Что представляет собой страхование фрахта

Обновлено: 04.07.2024

По существующей классификации видов морского страхования (каско) судов (рис. 11) страхование фрахта входит в эту группу страховых правоотношений.

С точки зрения морского страхования, фрахт — это денежное вознаграждение, которое морской перевозчик получил или должен получить за перевозку груза, предназначенного к морской перевозке.

В этой связи страхование фрахта — это страхование денежной платы (в валюте страхования), которую взимает морской перевозчик за доставку груза. Объектом морского страхования в данном случае выступает фрахт. Страховой интерес в отношении объекта морского страхования имеет либо грузоотправитель, либо морской перевозчик, или они вместе. Данная особенность в возникновении и реализации имеющегося страхового интереса объясняется условиями оплаты фрахта. В том случае, когда вся сумма фрахта оплачена авансом, то страховой интерес имеет грузоотправитель. В том случае, когда плата за перевозку груза предусматривается после выгрузки, то страховой интерес в отношении фрахта имеет морской перевозчик. Возможен вариант, когда страховой интерес в отношении фрахта могут иметь

Страховой интерес грузовладельца имеет место, когда фрахт по договору морской перевозки груза подлежит оплате при всех условиях, в том числе в случае гибели судна с грузом.

Выплата страхового возмещения по объявленной через страховую сумму денежной величины фрахта гарантирует 'рузовладельцу определенную денежную компенсацию в связи с' фатой (полностью или частично) груза, предназначенного к морской перевозке. Когда фрахт подлежит оплате по доставке груза в порт назначения, то данное страхование обеспечивает интересы и перевозчика и грузовладельца. Морской перевозчик не получит фрахт, если судно не доставит фуз в порт назначения (например, в результате гибели), а фузовла- делец будет обязан оплатить фрахт при доставке фуза морским перевозчиком хотя бы в поврежденном виде. На практике получается, что морской перевозчик заинтересован в страховании фрахта только на случай полной гибели всего фуза или его части. Заинте-ресованность грузовладельца в страховании фрахта — при всех прочих последствиях страховых случаев, от которых застрахован фуз, предназначенный к морской перевозке.

Подписание договора фрахтования влечет определенные риски для каждой из сторон, участвующих в договоре, т. е. для судовладельца и фрахтователя. К числу важнейших рисков относится объем ответственности судовладельца (перевозчика) за фуз, принятый к морской перевозке.

Условия чартера гарантируют фрахтователю направление судна в безопасный порт — убежище. Понятие безопасный порт / безопасный причал (safe port / safe berth) весьма широкое. Означает оно порт/причал, к которому судно в назначенное время может

подойти или отойти без какой-либо угрозы безопасности судна. Во многих случаях условия договора фрахтования, содержащиеся в чартере, могут быть основанием для предъявления регрессного иска против фрахтователя в виду отсутствия гарантий безопасного порта/причала. Предметом заявленных претензий могут быть имущественные потери и убытки (например, ущерб, возникший в результате жесткого контакта борта судна с причалом, из-за нарушения требований безопасности).

В международной морской практике подобные заявленные претензии по факту причинения ущерба получили название unsafe port claims. Удовлетворение этих претензий, отвечающих имущественным интересам судовладельца и морского страховщика, во многом зависит от соответствующих действий со стороны капитана и членов экипажа судна.

При фрахтовании судна очень важно точно определить объем понятия безопасный порт. Только ссылка в чартере на наличие безопасного порта является недостаточной. Нужны дополнительные условия, накладывающие обязанности на фрахтователя. При их использовании у судовладельца или морского страховщика возникают правовые основания для поедъявления регрессного иска. В качестве этих дополнительных условий приме-няются следующие аббревиатуры: safe port — sp; safe berth — sb; always afloat — aa; always accessible — aaaa.

Единственная аббревиатура — Hamburg, sb aaaa — однозначно указывает на обязанность фрахтователя иметь безопасный причал в порту Гамбурга.

Независимо от уторгованных условий договора фрахтования, на капитане судна лежит обязанность тщательной проверки имеющихся условий для навигации в порту, обозначенном в договоре фрахтования. Имеется в виду контроль за условиями навигации в границах порта, т. е. во время маневров, совершаемых судном при входе, стоянке и выходе из акватории безопасного порта. Если глубина в акватории порта меньше требуемой для безопасного прохода и маневрирования судна, то капитан должен немедленно поставить в известность об этом фрахтователя, а фрахтователь в свою очередь обязан заменить порт захода. Аналогичным образом следует поступить, когда основные размерения судна оказываются больше габаритов мостов и т. п. сооружений, под которыми судно должно следовать при подходе к безопасному порту.

О каждом потенциальном риске, угрожающем безопасности судна в порту назначения, который очевиден из анализа имеющихся навигационных карт и лоции порта, капитан судна должен поставить в известность судовладельца (а при тайм-чартере — также фрахтователя).

Понятие безопасный порт связано также с возможным риском повреждения корпуса судна из-за особенностей ледовой обстановки в указанном порту.

Уже в период проведения переговоров об условиях договора фрахтования судовладелец обязан ограничить район плавания судна только портами, свободными от льда. При этом во внимание судовладельцем принимается ледовый класс судна, отдаваемого под фрахтование. Дополни-тельным условием, обеспечивающим интересы судовладельца, служит так называемая ледовая оговорка (Ice Clause) в содержании заключаемого договора фрахта. При наличии ледовой оговорки судовладелец имеет право расторгнуть чартер, т. е. отказаться от выполнения договора перевозки в случае возникновения в портах погрузки или выгрузки ледовой обстановки. Наличие ледовой оговорки дает широкие права судовладельцу при направлении своих судов в замерзающие порты, т. е. он имеет право немедленно потребовать предоставления ледокольной помощи для проводки или номинировать (указать) другой незамерзающий порт, либо прервать (расторгнуть) чартер, если означенный порт становится недоступным из-за льда.

На всем протяжении стоянки судна в порту капитан судна и экипаж должны постоянно осуществлять контроль за гидрометеорологическими условиями. Особенно это касается открытых портов, которые в значительной мере зависят от состояния погоды в открытом море.

Читайте также: