Что способствует развитию правового государства

Обновлено: 28.06.2024

В современном мире большинство цивилизованных государств провозглашают себя демократическими. Российская Федерация также является демократическим правовым государством. Однако, закрепив данное положение в Основном Законе, можем ли мы утверждать, что наше государство в действительности является демократическим, и более того, правовым?

ВложениеРазмер
proekt_sosh4.doc 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование правового государства

Смирнова Ольга Николаевна учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4

Московская область, г.Егорьевск

Понятие демократии и демократического государства издавна занимают умы множества мыслителей, мудрецов, ученых и политических деятелей. Существуют различные определения и концепции, раскрывающие сущность этого термина. С течением времени черты демократического государства менялись, наполняясь новым содержанием, однако суть термина оставалась неизменной: как власть народа, или власть большинства. В современном мире большинство цивилизованных государств провозглашают себя демократическими. Российская Федерация также является демократическим правовым государством. Однако, закрепив данное положение в Основном Законе, можем ли мы утверждать, что наше государство в действительности является демократическим, и более того, правовым? Ведь эти явления имеют ряд неотъемлемых признаков и принципов, соответствие которым может в действительности признать таковым какое-либо государство.

Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. Она широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Тема эта не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность. В основном, дискуссии ведутся касательно России как правового государства. И большинство комментариев к Конституции РФ 1993 года, а также иные научные источники делают вывод о том, что правовое государство для Российской Федерации - лишь перспектива, и в настоящее время возможно говорить лишь о его становлении и последующем формировании. В связи с этим также говорят о проблемах, связанных со становлением в России правового государства, а также формированием гражданского общества. Об этих понятиях - демократии, правовом государстве и о проблемах его становления в Российской Федерации на современном этапе и пойдет речь в данной работе. Целью работы является изучение понятия демократического и правового государства, рассмотрение их соотношения, а также выявление путей и проблем становления правового государства на современном этапе. Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач: 1.рассмотреть историю и эволюцию понятия правовое государства и его основные признаки;

2.изучить концепцию правового государства, его содержание и сущность; 3.проанализировать уровень становления правового государства в России; 4. выявить проблемы его формирования на современном этапе.

Понятие и признаки правового государства

Различные определения многих ученых, несмотря на их неисчислимость, тем не менее содержали некие общие признаки: господство закона в сфере отношений властвующих и подвластных; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение административного усмотрения. В этом определении в большей степени, чем в определениях других деятелей науки, акцентируется внимание на как подзаконном характере исполнительной власти. Упор на данный признак весьма характерен для ученых, поскольку в России полицейские и иные административные органы нередко осуществляли и судебные, и административные, и даже нормотворческие функции. Вопрос о правовом государстве не потерял свою актуальность, именно отсюда и вытекает многочисленность его дефиниций.

Но такое представление, на мой взгляд, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многоуровневую систему, качество функционирования которой зависит от множества факторов

В идее правового государства можно выделить два главных аспекта:

• обеспечение прав и свобод человека;

• ограничение правом действий государственной власти.

В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека создаются условия для его юридической свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом- дозволено". Человек как автономный субъект волен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Мне кажется, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые обозначают многообразие форм собственности.

Признаки правового государства

Правовое государство, как и государство остальных типов, имеет признаки неотличительные от остальные, например, суверенитет, наличие судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти, существование аппарата принуждения и пр. Отличительными признаками правового государства принято считать:

1.Существование гражданского общества. Под гражданским обществом принято понимать систему институтов и организаций, которые никак не должны ограничиваться или быть подвластными государственным структурам, следовательно можно рассматривать гражданское общество как противовес государтсвенной власти.

2.Рaзделение властей. Теория разделения властей была впервые выдвинута Н. Маккиавелли. Эта теория гласит, что для обеспечения нормального функционирования государственного аппарата необходимо разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Также необходимо ограничить их от взаимного вмешательства. Даннный принцип гарантирует следующий признак.

3.Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Данный признак означает, что ни один человек, коллектив, государственный орган и пр. не могут действовать в разрез с установленными в порядке законами. Ни один человек не может ставить свои собственные интересы поверх законных норм и требований. Также это признак означает, что ни финансовый, ни социальный, ни прочий статус индивида не дает специального отношения к нему суда и правоохранительных органов, следовательно закон един для всех.

Верховенство закона также означает, что государство не может издавать законы, противоречащие естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека. Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

В нашей стране высшей юридической силой являются статьи Конституции РФ. Конституции всех субъектов России не могут противоречить не только Конституции, но и законам, подзаконным актам и прочим нормативно-правовом документом, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации.

4.Гарантии прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация гарантий происходит через осуществление принципа невмешателства государства в дела гражданского общества и создание государством условий для реализации прав личности(на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и пр.)

5.Взаимная ответственность государства и личности. Государство и индивид в равной мере несут ответственность перед законом за свои действия. Правовой характер взаимной ответственности связан с тем, что подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей.

6.Политический и идеологический плюрализм. Невозможно представить правовое государство без оппозиции, которая продвигает свои интересы легальными способами. Идеологический плюрализм предусматривает мирное сосуществование различных движений, партий и прочих общественнно- политических организаций с различными, нередко абсолютно полярными, взглядами и ценностями.

Помимо выше указанных, существуют и другие признаки правового государства(выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.

Развитие идей правового государства в России

Закрепление принципов правового государства в Конституции РФ

Ныне действующая Российская Конституция является наиболее поздней из основных документов стран Европы. Этим, на мой взгляд, и обуславливается заметно более конкретное закрепление правовых принципов обуславливающих существование правового государства.

Уже в части 1, 1 статьи Конституция провозглашает Россию именно правовым государством:

Принцип гарантированности прав и свобод человека закреплен во 2 статье Конституции:

Статьи 10; 11 и 12 Конституции закрепляют принцип разделения властей, причем и в горизонтальном и в вертикальном смысле понимания данного термина:

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Принцип верховенства закона и прямого действия Конституции закреплен в 15 статье:

1 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Данная статья, в своей 4 части закрепляет приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а так же международных договоров Российской Федерации перед национальным законодательством.

Задачи, способствующие развитию России

как правового государства

Успешное решение формирования правового государства невозможно без решения следующих задач:

1) Экономическая стабилизация на базе стимулирования развития национальной экономики, ее рыночных начал сочетания с государственной монополией, среднего, малого бизнеса, налоговая стабилизация, т.е. создание экономических основ развитого гражданского общества.

2) Укрепление финансовой основы, независимости реформирования судебной системы. Особые программы образования судебных кадров. Финансирование только из федерального бюджета, материально-техническое, информационное правовое обеспечение работы судов; законодательное обеспечение продвижения судебной реформы

3) Создание и укрепление системы правового образования и просвещения. Включение в программы дошкольного и школьного, а также приоритет вузовского образования, обязательных дисциплин по основам правовых знаний, в которые отдельным разделом должен войти раздел "Формирование в России правового государства". Включение в программы всех обществоведческих высших и средних учебных заведений курсов "Конституционное право", "Права человека".

4) Укрепление системы правоохранительных и правообеспечительных структур общества и государства. Более четкое законодательное определение основ правового статуса прокуратуры России, обеспечение ее независимости, укрепление финансовой основы; повышение профессионального уровня и правовой подготовки ее кадров, государственная поддержка коллегии адвокатов, государственный контроль за деятельностью нотариальных палат.

5) Развитие института ответственности государственных органов, должностных лиц, государственных служащих за различные формы неправовой деятельности: (государственно-правовая, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность).

6) Государственное программирование антикоррупционной деятельности.

Регулярная эффективная деятельность по решению данных задач является залогом успешного формирования и развития в будущем правового государства в Российской Федерации.

Результаты и практическая значимость проекта

Согласно Конституции РФ 1993 года, Россия есть демократическое правовое государство, и хотя на практике нельзя утверждать о действительности данного положения, следует признать, что формирование правового государства и гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления. Тем не менее, становление правового государства для России есть цель, сопряженная с определенными проблемами, экономического, политического и правового характера. Анализ этих проблем помог выявить приоритетные задачи развития нашего государства, которые приблизили бы его к идеалам правового государства. В эти задачи входит: экономическая стабилизация общества, законодательное регулирование некоторых политических институтов (института ответственности государственных органов и должностных лиц), обеспечение независимости и укрепление финансовой основы судебной системы, развитие правового сознания у граждан, укрепление системы правового образования путем совершенствования школьных и дошкольных образовательных программ, и пр.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации - М.: Юрайт-М, 2007.

2. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1998.

3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право. - М.: Пресс, 2002.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М. Логос, 2004.

5. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М.: Юридическая литература, 1993.

6.Основы государства и права, под редакцией О.Е. Кутафина. М., 1996г.

7. Общая теория права и государства, под редакцией В.В. Лазарева. М., 1996г.

8. Теория государства и права: Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2001.

9. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.

Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т. д.

На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.

Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Ш. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.

Учения Д. Локка и Ш. Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых И. Канта (1724–1804) и Г. Гегеля (1770–1831).

Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.

Следует отметить, что концепция правового государства развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов — Г. Ф. Шершеневича (1863–1912), П. И. Новгородцева (1866–1924), В. М. Гессена (1868–1920), С. А. Котляревского (1873–1940), Н. М. Коркунова (1853–1904) и др. В частности, Г. Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С. А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.

Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г. Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л. Фуллер, англо-американский юрист Р. Дворкин, Ф. Хайек (австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и США) и др.

Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социального правового государства.

В Конституции РФ 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков

§ 1 Развитие отечественного правового регулирования наследования земельных участков Земельные участки в дореволюционной России традиционно относились к недвижимому имуществу. Кроме того, регулирование наследственных отношений в течение долгого времени

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки

Глава 1. Развитие теории государства и права как науки Постепенное развитие человеческого общества, усложнение его устройства, а также отношений, а также непрекращающиеся попытки осмыслить роль государства и права в жизни человека привели к появлению обособленного

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства

§ 4.2. Возникновение и развитие теории правового государства Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства

§ 4. Основные принципы правового государства Принципы – это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства

§ 73.2. Образование и развитие Бразильского государства Колониальное управление Крупнейшее впоследствии государство Латинской Америки Бразилия в XVI–XVIII вв. было частью Португальской колониальной империи. Португальские мореплаватели появились на побережье Южной

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод

§ 74. Развитие правового регулирования гражданских свобод Свобода человека и право Важной чертой правопорядка Нового времени (наряду с принципом общественного, представительного государства — см. § 59) стало закрепление в праве принципов гражданской свободы — свободы

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений

§ 75. Развитие правового регулирования коммерческих отношений С эпохой Нового времени, с решением промышленных и торговых связей в обществе неизмеримо возросло общегосударственное значение правовой регламентации коммерческих отношений. Регулирование торговли

8. Развитие политике-правовых идей нестяжательской ориентации

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства

§ 2. Послевоенное развитие итальянского государства Крах фашистского режима. Образование республики и Конституция 1947 г. Разгром гитлеровских армий и итальянского экспедиционного корпуса под Сталинградом явился одновременно мощным военно-политическим ударом по

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны

§ 2. Развитие японского государства после второй мировой войны Японское государство в условиях оккупационного режима. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками,

31.2 Признаки правового государства

31.2 Признаки правового государства Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия,

Правовое государство по праву считается одним из наиболее важных достижений человеческой цивилизации. Оно обладает следующими основополагающими качествами:

  1. Признанием и защитой прав, а также свобод человека и гражданина.
  2. Верховенством правового закона.
  3. Организацией, а также функционированием суверенной власти государства на базе принципа разделения властей.

Признание и защита прав, а также свобод гражданина и человека – это некая гуманитарно-правовая составляющая правового государства, которая означает гарантированность свобод и прав граждан, то есть государство должно не просто декларировать свободы и права, но также и обеспечивать их защиту и реализацию.

Верховенство правового закона – это нормативно-правовая составляющая правового государства, которая означает, что деятельность абсолютно всех субъектов права, и, в первую очередь, госорганов и должностных лиц, обязана выстраиваться на основании и в строгом соответствии с законом.

В таком случае сам закон обязан быть именно правовым, то есть содержащиеся в нем положения обязаны соответствовать естественным человеческим правам.

Организация, а также функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей – это такой институционально-правовой компонент правового государства, который нужен для исключения любых злоупотреблений государственной властью, так как наличие системы сдержек и противовесов не дает возможности одной либо другой ветви власти выйти за пределы собственной компетенции.

Занимаясь рассмотрением современного состояния идей правового государства, стоит избегать преувеличения их роли, а также степени распространения. На данный момент правовое государство является неким идеалом, лозунгом, конституционным принципом и при этом не получает своего полного воплощения ни в одном государстве. Фактическая политическая практика государств, которые провозгласили себя правовыми, зачастую расходится с конституционными нормами.

Для второй половины двадцатого столетия для конституционной организации государства характерно сочетание социального и правового принципов, и это дает некую формулу социального правового государства. На уровне конституции такая формула в сочетании с принципом социальности напрямую зафиксирована в основном законе ФРГ от 1949 года, а также в испанской Конституции от 1978 года. К данному времени в одной либо другой форме она закреплена в конституциях достаточно большого числа государств, но на практике идеал правового государства еще не был достигнут ни в одном государстве мира.

Образование идеи правового государства

Идея утверждения права (либо закона) в жизни общества сформировалась еще очень давно – в тот момент, когда начали образовываться самые первые государства. Для упорядочения социальных отношений с помощью права государство должно было конституировать себя законодательным способом, то есть осуществить определение правовых основ государственной власти.

Некоторые идеи правовой государственности возникли еще в период античности, а уже теоретически развитые концепции, а также доктрины сформулировали в период перехода от феодализма к капитализму и появления нового социально-политического строя.

Особое влияние на формирование именно теоретических представлений, а далее и практики правовой государственности, оказали политические и правовые идеи и институты Древней Греции, а также Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах в своих реформах проводил в шестом веке до нашей эры архонт из Древней Греции Солон. Мысли касательно того, что государственность в принципе возможна исключительно там, где господствуют только справедливые законы, в свое время поддерживали Платон, Сократ, Аристотель.

Под влиянием кантовских идей в Германии возникло представительное направление, приверженцы которого уделили особое внимание разработке теории правового государства. Наиболее значимыми приверженцами данного направления называют Роберта фон Моля, Отто Бэра, Кара Теодора Велькера, Рудольфа фон Гнейста, Фридриха Юлиуса Шталя.

Отношение к идеям правового государства у Маркса и Энгельса было строго негативным, как и отношение марксизма к государству в целом. Для зрелого марксизма становится характерным отрицание государства, в частности, правового. Согласно воззрениям Маркса и Энгельса, государственная власть нужна пролетариату исключительно на стадии перехода к безгосударственному строю. В собственных высказываниях критического характера касательно идеи правового государства они использовали это понятие в большинстве случаев в кавычках, подчеркивая свое отрицательное к нему отношение.

Признаки, а также определение правового государства

В наиболее общем смысле правовое государство допустимо обозначить как государство, которое связано правом, а его признаками можно назвать:

  1. Ограничение власти государства правами, а также свободами гражданина и человека (то есть власть признает неотчуждаемые права индивидов).
  2. Верховенство права (то есть правового закона) во всех областях общественной жизни.
  3. Конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на исполнительную, судебную, а также законодательную.
  4. Имеющееся довольно развитое гражданское общество.
  5. Строго правовую форму взаимоотношений (то есть взаимных обязанностей и прав, взаимной ответственности) граждан и государства.
  6. Верховенство именно закона среди всех официальных источников права.
  7. Строгое соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам, а также принципам международного права.
  8. Прямое действие актуальной конституции.
  9. Возвышение суда.

Получается, что правовое государство – это такое государство гражданского общества, которое построено на принципе разделения властей, и в нем верховенствует именно правовой закон, а также оно признает наивысшей ценностью и в обязательном порядке защищает свободы и права гражданина и человека.

Правовое государство в России в наше время

В актуальной Конституции страны нашли свое признание, а также нормативное закрепление все базовые компоненты (качества, свойства, характеристики правового государства) правовой государственности, такие как гуманитарно-правовая (свободы и права гражданина, а также человека), нормативно-правовая (конституционно-правовая концепция правового закона) и институционально-правовая (система взаимодействия и разделения властей).

В соответствии с частью первой статьей первой актуальной Конституции страны, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Определяющее значение для утверждения истоков правовой государственности имеют, в первую очередь, конституционные положения касательно высшей ценности человека, его свобод и прав, о разделении власти, о прямом действии актуальной Конституции и конституционно-правовых характеристиках источников действующего на данный момент права.

Получается, что в данной Конституции ставится задача построения правового государства, а также закреплены все важнейшие принципы правовой государственности. Ясно, что российским гражданам, а также государству на данном пути необходимо будет решать целый ряд проблем. И самой главной среди них является формирование зрелого гражданского общества.

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

В статье исследуются основные проблемы и условия формирования правового государства в РФ, рассматриваются понятия права и правового государства. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод граждан, является одним из важнейших достижений общечеловеческих целей. Методологическую основу статьи составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания. При изучении пробелов правового государства следует рассматривать вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства.

Правовое государство является основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Развитие правового государства – это сложный и длительный процесс, который будет длиться по мере проведения в жизнь реформ, общечеловеческих ценностей построения современного демократического общества. Проведение в государстве различных реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Под правовым государством понимается такое государство, которое в своей работе руководствуется требованиями только правовых предписаний, основ, а не действует в угоду политической элиты, олигархов и транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы в процессе реализации государственными органами их функций, не под влиянием сложившейся в некоторый момент популистской конъюнктуры, особенно предвыборной, и тем более не под влиянием коррумпированных чиновников и преступных сообществ. Идея правового государства была актуальной и в прошлом. Основной повод такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее целесообразного оформления и эффективного осуществления.

Процесс создания правового государства в России занимает достаточно много времени. Рывок к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда проблем, которые стоят перед властью и народом: укрепление государственной власти, развитие гражданского института, соблюдение принципов общественной справедливости. Важность права, как социального института, содержится в его установленном назначении регулировать общественные отношения. Идея формирования правового государства находится в центре современного юридического правосознания. Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей, чтобы властные полномочия были сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий [2].

При изучении пробелов правового государства следует рассматривать возникающие вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства. В начале 90-х годов началось активное движение становления правового государства, в то время как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства – практически отсутствовали [3]. Стоит выделить наиболее известные проблемы, которые препятствуют развитию правового государства: неразвитость гражданского общества, которая во многом известна ошибками реформаторов начала 1990-х годов (политическая неструктурированность общества), ущемление свободы слова и СМИ, несоблюдение автономии местного самоуправления; правовой нигилизм, медленное развитие рыночного хозяйства, что не даёт свободу предпринимательству; не обеспечение равенства граждан перед законом и судом, которые прописаны на бумаге; нарушение избирательных прав граждан, фальсификации, искажение правосознания.

Исторический путь нашего государства показывает, что в истории России обнаруживаются проблемы перспективного развития гражданской культуры и гражданских институтов. В Российском государстве на всех этапах своего существования стремились подавить любые проявления автономии личности и общества. Гражданское общество ещё находится на стадии развития, характерна нестабильность общественных отношений, его структура аморфна. Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав [4].

Проблему искажения правосознания, т.е. психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде общественных понятий и образов, стоит преодолевать. Деформация правосознания же представляет собой искажение психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде обобщенных понятий и образов, их неверное понимание либо отрицание. Деформация правосознания в любом обществе является сильнейшим фактором, отрицательно влияющим на процесс построения правового гражданского общества. Поэтому устранение дефектов правосознания является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. Говоря о проблемах в правовой культуре, стоит отметить, что если она неразвита, находится на низком уровне, государственные и правовые институты отрицаются большинством членов общества как ценность. Общественные отношения регулируются иными, внеправовыми и внегосударственными средствами. В данном случае необходимо понимать, что правовая культура не может быть изолирована от общей культуры общества. Не может быть в некультурном обществе высокой правовой культуры, и наоборот, в культурном, цивилизованном обществе не может быть низкой правовой культуры.

Одной из наиболее главных проблем развития правового государства является грубое нарушение в стране принципа верховенства права. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально [5]. Государство не всегда оказывается способным обеспечить права и свободы граждан в разных сферах жизнедеятельности. Принцип разделения властей в Конституции РФ показывает, что законодательная власть не способна в полной мере организовывать парламентский контроль за исполнительной властью по обеспечению реализации федеральных законов. Успешное решение данной проблемы поможет создать благоприятную почву для создания правового государства. Необходимо достигать высокого уровня правового и политического сознания: создание непротиворечивого законодательства, развитие общей культуры и правовой, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах.

Главным катализатором создания правового государства является высокий уровень развития экономики страны. В малом бизнесе еще нет свободы в полном объеме. Предприниматель не может почувствовать свою власть и возможность в экономической сфере, что не позволяет раскрыть свой потенциал. В результате чего происходит рост люмпенизированного слоя населения, замедленный выход к рыночным отношениям. Государство должно разрабатывать продуманную кредитно-финансовую политику, юридически обеспечивать неприкосновенность частной собственности.

С началом рыночных отношений в России начала формироваться группа людей, которая напоминала по своим параметрам средний класс. Огромный удар по среднему классу был нанесен кризисом 1998 года. Развитие среднего класса возможно при наличии непротиворечивых внутренних и внешних факторов.

Развитие правового государства – сложный и полный заблуждений процесс. Реализовывать данные цели нужно поэтапно и грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. Правовое государство построить за пару лет невозможно. В других странах данное явление протекало долго, в течение столетий, постепенно совершенствовалось. Стоит преодолевать эти препятствия, активно осуществлять свои конституционные избирательные права, участвовать в политической жизни страны, заявлять о своих правах.

Читайте также: