Что подразумевается под рецепцией права

Обновлено: 04.07.2024

Ердомаев Г.Г., аспирант кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Статья представляет собой комплексное исследование рецепции международного права в конституционном праве РФ. Подробно рассматривается история рецепции права в российской правовой системе, дается определение рецепции права как формы взаимодействия нормативных систем, ее функции, устанавливается связь международного права и источников российского конституционного права.

Erdomaev G.G. Reception as a form of interaction of international and constitutional law of the Russian Federation.

Значительная часть государств мира в процессе развития своей правовой системы раньше или позже прибегает к использованию рецепции как способа ее развития и обогащения. В Древней Греции и Древнем Риме, в государствах Древнего Востока активно заимствовали и применяли наиболее проработанные для своего времени правовые институты и нормы права ; во многом путем рецепции римского права происходило становление правовых систем государств средневековой Европы . Правовая система России также все время активно модернизировалась и развивалась под влиянием более развитых нормативных систем. Так, после принятия христианской религии в Киевской Руси в русское право активно проникают нормы греко-римского законодательства (Эклоги , Прохирона, Судебника Константина и т.д.). Однако в те времена традиционность и устойчивость правовой системы русского общества привели к тому, что заимствование осуществлялось механически, без глубокой переработки реципируемых актов и норм, зачастую заимствовалась только юридическая техника , а не теория. Тем не менее определенное влияние византийское (а также литовское) право оказало и на Судебник 1497 г., и на Соборное уложение 1649 г. Например, структура Уложения напоминает систему Кодекса Юстиниана - сначала идут нормы, касающиеся вопросов вероисповедания, затем нормы государственного права далее процессуальные нормы, завершаясь нормами уголовного права.

См., напр.: Пахман С.В. История кодификации гражданского права. Т. 1, 2. СПб., 1876. С. 64; Кычанов Е.Н. Основы средневекового китайского права. М., 1986. С. 247; Нерсесянц В.С., Муровцев Г.И., Мальцев Г.В. и др. Право и культура. М., 2002. С. 101 - 113.
См., напр.: Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. М., 1898. С. 61; Иеринг П. Значение римского права для Нового мира. СПб., 1875. С. 4.
Милов Л.В. Византийская эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. IVS ANTQVVM. 1998. N 1(3). С. 113.
Сологубова Е.В. Влияние римского права на российское гражданское процессуальное законодательство // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1997. N 2. С. 29 - 30.

Во времена царствования Петра I в России начинается новая рецепция иностранного права. Масштабы заимствования из шведского, французского, немецкого и датского права поражали современников . Активно проводились работы по кодификации законодательства, право было разделено на отрасли по западному образцу, в большом количестве появились новые, ранее неизвестные правовые институты и нормы. Письменным нормативно-правовым актам стало отдаваться явное предпочтение перед источниками обычного права, каузальные предписания практически повсеместно стали заменяться абстрактно-общими, а архаичные ритуалы - формализованными процедурами . Как указывал дореволюционный историк права Ф. Леонтович, "русское законодательство с Петра Великого действительно подчиняется влиянию законодательств западноевропейских - черта, до известной степени отличающая новое русское законодательство от древнего, допетровского" . Однако с учетом значительного предыдущего отставания российской государственно-правовой традиции от европейской столь масштабная рецепция не могла не привести к определенным негативным последствиям для государственно-правового строительства. "Внешне привлекательные заимствования ломали естественный ход жизни Русского государства и права, выступая тормозом самостоятельного развития России" .

Белобородова И.П. Этноним "немец" в России: культурно-политический аспект // Общественные науки и современность. 2000. N 2. С. 98 - 102.
Исаев И.А. История России: Правовые традиции. М., 1995. С. 72 - 152.
Леонтович Ф. История русского права. Вып. 1. Одесса, 1869. С. 11.
Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 114.

Следующей формой рецепции было заимствование после революции 1917 г. идей и принципов социалистического строительства, которое, следует подчеркнуть особо, осуществлялось без заимствования собственно правовых норм, на уровне рецепции догмы. В этот период вырабатывается следующее определение рецепции права: "Это заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху. В отличие от насильственного привнесения чужеземного права (в результате войн или колониальных захватов) рецепция права представляет собой восприятие более развитых правовых форм в силу исторической преемственности и связи правовой культуры государств, социально-экономические условия которых сходны" . Следует отметить, что очередная Конституция СССР была принята в 1977 г. именно после активного участия Советского Союза в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки.

Большая советская энциклопедия / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1975. С. 67.

Рецепция права выполняет разные функции. Наиболее важной, основополагающей является функция субсидиарного правообразования, поскольку к рецепции прибегают, как правило, в тех случаях, когда пробелы в регулировании общественных отношений в той или иной области слишком велики и обширны и регулирование которых при помощи имеющихся правовых средств представляется затруднительным, если вообще возможным. В науке обоснованно отмечается, что международное право, а также другие международные нормативные конструкции, выдвигающиеся сегодня на первый план в системе ценностей мирового сообщества, являются необходимым инструментом поддержания порядка в сложной системе международных отношений . Поэтому функция субсидиарного правообразования направлена на заимствование существующих в международной нормативной системе правовых норм и институтов, доказавших в ходе многолетней практики свою эффективность и незаменимость.

Лукашук И.И. Глобализация и международное право // Международное право. 2001. Специальный выпуск. С. 25.

Можно выделить также интеграционную функцию рецепции. Сейчас, когда экономические системы всех государств планеты тесно переплетаются и политическое устройство их также все более и более унифицируется, дело осталось только за гармонизацией правовых систем (некоторые ученые еще определяют этот процесс как "правовую конвергенцию" , которую понимают как "интеграцию достоинств и позитивных разработок различных правовых систем"), что является особенно актуальным в современных условиях глобализации.

Маркова-Мурашова С.А. Существование и взаимодействие правовых систем современности в условиях правовой конвергенции // Юрист-Правоведъ. 2005. N 1. С. 21, 22.

Не менее важной является историческая функция рецепции права. Применительно к рецепции римского права или другим известным в истории масштабным правовым заимствованиям она означает возможность сохранить и передать правовой опыт как другим государствам, так и другим поколениям. Применительно же к рецепции международного права историческая функция означает возможность для государств пользоваться апробированными и доказавшими свою эффективность правовыми средствами.

Следующий вопрос, который необходимо осветить в рамках данной статьи, - это вопрос о видах рецепции права. На настоящее время в науке выделяют следующие виды рецепции права : полная (или системная) рецепция (субъект рецепции заимствует широкие правовые массивы, зачастую с полным вытеснением своей правовой системы; подобные процессы имели место в ходе колонизации стран Африки и Азии и в России никогда не имели места) и частичная рецепция (при которой происходит модернизация национальной правовой системы с заимствованием наиболее проработанных правовых институтов и норм). Другим критерием для классификации можно выделить признак добровольности или принудительности рецепции. Так, при создании Гражданского кодекса Аргентины его создатели руководствовались нормами кодекса Наполеона и комментариями к нему ; гражданское законодательство Японии создавалось под влиянием Германского гражданского уложения, а гражданское законодательство Турецкой республики - под влиянием швейцарского Гражданского кодекса. Напротив, после поражения во Второй мировой войне в Конституцию Японии 1947 г. под явным воздействием США и Великобритании были включены положения, характерные для системы общего права, такие, как "нерушимость и вечность основных прав граждан", построение парламента по британскому образцу и т.д.

Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. С. 191.
См.: Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 296.
Ткаченко С.В. Правовые реформы в России: проблемы рецепции права. Самара, 2007. С. 13.

Прежде чем перейти к конкретным примерам рецепции международного права в правовой системе России, необходимо определиться с самим понятием правовой системы. Ни в науке, ни в практике российского конституционного права нет четкого, однозначного определения понятия "правовая система", более того, зачастую понятие "правовая система" употребляется в разных значениях. Так, например, В.К. Бабаев рассматривает правовую систему как совокупность юридической науки, права и выражающего его законодательства, правовых отношений, юридической практики и юридической техники . Ю.А. Тихомиров считает, что в правовую систему включаются следующие компоненты: "а) правопонимание - правовые взгляды, правосознание, правовая культура, правовые теории и концепции; б) правотворчество как познавательный и процессуально оформленный способ подготовки и принятия законов и иных правовых актов; в) правовой массив - структурно оформленную совокупность официально принятых и взаимосвязанных правовых актов; г) правоприменение - способы реализации правовых актов и обеспечения законности" . Однако наиболее приемлемой представляется точка зрения Г.В. Мальцева, согласно которой правовая система состоит из "трех китов" - правовая норма, правоотношение и правовая идея . Соответственно этой идее мы считаем, что рецепция в российской правовой системе осуществляется на всех трех указанных уровнях - рецепция правовых норм (о которой подробно далее), рецепция правоотношений (особенно отчетливо этот процесс заметен на примере российского избирательного права и приведения его в соответствие с международными и европейскими стандартами) и рецепция правовых идей и правосознания (на примере прав заимствования идеи прав человека или общепризнанных принципов международного права).

Общая теория права / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 85.
Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999. N 8. С. 6.
Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 10.

Закрепление в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации включаются в ее правовую систему в качестве составной части, стало одной из наиболее заметных новелл Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим положением только в Конституции можно отметить следующие примеры реципированных из международного права норм. Так, принцип суверенного равенства государств закреплен в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит, что "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов". Более развернутое определение он получил в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, от 24 октября 1970 г., в которой указано, что принцип суверенного равенства государств включает в себя положение о юридическом равенстве государств. В российской же Конституции это положение нашло отражение еще в преамбуле: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, утверждая права и свободы человека. исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. принимаем Конституцию Российской Федерации". В ч. 2 ст. 4 указывается, что "Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации", этому же положению вторит ч. 2 ст. 15: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Но главное утверждение содержится в ч. 1 ст. 15: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Право народов на самоопределение закреплено в п. 2 ст. 1 Устава ООН, а также в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. . В Конституции РФ это нашло свое отражение в преамбуле, где указано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации. исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. принимаем Конституцию Российской Федерации". Далее, в ч. 1 ст. 3 установлено, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является весь ее многонациональный народ". Эта позиция была подтверждена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П, в котором говорится, что "конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение" . При этом Конституция не оставляет без внимания вопросы внутреннего самоопределения народов Российской Федерации. В ч. 3 ст. 5 указывается: "Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации". Считаем обоснованным, что народы и нации, проживающие в России, имеют право на внутреннее самоопределение, без нарушения территориальной целостности государства и его политического единства.

См.: Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 1.
Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.

Принцип pacta sunt servanda есть краеугольный камень современного международного права. Помимо Устава ООН, Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., он содержится и в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться" . В российской Конституции этому положению соответствует уже упоминавшаяся ч. 4 ст. 15, а также ч. 2 ст. 125, где указано, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации только не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1986. N 37. Ст. 772.

Отдельно следует остановиться на закреплении правового статуса человека и гражданина, которое происходило не только на уровне заимствования норм, но и путем заимствования правовых идей. Именно под влиянием международного права (помимо уже упоминавшихся актов, это Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г., Международная конвенция по ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Декларация ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., и множество других международных правовых актов) в российскую Конституцию (впервые в истории) включено положение: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства" (ст. 2). Как уже отмечалось, в Конституции этот процесс носит характер приведения в соответствие с международно-правовыми стандартами. Так, даже порядок расположения норм о правах человека в Конституции РФ соответствует международным стандартам - ч. 3 ст. 19, ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ст. 27 - 33 располагаются в той же последовательности, что и нормы ст. 6, 7, 9, 12, 18, 19, 20, 21, 22, 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Рецепция права как необходимый инструмент развития правовой системы / Ткаченко С.В. Российские правовые реформы 90-х годов ХХ века основаны на полномасштабной рецепции западного права в российскую правовую систему.

Необходимо признать, что ни один инструмент и институт права (за исключением, пожалуй, права собственности) не приковывал к себе такого внимания и не вызывал жарких споров как в самой науке, так и в обществе.

С рецепцией связывались надежды на построение правового государства, на обретение государственного могущества, на обоснование привилегированного положения среди государств, имперские амбиции, на выход из кризиса, на упрощение подчинения колоний и оккупированных государств, на разграбление природных ресурсов и прочих богатств страны, на уничтожение вражеской державы либо стратегического противника, на установление превосходства над реципиентом. Рецепцию обвиняли и в уничтожении национального права, в его радикальном упрощении, в потере самостоятельности и самобытности общества, в уничтожении, в ухудшении его нравов, правовой ментальности.

Конечно, такая рецепция особенно актуальна для всего постсоветского пространства. Известно, что новые конституции Казахстана, Армении и Молдовы заимствовали всю систему органов власти из конституции Французской Республики. В России, Беларуси, Кыргызстане воспринята на концептуальном уровне французская модель сверхсильного президента-арбитра, стоящего над властями. Конституция США во многом концептуально повлияла на новый Основной Закон Грузии, где впервые на постсоветском пространстве отказались от правительства как обособленного от главы государства органа.




Однако есть и обратная сторона медали. Полномасштабная рецепция почти всегда приводит к ухудшению правового климата в обществе реципиента, к серьезнейшим кризисным явлениям. Этот факт объясняется тем, что каждая комплексная правовая традиция прилагает колоссальные усилия по упорядочению человеческой жизни, причем делает это на протяжении весьма длительного времени. Укорененная правовая традиция обеспечивает людям столь многое и в таком объеме, в котором другие социальные институты сделать это не в состоянии.

Кроме того, зачастую настоящие желания правящей элиты, проводящей модернизацию права, радикально расходятся с упованиями общественности. Силовое насаждение чуждых народу как по форме, так и по содержанию правовых ценностей приводит к сильнейшей деформации правового общественного сознания и закономерной утрате доверия к государству и политической элите.

В толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова рецепция определяется как усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде.

Изначально, после падения римской империи в 476 г. , её территорию стали заселять варварские племена. Появляются первые германские королевства, где господствует обычное право. Возникают сложности с совмещением норм римского и германского права. Постепенно, римское право воспринимается молодыми государствами, со временем всё крепче закрепляясь в их системах права.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в неприкосновенном виде стать законом общества, в котором уже начали развиваться буржуазные отношения. Поэтому римское право в период его рецепции подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке. Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы и располагались в стройном порядке. Такая переработка являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но со временем современное право всё дальше отходило от истинного римского права.

Тексты римского права явились основой, на которой развивалась в XVIII-XIX вв. общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора, вины, понятия и защиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Однако самих этих теорий в римском праве не было.

Таким образом, римское частное право оказало могущественное влияние на всё дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. Оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из основных факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу.

Одна из основных современных правовых семей – семья континентального права (или романо-германская) – возникла под влиянием римского права. Об этом говорит римская традиция деления права на отрасли, выделения частного и публичного права, а также кодификации источников права. Многие институты континентальной правовой системы основаны на институтах римского права. Кроме того, особое место занимает юридическая доктрина.

В своём развитии Романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха римской империи – XII в. : зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. до н. э. ), господство в Европе архаических способов решения споров – поединков, ордалий, колдовство и т. д. , фактическое отсутствие права.

2) XIII-XVII вв. : возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти.

Сегодня к семье континентального права относятся правовые системы Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швейцарии, а также России и других стран.

В рамках юридической типологии возможна и целесообразна последующая классификация, которая учитывала бы конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем. Классификацию правовых систем современности следует рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, то есть, разделить ее на несколько правовых групп. Например, в Романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права; в правовой семье общего права выделяют группу английского права и группу американского права. Еще более дробную внутрисемейную классификацию дает академик Кнап. Различит, например, в Романо-германской правовой семье следующие группы (сферы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный на сегодняшний день перечень правовых систем современности представлен в международной энциклопедии сравнительного права. Юрист, прежде всего, занимаясь этими проблемами, должен определить родословие правовых систем и далее проследить их дальнейшее географическое распространение – реципирование. Если обратиться к правовой карте мира, то можно увидеть, что две трети земного шара живет по первоначально реципированным правовым системам, восходящих к Романо-германскому или английскому общему праву. В основу классификации могут быть, во-первых, положены более широкие или даже наоборот – более узкие исходные географические сферы, и, во-вторых, критерии могут носить не географический, а исторический характер. В-третьих, в качестве критериев могут выступать собственно юридические институты и отрасли права, то есть в поисках развернутой классификации могут использоваться самые разнообразные факторы, начиная с этических, культурных, географических, религиозных и так далее (даже по правовой технике), поэтому классификаций правовых систем (семей) существует столько же, сколько существует ученых, занимающихся этой проблемой. В то же время, при всей многообразности позиций, точек зрения, можно выделить два основных направления классификации правовых систем современности, каждая из которых, в свою очередь, имеет несколько разновидностей, обладающих определенными специфическими особенностями.

1. происхождение и эволюция правовой системы;

2. своеобразие юридического мышления;

3. специфические правовые институты;

4. природа источников права и способы их толкования;

5. идеологический фактор.




1. Исторический генезис, под которым понимается возникновение и последующее развитие правовой системы;

2. Система источников права;

3. Структура правовой системы, куда входят ведущие правовые институты, отрасли права и так далее.

Поэтому, с учетом изложенного, в юридической науке выделяют следующие правовые семьи: Романо-германская, англо-саксонская религиозно-правовая, социалистическая (которую представляют Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) и семья обычного права (куда входят экваториальная Африка и Мадагаскар).

Романо-германская правовая система, в основном, базируется на кодексах, на подробно разветвленном законодательном регулировании. На первый план выдвинуты правовые нормы, которые рассматриваются как общеобязательные правила поведения, отвечающие требованиям справедливости. Основная цель науки и практики – это правильно найти содержание этих норма и через них обеспечить желательное для общества и государства поведение людей. При мнение права, осуществление правосудия занимают в этой системе подчиненное место (отсюда и весьма ограниченная роль судебной практики). Романо-германская система возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые опираясь на догму римского права, начиная с XII – XIII веков, сформировали юридическую науку и юридическую практику. Вот эта система, впоследствии, распространилась на континентальную Западную Европу, также ее позаимствовали многие страны мира.

Система общего права включает право Англии и других стран, взявших английское право за образец. Общее право было создано судьями, которые разрешали конфликтные ситуации. В системе общего права сама норма права гораздо менее абстрактна, чем в Романо-германской правовой системе. Здесь норма права направлена не столько на создание общего правила поведения, сколько на разрешение конкретного дела. Вот здесь норма ориентирована на настоящее, на вполне определенную ситуацию и в гораздо меньшей степени направлена на будущее, на относительно на предполагаемую, неопределенную ситуацию.

Преемственность в праве – это заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем. Какие же элементы сходства можно установить, анализируя правовые системы? Ими являются:

1.Наличие сходных отраслей и институтов в различных или во всех правовых системах.

2.Сходство в технических сторонах правового регулирования.

3.Сходство и даже идентичность в непосредственном объекте и непосредственной цели отдельных правовых институтов.

4.Сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права (регуляция институтов купли-продажи, займа, найма и т.д.).

5.Сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми.

6.Наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказание за такие преступления, как убийство, кража и т. д.

7.Наличие во всех правовых системах норм (и даже сходство этих норм), учитывающих некоторые биологические законы и факторы, например, наследственность, кровосмешение, биологические особенности полов (например, в трудовом праве), особенности возраста, здоровья субъектов и т.д.

8.Сходство и преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права (право на защиту, гласность, состязательность процесса и т.д.).

· прошлый правовой опыт (в этом случае имеет место преемственность);

· элементы современных правовых систем.

Примером удачной рецепции права может служить принятие Японией в свою правовую систему Германского Гражданского Уложения 1896 года.

В современном мире нет ни одной правовой системы, которая от начала до конца развивалась бы исключительно за счёт своих внутренних ресурсов, не взаимодействуя с правовыми системами иных государств. Именно взаимодействию правовых систем, а в частности влиянию иностранного права на российскую правовую систему будет посвящена данная работа.

Актуальность рассмотрения данного вопроса состоит, в первую очередь, в том, что современный этап развития правовой системы российского государства, по сути, является переходным, и на нём невозможно избежать внедрения в российское право элементов правовых систем иностранных государств. Непременная интеграция России в мировое сообщества также потребует приведения отечественного законодательства в полное соответствие с общеевропейскими и мировыми стандартами, и здесь, безусловно, нельзя обойтись без рецепции правовых институтов зарубежных государств. Сейчас в России происходит трансформация правовой системы из социалистической в романо-германскую, основанную, свою очередь, на традициях римского права[1] . Становление правовой системы России на современном этапе идёт сложно и противоречиво. Значительную роль в этом процессе играет восприятие зарубежного опыта. Практика пореформенного периода свидетельствует, что рецепция выступает, с одной стороны, необходимой предпосылкой продвижения правовой системы по пути прогресса с другой — использование рецепции часто дает нежелательные осложнения и ведет к отторжению заимствованных институтов, воспринятых без учёта традиционных культурных основ российского права[2] .

В данной работе будут рассмотрены как теоретико-правовой аспект взаимодействия правовых систем, так и историко-правовой аспект влияния иностранного права на русское права на всём протяжении его становления и дальнейшего развития.

Предметом исследования является проблема влияния иностранного права на русское право на всём протяжении его развития, в том числе и теоретические аспекты данной проблемы.

Также в работе хотелось бы провести анализ проблемы, заключающейся в разрешении вопроса о том, в какой степени необходима рецепция правовых институтов и норм иностранного права, и может ли правовая система полностью избежать таких заимствований и развиваться исключительно самостоятельно.

Целью работы является определение наличия влияния иностранного права на процесс становления и развития права российского, а также выявление определённых тенденций и закономерностей этого процесса.

Достижение цели исследования опосредуется решением следующих задач:

1. Выявить преемственность между русским правом и иностранными государственно-правовыми институтами.

2. Обозначить исторические факторы, влияющие на рецепцию иностранного права в России.

3. Определить влияние иностранного права на российскую правовую систему на определённых этапах её исторического развития.

Хронологические рамки исследования охватывают период от возникновения российского государства и права в IXвеке до периода рецепции западного правового опыта в 90-х годах XX века. Основным методом познания при исследовании вышеуказанных вопросов стал метод сравнительно-правового анализа, при котором происходит сопоставление различных государственных и правовых систем и отдельных институтов и категорий в целях выявления черт сходства и различия между ними. Историко-правовой метод, являющийся разновидностью сравнительного метода, предполагает сравнение государственных и правовых институтов, важнейших законодательных актов и отраслей права в различные периоды исторического развития[3] .

При подготовке работы использованы труды учёных, рассматривавших различные аспекты освещаемой проблемы, как теоретические, так и историко-правовые и компаративистские. Исследованию проблемы рецепции права вообще и отражению рецепции права на правовой системе Росси в частности посвящены работы Д. И. Азаревич, И. Д. Беляева, Р. Давида, Р. Иеринга, В. А. Летяева, Ю. М. Лотмана, С. В. Лурье, Н. Неновски, В. А. Рыбакова А. Х. Саидова, М. Б. Свердлова, В. И. Сергеевича, В. Н. Синюкова, В. А. Туманова, и др.

Научная новизна работы состоит в обобщающем характере исследования, который заключается в объединении факторов, определяющих влияние иностранного права на российскую правовую систему на всём протяжении её развития, и выявлении на основе анализа данных факторов определённых тенденций и закономерностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

Работа состоит из введения, двух глав, подразделённых на параграфы, заключения и библиографического списка литературы. Во введении даётся общая характеристика работы, обозначаются актуальность, цели и задачи, а также основные положения, выносимые на защиту. Iглава посвящена рассмотрению основных терминов и понятий, используемых в работе, а также анализу факторов, определяющих рецепцию права в России. Во IIглаве рассматривается непосредственно влияние иностранного права на право российское на протяжении всей истории его развития, начиная с образования государства древних славян и заканчивая сегодняшним днём. В заключении даются общие выводы рассматриваемого вопроса, обобщается изложенный материал. В списке литературы приведен перечень нормативно – правовых актов, специальной, научной и учебной литературы и других материалов, использованных при написании данной работы.

ГЛАВА 1. Основные теоретические понятия и факторы, определяющие рецепцию права.

1.1 Термины и понятия.

Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, необходимо уточнить исходные теоретические понятия, употребляемые в юридической и исторической литературе применительно к взаимодействию правовых систем вообще, а также формам такого взаимодействия.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки[10] .

В настоящее время достаточно широкое распространение в международном праве получило такое явление, как имплементация. Имплементация (от лат . impleo - наполняю, исполняю), осуществление, исполнение государством международных правовых норм[15] . Особенность данного понятия заключается в том, что заимствованию подлежат нормы не конкретного государства или правовой семьи, а нормы международного права, то есть в результате имплементации международно-правовые нормы становятся элементом национальной правовой системы. Ещё одним отличием имплементации от других способов взаимодействия правовых систем является то, что такое заимствование практически всегда оформляется документально в виде международных договоров, соглашений

1.2. Исторические факторы, влияющие на рецепцию права в России, пределы рецепции права.

1.2.1. Исторические факторы, определяющие рецепцию иностранного права в России.

Становление и развитие национальной правовой системы находится под влиянием различных факторов. Также различные факторы оказывают влияние на процесс рецепции права. Среди таких факторов можно назвать социальные, экономические, политические, культурные и многие другие. Так как проблема влияния иностранного права на российское в данной работе рассматривается практически на всём протяжении его формирования, то все эти факторы можно объединить, назвав их историческими.

Определяющим фактором для дальнейшего развития русского права в период его становления стали взаимоотношения с Византией. Ещё в IXвеке между славянскими племенами и Византийским Императором были заключены договоры, которые стали первыми источниками писаного права на Руси. Нельзя отрицать и огромное влияние православной культуры на русское право. Первоначально правовые нормы, попавшие на Русь с православием, регулировали ограниченный круг отношений, в основном связанных с функционированием церковной власти. Но впоследствии их действие распространилось и на более широкий круг общественных отношений. Вызвано это было тем, что православная религиозно-культурная традиция также оказала своё влияние на жизнь русского общества, в результате чего появился ряд новых общественных отношений, требующим регулирования со стороны государства, таким регулятором в определённой мере стали нормы византийского права. Этот этап развития русского права характеризовался неким симбиозом обычного славянского права с нормами права византийского. Среди ключевых моментов византийской рецепции можно выделить, во-первых, проникновение на Русь из римского права конституирующих правовых конструкций, определивших дальнейшее развитие российской правовой системы как континентальной; во-вторых, формирование российского восприятия права исключительно как приказа власти.

Распад СССР привёл к кардинальным изменениям во всех сферах общественной жизни России, в том числе и правовой. Многие исследователи утверждают, что объём заимствований зарубежного правового опыта в России начал 90-х годов XXвека можно сопоставить с петровской рецепцией права. Нужно заметить, что на данном этапе основными источниками заимствуемого права были международные нормативные акты, регулирующие сферу прав и свобод человека и другие демократические институты, нормы регулирования которых не могли быть реципированы у советского права в форме правопреемственности.

1.2.2. Пределы рецепции права.

Любой общественный процесс или явление имеет свои пределы. С точки зрения философии предел есть интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют, тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, то есть остаются идентичными сами себе, самотождественными. Изменения, происходящие с правом в процессе его развития, в том числе процесс рецепции иностранного правового опыта, также имеют определённые ограничения, которые могут быть обусловлены различными факторами или их совокупностью.Пределы рецепции права находятся в зависимости от степени и форм культурного взаимообмена между народами[18] .Процесс восприятия обществом тех или иных форм иной культуры, происходящий в результате общения народов, носит название аккультурации.

Деформации аккультурации выражаются в диффузном (стихийном) проникновении иной правовой культуры в страну; излишне массированном переустройстве правового строя жизни общества в результате несбалансированных правовых реформ государства. В результате таких деформаций могут возникать отрицательные последствия в культурной и юридической сферах.

Читайте также: