Что представляет собой первобытное общество право

Обновлено: 25.06.2024

Теория государства и права является составной частью юридических наук и отличается от предмета других наук. Поэтому существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе, государство и право изучаются различными науками, не только теорией государства и права, но и комплексом общественных наук.

Группы юр наук:1.историко-теоретические(ТГП, ИОГП, ИГПЗС) 2.отраслевые(конституционное, гражданское право) 3.прикладные(криминалистика, суд медицина) 4.организационные(судоустройство и организация прокуратуры) 5.международные (международное ЧП). Роль ТГП для отраслевых и иных юр наук:1.базовая(фундаментальная)- ТГП разрабатывает общие для всех юр наук термины, категории(правоспособность, дееспособность), кот явл фундаментом для этих дисциплин 2.Обобщающая- ТГП формирует единое понимание юр категорий на основе разработок в отдельных юр отраслях 3.Методологическая- разработка способов и приёмов исследования права для отдельных отраслей(метод сравнительного правоведения; Сравнительное правоведение- наука о том, как нужно заимствовать зарубежное законодательство)

1. Теория государства и права широко использует философские категории, выработанные в течение длительного времени представителями этой науки. В свою очередь, философия в процессе своего развития опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие понятия, связанные с государственно-правовым развитием общества.

2. Огромную важность для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей. Особую роль в исследовании играют общие законы диалектики:

§ переход количественных изменений в качественные;

§ закон единства и борьбы противоположностей;

§ закон отрицания отрицания.

3. Большое значение для теории государства и права представляет философскиймировоззренческий аспект. Философия является одной из важнейших форм общественного сознания, направленной на выработку определенного мировоззрения как отдельного человека, так и всего общества, на формирование системы идей, взглядов и представлений об окружающем мире и о месте в нем человека.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в качестве важнейшей составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию, историю экономической мысли, экономическую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хозяйства, финансы и кредит и др. Теоретическую и методологическую основу экономической науки составляет политэкономия. Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой, характера производительных сил и производственных отношений, проблем труда и заработной платы и т.п., решают не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.

Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы в догосударственный период.

Сначала появилось общество,кот в процессе своего развития пришло к необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право. Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество.Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Археологическая периодизация выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции. Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства. В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, занимался собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал камни и палки. Формой социальной организациипервобытногообщества была родовая община- общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен, половозрастное разделение труда.На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления, т.е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественныйхарактер, исходила от общины, кот сама формировала органы самоуправления. В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти Власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины и на возможности жестокого принуждения- потестарная. Для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности: 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса; 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ; 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть.




Несложные отношения первобытного общества регули­ровались обычаями

— исторически сложившимися прави­лами поведения, вошедшими в привычку в

результате вос­питания и многократного повторения одних и тех же дей­ствий ипоступков. Уже ранних стадиях развития обще­ства приобретают значениеобычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболееважных слу­чаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действи­ями.Например, тренировка охотников наполнялась мисти­ческим содержанием,обставлялась таинственными обря­дами. Обычаи догосударственного общества имелихарактер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и норма­ми организацииобщественной жизни, и нормами первобыт­ной морали, и ритуальными и обрядовымиправилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе меж­думужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматри­валось одновременно и какпроизводственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.Мононормы изначально были продиктованы "естествен­но-природной" основойприсваивающего общества, в кото­ром и человек является частью природы. В нихправа и обя­занности как- бы сливались воедино. Правда, особое место занималотакое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самойзаре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль вупорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровнымирод­ственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживалонеобходимую дисциплину, обеспечивающую добычу и воспроизводство жизненныхблаг. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбищазве­рей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективногосуществования людей.

3. Причины возникновения гос-ва. Неолитическая революция. Возникновение раннеклассовых обществ.На рубеже X-XII возникли экологические кризисные явления - неблагоприятные изменения климата, кот повлекли изменение мегафауны - исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Эти явленияугрожали существованию человечества как биологического вида, что обусловило необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике-"неолитическая революция"- происходил переход от охоты, рыболовства, собирательства, архаичных форм земледелия и скотоводства к развитым формам земледелия (поливному, подсечно-огневому), а в сфере скотоводства - к пастбищному, отгонному. Главная сущность неолитической революции- для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии. Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, появление ранних государственных образований - раннеклассовых городов-государств. Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих обществ привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации,привел к усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать с/х производство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях. Такой плюрализм мнений обусловлен следующим: во-первых, на процесс происхождения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.; во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства, делая это подчас так увлеченно, что не замечали влияния на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия

Причины возникновения гос-ва:в процессе длительного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для качественного его преобразования и к переходу на новую ступень развития-

· Влияние природных явлений. Например, для стран Азии и ближнего Востока благоприятный климат способствовал развитию ирригационных систем, для постройки которых требовалось объединение людей

· Экономические факторы. Переход от присваивающей к производящей экономике (неолитическая революция). Происходит три крупных разделения труда: отделению скотоводства от земледелия, отделения ремесла и выделение класса людей, занятых в сфере купли-продажи.

· Человеческий фактор. Человек по своей природе склонен к объединениям

· Социальный. Начинается дробление родовой общины на патриархальные семьи.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Читайте также: