Что по свидетельству даля специально ставили в устье печи чтобы они хлеб лучше подрумянился

Обновлено: 14.06.2024

2. Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далекое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала. Стало намного легче работать. Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам, нижнему белью.
Учились вязать с детства, это умение для каждой девочки считалось обязательным. Кружевами украшали даже будничную одежду. Косыночка, носовой платок, отделанные кружевами, привлекали внимание нежностью, оригинальностью.
Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное.
Зима. За окном трещит мороз, высоко в небе мерцают звезды, а в теплой избе при тусклом свете деревенские девушки и молодые женщины вяжут кружева. Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено! Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и веселая, протяжная и печальная. Вольно льется она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.
Живет в народе многовековая традиция вязания, живет и не может прекратить свое существование. Интерес к нему не только не падает, а возрастает с каждым годом.

1. Запишите текст. Докажите, что это связный текст.
2. Какова тема, основная мысль текста? Озаглавьте текст.
3. Объясните значение слов ремесло, ажурное, искусные, традиция, изящество. Придумайте предложения с этими словами.
4. Какие эпитеты встречаются в тексте?
5. Подберите синонимы к словам: искусные, нехитрого.
6. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание приставок и суффиксов?
7. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста.
8. Понаблюдайте за использованием в тексте односоставных предложений. Какие из них преобладают и почему?
9. Выберите интересные слова для лексического, морфемного, словообразовательного и морфологического разборов.
10. Перескажите текст. Подготовьтесь писать изложение.

1. Докажите, что это связный текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
2. Составьте план текста и перескажите его.
3. Какие виды осложнений встречаются в данном тексте?
4. Составьте схемы сложных предложений, объясните в них знаки препинания.
5. По данному тексту составьте диктовку, включив в нее интересные в орфографическом плане слова.
6. Подберите синонимы к вводному слову возможно.
7. Подберите синонимы к слову сияешь.
8. По памяти напишите, какие приметы связаны с самоваром.
9. Какую роль в данном тексте выполняют односоставные предложения? Определите их вид.
10. Произведите словообразовательный разбор слова самоварный.
11. Определите части речи во втором предложении и произведите морфологический разбор любых двух слов.
12. Какие загадки, пословицы, фразеологизмы про самовар вы знаете?
13. Дополните данный текст собственными размышлениями о самоваре.

4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (текст лучше дать без знаков препинания).

6. Перепишите. Объясните пропущенные буквы. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания (текст дан без знаков препинания).

1. Докажите, что это связный текст, а не случайный набор фраз. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
2. Какова тема текста? Выпишите ключевые слова (или словосочетания), которые отражают эту тему.
3. Каким типом речи является данный текст?
4. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста? Что такое дикий хлеб?
5. Составьте план текста, объясните членение текста на абзацы. Подготовьтесь к изложению.
6. Однозначным или многозначным является слово лента? В каком лексическом значении употреблено слово лента в данном тексте? Назовите другие значения этого слова.
7. Вспомните загадки и фразеологизмы о ступе. Что такое ступа?
8. В каком лексическом значении употреблено слово мягкие в данном тексте? Какие еще лексические значения этого слова вы знаете? Составьте словосочетания.
9. Подберите синонимы к словам большим и подспорье.
10. Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи. Произведите их разбор. Укажите грамматическое значение.
11. Выберите слова, представляющие интерес в плане морфемного и словообразовательного разбора.
12. Приведите примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает.
13. Выпишите из данного текста однокоренные слова.
14. Есть ли в тексте односоставные предложения? Какие преобладают и почему? Произведите синтаксический разбор одного из них.
15. Укажите в тексте все обособленные члены предложения.
16. Есть ли в тексте предложения с двумя и более рядами однородных членов?
17. Составьте самостоятельно предложение с обобщающим словом при однородных членах и его схему. В качестве однородных членов используйте названия диких злаковых культур.
18. Произведите морфологический разбор слова в виде.

Стожаров В. Ф. Русская печь. На картине видны деревянное опечье, ухват и самовар.


Невозможно представить русскую избу без печи. В ней готовят пищу, на ней спят. Этим, пожалуй, ограничиваются знания современных людей об этом предмете. А ведь печка умеет лечить, предсказывать погоду, стирать и не только!

Появление печи и ее место в доме

Первобытные люди разводили огонь в своих пещерах, грелись около него и готовили на костре пищу. Какой-то рационализатор придумал поддерживать огонь под сводом из глины еще в каменном веке. Первая русская печь появилась X–XI веке, это было сводчатое глинобитное строение, немного отличающееся от традиционного привычного варианта. Та печка, которую сегодня знают все, стала возводиться в домах в начале XVIII века.

Женщинам печь заменяла стиральную машину, а зола - отбеливатель. Белье укладывалось в горшок из чугуна, заливалось водой. Туда же кидался мешочек с золой, взятой из печки. Горшок ставили в печь и кипятили. Чудеса, но после этого белые вещи становились не просто чистыми, а приобретали белоснежный оттенок. К тому же увеличивалась их прочность.

Народные приметы, связанные с печью

Печь была с человеком всю жизнь. С этим предметом связано немало народных примет, в которые в старину свято верили.

Геннадий Спирин, У печки. Печь была центром дома, его самым важным местом.

Если в дом приходила сваха, то в первую очередь она протягивала руки к огню, чтобы очиститься и получить помощь. Девица же в момент прихода сватов должна была спрятаться на печке, и если она все же соглашалась слезть, это было ее согласием принять предложение жениха.

Когда член семьи куда-то уезжал, то печь нужно было закрыть заслонкой. В этом случае путь должен был быть легким и приятным.

Сначала планировалось место для печи, а уж потом – для остальных помещений./Фото: www.fotokonkurs.ru

Жители деревень не нуждались в прогнозах погоды – им помогала в этом печь. Например, если дрова сильно потрескивали, значит, надо было ждать морозов. Дровишки горели шумно – буран будет, а уж если погасли – оттепель на пороге. Дымок из трубы выходит ровным вертикальным столбиком – будет солнечно и безветренно. А если дым капризничал и принимал причудливые формы, или же стелился по земле, стоило ждать плохой погоды, с ветрами, дождем.

Ребенок? В печь! Или для чего дети сидели в печи

Сегодня печь выглядит современно и стильно, и может стать полезным украшением дома./Фото: iz-kirpicha.su

Сегодня печь выглядит современно и стильно, и может стать полезным украшением дома./Фото: iz-kirpicha.su

Как заклинали мороз на печи

Любая печь должна была пройти испытание морозом. Это сегодня потеплело, зимы стали слякотными и не суровыми. В старину крещенские или рождественские морозы были проверкой на прочность для дома и печки.

Хозяева выясняли, на сколько часов хватает тепла, как горят дрова, которые были приготовлены на зиму, достаточно ли жару они дают. Хорошая печь должна хорошо распределять и держать тепло не менее 24 часов, и это с одной протопки в самый сильный, жестокий мороз. Толстые стенки (до 40 см) помогают в создании теплового эффекта.

В.Жданов. Свежий хлебушек. Хлеб, испеченный в русской печи, имеет необыкновенный вкус

Что готовили в русской печи или проще пареной репы

На самом деле, в настоящей русской печи можно сделать любое блюдо. Никакие духовки, микроволновки, пароварки и прочие достижения техники не помогут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи. Кстати, достаточно было растопить печку ранним утром, и она оставалась горячей на целый день, можно было использовать ее для готовки раннего завтрака и позднего ужина. Чаще всего готовили щи в горшке, самые разные каши, блины, в них также варили картошку, парили ягоды.

Самыми известными стали русские пироги. Приготовленные из поднявшегося теста, с потрясающими начинками из фруктов, овощей, мяса, рыбы, такие пироги в печи приобретают пышность, мягкость, они просто тают во рту. Не зря иностранных гостей всегда угощали и угощают именно пирогами.

Оладушки и блинчики - еще одно произведение русской печной кухни. Тепло окружает тесто со всех сторон, этого невозможно добиться при приготовлении на плите. Блины пекли на сковороде, а для того, чтобы легко установить ее в печь, использовали сковородник (прихватка из металла на длинной палке).
И, конечно, в печи готовили хлеб – самый важный и уважаемый продукт на Руси. Надо сказать, что процедура выпекания хлеба была не так уж проста, как может показаться. Потому женщина, которая умела хорошо это делать, была в семье очень уважаемым человеком.

Блюда, приготовленные в русской печи, невозможно повторить на плите, в микроволновке или пароварке./Фото: s1.fotokto.ru

Утром тесто должно было подняться и его надо было как следует вымешать, что требовало сил и умения, оно должно отставать от рук и квашни. После вымешивания его опять ставили в тепло, ждали, пока оно поднимется, и повторяли вымешивание еще раз. Наконец, тесто делили на круглые хлеба, которые сначала должны были выстояться немного, и только потом их ставили в хорошо протопленную, очищенную от золы и сора печку. Поверхность пола печки закрывали дубовыми или капустными листочками, а если их не было, то хлебная лопата должна была быть обсыпана мукой.

Чтобы узнать, хорошо ли пропекся хлебушек, хозяйка вынимала его и простукивала. Если возникал своеобразный, напоминающий звук бубна, звон, значит, хлеб готов и его можно доставать.

С древней Руси хлеб относился к главному продукту питания, его почитали как символ достатка и богатства. Не зря говорили, да и сейчас говорят что хлеб всему голова. С детсва наши бабушки и мамы приучали нас к бережному отношению к хлебу. В старину считали что от того как мы относимся к хлебу, так оно и отражается на нашем самочувствии, здоровье и удаче. Даже во время приема пищи боялись проронить даже крошку хлеба. Если все же случалось что упал кусочек хлеба или крошка, нужно тотчас же поцеловать и съесть, или бросить в горящую русскую печь.

Выпечка хлеба на закваске в русской печи

Раньше пекли только хлеб на закваске в русской печи, без использования хлебопекарных дрожжей, так называемый бездрожжевой хлеб, закваску делали из хмеля или же из ржаной или пшеничной муки. После каждой выпечки закваску обновляли новой порцией муки, и хранили в погребе, поэтому хранилась она веками и передавалась по наследству, говорили даже что когда дочь выходила замуж, то в качестве приданного в новую семью передавали самое ценное, это закваску. Как правило хлеб пекли один раз в неделю, но и выпекали много, сразу на большую семью, хлеб смело хранился неделю и не портился. На Украине кстати для хлебопечения выделялся четверг. Вся семья в этот день вставала с петухами.

Русская печь топилась накануне выпечки, как правило с вечера, температура в разогретой печи подымалась до 500 градусов, перед сном когда дрова прогорали в печке, трубу закрывали заслонкой и оставляли печь до утра, чтобы остыла. Утром температура опускалась до оптимальной для выпечки хлеба на закваске. Сама выпечка происходила при полном молчании, пекарь просил божего благословения, сам крестился и крестил тесто, печь и испеченный хлеб . Считалось, что если соблюдать этот обряд то хлеб не будет переводиться в течении всего года.

Утром, когда температура в печи составляет примерно 300 градусов, пекарь снимает закваску, это часть жидкого теста, которое поставили с вечера для брожения на ночь, примерно на 12 часов, и добавляет оставшуюся часть муки и соли и замешивает в крутое тесто. Часть теста оставляем в качестве закваски, для следующей выпечки. Делит тесто на равные части , скатывает из них колобки, формирует хлеб и ставит на растойку примерно на пару часов в теплое место, можно на печь сверху. Не редко использовали хлебные формы, делали их как правило из дерева, плели из прутов ивы, лыка и корней. Во время растойки из печи выгребали всю золу и угли. Под печи тщательным образом выметался и протирался.

Хлеб сажали в печь когда в горниле был ровный и сильный жар, его еще называли изволочным, опытные пекари могли легко определить его, протянув руку в горнило печи или подставить локоть к устью печки. Но есть и более простой и действенный способ, который используется и по сей день. На под печи бросался щепоть муки, если мука сразу вспыхивал и искрился, значит под печи сильно роскален, а температура в горниле очень высока, печь хлеб при этой температуре нельзя. В данном случае пекарь смачивает под водой помелом, и снова бросает муку, если она почернела, то температура также высокая, необходимо чтоб мука становилась коричневой, это будет сигналом что в печи возник изволочный жар и пора сажать хлеб в русскую печь. Чтобы печь быстро не остывала трубу закрывали задвижкой.

Подготовленные караваи хлеба ложили на присыпанную мукой деревянную лопату и сажали в печь. Каравай на лопате вносят в горнило печки и резко убирают ее, хлеб сползая с лопаты попадал на под. Некоторые пекари ложили хлеб на листья капусты, лопуха или петрушки, подовина хлеба выпеченного на листьях была вкусная и хрустящая. Горнило печи закрывают заслонкой. Был простой способ определить сколько времени должен печься хлеб, в стакан с водой бросали шарик теста размером с грецкий орех, как только он всплывал, это был сигналом что пора вынимать хлеб из русской печи.

Проверить готовность печи можно было удадив его по подовине костяшками пальцев, если звук был звонким, то хлеб пропекся, если же глухим, то хлеб отпралялся снова в печь. Проверяли также деревянной палочкой, сейчас это делают например спичкой или зубочисткой. Если она влажная, то хлеб не пропекся. Готовый хлеб вынимали из печи и осторожно, не ударяя его укутывали в льняное полотенце и давали остыть при комнатной тепературе примерно 2-3 часа, во время остывания хлеб не в коем случае нельзя тревожить, резать и тем более есть, остывание хлеба это завершающий этап выпечки хлеба на закваске, можно сказать что он еще печется, хоть и не в русской печи.

А вот так выпекали хлеб на закваске в русской печи в Беларуси

История хлеба на руси

История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай- считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.

Времена меняются, появляются новые поколения, однако хлеб также остается кормильцем и главным элементом культуры русского народа.

Проявление гостеприимства, радости и печали на Руси всегда было сопряжено с присутствием хлеба на столе. Издавна было принято, прежде, чем начинать есть хлеб, разломать его и раздать всем присутствующим.

Также существовала традиция- следовало поцеловать хлеб, когда хозяева подавали каравай с солью в знак гостеприимства.

Детей учили с детства относиться к хлебу не просто, как к еде, а ценить хлеб, любить его также, как и к Родине, Матери и Отцу. Детям с малого возраста объясняли, что ценность хлеба очень велика, так как появляется он благодаря нелегкому труду 120 профессий.

Появление хлеба По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.

Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. Люди заметили, что эти семена очень хорошо взрастают, особенно на подготовленной и взрыхленной, предварительно политой почве. При этом, они увидели, что выросшие семена увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить внушительный урожай.

Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать зерна камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу, включая зерновые в ежедневный рацион. В результате такой первобытный вид обработки является прообразом изготовления муки и выпекания хлеба.

Известно, что в примитивном своем виде, хлеб напоминал кашицу из зерновых, которые обычно были не доваренными. Люди считали, что полусырое зерно дольше усваивается организмом, и ощущение сытости сохраняется более продолжительное время.

Этот прообраз хлеба можно встретить среди народов Африки, а также во многих азиатских селениях.

Стоит отметить, что пшеница в древние времена была дикорастущей, поэтому людям очень сложно было очищать злаковые колосья. Люди стали думать, как лучше отделять зерна, чтобы успеть собрать как можно больше урожая.

Далее предки стали замечать, что подогретые зерна легче отделяются от шелухи, а если зерна подержать подольше над огнем, то каша получается намного вкуснее. Именно поэтому люди стали вырывать ямы, размещая в нем горячие камни. На этих камнях и происходило подогревание зерен.

Историки утверждают, что примерно семь тысяч лет в культуру народов прочно вошли традиции по выращиванию и культивации злаковых. Постепенно процесс перемола зерен старались усовершенствовать, поэтому вскоре были придуманы первые мельницы и различные ступки для измельчения зерен.

Люди принялись выпекать хлеб, который мало напоминал современный вид хлеба.

Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. По время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом.

Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Они месили кашу и запекали ее в виде лепешек. Получались подгорелые, немного жестковатые куски, которые источали приятный аромат и имели насыщенный вкус. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение.

Посевные работы, сбор зерна, его обработка, изготовление муки и выпекание хлеба внесли новый веток в развитие культуры древних людей. Появление хлеба привило им любовь к той земле, которая дает им урожай и позволяет не умереть с голода.

По мнению историков, это способствовало тому, что люди стали селиться на плодородных почвах, закладывая сначала селения, затем деревни и города.

Чуть позже египтяне научились готовить хлеб из дрожжевого теста. Это открытие также носит совершенно случайный характер.

По преданию, по воле случая замешенное рабом тесто было оставлено им на долгое время, в результате чего тесто скисло.

Однако, раб не стал говорить об этом хозяевам, боясь быть наказанным, поэтому все же спек лепешки. Они на удивление получились очень ароматными, вкусными и воздушными.

Какое значение имел хлеб и как его пекли? Возникновение дрожжевого хлеба также имеет свою историю. Многие историки считают, что дрожжевой хлеб появился в Египте, где рабы научились разрыхлять злаковую смесь с помощью дрожжевых грибков, которые при оптимальных условиях способствовали брожению теста.

Древние люди изучали хлеб, который в разрезанном виде имел множество маленьких полостей, за счет которых тесто становилось воздушным и мягким. Эти пузырьки получались в результате появления углекислого газа, выделявшегося в результате молочнокислого брожения. Освободившийся углекислый газ придавал пористость и пышность тесту.

Также древние люди заметили, что дрожжевой хлеб остается намного дольше свежим, вкусным и очень пышным.

Древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамид, корзинок, сфинксов. У них также было принято печь круглый хлеб, продолговатый или в виде большой рыбы. Каждую форму украшали фигурками животных и птиц, например, формой курицы, индюка или собаки. Чуть позже египтяне научились выпекать сладкий хлеб, добавляя в тесто мед, а также молоко.

Вскоре этот хлеб стали печь римляне и греки, для которых дрожжевой хлеб считался одним из самых изысканных блюд. Это блюдо было доступно только для самых богатых и знатных людей.

А для бедных крестьян, рабов и черни готовили хлеб из грубого помола, который был не вкусным, жестким и очень плотным.
В те времена спортсмены Олимпийских игр питались особенно, поэтому для них специально готовили особенный хлеб, из качественно перемолотой муки.

Этот вкусный и пышный хлеб они ели вместе с запеченной рыбой и поджаренным мясом.

Издавна хлебу отводили особое место в жизни людей, поэтому его очень почитали и уважали. Хлебу поклонялись также, как солнцу. Его сравнивали с золотом. Историки доказывают это тем, что летописи и скорописи изображали хлеб вместе с солнцем. Хлеб воспевали в гимнах, изображали на картинах и считали его одним из основных блюд на столе господ.

В Греции большим наказанием являлось, если человек отведал блюда без хлеба, по их мнению, за это человек должен был получить жестокое наказание богов. К примеру, для Индии было характерно не давать провинившемуся человеку хлеб в течение какого-либо времени. Считалось, пренебречь хлебом, значило нанести хозяину дома самое ужасное оскорбление.

Долгое время хлеб считался не только деликатесным блюдом, но и лекарственным средством, которое излечивало людей от многих болезней того времени.

Знахари рекомендовали нюхать свежеиспеченный хлеб, если человек жаловался на какие-либо простудные заболевания, например, насморк.

Люди также заметили, что подсохший черствый хлеб являлся прекрасным лекарством от заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Хлебу отводили особое значение в культуре, а пекари пользовались большим уважением у населения. Учитывая, что мука доставалась древним людям особенно тяжело, поэтому люди не прощали пекарям неудачное выпекание хлеба.

Если хлеб получался низким, черствым или подгорелым, пекарю позорно сбривали волосы, наказывали множеством ударов плетьми, выставляли на обозрение на площади или отправляли в суровые места на временное проживание.
В случае, если пекаря был убит, убийцу судили со всей строгостью.

Люди, которые занимались выпеканием хлеба, держали рецепт приготовления в секрете, передавая особенности изготовления от отца к сыну. Успешному пекарю, который знал толк в выпекании хлеба, традиционно ставился памятник.

До сих пор во многих европейских городах сохранились надгробия с памятниками, которые ставили в честь выдающихся пекарей, основателей знаменитых пекарен.

В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.

История хлебопечения
Судя по археологическим раскопкам, историки утверждают, что хлебопечение активно стали вести три тысячи лет назад, во времена развития Триполя. Именно к этой культуре относились древние славяне, в частности украинцы.

Известно, что люди, проживающие на правобережье территории современной Украины, активно выращивали зерновые культуры.

Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай.

Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна.

В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница.

На Руси выпекание хлеба считалось очень важным, серьезным и почетным занятием, при этом качество изготавливаемого хлеба строго контролировалось.

Поэтому в средневековье существовали специальные службы контроля качества хлеба, функции которых выполняли хлебные приставы. Они ходили по хлебным лавкам, гуляли по рынкам, где они проверяли качество хлеба.

При условии существования каких-либо нарушений, приставы выписывали штраф провинившимся пекарям.

Существовали на Руси избы, где выпекали хлеб, а также настоящих дворцов, в которых пекари выпекали много ароматного мягкого хлеба, который скупала вся округа.

Выпекание хлеба считалось очень тяжелым занятием, которым занимались пекари тех времен. Ситуация кардинально изменилась только в девятнадцатом веке. Автоматизация процесса помола муки и вымешивания теста значительно облегчила работу пекарям. В это время появились механические месилки хлебного теста, автоматизированная линия разделки теста и выпекания.

Каждый владелец хлебопекарен был убежден, что люди никогда не насытятся хлебом, поэтому его всегда будет не хватать. Также известно, что хлеб невозможно чем-либо заменить. Стоит вспомнить трагические годы 30-х годов на Украине, когда были совершены массовые правительственные репрессии в отношении крестьян. Власти забрали весь хлеб у крестьян, чем довели их до голода.

В тот период времени голод унес жизни миллионов крестьян, которые были истощены голодом и совершенно не могли заниматься посевом и сбором урожая. Погибло очень много детей, которые были наиболее слабыми. В колхозах власти принимали решения закрывать пекарни, изымали зерна из хранилищ.

Власти знали, что крестьян можно легко истребить, нужно лишь забрать у них самое главное — хлеб.

С большим трудом выжившие крестьяне стали снова выращивать урожай, восстанавливая свои пекарни. Однако нападение Гитлера снова нанесло огромный удар по зерновому хозяйству, которое так и не успело восстановиться. Враги в первую очередь разбомбили все поля и пекарни.

Нехватка хлеба заканчивалась голодной смертью для населения. Однако государство заставляло из последних сил выращивать урожай для солдат на фронте, которые сражались за свою родину. Хлеб также везли блокадному Ленинграду, в котором умирали от голода миллионы людей.

В военные годы блокадный хлеб состоял из 15% бумаги, 9% жмыха, 3% остатков из мешков, 1,5% пыли от обоев, 1,5% хвои и т.д. Формы для выпекания смазывали соляровым маслом. Такой хлеб отправляли на фронт и в блокадные города.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа — победителя. Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь. На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.

Хлебные правила на Руси

История хлеба на руси

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту.

Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну.

Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь.

А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус.

Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной.

К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.

Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб.

В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

С древней Руси хлеб относился к главному продукту питания, его почитали как символ достатка и богатства. Не зря говорили, да и сейчас говорят что хлеб всему голова. С детсва наши бабушки и мамы приучали нас к бережному отношению к хлебу. В старину считали что от того как мы относимся к хлебу, так оно и отражается на нашем самочувствии, здоровье и удаче. Даже во время приема пищи боялись проронить даже крошку хлеба. Если все же случалось что упал кусочек хлеба или крошка, нужно тотчас же поцеловать и съесть, или бросить в горящую русскую печь.

Выпечка хлеба на закваске в русской печи

Раньше пекли только хлеб на закваске в русской печи, без использования хлебопекарных дрожжей, так называемый бездрожжевой хлеб, закваску делали из хмеля или же из ржаной или пшеничной муки. После каждой выпечки закваску обновляли новой порцией муки, и хранили в погребе, поэтому хранилась она веками и передавалась по наследству, говорили даже что когда дочь выходила замуж, то в качестве приданного в новую семью передавали самое ценное, это закваску. Как правило хлеб пекли один раз в неделю, но и выпекали много, сразу на большую семью, хлеб смело хранился неделю и не портился. На Украине кстати для хлебопечения выделялся четверг. Вся семья в этот день вставала с петухами.

Русская печь топилась накануне выпечки, как правило с вечера, температура в разогретой печи подымалась до 500 градусов, перед сном когда дрова прогорали в печке, трубу закрывали заслонкой и оставляли печь до утра, чтобы остыла. Утром температура опускалась до оптимальной для выпечки хлеба на закваске. Сама выпечка происходила при полном молчании, пекарь просил божего благословения, сам крестился и крестил тесто, печь и испеченный хлеб . Считалось, что если соблюдать этот обряд то хлеб не будет переводиться в течении всего года.

Утром, когда температура в печи составляет примерно 300 градусов, пекарь снимает закваску, это часть жидкого теста, которое поставили с вечера для брожения на ночь, примерно на 12 часов, и добавляет оставшуюся часть муки и соли и замешивает в крутое тесто. Часть теста оставляем в качестве закваски, для следующей выпечки. Делит тесто на равные части , скатывает из них колобки, формирует хлеб и ставит на растойку примерно на пару часов в теплое место, можно на печь сверху. Не редко использовали хлебные формы, делали их как правило из дерева, плели из прутов ивы, лыка и корней. Во время растойки из печи выгребали всю золу и угли. Под печи тщательным образом выметался и протирался.

Хлеб сажали в печь когда в горниле был ровный и сильный жар, его еще называли изволочным, опытные пекари могли легко определить его, протянув руку в горнило печи или подставить локоть к устью печки. Но есть и более простой и действенный способ, который используется и по сей день. На под печи бросался щепоть муки, если мука сразу вспыхивал и искрился, значит под печи сильно роскален, а температура в горниле очень высока, печь хлеб при этой температуре нельзя. В данном случае пекарь смачивает под водой помелом, и снова бросает муку, если она почернела, то температура также высокая, необходимо чтоб мука становилась коричневой, это будет сигналом что в печи возник изволочный жар и пора сажать хлеб в русскую печь. Чтобы печь быстро не остывала трубу закрывали задвижкой.

Подготовленные караваи хлеба ложили на присыпанную мукой деревянную лопату и сажали в печь. Каравай на лопате вносят в горнило печки и резко убирают ее, хлеб сползая с лопаты попадал на под. Некоторые пекари ложили хлеб на листья капусты, лопуха или петрушки, подовина хлеба выпеченного на листьях была вкусная и хрустящая. Горнило печи закрывают заслонкой. Был простой способ определить сколько времени должен печься хлеб, в стакан с водой бросали шарик теста размером с грецкий орех, как только он всплывал, это был сигналом что пора вынимать хлеб из русской печи.

Проверить готовность печи можно было удадив его по подовине костяшками пальцев, если звук был звонким, то хлеб пропекся, если же глухим, то хлеб отпралялся снова в печь. Проверяли также деревянной палочкой, сейчас это делают например спичкой или зубочисткой. Если она влажная, то хлеб не пропекся. Готовый хлеб вынимали из печи и осторожно, не ударяя его укутывали в льняное полотенце и давали остыть при комнатной тепературе примерно 2-3 часа, во время остывания хлеб не в коем случае нельзя тревожить, резать и тем более есть, остывание хлеба это завершающий этап выпечки хлеба на закваске, можно сказать что он еще печется, хоть и не в русской печи.

А вот так выпекали хлеб на закваске в русской печи в Беларуси

Читайте также: