Что символизирует кража огня в мифе о прометее

Обновлено: 05.07.2024

Прометей занимает особое место в древнегреческой мифологии. Он титан, а значит, представитель старшего поколения богов, но в битве с ними поддерживает Зевса. Однако, когда тот воцаряется на Олимпе, Прометей обращает свою хитрость и могущество против Громовержца, чтобы поддержать. нет, не других богов, а презренных жалких смертных, людей! Прометей — вечный бунтарь, олицетворение свободы духа, защитник и покровитель людей.

Прометей-обманщик

В древнегреческих источниках упоминается несколько разных версий происхождения Прометея. По Гесиоду, его родителями были титан Иапет и океанида Климена, а древнегреческий поэт Эсхил, одним из первых воспевший подвиг Прометея в своих трагедиях, называет матерью Прометея саму богиню Гею, олицетворение матери-земли. Не исключено, впрочем, что эту подробность Эсхил взял не из мифологии, а придумал самостоятельно. Происхождение Прометея от Геи — еще одна деталь, делающая его бунт против Зевса благородным поступком, одобряемым высшими силами.

Памятник Прометею в г. Сочи

Прометей-освободитель

Прометей-бунтарь

Однако мудрым и великим в мифологической системе может быть лишь одно божество, оно же становится единоличным вершителем судьбы человечества. Поэтому Зевс побеждает Прометея и велит приковать его к скале на Кавказе. Но дух его остается непокоренным — несмотря на мучения, Прометей отказывается поведать Зевсу тайну, которую тот жаждет узнать: от кого из богинь у Зевса родится сын, который будет могущественнее отца. За это Громовержец, по Эсхилу, низвергает Прометея в бездну.

Проходят века (по Гигину — 30 тысяч лет), и Зевс поднимает Прометея из бездны, но посылает орла, чтобы тот клевал его печень. Из заключения могучего титана освобождает герой Геракл. Обнаружив его на скале во время своих странствий, он убивает орла, а Прометей наконец-то соглашается открыть Зевсу тайну, которую так долго хранил: он советует Громовержцу не жениться на богине Фетиде, а отдать ее в жены Пелею. Все это происходит незадолго до Троянской войны, а от брака Пелея и Фетиды позже рождается Ахилл, покоритель Трои и величайший из героев Греции.

Якоб Иорданс. Орел, терзающий Прометея. Ок. 1640. Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия

Миф о прикованном Прометее получился настолько глубоким и многогранным, что породил бесчисленное количество трактовок. По одной версии, Прометей, украв для людей огонь, наделил духом материю, однако власть материи по-прежнему сильна — ее олицетворяет скала, к которой прикован Прометей. Геракл, освобождающий Прометея, освобождает божественный огонь разума, преодолевающий невежество.

По другой версии, огонь, украденный Прометеем, — символ знания и просвещения, а орел, клюющий печень, означает давление на дух законов материи, времени и пространства. Однако дух непобедим, поэтому наутро печень Прометея восстанавливается. В третьем варианте трактовки Прометей, распятый на скале, разделяет участь смертных людей, а его печень — средоточие страстей и грешных желаний, которые дух (орел) пытается укротить, но безуспешно. Освобождение Прометея Гераклом становится символом преодоления фатальности человеческой судьбы.

Прометей

Мифы в культуре

В трактовке Боккаччо Прометея никто не наказывает — он сам удаляется от мира для уединенных размышлений. Орел у Боккаччо символизирует терзания разума, стремящегося к познанию, а восстановление печени — удовлетворение мудреца, нашедшего истину. Этот подход отражает гуманистическую идеологию Нового времени, в которой человек осознает свою божественную сущность, а свое предназначение начинает видеть в познании мира.

Попытка обобщить символику мифа о титане Прометее обречена на поражение — слишком разным он предстает перед нами в восприятии людей разных эпох. Прометей — и спаситель, и созидатель, и разрушитель, и бунтарь, и творец, и в то же время жертва собственных творческих порывов, и мудрец, алчущий истины, и божественный дух, скованный ограничениями плоти. Проиграв Зевсу и дважды исчезнув из памяти людей — сначала в героический век, а потом в Средневековье, он в конечном итоге оказался более близок развитому, цивилизованному человеку, чем любой из богов-олимпийцев.

Кем, каким началом является Прометей, принесший огонь с неба на землю? Какой это огонь?

Функции Локи и Прометея в корне противоположны друг другу, несмотря на сходство их участи. Прометей приносит огонь знаний людям, благодаря которому человечество освобождается от пребывания в животном состоянии, освобождается от тьмы неведения и получает неограниченные возможности роста, прогресса, процветания. Локи же угрожает божественному порядку, стремясь погрузить мир во тьму поглотить самого верховного Одина. За его злобу заковывают его боги, чтобы не нарушал он установленного миропорядка. Т.е. Локи воплощает хаос, противостоящий гармонии законов. Сковать Локи – значит, организовать стихийные силы. Прометей же наоборот, вносит законы разума в сферу невежества. Но что значит прикованный к скале Прометей?

Геракл – человек, прошедший путь от неведения к знанию, победивший свое низменное начало, подчинивший хаос. Это знание было когда-то принесено людям именно Прометеем. Благодаря этой способности познавать, Геракл совершает свои великие деяния и одерживает победу над земным началом. Земное в противоположность небесному – духовному является началом, оковывающим иллюзиями мрака неведения. Прометей соединил небесное и земное – низвел божественный огонь на землю, он несет в себе этот просвещающий огонь. Этот огонь одухотворил материю, и сознание людей устремилось к небесам познания. Но пока власть материального – земного сильна в человеке, Прометей – просвещающее пламя, прикован к скале – материи, ограничен в своих проявлениях. Прометей – источник горящего преображающей силой разума, распят внутри телесного сознания. Свободу божественному огню дарует Геракл – преодоление в самом себе земного, невежественного. Двенадцать подвигов человека ведут его к совершенству, от смертного – материального, земного, к бессмертному, освобождающему свет огня разума от оков скалы неведения.

Итак, Ф. Юнгер рассматривает Прометея, как начало, приносящее знания людям, но профанирующее истину и поэтому наказанное за искажение. Нападение ли это на Зевса, или стремление соединить небесное и земное, подняв дух, заключенный в темнице материи к свободе творческого проявления разума, воспарившего к вершинам Олимпа?

Огонь Прометея несет в себе и солярное и очистительное значение. Свет солнца несет в себе плодотворное начало, в противоположность ночи, делает мир видимым, ясным, понятным, осознаваемым и познаваемым. Во тьме ночи объекты невидимы, следовательно, нет возможности познавать. День и свет – символ знания, ночь и тьма – символ неведения и сокрытых тайн. Огонь Прометея несет свет просвещения и в то же время исцеляет от болезней и освобождает от неведения, т.е. объединяет и солярную и очистительную функцию.

Почему орел каждый день клюет печень Прометея? Печень очищает кровь организма, это сила организма. Пока дух распят во времени и пространстве, пребывает в оковах материи, он постоянно теряет силы, терзаемый законами земными, законами смерти. Но так как дух бессмертен, он не может погибнуть от давления законов материи, времени и пространства, он может лишь терять кровь, терять силы.

Кровь, пролитая страданием духа, распятого в материи, рождает растение с целебным соком, дающим неуязвимость, непобедимость. Дух, прикованный к скале материи, кровоточит, но постепенно капля за каплей накапливается опыт взаимодействия земного и небесного начал и страдания становятся силой, опыт бытия божественного внутри земного создает сок неуязвимости, титанической силы.

Миф о Прометее – сказание о соединении небесного и земного, о просвещении и эволюции сознания, о страдании духа, заключенного в темницу материи, и преображении материи, освобождении от оков неведения, от законов времени и смерти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Прометей: образ политика, революционера, идеолога

ПРОМЕТЕЙ В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

ПРОМЕТЕЙ В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ К образу Прометея художники и поэты обращались многажды. Начиная с эпохи романтизма его видели как вечного бунтаря, борца с несправедливостью, страдающего и непокоренного. Источником их вдохновения обычно служила трагедия Эсхила

Прометей и трагедия культуры[301]

Прометей и трагедия культуры[301] Мифы — первомысли человечества. Как ни порываемся мы истолковать их, уловить их изначальный смысл и их глубокоумие, в своих попытках понять их мы все равно остаемся позади непроницаемой действительности мифов и их влекущей тайны.

Прометей

Прометей Кем, каким началом является Прометей, принесший огонь с неба на землю? Какой это огонь?А.Н. Афанасьев считает Прометея олицетворение грома и молний. «Древние мифы приписывают происхождение огня – низведению или похищению его с неба. По индийскому сказанию,


Сын Иапета, титан, создатель человека. Он предвидел, что Зевс пойдет против Крона, и принял сторону богов. Помогал при рождении Афины из головы Зевса, а та в благодарность обучила Прометея архитектуре, астрономии, математике, навигации, медицине и. металлургии.

Символ сублимации (из родства орла и грифа), подтверждающей алхимическую связь принципов изменчивости и устойчивости. Одновременно, страдание (подобное Прометееву) соответствует сублимации благодаря ассоциации с красным цветом (цвет третьей стадии Великого Делания), вслед за черным и белым. Освобождение Прометея выражает действенность процесса сублимации и его результата (Пиобб керл-48). .

Каждая эпоха корректировала толкование фигуры Прометея, приспосабливая миф к …

Христианские писатели воспринимали языческого творца и его акт вмешательства как прообраз христианской истории; его наказание — как предзнаменование Распятия.

Романтический порыв XIX века сделал Прометея символом свободы, победителем тирании.

Зевс, чувствуя вызов человека, отказывал людям во владении огнем. Прометей, подступив к огненной колеснице солнца с помощью Афины, возжигает от неё факел, и дарит смертным кусочек тлеющего угля. Начиная с Эсхила огонь понимали как искру божественной мудрости, отличающую человека от низших существ; источник знания искусств и наук. Назначение Прометея — избавить человека от изначального невежества.

Зевс приковывает мятежника к столбу в горах Кавказа, где каждый день к Прометею подлетает орел и клюет его печень. Каждую ночь, когда в горах становится холодно, печень Прометея снова отрастает.

Через много лет Геракл освобождает Прометея из оков.

Из земли (глины)Прометей вылепил человека по подобию богов, вдохнул в творение божественную искру и тем самым стал творцом, а его творение стало равным ему самому. Этим Прометей вызвал зависть к себе богов.

Воплощение человеческого духа, устремленного в высь, овладевающего стихиями.

Зевс изгоняет Прометея когда тот пытался обмануть его, подсовывая худшие куски жертвенного мяса.

Наказание, наложенное на Прометея — он должен разделить участь созданных им людей в круговороте смерти и нового рождения. Орел, символ духа Зевса, выклевывает днем его печень, которая за ночь снова вырастает. Печень — местопребывание страстей и вожделений, которые хотя и могут быть подавлены (укрощены) духом, однако снова и снова восстают против него.

Но человеческий дух преодолевает наказание: Геракл убивает стрелой орла и освобождает Прометея. Геракл олицетворяет иной аспект человека, нежели Прометей: не только мужество, но и находчивость избавляют возгордившийся творческий дух Прометея. Он советует наказанному носить камень с Кавказа, вправленный в кольцо во исполнение наложенного Зевсом наказания. Этим актом преодолевается иллюзия реального мира, полного для смертных несчастий и наказаний. Хотя камень связывает Прометея с прошлой судьбой, он также символизирует преодоление человеческим духом фатальной заданности неподвластной ему судьбы.

Прометей лепит из глины человека

Изображается перед статуей в натуральную величину (возможно, на пьедестале). Минерва может стоять рядом, указывая вверх. Иногда он изображается вручающим факел статуе, чтобы оживить ее. Это смешение мифов подходило для интерпретации человека, сподобившегося духовной благодати, в качестве христианской аллегории.

Прикованный Прометей; страдание Прометея.

В наказание за своё бунтарское поведение Прометей по приказу Юпитера был прикован Вулканом, богом-кузнецом, или, согласно некоторым авторам, Меркурием, к скале на Кавказе. Здесь в течение многих веков он подвергался мучению: к нему ежедневно прилетал орел, который клевал его печень. В этой ужасающей сцене, популярной у художников со времен античности, Прометей изображается распростертым, обнаженным, прикованным за кисти рук ц голени к скале, корчащимся от мук, когда огромный орел клюет его печень. Факел — напоминание о причине его наказания — лежит на земле. Могут присутствовать Вулкан или Меркурий, прикрепляющие цепи. Эта тема напоминает наказание ТИТИЯ — его печень клевал, вместо орла, коршун. В конце концов Прометей был освобожден Геркулесом, который изображается развязывающим его цепи. В руке он держит лук. Орел, пронзенный стрелой, мертвый лежит на земле.

Прометей и орел. Деталь чернофигурной чаши для питья. Эллада, ок.540 г.до н. э.

(. ) J. Frilnkel: Vandlungen des Promecheus, Berlin 1910

(. ) К. Kerfnyi: Prometheus, das griechische Mythologem топ der menschlichen Exisienz, Zurich 1946

(. ) R. Trousson: Le Thtme de Promtthte dans la liti^rature europtenne, Gentve 1964

В греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса (см. рис.). Мать П. — океанида Климена (Hes. Theog. 507 след.; по другим вариантам: богиня правосудия Фемида, Aeschyl. Prom. 18, или океанида Асия, Apollod. I 2, 3). Братья П. (Hes. Theog. 509—518) — Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди детей П. Девкалион (сын П. и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Прометей, С. 11 и далее. Мифы народов мира, С. 6382 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)]

Титан предусмотрительности и хитрых советов, культурный герой и обманщик - фигура в греческой мифологии.


Наказание Прометея за кражу огня и передачу его людям - популярная тема как древней, так и современной культуры . Зевс , царь олимпийских богов , приговорил Прометея к вечным мучениям за его преступление. Прометея привязали к скале, а орла - эмблемы Зевса - послали съесть его печень (в древней Греции печень часто считалась вместилищем человеческих эмоций). [8] Его печень вырастала за ночь, чтобы ее снова съесть на следующий день в продолжающемся цикле. [8] Прометей в конце концов освободил герой Геракл . [9] Что еще более символично, битва Прометея происходит у некоторых на горе Эльбрус или на горе Казбек , двух вулканических мысах в горах Кавказа, за которыми для древних греков лежало царство варваров . [10]

В другом мифе Прометей устанавливает форму жертвоприношения животных, практикуемую в древнегреческой религии . [ необходимая цитата ] Свидетельства культа самого Прометея не получили широкого распространения. Он был центром религиозной деятельности в основном в Афинах , где был связан с Афиной и Гефестом , греческими божествами творческих способностей и технологий. [11] [12]

Возможные источники

Самая старая запись о Прометее находится у Гесиода , но истории о краже огня фигурой мошенника широко распространены по всему миру. Некоторые другие аспекты истории напоминают шумерский миф об Энки (или Эа в более поздней вавилонской мифологии), который также был носителем цивилизации, который защищал человечество от других богов, в том числе во время великого потопа [18], а также создал человека. из глины. В то время как теория о том, что Прометей происходит от ведийского огня, несущего Матаришвана , в 20 веке потеряла популярность , она была предложена в 19 веке и до сих пор поддерживается некоторыми. [19] [ неудачная проверка ]

Древнейшие легенды

Гесиод Теогония и Труды и дни

Теогония
Работы и дни
Интерпретация

Казанова (1979), [21] [22] находит у Прометея отражение древнего, до-гесиодического трикстера , который служил объяснением смешения добра и зла в человеческой жизни и чье создание человечества из глины было восточный мотив, знакомый по Энума Элиш . Как противник Зевса, титан Прометей можно рассматривать как характеристику титанов в целом, и, как и другие титаны, он был наказан за свое сопротивление. Как защитник человечества он получает полубожественный статус в Афинах, где эпизод из Теогонии, в котором он освобожден [23] , интерпретируется Казановой как постгесиодическая интерполяция. [21] [24]

Утраченная Титаномахия

Афинская традиция

Двумя основными авторами, оказавшими влияние на развитие мифов и легенд, окружающих Титана Прометея в сократовскую эпоху больших Афин, были Эсхил и Платон . Эти двое мужчин писали в весьма характерных формах выражения, которые для Эсхила были сосредоточены на его владении литературной формой греческой трагедии, в то время как для Платона это было сосредоточено на философском выражении его мысли в форме различных диалогов, которые он написал или записал во время своей жизни. продолжительность жизни.

Эсхил и древняя литературная традиция

Связанный Прометей , возможно, самая известная трактовка мифа среди греческих трагедий , традиционно приписывается греческому трагику V века до н.э. Эсхилу . [30] В центре драмы - кража огня Прометеем и его нынешнее наказание Зевсом . Зависимость драматурга от исходных материалов Гесиода очевидна, хотя Прометей Bound также включает ряд изменений в полученную традицию. [31] М.Л. Уэст высказал предположение,что эти изменения могут происходить из уже утерянной эпической Титаномахии [29]

До кражи огня Прометей сыграл решающую роль в Титаномахии , обеспечив победу Зевсу и другим олимпийцам. Таким образом, пытки Зевса над Прометеем становятся особенно жестоким предательством. Размах и характер преступлений Прометея против Зевса также расширяются. Прометей утверждает, что не только зажег человечество, но и научил его искусствам цивилизации, таким как письмо, математика, сельское хозяйство, медицина и естественные науки. Похоже, что величайшее благо человечества Титана спасло его от полного уничтожения. В очевидном повороте мифа о так называемых пяти возрастах человека, найденном в трудах и днях Гесиода (где Кронос, а затем Зевс создали и уничтожили пять последовательных рас человечества), Прометей утверждает, что Зевс хотел уничтожить человечество. гонки, но это как-то его остановило. [ необходима цитата ]

Более того, Эсхил анахронично и искусственно вводит Ио , еще одну жертву насилия Зевса и предка Геракла, в историю Прометея. Наконец, так же, как Эсхил дал Прометею ключевую роль в приведении Зевса к власти, он также приписал ему секретное знание, которое могло привести к падению Зевса: Прометею рассказала его мать Фемида , которая в пьесе отождествляется с Гайей (Землей) о потенциальном браке, в котором родится сын, который свергнет Зевса. Отрывочные свидетельства указывают на то, что Геракл, как и в Гесиоде, освобождает Титана во второй пьесе трилогии, Прометей Освобожденный . Это, по- видимому , не до Прометея не раскрывает эту тайну потенциального падения Зевса , что два Reconcile в финальной игре, Prometheus Огонь-Bringer или Prometheus Pyrphoros , потерянная трагедия Эсхила.

Платон и философия

Как резюмировал Раджио,

После того, как боги вылепили людей и других живых существ из смеси глины и огня, два брата Эпиметей и Прометей призваны выполнить задание и распределить среди новорожденных существ всевозможные природные качества. Эпиметей приступает к работе, но, будучи неразумным, распределяет все дары природы среди животных, оставляя людей обнаженными и незащищенными, неспособными защитить себя и выжить во враждебном мире. Затем Прометей крадет огонь творческой силы из мастерской Афины и Гефеста и передает его человечеству.

Затем Раджио указывает на выделение Платоном творческой силы ( techne ), которая представлена ​​как превосходящая просто естественные инстинкты ( physis ).

Афинское религиозное посвящение и соблюдение

Понятно, что, поскольку Прометей считался титаном (в отличие от олимпийца), не было бы никаких доказательств, за исключением Афин, в пользу прямого религиозного поклонения его поклонению. Несмотря на его важность для мифов и художественной литературы Древней Греции, религиозный культ Прометея в архаический и классический периоды, по- видимому, был ограниченным. [45] Сатирик Лукиан, писавший во 2 веке нашей эры, указывает, что, хотя храмы главных олимпийцев были повсюду, Прометея не было видно. [46]

Афины были исключением, здесь Прометею поклонялись наряду с Афиной и Гефестом . [47] Алтарь Прометея в роще Академии был отправной точкой для нескольких значительных процессий и других событий, регулярно наблюдаемых в афинском календаре . Для Панафинейского праздника , возможно, самого важного гражданского праздника в Афинах, гонка с факелами началась у алтаря, который находился за священной границей города, и проходил через Керамейкос , район, населенный гончарами и другими ремесленниками, считавшими Прометея и Гефест в качестве покровителей. [48] Затем гонка отправилась в центр города, где зажгла жертвенный огонь на алтаре Афины на Акрополе, чтобы завершить праздник. [49] Эти footraces приняли форму реле , в котором команда бегунов прошла пылающий факел. Согласно Павсанию (II век нашей эры), эстафета факела, называемая лампадедромией или лампадефорией , была впервые учреждена в Афинах в честь Прометея. [50]

Павсаний записал несколько других религиозных мест в Греции, посвященных Прометею. И Аргос, и Опус утверждали, что это последнее пристанище Прометея, каждый воздвиг в его честь гробницу. В греческом городе Панопей была культовая статуя, которая должна была воздать должное Прометею за то, что он создал здесь человеческую расу. [44]

Эстетическая традиция в афинском искусстве

Мучение Прометея орлом и его спасение Гераклом были популярными сюжетами на вазах VI-IV веков до нашей эры. Он также иногда появляется в изображениях рождения Афины от лба Зевса. На основании культовой статуи Афины в Афинском Парфеноне V века до нашей эры стояла рельефная скульптура Прометея с Пандорой . Подобный рендеринг также можно найти на большом алтаре Зевса в Пергаме второго века до нашей эры.

Событие освобождения Прометея из плена часто повторялось на аттических и этрусских вазах между шестым и пятым веками до нашей эры. На изображении, выставленном в Музее Карлсруэ и в Берлине , изображен Прометей, столкнувшийся с грозной большой птицей (предположительно орлом), а Геракл приближается сзади, стреляя в нее своими стрелами. [57] В четвертом веке этот образ был изменен и теперь изображает Прометея, связанного крестом, что, возможно, отражает вдохновленную Эсхилом манеру влияния, опять же с орлом и приближающимся со стороны Гераклом. [58]

Другие авторы

Прометей наблюдает, как Афина наделяет разумом свое творение (картина Кристиана Грипенкерля , 1877 г.)

Около двух десятков других греческих и римских авторов пересказывали и дополнительно приукрашивали миф о Прометее, начиная с V века до нашей эры ( Диодор , Геродор ) и заканчивая IV веком нашей эры. Наиболее важной деталью, добавленной к мифу, обнаруженному, например, у Сафо , Эзопа и Овидия [59], была центральная роль Прометея в создании человеческого рода. Согласно этим источникам, Прометей вылепил людей из глины.

Заххак , злая фигура в иранской мифологии , также оказывается вечно прикованным цепями на склоне горы, хотя остальная часть его карьеры отличается от карьеры Прометея. [63] [64] [65]

Три наиболее важных аспекта мифа о Прометее имеют параллели в верованиях многих культур по всему миру (см. Создание человека из глины , кражу огня и ссылки на вечное наказание). Это первый из этих трех, который привлек внимание к параллелям с библейским рассказом о сотворении мира, связанным с религиозным символизмом, выраженным в книге Бытия .

Как заявил Раджио, [66] «Миф о творении Прометея как визуальный символ неоплатонической концепции человеческой природы, проиллюстрированный (во многих) саркофагах , явно противоречил христианскому учению об уникальном и одновременном акте творения посредством Троица «. Этот неоплатонизм поздней римской античности был особенно подчеркнут Тертуллианом [67], который признал как различие, так и сходство библейского божества с мифологической фигурой Прометея.

В грузинской мифологии Амирани - культурный герой, бросивший вызов главному богу и, как и Прометей, был прикован цепью в горах Кавказа, где птицы поедали его органы. Этот аспект мифа оказал значительное влияние на воображение греков. Его можно узнать по греческому драгоценному камню, примерно относящемуся ко времени поэм Гесиода, где изображен Прометей со связанными за спиной руками и присевший перед птицей с длинными крыльями. [70] Это же изображение будет использоваться позже в Риме эпохи Августа, как это задокументировано Фуртванглером . [71]

Среди ученых, занимающихся сравнительным религиоведением и литературным восприятием [74] мифологических и религиозных вопросов, продолжается продолжающийся спор о том, находит ли типология страдания и мучений, представленная в мифе Прометея, более представительные сравнения с повествованиями еврейских священных писаний или с повествованиями Нового Завета. В Книге Иова можно провести важные сравнения между длительными страданиями Иова и страданиями вечных страданий и мучений, представленных в мифе о Прометее. В случае с Иовом страдание происходит с согласия небес и по воле демонических сил, в то время как у Прометея страдание напрямую связано с Зевсом как правителем Олимпа. Сравнение страданий Иисуса после вынесения ему приговора в Иерусалиме ограничено тремя днями, с четверга по субботу, и приводит к кульминационным рассказам, соответствующим пасхальному воскресенью . Символическое значение для сравнительной религии будет заключаться в том, что страдания, связанные с оправданным поведением, искупаются как в еврейских писаниях, так и в повествованиях Нового Завета, в то время как в Прометее остается образ неумолимого божества, Зевса, который, тем не менее, требует почтения. [72]

Латинский комментатор Марк Сервий Гонорат, писавший в поздней античности четвертого и пятого веков, объяснил, что Прометей был назван так потому, что он был человеком великой прозорливости (vir prudentissimus) , обладавшим абстрактным качеством провидения , латинского эквивалента греческого promētheia ( ἀπὸ τής πρόμηθείας ). [75] Занимательно, римский баснописец Федр (С.15 BC - С.50 AD) приписывает Эзоп простую этиологии для гомосексуализма , в Прометее напиваться при создании первых людей и неправильно применяя гениталии. [76]

Та же ссылка на генеалогии может быть использована как источник рисунка Пармиджанино, который в настоящее время находится в библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке. [80] На рисунке представлен очень благородный образ Прометея, который вызывает в памяти произведения Микеланджело, изображающие Иегову . Этот рисунок, пожалуй, один из самых ярких примеров визуализации мифа о Прометее эпохи Возрождения.

Миф о Прометее был излюбленной темой западного искусства и литературы в традициях пост- ренессанса и эпохи Просвещения, а иногда и в произведениях, созданных за пределами Запада .

Пост-ренессансное литературное искусство

Стихи Гете

Перси Биши Шелли

Для сократовских греков один важный аспект обсуждения религии соответствовал бы философскому обсуждению `` становления '' по отношению к синкретизму Нового Завета, а не онтологическому обсуждению ` ` бытия '', которое было более заметным в древнегреческом опыте мифологии. ориентированный культ и религия. [87] Шелли считал, что оба этих прочтения следует существенно игнорировать, отдавая предпочтение его собственным заботам о продвижении собственной версии идеализированного сознания общества, руководствующегося заповедями высокого британского романтизма и высокого британского идеализма . [88]

Франкенштейн; или, Современный Прометей

Двадцатое столетие

Согласно первой, он был прикован к скале на Кавказе за то, что он выдал секреты богов людям, и боги послали орлов питаться его печенью, которая постоянно обновлялась.
Согласно второму, Прометей, подстрекаемый болью от рвущихся клювов, все глубже и глубже вжимался в скалу, пока не слился с ней.
Согласно третьему, его предательство было забыто в течение тысячелетий, забыто богами, орлами, забыто им самим.
Согласно четвертому, все устали от бессмысленной интриги. Боги устали, орлы устали, рана устало затянулась.
Остается необъяснимая масса камня. Легенда пыталась объяснить необъяснимое. Поскольку оно возникло из субстрата истины, оно, в свою очередь, должно было кончиться необъяснимым.
[89]

Искусственный химический элемент прометий назван в честь Прометея.

Пост-ренессансная эстетическая традиция

Изобразительное искусство

Классическая музыка, опера и балет

Рудольф Вагнер Регени написал Прометей (опера) в 1959 г. Еще одну работе вдохновленного мифа, Prometeo (Прометей), был написан Луиджи Ноно между 1981 и 1984 и может быть рассмотрена последовательностью девяти кантат. Либретто на итальянском языке было написано Массимо Каччиари и выбрано из текстов таких разных авторов, как Эсхил, Вальтер Бенджамин и Райнер Мария Рильке, и представляет различные версии мифа о Прометеях, не передавая их буквально.

Читайте также: