Что представляет собой правовая аналитическая система

Обновлено: 15.06.2024

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Определение правовой системы

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

Пример

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

Пример

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.




При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

  • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
  • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
  • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
  • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

Компьютерные преступления

Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

- государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

- распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют от специалистов юридических специальностей, студентов, бизнесменов и любых, заинтересованных в достоверной и своевременной правовой информации лиц, использования современных инструментов для работы с юридической информацией. Сейчас такими инструментами стали справочные правовые системы (далее – СПС). Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

1 СПРАВОЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ В РФ

В середине XX во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигло сотен тысяч. Это привело к возникновению информационного кризиса. Как показывает опыт развитых стран, компьютер является идеальным средством аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации, так как традиционные методы получения информации, такие как использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не в состоянии решить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Практика показала, что наиболее полное и последовательное решение находится на пути внедрения компьютерных справочных правовых систем.

Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Эта задача и определяет выбор в качестве средства разработки программного обеспечения СУБД (систем управления базами данных). Система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, делающих их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией: возможность работы с огромными массивами текстовой информации: объем информации в базе практически не ограничен, что позволяет вносить в нее ежедневно несколько десятков документов, одновременно хранить базы архивных документов и т.д.

Использование в СПС специальных поисковых программных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, что позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя.

Но следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных. Во-первых, качество телефонных линий в России оставляет желать лучшего; во-вторых, при обращении к базе данных в режиме реального времени пользователь должен заплатить либо за междугородную телефонную связь, либо за трафик сети; в-третьих, СПС, хранящиеся на компьютере пользователя, часто имеют больше сервисных возможностей.

Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовыми системами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения. Существует множество параметров, по которым можно сравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся:

  1. объем информационного банка;
  2. формирования пользовательской базы;
  3. скорость поиска документов по базе;
  4. актуальность информации и оперативность поступления документов;
  5. степень аутентичности документов оригиналу;
  6. юридическая обработка документов;
  7. возможность удаленного доступа в базе через телекоммуникационные линии.

Стопроцентное соответствие оригиналу гарантировано получением документов непосредственно из разрабатывающих их государственных органов власти и специальной многоуровневой проверкой электронного текста. Чтобы обеспечить полную аутентичность электронных текстов, все документы проверяются несколькими корректорами, а затем еще и с помощью специальных программных средств. Такой порядок включения документов практически полностью исключает возможность появления ошибок ввода. В результате пользователь в электронном виде получает документ, идентичный официальному тексту. Здесь необходимо отметить, что во всем мире юридическая информация на магнитных носителях не имеет юридической силы. И в этом Россия не является исключением. Информация в базах данных СПС носит исключительно справочный характер и на нее нельзя ссылаться в суде. Поэтому в базах данных обычно есть ссылки на печатное издание.

За двенадцать лет работы была создана настоящая индустрия распространения правовой информации. Координационный центр Сети разрабатывает программные продукты и планирует стратегию их распространения, а непосредственную продажу этих продуктов и их дальнейшее информационное сопровождение на компьютерах пользователей осуществляют РИЦ, являющиеся самостоятельными компаниями.

Схема информационного обмена СПС позволяет пользователю формировать свой собственный информационный банк и держать на компьютере тексты только непосредственно необходимых документов. Наличие у пользователя постоянно актуализируемого полного каталога Эталонного Информационного банка дает возможность в любой момент заказать тексты отсутствующих документов.

  1. высокой степенью сжатия информации;
  2. быстродействием;
  3. простотой и удобством работы с программной оболочкой.

Такие преимущества достигнуты в результате внедрения ряда оригинальных разработок, к которым относятся:

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков (ИБ), содержащих схожий тип правовой информации. Информационные банки системы постоянно пополняются новыми документами. Все вводимые документы проверяются по достоверному печатному источнику и проходят тройную проверку на идентичность электронной копии оригиналу. Для наиболее часто используемых (и изменяемых) документов: основных законов, документов МНС, писем Минфина и т.п. – создаются новые редакции. Новые редакции вводятся в ИБ как новый документ. В ИБ хранится документ, документы его изменяющие и дополняющие, а также все редакции этого документа. Все редакции документа хранятся таким образом, что при нахождении любого документа в сформированный список автоматически включаются и все его редакции.

Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке Консультант Плюс гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые именно вам информационные банки. Например, раздел Финансовые консультации содержит близкие по тематике, но разные по содержанию информационные банки:

  • Финансист, включая Вопросы Ответы (консультации по налогообложению, бухучету, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, по вопросам валютного регулирования, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг);
  • Корреспонденция Счетов (схемы отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете, обоснованные федеральными нормативными документами);
  • Приложение Бухгалтерские Издания (материалы публикаций в бухгалтерской прессе).

Рассмотрим структуру Единого информационного массива:

Таким образом, информационные банки, содержащие схожий тип правовой информации, объединяются в Разделы, совокупность которых, в свою очередь, образует Единый Информационный Массив – совокупность разделов и Информационных банков, входящих в СПС Консультант Плюс.

  1. Виду документа;
  2. Регистрационному номеру документа;
  3. Названию органа, принявшего документ;
  4. Названию документа;
  5. Ключевым словам;
  6. Рубрикам;
  7. Дате принятия;
  8. Дате и номеру регистрации в Минюсте;
  9. Статусу документа;
  10. Словам и словосочетаниям, встречающимся в тексте документа.

Использование логических условий при формировании поискового запроса позволяет:

  • Работать только с последними редакциями документов;
  • Отбирать документы, полученные с очередным пополнением;
  • Отбирать документы, поступившие в Информационный банк пользователя за определенный промежуток времени.

В системе так же содержатся информация о ставках налогов, сроках уплаты налогов, индексе инфляции и потребительских цен, календарь бухгалтера, данные по курсам валют и многое другое. Кроме того, в разделе справочной информации содержатся формы первичных учетных документов и бухгалтерской отчетности, большинство официальных стандартных форм и бланков в форматах Microsoft Word и Microsoft Excel (которые также доступны непосредственно из текстов нормативных актов), что обеспечивает пользователю удобство заполнения и дальнейшей работы с бланками документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовая информация в этой СПС представлена в программной оболочке Консультант Плюс Технология 3000, которая не только открывает доступ к самым разным типам правовой информации, но и обеспечивает широкие поисковые и аналитические возможности.

Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы; по его характеру судят о сущности правовой системы.

Элементы правовой системы:

  • право;
  • правотворчество;
  • правосудие;
  • юридическая практика;
  • нормативные правовые акты;
  • правоотношения;
  • субъективные права и обязанности;
  • правовые учреждения;
  • законность;
  • правосознание и др.

Исчерпывающий перечень дать трудно, т.к. правовая система сложное, многоуровневое, динамическое образование.

Блоки правовой системы:

  1. нормативный;
  2. правообразующий;
  3. доктринальный (научный);
  4. статистический;
  5. прав и обязанностей и др.

Ценность правовой системы - в системном подходе.

Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.

Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Это - интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это "вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений".

Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, юридические доктрины и др.

Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки. Многие ее составляющие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, статусов, гарантий, принципов, правосубъектности и других специфических феноменов, образующих обширную инфраструктуру или среду функционирования правовой системы.

Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества.

Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения. Преимущество названного подхода состоит в том, что, будучи предельно широким, он призван отразить в целостном виде общую панораму правового пространства - тот сложный юридический мир, в котором постоянно находятся, вращаются участники социального общения.

Это позволяет полнее, контрастнее выявить наиболее существенные корреляционные, субординационные и другие связи и отношения между целым и его частями, а также последних между собой, точнее определить место и роль каждого звена системы в общей работе всего правового механизма, находящегося в распоряжении государства. Поэтому интегративный подход к правовой системе - единственно возможный.

Естественно, что функционирование такой системы - сложнейший процесс. Поэтому современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.

Правовая система и правовая надстройка различаются по своему содержанию, элементному составу, гносеологическим функциям, социальному назначению, роли в общественной жизни, характеру детерминации материальными и иными факторами, генезису. Правовая система - более дробная и более дифференцированная категория; она многоэлементна, полиструктурна, иерархична.

Категория надстройки "раскрывает местоположение правовых явлений прежде всего в отношении экономического базиса; понятие же правовой системы служит главным образом для выражения внутренних связей, их организации, структуры" (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев). Иными словами, если правовая надстройка как философская категория показывает, что первично и что вторично, подчеркивает детерминированность юридических явлений материальными и иными факторами, то правовая система фиксирует правовую реальность в иной плоскости - со стороны ее внутренней и внешней организации, структурных элементов, динамического состояния, механизма действия, эффективности. Она включает в себя весь юридический инструментарий, находящийся в распоряжении государства, отражает сферу, охватывающую все правовое в обществе.

Правовая система по своему содержанию шире, богаче, сложнее. Это то, что можно назвать юридической формой данного способа производства, данного общественного строя. Перед нами - правовая сфера жизни общества.

Роль права в правовой системе

Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.

Нормы права вместе с порождаемыми ими правоотношениями - это необходимые крепления, связки правовой системы. Но право - тоже система и притом наиболее устойчивая и дисциплинирующая, содержащая в себе четкие оценочные критерии. Это - базовая система в системе. Являясь первичными клеточками правовой системы, юридические нормы и составляют ее первооснову, придают ей жизненные силы. Именно через эти нормы достигаются прежде всего основные цели правового регулирования.

Право доминирует в правовой системе, играет в ней роль консолидирующего фактора, "центра притяжения". Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. Тем не менее это не тождественные понятия.

Конечно, в историко-политическом, общесоциологическом и общекультурном плане право и правовую систему нередко отождествляют, когда, например, рассматривают сравнительные типы права, национальные правовые системы различных стран (аналогично тому как в обыденной жизни не всегда проводят различие между обществом и государством, не вдаваясь в научное содержание этих терминов).

Конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всей совокупности юридических средств, находящихся в распоряжении государства, а не за счет отдельных из них, например правовых норм, санкций, субъективных прав и обязанностей, правоотношений и т.д. Поэтому важно, чтобы все звенья правовой системы работали четко и безотказно, активно выполняли свои функции.

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.

Современная российская правовая система, как и американская, организована на федеральной основе. В каждом субъекте Федерации - своя правовая система, имеющая местные особенности и включающая в себя региональные нормы и институты. Свои правовые системы созданы в бывших союзных республиках - ныне суверенных государствах. В наше время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны.

В Конституции РФ записано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (ч. 4 ст. 15). Это и понятно - право любого государства тысячами нитей связано с международным правом как сгустком длительного коллективного опыта. Такое взаимодействие отражает современные мировые интеграционные процессы.

Читайте также: