Что создается фактически самим судом

Обновлено: 07.07.2024

Суде́бный прецеде́нт (от лат. praecedens , родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

Содержание

Происхождение

Древний период

Как источник права прецедент известен с древнейших времен. В первых государствах (Вавилон, Древний Египет и др.) уже на основе судебной практики писались первые сборники законов. Древнем Риме в качестве прецедентов выступали эдикты (устные заявления) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определённого срока, однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права (jus honorarium).

Средние века

Современность

Структура

В России

Однако, в последнее время в российской правовой науке ведутся бурные дискуссии на предмет того, что право судебного прецедента могло бы стать самостоятельным источником права в России. Необходимость судебного прецедента мотивируется обязанностью высших судебных органов в части обеспечения единства судебной практики (ч.3 ст.377 и ст. 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), или, иначе единообразия в толковании и применении судами норм права (п.1) ст. 304 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации). Единство (единообразие) же по мнению апологетов судебного прецедента в России есть средство обеспечения равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции Российской Федерации).

Оппоненты возражают, указывая на то, что феномен единства (единообразия) не является однозначным, что для введения права судебного прецедента необходимо вносить изменения в Конституцию Российской Федерации, в ст. 120 которой записано о том, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Кроме того, полномочия в части обеспечения единства (единообразия) судебной практики не мотивированы текстом Конституции, в ст. 126 и 127 которой установлена обязанность судов в части разъяснений судебной практики, но не в части обеспечения её единства.

21 января 2010 г. Конституционный Суд РФ принял постановление № 1-П [1] , в котором признал положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции постольку, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу данные положения:

  • не предполагают придание обратной силы правовым позициям, выраженным в соответствующем постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, без учета характера спорных правоотношений и установленных для этих случаев конституционных рамок действия правовых норм с обратной силой (если придание правовой позиции обратной силы необходимо для восстановления и защиты таких прав и интересов, которые в силу их конституционно-правового значения не допускают сохранение судебного акта в силе, в том числе если в результате нового толкования улучшается положение лиц, привлекаемых к налоговой, административной или иной публично-правовой ответственности, а также в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют — по своему существу публичные — интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении);
  • допускают пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится прямое указание на придание сформулированной в нём правовой позиции обратной силы применительно к делам со схожими фактическими обстоятельствами;
  • не предполагают, что наличие в определении коллегиального состава судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указания на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам выступает в качестве обязательного требования такого пересмотра;
  • не исключают возможность непосредственного обращения заинтересованного лица с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, вступившего в законную силу, в арбитражный суд, принявший оспариваемый судебный акт;
  • не допускают пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта с нарушением процедуры, установленной главой 37 АПК Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу судебный прецедент распространяет своё действие (юридическую силу) только на будущее, но ВАС РФ вправе придавать обратную силу своим прецедентам. [2]

На Украине

Согласно ст.3 ч.4, Уголовного Кодекса Украины — применение закона об уголовной ответственности по аналогии запрещено.

В Израиле

В Израиле действие судебного прецедента определено в Основном законе о порядке судопроизводства 1984 года. Различают между прецедентом, имеющим обязательную силу, и прецедентом, имеющим рекомендательный характер. Прецедентные решения суда имеют рекомендательный характер для судов низшей инстанции, прецедентные решения Верховного суда обязательны для всех судов, кроме него самого.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судами в порядке особого производства. К таким фактам относятся факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Порядок судебного разбирательства по данной категории гражданских дел регулирует гл. 30 ГПК.

Суд в порядке особого производства устанавливает факты, если:
— согласно закону они порождают для заявителя определенные юридические последствия;
— установление факта не связано с последующим разрешением подведомственного суду спора о праве;
— заявитель, помимо суда, не имеет возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;
— законодательство не предусматривает иного (внесудебного) порядка установления фактов, имеющих юридическое значение .

При несоблюдении указанных условий суд откажет в принятии заявления в соответствии с п. 2 ст. 246 ГПК ввиду нарушения порядка предварительного внесудебного разрешения дела.

Примерный перечень фактов, имеющих юридическое значение, закрепляет ст. 364 ГПК. Этот перечень не исчерпывающий. Суд вправе устанавливать и другие аналогичные факты, если при этом не предусматривается внесудебный порядок их установления.

Законодательство определяет группу фактов, которые устанавливаются только в административном порядке. Так, в силу п. 1 постановления N 1 не рассматриваются в судебном порядке заявления об установлении факта:
— прохождения военной службы в Вооруженных Силах, нахождения на фронте, пребывания в партизанском отряде;
— получения ранения, контузии в ходе военных действий и при исполнении иных обязанностей военной службы;
— возраста граждан, окончания учебного заведения;
— признания участником Великой Отечественной войны;
— участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в определенный период и в течение определенного времени;
— принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Споры об наличии или отсутствии подобных фактов рассматриваются по существу при разрешении жалоб в порядке, закрепленном ст. 353 — 358 ГПК, и заявлений в порядке искового производства, когда рассмотрение связано с разрешением спора о праве .

Заявитель, обращаясь в суд с просьбой установить конкретный факт, должен указать причину, по которой это необходимо, и привести доказательства, подтверждающие невозможность получения или восстановления удостоверяющих документов. К заявлению предъявляются общие требования согласно нормам ст. 109, 366 ГПК.

В делах особого производства лицо, по заявлению которого оно возбуждается, именуется заявителем, а привлекаемые к участию в деле граждане и юридические лица — заинтересованными лицами. Суд рассматривает данные дела с участием заявителя, заинтересованных граждан и юридических лиц. Непривлечение их к участию в деле — одно из оснований отмены судебного решения.

Если при рассмотрении дела об установлении факта возникнет спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что установление факта связано с необходимостью разрешить в судебном порядке спор о праве, заявление останется без рассмотрения. При этом судья должен разъяснить заинтересованным гражданам и юридическим лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях. Данные требования процессуального закона разъясняют п. 3 — 5, 20 постановления N 1.

Решение суда об установлении факта, подлежащего регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, или оформлению в других органах, служит основанием для регистрации или оформления, не заменяя собой документов, выдаваемых этими органами .

Рассмотрим, какие факты, имеющие юридическое значение, наиболее часто встречаются в судебной практике.

Установление факта нахождения лица на иждивении (абз. 3 ч. 1 ст. 364 ГПК)

В наследственных правоотношениях факт нахождения лица на иждивении приобретает юридическое значение в отношении двух категорий нетрудоспособных иждивенцев наследодателя , которые входят в круг наследников по закону. Поэтому для установления факта нахождения лица на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы:

1) иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя;

2) иждивенец находился на иждивении умершего не менее года до дня его смерти .

Оказываемая заявителю помощь с точки зрения закона, если заявитель тоже имел заработок, пенсию, стипендию, оценивается с учетом того, была ли помощь со стороны лица, предоставившего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию.

Наличие справки о том, что по имеющимся данным лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении . Для назначения пенсии иждивение приобретает юридическое значение, если иждивенец был членом семьи умершего кормильца и нетрудоспособным в момент его смерти . Необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца будет иметь только данная категория нетрудоспособных членов семьи умершего .

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца учитывается, что согласно закону право на возмещение не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на иждивении .

Пример
В суд обратилась гражданка Л. с заявлением об установлении факта нахождения ее внебрачной несовершеннолетней дочери на иждивении умершего в результате несчастного случая. Первоначально суд оставил заявление без рассмотрения в связи с наличием спора о праве на выплату страховых сумм в связи с потерей кормильца. Страховая организации возражала против установления юридического факта.
Суд не учел, что какие-либо требования о праве не заявлены, отсутствовал спор о назначении страхового обеспечения и дело об установлении факта нахождения на иждивении не подлежало рассмотрению в порядке искового производства. Возражения страховой организации нельзя признать обстоятельством, влекущим оставление заявления без рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда отменила определение суда первой инстанции по частной жалобе. Но при новом рассмотрении по существу суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку в деле отсутствовали достоверные данные, подтверждавшие, что помощь, оказываемая мужем заявительницы для ее дочери, была постоянным и основным источником средств к существованию. Размер пособия на ребенка иногда превышал долю, выделяемую на его содержание из заработка умершего. Следовательно, девочка находилась лишь на частичном его иждивении.

Установление факта принятия наследства и места открытия наследства
(абз. 6 ч. 1 ст. 364 ГПК, п. 12 постановления N 1)

Суд может установить такую категорию фактов в порядке особого производства, если нотариус или другие уполномоченные лица не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство из-за отсутствия или недостаточности документов, необходимых для подтверждения в нотариальном бесспорном порядке факта вступления во владение или управление наследственным имуществом.

Принятие наследства в месте открытия осуществляется двумя способами в течение 6 месяцев: наследник подает нотариусу заявление о принятии наследства либо фактически вступает во владение
наследственным имуществом .

Доказательством вступления во владение имуществом может быть:
— справка жилищно-коммунальных служб, местных исполнительных и распорядительных органов о том, что наследник проживал совместно с наследодателем;
— справка финансового органа о том, что наследник после открытия наследства уплачивал налоги по жилому дому и земельному участку;
— документы об уплате страховых взносов за наследственное имущество и т.д.

Если гражданин документы представил, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ему отказали, заявитель вправе обратиться в суд. В этом случае подается не заявление об установлении факта принятия наследства, а жалоба на отказ в совершении нотариального действия .

Пример
Гражданка С. обратилась в суд с заявлением об установлении факта принятия наследства в виде предметов мебели и домашнего обихода и не полученной в другом государстве (а именно в Российской Федерации) пенсии после смерти ее мужа. До смерти наследодателя семья проживала в одном из городов Республики Беларусь в квартире, приобретенной в период брака. Сведений об обращении в нотариальную контору С. не представила. Суд отказал в возбуждении дела, поскольку заявитель должна была обратиться с жалобой на отказ в совершении нотариального действия, а не с заявлением в порядке особого производства.

Пункт 13 постановления N 1 регулирует порядок установления факта принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого можно создать недвижимое имущество.

В порядке особого производства суды вправе рассматривать дела об установлении фактов ошибок нетехнического характера или фактов признания государственной регистрации недействительной.

В случае удовлетворения заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд в резолютивной части итогового решения должен четко изложить установленный факт . В соответствии с ч. 2 ст. 367 ГПК указание в решении суда на цель установления факта не препятствует его использованию в других случаях, когда с данным фактом связывается возникновение, изменение или прекращение прав.

Резерв на оплату отпусков

В Российской Федерации существуют нормы трудового законодательства, которые работодатель обязан соблюдать. Эти нормы гласят, что сотрудник организации имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск (при официальном трудоустройстве). А при увольнении — сотруднику выплачивают компенсацию за неиспользованные дни отпуска (ст. 114,115,126,127 ТК РФ).
Что такое и зачем создаётся резерв на оплату отпусков разберёмся дальше.

Резерв на оплату отпусков (РО) — источник для покрытия расходов, которые будут осуществлены в будущем.

Простыми словами: накопления организации для покрытия будущих расходов, при условии, что расходы можно посчитать и они наступят обязательно — это и есть резерв на оплату отпусков. На 2021 год резерв на оплату отпусков нужно было создавать в 2020 году.

Для чего создаётся резерв?

РО создаётся как источник финансирования компенсаций за неиспользованный отпуск, отпускных, ежегодных выплат за выслугу лет и взносов во внебюджетные фонды.

Кто создаёт резерв отпусков

Интересный факт — с позиции бухучёта создание резерва рассматривается как обязанность организации, а с позиции налогового учёта — право организации. Разъяснения можно найти в ПБУ 8/2010 — создавать РО должны все юридические лица, кроме организаций, применяющих упрощённые способы ведения бухучёта.

Важно! Не путать с УСН.
В п. 5, ст. 6 402-ФЗ от 06.12.2011 перечислены субъекты, не имеющие права на применение упрощённых способов формирования бухгалтерской отчётности.

Как часто создаётся резерв

Создавая резерв, предприятие выбирает 1 подходящий для себя вариант из 3 возможных:

ВАЖНО! Формирование резерва на конец года разрешено тем организациям, которые составляют отчётность по итогам года.

Подытожим — резерв отпусков создается на отчётную дату. В учётной политике обязательно нужно отразить способ создания РО.

Как рассчитать резерв отпусков

Ни налоговый кодекс, ни ПБУ не дают чётких указаний по расчёту резерва. Каждая организация вынуждена сама устанавливать порядок определения величины РО. Есть общие рекомендации Минфина для бюджетных учреждений (Письмо от 20.05.2015 №02-07-07/28998), как определить величину резерва отпусков.

  • Сперва сотрудников организации нужно поделить на группы по принципу: в одну группу попадают работники, доход которых учитывается на одном и том же счёте учёта затрат.

Например: если доход работников учитывается по дебету 44 счёта, то они относятся к одной группе, а работники, чья зарплата учитывается по дебету 20 счёта (основное производство) попадают в другую группу.

  • Рассчитываем величину РО и не забываем про взносы во внебюджетные фонды.
    Для определения величины РО нужно выбрать способ расчёта:

Способ 1

Используя схему ниже, на каждую отчётную дату, которая закреплена в учётной политике (конец месяца, квартали или года) для каждой группы работников нужно рассчитать РО (исходя из величины среднего дневного дохода, приходящегося на каждого работника).

Способ 1

Способ 1

Полученная величина и будет являться суммой резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчётную дату.

Способ 2

Немного упростим задачу, рассчитаем РО не по каждому сотруднику, а сразу по всем работникам, относящихся к одной группе.

Этапы расчёта такие:

Способ 2

Способ 2

Как и в первом способе,найденная сумма является величиной резерва на оплату отпусков по каждой конкретной группе на отчётную дату.

Способ 3

Самый простой способ расчёта РО — по итогам прошлого года.

Рассчитывается по формуле:

Резерв отпусков = общее число неиспользованных дней отпуска * средний дневной заработок по организации + суммы страховых взносов на получившуюся величину

В любом случае нужно определить, остались ли у организации неиспользованные суммы резерва за прошлый год (Письмо Минфина РФ от 09.07.2004 № 03-03-05/2/46, МНС РФ от 15.03.2004 № 02-5-10/13, УМНС РФ по г. Москве от 27.05.2004 № 26-12/36389, Постановления Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 № 14295/04, ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2004 № А56-49757/03).

НР = сумма резерва, начисленного за год - фактические расходы на оплату отпусков за год,
где НР — недоиспользованная сумма резерва.

И получите бесплатную круглосуточную экспертную поддержку по всем вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • формулируется и поддерживается государством
  • существует в устной форме
  • за нарушение правовых норм следуют только меры общественного порицания
  • относится к нормативной системе общества
  • определяет границы должного поведения людей
Вопрос 2

Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права.

  • совокупность представлений о добре и зле
  • общеобязательность выполнения
  • обеспеченность выполнения принудительной силой государства
  • форма общественного сознания
  • многократность применения
Вопрос 3

Найдите в приведённом ниже списке характеристики правовой нормы

  • имеет общеобязательный характер
  • обеспечивается силой государственного принуждения
  • за нарушение предусмотрены общественные санкции
  • выступает исключительно формой внутреннего социального контроля
  • закрепляется в актах в письменной форме
  • включает в свою структуру гипотезу, диспозицию и санкцию
Вопрос 4

Выберите верные суждения о системе российского права

  • Отрасли материального права, в отличие от отраслей процессуального права, устанавливают порядок применения правовых норм.
  • Уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера.
  • Административное право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
  • Гражданское право относят к частному праву.
  • Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определённый сегмент (сторону) однородных общественных отношений.
Вопрос 5

Выберите верные суждения о праве в системе социальных норм

  • Сфера действия права шире, чем норм морали.
  • Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.
  • Нормы права не являются формально определёнными.
  • Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.
  • Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.
Вопрос 6

Выберите верные суждения об источниках права

  • Под источником права понимается способ закрепления норм права.
  • Источники права всегда имеют письменную форму.
  • Древнейшим видом источников права является правовой прецедент.
  • Ведущим источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт.
  • Договор может являться источником права.
Вопрос 7

Выберите верные суждения о видах нормативных правовых актов

  • По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
  • Приказы и положения министерств требуют утверждения парламентом.
  • Акты временного действия прекращают своё действие по разрешении вопроса, в связи с которым они были приняты.
  • Акты, принятые на референдуме, требуют утверждения органом законодательной власти.
  • Акты общего действия охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов.
Вопрос 8

Выберите верные суждения об отраслях права

  • Гражданское право относится к совокупности отраслей публичного права.
  • Составные части системы права, сгруппированные по предмету своего регулирования, составляют отрасль права.
  • Конституционное право закрепляет и регулирует наиболее важные, фундаментальные и исходные государственные отношения.
  • Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц.
  • Гражданское право регулирует отношения по осуществлению правосудия при разрешении споров по семейным, трудовым и иным делам.
Вопрос 9

Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются

  • обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства
  • возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона
  • заслушивание доклада о внесенном законопроекте
  • чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа
  • внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта
Вопрос 10

Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками

Читайте также: