Что по мнению автора обеспечивает исполнение норм права проиллюстрируйте 3 примерами это обеспечение

Обновлено: 02.07.2024

Обычай — эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так.

Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют.

Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Какие толкования правового обычая предлагают юристы? Дайте ответ с опорой на текст. Укажите по тексту три признака правового обычая.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должно быть приведено толкование: – обычай понимается юристами как неписаный источник права, который формировался в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Указаны признаки правового обычая: 1) самая древняя форма права; 2) формировалась на протяжении веков; 3) закрепляется в актах государства и обеспечивается силой государственного принуждения. Данные признаки могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках.
Приведено толкование, указаны три признака.
Приведено толкование, указаны один-два признака, ИЛИ толкование не приведено, но указаны два-три признака.
Назван один признак ИЛИ ответ неверный.
Максимальный балл

2. Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? Приведите на основании текста две причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В ответе должны быть указаны следующие причины: 1) Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений; 2) Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют. Данные причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Указаны две причины.
Указана одна причина.
Ответ неверный.
Максимальный балл

3. Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев с опорой на текст и знание курса.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ может содержать следующие позиции: 1) практика организации переговоров между крупными бизнесменами, предпринимателями, заключение между ними договоренностей; 2) соблюдение правил дипломатического протокола при приеме делегаций, ведении переговоров с иностранными державами; 3) соблюдение обычаев и традиций в трудовых коллективах; 4) сохранение правовых обычаев в жизни малых этносов. Могут быть приведены и другие примеры.
Приведены три примера.
Приведены два примера.
Приведен один пример.
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания ИЛИ ответ неверный.
Максимальный балл 3

4. В тексте приводится точка зрения на нецелесообразность оформления всех подробностей поведения людей в нормативно-правовых актах. Выскажите свою оценку приведенной позиции. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося, например: согласие/несогласие. 2) приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например: а) в случае согласия: – поведение человека включает большое число различных незначительных эпизодов, действий, которое невозможно предусмотреть законами; – закон способен контролировать только основные, наиболее важные стороны жизни людей, то, что призвано гарантировать и обеспечить государство; – существует широкая сфера частной, непубличной жизни человека, которая не может быть в деталях объектом государственного регулирования. б) в случае несогласия: – если все четко предусмотреть в законах, меньше будет противоправных поступков; – люди будут лучше знать, как себя вести во многих ситуациях, возникающих в жизни, если это будет оговорено законом; – в обществе будет больше порядка и законности, если все до мелочей и деталей отражено в законодательстве. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента.
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента.
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент.
Ответ неверный.
Максимальный балл 3

6. Большинство граждан руководствуются в своих действиях различными мотивами правомерного поведения. Приведите три любых мотива правомерного поведения, каждый из которых проиллюстрировав примером.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены мотивы правомерного поведения и иллюстрирующие их примеры, допустим: 1) наличие у индивида потребности в соблюдении законов (например, ставши свидетельницей ограбления в магазине, гражданка сообщила в милицию сведения о грабителях, активно содействовала раскрытию преступления; найдя клад при ремонте загородного дома, семья распорядилась им согласно закону, сдав государству и получив причитающуюся ей часть клада); 2) осознание социальной необходимости соблюдения законов (например, добросовестное выполнение гражданами налогового законодательства, понимающими, что на собранные налоги государство осуществляет общественно значимые функции); 3) осознание своих прав (например, при нарушении потребительских прав, гражданин обращается в суд с целью их защиты, учитель использует гарантированное ему Законом об образовании право на выбор методов обучения, учебно-методических комплектов и программ); 4) осознанная защита групповых интересов (например, деятельность гражданских организаций: Союза автовладельцев, отстаивающих права всех российских автовладельцев; Лиги защиты прав пациентов, отстаивающей права больных; Союза комитетов солдатских матерей, отстаивающих права призывников и военнослужащих срочной службы и т.д. Могут быть приведены другие мотивы и примеры.
Приведены три мотива и соответствующие им примеры
Приведены два мотива и соответствующие им примеры
Приведен один и соответствующий ему пример
Ответ неверный.
Максимальный балл 3

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) указана особенность правовой культуры, например: - в качестве особенной черты российской правовой культуры автор указывает правовой нигилизм, непризнание ценности права в широком народном сознании. 2) приведены две причины, объясняющие возникновение данного явления, например: - несоблюдение законов правящими верхами, которые руководствовались только собственной волей и произволом, самим источником закона являлась воля самодержца; - отлучение народа от какого-либо участия в принятии политических решении, в управлении страной; - отсутствие конституционных документов, представление волеизъявления царя как проявления божьей воли и отеческого наставления. 3) даны пояснения опасности правового нигилизма, допустим: - неверие народа в силу и влиятельность права неизбежно будет порождать неправомерное поведение, неуважение к государственной власти; - усиление отчуждения народа от власти, когда люди будут надеяться только и исключительно на себя, а не законность, справедливый суд, справедливую власть; - пренебрежение законностью и со стороны властей, подобное государство не сможет сформировать у себя демократические институты и ценности, а следовательно, окажется на обочине истории, не сможет быть лидером в современном мире. Могут быть приведены другие причины и пояснения.
Указана особенность, приведены две причины, даны два пояснения.
Указана особенность, приведены две причины, дано одно пояснение ИЛИ указана особенность, приведена одна причина, даны два пояснения ИЛИ указана особенность, приведена одна причина, дано одно пояснение.
Указана особенность, приведена одна причина, ИЛИ указана особенность, дано одно пояснение.
Указана особенность, ИЛИ приведена одна причина, ИЛИ дано одно пояснение. Ответ неверный.
Максимальный балл 3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе в ответе учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о юридической ответственности. 2) Принципы юридической ответственности: а) законность; б) неотвратимость наказания; в) индивидуализация наказания; г) справедливость. 3) Формы юридической ответственности: а) гражданско-правовая; б) дисциплинарная; в) материальная; г) административная; д) уголовная. 4) Юридическая ответственность и санкции. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.
Максимальный балл 2

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.
К3 Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл 5

Примеры эссе

Автором данного суждения поднята проблема основных принципов демократического судопроизводства. Данная проблема сегодня очень актуальна, ведь все цивилизованные страны, провозгласив себя демократическими, стремятся строить свое судопроизводства на соответствующих гуманных принципах.

По мнению автора А. Ф Кони, великого российского судебного деятеля XIX в., истинное правосудие не может осуществляться на основе недемократических принципов. Личный произвол судьи – трагедия для правосудия.

Фундаментальными принципами демократического судопроизводства является независимость суда и состязательность процесса. Мы рассматриваемым эти принципы в совокупности, т.к. они взаимно обеспечивают друг друга. Они же исключают произвол, о котором говорил А.Ф. Кони. В случае несоблюдения данных принципов неизбежен обвинительный уклон правосудия. Вспомним суд над декабристами, происходивший в 1826 г. под руководством Николая I. Естественно, судьи не могли быть независимы, когда на суде председательствует сам император. Имел место и явно обвинительный уклон, т.к. император тяжело переживал произошедшее, а преступление против самодержавия считал преступлением против себя лично. Неудивительно, что приговор Николай I определил заранее – осталось лишь оформить его формально. Именно такая ситуация, когда судопроизводство и приговор становятся простой формальностью, трагична для государства.

Таким образом, произвол судьи губителен для правосудия. Лишь в условиях демократического судопроизводства возможно принятие справедливых решений.

Как известно, одним из ключевых факторов существования государства является верховенство закона. Закон требует от людей полного подчинения – то, что нужно государству от граждан.

Но очень часто закон противоречит нормам морали – неписанным правилам поведения, поддерживаемым силой общественного мнения. Несоблюдение норм морали не несет за собой санкции, какие несет несоблюдение закона, но несмотря на это люди очень часто поступаются писаными правилами и за руководящие нормы принимают опыт, накопленный поколениями.

В начале 18 века в России был принят закон, обязывающий священников доносить услышанную информацию на исповеди в Тайную канцелярию. Скрытие информации несло за собой лишение чина. Но большинство священнослужителей предпочли пренебречь новоизданным указом и руководствовались законом божьим.

Люди понимают, что закон не может сделать их добрыми и справедливыми, а наоборот, только озлобляет их друг против друга. Государство, хоть и имеет отношение к добру, свободе и справедливости, старается поддерживать минимум всего этого, потому что полное отсутствие добра и справедливости государству грозит хаосом и распадом. Государство есть, прежде всего, сила, и оно любит силу больше, чем добро и справедливость.

А люди по своей натуре стремятся к добродетели, установленной моральными нормами. Очень часто в действительности оказывается, что высшие нормы морали вносятся в общество государством и что мораль государства всегда оказывается выше морали подавляющего большинства граждан. Государство держит граждан в подчинении, умело подменяя моральные нормы на законы.

Государство прекрасно осознает тот факт, что если бы граждане подчинялись полностью закону добра и справедливости, то значение правительства было бы сведено к нулю. Сила веры в нормы морали достаточно велика, чтобы удержать граждан от преступлений, от которых силой их удерживает государство. В таком случае государство было бы институтом насилия, каким его считали приверженцы анархизма.

М.А.Бакунин – основатель бунтарского направления в анархизме - выступал за освобождение индивида от всех проявлений принудительной власти, обосновывая это неспособностью власти соответствовать социальным инстинктам человека. А К.Поппер – приверженец правового государства с верховной властью закона наоборот считал, что люди нуждаются в видимом образе силы и возможности наказания, чтобы соблюдать элементарные нормы социальной жизни.

Нельзя говорить, что один из мыслителей прав, а другой – нет. Идеи каждого применимы в разных странах, ведь ни в коем случае нельзя забывать о менталитете народа – граждан государства.

Например, русские издавна привыкли видеть над собой царя-батюшку, чьи методы управления – кнут и пряник. Нашему народу привычнее жить по четко установленному законом порядку, ведь известно, что в периоды правлений самых грозных царей и императоров волнений и недовольств в народе не было. А, к примеру, французский народ, при малейшем несоблюдении своих прав выступает на митингах и устраивает забастовки .

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему

(1), мер государственного принуждения в целях охраны (2).

предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно

преступное деяние. Принцип (5) указывает соответствие

основополагающими определяется принципом (6). Важными

принципами юридической ответственности также являются неотвратимость

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте

последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый

пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым

номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

№ 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе

которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального

контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся

на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это

способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое

выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных

или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и

организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права

предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении

общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого

управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные

институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация

общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от

антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во

благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает

место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не

направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и

религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы

признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и

взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более

Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-

С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от

С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества?

С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является

воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания

обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми

них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих

обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

С6 1. Назовите любые три правоотношения, регулируемые нормами трудового

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в

правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7 1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не

относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой

культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в

законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Судебная система

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в

приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания,

соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный

1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к

5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Право в системе социальных норм. Источники права .

1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке от­рас­ли част­но­го права.

2. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пра­во­вой нормы.

1) имеет об­ще­обя­за­тель­ный ха­рак­тер

2) обес­пе­чи­ва­ет­ся силой го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния

3) за на­ру­ше­ние преду­смот­ре­ны об­ще­ствен­ные санк­ции

4) всту­па­ет в силу с кон­крет­но­го срока

5) за­креп­ля­ет­ся в актах в пись­мен­ной форме

6) вво­дит­ся в дей­ствие по­сте­пен­но

3. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го при­зна­ки пра­во­во­го го­су­дар­ства.

1) на­ли­чие си­сте­мы на­ло­гов и сбо­ров

2) раз­де­ле­ние и не­за­ви­си­мость вет­вей вла­сти

3) си­сте­ма сдер­жек и про­ти­во­ве­сов вет­вей вла­сти

4) вер­хо­вен­ство за­ко­на, его рав­ное дей­ствие для всех

5) раз­ветв­лен­ная си­сте­ма пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

6) со­от­но­ше­ние на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты с ва­лю­та­ми дру­гих стран

4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке по­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие нормы права.

1) со­во­куп­ность пред­став­ле­ний о добре и зле

2) об­ще­обя­за­тель­ность вы­пол­не­ния

3) обес­пе­чен­ность вы­пол­не­ния при­ну­ди­тель­ной силой го­су­дар­ства

4) форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния

5) мно­го­крат­ность при­ме­не­ния

5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) се­мей­ное право 2) пред­при­ни­ма­тель­ское право 3) част­ное право 4) тру­до­вое право 5) граж­дан­ское право

6. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) су­деб­ный пре­це­дент; 2) обыч­ное право; 3) ис­точ­ни­ки права; 4) нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт; 5) меж­ду­на­род­ные пра­во­вые акты.

7. За­пи­ши­те тер­мин, про­пу­щен­ный в таб­ли­це. Нормы морали

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ НОРМЫ

Несут оце­ноч­ную на­груз­ку, под­дер­жи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем

Чётко опи­сы­ва­ют гра­ни­цы доз­во­лен­но­го и на­ка­за­ния, в слу­чае их на­ру­ше­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ства

1) уста­нов­ле­на го­су­дар­ством

2) имеет пись­мен­ную форму

3) со­во­куп­ность пред­став­ле­ний о добре

4) со­дер­жит нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты

5) ис­пол­ня­ют­ся в силу внут­рен­них по­буж­де­ний, при­выч­ки

6) охра­ня­ет­ся и за­щи­ща­ет­ся го­су­дар­ством

7) ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

9. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке при­зна­ки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие право.

1) фор­му­ли­ру­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся го­су­дар­ством

2) су­ще­ству­ет как в уст­ной, так и в пись­мен­ной форме

3) за на­ру­ше­ние пра­во­вых норм сле­ду­ют меры об­ще­ствен­но­го воз­дей­ствия (вы­го­вор, бой­кот и др.)

4) от­но­сит­ся к нор­ма­тив­ной си­сте­ме об­ще­ства

5) опре­де­ля­ет гра­ни­цы долж­но­го по­ве­де­ния людей

10. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке обя­за­тель­ные усло­вия за­клю­че­ния брака, опре­делённые за­ко­но­да­тель­ством РФ.

1) на­ли­чие ра­бо­ты хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

2) доб­ро­воль­ное со­гла­сие лиц, всту­па­ю­щих в брак

3) на­ли­чие жилья хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

4) на­ли­чие соб­ствен­но­сти хотя бы у од­но­го из бу­ду­щих су­пру­гов

5) от­сут­ствие су­ди­мо­сти у лиц, всту­па­ю­щих в брак

6) до­сти­же­ние брач­но­го воз­рас­та

11. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке по­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие нормы права.

1) со­во­куп­ность пред­став­ле­ний о добре и зле

2) об­ще­обя­за­тель­ность вы­пол­не­ния

3) обес­пе­чен­ность вы­пол­не­ния при­ну­ди­тель­ной силой го­су­дар­ства

4) форма об­ще­ствен­но­го со­зна­ния

5) мно­го­крат­ность при­ме­не­ния

12. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт 2) ис­точ­ник (форма) права 3) су­деб­ный пре­це­дент 4) есте­ствен­ное право

5) пра­во­вой обы­чай

13 . Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) Пуб­лич­ное право; 2) фи­нан­со­вое право; 3) ад­ми­ни­стра­тив­ное право; 4) уго­лов­ное право; 5) кон­сти­ту­ци­он­ное право.

14 . Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) Жизнь; 2) лич­ная не­при­кос­но­вен­ность; 3) де­ло­вая ре­пу­та­ция; 4) не­ма­те­ри­аль­ные блага; 5) сво­бо­да пе­ре­дви­же­ния.

15 . За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме. публичное

Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем об­ще­го или об­ще­го­су­дар­ствен­но­го ин­те­ре­са.

Част­ное право

Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы, не­за­ви­си­мость и ини­ци­а­ти­ву ин­ди­ви­ду­аль­ных соб­ствен­ни­ков и объ­еди­не­ний в их иму­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти и в лич­ных от­но­ше­ни­ях.

16. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к ис­точ­ни­кам права .

1) пра­во­вой ста­тус

2) кон­сти­ту­ция стра­ны

3) пра­во­вой обы­чай

4) по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства

6) по­ли­ти­че­ское уча­стие

Система российского права.

1. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

2. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА

СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

3. Установите соответствие между конкретными ситуациями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Родители подарили дочери квартиру.

Б) Супруги открыли семейный отель.

В) Супруги подали в ЗАГС заявление о расторжении брака.

Г) Отец и сын совершили разбойное нападение на инкассатора.

Д) Семья болельщиков отмечала победу своей команды и разгромила остановку общественного транспорта. 22341.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Семейное право , предпринимательское право, частное право, трудовое право, гражданское право.

5. Инициативная группа депутатов выступила с законодательной инициативой о введении прогрессивной шкалы подоходного налога. Какие из перечисленных субъектов политической деятельности должны обязательно принять участие в рассмотрении, чтобы она смогла стать законом?

1) Совет Федерации Российской Федерации

2) Конституционный Суд Российской Федерации

3) Общественная палата Российской Федерации

4) Правительство Российской Федерации

5) Федеральная налоговая служба

6) Президент Российской Федерации 146.

6. Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных отраслях российского права;

− одно предложение, раскрывающее предмет регулирования одной из отраслей российского права.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

1) смысл понятия, например: система правовых норм, регулирующая целую сферу общественных отношений;

7. «Гражданское право — одна из отраслей _______ (А). _______ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу _______ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, _______ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности.

1) публичное право

3) частное право

6) хозяйственное ведение

8) материальные блага 378946

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

8. «Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определённую правовую форму. Это происходит в результате _______ (А) государства. Благодаря этому воля законодателя находит своё выражение в нормативном правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источниками (формами) права в юридической науке обычно понимают _______ (Б) выражения норм права, т. е. акты _______ (В) государственных органов. К таким органам относятся, например, _______(Г), правительство и др.

Список терминов:1) законодательство 2) внешние формы 3) правило 4) компетентный 5) парламент

6) обязательное значение 7) государственный аппарат 8) гражданское общество

9) правотворческая деятельность 924563

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Система права — это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру сво6оды и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу. В её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. (В.Н. Хропанюк)

Задание 21 . Какие два подтверждения объективного характера системы права привёл автор?

Правильный ответ может содержать следующие подтверждения:

1) система права формируется на основе общих закономерностей общественной жизни / строится не по

произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности;

2) нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни;

3) нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм.

Задание 2 . Что такое система законодательства? Чем, по мнению автора, различаются система права и система законодательства? (Укажите любые два различия). Опираясь на обществоведческие знания, объясните см Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм;

2) различия, например:

— система права носит объективный характер, а в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики;

— первичным элементом системы права является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, а первичным элементом системы — статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы;

— в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах.

3) Объяснен смысл понятия, например:

— правовая норма — общеобязательное правило поведения, содержащееся в источнике права, обеспеченное силой государственного принуждения.

Задание 3. Используя знания курса, приведите два примера нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы различных отраслей права, и кратко прокомментируйте каждый из них.

Правильный ответ должен содержать примеры и комментарии, допустим:

2) федеральный закон о защите прав потребителей (содержит нормы гражданского, административного

и других отраслей права).

Задание 4 Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах нормативных правовых актов;

− одно предложение, раскрывающее сущность нормативного правового акта как формы (источника) права.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: форма (источник) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения;

2) одно предложение с информацией о видах нормативных правовых актов, опирающейся на знание курса, например: Нормативные правовые акты принято разделять на законы и подзаконные акты (приказы, указы, постановления и др.).

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность нормативного правового акта как формы (источника) права, например: Нормативный правовой акт - акт компетентного государственного органа или акт, принятый путём референдума, содержащий нормы права;

Задание 5 Используя обществоведческие знания,

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах нормативно-правовых актах;

− одно предложение, содержащее информацию о нормативно-правовом акте, обладающим высшей юридической силой в РФ.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Смысл понятия, например:

Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий правовые нормы и охраняемый силой государственной власти.

2) Два предложения:

— Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

— Нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой в РФ − это Конституция РФ..

Задание 6. Укажите и проиллюстрируйте примерами три источника права. Сначала укажите источник, затем пример его иллюстрирующий. (Каждый пример должен быть развернутым).

В правильном ответе должны быть названы источники права и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) правовой обычай (например, обычай делового оборота применяемый в сфере предпринимательской деятельности);

3) нормативный договор (например, международный договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный между Арменией и РФ).

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие система права.

2. Структура системы права:

а) отрасли права;

б) институты права;

3. Классификация отраслей права:

а) публичное, частное;

б) материальное, процессуальное;

в) основные, вторичные, комплексные.

4. Основные отрасли российской системы права:

а) гражданское право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) трудовое право и т.д.

5. Источники права в РФ:

а) нормативно-правовой акт;

б) правовой обычай;

в) международный договор и т.д. Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Читайте также: