Что поручить ребенку в 5 лет

Обновлено: 02.07.2024

Каж­дый роди­тель желает, чтобы его ребе­нок вырос тру­до­лю­би­вым, чтобы он был помощ­ни­ком во всех домаш­них делах. Мно­гие мамы и папы зада­ются вопро­сами: когда начи­нать при­учать ребенка к домаш­нему труду и какая работа явля­ется посиль­ной для малыша в раз­ных воз­раст­ных периодах.

Традиции помощи взрослым

Совре­мен­ное обще­ство ста­вит под вопрос необ­хо­ди­мость помощи детей, осо­бенно, если это дети дошколь­ного воз­раста. Боль­шое коли­че­ство пред­ме­тов быто­вой тех­ники зна­чи­тельно упро­стило и облег­чило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обя­за­тель­ной. Но роди­тели должны пони­мать, что очень важно позна­ко­мить малыша с домаш­ними обя­зан­но­стями как можно раньше, а также закре­пить их испол­не­ние в повсе­днев­ной жизни ребенка.

Каждому возрасту — своё!

Неуве­рен­ность роди­те­лей часто про­ис­те­кает из того, что они не знают, в каком воз­расте какое зада­ние будет для ребенка посильно. И этот вопрос дей­стви­тельно очень серье­зен, ведь если пору­чить ребенку дело, пре­вы­ша­ю­щее его воз­мож­но­сти, это может при­ве­сти к тому, что…

…ребе­нок всеми силами будет сопро­тив­ляться выпол­не­нию этого зада­ния, что может быть рас­це­нено роди­те­лями как лень и вызвать их недо­воль­ство и упреки в сто­рону малыша;

До 2 лет

Кризис трех лет

От 2 до 3,5 лет

От 3,5 до 5 лет

Можно не про­сто уби­раться, а укла­ды­вать игрушки спать, а машинки ста­вить в гараж.

Важ­ной осо­бен­но­стью дан­ного воз­раст­ного пери­ода явля­ется то, что ребе­нок этого воз­раста оце­ни­вает поступки (свои и чужие) только по послед­ствиям, кото­рые они несут. Это можно про­ил­лю­стри­ро­вать на примере.

Рома, 4,5 года, при­ду­мал соб­ствен­ную систему хра­не­ния машин, в кото­рой была игро­вая логика, понят­ная малышу, но неяс­ная для мамы. Поэтому мама, ино­гда руга­ясь, ино­гда взды­хая, каж­дый вечер пере­де­лы­вала работу сына. Сна­чала Рома пытался объ­яс­нить, потом про­те­сто­вал, а потом сми­рился… про­сто пере­став уби­рать за собой игрушки. Оче­видно, что после пра­виль­ного пове­де­ния (уборки игру­шек) для Ромы насту­пали нега­тив­ные послед­ствия (мама руга­лась и пере­де­лы­вала). Чув­ство ответ­ствен­но­сти за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу пред­по­чи­тает пере­по­ру­чить уборку маме, кото­рая искренне не пони­мает, почему сын не желает выпол­нять ее требования.

От 5 до 7 лет

Ребе­нок в этом воз­расте дол­жен иметь соб­ствен­ные «зоны ответ­ствен­но­сти свя­зан­ные с лич­ными вещами и игруш­ками, сохра­не­нием достой­ного внеш­него вида, пони­ма­ние важ­но­сти береж­ного отно­ше­ния к при­роде и вещам, при­над­ле­жа­щим дру­гим, началь­ными пред­став­ле­ни­ями о соб­ствен­ной ответ­ствен­но­сти за здо­ро­вье. Взрос­лый сей­час дол­жен быть вни­ма­тель­ным настав­ни­ком, к кото­рому ребе­нок может обра­титься, направ­ля­ю­щий (но не тол­ка­ю­щий!) в нуж­ном направ­ле­нии. Ребе­нок дол­жен иметь соб­ствен­ные закре­пив­ши­еся зоны обя­зан­но­стей, кото­рые выпол­няет только он, и невы­пол­не­ние кото­рых вли­яет на него самого, его близ­ких, а также домаш­них любим­цев. Ребенку этого воз­раста уже понятно зна­че­ние ответ­ствен­ного пове­де­ния, и совест­ли­вость детей доста­точно высока, чтобы пони­мать соб­ствен­ные ошибки и недочеты.

Принципы-помощники

Когда вы хотите добиться, чтобы ребе­нок выпол­нял домаш­ние обя­зан­но­сти, вы можете вос­поль­зо­ваться несколь­кими прин­ци­пами, кото­рые помо­гут вам в этом непро­стом деле.

Перед тем как тре­бо­вать — научите! К сожа­ле­нию, ино­гда созда­ется впе­чат­ле­ние, что роди­тели до сих пор верят в вол­шеб­ство: им кажется, что ребе­нок дол­жен научиться всему без их непо­сред­ствен­ного уча­стия, а если у него не полу­ча­ется, то это плоды его лени. Стоит пом­нить: воз­можно, вам при­дется несколько раз пока­зать и объ­яс­нить, как именно сде­лать пра­вильно то, что вы тре­бу­ете, какой резуль­тат вы хотите полу­чить и каким обра­зом этого резуль­тата можно достичь. Научите и только потом требуйте!

Посто­ян­ство тре­бо­ва­ний — это важно! Если вы хотите, чтобы ребе­нок выпол­нял домаш­ние обя­зан­но­сти, необ­хо­димо, чтобы эти обя­зан­но­сти рас­смат­ри­ва­лись вами как посто­ян­ные, потому что только в этом слу­чае они ста­нут тако­выми и для ребенка. Роди­тели совер­шают ошибку, то напо­ми­ная ребенку о его обя­зан­но­стях, то выпол­няя их сами, а также дис­ку­ти­руя при ребенке о необ­хо­ди­мо­сти выпол­не­ния им обя­зан­но­стей. Непо­сто­ян­ство роди­тель­ской пози­ции мешает малышу закре­пить обя­зан­но­сти как посто­ян­ный навык.

Сказки и потешки. Открыв сбор­ник рус­ских поте­шек, вы обя­за­тельно обна­ру­жите те, в кото­рых будет гово­риться о том, какие обя­зан­но­сти были у детей в рус­ских дерев­нях. Пусть это чте­ние ста­нет пово­дом для вашего рас­сказа о рус­ской деревне и, конечно, о необ­хо­ди­мо­сти помощи детей взрос­лым. Про­чте­ние дет­ских лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, сов­мест­ный про­смотр мульт­филь­мов и даль­ней­шее обсуж­де­ние их с ребен­ком — чрез­вы­чайно эффек­тив­ный метод в при­ви­ва­нии детям поня­тий о помощи роди­те­лям в домаш­них делах. Заме­ча­тель­ные про­из­ве­де­ния — это цикл про всеми люби­мого Незнайку Н. Носова, стихи А. Барто. А если вы сочи­ните свою сказку, то это будет для малыша не только инте­рес­ным, но и полез­ным заня­тием, ведь через лич­ное твор­че­ство любые нормы усва­и­ва­ются легче и быстрее!

Когда речь идет о дошколь­ни­ках, роди­те­лям стоит пом­нить, что в этом воз­расте дети очень легко отвле­ка­ются и пред­по­чи­тают заня­тия инте­рес­ные, нежели полез­ные. Вни­ма­ние детей непро­из­воль­ное и, уви­дев в поле зре­ния при­вле­ка­тель­ный пред­мет или опи­ра­ясь на неожи­дан­ную фан­та­зию, они могут начать игру, забыв об обя­зан­но­стях. Конечно, роди­тели должны быть готовы про­явить тер­пе­ние, напо­ми­ная детям об их обя­зан­но­стях, но не выпол­няя дело за них. Именно наше доб­ро­же­ла­тель­ное отно­ше­ние и уве­рен­ность в их силах помо­гут им сфор­ми­ро­вать навыки в домаш­нем труде.

Посильная помощь

До 2 лет: воз­можны одно­ра­зо­вые неболь­шие задания.

2–3,5 года: те же неболь­шие зада­ния, но с уче­том того, что ребе­нок доста­точно уве­ренно знает, где у какой вещи место. Нужно пом­нить, что в этом воз­расте выпол­не­ние дел вос­при­ни­ма­ется как игра, кото­рая закан­чи­ва­ется, как только ста­но­вится неин­те­ресно. Ребенку нужно напо­ми­нать, что он может выпол­нить задания:

3,5–5 лет: те же обя­зан­но­сти, но на более высо­ком уровне, с тре­бо­ва­нием взрос­лого дове­сти дело до конца. Воз­можно, ребенку потре­бу­ется ваша помощь и доб­ро­же­ла­тель­ное сти­му­ли­ро­ва­ние, чтобы закон­чить дело. Новые обязанности:

чем занять ребенка 5 лет дома

День людей активного возраста расписан до минуты. А если вы еще и молодой родитель, то очень часто перед вами встает проблема — как совместить все свои запланированные дела с воспитанием. Как организовать досуг ребенка так, чтобы в это время он получал все необходимое для своего развития, чтобы ему было интересно и полезно проводить время, чтобы он имел возможность полноценно общаться с родителями, а также и родители могли вести свои дела.

Чем занять ребенка 5 лет дома, насколько ему можно доверять выполнение мелких поручений, как правильно организовать его досуг – эти и другие вопросы мучают родителей.

Особенности развития пятилетнего ребенка

Свободное время – это время, в которое человек предоставлен самому себе в выборе того, чем бы он хотел заняться. А ребенок в возрасте 5 лет пока не самостоятелен и не может определить, что для него сейчас важно, необходимо и полезно.

Если в этом возрасте маленький человечек посещает детское учреждение, то часть его времени уже распланирована и организована работниками детского сада. Ребенок поиграет со сверстниками, поработает на занятиях, посетит музыкальные и хореографические кружки в саду.


Узнать о том, как облегчить привыкание ребенка к детскому саду и о способах уменьшающих стресс, вы можете из нашей статьи: Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

А вот когда малыш воспитывается дома, или же когда наступают выходные дни и каникулы, то перед проблемой организации его досуга оказываются родители. И тогда очень важным является тот набор знаний, которым обладают родители.

Конечно, можно прибегнуть к помощи специалиста, но все-таки иногда хочется добавить доверительности во взаимоотношения с ребенком и самому почувствовать, что для него интересно.


О том, как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам используя различные методики, можно узнать здесь: Чтение по слогам для дошкольников: методики и упражнения

Следовательно, досуг ребенка, в первую очередь, должен быть направлен на его развитие. И оставлять его с этим наедине ни в коем случае нельзя, родители должны во всем помогать своему малышу.

Организация детского досуга дома

Правильная организация досуга ребенка обеспечивает его гармоничное развитие. Познают мир дети лучше всего в игре. Так ребенок учится, развивается и получает массу эмоций.

Организация досуга дома отличается от того, чем вы можете занять ребенка на улице. Домашние игры должны быть более спокойными, направленными на развитие счета и чтения, логики и мышления, памяти и внимания, обеспечивать максимальный познавательный эффект (различение цветов, времен года, обучение правилам дорожного движения, умение ориентироваться на улице, правила поведения, когда ребенок один дома, знать свои имя, фамилию, адрес и т.д.).


О том, как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам используя различные методики, можно узнать из статьи: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности

В первую очередь, ребенку должно быть интересно и не утомительно. Поэтому все занятия с детьми дошкольного возраста не должны превышать 30-35 минут.

С пяти лет ваш малыш уже старший дошкольник. Поэтому уже можно начинать учить его обращаться с ручкой, предлагать рисовать в тетради небольшие фигуры, раскрашивать картинки, стараясь не выходить за линии. Все это помогает не только скрасить досуг ребенка, но и готовит руку к письму.


Узнать более подробно о том, как подготовить руку к письму, вы можете из нашей статьи: Как научить ребенка правильно держать ручку

Иногда возникает необходимость, чтобы ребенок какое-то время поиграл сам, чтобы взрослые успели закончить свои дела. Можно предложить несколько занятий, способных увлечь малыша до полутора часов: пластилин, песок, просмотр мультфильмов.

Организация досуга для мальчиков 5 лет

Времяпровождение мальчишек всегда отличалось повышенной активностью. Чтобы дети могли занять себя дома какими-нибудь игровыми развлечениями, можно порекомендовать им и их родителям следующие виды игр. Их можно использовать тогда, когда в доме планируется проведение праздника с большим количеством детей, и тогда, когда ребенку просто скучно сидеть дома и нечем заняться.

Эти игры-занятия развивают у ребенка мышление, логику, тренируют внимание и память. Если в игре задействовано больше 2 детей, можно предложить им поиграть самостоятельно, где один из них будет ведущим и будет задавать задания остальным.

Такой досуг способствует правильному воспитанию мальчика, развивает его логику, моторику.

Ребенок стоит с вытянутыми в стороны руками, а вы кладете ему в ладошки различные предметы, и он определяет, какой из них тяжелее. Игра позволяет развивать чувство веса и координацию.

Девочки очень любят волшебство, таинственность, поэтому самыми любимыми играми для них всегда были и остаются сказки. Здесь очень большой простор для воображения.


О том, как выбирать сказки с учетом возрастных особенностей детей, можно узнать из нашей статьи: Читаем детям сказки на ночь

Вы можете сначала вместе с ребенком прочитать и обсудить сказку, предложить малышке самой придумать продолжение, а затем с помощью костюмов разыграть спектакль.

Творческие занятия с детьми дома

Развитие творческого начала у детей – важный этап в воспитании ребенка. Прививать малышу творческие навыки просто необходимо, для того, чтобы он рос всесторонне развитой гармоничной личностью.

Приведем примеры творческих занятий для домашнего досуга детей:

chem-zanyat-rebenka-5-let-doma.jpg

Ребенок 5 лет и домашние обязанности

Маленькие дети очень охотно помогают в домашних делах и любят быть как взрослые. В возрасте 5-ти лет ребенку можно поручить:

  1. Помогать накрывать на стол и убирать со стола;
  2. Помогать на кухне (лепить вареники, месить тесто, подавать посуду, мыть посуду и т.д.);
  3. Вытирать пыль со стола;
  4. Кормить домашних животных;
  5. Нести ответственность за свои вещи и игрушки, убирать их после каждой игры;
  6. Самостоятельно одеваться;
  7. Застилать постель каждое утро.


О том, с какого возраста приучать ребенка к самостоятельности и какие качества развивать в нем, можно узнать здесь: Как развить в ребенке самостоятельность

Многие родители твердят, что им некогда тратить время на воспитание детей. Им нужно зарабатывать деньги. Но, стоит задуматься, ведь первые годы жизни ребенка – это почва, на которой потом растет вся жизнь малыша. Воспитывайте детей с удовольствием и любовью, и ваш малыш вырастет достойным человеком.

Вместо заключения

В возрасте пяти лет с ребенком необходимо много заниматься, но также очень важно, если к этому времени он научиться самостоятельно организовывать свой досуг. Это позволит выделить немного времени родителям для своих дел, и будет приучать ребенка к самостоятельности, что в свою очередь, благотворно скажется на его развитии в целом.


фото 1

Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.

Для каждого возраста есть определенные нормы.

Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.

Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 2

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

фото 3

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Что должны уметь делать?

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик

Мальчик

Девочка

Девочка

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

Задания и занятия

Психология

фото 1

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

Мелкая моторика

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

    (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  1. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  2. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  3. Лепить мелкие детали из пластилина;
  4. Завязывать и развязывать шнурки.

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

5 лет считается возрастом активного развития познавательных интересов, формирования характера и выявления предпочтений.

1. Физическое развитие

Физическое развитие в 5 лет

Рост и вес детей 5 лет

Данные показатели являются усредненными, зависят от многих причин и могут отличаться у разных детей.

1.1 Моторное развитие

Движение – это естественная потребность детей. Пятилетки активно и с удовольствием осваивают физические упражнения. Они выносливы, способны совершать длительные прогулки. Движения их координированы, они любят бегать. Этот возраст наиболее благоприятен для начала занятий в спортивных секциях, балетных и танцевальных студиях.

Перестраиваются сердечно – сосудистая и дыхательная системы. Они начинают функционировать более экономно, что позволяет повышать мышечные нагрузки. Способность выполнять физические упражнения возрастает до 25 минут.

1.2 Навыки самообслуживания

К пяти годам основные навыки самообслуживания (гигиена, одевание и др.) сформированы. Малыш должен выполнять их по собственной инициативе. Он может помочь другим ребятам застегнуть пуговку сзади, липучки на обуви.

2. Физическое развитие


Уже к 3-м годам малыш осознает, кто он – мальчик или девочка. А в возрасте от 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость.

Развитие мальчиков и развитие девочек значительно отличаются. Психолого-педагогические наблюдения показывают различия в особенностях мышления, речи, поведения. У девочек интенсивнее развивается левое полушарие, отвечающее за абстрактно-логическое мышление. У мальчиков – правое, координирующее пространственно-образные представления.

ДевочкиМальчики
– мыслят более точно и целостно;
– больше конкретизируют;
– внушаемы;
– тщательны в мелочах;
– подробно излагают;
– субъективны в оценках произошедшего;
– все неизвестное вызывает настороженность;
– при выполнении задания требуют четко поставленной цели и конкретизации.
– видят суть;
– производят обобщения;
– любят поисковую деятельность и все новое, неизведанное;
– почти не обращают внимания на качество выполнения;
– незнакомые ситуации воспринимают позитивно;
– любят разнообразие;
слабо организованы.

ДевочкиМальчики
– имеет предметно-оценочный характер;
– наполнена существительными, прилагательными, отрицаниями и утверждениями.
– наполнена глаголами и междометиями;
– используются обобщения.

В применении норм поведения:

ДевочкиМальчики
– с удовольствием подчиняются общепринятым правилам;
– любят подражать авторитетным для них взрослым;
– любят брать на себя роль наставников;
– быстро адаптируются к новой обстановке.
– не придерживаются авторитетов;
– преобразовывают все вокруг себя;
– неохотно соблюдают правила и нормы поведения, поскольку они мешают преобразующей деятельности.

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

  • свое имя и фамилию, адрес, имена родителей, их профессии, название своего города, села;
  • название столицы своей Родины, главные достопримечательности своего города;
  • о важности солнца, воздуха и воды для жизни;
  • виды транспорта, предметы бытовой техники, некоторые инструменты.
  • определять материал – бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса;
  • делать обобщения (стул, шкаф – это мебель; платье, носки – это дежда).

3.2 В области элементарной математики:

К пяти годам ребенок научился:

  • сравнивать количество предметов в группах до 5 на основе счёта при помощи приложения и наложения;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать предметы по цвету, размеру, форме;
  • понимать смысл слов, обозначающих части суток и определять их;
  • называть времена года, их признаки, последовательность.

Чему следует научиться.

  • о порядковых (первый) и количественных (один) числительных до 10;
  • о том, что такое четырехугольник (квадрат и прямоугольник – это четырехугольники);
  • о еще одной геометрической фигуре – овал.

3.3 В области развития речи

К пяти годам ребенок полностью овладевает связной речью. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой процент детей с речевыми нарушениями.

Для развития речи существует много различных занимательных игр. Из них можно порекомендовать:

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Самыми популярными являются народные сказки. Пятилетки способны понимать юмор в литературе. Примером могут послужить рассказы Н. Носова.

Родители могут записать пятилетнего сына или дочь в детскую библиотеку. Интерес и любовь к литературе, которая возникнет у ребенка в этом возрасте, не погаснет. Книга останется лучшим другом малыша.

4. Социализация

Социализация ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте малыш с удовольствием принимает участие в общих играх, способен взять на себя роль. Дети – лидеры сами организовывают игры со сверстниками.

Дети знакомы с нормами поведения в социуме и в природе. Они могут давать нравственную оценку своим поступкам и действиям других людей. Пятилетки используют слова, обозначающие эмоциональные состояния (человек веселый, печальный, радостный, злой, сердитый). Ребята способны определить, что считается красивым, а что уродливым.

Дети эмоционально откликаются на происходящее в книгах и мультфильмах, они способны понимать и оценивать скрытые мотивы поступков действующих лиц.

Пятилетки стремятся осуществлять посильную помощь по дому, от которой взрослым отказываться нельзя, чтобы не отбить это желание.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Домашние дела, которые можно поручить пятилетнему хозяину:

  • собрать постель;
  • посильная уборка в квартире (разложить свои вещи и игрушки по местам);
  • оплата мелких покупок;
  • уход за питомцами (кормление и уборка);
  • помощь в сервировке стола;
  • помощь в уборке чистого белья в шкаф;
  • полив домашних растений;
  • умение приготовить себе простой завтрак из хлопьев или творога.

5. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность в 5 лет

Рисование, лепка, аппликация – это любимые занятия дошкольников.

В этом возрасте дети способны воспринимать произведения высокого искусства. Следует посещать реальные или виртуальные музеи и выставки, обсуждая с ребенком увиденное. Малышей следует знакомить с видами искусства. Это изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура), декоративная и конструктивная (архитектура и дизайн).

Сюжеты творений маленького живописца разнообразны. Это любимый город, природа в разное время года, иллюстрации к любимым произведениям, портреты, натюрморты, космос и другое.

Юный художник может:

  • задумывать сюжет и название своему рисунку;
  • пользоваться красками, мелками, фломастерами, карандашами;
  • использовать цвет для передачи настроения;
  • передавать форму и цвет предметов в рисунке;
  • композиционно располагать главное в центре изображения, второстепенное – по краям;
  • смешивать цвета;
  • ваять при помощи пластилина, соленого теста, глины, мокрого песка;
  • конструировать из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
  • соблюдать правила безопасности при использовании ножниц.

6. Музыкальное творчество

Музыкальное творчество ребенка в 5 лет

7. Режим дня

Режим дня детей в 5 лет

Детям 5 лет рекомендуется дневной сон продолжительностью 2 часа. Развивающим занятиям следует уделить 1,5 часа (3 занятия по 25 минут с перерывами).

8:00-8:15пробуждение, гигиенические процедуры
8:15-8:45утренняя зарядка
8:45-9:15завтрак
9:15-10:30развивающие занятия
10:30-12:00прогулка
12:00-12:30подготовка к обеду
12:30-13:00обед
13:00-15:00сон
15:00-15:30подъем, одевание, гигиенические процедуры
15:30-16:00игры, общение с взрослыми
16:00-16:30полдник
16:30-18:30прогулка
18:30-19:00игры, общение с взрослыми, посильная помощь маме, просмотр мультфильмов
19:00-19:30ужин
19:30-20:30общение с взрослыми, чтение книг, игры
20:30-21:30водные процедуры, подготовка ко сну
21:30-8:00ночной сон

8. Питание

Питание ребенка в 5 лет

Режим питания пятилеток – четырехразовый. Запрещены копчености, жирные, острые и жареные блюда, натуральный кофе.

Примерное меню на 3 дня

Понедельник

Завтрак: каша геркулесовая молочная, чай, хлеб пшеничный с маслом и сыром.

Обед: салат из свежих огурцов, суп гороховый, курица отварная, картофельное пюре,кисель клюквенный, хлеб ржаной.

Полдник: запеканка творожная с вареньем, молоко.

Ужин: рыба отварная с рисом; чай, хлеб, фрукты.

Вторник

Завтрак: омлет, чай, булка с маслом, сыр.

Обед: морковный салат, борщ, котлета рыбная с отварным картофелем, морс, хлеб.

Полдник: пирожок с повидлом, молоко.

Ужин: кабачок фаршированный, чай, булка с маслом.

Среда

Завтрак: каша манная, какао, булка с маслом, сыр.

Обед: суп овощной, тефтели с рисом и зеленым горошком, компот, хлеб.

Полдник: ватрушка, молоко.

Ужин: зразы картофельные с подливой, чай, хлеб, фрукты.

Что почитать

На нашем сайте есть много других полезных статей, которые могут вас заинтересовать:

Читайте также: