потребительские привычки и предпочтения. Так, введение ограничений во многих городах России привело к определенным сложностям с функционированием медицинских учреждений, получением застрахованными плановой помощи и консультаций специалистов. Для людей из групп риска простой выход на улицу стал серьезным испытанием.

Предложение новых онлайн-услуг со стороны страховых компаний началась задолго до пандемии COVID-19. Однако последняя стала тем триггером, который подстегнул диджитализацию отрасли в соответствии с запросами населения. Одним из таких наиболее востребованных видов страхования стало страхование жилой недвижимости.

Чем дороже приобретаемое жилье, тем больше оно нуждается в надежной защите. Фото: Сергей Михеев

Масштабная цифровизация страхового рынка, согласно оценкам экспертов, является одним из ключевых трендов развития отрасли.

Как отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин: "Мы, как и многие другие отрасли, шли к цифровизации давно. Но пандемия дала определенный толчок, и страховщики, стремясь максимально соответствовать запросам клиентов и тенденциям времени, совершили огромный прорыв с точки зрения онлайн-взаимодействия.

При этом страховщики и сами изменились. Локдауны и невозможность работать по привычной схеме создали условия, когда бизнес-процессы менялись стремительно, в считанные дни и даже часы. И страховщики существенно изменили свои внутренние алгоритмы работы".

Цифровизация страхового рынка затронула все аспекты его функционирования, начиная от страховых продуктов до форм и способов взаимодействия с клиентом.

"Сейчас самое главное - это скорость, которую показывает страховая компания в урегулировании, в коммуникациях. Плюс удобство, чтобы все можно было делать в телефоне. Российские страховые компании, как и банки, находятся сейчас в числе лидеров по диджитализации. Мы вышли на достаточно хороший уровень цифровизации финансовых услуг, страховых, в том числе и ситуация в России лучше, чем во многих странах мира, чем в Европе или США. И сейчас через онлайн-приложение или чат-бот в мессенджере можно провести практически всю процедуру урегулирования", - отметил генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам Павел Самиев.

В целом за время, прошедшее с начала пандемии COVID-19, отрасль показала высокую адаптивность к изменениям в экономике, уверен руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

По словам Александра Цыганова, на новые вызовы страховщики ответили и новыми продуктами, и возможностями удаленных сервисов.

"Еще один важный момент - то, что в начале пандемии многие думали, что агентский канал продаж станет менее актуальным. Но если посмотреть статистику, то агенты успешно реализовывали страховые услуги населению по таким направлениям, как страхование строений граждан и жилья. Они показали возможность работы в период локдауна и подтвердили свою значимость. Несмотря на цифровизацию, агентские сервисы будут сохраняться, и задача на ближайшее время для IT-компаний создать онлайн-сервис и для них", - отметил он.

В сегменте страхования домов и квартир значительную долю составляет именно агентский канал. Среди хитов продаж страховых предложений населению РФ, согласно рейтингу ВСС, первое место занимает страхование жизни и страхование от несчастного случая, что вполне объяснимо временем, в котором мы живем. Второе место занимает автострахование, затем - ДМС и страхование имущества. При этом, как считает Павел Самиев, целесообразность этого вида страхования сегодня определяет стратегия выбора тех рисков, которые наиболее актуальны для страхователя. "При страховании квартир и домов наиболее правильная стратегия - идти в сторону сочетания страховых продуктов и современных систем контроля, таких как "умный дом". Это то, что ожидает нас впереди вне зависимости, какого типа жилье страхуется. Причем такой качественный контроль всех систем жизнеобеспечения "умного дома" вместе со страхованием на самом деле будет стоить недорого и является наиболее эффективным с точки зрения финансовой грамотности и защиты от рисков. Поэтому совет здесь заключается в том, чтобы смотреть на все варианты страховых продуктов, в том числе с условиями франшизы, чтобы снижать затраты и покрывать большие риски. А такие дополнительные сервисы, как "умный дом" или телематика в автомобиле, не только будут давать покрытие рисков по страхованию, но и предлагать качественные услуги", - отмечает эксперт.

При страховании жилья правильная стратегия - сочетание страховых продуктов и таких современных систем контроля, как "умный дом"

И все же массовый спрос на такие страховые продукты во взаимоувязке с системами "умного дома" пока что остается отложенным. "Умный дом - это перспектива для новых страховых продуктов, но не столько завтрашнего дня, сколько задача на послезавтра. Население России любит пользоваться новыми гаджетами, с одной стороны, с другой - и статусное потребление никто не отменял. Но все же "умный дом" - система скорее для нового дорогостоящего жилья. Но на такое жилье должно прежде всего хватать дохода и соответствующих страховых интересов. Есть такое эмпирическое понятие, как уровень страховой бедности. Наше население возле его порога несколько раз уже побывало, но насыщение рынка страховых услуг пока еще низкое", - констатирует Александр Цыганов.

Пока что общее количество людей, которые страхуются, в России невелико. В силу своей обязательности страхование ОСАГО измеряется десятками миллионов полисов, но остальные виды исчисляются не более чем в 2-3 миллиона заключаемых договоров.

Согласно исследованию аналитического центра Банки.ру, по итогам первого полугодия наибольшую сумму премий по страхованию имущества (физических и юридических лиц) собрала компания "СОГАЗ", продемонстрировав при этом худшую динамику среди лидеров сегмента (минус 6,1 процента относительно первого полугодия 2020 года).

Как отмечают авторы исследования, большую часть этих премий составляет страхование имущества юридических лиц, а на физлиц приходится менее 2,3 миллиарда из 37,4 миллиарда рублей, собранных за полгода. Наивысший показатель роста сборов демонстрируют ГСК "Югория" и "Страховая бизнес группа" (175,5 и 172,5 процента соответственно по сравнению с первым полугодием 2020-го).

Такой мощный рост произошел преимущественно за счет сравнительно невысоких объемов сборов по этому виду страхования - обе компании замыкают десятку лидеров по страхованию имущества. При этом у "Страховой бизнес группы" довольно высок процент отказов (33,3 процента в январе - июне) - у нее второе место по этому показателю, зато самая высокая в десятке лидеров средняя сумма выплаты (более 6 миллионов рублей).

Продукты должны отвечать реальным страховым интересам и стоить адекватных денег для потенциаль­ного страхователя

Как показывает статистика, финансовая успешность в данном сегменте не коррелирует с расширением проникновения при больших суммах страхования на небольшом предложении. Дальнейшее развитие рынка страхования имущества граждан эксперты связывают с появлением новых бюджетных продуктов и повышением финансовой культуры граждан. Архетип отечественного страхователя нередко сравнивают с героями произведений Николая Носова. Так, Незнайка - это тот, кто совсем ничего не знает о страховании. Авоська надеется, что "авось пронесет". А Небоська верит в то, что ему "небось помогут".

"Повышать страховую культуру населения необходимо. Нужно разъяснять преимущества страхования, но при этом продукты должны отвечать реальным страховым интересам и стоить адекватных денег для потенциального страхователя, если мы хотим развивать не только обязательное страхование, но и добровольное, - уверен Александр Цыганов. - В России та часть населения, которая готова страховаться и у кого есть страховые интересы, составляет примерно 5 процентов. И здесь страховой рынок удовлетворяет существующий спрос, и он достаточно эффективен. Но трудно разработать продукты для той части населения, у которой страховые интересы связаны с небольшими суммами. Это проблема, и ее нужно решать, поскольку мы делаем бизнес для населения, и оно должно это чувствовать", - резюмирует эксперт.

Предложение новых онлайн-услуг со стороны страховых компаний началась задолго до пандемии COVID-19. Однако последняя стала тем триггером, который подстегнул диджитализацию отрасли в соответствии с запросами населения. Одним из таких наиболее востребованных видов страхования стало страхование жилой недвижимости.

Чем дороже приобретаемое жилье, тем больше оно нуждается в надежной защите. Фото: Сергей Михеев

Масштабная цифровизация страхового рынка, согласно оценкам экспертов, является одним из ключевых трендов развития отрасли.

Как отмечает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин: "Мы, как и многие другие отрасли, шли к цифровизации давно. Но пандемия дала определенный толчок, и страховщики, стремясь максимально соответствовать запросам клиентов и тенденциям времени, совершили огромный прорыв с точки зрения онлайн-взаимодействия.

При этом страховщики и сами изменились. Локдауны и невозможность работать по привычной схеме создали условия, когда бизнес-процессы менялись стремительно, в считанные дни и даже часы. И страховщики существенно изменили свои внутренние алгоритмы работы".

Цифровизация страхового рынка затронула все аспекты его функционирования, начиная от страховых продуктов до форм и способов взаимодействия с клиентом.

"Сейчас самое главное - это скорость, которую показывает страховая компания в урегулировании, в коммуникациях. Плюс удобство, чтобы все можно было делать в телефоне. Российские страховые компании, как и банки, находятся сейчас в числе лидеров по диджитализации. Мы вышли на достаточно хороший уровень цифровизации финансовых услуг, страховых, в том числе и ситуация в России лучше, чем во многих странах мира, чем в Европе или США. И сейчас через онлайн-приложение или чат-бот в мессенджере можно провести практически всю процедуру урегулирования", - отметил генеральный директор аналитического центра "БизнесДром", председатель комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам Павел Самиев.

В целом за время, прошедшее с начала пандемии COVID-19, отрасль показала высокую адаптивность к изменениям в экономике, уверен руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве РФ Александр Цыганов.

По словам Александра Цыганова, на новые вызовы страховщики ответили и новыми продуктами, и возможностями удаленных сервисов.

"Еще один важный момент - то, что в начале пандемии многие думали, что агентский канал продаж станет менее актуальным. Но если посмотреть статистику, то агенты успешно реализовывали страховые услуги населению по таким направлениям, как страхование строений граждан и жилья. Они показали возможность работы в период локдауна и подтвердили свою значимость. Несмотря на цифровизацию, агентские сервисы будут сохраняться, и задача на ближайшее время для IT-компаний создать онлайн-сервис и для них", - отметил он.

В сегменте страхования домов и квартир значительную долю составляет именно агентский канал. Среди хитов продаж страховых предложений населению РФ, согласно рейтингу ВСС, первое место занимает страхование жизни и страхование от несчастного случая, что вполне объяснимо временем, в котором мы живем. Второе место занимает автострахование, затем - ДМС и страхование имущества. При этом, как считает Павел Самиев, целесообразность этого вида страхования сегодня определяет стратегия выбора тех рисков, которые наиболее актуальны для страхователя. "При страховании квартир и домов наиболее правильная стратегия - идти в сторону сочетания страховых продуктов и современных систем контроля, таких как "умный дом". Это то, что ожидает нас впереди вне зависимости, какого типа жилье страхуется. Причем такой качественный контроль всех систем жизнеобеспечения "умного дома" вместе со страхованием на самом деле будет стоить недорого и является наиболее эффективным с точки зрения финансовой грамотности и защиты от рисков. Поэтому совет здесь заключается в том, чтобы смотреть на все варианты страховых продуктов, в том числе с условиями франшизы, чтобы снижать затраты и покрывать большие риски. А такие дополнительные сервисы, как "умный дом" или телематика в автомобиле, не только будут давать покрытие рисков по страхованию, но и предлагать качественные услуги", - отмечает эксперт.

При страховании жилья правильная стратегия - сочетание страховых продуктов и таких современных систем контроля, как "умный дом"

И все же массовый спрос на такие страховые продукты во взаимоувязке с системами "умного дома" пока что остается отложенным. "Умный дом - это перспектива для новых страховых продуктов, но не столько завтрашнего дня, сколько задача на послезавтра. Население России любит пользоваться новыми гаджетами, с одной стороны, с другой - и статусное потребление никто не отменял. Но все же "умный дом" - система скорее для нового дорогостоящего жилья. Но на такое жилье должно прежде всего хватать дохода и соответствующих страховых интересов. Есть такое эмпирическое понятие, как уровень страховой бедности. Наше население возле его порога несколько раз уже побывало, но насыщение рынка страховых услуг пока еще низкое", - констатирует Александр Цыганов.

Пока что общее количество людей, которые страхуются, в России невелико. В силу своей обязательности страхование ОСАГО измеряется десятками миллионов полисов, но остальные виды исчисляются не более чем в 2-3 миллиона заключаемых договоров.

Согласно исследованию аналитического центра Банки.ру, по итогам первого полугодия наибольшую сумму премий по страхованию имущества (физических и юридических лиц) собрала компания "СОГАЗ", продемонстрировав при этом худшую динамику среди лидеров сегмента (минус 6,1 процента относительно первого полугодия 2020 года).

Как отмечают авторы исследования, большую часть этих премий составляет страхование имущества юридических лиц, а на физлиц приходится менее 2,3 миллиарда из 37,4 миллиарда рублей, собранных за полгода. Наивысший показатель роста сборов демонстрируют ГСК "Югория" и "Страховая бизнес группа" (175,5 и 172,5 процента соответственно по сравнению с первым полугодием 2020-го).

Такой мощный рост произошел преимущественно за счет сравнительно невысоких объемов сборов по этому виду страхования - обе компании замыкают десятку лидеров по страхованию имущества. При этом у "Страховой бизнес группы" довольно высок процент отказов (33,3 процента в январе - июне) - у нее второе место по этому показателю, зато самая высокая в десятке лидеров средняя сумма выплаты (более 6 миллионов рублей).

Продукты должны отвечать реальным страховым интересам и стоить адекватных денег для потенциаль­ного страхователя

Как показывает статистика, финансовая успешность в данном сегменте не коррелирует с расширением проникновения при больших суммах страхования на небольшом предложении. Дальнейшее развитие рынка страхования имущества граждан эксперты связывают с появлением новых бюджетных продуктов и повышением финансовой культуры граждан. Архетип отечественного страхователя нередко сравнивают с героями произведений Николая Носова. Так, Незнайка - это тот, кто совсем ничего не знает о страховании. Авоська надеется, что "авось пронесет". А Небоська верит в то, что ему "небось помогут".

"Повышать страховую культуру населения необходимо. Нужно разъяснять преимущества страхования, но при этом продукты должны отвечать реальным страховым интересам и стоить адекватных денег для потенциального страхователя, если мы хотим развивать не только обязательное страхование, но и добровольное, - уверен Александр Цыганов. - В России та часть населения, которая готова страховаться и у кого есть страховые интересы, составляет примерно 5 процентов. И здесь страховой рынок удовлетворяет существующий спрос, и он достаточно эффективен. Но трудно разработать продукты для той части населения, у которой страховые интересы связаны с небольшими суммами. Это проблема, и ее нужно решать, поскольку мы делаем бизнес для населения, и оно должно это чувствовать", - резюмирует эксперт.

Читайте также: