Что предусматривают противорадиационное и противохимическое обеспечение

Обновлено: 30.06.2024

Радиационная химическая и биологическая защита (РХБЗ) является составной частью боевого обеспечения боевых действий войск и представляет собой комплекс мероприятий, организуемых и осуществляемых с целями максимального снижения потерь войск и обеспечения выполнения поставленных задач при действии в условиях РХБ заражения, а также для повышения их защиты от высокоточного и других видов оружия.
Достижение целей РХБЗ обеспечивается выполнением трех основных задач:

  • выявлением и оценкой масштабов и последствий применения ОМП, разрушений радиационно и химически опасных объектов (РХОО);
  • обеспечением защиты личного состава от радиоактивных веществ, отравляющих веществ, бактериальных средств и других токсичных веществ;
  • снижением заметности войск и объектов.

Радиационная, химическая и биологическая защита включает следующие мероприятия:

  1. Засечку ядерных взрывов.
  2. Радиационную, химическую, биологическую разведку (РХБР) и контроль.
  3. Сбор, обработку данных и информацию о РХБ обстановке.
  4. Оповещение войск о РХБ заражении.
  5. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты, защитных свойств местности, техники и других объектов.
  6. Специальную обработку войск и обеззараживание участков местности дорог, сооружений.
  7. Аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения оружия.
  8. Применение радиопоглощающих материалов и пен.

Засечка ядерных взрывов организуется и проводится с целью получения данных о факте, масштабах и прогнозе последствий применения ядерного оружия.
Существуют семь способов засечки ядерных взрывов:

  • аэрозольный, который основан на установлении факта ЯВ по регистрации выпадения радиоактивных веществ из радиоактивного облака;
  • сейсмический — основан на регистрации сейсмических колебаний земной коры;
  • спектрографический — основан на регистрации электромагнитных волн в видимом диапазоне;
  • радиотехнический — основан на регистрации и определении параметров электромагнитного импульса;
  • радиолокационный;
  • светотехнический;
  • визуальный.

В настоящее время в ВВС используются следующие способы засечки ядерных взрывов: светотехнический, радиолокационный, визуальный.

Светотехнический способ определения параметров ядерных взрывов основан на регистрации: продолжительности свечения светящейся области в первой фазе ее развития; азимута, угла места центра ядерного взрыва; времени движения акустической волны от центра ядерного взрыва до измерительного прибора; электродвижущей силы (ЭДС), наведенной электромагнитным импульсом ядерного взрыва.

Обработка данных, полученных с помощью светотехнических станций, дает возможность получить все параметры ядерного взрыва. При этом ошибки в определении мощности взрыва не превышают 10%, координат – 200 м, время ядерного взрыва засекается с точностью до 1с. Включение станций засечки ядерных взрывов производится по сигналу о старте баллистических ракет.

Радиолокационный способ засечки ядерных взрывов основан на способности ионизированных областей и пылевых облаков, отражать радиоволны и создавать на экранах индикаторов отметки со специфическими особенностями развития. Яркость и конфигурация отметок от облаков зависит от мощности ядерного взрыва и длины радиоволны РЛС.

Обнаружение ядерных взрывов организуется в границах соединений ВВС специально назначенными РЛС из состава подразделений РТВ. Выделенная РЛС освобождается от задач ведения разведки воздушных целей и обеспечения боевых действий. Количество, типы и позиции этих станций определяет командир соединения с учетом возможности обнаружения каждой РЛС ядерных взрывов.

Достоверность обнаружения ядерных взрывов повышается при использовании РЛС в составе дальномера сантиметрового диапазона и высотомера.

РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов волн регистрируют сигналы, отраженные от ионизированной области и от пылевых образований, а РЛС метрового диапазона волн регистрируют сигналы, главным образом, от ионизированной области взрыва.

Сигналы от ионизированной области взрыва на экранах радиолокатора наблюдаются в виде отметки повышенной яркости, размеры которой зависят от мощности ядерного взрыва. По форме она чаще всего напоминает отметку от воздушной групповой цели. Длительность наблюдения ионизированной области на экранах РЛС определяется мощностью взрыва и достигает 3 минут. Отражение радиолокационных сигналов от ионизированной области происходит только от ближней к РЛС половины сферы ионизированной области взрыва.

Отметки от пылевых образований, их размеры, длительность наблюдения определяются видом и мощностью взрыва, а также зависят от дальности и метеорологических условий. При наземных и низких воздушных взрывах, когда в радиоактивное облако втягивается огромное количество пыли, отметка от облака может наблюдаться до 2 часов. При высоких воздушных взрывах пылевое облако может наблюдаться значительно меньшее время (до 5-30 мин.) или не наблюдаться вовсе.
РЛС (радиодальномеры, радиовысотомеры) обнаруживают ядерные взрывы мощностью от 1 кт до 1 Мт. Среднее время обработки информации составляет 150 – 200 с.

Визуальный способ засечки ядерных взрывов основан на визуальной регистрации явлений, сопровождающих ядерные взрывы и непосредственно связанных с его параметрами.

Первым видимым явлением, сопровождающим ядерный взрыв, является светящаяся область, продолжительность свечения которой может быть измерена с помощью секундомера.

Определение мощности взрыва q по длительность свечения светящейся области tсв производится по формуле:

Данные, необходимые для определения параметров ядерного взрыва, добываются в течение времени подъема радиоактивного облака до максимальной высоты, не превышающего 9 мин. для боеприпасов мощностью 1 Мт. По характерным признакам развития радиоактивного облака визуально определяется вид взрыва.

Отсутствие разрыва между облаком и пылевым столбом в начальный момент его развития характерно для наземного взрыва.
При воздушном ядерном взрыве характерен разрыв между радиоактивным облаком и пылевым столбом.

При низком воздушном взрыве с развитием облака этот разрыв уменьшается и может вообще исчезнуть.
С помощью оптического угломерного прибора (бинокль, артиллерийская буссоль, теодолит, ТЗК) измеряют азимут центра взрыва, максимальный угловой размер диаметра и высоту центра радиоактивного облака.

Вследствие простоты реализации визуального способа засечки ядерных взрывов, он нашел широкое применение в подразделениях ЗРВ, за счет организации работы постов визуального и химического наблюдения (ПВХН), химических разведывательных дозоров (ХРД).

Основные задачи ПВХН:

  • своевременно обнаружить РХБ заражение;
  • подать сигнал оповещения о нем личному составу;
  • определить мощности ядерных взрывов, дозы излучения (тип ОВ) в районе расположения поста.
  • Наблюдательные (химические наблюдательные) посты выставляются при приведении войск в повышенную боевую готовность на КП (ПУ), позициях ЗРДН.
  • Наблюдение ведется, как правило, из специального оборудованного сооружения, в котором размещаются оптические приборы, часы, секундомер, документация и другие принадлежности.

РХБ разведка и контроль организуется и проводится с целью получения данных о факте, масштабах РХБ заражения и фактической РХБ обстановке, а также для оценки боеспособности войск и определения необходимости использования средств индивидуальной, коллективной защиты и проведения специальной обработки.
По данным РХБ разведки командиры и штабы оповещают подразделения о РХБ заражении, немедленно докладывают в вышестоящие звенья управления о факте заражения и организуют мероприятия по ликвидации последствий применения ОМП и защите личного состава.

Задачами РХБ разведки являются:

  • своевременное обнаружение начала радиоактивного и химического заражения, а также случаев применения противником биологических средств;
  • определение характера заражения (мощности взрыва, доз излучения, типа ОВ);
  • определение границ (участков) заражения, путей обхода и установки знаков ограждения;
  • контроль за спадом мощностей, доз излучения (уровней радиации), наличием ОВ в воздухе и на местности;
  • отбор проб почвы, растительности, воды и отправка их в лабораторию при обнаружении признаков применения биологических средств.

Реализация задач РХБ разведки достигается действиями штатных частей (подразделений) наземной и воздушной РХБ разведки и специально подготовленных расчетов (отделений) частей и подразделений родов войск (ПВХН, ХРД).
Радиационный контроль организуется и проводится с целью оценки боеспособности войск по радиационному показателю и определения необходимости проведения дезактивации ВВТ, местности, сооружений, дорог.
Радиационный контроль включает:

  • контроль облучения личного состава;
  • контроль степени заражения РВ личного состава, ВВТ и материальных средств.

Контроль облучения личного состава по назначению подразделяется на войсковой и индивидуальный.
Войсковой контроль осуществляется в военное время с целью получения данных о дозах облучения групп военнослужащих (отделений, расчетов и им равных) и о дозах облучения каждого офицера, прапорщика, а также военнослужащих, выполняющих задачи самостоятельно.

Организация контроля облучения личного состава предусматривает распределение войсковых и индивидуальных измерителей дозы между подразделениями, определение порядка их выдачи, перезарядки, снятия показаний, учета облучения и представления донесений о дозах облучения.

Распределение измерителей дозы производится начальником штаба дивизиона (начальником КП) с учетом обеспечения всего личного состава индивидуальными измерителями дозы, обеспечения всех офицеров и прапорщиков войсковыми измерителями дозы, а также наблюдателей, водителей автотранспорта и личного состава выполняющего задачи в отрыве от подразделений; обеспечения одним – двумя войсковыми измерителями дозы расчета или группы, личный состав которых в период боевых действий будет выполнять свои обязанности в одинаковых условиях облучения.
Выдача, снятие показаний, зарядка (перезарядка) войсковых измерителей дозы осуществляется в подразделениях непосредственными командирами или назначенными ими лицами, а учет доз облучения лицами, назначенными приказом командира части.

Индивидуальный контроль доз облучения осуществляется в целях получения данных о дозах облучения каждого военнослужащего для оценки боеспособности по радиационному показателю и первичной диагностики степени тяжести лучевой болезни, проводится при сортировке раненых и пораженных на этапах медицинской эвакуации.
На основе данных войскового контроля облучения личного состава командиры и штабы ежесуточно представляют донесения о дозах облучения (о боеспособности по радиационному показателю подчиненных подразделений, части) в вышестоящий штаб.
При отсутствии войсковых индивидуальных измерителей дозы или невозможности их использования, полученная доза оценивается по формуле:

где kосл – коэффициент ослабления дозы проникающей радиации укрытием;
Рср — средний уровень радиации по результатам n замеров;
t — время облучения личного состава.
В свою очередь, величина Рср определяется следующим образом:

где Р1,2,… – уровень радиации на открытой местности в ходе соответствующего замера;
n — количество проведенных замеров.
Значения коэффициента ослабления дозы проникающей радиации kосл укрытиями и транспортными средствами приведены в таблице 4.
Доза радиации за время посадки личного состава подразделения и подготовки к движению (вытягивание колонны) в зараженном районе определяется по соотношению:

где P – уровень радиации в момент посадки;
kпос – коэффициент, зависящий от условий посадки и вида транспортных средств.
Например, если личный состав на зараженной местности 5 мин. находится открыто и 10 мин. в средствах передвижения (вытягивание колонны из района расположения), то для танков kпос равен 10, бронетранспортеров — 8, автомобилей — 6.
Значение коэффициента ослабления дозы проникающей радиации kосл
укрытиями и транспортными средствами.

t4

Доза радиации за время преодоления района наземного взрыва с наветренной стороны определяется следующим образом:

, где Р — уровень радиации, измеренный в точке маршрута, ближайшей к центру взрыва, в момент прохождения через нее колонны;

kR — коэффициент, значения которого приведены в таблице 5;
V — скорость движения.
В ходе индивидуального контроля облучения личного состава снятие показаний с индивидуальных измерителей дозы (ИД-1), осуществляется специалистами медицинской службы (начиная с медицинского пункта полка).
Значения коэффициента kR для определения доз радиации
за время преодоления района наземного взрыва с наветренной стороны

Таблица 4

Контроль радиоактивного заражения проводится в целях определения необходимости и объема проведения специальной обработки. При ведении боевых действий в условиях радиоактивного заражения контроль заражения личного состава, средств защиты осуществляется в предтамбурах специальных фортификационных сооружений, продовольствия и воды – в убежищах.

При выходе из зон заражения контроль проводится на специально оборудованных площадках, при этом автомобили и другая техника размещаются не ближе 15 м друг от друга.
Химический контроль организуется с целью определения необходимости и полноты дегазации вооружения, военной техники, материальных средств, местности, обеззараживания продовольствия и воды, установления возможности действий личного состава без средств защиты, а также определения факта применения противником неизвестных ОВ.
Химический контроль организуется в подразделениях (части) в мирное и военное время.

Основными задачами химического контроля являются:

  • установление факта применения боевых токсических химических веществ (БТХВ);
  • идентификация БТХВ и сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ);
  • определение заражения воздуха, местности, военной техники, продовольствия и воды.

В подразделениях ЗРВ химический контроль проводится расчетом ПВХН и разведывательным дозором. Для выполнения наиболее сложных задач привлекаются специалисты службы РХБ защиты, медицинской службы.

Химический контроль проводится с применением штатных (табельных) технических средств химической разведки (ВПХР, ПГО-11). При заражении объектов, пунктов управления, технических площадок ОВ типа VX, контроль осуществляется с помощью индикаторной ленты АП-1, которая наклеивается на видных местах.

На зараженной позиции химическому контролю подвергается воздушная среда объектов коллективной защиты (убежищ) при входе (выходе) очередной смены боевого расчета. Контроль осуществляется нарядом по объекту (убежищу).
После преодоления участков заражения химический контроль проводится для определения необходимости проведения специальной обработки, возможности действий личного состава без средств защиты, а также для определения полноты дегазации техники, вооружения, материальных средств.

Контроль заражения в ходе очистки воды осуществляется химическими лабораториями, входящими в состав водоочистительных станций инженерных войск.

Биологический контроль организуется и проводится в целях определения заражения биологическими средствами личного состава, вооружения, техники, продовольствия, воды на территории очагов биологического заражения, порядка проведения режимно-ограничительных, лечебно-эвакуационных, дезинфекционных и санитарно-гигиенических мероприятий.

Для решения задач РХБ разведки, в зрп помимо ПВХН и ХРД, развертываемых в подразделениях, имеется штатное отделение радиационной и химической разведки взвода РХБЗ.

Химические разведывательные дозоры ведут РХБР самостоятельно, в составе отрядов обеспечения движения и отрядов ликвидации последствий применения противником ОМП (в районах разрушения, аварий радиационно и химически опасных объектов). РХБР ведется: со скоростью до 40 км/ч – при радиоактивном заражении; до 12 км/ч – при химическом и биологическом заражении.

При рассредоточенных боевых порядках ЗРВ значительных по протяженности маршрутах маневра, подвоза и эвакуации материальных средств, возможности РХБ разведки ограничены. Поэтому для решения ее задач привлекаются вертолеты и транспортные самолеты, оборудованные спец. приборами РХБ разведки.

Войсковой биологический контроль проводится специалистами службы РХБЗ и медицинской службы с использованием прибора — АСП (автоматического сигнализатора примесей).

Засечка ядерных взрывов, РХБ разведка и контроль, сбор, обработка данных и информация о РХБ обстановке выполняются для решения задачи по выявлению масштабов и последствий применения ОМП и разрушений РХОО.

Оповещение войск о РХБ заражении, использование средств индивидуальной защиты, защитных свойств местности, специальная обработка войск и обеззараживание участков местности, сооружений выполняются для обеспечения защиты личного состава от РВ, ОВ, БС и других токсичных веществ.

Аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения оружия применение радиопоглощающих материалов и пен направлены на снижение заметности войск и объектов.

Противорадиационная, противохимическая и противобактериологическая защита – это комплекс мероприятий по предотвращению или ослаблению воздействия на людей ионизирующих излучений, ОВ, СДЯВ и БС. Она включает: выявление и оценку радиационной, химической и бактериологической обстановки; использование режимов радиационной защиты; организацию и проведение дозиметрического, химического и бактериологического контроля; использование населением средств индивидуальной и коллективной защиты; ликвидацию последствий радиоактивного, химического и бактериологического загрязнения.

Дозиметрический, химический, биологический контроль проводится силами разведывательных подразделений (группы, звенья), сотрудниками санэпидстанций и лабораторий с целью определения степени заражения (загрязнения) местности, технических средств, помещений, продуктов питания РВ, СДЯВ и БС; доз облучения людей. Приборы, предназначенные для обнаружения и измерения радиоактивных излучений, называют дозиметрическими. Работа этих приборов основана на различных методах: фотографическом, химическом, сцинтилляционном и ионизационном.

Фотографический метод основан на использовании воздействия радиоактивных излучений на бромистое серебро фотоэмульсии, которое распадается на серебро и бром, что обнаруживается при проявлении пленки поее степени почернения:

AgBr Ag + +Br - ; Ag + +e (почернение).


Химический метод основан на способности радиоактивных излучений вызывать химические превращения. Появление новых веществ фиксируется индикаторами – реактивами, вызывающими окраску веществ. Интенсивность окраски пропорциональна дозе излучения. Например, при переводе нитратов в нитриты KNO3 KNO2 образующийся ион NO2 с индикатором дает окраску, пропорциональную дозе излучения.

Сцинтилляционный метод основан на способности некоторых веществ (сернистый цинк с серебром; йодистый натрий с таллием и др.) давать вспышки (сцинтилляции) под действием радиоактивных излучений. Интенсивность вспышек пропорциональна мощности дозы. Наиболее распространенным методом дозиметрии является ионизационный, основанный на ионизации газовой среды (воздуха) и получении в электрическом поле направленного движения ионов (ионизационного тока). Величина ионизационного тока пропорциональна интенсивности излучения. Блок-схема дозиметрического прибора, основанного на ионизационном методе, показана на рис. 51.

Ионизирующее излучение производит ионизацию газовой среды в детекторе (ионизационная камера, газоразрядный счетчик), где образуется ионизационный ток (ИТ). В усилительном устройстве ИТ усиливается, в каскаде формирования импульсов происходит калибровка импульсов, одинаковых по форме и длительности. Интегратор формирует усредненное значение тока, пропорциональное частоте следования импульсов, которые измеряются на регистрирующем устройстве (микроамперметр, цифровой индикатор).


Основными методами обнаружения отравляющих, сильно действующих ядовитых веществ и биологических средств являются химический, биохимический, ионизационный и оптический.

Химический метод основан на химической реакции ядовитого вещества реактивом, после которой изменяется интенсивность окраски наполнителя индикаторной трубки (калориметрический вариант) или длина окрашенного столбика (линейно-калористический вариант).

Биохимический метод основан на реакции ядовитого вещества с индикаторным раствором из ферментов и регистрации степени изменения его окраски фотокалориметрической схемой.

Ионизационный метод основан на ионизации ядовитого вещества с помощью β-излучателя (Pm 147 ) и измерения силы ионизационного тока.

Оптический метод включает большую группу газоанализаторов, которые используют зависимость изменения одного из оптических свойств анализируемой вредной примеси в воздуха, таких как оптическая плотность (интерферометрический метод), спектральное поглощение (масс-спектрометрический метод).

Интерферометрический метод основан на измерении смещения интерференционной картины вследствие изменения состава исследуемого воздуха на пути следования одного из 2-х лучей. Величина смещения пропорциональна концентрации газов в детекторе прибора.

Основные характеристики приборов дозиметрического и химического контроля

Фотоионизационный метод основан на ионизации молекул примесей излучением источника вакуумного ультрафиолета. Ионы перемещаются к электродам ионизационной камеры, формируя токовый сигнал, пропорциональный концентрации вещества.

Электрохимический метод основан на генерировании электрического тока под действием анализируемого вещества. Сила тока пропорциональна концентрации.

Основные характеристики приборов дозиметрического и химического контроля показаны в таблице 57.

Противорадиационная, противохимическая и противобактериологическая защита – это комплекс мероприятий по предотвращению или ослаблению воздействия на людей, ОВ, СДЯВ и БС. Она (защита) включает:

· выявление и оценку РХБ обстановки;

· использование режимов радиационной защиты;

· организацию и проведение дозиметрического, химического и биологического контроля;

· использование населением средств индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ и СКЗ);

· ликвидацию последствий радиоактивного, химического и биологического (РХБ) загрязнения.

Дозиметрический, химический, биологический контроль проводятся силами разведывательных подразделений (группы, звенья), сотрудниками Роспотребнадзора и лабораторий объекта с целью определения степени заражения (загрязнения) местности, технических средств, площадей, продуктов питания радиоактивными веществами (РВ), ОВ, АХОВ, БС и определения доз облучения людей.

Приборы, предназначенные для обнаружения и измерения радиоактивных излучений, называются дозиметрическими. Работа этих приборов основана на различных методах: фотографическом, химическом, сцинтилляционном и ионизационном.

Дозиметры предназначены для измерения мощности дозы излучения (уровней радиации) и дозы излучения (облучения). С помощью радиометров измеряют радиоактивное загрязнение (заражение) различных объектов (человека, одежды и средств защиты, продовольствия и воды, техники и оборудования и т.д.). Некоторые приборы могут одновременно и дозиметрами, и радиометрами. Спектрометры предназначены для определения качественного и количественного состава и спектра ионизирующих излучений.

Наиболее распространенным методом дозиметрии является ионизационный, основанный на ионизации газовой среды (воздуха) и получении в электрическом поле направленного движения ионов (ионизационного тока). Величина ионизационного тока пропорциональна интенсивности излучения.

Основными методами обнаружения отравляющих веществ, АХОВ и биологических средств являются химический, биохимический, ионизационный и оптический.

На основе указанных выше методов созданы приборы дозиметрического и химического контроля, которые классифицируются по принципу работы (ручные, полуавтоматические, автоматические), по способу использования (переносные, бортовые, стационарные, индивидуальные), по месту использования (контактные, дистанционные).

В ручных приборах, в частности, прокачивание воздуха через индикаторные трубки осуществляется вручную, а наличие ОВ (ОХВ) по ним определяется визуально. В полуавтоматических приборах воздух прокачивается автоматически (электронасос), а наличие ОВ определяется визуально (по изменению окраски реактивов). В автоматических приборах все процессы, в том числе выдача сигналов (звуковых и световых), осуществляется автоматически.

Переносные средства используют при ведении разведки с использованием автомашин (бронетранспортеров). Индивидуальные средства применяют для индивидуального химического контроля.

Контактные приборы для определения опасного вещества должны находиться в зоне заражения, а дистанционные обнаруживают ОВ или ОХВ, находясь на определенном расстоянии от зоны (очага) заражения.

26. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), задачи, структура, силы и средства.
Для прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий в нашей стране в 1995 г. создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет в себе все органы управления, силы и средства страны, причастные к делу борьбы с ЧС и ранее занимавшиеся этим делом разрозненно.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы комиссии по ЧС, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС). а также органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы), силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС.
Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делении этих территорий.
Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.
Задачи, организационная структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованными с региональными центрами МЧС России.

Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
— разработка и исполнение законов и других важных документов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение надежности функционирования предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях; — обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Силы ликвидации ЧС включают:

• — войска гражданской обороны;

• — поисково-спасательную службу МЧС России;

• — Государственную противопожарную службу МЧС России;

• — соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

• — противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

• — учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Одна из главнейших задач РСЧС проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача - сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев, областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятого административно территориального деления. Их руководящие органы на местах планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных ЧС.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля;
- Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора, наблюдения и лабораторного контроля ГО; службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, гражданские организации ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.
Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Силы ликвидации ЧС включают:

• — войска гражданской обороны;

• — поисково-спасательную службу МЧС России;

• — Государственную противопожарную службу МЧС России;

• — соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

• — противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

• — учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Посмотрев данный видеоурок, учащиеся узнают, с какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Выяснят, как организуется оповещение населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Узнают, что такое эвакуация населения и в каких случаях она осуществляется. А также познакомятся с некоторыми особенностями эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Система оповещения в ЧС. Общие правила при эвакуации"

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения разрушительных стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов, является его оповещение и информирование.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приёмах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Оповестить население — значит предупредить его о надвигающемся стихийном бедствии или о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения. Ведь главная задача в любой чрезвычайной ситуации — это в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основной способ оповещения населения — это передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Время здесь — главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей. Именно поэтому для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме. Однако в большинстве случаев оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения.

Системы оповещения создаются на:

· федеральном уровне — федеральная система оповещения;

· межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения;

· региональном уровне — региональная система оповещения;

· муниципальном уровне — местная система оповещения;

· и объектовом уровне — локальная система оповещения.

На территории всех субъектов Российской Федерации созданы системы централизованного оповещения, которые находятся на постоянном дежурстве и обеспечивают оповещение более 90 % населения. При этом до 80 % населения страны может быть оповещено менее чем за пять минут.

Как мы уже говорили, основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевых информаций с использованием сетей проводного, радио- и телевещания.

При этом необходимо помнить, что есть набор стандартных рекомендаций по безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, которые необходимо творчески использовать с учётом фактической обстановки.

Принятая и действующая ныне система оповещения имеет существенные преимущества:

во-первых, вой сирен даёт возможность привлечь внимание всего населения города или района;

во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и радиотрансляционная сеть) каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях;

и в-третьих, современную систему оповещения можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время.

Для того чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, созданы так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения или катастрофического затопления.

Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. Ведь очень важно, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем скажем, дойдёт заражённый воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ещё одной важной мерой по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения загородных зонах.

Под загородной зоной понимается территория в пределах административных границ республик, краёв или областей, расположенная вне зон возможных разрушений, химического заражения, катастрофических затоплений либо возможного радиоактивного заражения, пригодная для проживания населения.

Эвакуация осуществляется не просто в загородную зону, а в безопасные районы. Эвакуируются в первую очередь дети, старики, больные и так далее. Порядок эвакуации может быть любым и диктоваться будет конкретными обстоятельствами. О предстоящей эвакуации население оповещается заблаговременно через средства массовой информации.

Для кратковременного размещения населения могут развёртываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

В целях быстрого и организованного проведения эвакуации необходимо предусмотреть и заблаговременно спланировать транспортное, материальное, медицинское, инженерное, противорадиационное и противохимическое, техническое обеспечение, а также способы поддержание общественного порядка.

Транспортное обеспечение включает организацию и проведение вывоза населения, учреждений и материальных ценностей в загородную зону или в безопасные районы.

Материальное обеспечение предусматривает обеспечение всех видов транспорта, используемого для эвакуационных перевозок, топливом, смазочным и иными материалами. А эвакуируемого населения продовольствием и предметами первой необходимости. В загородной зоне (безопасном районе) снабжение населения производится через местные органы торговли и общественного питания.

Медицинское обеспечение организуется на всех этапах эвакуации. Сопровождающий население медицинский персонал обязан осуществлять медицинский контроль над питанием и водоснабжением эвакуированных людей, оказывать им медицинскую помощь.

Инженерное обеспечение включает:

· содержание и ремонт дорог, мостов и дорожных сооружений;

· оборудование пунктов посадки и высадки, колонных путей на пешеходных маршрутах.

Противорадиационное и противохимическое обеспечение предусматривает:

· организацию радиационной и химической разведки в местах сбора, на станциях посадки и высадки, на маршруте и в местах расселения людей в загородной зоне;

· укрытие населения по сигналу оповещения гражданской обороны в защитных сооружениях, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.

Техническое обеспечение заключается в организации технически правильной эксплуатации, технического обслуживания, текущего ремонта транспортных средств и других машин, используемых для выполнения мероприятий гражданской обороны.

Для поддержания общественного порядка на объектах, на станциях посадки и высадки, в местах расселения выставляются посты охраны общественного порядка, организуется патрулирование. На важных объектах может быть выставлено оцепление.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются варианты эвакуации населения — упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон чрезвычайной ситуации). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Экстренная эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей.

В заключение отметим, что, несмотря на все мероприятия, которые проводятся в стране по обеспечению эвакомероприятий, каждый человек в определенной степени должен быть готов к этому и в личном плане. К проведению эвакуации необходимо готовиться заблаговременно, причём, лучше быть готовым к самому сложному её варианту — экстренной эвакуации. В условиях экстренной эвакуации времени для сборов будет очень мало, что может привести у неподготовленного человека к возникновению спешки и паники. Специалисты советуют заранее подготовиться и хранить в определенном месте все необходимое, что потребуется при эвакуации.

Документы, деньги, ценности должны храниться в определённом постоянном месте, чтобы их было можно быстро забрать с собой. Личные вещи, сре́дства индивидуальной защиты, одежду и белье для длительного пребывания в безопасной зоне желательно хранить в рюкзаке, вес его должен быть не более того, что может унести человек при пешем передвижении. Необходимо всегда иметь готовый пакет с продуктами на 2—3 суток. Все вещи, продукты и средства индивидуальной защиты должны размещаться так, чтобы вам не потребовалось много времени взять их и подготовиться к экстренной эвакуации.

Читайте также: