Что положено в основу символизма как литературно художественного направления

Обновлено: 19.05.2024

(франц. symbolisme, от греч. sэmbolon — знак, символ), направление в европейской художественной культуре конца XIX — начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.

В целом символизм был весьма неоднородным и противоречивым явлением. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он являлся скорее "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. В 1860-80-х гг. некоторые черты символизма (желание уйти от гнетущей повседневности в постижение вневременных идеалов бытия, вернуться к искренности, "чистоте" искусства прошлого и воссоздать эти качества в настоящем) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов в Великобритании, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастеров неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации искусства минувших эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, средневековым легендам. И в идеализации прошлого, и в толковании основных "символических" мотивов (прежде всего самых общих, таких, как "смерть", "любовь", "страдание", "ожидание" и т. п.), состоявшем, как правило, в подмене символа претенциозной, хотя часто и невнятной аллегорией, символизм в изобразительном искусстве вплоть до 1890-х гг. оставался в полной зависимости от литературы, причём не только от литературы символизма. Заимствованные литературные сюжеты и "вечные" мотивы воплощались формальными средствами почти всех основных направлений XIX в. — классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приёмов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощрённой фантазией — то манерно-утончённой, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающе достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределённой и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии).

В конце 1880-х гг. во Франции П. Гоген и группа его последователей (так называемая понт-авенская школа: Э. Бернар, Л. Анкетен и др.), призывая следовать "таинственным глубинам мысли", сблизились с символизму. Основываясь на живописной системе так называемого синтетизма, обобщая и упрощая формы и линии, ритмически располагая крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, они пытались воплотить искомые символы в самом характере пластические формы.

В 1890-е гг. и во Франции (группа "Наби" во главе с П. Серюзье и М. Дени), и в других странах символизм обрёл достаточно широкое стилистическое обоснование в "модерне", став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художественных программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера "модерна", пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоциональным содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти "неизменную" символику каждого цвета, выявить объединяющее музыкальное начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие символизму тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, так называемая латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утончённой эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религиозную экзальтацию (Я. Тороп в Голландии).

Особое место в живописи символизма занимает близкое к "модерну" сказочно- фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой творчество М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля "модерн", некоторые мастера конца XIX — начала XX вв. придавали символическим образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии).

Многообразие существовавших внутри символизма идейных и социально-культурных тенденций, приводившее к быстрому распаду его группировок и поляризации идеологической ориентации, особенно наглядно проявилось в русской культуре. Сочетавший общие для символизма установки с собственно культурными традициями, глубоко озабоченный судьбами своей нации и национальной культуры, русский символизм в сфере литературы являл пример самого резкого размежевания своих приверженцев — от адептов религиозного мистицизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус) и "жрецов чистого искусства" (К. Д. Бальмонт) до поэтов, чётко осознавших реальности общества и истории (В. Я. Брюсов, А. А. Блок). Сложным, вплоть до глубоких идейных расхождений, было взаимодействие литературы русского символизма и изобразительного искусства, отмеченного его чертами. Напряжённости духовных исканий, свойственной в целом литературе русского символизма, противоположны общая духовная тональность живописи В. Э. Борисова-Мусатова и творчество большинства мастеров "Мира искусства" с его мечтательно-ироничной или чуть гротескной эстетической интерпретацией прошлого. Ещё дальше от устремлений поэтов-символистов отстоял связанный с ними организационно, (через журнал "Золотое руно") смутно-мистический символизм группировки "Голубая роза". Наиболее глубоким и ярким явлением символизма в русском искусстве стало творчество М. А. Врубеля, полное, мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе символизма предугадывался, а затем образно осмыслялся исторический перелом а судьбе страны. В первые послереволюционные годы некоторые приёмы символизма оказались для ряда художников средством выражения романтического ощущения наступления новой эры (произведения Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.).

Символизм

О. Редон. "Глаз как шар". Рисунок углём. Около 1890.

Символизм. Рис. 2

Э. Мунк. "Крик". 1893. Национальная галерея. Осло.

Литература: Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, (перевод с английского, т. 1, Л.-М., 1962); Д. В. Сарабьянов, К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX — начала XX в., "Вестник Московского университета, серия 8, 1982, Й 3; Christoffel U., Malerei und Poesie. Die symbolistische Kunst des 19.Jahrtiunderts, W., (1948); Hofstдtter Н. Н., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Kцln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, (W.-Mьnch., 1972); Le symbolisme en Europe, P., 1976; Cassou J., Encyclopйdie du symbolisme. P., 1979.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Нельзя не отметить, что Россия того времени дала всему миру огромное количество новых имён и не только в поэзии, но и в музыке, изобразительном искусстве, театре. Это был также период возникновения новых направлений во всех областях культуры .

Одним из таких направлений был символизм. Однако следует отметить, что его нужно рассматривать скорее как некий нескончаемый творческий процесс, который самоценен своей активной стороной, чем как некий конкретный результат. Отсюда на первый план выходит процесс художественного творчества, процесс философствования, богоискательства.

Нельзя не упомянуть о большом вкладе в обоснование философских основ символизма В. Соловьева.

Идеи коллективизма и соборности своеобразно соединяются с защитой творческой индивидуальности; идеи всемирной отзывчивости с мессианством (национальной избранностью); идеи межкультурного диалога, вселенского единства дополняются верностью русским культурным традициям и стремлением активно усваивать традиции других культур. Вл. Соловьев же писал о символе-образе, который, по его мнению, концентрирует в себе как мирское художественное, так и священное божественное, философское начала.

Глава 1. О символизме.

Русский символизм представлял собой стиль мышления поэтов и писателей, формировавшийся на пересечении внешне противоборствующих, а на самом деле дополняющих одна другую линий особого философско-эстетического отношения к действительности. Отношение небывалой новизны к чувству приближающегося разрушения.

Возникнув на рубеже 80 – 90х г.г. XIX столетия символизм осознал себя как ведущее идейно – художественное и религиозно – философское течение. Символизм вобрал в себя все достижения культуры рубежа веков, а потому во многом определил крупнейшие философские, художественные и также косвенно научные и социально – политические достижения эпохи Серебряного века. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных, мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма оставшихся литературно-художественными явлениями).

Если сравнивать генезисы русского и европейского символизма, то можно сказать, что они различны. Тогда как французский символизм рождается в полемике с натурализмом в искусстве (Золя и др.); английский отталкивается от философского позитивизма, рационализма, от материализма и прагматизма в жизни; немецкий строится на совмещении натурализма с импрессионизмом, дополненным философским идеализмом и иррационализмом; итальянский символизм рождается в борьбе с национальным классицизмом, русский символизм развивается самобытно, с вовлечением философских идей, как новое мировоззрение.

Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В. Брюсов рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства; К. Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин человеческой души; Вяч. Иванов считал, что символизм поможет преодолеть разрыв между художником и народом, а А. Белый был убежден, что это та основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить человеческую личность.

Для того, чтобы понять всю уникальность и самобытность русского символизма, необходимо обозначить его характерные черты:

• Представление об искусстве расширяется до человеческой деятельности вообще.

• Отличительной особенностью символизма как художественного творческого процесса является приоритет искусства над жизнью в противовес художникам-реалистам, для которых искусство было лишь слабым отражением жизни. Здесь искусство – высшая истина, откровение, ниспосланное избранным художником – жрецам искусства.

  1. Философия русского символизма.
  1. Д. С. Мережковский.

Как уже было сказано выше, одним из самых влиятельных литературно-художественных и философских направлений отечественной мысли рубежа XIX–XX вв. был символизм. Возникнув в 80-е гг. XIX столетия во Франции и распространившись затем и в других европейских странах, именно в России символизм обретает своеобразные особенности и получает философское обоснование. Русский символизм начала ХХ в. представляет собой определенное миропонимание и связывает возрождение культуры с возрождением эллинской культуры, противопоставляющейся варварству. В произведениях русских символистов эллинская культура рассматривается как неумирающий образец всей европейской культуры, ее универсальный и неиссякаемый источник. Именно в возрождении эллинской культуры, по их мнению, заключено призвание культуры славянской.

Одной из ключевых фигур русского Серебряного века и философии символизма является разносторонний литератор, автор многочисленных стихов, романов, эссе и литературно-критических статей Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941).

В одном из стихотворений он так формулирует канон своего символизма:

«Дух Божий веет над землею,

Недвижен пруд, безмолвен лес;

Учись великому покою

У вечереющих небес.

Не надо звуков: тише, тише,

У молчаливых облаков

Учись тому теперь, что выше

Для Д.С. Мережковского в этом процессе всемирной истории должна раскрыться «правда не только о духе, но и о плоти, правда не только о небе, но и о земле, не только о нисхождении небесного к земному, но и о восхождении земного к небесному, не только о загробной, но и о здешней

Значительный вклад в разработку теоретических принципов символистического направления принадлежит поэту, писателю и философу Андрею Белому (1880–1934), для которого символизм – это не только и даже не столько определенная направленность художественного творчества, сколько особое миропонимание и образ самой жизнедеятельности.

Как и другие теоретики символизма, он рассматривает символизм двояко, потому что граница, по его нению, лежит между символизмом, как школой, и символизмом, как миросозерцанием. С одной стороны, всякое искусство по существу символично. Искусству действительно присущ семиотический (или знаковый) аспект, который можно называть и символическим, поскольку в предметном результате художественного творчества оно выражает его духовное содержание. Поэтому А. Белый неоднократно подчеркивает, что подлинный символизм предполагает единство формы и содержания.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

  1. Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994.
  2. Белый А. Символизм. Книга статей / А. Белый. М., 1990.
  3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990.
  4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства в 2 т. / Н. А. Бердяев. М.: Правда, Т. 2. 1989.
  5. Большой энциклопедический словарь. М., 1994.
  6. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство/ Вяч. Иванов. Баку: 2-я гос. типография, 1998.
  7. Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная критика / Вяч. Иванов. М.: Искусство, 1995.
  8. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Вяч. Иванов. М.: Республика, 1994.
  9. Мережковский Д. С. Больная Россия/ Д. С. Мережковский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.
  10. Мережковский Д.С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. М., 1991.
  11. Мережковский Д. С. Стихотворения/ Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус. Таллинн: Александра, 1992.
  12. Мережковский Д. С. Эстетика и критика в 2 т. / Д. С. Мережковский. Харьков: Фолио, Т. 1. 1994.
  13. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, Т. 1. 1990.
  14. Флоренский П. Небесные знамения: Избранные труды по искусству. М., 1993.

[1] Бердяев Н. Самопознание, М., 1990, с. 12

[2] Флоренский П. Небесные знамения: Избранные труды по искусству М., 1993, с. 312

[3] Бердяев. Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: 2 т. / Н. А. Бердяев. М.:

Правда, 1989. Т. 2. С. 607.

[4] Большой энциклопедический словарь, М., 1994, с. 262

[5] Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1990, с. 215

[6] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994, с. 528 .

[7] Мережковский Д. С. Эстетика и критика в 2 т. / Д. С. Мережковский. Харьков: Фолио,

[8] Мережковский Д. С. Стихотворения/ Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус. Таллинн: Александра, 1992. с.299

[9] Мережковский Д. С. Эстетика и критика в 2 т. / Д. С. Мережковский. Харьков: Фолио,

[10] Мережковский Д. С. В тихом омуте: статьи и исследования разных лет / Д. С. Мережковский. М., 1991. с.315

[11] Мережковский Д. С. Больная Россия/ Д. С. Мережковский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

[12] Мережковский Д. С. Больная Россия/ Д. С. Мережковский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

[13] Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С.61.

[14] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство/ Вяч. Иванов. Баку: 2-я гос. типография, 1998.

[15] Иванов Вяч. Родное и вселенское / Вяч. Иванов. М.: Республика, 1994. С. 197.

[16] Иванов Вяя. Родное и вселенское / Вяч. Иванов. М.: Республика, 1994. С.155.

[17] Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная критика / Вяч. Иванов. М.:

Искусство, 1995. с. 413.

[18] Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная критика / Вяч. Иванов. М.:

Искусство, 1995. с. 415.

[19] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. С. 249.

[20] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. С. 435.

[21] Белый А. Символизм. Книга статей / А. Белый. М. 1990. С. 97.

[22] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. С. 22.

[23] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. С. 35.

[24] Белый А. Символизм. Книга статей / А. Белый. М. 1990. С. 46.

[25] Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. С. 255.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв.


Искусство Символизма

О искусстве символизма кратко, доступно для учащихся.


Презентация к уроку "Аромат солнца в искусстве символизма"

Пояснительная записка Современное школьное образование предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и.


Символизм

Разработка презентации к уроку "Символизм".


История Русского символизма

История Русского символизма.


Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" .


Презентация "Тайны созданных созданий (определение признаков символизма)

(определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова.

Символизм как литературное направление возник в период начавшегося кризиса России конца XIX – начала XX века и по праву принадлежит культуре Серебряного века нашей страны.

В русском символизме различают:

Практически каждый из этих поэтов и писателей испытал на себе процессы бурного роста духовного самоопределения личности, стремления приобщиться к исторической действительности и поставить себя перед лицом народной стихии.

Символизм в России

Период существования — 1890 — 1910-е гг.

К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.

Два потока символизма в России:



Иннокентий Анненский



Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус



Андрей Белый



Александр Блок Вячеслав Иванов

На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.

Печатные издания символистов в России

Предтечи символизма

Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.

Черты и особенности символизма:

  • отражение действительности через символы;
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем);
  • разработка звукописи как особого поэтического приема;
  • религиозные искания;
  • постижение мира посредством мистики.

Основные признаки

Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:

  • Передача всех тайных смыслов должна производиться посредством символов.
  • В основе лежат мистицизм и философские работы.
  • Множественность значений слов, ассоциативное восприятие.
  • За образец берутся произведения великих классиков.
  • Предлагается постигать многообразие мира посредством искусства.
  • Создание собственной мифологии.
  • Особое внимание к ритмическому строю стихотворения.
  • Идея преобразования мира при помощи искусства.

Символизм

Краткая таблица по символизму

  • символы используются для отражения действительности;
  • два мира (реальный и потусторонний);
  • звукопись;
  • религиозные искания;
  • мистическое постижение мира

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Стихотворения символистов открывают новые темы:

  • Тема урбанизма (воспевание города как центра науки и прогресса). Мир представляется как две Москвы. Старая, с темными дорожками, новая- город будущего.
  • Тема антиурбанизма. Воспевание города как определенное отторжение от прежней жизни.
  • Тема смерти. Была очень распространена в символизме. Мотивы смерти рассматриваются не только в личном плане, но и в космическом (гибель мира).

Символизм


Валерий Яковлевич Брюсов

Особенность символов в литературе

Человек интуитивно понимает их значение.

Также восприятие символов связанно с начитанностью читателя. Чем более интеллектуально подкован читатель, тем больше символов он видит.

Примеры символов в названиях книг

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.

Возникновение термина

Направление символизм появилось в 60-70 годах 19 столетия во Франции. Оттуда оно распространилось в другие страны. Его эстетичекие принципы были изложены поэтом Жаном Мореаносом в его статье “Символизм”.

Что такое было предложено автором? Мореанс утверждал, что символ – это противоположность поучению, риторике и длительным описаниям. Идея должна быть представлена в особенной чувственной форме, которая может быть достигнута при помощи воображения. Для этого автор должен использовать особый стиль, включающий в себя тайны, сложные словообразования, иллюзии и недоговоренность.

Особенности ритмики и тропов, используемых символистами

Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.

Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ри). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.

Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.

Серебряный век. Часть 1. Символисты.

Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.

Сходство с тропами

Многие литературоведы полагают, что символ в литературе – это троп. Однако на этот счёт есть несколько мнений. Например, одно из них таково: символы схожи с тропами, особенно с метафорой и сравнением, но смысловое содержание символа глубже и полнее. Отличие символа от метафоры заключается в том, что метафора создается на глазах у читателя. Символ имеет свойство входить в метафору. Но это не обязательно. В отличие от аллегории, символ может заключать в себе множественность образов и смыслов, которые объясняются контекстом. Перейдем от теории к конкретным примерам.

Особенности русского символизма

Русский вариант течения изначально имел те же особенности и характеристики, что и западный, однако со временем показал свои особенности. Эстетизация жизни и панэстетизм – это база, которой обладал русский символизм. Что такое это? Под этим понимают желание заменить существующею логику и мораль разнообразными новаторскими формами.

Русских символистов вдохновляют исторические эпохи романтизма, античности и Ренессанса. Искусство начинает восприниматься как хранитель всего прекрасного и чистого. Особенно важна связь культуры с народом, государством, и почвой. Это отличало символизм России от течения в других странах.


Символизм С.Н. Лукьянов

Предпосылки возникновения символизма:

  • кризис позитивного мировоззрения и морали (1870 — 1890 гг.)
  • обостренное религиозное чувство

Символизм в России

Период существования — 1890 — 1910-е гг.

К началу 20 века появляется лидер символистов — Валерий Брюсов. Он основал концепции символизма, опираясь на философию Канта и идеи А.Шопенгауэра. Брюсов считал, что главное в искусстве — выражение личности художника.

Два потока символизма в России:



Иннокентий Анненский



Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус



Андрей Белый



Александр Блок Вячеслав Иванов

На содержание символизма в России также заметно повлияла философия Владимира Соловьева. Образ Святой Софии, воспетый Соловьевым, и послужил источником вдохновения для символистов. Его Святая София — это одновременно ветхозаветная премудрость и идея мудрости, Вечная Женственность и Мировая Дума. Культ Софии с большой трепетностью восприняли А. Блок и А. Белый. Александр Блок называл Софию Прекрасной Дамой, а псевдоним Белого (Бугаева) предполагал посвящение Вечной Женственности.

Печатные издания символистов в России

Предтечи символизма

Общепризнанные предшественники символизма в России А. Фет и Ф. Тютчев.

Черты и особенности символизма:

  • отражение действительности через символы;
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем);
  • разработка звукописи как особого поэтического приема;
  • религиозные искания;
  • постижение мира посредством мистики.

Особенности символизма в литературе серебряного века

В России символизм появился на фоне кризиса народнической культурной традиции. Первые русские символисты выдвигали следующие главенствующие принципы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Символизм в литературе серебряного века 470 руб.
  • Реферат Символизм в литературе серебряного века 230 руб.
  • Контрольная работа Символизм в литературе серебряного века 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • панэстетизм
  • эстетизация жизни
  • стремление к замещению эстетикой логики и морали.

Русский символизм затрагивал множество тем:

  • античность
  • возрождение
  • романтизм

Искусство символистами воспринималось как накопитель прекрасного.

Первые русские символисты не могли сразу приспособить идеи символизма под русского читателя. Их публикации были встречены достаточно прохладно. В основном их творчество было подражанием западу.

Символисты начала XX столетия уже смогли адаптировать свое творчество под национальное сознание. Они обращаются к русской народности и к русским литературным традициям.

Символисты открывали в творчестве таких знаменитых поэтов и писателей как А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчева, Ф.М. Достоевского предпосылки для формирования своих идей.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Предшественниками символизма так же считали и поэтов XIX века, например, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, Е. А. Боратынского.

На мировоззрение второго поколения символистов так же оказала большое влияние философия Владимира Соловьёва — русского религиозного мыслителя, мистика, поэта, публициста и литературного критика XIX века.

Краткая таблица по символизму

  • символы используются для отражения действительности;
  • два мира (реальный и потусторонний);
  • звукопись;
  • религиозные искания;
  • мистическое постижение мира

Представители символизма в литературе серебряного века: первые символисты

У истоков символизма так же стояла супруга Д.С. Мережковского Зинаида Николаевна Гиппиус. Её называли символом серебряного века и поэзии символистов. Главной темой её творчества была проповедь новых этических ценностей. Больше всего ее занимала проблема индивидуализма. Её герои непривычны, одиноки, болезненны, непонятны. Гиппиус не подражала слепо, а переосмысливала русскую классику. Этот процесс оказал большое влияние на историю русского символизма в целом.

В поэзии Гиппиус прослеживались мотивы:

По мнению поэтессы, подлинная поэзия стоит на трех столпах: человек, любовь, смерть.

Литературоведы считают, что творчество Гиппиус отличается не женственностью: детали ее произведений крупные и сильные, острая мысль переплетена со сложными эмоциями.

Символизм в русской литературе

В России это течение зародилось в начале 1890-х годов. Движение делилось на две группы: старших и младших символистов

Старшие символисты

Реальная жизнь-всего лишь тень, иллюзия. А есть другой мир-мечты и творчества. В нем личность обретает свободу.

Реальность страшим символистам представлялась как пошлая и бессмысленная. Они подмечали всю грязь и несовершенство мира.

Младшие символисты

Младшие символисты ждут преображения мира, они полны оптимизма.

Символизм в западной литературе

Зарубежные авторы активно применяли и применяют символы в своих произведениях.

Аттикус говорит своим детям Джему и Скауту, что убивать птицу пересмешника — грех, потому что пересмешники никому не причиняют вреда.

Пересмешники в романе символизируют невинность и красоту, а убийство пересмешника — акт бессмысленной жестокости.

Огромная черная птица является символом глубокого чувства рассказчика о потере, сожалении, трауре и одиночестве.

Животные здесь выступают как представители человеческого общества. Писатель намекает на события в СССР. Он описывает историю перехода идей революции к тоталитарному обществу. Под Наполеоном писатель подразумевает Сталина.

Символы в Гарри Поттере Дж. К. Роулинг

Как мастер пера и продолжатель традиций английской литературы Роулинг активно использует символы. К наиболее популярным можно отнести:


Шарль Бодлер - французский поэт, предтеча символизма, автор поэтического цикла "Цветы Зла"

Термин "символизм" впервые был использован в 1886 году в одноимённой опубликованной в газете "Фигаро" статье-манифесте французского поэта Жана Мореаса. " Картины природы, человеческие деяния, все феномены нашей жизни значимы для искусства символов не сами по себе, а лишь как осязаемые отражения перво-Идей, указующие на своё тайное сродство с ними", - отмечал Мореас. При этом в создании символических образов особая роль отводилась именно французскому языку.


Владимир Соловьёв - русский религиозный философ и поэт, чьё учение легло в основу символизма

Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у французского, преломив, однако, западные идеи через учение философа Владимира Сергеевича Соловьёва (1856-1900)

Литературным предшественником русской символистской поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.

Возникновение русского символизма

В 1892 году молодые поэты Валерий Яковлевич Брюсов (в Москве) и Дмитрий Сергеевич Мережковский (в Петербурге) заявили о создании нового литературного направления.


Валерий Яковлевич Брюсов


Дмитрий Сергеевич Мережковский

3) расширение художественной впечатлительности .


Андрей Белый (Борис Бугаев) - поэт-символист, романист, автор книги "Символизм как миропонимание"

Художественные принципы символизма

1) ФОРМУЛА СИМВОЛА. Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Поэт Константин Бальмонт уподоблял символистские стихи двум зеркалам, отражающим друг друга, между которыми поставлена свеча: " Зеркало в зеркало, сопоставь две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатят пламя свечи и соединятся им в одно. Это образ стиха. Две строки напевно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом несвязанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, само углубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее, целое ".

Восприятие символа базируется на ассоциативности человеческого мышления. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Андрей Белый вывел трехчленную формулу символа:

Символ = a*b*c

а – символ как образ видимости (форма);

b – символ как аллегория (содержание);

2) ИНТУИТИВНОСТЬ. Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу.

3) МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. Стихи символистов отличаются музыкальностью, так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов.

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы.

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды!

6) МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ. Слово в произведениях символизма многозначно, что отражено в формуле N+1, то есть ко множеству значений, которыми обладает слово, всегда можно добавить ещё одно значение. Многозначность слова определяется не только теми смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя, соотнесённостью слова-символа и мифа (например, сирена автомобиля в стихотворении Блока напоминает сирен, едва не погубивших гомеровского Одиссея).

Русский символистский роман


Степан Петрович Ильёв (1937 - 1994), доктор филологических наук, профессор Одесского государственного университета имени И.И. Мечникова, крупнейший в мире исследователь русского символистского романа

Особое явление в мировой литературе представляет собой русский символистский роман, к анализу которого неприменимы принципы реалистической критики. Ведущие поэты-символисты В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский, А. Белый стали авторами оригинальных, сложных по форме и содержанию романов, осснованных на эстетике символизма.


Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников)

Реалистично выписанный фон действия романа сочетается со сновиденческой стихией психики главного героя. Эротизм и страхи - вот что владеет и управляет Логиным. В его подсознание позволяют заглянуть полусны-полугрёзы. Герою иногда кажется, что он идёт по мосту через реку и проваливается. Показательно, что город, в котором живёт Логин, действительно разделён на две части рекой (подобно тому как раздвоено его сознание), а берега реки соединяет шаткий мост. При этом сам Логин живёт "на краю города, в маленьком домике". Клавдия, являющаяся одним из предметов его любовных переживаний, тоже живёт как будто у края - а именно у реки. Пространство романа замкнуто, ограниченно, создаётся впечатление, что кроме города, где живёт Логин, в мире больше ничего нет.

Замкнутость хронотопа - черта, присущая романам Достоевского (Петербург в "Преступлении и наказании", Скотопригоньевск в "Братьях Карамазовых"), - приобретает особенный смысл в контексте поэтики символизма. Герой романа существует в страшном замкнутом, а потому саморазрушающемся (как любая замкнутая система) мире, в котором нет и не может быть места добру и справедливости, а его преступление в конечном счете оказалось бессмысленным, ибо изначальная цель героя недостижима.


Кадр из фильма "Мелкий бес" (1995, режиссёр Николай Досталь)

Центральная фигура романа – провинциальный учитель Ардальон Борисович Передонов, сочетающий в себе черты чеховского Беликова и щедринского Иудушки. Прототипом главного героя стал учитель Страхов из города Вытегра Вологодской губернии (по другим данным - из города Великие Луки Псковской губернии), где Сологуб жил в 1889-1892 годах. Известно, что Страхов окончательно сошёл с ума в 1898 году.

Передонов оказался во власти злых иллюзий: не только люди, но и предметы в большом сознании героя становятся его врагами. Карточным королям, дамам и валетам он выкалывает глаза, чтобы не следили за ним. Передонову кажется, что его преследует Недотыкомка, пугающая его своей серостью и бесформенностью, и в конце концов она становится символом сущности окружающего мира:

" Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределённых очертаний, — маленькая, серая, юркая недотыкомка. Она посмеивалась, и дрожала, и вертелась вокруг Передонова. Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая ".

Интерсный факт: в 1899 году Сологуб написал стихотворение "Недотыкомка серая. ", что послужило поводом для необоснованных параллелей между Передоновым и самим Сологубом.

Отдельную линию романа составляют взаимоотношения ученика гимназии Саши Пыльникова, которого Передонов подозревает в том, что тот не мальчик, а девочка, и Людмилы Рутиловой. Именно слух о половом несоответствии Пыльникова рождает у озорной Людмилы сначала любопытство к юноше, а затем и чувство любви. Их взаимоотношения становятся предметом пересудов, чему немало способствует сам Передонов.

"Он замышлял все новые планы защиты от врагов. Украл из кухни топор и припрятал его под кроватью. Купил шведский нож и всегда носил его с собою в кармане. Постоянно замыкался. На ночь ставил капканы вокруг дома, да и в горницах, а потом осматривал их. Эти капканы были, конечно, сооружены так, что никто в них не мог попасться: они ущемляли, но не удерживали, и с ними можно было уйти. У Передонова не было ни технических познаний, ни сметливости. Видя каждое утро, что никто не попался, Передонов думал, что его враги испортили капканы. Это его опять страшило" .

Тем не менее, Передонов не представлен в романе как антигерой: страшно не существование психически нездоровых людей, а общества, которое вполне мирно с такими людьми уживается. Критик Владимир Боцяновский отмечал: ". страшит не этот маньяк, не сам Передонов, а то общество, которое нисколько не лучше его. Матери и невесты наперебой стараются его залучить в свою семью ". Сологуб также утверждал, что передоновщина является болезнью всей России.

Ярким событием литературы Серебряного века стал роман Валерия Яковлевича Брюсова "Огненный ангел" (1907), действие которого происходит германских землях 16 века. Любопытно, что этот роман имеет самое длинное в русской литературе второе название: "Правдивая повесть, в которой рассказывается о дьяволе, не раз являвшемся в образе светлого духа одной девушке и соблазнившем её на разные греховные поступки, о богопротивных занятиях магией, астрологией, гоетейей и некромантией, о суде над оной девушкой под председательством его преподобия архиепископа трирского, а также о встречах и беседах с рыцарем и трижды доктором Агриппою из Неттесгейма и доктором Фаустом, написанная очевидцем". В основу романа, написанного от первого лица, была положена мифологически преображённая и переосмысленная история реального любовного треугольника: в образе ландскнехта Рупрехта угадывается сам Брюсов, в образе Ренаты - Нина Петровская, в образе графа Генриха - Андрей Белый. Роман наполнен видениями и мистическими откровениями, одолевающими Ренату. Именной ей является "огненный ангел", воплощение которого она видит в графе Генрихе. В этом смысле роман, отражающий как будто реальные события, продолжает традиции готического романа. В частности, можно отметить влияние Э.Т.А. Гофман а и его романа "Эликсиры Сатаны". Первое издание романа было представлено в виде мистификации: Брюсов выдал себя за переводчика с немецкого языка подлинной рукописи 16 века.



Дмитрий Сергеевич Мережковский


Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаёв)

Читайте также: