Что такое атрибуты качества программного обеспечения

Обновлено: 14.06.2024

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОЦЕНКА ПРОГРАММНОЙ ПРОДУКЦИИ

Характеристики качества и руководства по их применению

Information technology. Software product evaluation. Quality characteristics and guidelines for their use

Дата введения 1994-07-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации (TK 22) "Информационная технология"

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 1993 г. N 267

3 Стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО/МЭК 9126-91* "Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению"

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2004 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет шесть характеристик, которые с минимальным дублированием описывают качество программного обеспечения. Данные характеристики образуют основу для дальнейшего уточнения и описания качества программного обеспечения. Руководства описывают использование характеристик качества для оценки качества программного обеспечения.

Настоящий стандарт не определяет подхарактеристики (комплексные показатели) и показатели, а также методы измерения, ранжирования и оценки. Данный стандарт придерживается определения качества по ИСО 8402.

Примечание - Предложения по определению комплексных показателей приведены в приложении А.

Определения характеристик и соответствующая модель процесса оценки качества, приведенные в настоящем стандарте, применимы тогда, когда определены требования для программной продукции и оценивается ее качество в процессе жизненного цикла.

Эти характеристики могут применяться к любому виду программного обеспечения, включая программы ЭВМ и данные, входящие в программно-технические средства (встроенные программы).

Настоящий стандарт предназначен для характеристик, связанных с приобретением, разработкой, эксплуатацией, поддержкой, сопровождением или проверкой программного обеспечения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО/МЭК 2382-20-90 Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка системы

ИСО 8402-86 Качество. Словарь

Примечание - До прямого применения данных международных стандартов в качестве Государственных стандартов Российской Федерации они могут быть получены по запросам из ВНИИКИ Госстандарта России.

3 Определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины.

3.1 оценка (assessment): Действие по применению конкретного задокументированного критерия оценки к конкретному программному модулю, пакету или продукции с целью обусловленной приемки или выпуска программного модуля, пакета или продукции.

3.2 признаки (показатели) (features): Признаки, определяющие свойства программной продукции, которые могут быть отнесены к характеристикам качества.

Примечание - Примеры признаков включают длину маршрута, модульность, структуру программы и комментарии.

3.3 программно-аппаратные средства (firmware): Технические средства, содержащие компьютерную программу и данные, которые не могут изменяться средствами пользователя. Компьютерная программа и данные, входящие в программно-аппаратные средства, классифицируются как программное обеспечение; схемы, содержащие компьютерную программу и данные, классифицируются как технические средства.

3.4 уровень качества функционирования (level of performance): Степень, в которой удовлетворяются потребности, представленные конкретным набором значений для характеристик качества.

3.5 измерение (measurement): Действие по применению показателя качества программного обеспечения к конкретной программной продукции.

3.6 качество (quality): Весь объем признаков и характеристик продукции или услуги, который относится к их способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям (ИСО 8402).

Примечание - В сфере контракта потребности определены, тогда как в других сферах предполагаемые потребности должны быть установлены и определены (ИСО 8402, примечание 1).

3.7 ранжирование (рейтинг) (rating): Действие по отнесению измеренного значения к соответствующему уровню ранжирования. Используется для определения уровня ранжирования программного обеспечения по конкретной характеристике качества.

3.8 уровень ранжирования (rating level): Диапазон значений в масштабе, позволяющем классифицировать (ранжировать) программное обеспечение в соответствии с установленными или предполагаемыми потребностями. Соответствующие уровни ранжирования могут быть связаны с различными представлениями о качестве, то есть для пользователей, руководителей или разработчиков. Данные уровни называются уровнями ранжирования.

Примечание - Данные уровни ранжирования отличны от "классов", определенных ИСО 8402.

3.9 программное обеспечение (software): Программы, процедуры, правила и любая соответствующая документация, относящиеся к работе вычислительной системы.

3.10 программная продукция (softwarе product): Программный объект, предназначенный для поставки пользователю.

3.11 качество программного обеспечения (software quality): Весь объем признаков и характеристик программной продукции, который относится к ее способности удовлетворять установленным или предполагаемым потребностям.

3.12 критерии оценки качества программного обеспечения (software quality assessment criteria): Набор определенных и задокументированных правил и условий, которые используются для решения о приемлемости общего качества конкретной программной продукции. Качество представляется набором установленных уровней, связанных с программной продукцией.

3.13 характеристики качества программного обеспечения (software quality characteristics): Набор свойств (атрибутов) программной продукции, по которым все качество описывается и оценивается. Характеристики качества программного обеспечения могут быть уточнены на множестве уровней комплексных показателей (подхарактеристик).

3.14 метрика качества программного обеспечения (software quality metric): Количественный масштаб и метод, которые могут быть использованы для определения значения признака, принятого для конкретной программной продукции.

4. Характеристики качества программного обеспечения

Качество программного обеспечения может быть оценено следующими характеристиками.

4.1 Функциональные возможности (Functionality)

Набор атрибутов, относящихся к сути набора функций и их конкретным свойствам. Функциями являются те, которые реализуют установленные или предполагаемые потребности.

1 Данный набор атрибутов характеризует то, что программное обеспечение выполняет для удовлетворения потребностей, тогда как другие наборы, главным образом, характеризуют, когда и как это выполняется.

2 В данной характеристике для установленных и предполагаемых потребностей учитывают примечание к определению качества (см. 3.6).

4.2 Надежность (Reliability)

Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

1 Износ или старение программного обеспечения не происходит. Ограничения надежности проявляются из-за ошибок в требованиях, проекте и реализации. Отказы из-за этих ошибок зависят от способа использования программного обеспечения и ранее выбранных версий программ.

2 В определении ИСО 8402 "надежность - способность элемента выполнять требуемую функцию". В настоящем стандарте функциональная возможность является только одной из характеристик качества программного обеспечения. Поэтому определение надежности расширено до "сохранения своего уровня качества функционирования" вместо "выполнения требуемой функции" (см. также 3.4).

4.3 Практичность (Usability)

Набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для использования и индивидуальной оценки такого использования определенным или предполагаемым кругом пользователей.

1 "Пользователи" могут интерпретироваться как большинство непосредственных пользователей интерактивного программного обеспечения. Круг пользователей может включать операторов, конечных пользователей и косвенных пользователей, на которых влияет данное программное обеспечение или которые зависят от его использования. Практичность должна рассматриваться во всем разнообразии условий эксплуатации пользователем, которые могут влиять на программное обеспечение, включая подготовку к использованию и оценку результатов.

2 Практичность, определенная в данном стандарте как конкретный набор атрибутов программной продукции, отличается от определения с точки зрения эргономики, где рассматриваются как составные части практичности другие характеристики, такие как эффективность и неэффективность.

4.4 Эффективность (Efficiences)

Набор атрибутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функционирования программного обеспечения и объемом используемых ресурсов при установленных условиях.

Примечание - Ресурсы могут включать другие программные продукты, технические средства, материалы (например, бумага для печати, гибкие диски) и услуги эксплуатирующего, сопровождающего или обслуживающего персонала.

4.5 Сопровождаемость (Maintainability)

Набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для проведения конкретных изменений (модификаций).

Примечание - Изменение может включать исправления, усовершенствования или адаптацию программного обеспечения к изменениям в окружающей обстановке, требованиях и условиях функционирования.

4.6 Мобильность (Portability)

Набор атрибутов, относящихся к способности программного обеспечения быть перенесенным из одного окружения в другое.

Примечание - Окружающая обстановка может включать организационное, техническое или программное окружение.

5 Руководство по применению характеристик качества

5.1 Применяемость

Настоящий стандарт применяется для установления требований к качеству программного обеспечения и оценивания (измерения, ранжирования и оценки) программных продуктов, включая:

- определение требований к качеству программной продукции;

- оценивание технических требований к программному обеспечению при контроле за тем, чтобы требования качества были удовлетворены в процессе разработки;

- описание признаков и свойств (атрибутов) внедренного программного обеспечения (например, в руководствах пользователя);

- оценивание разработанного программного обеспечения перед его поставкой;

- оценивание программного обеспечения перед приемкой.

Существуют только несколько общепринятых метрик для характеристик, описанных в настоящем стандарте. Организации и группы по стандартизации могут устанавливать свои собственные модели процесса оценивания и методы формирования и проверки метрик, связанных с этими характеристиками, для охвата различных областей применения и стадии жизненного цикла. В тех случаях, когда соответствующие метрики отсутствуют и не могут быть разработаны, иногда пользуются словесными описаниями или " приблизительными методами".

При использовании шести характеристик качества в целях описания и оценивания также необходимо установить уровни ранжирования и критерии конкретно для данной организации или для данного применения, или для того и другого.

Должны быть установлены метрики, уровни ранжирования и критерии применительно к оценке качества, когда обмениваются результатами оценивания.

Хотя отсутствует общепринятая система классификации программного обеспечения, имеется несколько общепринятых классов программного обеспечения. Важность каждой характеристики качества меняется в зависимости от класса программного обеспечения. Например, надежность наиболее важна для программного обеспечения боевых критичных систем, эффективность наиболее важна для программного обеспечения критичных по времени систем реального времени, а практичность наиболее важна для программного обеспечения диалога конечного пользователя.

Важность каждой характеристики качества также меняется в зависимости от принятых точек зрения.

5.2 Представления о качестве программного обеспечения

Имеется несколько представлений о качестве, некоторые из которых обсуждаются ниже.


Перед тем как переходить непосредственно к рассмотрению вопроса, что же собой представляют атрибуты качества программного обеспечения, постараемся проанализировать, что такое качество.

Итак, качество – понятие частное и может по-разному интерпретироваться несколькими людьми. Но, все же есть некоторые общепринятые стандарты. Качество может быть определенно как:

  • Некая степень совершенства;
  • Лучшее соотношение цены и качества;
  • Определенная совокупность характеристик чего-либо, что влияет на потенциальную возможность удовлетворить запросы (духовного и материального характера).

Как программист может определить уровень качества веб-продукта? Ответ: продукт качественный, если он всецело отвечает заявленным требованиям клиента.

В свою очередь, как клиент будет определять уровень качества? Ответ: предоставленная в распоряжение функциональность всецело удовлетворяет пользовательские запросы.

Далее поговорим о том, как в сфере IT можно определять степень качества ПО, чтобы это было максимально понятно.

Каждый атрибут качества продукта может быть использован для измерения его производительности, а также для обеспечения качества и его контроля.

Работа по обеспечению качества ориентирована на предотвращение появления дефектов, а деятельность по контролю качества направлена на выявление дефектов в продукции и услугах.

Для измерения качества разработки программного обеспечения используются следующие факторы.

Основные атрибуты качества ПО

Основные атрибуты качества ПО

Надежность

Всегда нужно измерять, является ли программное обеспечение максимально надежным в эксплуатации, особенно при пиковых нагрузках. Тесты должны давать исключительно положительные заключения и прогнозы.

Надежность продукта зачастую измеряется с точки зрения функционирования программы в разных сферах и при разных условиях.

Удобство сопровождения

Все версии ПО должны быть работоспособными и понятными в эксплуатации. Программист должен легко добавлять новые участки кода в архитектуру, а тестировщик не должен путаться в логике воспроизведения положительных тестовых сценариев.

Техническая поддержка ПО должна быть простой и экономически целесообразной. Все время система должна оставаться простой в эксплуатации, а внесение изменений и дополнений не должно вызывать панику со стороны отдела технической поддержки.

Удобство использования

Данная степень измеряется со стороны простоты использования программы обычным пользователем. ПО должно обладать интуитивно понятным интерфейсом и удобством использования. Клиент должен за очень короткое время научиться им пользоваться. Навигация по архитектуре также должна отличатся простотой.

  • Быстро и качественно обрабатывать входящие и исходящие данные;
  • Обеспечивать стандарт качества пользовательского интерфейса;
  • Быть простым и понятным в использовании для новых пользователей.

Портативность

Это может быть измерено с точки зрения вопросов калькуляции затрат, связанных с портированием всех технических вопросов.

Точность

Продукт должен всецело соответствовать заявленным функциональным требованиям, отличаться корректностью работы и правильностью отображения пользовательской информации.

Оцениваемость

Система должна быть легко тестируемая на наличие багов. При необходимости специалист должен легко разделять ее на различные модули для тестирования.

Способность к взаимодействию

Операционная совместимость одной системы с другой должна облегчать для продукта обмен данными или услугами с другими системами. Различные модули системы должны работать на разных платформах операционной системы, разных базах данных и условиях протоколов.

Используя вышеприведенные стандарты атрибутов качества, компании по тестированию ПО могут определить, соответствует ли система требованиям качества или нет.

Читайте также: