Что происходит в фонде социального страхования

Обновлено: 30.06.2024

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

ЦОО фонда создавали для управления средствами соцстрахования в отдельных отраслях хозяйства. В 1999 году таких отделений было 8

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет. гарантированного перечня ритуальных услуг.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Как слияние Пенсионного фонда РФ и соцстраха изменит систему выплат населению?

Сергей Аксенов

На фото: здание ПФР





Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Максим Топилин снят с должности. На его место назначен глава Фонда социального страхования Андрей Кигим. Постановление правительства подписал Михаил Мишустин, сообщает Газета.ру.

К слову, за неделю до отставки Топилина стало известно, что его предшественник на посту главы ПФР Антон Дроздов по сокращению штата покидает Минфин, где курировал пенсионное направление в ранге замминистра, и переходит на работу в Промсвязьбанк. Непонятные пертурбации, чехарда в пенсионной системе на фоне политической турбулентности не могут не вызывать опасения.

Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Вера Ганзя уверена, что любая реорганизация ведомств проводится только тогда, когда от них нет должной отдачи.

— Отставка Топилина, видимо, говорит о провале пенсионной реформы. Ведь именно он и добивался ее реализации. Как минимум речь идет о его неэффективной работе в части реализации позитивных пожеланий, которые озвучивали, когда принимали пенсионную реформу. Ничего, кроме негатива людям и экономике страны он не принес.

— Эти фонды по сути дела посредники, которые имеют огромные материальные ресурсы, кадры. И при этом они пользуются бюджетными деньгами. Например, в ПФР вливается 3,3 трлн. рублей из федерального бюджета. Зачем? Наверное, это не совсем правомерно. Поэтому обсуждается идея объединить социальные фонды. В этом есть определенный смысл.

Но наша — КПРФ, позиция заключается в том, что эти избыточные структуры вообще не нужны. Зачем их содержать? Выплаты можно проводить напрямую из бюджета.

— Назначенный на ПФР Андрей Кигим — человек абсолютно командный, работает в системе соцстраха долго и поэтому с тематикой знаком хорошо. Более того, он в последнее время очень активно внедрял все, что связано с работой больших баз данных и прочие прогрессивные информационные технологии.

Вспомните, как в прошлом году, через ФСС проходили выплаты по больничным, и людям не надо было ходить по этому поводу ни в поликлиники, ни к работодателю. Все это в автоматическом режиме передавалось из медучреждений в ФСС, который производил выплаты гражданам. Поэтому в рамках объединения ФСС и ПФР Кигим максимально подготовлен к решению предстоящих задач.

— Есть поручение правительства Минтруду, ПФР и ФСС подготовить предложения. Оно было дано еще в прошлом году. ФМС это объединение касаться не будет.

— В 2019 годы мы с финансовым омбудсменом Юрием Ворониным написали для Центра стратегических разработок доклад, его потом передали Голиковой, о реформе системы социального страхования в России. Там мы предложили объединение всех социальных фондов (включая медстрах) и изменение формата собственности объединенной структуры.

Сейчас фонд является, по сути, казенным предприятием. Это некий технический оператор денежных средств, которые приходят, а потом уходят. В этом смысле как любое подведомственное учреждение он не имеет самостоятельности.

В то время как на Западе, например, в Германии (родине пенсионной системы — авт.) пенсионный фонд — это совместная собственность работников, работодателей и государства. Это, конечно, не акционерное общество, но национальное достояние, управляемое в соответствии с законом выборным органом из числа представителей упомянутых трех сторон.

Их решения независимы от правительства. Именно фонд определяет политику тарифов, определяет пенсионный возраст. Волюнтаристски поднять пенсионный возраст или изменить тариф отчислений или увеличить размер пенсии невозможно. Все решения там принимаются консенсусом. Стороны должны договориться. Поэтому все принимаемые решения устойчивы. Все стабильно.

Средства, которые могут оставаться на счетах в качестве резервов, совет директоров направляет на приращение — занимается инвестиционной политикой. И все проценты, которые приходят в пенсионный фонд являются достоянием граждан и никакой минфин их изъять оттуда не может. Он по решению правительства просто осуществляет софинансирование обязательств государства.

Сейчас эти предложения прорабатываются на уровне экспертов. Потому что прежде чем написать закон и принять его в парламенте, должна быть сделана колоссальная техническая работа. Например, нужно объединить базы данных. В ПФР — это в основном граждане, в ФСС — юрлица. Когда это будет сделано, гражданам не придется бегать по разным фондам. Все будет в одном месте.

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий считает, что в правительстве возобладали прогосударственные тенденции.

— Отставку Максима Топилина я бы не драматизировал с политической точки зрения. Хотя, конечно, он был сторонником скандальной пенсионной реформы. Но в тот период таким сторонником было все правительство, в котором Топилин не отличился как особо одиозный персонаж. Скорее всего, дело исключительно в планируемом объединении ПФР с Фондом социального страхования.

Таким образом, отставку Топилина стоит рассматривать с точки зрения построения своего рода плановой экономики, идейным вдохновителем которой является первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов. Экономики, в которой государство — не просто контролер и наблюдатель, а субъект, который планирует и выполняет определенные задачи всероссийского масштаба.

Судя по оценке директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, процесс объединения фондов может быть продолжен под некую политическую фигуру.


Евгений Гонтмахер: Социальному страхованию в России больше 25 лет, но система так и не сложилась. Присутствуют лишь отдельные её фрагменты. В чём суть социального страхования, которое, кстати, родилось в Германии ещё в XIX в.? Это выплаты в случае возникновения разных социальных рисков, которые эквивалентны размерам взносов. Проще говоря, на сколько человек застраховался, столько он и получит в случае болезни, старости и т. д. С Пенсионным фондом это сегодня отчасти работает, небольшая зависимость будущей пенсии от заработка и взносов присутствует. А вот в системе ОМС этого нет совсем. Сколько бы вы ни зарабатывали и сколько бы за вас ни платил работодатель, все получают одинаковый набор медуслуг. Выплаты по листкам нетрудо­способности тоже ограниченны и полностью не компенсируют заболевшему человеку утраченный заработок. Персонификация как одна из важнейших частей страхования тоже отчасти присутствует лишь в ПФР, где у каждого застрахованного есть личный лицевой счёт. То же самое должно быть в других видах соцстрахования.


За каждого занятого работодатель сегодня платит 30% от фонда оплаты труда. Из них 22% идут в ПФР, 5,1% – в фонд ОМС и 2,9% – в фонд соцстрахования. Почему именно столько, непонятно. Тарифы эти экономически не обоснованы и изменчивы. В ПФР сначала платили 28%, потом 20%, теперь 22%. Одно время 6% из них уходили на накопительную пенсию, но её заморозили, и теперь вновь все 22% идут на страховую пенсию. Тарифная политика сиюминутна и не нацелена на страховое покрытие рисков. Скорее она работает по принципу: сколько есть денег, столько и дадим. Причина – форма собственности средств. Они чьи: работодателя или ваши? Нет. Как только средства поступают в фонды, они превращаются в федеральную собственность. Это денежные мешки правительства, и управляет ими государство. Поэтому главное изменение, которое необходимо произвести, – разгосударствление соцстрахования. Оно должно стать автономным, саморегулируемым. Собираемые взносы должны полностью обеспечивать исполнение страховых обязательств. Вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение Минтруду, и ведомство уже начало заниматься реорганизацией фондов, предполагающей изменение формы собственности средств с государственной на общественную, публичную. Фонды в будущем станут публично-правовыми.

Антон Дроздов.

– Есть эксперты, которые говорят, что это большой риск, что государство в итоге будет освобождено от выполнения соцгарантий перед гражданами.

– А что, в других странах правительство отвечает за страхование и выплаты по нему? Нет, это ответственность самоуправляемых фондов. И стимул для работодателей и работников – показывать полную зарплату и платить взносы. Это нормальная схема.


– Предположим, все 30% взносов я отправлю на пенсию. И что, останусь без медобслуживания, оплаты больничного, ухода в старости и остального? Или не захочу платить пенсионные взносы и останусь без страховой пенсии?

– Минимум по размерам взносов надо установить, но при этом дать некий коридор возможностей, например в 5%, которым вы сами сможете распоряжаться. Это будет ваш выбор и ваш риск.


– А что будет с теми, кто работает в тени? То, что они останутся без страховой пенсии, они уже понимают. Но после реформы они могут лишиться и бесплатного лечения?

– Я считаю, первичное звено медпомощи надо вывести из медстрахования и сделать бюджетным, чтобы оно было доступно для всех. А в ОМС оставить всё, что связано со специализированной и высокотехнологичной помощью. Тогда денег на её оказание и развитие будет намного больше. Хотите хорошее медобслуживание на высоком уровне? Страхуйтесь. И, кстати, реформа соцстрахования даст возможность людям самим осуществлять дополнительные платежи. Скажем, если человек подрабатывает репетитором, он может прийти в фонд и помимо того, что за него платит работодатель, сам за себя заплатить и застраховаться. Кроме того, каждый желающий сможет купить семейную страховку и застраховать своих близких. Сегодня такой возможности не существует.

Да, сегодня из 70 млн человек, занятых в экономике, взносы платят только 50 млн. Страховая система теряет очень много денег. Но, я считаю, с годами Единый фонд социального страхования вполне сможет выйти на самофинансирование. Федеральный бюджет будет страховать только чиновников, региональный – своих бюджетников, детей, безработных и пенсионеров. А за всех остальных заплатит работодатель, или они сами за себя внесут взносы.


Когда отменят балльную систему?

– А что будет с пенсиями? Балльную систему отменят?

– Конечно, надо отменять балльную систему и переходить на заработко-стажевую. Я лично считаю, надо больший упор делать на заработок, как это было в 2002 г.: чем больше человек зарабатывает, тем больше у него пенсия. Это логично. Выдвигаются разные предложения, как это сделать, но это отдельная тема. Как и много других прикладных вопросов, которые возникнут по ходу преобразований в социальном страховании.

Антон Табах.

– Когда начнётся реформа?

– Сначала надо изменить правовой статус фондов, сделать их публичными компаниями. Следующий этап – объединение. Создать его лучше после 2024 г. А за ближайшие годы надо решить множество технических и юридических вопросов. Предлагаемая реформа должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам.

Прямые выплаты пособий: как ФСС будет проверять и за что штрафовать страхователей с 2022 года

Всеобщий переход на систему прямых выплат из ФСС отразится и на проверках. С 2022 года инспекторы будут анализировать сведения, которые передали работодатели, и на основании которых были начислены пособия. Если ревизоры обнаружат, что в сведениях есть ошибки, страхователя обяжут возместить средства, потраченные фондом на пособие. Плюс к этому оштрафуют на 20% от суммы излишне выплаченного пособия. Появятся и другие поводы для штрафов.

Какими законами регулируются проверки ФСС

Сотрудники Фонда социального страхования проводят камеральные и выездные проверки.

Рассчитывайте зарплату и пособия с учетом повышения МРОТ в 2022 году Рассчитать бесплатно

ВНИМАНИЕ

С января 2022 года вступят в силу новые редакции указанных законов (изменения утв. Федеральным законом от 30.04.21 № 126-ФЗ). Расскажем о наиболее важных изменениях.

Что проверяет ФСС

Как было при зачетной системе

Инспекторы в ходе проверок, в частности, выясняли, правильно ли рассчитаны пособия. Если находили ошибки, то не подтверждали расходы страхователя на больничные и другие выплаты. Как следствие, начисляли дополнительные взносы.

Как стало при системе прямых выплат

Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Заполняйте платежки с актуальными на сегодня КБК, кодами дохода и другими обязательными реквизитами Заполнить бесплатно

Порядок возмещения пособия, излишне выплаченного фондом

Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.

Предусмотрен следующий алгоритм:

  1. По результатам выездной или камеральной проверки инспекторы принимают решение о возмещении излишне понесенных расходов.
  2. В течение 5-ти рабочих дней с момента вынесения решения вручают его тому лицу, в отношении кого оно принято — страхователю или застрахованному работнику. Решение вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после его вручения.
  3. В течение 10-ти рабочих дней с момента, когда решение вступило в силу, ФСС направляет работодателю или застрахованному лицу требование о возмещении.
  4. На исполнение требования отводится 10 календарных дней с даты его получения (если не указан более длительный период).
  5. Если требование не будет исполнено, ФСС вправе подать в суд заявление о взыскании. Но есть условие: в общем случае суммарная величина расходов, излишне понесенных фондом, должна превышать 3 000 руб. В такой ситуации заявление подается в суд течение 6-ти месяцев после окончания срока, отведенного на добровольное исполнение требования о возмещении.
  6. Не исключено, что одному и тому же лицу ФСС выставит несколько требований. Тогда срок обращения в суд будет зависеть от общей суммы излишне понесенных расходов, которая образовалась в течение 3-х лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования. Если такая сумма превысила 3 000 руб., заявление можно подать в суд в течение 6-ти месяцев с момента превышения. Если такая сумма не превысила 3 000 руб., заявление допустимо подать в течение 6-ти месяцев со дня окончания указанного трехлетнего срока.

ВНИМАНИЕ

Какие решения принимает ФСС по итогам проверок

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.

  • об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):

  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

  • об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Какие штрафы инспекторы ФСС могут выписать по итогам проверок

Основания для привлечения страхователей к ответственности и размеры штрафов указаны в статьях 26.29, 26.30 Закона № 125-ФЗ, статье 26.31 Закона № 125-ФЗ (действующая и новая редакции) и в новой статье 15.2 Закона № 255-ФЗ.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Штрафы, которые назначаются сейчас

За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.

Сотрудники ФСС не вправе штрафовать страхователей за неуплату взносов и за непредставление расчета по взносам (РСВ).

За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.

За несоблюдение порядка сдачи расчета 4-ФСС в форме электронного документа — 200 руб.

Штрафы, которые добавятся с 2022 года

За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% от суммы излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

За подачу недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов, но не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

За нарушение срока сдачи сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия — 5 000 руб.

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Какие штрафы может назначить суд

Кроме того, инспекторы из ФСС могут составить протокол об административном правонарушении и передать дело в суд. Если вина должностного лица организации будет доказана, его привлекут к ответственности:

Читайте также: