Что положено в основу повести бедная лиза

Обновлено: 25.06.2024

Вопросы для обсуждения:


  1. Истоки сентиментальной прозыКарамзина.

Для Карамзина характерно внимание не только к английской и немецкой поэзии, но и к античности.

Лирическая манера повествования создает определенное на строение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж, созвучный настроениям героев, и особый интонационный строй речи, делающий прозу Карамзина мелодичной, музыкальной, ласкающей слух и действующей на душу читателя, который не мог не сопереживать героям.

Противники стилистической реформы Карамзина жестоко упрекали его в офранцужении русского языка — в чрезмерном засорении галлицизмами. Ориентация Карамзина на французский язык в первый период его литературной деятельности, действительно, принимала подчас характер механического перенесения в русский язык французских слов, выражений и оборотов, засорявших его не менее чем прежние славянизмы и латинизмы. Однако в дальнейшем сам Карамзин пытался освободиться от этого

Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей ‹…›: великолепная картина, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах… ›. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые ‹…› наделяют алчную Москву хлебом. ‹…›

Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. ‹…› Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях (1 , 605-606).

Внешний и внутренний конфликт повести

“Бедная Лиза” – повесть о трагической любви. Простая, крестьянская девушка Лиза, живущая в окрестностях Москвы, отправляется в город торговать цветами. Там она встречает молодого человека по имени Эраст. Они влюбляются друг в друга.

Сюжет повествования основывается на системе внутренних и внешних конфликтов. Внешний конфликт представляет собой социальное противоречие: он – дворянин, она – крестьянка. Герои страдают из-за общественных предрассудков, но затем начинают верить в то, что сила любви преодолеет их. И читателю в определенный момент кажется, что история любви будет иметь счастливый финал. Но в повести есть и другие конфликты, которые развивают действие трагическим образом. Это внутренний конфликт в душе Эраста, возникший из-за сложившихся жизненных обстоятельств. Герой уезжает в расположение действующей армии, а Лиза остается его ждать, поверив обещаниям и признаниям своего возлюбленного. Проиграв в карты деньги и имение, Эраст оказывается неспособным заплатить образовавшиеся долги. И тогда он находит единственный выход: жениться на богатой невесте. Лиза случайно узнает о предательстве и решает утопиться. Мотив самоубийства тоже был новым для русской литературы. Узнав о смерти любимой, Эрасмт мучительно переживает свое предательство. Об этом мы узнаем из концовки повести.

Эта история вызывает сочувствие в сердцах читателей к персонажам повести. Автор тоже сочувствует своим героям. Авторская позиция видна в названии повести. Эраста мы тоже не можем назвать отрицательным героем, этот образ вызывает сочувствие тем искренним раскаянием, которое он испытывает, осознав весь ужас своего поступка, глубину предательства, приведшего к смерти Лизы. Авторская позиция выражается и через прямые высказывания, принадлежащие в повести повествователю: “Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце”


  1. Система образов повести. Принципы изображения любовного чувства. Психологическая сложностьхарактеров.

Молоденькая, привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки, изготавливает холсты, в летнее время собирает ягоды и цветы, и носит все это на продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам. Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе, не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.\

Пожилая женщина, больная, сильно переживает смерть мужа. Очень добрая и чувствительная, любит и жалеет Лизу. Ее мечта – выдать замуж дочь за хорошего человека. Общительная старушка, любит вести разговоры с Эрастом. Ей нравится молодой человек, но она не представляет его Лизиным мужем, так как хорошо понимает социальное неравенство. Услышав о смерти дочери, сердце старушки не выдержало, и она умерла вслед за ней.

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которых узнал от Эраста. Это хороший и честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает Лизину могилку из самых светлых побуждений.

При жизни был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил трудиться, чему научил и свою дочь. Был любящим мужем и заботливым отцом, его смерть принесла семье много страдания.

Богатая вдова

Автор вскользь упоминает об этой даме. Это уже пожилая женщина, давно влюблена в молодого офицера. Чтобы окончательно не разориться, Эраст женится на ней.

Молоденькая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать матери деньги, и объяснить ей причину своего поступка. Растерявшаяся от безумной речи Лизы, от ее внезапного броска в реку, Анюта не сумела оказать помощь тонущей соседке, и с плачем побежала в деревню за помощью.

Пейзаж – это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.


  1. Речевая характеристика, мимика, жест, художественная деталь как средства создания образа. Портрет и его роль вповести.

Герой повести Карамзина – отнюдь не злодей, не насильник и не расчётливый, коварный соблазнитель. Он действительно увлёкся Лизой, искренне восторгался её красотой, её душевной чистотой, её нравственным обликом.

В образе Эраста впервые намечен тип разочарованного русского аристократа, предшественника Онегина, Печорина и т.д. В образе Эраста Карамзин изображает противоречия человеческого характера.

Карамзин психологически достоверно раскрывает процесс зарождения и развития чувства у своих героев. Средствами создания психологической сложности их характеров выступают динамика и изменчивость чувства, портрет, пейзаж (природа – действующее лицо повести), речевая характеристика, интонация, мимика, жест, художественная деталь:

 «Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери своей побежала на погреб – принесла чистую кринку, покрытую чистым деревянным кружком, – схватила стакан, вымыла, вытерла его белым поло-

тенцем, налила и подала в окно, но сама смотрела в землю. Незнакомец выпил – и нектар из рук Гебы не мог показаться ему вкуснее. Всякий догадается, что он после того благодарил Лизу и благодарил не столько

 «Эраст выскочил на берег, подошёл к Лизе и – мечта её отчасти исполнилась: ибо он взглянул на неё с видом ласковым, взял её за руку… А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим

 «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из неё вышла. На лице и во всех её движениях обнаруживалась седечная радость. "Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как всё ве-

Несмотря на то, что социальная тема в повести теряет свою остроту, переходя в любовную историю, Карамзин проявил определённую смелость, утверждая внесословную ценность человека. Мало того, открытие насчёт умения любить, встречаемого и среди крестьянок, наводило на мысль о том, что у крестьян, у народа есть какие-то личные функции, неподнадзорные, неподвластные монарху и не имеющие прямого отношения к исполнению своего долга в обществе.

История создания

Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.

Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:

Жанр и направление

Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.

Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.

Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.

Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).

Предательство Эраста

Конфликт

Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.

Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.

Отрицательные черты

Главные герои и их характеристика

Образы героев повести Бедной Лизы

Образы Бедной Лизы Карамзина

Между обычной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом завязываются любовные отношения.

Молодой человек отправляется на войну, где проигрывает в карты практически все свое состояние. Спасти его может только брак с богатой невестой.

Эраст бросает Лизу, которая с горя кончает жизнь самоубийством. Лиза и Эраст — главные герои романа. Кроме них в произведении схематично представлен лишь образ матери Лизы.

Полюбив Эраста, Лиза отдает себя отчет в том, что брак между крестьянкой и дворянином невозможен. Лишь под влиянием нежных признаний молодого человека в вечной верности она отдается ему. После этого Лиза не представляет себе жизни без любимого, буквально дышит им.

Постепенно охлаждение Эраста становится трагедией для Лизы. Наивная девушка не может понять, чем оно вызвано. Еще одним ударом становится для нее известие об отъезде молодого человека на войну. Лиза готова ждать любимого в надежде, что после они уже никогда не расстанутся.

Случайная встреча с вернувшимся Эрастом, его отречение от прежних обещаний и грубая денежная подачка были для Лизы полной неожиданностью. Девушка в один момент лишилась всего самого дорогого. Она не видела смысла жить дальше и в отчаянии утопилась. Трагический образ Лизы олицетворяет собой судьбу всех женщин, брошенных любимыми. Образ усилен разницей в социальном положении девушки и молодого человека.

3. Эраст. Эраст — молодой беспечный представитель высшего сословия. Ему уже давно наскучило дворянское общество и великосветский образ жизни. Лиза становится для него тем волшебным идеалом, который он безуспешно ищет. В душе Эраст — честный и благородный человек. Поначалу он не имеет никаких грязных мыслей в отношении Лизы, с уважением относится к ее матери. Рядом с чистой и простодушной девушкой дворянин полностью забывает о своем происхождении.

В сцене последнего разговора с девушкой дворянин предстает в совершенно ином облике. Теперь это — бездушный расчетливый человек, который не стесняется откупиться от обманутой им Лизы деньгами. После самоубийства Лизы Эраст чувствует горькое раскаяние. Наказанием для него становится несчастливая судьба.

4. Мать Лизы. Старушка-мать — второстепенный образ в романе. Это женщина, безгранично любящая свою единственную дочь и желающая ей только добра. Крестьянка не смогла предугадать к чему приведут отношения между Лизой и Эрастом, которого она считала очень хорошим человеком. Мать Лизы мечтала найти для нее достойного жениха из своей среды. Известие о самоубийстве дочери стало для нее непереносимым ударом, который бедная старушка не смогла пережить.

Темы и проблемы

  • Восприятие мира через призму чувств
    . Автор детально описывает чувства героини, делая ее более живой и понятной читателю. Настроение Лизы часто совпадает с погодой и окружающим миром. Когда она счастлива, то замечает, как вокруг хорошо. Когда она чувствует себя потерянной, то и обстановка, в которой она находится, соответствует ее состоянию. Пейзаж в сентиментализме играет самостоятельную роль, как хор в античном театре.
  • Любовь — основная тема произведения
    . Романтическая линия сюжета является в данном произведении основной. На примере любовной драмы Карамзин раскрывает персонажей и проблемы. Любовь как самое сильное чувство становится для Лизы и благословением, и голгофой.
  • Социальное неравенство
    . Лиза, будучи бедной крестьянкой, влюбляется в зажиточного дворянина. Они не могут быть вместе, потому что они из разных слоев общества, которое не готово принять подобный союз. Поэтому Лиза не строит воздушных замков относительно их совместного будущего, хотя и мечтает о нем. Она даже представляла себе, что было бы, если бы Эраст был таким же крестьянином, как она.
  • Город – деревня.
    Такое противопоставление часто встречается в искусстве. В данном произведении город – Москва – становится пристанищем соблазна, который утягивает Эраста. Сельская местность же наполнена чистотой и красотой, там можно обрести спокойствие. И люди там другие – более искренние и невинные. Именно поэтому молодой дворянин и обращает внимание на Лизу. Он пресытился городской суетой и готов наслаждаться дивными природными пейзажами. В городе природа не реализуется как отражение чувств, в отличие от деревни, где каждый пейзаж означал какие-либо эмоции героев.
  • Совесть
    . Эраст до конца своих дней не смог себя простить за гибель Лизы и страдал до самой смерти. Так, его безответственные поступки и жестокие слова обернулись горем в первую очередь для него.
  • Нравственность
    . Однозначно молодой дворянин осуждается рассказчиком, который задается вопросом, может ли что-то оправдать Эраста? Поступки избранника Лизы на протяжении всего произведения легкомысленны и прозаичны. Но главная героиня тоже не безгрешна: она отдается мужчине, с которым, как она сама признает, будущего у нее нет. И Эраст, и Лиза рушат свои жизни, не давая себе полного отчета в своих действиях.
  • Внутренний мир
    . Такие героини, как Лиза и ее мать, строят весь свой мир вокруг одного человека. Обычно подобные люди не очень образованы и развиты, что неудивительно для крестьянок. И поэтому все свои переживания и чувственную натуру Лиза посвящает Эрасту, реальному и нереальному, близкому и далекому.
  • Социальное неравенство
    . Мог ли Эраст взять Лизу в жены? Нет, но он и не рассчитывал. Он, как и Лиза, понимал, что это невозможно в том обществе, в котором они жили, поэтому он говорил, что хочет жить с ней, как с сестрой. Эраст становится заложником того уклада, в котором он родился и вырос, в какой-то мере он тоже жертва. Но молодой человек безвольный и слабохарактерный, он будто плывет по течению. Лиза же, пускай и не имеет образования и состояния, духовно оказывается выше возлюбленного.
  • Бедность
    . Отсутствие средств к выживанию заставляет молоденькую девушку работать не покладая рук. Эраст, который в начале произведения являлся зажиточным дворянином, быстро теряет деньги и влезает в долги. Нищенское положение юноши заставляет его сделать предложение пожилой, но богатой вдове. Эрасту неоткуда и не от кого ждать помощи, и ему приходится выживать таким неблагородным способом.

Главная мысль

Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.

Положительные черты

Эраст способен к возрождению. Именно это происходит с ним, когда он встречает на своем жизненном пути Лизу. Рассказчик, лично знакомый с Эрастом, отмечает, что тот по природе своей имел доброе сердце. Эраст искренне влюбляется в девушку и стремится быть с нею рядом везде и всегда. Его даже не пугает то, что они принадлежат к разным сословиям. Герой причиняет боль возлюбленной неосознанно. Эраст не виноват в том, что его чувства к Лизе остыли. Герой стал понимать, что их взаимоотношения ни к чему не приведут. Поэтому рассказчик не винит Эраста в том, что он разлюбил Лизу. Повествователь не может сказать, что в трагических отношениях между героями виноват Эраст, его нельзя проклинать за случившееся.

Эраст – не отрицательный персонаж, так как он имеет способность чувствовать и переживать. Когда Эраст узнает о самоубийстве Лизы, он чувствует свою вину. До конца своей жизни он ощущает себя причастным к гибели прекрасной девушки.

Все поступки героя мотивированы окружающим обществом, а не особенностями характера отдельной личности. Эраст является заложником той среды, в которой он рос и жил, поэтому его нельзя назвать виновным в том, что произошло с бедной Лизой.

Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.

Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.

Произведение Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" было написано в 1792 г. и в июне того же года опубликовано в "Московском журнале". Повесть стала одним из лучших художественных достижений русского сентиментализма.

В России уже давно хорошо знали и любили зарубежные сентиментальные романы. Карамзин сам активно занимался переводами европейских авторов и решил сделать попытку описать русскую жизнь, чувства и переживания русских людей.

Успех "Бедной Лизы" был невероятным. В конце XVIII - начале XIX вв. повесть Карамзина считалась самой популярной и читаемой в России.

М. Н. Карамзин

Литературное направление

Предшествовавшее сентиментализму классицистическое направление, в основе которого было рациональное, утомило читателей поучениями. Сентиментализм (от слова чувства) отражал мир чувств, сердечную жизнь.

Чувства Лизы ясны и понятны: она живёт своей любовью к Эрасту. Чувства Эраста более сложны, он сам их не понимает.

Сначала он хочет полюбить просто и естественно, как он читал в романах, потом обнаруживает физическое влечение, которое разрушает платоническую любовь.

М. Н. Карамзин

Главная тема произведения - несчастная любовь. Тема раскрывается в истории простой крестьянки Лизы, которая живет вдвоем с матерью. Из-за смерти отца девушка вынуждена заниматься любой доступной ей работой: рукоделием, сбором и продажей цветов и ягод.

Роковым событием в судьбе Лизы является встреча с дворянином Эрастом. Это молодой беспечный юноша, которому уже успел наскучить высший свет. В мечтах Лиза представляется ему романтическим идеалом чистой и светлой любви.

Тайные встречи и прогулки приводят к закономерному итогу: молодые люди влюбляются друг в друга. В конце концов Лиза теряет невинность. Наивная девушка считает, что это навсегда связывает ее с юношей. Однако Эраст после случившегося заметно охладевает к возлюбленной. Он начинает относиться к Лизе, как к простому источнику наслаждения.

Встречи между влюбленными происходят все реже. Однажды Эраст сообщает Лизе, что должен ехать на войну. Девушка безгранично верит ему и начинает терпеливо ждать возвращения.

Эраст тоже не добился счастья. До самой смерти он считал себя главным виновником гибели доверившейся ему девушки.

Проблематика

М. Н. Карамзин

Кармазин оставался убежденным сторонником необходимости социального неравенства. Однако невольно он поставил в повести проблему любовных взаимоотношений между разными сословиями.

Любовь Лизы и Эраста с самого начала была обречена. Девушка предчувствовала это: " . тебе нельзя быть моим мужем! . Я крестьянка", но полностью доверилась любимому. Эраст по беспечности даже не задумывался о последствиях своего романа с простолюдинкой.

Даже если бы Эраст не обманул Лизу, они все равно не смогли бы жить вместе. В лучшем случае девушку ждала судьба господской содержанки.

Главные герои

Эраст – молодой дворянин. Его характер прописан разносторонне. Эраста нельзя назвать негодяем. Он просто слабохарактерный юноша, который не умеет противостоять жизненным обстоятельствам, бороться за своё счастье.

Лиза – крестьянская девушка. Её образ не прописан так подробно и противоречиво, остаётся в канонах классицизма. Автор сочувствует героине. Она трудолюбива, любящая дочь, целомудренна и простодушна.

С одной стороны, Лиза не хочет огорчать мать отказом выйти замуж за богатого крестьянина, с другой – покоряется Эрасту, который просит не говорить матери об их отношениях.

Образ автора-рассказчика – это связующее звено между героями и читателями. Он сочувствует героям, горюет вместе с ними, но никого не осуждает.

Сюжет и композиция

М. Н. Карамзин

Хотя внимание писателя сосредоточено на психологии героев, для сюжета важны и внешние события, которые приводят героиню к гибели. Сюжет повести незамысловат и трогателен: молодой дворянин Эраст влюблён в крестьянскую девушку Лизу. Их брак невозможен из-за сословного неравенства. Эраст ищет чистой братской дружбы, но сам не знает своего сердца.

Эраст осознаёт свою вину и страдает до конца своей жизни.

Основные события повести занимают около трёх месяцев. Композиционно они оформлены рамкой, связанной с образом рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера события случились 30 лет назад. В конце повести рассказчик снова возвращается в настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста.

Стиль

В тексте Карамзин использует внутренние монологи, часто слышен голос повествователя. Пейзажные зарисовки гармонируют с настроением героев и созвучны событиям.

Карамзин был новатором в литературе. Он был одним из создателей современного языка прозы, приближенного к разговорной речи образованного дворянина. Так говорят не только Эраст и рассказчик, но и крестьянка Лиза и её мать. Сентиментализм не знал историзма.

Жизнь крестьян очень условна, это какие-то свободные (не крепостные) изнеженные женщины, которые не могут обрабатывать землю и покупают розовую воду.

Цель Карамзина была показать чувства, равные для всех сословий, которые не всегда может контролировать гордый разум.

История создания и смысл названия

Считается, что на создание этой великой повести Николая Михайловича подтолкнула зарубежная литература, с которой он познакомился в своём путешествии по Европе. Однако писатель понимал, что задатки сентиментализма не будут восприняты русским народом, поэтому решил добавить что-то такое, что нашло бы отклик в сердцах людей. Именно поэтому в повести присутствует не только повествование о чувствах главной героини, но и описание природы.

Сюжет произведения основывается на одной девушке, которая не смогла пережить измену возлюбленного и покончила с жизнью. Карамзин стал первым русским писателем, в произведении которого нет счастливого конца. Такая особенность подарила повести и автору популярность среди русского народа.

Суть: о чём повествуется

В настоящее время людей нельзя удивить сюжетом произведения, однако в конце XVIII века оно произвело настоящий фурор. В повести Карамзина повествуется о нелёгкой судьбе бедной девушки.

Знакомство Лизы и Эраста

Обычная крестьянка Лиза вынуждена работать целыми днями, чтобы хоть как-то прокормить себя и маму. Девушка собирает ландыши и продаёт их в Москве за гроши. Там же её замечает Эраст, который влюбился в Лизу с первого взгляда.

Молодая пара проводит много времени вместе, однако чувства Эраста быстро прошли. Изначально он видел в ней ангела, который очень сильно отличается от напыщенных дворянских дам. Когда Лиза отдаётся герою, то он сразу же теряет к ней всякий интерес. Сначала Эраст всячески пытался избежать встречи с девушкой, а после и вовсе сказал, что ему необходимо уехать в другой город вместе с полком.

Лиза всеми силами пытается отговорить своего возлюбленного от поездки. Однако Эраст заявляет, что отказ от службы сулит ему позор. Девушке пришлось смириться с неизбежной разлукой. Она очень тосковала, но старалась не показывать этого матери, чтобы лишний раз не волновать её.

Однажды Лиза отправляется в Москву, чтобы купить необходимые лекарства. К её удивлению, там же встречает возлюбленного, который заявляет, что они больше не могут быть вместе. Оказывается, Эраст уехал не на службу, а просто отдохнуть. В Москве он настолько увлёкся игрой в карты, что потерял всё своё состояние.

Тогда парень решил жениться на старой вдове, чтобы хоть как-то улучшить своё положение. Лиза не смогла принять измену возлюбленного. Девушка попросила одну знакомую передать лекарства и извинения маме, а сама решила утопиться в пруду. К сожалению, спасти героиню так и не удалось, а Эраст винил себя до конца жизни в смерти Лизы.

Тематика произведения

Социальное неравенство пары

  • Восприятие мира через призму чувств. Писатель старался передать чувства героини так, чтобы они были понятны читателям. Настроение Лизы часто перекликается с погодой. Если героиня счастлива, то и обстановка вокруг неё благоприятная. Если же у Лизы плохое настроение, то и всё вокруг ей кажется каким-то мрачным и печальным.
  • Любовь является главной темой произведения. За развитием отношений Лизы и Эраста читатель может наблюдать на протяжении всей повести. К сожалению, именно такое возвышенное чувство, как любовь, погубило главную героиню.
  • Социальное неравенство. Лиза была простой крестьянкой, в то время как Эраст происходил из зажиточной дворянской семьи. Хоть у героев и были романтические отношения, но сама девушка понимает, что у них нет продолжения, хоть и надеется на него. Герои были из разных социальных сословий, поэтому общество бы никогда не приняло такой союз.
  • Город — деревня. В повести Карамзина город — Москва, в которой очень много соблазна и разврата. Деревня же показана, как некое спокойное место, в котором живут добрые и отзывчивые люди. Именно поэтому Эраст обращает внимание на Лизу. Ему кажется, что девушка во всём отличается от зажиточных дворянок. Пейзажи города не имеют никаких эмоций, в то время как каждый уголок деревни имеет свои чувства и эмоции.

Проблематика повести

Также стоит уделить особое внимание проблемам, которые поднимает автор в своём произведении. В повести присутствуют такие из них, как:

  • Совесть. Эраст всю жизнь не мог простить себе смерть возлюбленной. Герой понял, чем обернулось его жестокое обращение с девушкой.
  • Нравственность. Карамзин осуждал молодого дворянина за его поступки. На протяжении всего произведения Эраст был легкомысленным. Однако Лизу тоже нельзя считать безгрешной. Девушка прекрасно понимает, что будущего с возлюбленным у неё нет, но всё равно отдаётся ему. Лиза и Эраст сломали себе жизнь необдуманными поступками.
  • Внутренний мир. Лиза и её мать посвящают всю свою жизнь лишь одному человеку. Главная героиня не думает о своей судьбе и делает всё лишь для того, чтобы угодить возлюбленному.
  • Социальное неравенство. Эраст не мог взять Лизу в жёны, потому что понимал, какое осуждение будет со стороны общества. Именно поэтому герой говорил девушке, что в дальнейшем хочет с ней жить, как с сестрой. Эраст стал узником такого уклада и не мог сделать выбор. Однако герой был слабохарактерным, поэтому решил подчиниться общественным устоям.
  • Бедность. В начале произведения перед читателями предстаёт Лиза, которая из-за своего бедного положения вынуждена работать не покладая рук. Изначально Эраст был зажиточным дворянином и ни в чём себе не отказывал. Когда юноша проиграл все свои деньги в карты, то решил сделать предложение старой вдове, имеющей большое состояние. Герой больше не видел выхода из своего положения, поэтому решил улучшить его таким неблагородным способом.

 Эраст был легкомысленным

Основная мысль

Карамзин пытался донести до читателей, что и простой народ способен чувствовать не меньше, чем люди с высшим социальным статусом. Автор учит людей быть более гуманными друг к другу вне зависимости от сословий. Эгоизм Эраста погубил его самого, Лизу и её мать. Юноша не думал, чем может обернуться его привычная жестокость.

Смысл повести заключается в том, что нужно быть гуманнее к человеку, даже если он родился не в богатой семье. Если бы Лиза была дворянкой, то их дальнейшая жизнь с Эрастом была бы счастливой. Однако общественные устои и разделение по социальному признаку не позволили возлюбленным быть вместе дальше.

Жанр, композиция и направление

Писатель Карамзин

Композиция — кольцевая, так как произведение начинается и заканчивается описанием элементов пейзажа.

Особенности языка

Карамзин пытался избавить разговор героев произведения от старославянских и церковных выражений. Однако он упустил то, что дворянин и крестьянка разговаривают на одном и том же уровне. На тот момент в литературе не особо сильно была заметна разница языка высших и низших слоёв общества, хотя в жизни это различие довольно сильной ощущалось. Автор использовал такие средства художественной выразительности, как:

Общение Лизы и Эраста

Читайте также: