Что содержит план обеспечения качества по

Обновлено: 30.06.2024

Программное обеспечение должно выполнять свои функции, соответствовать заданным критериям качества, безопасности, надежности. Оценка продукта, требований к нему, проектной документации – задача инженеров по обеспечению качества, или QA-инженеров.

Обеспечение качества ПО включает в себя мероприятия, которые проводят на каждой стадии его разработки. Цель – предоставить гарантию того, что продукт соответствует функциональным и нефункциональным требованиям.

Понятие качества программного обеспечения

Качество ПО – комплекс характеристик программного продукта, определяющих способность выполнять возложенные на него функции.

В настоящий момент этот показатель регулируется международным стандартом ISO/IEC 25010:2011. Данный стандарт устанавливает многоуровневую систему оценки качества ПО, основанную на восьми базовых характеристиках.

Параметры качества ПО

Основные характеристики качества программного обеспечения согласно стандарту ISO/IEC 25010:2011:

  1. Функциональность. ПО признается функциональным, если выполняет возложенные на него задачи, отвечает заданным потребностям пользователей. Данный аспект предполагает правильную и точную работу, совместимость всех входящих в состав компонентов.
  2. Надежность. Под надежностью ПО понимают бесперебойное выполнение возлагаемых на него задач на заданных условиях в течение установленного времени.
  3. Юзабилити (удобство использования). Этот параметр характеризует степень удобства ПО для пользователей, его наглядность, легкость эксплуатации и изучения.
  4. Эффективность. Параметру соответствует степень обеспечения продуктом необходимой производительности при заданных условиях.
  5. Удобство сопровождения. Этот показатель характеризует простоту анализа, тестирования, коррекции компонентов ПО, его обслуживания, а также степень адаптации к новым условиям.
  6. Портативность. Степень легкости его переноса на другую платформу. Обеспечение качества ПО предполагает его проверку по каждому из перечисленных параметров, выявление слабых сторон и устранение неисправностей.
  7. Совместимость. Способность программных компонентов взаимодействовать друг с другом.
  8. Защищенность, т.е. минимизация угроз, связанных с несанкционированным чтением, изменением информации и т. д. Угрозы могут быть также связаны с некорректным использованием ПО, внешним воздействием со стороны посторонних лиц, выходом из строя технических средств.

Обеспечение качества и тестирование

Обеспечение качества отвечает за весь процесс разработки и интегрируется во все его этапы: от создания требований к будущему решению до тестирования, релиза продукта и его пострелизного обслуживания.

В задачи QA-специалистов входит:

  • формирование критериев качества;
  • планирование мероприятий по соблюдению критериев на каждом этапе разработки продукта;
  • выбор инструментов тестирования;
  • тестирование продукта;
  • расчет KPI;
  • предотвращение появления ошибок и усовершенствование процесса.

Тестирование – проверка программного обеспечения на соответствие требованиям.

Таким образом, вы видите, что обеспечение качества – более широкое понятие, которое включает в себя работы по тестированию.

Тестирование может быть автоматизированным, а может проводиться вручную; может быть полного цикла или направленным на проверку отдельного аспекта качества (безопасность, производительность, удобства использования и т.д.).

Инженеры по тестированию подготавливают стратегии по тестированию и план, основанный на особенностях проекта и требованиям к решению, создают и в будущем оптимизируют набор тест-кейсов, осуществляют поиск дефектов, создают и направляют отчеты об обнаруженных дефектах разработчикам, проверяют устранение дефекта.

Функция обеспечения качества может выполняться внутренним отделом компании, а может делегироваться независимому подрядчику, который объективно оценит само решение, настроит процессы обеспечения качества и тем самым позволит выпустить на рынок продукт высокого качества, отвечающий бизнес-требованиям и ожиданиям пользователей.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Практическая работа № 6

Тема. Составление плана обеспечение качества ПО.

Цель. Научиться создавать план обеспечения качества программного продукта.

Оборудование. ПК

1. Ознакомиться с теоретической частью.

2. Выполнить практическое задание.

3. Ответить на контрольные вопросы.

4. Оформить отчет.

Теоретическая часть

Качество программного продукта должно соответствовать некоторым техническим требованиям. Здесь возникает ряд проблем:

1. Технические требования. Должны одновременно удовлетворять интересам и заказчика и разработчика (н-р, удобство сопровождения).

2. Сложность в определении и измерении показателей качества (например, переносимость, удобство сопровождения и эффективность)

3. Сложность в создании спецификации программного продукта. Полнота спецификации не гарантирует получение высококачественного программного продукта.

Управление качеством предполагает возможность независимого контроля за процессом разработки ПО. Сам же процесс управления качеством состоит из трех основных видов деятельности:

1. Обеспечение качества. Определение множества организационных процедур и стандартов.

2. Планирование качества. Выделение подмножества стандартов и процедур и их адаптация к данному проекту.

3. Контроль качества. Проведение мероприятий по выполнению нормативных процедур и стандартов качества всеми членами группы разработчиков.

Особенности процесса управления качеством (рисунок 1):

- Контрольные проектные элементы в процессе разработки ПО являются основой контроля качества. Это дает возможность своевременного получения информации о проблемах и трудностях.

- Команда контроля за качеством не должна быть связана с группой разработчиков.


Рисунок 1 – Процесс управления качеством


Рисунок 2 – Взаимодействие элементов качества

ISO 9000- это целый ряд всевозможных стандартов, принимаемых за основу развития систем управления качеством.

Таблица 1 ‑ Стандарты на продукцию и процесс разработки ПО

Стандарты на продукцию

Стандарты на процесс разработки ПО

Форма пересмотра архитектуры ПО

Руководство по проведению пересмотра архитектуры ПО

Структура системных требований

Представление документации по нормативам ЕЭС

Формат заголовков программ и процедур

Процесс выпуска версии ПО

Стиль программирования языка JAVA

Процесс утверждения плана реализации проекта

Формат плана реализации проекта

Процесс контроля изменений

Форма запроса на изменение

Процесс регистрации выполнения тестов

Советы менеджеру по качеству

1. Необходимо вовлечь программистов в разработку стандартов. Описание стандартов должно содержать не только изложение норматива качества, но и объяснение необходимости выбора именно его.

2. Регулярно просматривать и обновлять стандарты, которые затем помещаются в справочник организации.

3. Подумать, как обеспечить поддержку стандартов программными средствами везде, где только можно.

Стандартные документы имеют четкую последовательную структуру, их легко читать и воспринимать. Выделяют три основные типа стандартов на документацию:

1. Стандарты на процесс создания документации. Определяют способ создания технической документации

2. Стандарты на документ. Определяют структуру и внешний вид.

3. Стандарты на обмен документами. Гарантируют совместимость всех электронных версий документов.

В плане обеспечения качества отображаются стандарты наиболее подходящие к создаваемому ПО. Предлагается следующая структура плана:

1. Представление продукта. Описание продукта, намечаемый рынок его сбыта, а также ожидаемые свойства.

2. Планы выпуска продукта. Назначение крайних сроков выпуска версий программного продукта, распределение ответственности за его разработку и обслуживание.

4. Описания процессов. Представление процессов разработки и обслуживания программного продукта в ходе выполнения проекта и управления им.

5. Цели качества. Планы и цели обеспечения качества продукта, включая описание наиболее важных его характеристик.

6. Риски и управление рисками. Описание основных видов риска, которые могут оказать влияние на уровень качества продукта, и мероприятия, направленные на снижение рисков.

Процесс контроля качества имеет собственный набор процедур и отчетов, которые могут быть использованы в процессе разработки ПО. Они должны иметь четкую структуру.

Выделяют два взаимодополняющих подхода к процессу контроля качества:

1. Группа разработчиков анализирует документацию, сопровождающую программный продукт, проверяет соответствие документа стандартам.

2. Программный продукт и его документация проверяется специальной компьютерной программой на его соответствие стандарту.

В проверку качества включена группа специалистов, которые изучают отдельный этап или процесс разработки в целом. В таблице представлены некоторые типы проверок.

Таблица 2 – Типы проверок

Тип проверки

Основная цель проверки

Инспекция структуры и программного кода системы

Выявить ошибки в требованиях, в структуре и программном коде. Проверка проводится в соответствии с технологической картой возможных ошибок

Предоставить отчет о ходе выполнения проекта.

Анализ компонентов продукта и документации для выявления несоответствия между спецификацией и структурой системы.

Измерение показателей ПО – получение числовых значений определенных показателей программного продукта или процесса его разработки.

Показатели программного обеспечения — это количественные показатели, которые можно измерить и которые характеризуют программную систему, процесс разработки ПО или сопровождающую документацию.

Показатели делятся на два вида: контрольные и прогнозируемые. Контрольные показатели обычно соотносятся с процессом разработки ПО, а прогнозируемые — с готовым программным продуктом. Процесс измерения показателей ПО, который может быть частью контроля качества, показан на рис.3.


Рисунок 3 – Процесс измерений показателей качества

Процесс измерений состоит из пяти основных этапов:

1. Выбор показателей для измерения. Определяются измеряемые показатели.

2. Отбор системных компонентов. Часто совсем необязательно оценивать показатели всех компонентов программной системы.

3. Измерение показателей компонентов. Это процесс измерения значений выбранных показателей для отобранных компонентов.

4. Определение аномальных данных. Значения измеренных показателей нужно сравнить между собой и с предыдущими измерениями, занесенными в базу данных.

5. Анализ аномальных компонентов. Определив компоненты с аномальными показателями, их следует изучить для выявления возможного отрицательного влияния на качество программного продукта в целом

Показатели программного продукта можно разделить на два класса:

1. Динамические показатели, которые измеряются в процессе выполнения программы. Относительно легко измерить время выполнения определенных функций и оценить время, необходимое для запуска системы.

2. Статические показатели, которые отражают статические представления системы, например структуру, программный код или документацию. Статические показатели, как правило, имеют отдаленное отношение к качественным характеристикам ПО.

Практическая часть

Задание 1. Запишите вариант в отчет. В качестве варианта использовать задачу, для которой было написано техническое задание на лабораторной работе № 4.

Задание 2. Составьте план обеспечения качества следующее структуры: Представление продукта; План выпуска продукта; Описание процессов; Цели качества; Риски и управление рисками.

Задание 3. Результаты выполнения практического задания запишите в отчет.

Контрольные вопросы

1. Что такое качества программного средства?

2. Каковы характеристики качества ПС?

3. Изобразите и поясните процесс измерений показателей качества ПО.

Содержание отчета

1. Тема. Цель. Оборудование.

2. Результат выполнения практического задания.

3. Ответы на контрольные вопросы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: