Что положено в основу средневековой философии

Обновлено: 17.06.2024

Разработка учебного занятия "Особенности средневековой философии" может быть использована на занятиях "Основы философии" в учреждениях СПО. В разоработкке раскрывается механизм реализации ккомпетентностного подхода на основе технологии проблемно- диалогического обучения.

ВложениеРазмер
levaginal.m._razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx 57.51 КБ

Предварительный просмотр:

Левагина Любовь Михайловна,

преподаватель общественных дисциплин

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине

Тема занятия : Особенности средневековой философии

Предмет: Основы философии

Участники: студенты третьего курса

Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление об особенностях средневековой философии.

1. Охарактеризовать особенности средневековой философии

2. Рассмотреть основные направления средневековой философии: патристику и схоластику

3. Проанализировать учения Августина Аврелия (Блаженного) и Фомы Аквинского

4. Раскрыть содержание основных понятий дисциплины.

1 Воспитание мировоззренческой и социальной культуры обучающихся.

2.Воспитание культуры исследовательского труда.

1.Развитие умения самостоятельного построения логических схем мышления.

2.Развивать умения выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на занятии.

3.Развивать следующие общие компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

По окончании занятия студент должен:

- давать общую характеристику средневековой философии;

- характеризовать основные направления средневековой философии: патристику и схоластку;

- работать с информацией (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи; использовать факты, содержащиеся в источниках, сравнивать их со свидетельствами других источников);

- представлять результаты изучения материала в продукте письменной коммуникации (таблицы и т.д.).

- значение и особенности средневековой философии;

- основные положения учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского

Методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности — сочетание групповой работы с индивидуальной.

Оборудование занятия : компьютер, проектор, экран

Информационное обеспечение занятия:

3. Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин.- 4-е изд.- М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015

4.Матяш Т.П. Основы философии: учебник/Т.П. Матяш, Л.В. Жаров, Е.Е. Несмеянов; под. ред. Т.П. Матяш.-Изд. 2-е.-Ростов н/Дону: Феникс, 2017. – 314( среднее профессиональное образование)

5. Сычев А.А. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. — Изд. 2-е, испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 368 с.

Согласно ФГОС нового поколения одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.

Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации не только умений и знаний, но и типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности, т.е. процесс обучения должен быть практико-ориентированным.

Методическая разработка включает план – конспект учебного занятия и презентацию к нему.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание.

3. Изучение нового материала:

3.1 Особенности средневековой философии

3.2. Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Технологическая карта учебного занятия

словесной передачи и слухового восприятия информации

-проверка готовности студентов к занятию

Создает эмоциональный настрой занятия

Эмоционально настраиваются на занятие

Актуализация знаний, мотивация и целеполагание

1.Метод стимулирования и мотивации учащихся (проблемное изложение).

2. Метод наглядной передачи информации

Сообщает тему и цели занятия

Знакомятся с темой и целями, записывают тему в тетрадь

Мотивирует студентов к активности предварительными вопросами:

-Опираясь на знания курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков.

-Какое мировоззрение человека формируется в период Средневековья?

-выслушивает ответы студентов;

- совместно со студентами определяют верные ответы.

Отвечают на предварительный вопрос:

-высказывают свое мнение;

- совместно с преподавателем определяют верные ответы;

-делают записи в тетради

Участвуют в обсуждении проблемного вопроса:

- высказывают свое мнение.

Изучение нового материала

3.1. Особенности средневековой философии

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

2.Метод передачи информации с помощью практической деятельности студентов (заполнение таблицы

3.Метод наглядной передачи информации (демонстрация слайда 4-7)

Организует эвристическую беседу:

-выслушивает ответы, делает выводы

-мотивирует студентов на анализ полученной в ходе беседы информации

-знакомятся с информацией преподавателя;

-участвуют в беседе; обсуждении:

-устно отвечают на вопросы

Комментирует показ презентации

3.2.Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский

1.Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

1.Метод учебного исследования (аналитическая работа с источником,

и решения проблемных вопросов).

2. Метод наглядной передачи информации (просмотр видеофильмов

Организует восприятие материала, дает характеристика патристики и схоластики

Слушают, просматривают видеофильмы, участвуют в обсуждении

-Организует работу с источниками по вариантам;

-Работают с материалом учебника;

-анализируют полученную информацию,

- участвуют в обсуждении вопроса.

Организует эвристическую беседу:

-выслушивает ответы, делает выводы

Благодарит их за участие в работе.

Отвечают на вопросы и записывают в тетради основные выводы.

Метод словесной передачи и слухового восприятия информации

Дает задание на выбор в форме творческой работы (эссе)

Записывают домашнее задание.

Решают проблемную задачу в форме эссе

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Преподаватель отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность студентов к занятию.

2.Актуализация знаний, мотивация и целеполагание

Преподаватель: Сегодня на занятии мы рассматриваем особенности средневековой философии.

Вопрос обучающимся : Опираясь на знания курса Истории, дайте характеристику периоду Средних веков

Ответ обучающихся : Средние века – это период истории Европы, который начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Преподаватель : Средние века пришли на смену Античности. Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Нужна была новая мифология, новые мифы, новые символы

Вопрос обучающимся : Какая идеология формирует мировоззрение человека в период Средневековья?

Ответ обучающихся : В средние века формируется религиозное мировоззрения

Преподаватель : Господствующим мировоззрением эпохи было религиозное мировоззрение. Философы Средневековья - это христианские мыслители, которые заложили основы образа жизни человека, определили художественное творчество, средневековую словесность, а также школы, университеты и научные дисциплины.

Проблемное задание: Как вы думаете, зачем современному человеку необходимо знать особенности и характерные черты средневековой философии?

Обучающиеся высказывают свое мнение :

-Философия – это эпоха, охваченная мыслью. (Г.Гегель) В философию впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами. Поэтому, чтобы понять историю средних веков, надо разобраться в мировоззренческих установках.

-Философия есть синтез культуры и всех достижений человечества, в том числе и культуры Средневековья, изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

- В современном обществе достаточно людей, которые исповедуют идеологические воззрения, заложенные в Средние века. Чтобы понять философию этой категории человечества, надо ее изучить.

Обобщив ответы обучающихся, преподаватель делает вывод: следует знать философию средних веков, для того, чтобы понять, объяснить и принять многие проявления этой философии в современном мире.

3.Изучение нового материала

3.1. Особенности средневековой философии

Вводный вопрос обучающимся : Назовите основные разделы философии

Ответ обучающихся : онтология- учение о бытии, гносеология- Учение о познании, философская антропология- учение о человеке, социальная философия- учение об обществе, Аксиология- учение о ценностях

Преподаватель : Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций.

Вопрос обучающимся: Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой?

Ответ обучающихся: Христианство.

Вопрос обучающимся : Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей её от античной была её тесная связь с монотеистической религией. Какой?

Ответ обучающихся : Христианство.

Основные идеи Средневековья

Бог как истинное бытие

Монотеизм – вера в одного Бога; более узкое определение монотеизма – вера в существование только одного всемогущего Бога, создавшего мир и вмешивающегося в дела мира.

Теоцентризм – теологическая концепция, согласно которой Бог, понимаемый как абсолютное, совершенное бытие и наивысшее благо, выступает источником всякого бытия и блага

1.Назовите Священные писания христианства( Новый и Старый Завет, Библия)

2.Завершите предложение: –принимаемое на веру основоположение, которые превращаются в незыблемые выводы ( догма)

3.Ребята, какие христианские догматы вам известны?

1) человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой,

2) провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

3) выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

4) выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества

Вера и откровение как путь познания Истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений.

Догматизм -истины, не нуждающиеся в доказательства;

принимаемые на веру, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни

Человек как творение бога

Креационизм - религиозно-философская концепция, согласно которой вселенная и жизнь являются актом божественного творения

Вопрос обучающимся : Как строились в Средние века отношения власти и церкви? ( Ответ: церковь выше власти)

Власть как божественное установление

Социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле

Притча: Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. Первая сказала: — Я — Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.
Четвёртая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

Вопрос обучающимся : В чем смысл притчи?

Приоритет духовных ценностей

Познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.

Психологизм - объяснению духовных явлений и идеальных сущностей работой индивидуального или коллективного сознания.

Духовность человека - причастность к божественному посредством веры, надежды и любви

Вывод: Средневековое мировоззрение основано на принципе, согласно которому все в мире определено богом.

3.2.Основные направления средневековой философии: патристика и схоластика. Августин Аврелий и Фома Аквинский

Преподаватель: Идеи и принципы средневековой философии прошли два этапа в своем развитии. Первый этап – патристика . Второй этап – Схоластика.

Преподаватель: Схоластика ( лат. scholastica , от греч. scholastikós - школьный, учёный, schol - учёная беседа, школа ) в философии – это средневековая европейская философия, характеризующаяся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Наиболее известный представитель схоластики Фома Аквинский.

Обучающиеся : просмотр фильма

Задание обучающимся : Используя материал учебника Сычева А.А. Основы философии с.54-55 , наглядный материал , охарактеризуйте взгляды двух великих философов Средневековья Августина Аврелия и Фомы Аквинского


В учебном пособии представлена история развития западной и отечественной философии от Античности до современности, раскрыты самые значительные и влиятельные в истории философии и мировой духовной культуре учения философов и философские проблемы.

Оглавление

  • ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
  • 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • 2. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

2.1. Периоды средневековой философии в Западной Европе

Средневековая философия на Западе — исключительно важный период в истории европейской мысли. Без знакомства с ним невозможно понимание в полной мере философских традиций в сквозной преемственности европейской культуры. Осталось в прошлом то пренебрежительное отношение к средневековой философии (схоластике), которое, возникнув впервые у итальянских гуманистов, было подхвачено и распространено просветителями в XVIII в. Средневековая философия в наши дни вызывает большой интерес, о пренебрежении не может быть и речи, скорее, напротив: медиевистика стала своего рода интеллектуальной модой. Впрочем, такое внимание к средним векам оправдано. Несмотря на огромное значение Античности, которая дала европейской культуре философию как способ отношения к миру, образ мышления и поведения, исторически феномен западной философии окончательно формируется именно в средние века. Как и многие явления западной культуры (европейский город, европейский университет), философия в Европе есть прямая наследница средних веков.

Вопрос об истоках средневековой философии остается дискуссионным. Вряд ли оправдано в научном плане связывать начало развития средневековой мысли (как философской, так и теологической) с тем или иным историческим событием, определенным общественным процессом или преобразованием (в качестве таковых в литературе указывались, например, падение Рима в конце IV в., период формирования средневекового способа хозяйствования, воцарение Карла Великого и пр.). Многие авторитетные исследователи (среди них Э. Жильсон, М. Грабман, у нас — Г. Г. Майоров) считают правильным отнести зарождение средневекового философствования к I или II вв. н. э., когда на историческую арену выходит и расширяет свое влияние христианство. Христианство как особый тип религии — монотеистической, основанной на идее откровения, — подготавливает главные черты средневекового способа философствования. Эти же черты (специально о них говорится ниже) будут свойственны и философской мысли, связанной с исламом и иудаизмом.

Схоластику также принято делить на периоды: раннюю (IX — XII вв.), высокую (конец XII–XIII в.) и позднюю (XIV–XV вв.)

В XII в. происходит встреча западноевропейской мысли с арабо-мусульманской и еврейской философией. Авиценна (Ибн-Сина) (X–XI вв.), Аверроэс (Ибн-Рушд) (XII в.), Моисей Маймонид (XII–XIII вв.) оказывают мощное влияние на католический мир, инициируя постановку новых проблем и новые споры. Благодаря арабским философам, опиравшимся на труды Платона и Аристотеля и комментировавшим их, западный мир расширяет свои знания об античной философии, заново знакомится с текстами великих философов языческой древности.

Поздняя схоластика представлена работами Иоанна Дунса Скота (XIII–XIV вв.) и Вильяма Оккама (XIII–XIV вв.).

Тесно переплетается со схоластикой мистическая традиция западноевропейской средневековой философии. Ее главный источник — труды Псевдо-Дионисия Ареопагита, жившего на рубеже V–VI вв. Вряд ли правомерно противопоставлять мистическую философию схоластике, как это делалось раньше: с одной стороны, схоластические учения, как правило, содержат мистический элемент, проявляющийся в том, что в них (за очень редкими исключениями) подчеркивается приоритет благодатного знания, знания, превышающего возможности рассудка, а с другой стороны, мистические учения прибегают к диалектике и рациональным средствам обоснования 23 . Тем не менее можно говорить о мистическом направлении в философии средних веков, для которого свойственно подчеркивание внерационального элемента и создание особой напряженной, эмоционально окрашенной атмосферы. Мистики апеллируют к формам познания и опыта, связанным с переживанием. Они говорят об экстазе, погружении в глубины собственного Я, о мистической любви. Выдающимися мистиками средневековой мысли являются Бернард Клервоский и Гуго СенВикторский (ХII в.), Иоахим Флорский, Бонавентура (ХIII в.), Мейстер Экхарт (ХIV в.).

Завершение средневековой традиции (так же, как и ее начало) не является каким-то одномоментным событием, но развертывается в целую эпоху — эпоху Возрождения 24 (ХIV–ХV вв.), когда наряду с постепенно исчезающими чертами средневекового способа мышления появляются черты мышления нового.

2.2. Основные особенности средневековой философии

Так в круг философии впервые вводится вера. В классической греческой философии, например у Платона, вера рассматривалась всегда как ненадежный свидетель и приравнивалась к шаткому мнению 25 . Вопрос о вере в ее отношении к знанию становится важнейшим в средневековой философской традиции и может, в свою очередь, расцениваться как ее отличительная черта.

Вместе с верой получает в философии свои права и авторитет. Вера всегда обращена к авторитету. Разве не естественно, рассуждает Григорий Богослов, что в самых важных вопросах сын полагается на авторитет отца, друг доверяет другу. Сильнейший авторитет — это, в первую очередь, авторитет Священной книги, слова Божии. Но также и свидетельство учителей веры, отцов церкви, авторитет положений, установленных церковью. Очевидно, что в средневековой философии происходит пересмотр и переоценка естественных способностей человеческого разума. Истина не может быть достигнута лишь самодеятельным развертыванием и совершенствованием этих способностей. Человеческому духу необходима помощь свыше. Истина есть встреча усилий человеческого разума и сердца и благодатной помощи.

Средневековая философия не знает современного представления об авторстве, об авторской оригинальности. Ценность книги вовсе не связывается с очевидной ее новизной. Новое проявляется иначе, чем в наши дни, — в перемещении акцентов, в авторской интерпретации уже давно известного. Средневековый автор никогда не обходится без цитат и ссылок. Его собственная мысль обязательно должна явиться в обрамлении цитат.

Средневековая культура в целом — культура, опирающаяся и ориентирующаяся, в первую очередь, на письменное слово. Данная особенность средневековой культуры сказывается также и в средневековой философии. Основная книга — это Библия. Истина, как было сказано выше, уже открыта в Библии. Важно до-открыть эту истину, важно уметь читать священный текст. И глубоко не случайно то, что в лоне средневековой философии, еще в позднеантичный ее период, развивается наука понимания и толкования священных текстов — герменевтика.

2.3. Образцы средневекового философствования

Первые философы-христиане появились, как отмечалось ранее, в среде апологетов, защитников христианской веры в эпоху, когда христианство еще не стало официальной религией империи (это произошло в IV в. при императоре Константине) и часто подвергалось преследованиям. Первым христианским философом и богословом считают Иустина Философа

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Лекция 3 . Философия Средних веков

1. Особенности средневековой философии.

3. Фома Аквинский

4. Проблема универсалий: реалисты и номиналисты.

5. Значение средневековой философии

1. Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Хотя Рим был захвачен варварами в 476 г., средневековая философия в соответствии с ее главной особенностью — тем, что это религиозная философия (христианская и затем мусульманская), - начинается раньше, с того времени, когда в пределах и за пределами Римской империи стало утверждать себя христианство, победившее в конце концов и подчинившее себе античную культуру.

Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетворение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное существование, тем большего хочется иметь после него. Рационализм не оправдал надежд. И именно в этот период засиял новый мощный источник духовного света — христианство. Не проводя его детального анализа, скажем только, что на место разума пришла вера, на место наслаждения - любовь к Богу, на место гордости - смирение.

Христианство стало религией верящих в Бога и жаждущих отдохновения людей. Не только нечего бояться после смерти (как у Эпикура), но там-то и ждут высшие блага. Это понравилось больше, чем эпикурейство, хотя от земных радостей отказываться спешили не все.

Однако по мере универсализации христианства перед его проповедниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.

На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотрудничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей - рациональное обоснование теологических истин. В этом симбиозе философии и религии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия.

Философия Средних веков - служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии.

Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, - о соотношении судьбы и свободной воли человека. Этот вопрос возник с тех времен, когда развились астрология, различные формы гаданий, определений характера и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христианстве этот вопрос - в виде соотношения свободной воли человека и благодати Божьей (ив более общем плане – соотношения религии и морали) — впервые осмыслен Августином.

Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожидания выбора человеком по собственной инициативе верного пути. Свобода воли, однако, может увести человека ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний.

Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в надзвездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смысле этих слов - так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, который выше добра и справедливости, - высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами.

Августин явился родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

3 Творения Августина относятся к эпохе патристики, или деятельности святых отцов церкви, продолжавшейся по IX в. Следующая за ней эпоха получила название схоластики и характеризовалась углубленным вниманием к философским проблемам богословия. Наиболее ярким представителем этого периода был Фома Аквинский (Аквинат, 1225-1274). Если Августин следовал Платону, то Фома Аквинский основывался на философии Аристотеля.

Фоме Аквинскому принадлежат пять обоснований бытия Бога: 1) движение предполагает неподвижный первый движитель; 2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность - нужно предположить существование первой причины; 3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости; 4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства; 5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника.

Здесь Фома Аквинский использовал концепцию причинности Аристотеля, говоря и о причине как таковой, и о причине движения, и о целевой причине. Аргумент наличия необходимости также сводится к причине, а в основе четвертого аргумента лежит принцип иерархии, на котором основана вся система Фомы Аквинского.

Соглашаясь с Августином, святой Фома объявляет зло не сущим. Производное от Бога бытие есть благо, а опосредованное волей человека может быть злом. Значит, нравственная цель заключается в стремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании. Благодать Божья - необходимое условие добродетели. Но в отличие от Августина Фома считал, что моральный образ действий гарантирует спасение.

Бог представлен в человеке в виде совести. Как видим, сходное понятие проходит через всю историю: демон у Сократа, гений у стоиков, искра Божия у христиан.

Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские, считая их наивысшими, - веру, надежду, любовь.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Почему два основных пика средневековой европейской философии оказались так далеки друг от друга во времени — почти на тысячелетие? Дело в том, что Августин жил вблизи точки возникновения средневековой философии, когда позиции античной философии были еще очень сильны, и неоплатонизм, повлиявший на Августина, был активным и влиятельным направлением в культурной мысли. Это был первый плодотворный синтез философии и религии.

Вторая основная точка средневековой философии приходится на то время, когда господствующее положение церкви начало ослабевать и создались условия для еще одного плодотворного синтеза философии и религии. К этому подталкивало европейскую философию воздействие со стороны арабской философии, в которой традиционно сильно было влияние Аристотеля, а также пробуждение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Так что неудивительно, что два культурных пика в развитии средневековой европейской философии пришлись на ее начало и конец.

В целом средневековая философия была отступлением от античной философии в направлении решения проблем, поднятых христианством и исламом. Главенствующее положение религии в культуре определило своеобразие данного этапа развития философии, который можно назвать религиозной философией.

1. Каковы характерные особенности философии средневековья?

2. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

3. В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?

4. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

5. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

6. В чем отличие средневековой философии от античной?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Лекция 3 . Философия Средних веков

1. Особенности средневековой философии.

3. Фома Аквинский

4. Проблема универсалий: реалисты и номиналисты.

5. Значение средневековой философии

1. Средневековая философия возникла после крушения Римской империи. Культурные периоды, однако, не совпадают точно с периодами историческими. Хотя Рим был захвачен варварами в 476 г., средневековая философия в соответствии с ее главной особенностью — тем, что это религиозная философия (христианская и затем мусульманская), - начинается раньше, с того времени, когда в пределах и за пределами Римской империи стало утверждать себя христианство, победившее в конце концов и подчинившее себе античную культуру.

Античная культура пришла в упадок не только из-за нашествия варваров, но и потому, что античный разум, стоявший в центре ее, не смог обосновать возможность и неизбежность посмертного вознаграждения за муки жизни, уча преодолевать их или уходить от них в небытие. Результатом могло быть внутреннее удовлетворение, достигаемое усилием воли. Но чем труднее земное существование, тем большего хочется иметь после него. Рационализм не оправдал надежд. И именно в этот период засиял новый мощный источник духовного света — христианство. Не проводя его детального анализа, скажем только, что на место разума пришла вера, на место наслаждения - любовь к Богу, на место гордости - смирение.

Христианство стало религией верящих в Бога и жаждущих отдохновения людей. Не только нечего бояться после смерти (как у Эпикура), но там-то и ждут высшие блага. Это понравилось больше, чем эпикурейство, хотя от земных радостей отказываться спешили не все.

Однако по мере универсализации христианства перед его проповедниками вставало все больше проблем, разрешить которые было нельзя без обращения к интеллектуальному потенциалу, выработанному в языческие времена, в том числе и к античной философии.

На смену борьбе философии и религии пришла эра их сотрудничества, и результатом стало создание религиозной философии. Основным импульсом религиозной философии является стремление человека к Богу, а основной задачей - рациональное обоснование теологических истин. В этом симбиозе философии и религии философия играла подчиненную роль и была объявлена служанкой богословия.

Философия Средних веков - служанка и помощница религии, имеющая значение не только для обоснования религиозных истин, но и для прихода человека как личности к Богу. Она открывает путь к Богу для рационально мыслящего человека. В этом одна из задач философии как таковой и главная задача религиозной философии.

Важнейший вопрос, который пытался разрешить Августин, - о соотношении судьбы и свободной воли человека. Этот вопрос возник с тех времен, когда развились астрология, различные формы гаданий, определений характера и т.д. Этические следствия из него вызвали резкие споры между стоиками и эпикурейцами. В христианстве этот вопрос - в виде соотношения свободной воли человека и благодати Божьей (ив более общем плане – соотношения религии и морали) — впервые осмыслен Августином.

Человек обладает свободой воли, но она, как все остальное, даруется человеку Богом в знак его благорасположения, ожидания выбора человеком по собственной инициативе верного пути. Свобода воли, однако, может увести человека ко злу, которое происходит от извращения божественных предначертаний.

Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в надзвездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смысле этих слов - так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, который выше добра и справедливости, - высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами.

Августин явился родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

3 Творения Августина относятся к эпохе патристики, или деятельности святых отцов церкви, продолжавшейся по IX в. Следующая за ней эпоха получила название схоластики и характеризовалась углубленным вниманием к философским проблемам богословия. Наиболее ярким представителем этого периода был Фома Аквинский (Аквинат, 1225-1274). Если Августин следовал Платону, то Фома Аквинский основывался на философии Аристотеля.

Фоме Аквинскому принадлежат пять обоснований бытия Бога: 1) движение предполагает неподвижный первый движитель; 2) цепь причин и следствий не может идти в бесконечность - нужно предположить существование первой причины; 3) в мире не может господствовать случайность и должен быть источник необходимости; 4) все предметы различаются по степени совершенства, и должно быть нечто, представляющее высшую степень реальности и совершенства; 5) наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника.

Здесь Фома Аквинский использовал концепцию причинности Аристотеля, говоря и о причине как таковой, и о причине движения, и о целевой причине. Аргумент наличия необходимости также сводится к причине, а в основе четвертого аргумента лежит принцип иерархии, на котором основана вся система Фомы Аквинского.

Соглашаясь с Августином, святой Фома объявляет зло не сущим. Производное от Бога бытие есть благо, а опосредованное волей человека может быть злом. Значит, нравственная цель заключается в стремлении к Богу, а блаженство достигается при его созерцании. Благодать Божья - необходимое условие добродетели. Но в отличие от Августина Фома считал, что моральный образ действий гарантирует спасение.

Бог представлен в человеке в виде совести. Как видим, сходное понятие проходит через всю историю: демон у Сократа, гений у стоиков, искра Божия у христиан.

Следуя Аристотелю, Аквинат разделял добродетели на умственные и нравственные, но как христианин добавлял к ним и богословские, считая их наивысшими, - веру, надежду, любовь.

Разновидностью номинализма являлся концептуализм, или умеренный номинализм, который иногда определяют как промежуточное направление между номинализмом и реализмом. Концептуализм признает реальность существования общих понятий, но только в уме познающего субъекта.

Почему два основных пика средневековой европейской философии оказались так далеки друг от друга во времени — почти на тысячелетие? Дело в том, что Августин жил вблизи точки возникновения средневековой философии, когда позиции античной философии были еще очень сильны, и неоплатонизм, повлиявший на Августина, был активным и влиятельным направлением в культурной мысли. Это был первый плодотворный синтез философии и религии.

Вторая основная точка средневековой философии приходится на то время, когда господствующее положение церкви начало ослабевать и создались условия для еще одного плодотворного синтеза философии и религии. К этому подталкивало европейскую философию воздействие со стороны арабской философии, в которой традиционно сильно было влияние Аристотеля, а также пробуждение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Так что неудивительно, что два культурных пика в развитии средневековой европейской философии пришлись на ее начало и конец.

В целом средневековая философия была отступлением от античной философии в направлении решения проблем, поднятых христианством и исламом. Главенствующее положение религии в культуре определило своеобразие данного этапа развития философии, который можно назвать религиозной философией.

1. Каковы характерные особенности философии средневековья?

2. Как соотносятся с античной философией представления Августина?

3. В чем отличие, по Августину, града Божьего от града Земного?

4. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

5. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?

6. В чем отличие средневековой философии от античной?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: