Что пишут психиатры в заключении здоровому ребенку

Обновлено: 12.05.2024

Психиатр – специалист с медицинским образованием, занимающийся терапией психических расстройств (группой симптомов и изменениями поведения, вызывающими душевные страдания и обусловленными нарушением деятельности психики). К таким профессионалам обращаются люди, которые либо осознают свое состояние как нарушение, либо ощущают себя полностью здоровыми. Занимаются психиатры и лечением тяжелых патологий, опасных не только для самого больного, но и для окружающих. Терапия проводится с применением лекарственных средств. Записаться на консультацию психиатра следует при обнаружении первых признаков патологии. Результативность терапии в этом случае будет максимально высокой.

Виды врачей

Существуют следующие специализации психиатров:

  • Наркологи. Такие врачи занимаются терапией пациентов с токсикоманией, наркоманией и алкоголизмом
  • Эпилептологи. Такие психиатры занимаются лечением эпилепсии
  • Геронтологи. Эти специалисты занимаются всеми нарушениями психики пациентов пожилого возраста
  • Детские и подростковые. Такие врачи занимаются расстройствами (аутизм и др.) у детей и подростков
  • Криминалисты. Эти врачи занимаются изучением психического состояния преступников
  • Сомнологи. Эти специалисты занимаются терапией расстройств, проявляющихся в нарушениях сна
  • Суицидологи. Эти специалисты работают с больными, страдающими от мыслей о самоубийстве и имеющими склонность к нему

Какими органами занимается психиатр?

Психиатры изучают психику, занимаются выявлением ее нарушений и профилактикой патологий.

В обязанности врача входит:

  • Выявление лиц, имеющих психические отклонения
  • Точная диагностика расстройства
  • Определение причин, которые спровоцировали отклонения
  • Назначение необходимого лечения
  • Ведение пациентов и их реабилитация
  • Проведение медицинских освидетельствований
  • Проведение профилактических осмотров
  • Госпитализация (в том числе принудительная) пациентов с тяжелыми расстройствами
  • Выявление здоровых лиц (в том числе имитирующих наличие у них различных психических патологий)

Что лечит врач?

Психиатры занимаются терапией таких психических расстройств, как:

  • Эпилепсия
  • Деменция
  • Психозы
  • Неврозы
  • Расстройства личности
  • Шизофрения
  • Болезни Паркинсона и Альцгеймера
  • Аутизм
  • Нарушения сна
  • Циклотомия
  • Маниакально-депрессивный синдром и др.

Врачи выполняют лечение как самостоятельных патологий, так и тех, которые возникают на фоне следующих заболеваний:

  • Наркомании и токсикомании
  • Алкоголизма
  • Инфекционных болезней
  • Сосудистых патологий головного мозга
  • Соматических болезней
  • Опухолей головного мозга
  • Черепно-мозговых травм
  • Интоксикации промышленными ядами и лекарственными препаратами

Когда надо обращаться к врачу?

Записаться на прием к врачу-психиатру следует лицам, которые страдают от:

  • Сонливости в течение дня или/и нарушений сна в ночное время
  • Постоянного чувства тревоги без объективных причин
  • Полного отсутствия аппетита или непроходящего чувства голода
  • Невозможности сконцентрироваться на решении даже простых задач
  • Нарушений памяти (вплоть до полной ее утраты)
  • Полной апатии
  • Приступов агрессии
  • Панических состояний
  • Беспричинной обидчивости
  • Страха и иных неконтролируемых состояний

К сожалению, некоторые психические расстройства не позволяют самому больному объективно оценить ситуацию. Человек не хочет обращаться к врачу. В этом случае близким людям следует уговорить больного, убедить его в необходимости получения медицинской помощи.

Важно записать на прием к врачу-психиатру человека при обнаружении у него:

  • Бредовых идей
  • Галлюцинаций
  • Попыток суицида
  • Частых приступов агрессии
  • Дезориентации в пространстве
  • Отсутствия памяти и др.

Отвести ребенка к специалисту следует при:

  • Жестком поведении
  • Трудностях в запоминании информации и концентрации внимания
  • Мыслях о самоубийстве
  • Полном отсутствии аппетита или постоянном переедании
  • Склонности к любым зависимостям
  • Излишней сосредоточенности на внешности (весе, фигуре, претензиях к особенностям строения носа, ушей и др.)

Профилактический прием психиатра в обязательном порядке проводится при:

  • Оформлении ребенка в детский сад и школу
  • Прохождении военной медицинской комиссии
  • Получении прав/разрешений на управление автомобилем, ношение оружия и др.
  • Устройстве на работу с опасными условиями

Этапы консультации

Прием психиатра проводится поэтапно.

  • Опрос. Он проводится с целью уточнения жалоб пациента и волнующих его симптомов. При невозможности опроса самого больного врач беседует с его родственниками
  • Тестирование
  • Дополнительную диагностику (если требуется)
  • Выбор стратегии терапии и условий (стационарное или амбулаторное лечение)

Обследование и лечение проводятся при необходимости на условиях абсолютной анонимности и конфиденциальности.

Важно! На лечение в стационар в принудительном порядке помещают только тех пациентов, которые являются социально опасными. Предварительно обязательно проводится экспертиза.

Диагностика

Все диагнозы психиатрами ставятся на основании общей клинической картины и результатов тестирования.

Дополнительно обследуются щитовидная железа, гипофиз и надпочечники.

Нейрофизиологическая диагностика включает:

  • ЭЭГ (электроэнцефалографию)
  • МРТ (магнитно-резонансную томографию мозга)
  • Дуплексное сканирование сосудов головы

Также врач может назначить исследование работы вегетативной нервной системы.

Комплекс обследований определяется только психотерапевтом в индивидуальном порядке.

Лечение

Терапия любых психических заболеваний проводится с учетом состояния больного, наличия у него сопутствующих заболеваний и индивидуальных особенностей.

При лечении используют:

  • Лекарственную терапию
  • Психотерапевтические методы различных типов (арт-терапию, музыкальную терапию, гипноз и др.)
  • Аутотренинг

Лечение проводится как индивидуально, так и в группах.

Важно! Если расстройство является симптомом основного заболевания (патологией внутренних органов или мозга), терапия проводится совместно с терапевтом, неврологом, кардиологом и другими специалистами. В любом случае лечение направлено на устранение не только симптомов, но и причины, которая спровоцировала их появление.

Преимущества лечения у психиатра в МЕДСИ

  • Опыт врачей-психиатров. Наши специалисты располагают необходимыми знаниями и навыками для лечения всех известных медицине сегодня психических патологий
  • Быстрое оказание помощи. Устранение симптомов возможно буквально в течение нескольких дней. Благодаря этому врачи могут в кратчайшие сроки улучшить качество жизни пациента
  • Современные методики. Они доказали свою эффективность и уже внедрены в ежедневную практику врачей во всем мире
  • Назначение эффективных и безопасных препаратов
  • Комбинирование различных методов лечения для достижения желаемых результатов
  • Возможности для работы не только с самим больным, но и с его родственниками
  • Комплексный подход к лечению. При необходимости работать с пациентом будут не только психиатр, но и невролог, психолог и другие специалисты
  • Возможности для проведения комплексной диагностики и обнаружения всех сопутствующих заболеваний

Если вы хотите записаться к психиатру сами или посетить консультацию с близким человеком, позвоните нам

Screenshot_1-4-300x179

Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

Доктора данного направления

Распространенные нарушения психики у детей

К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

Аутизм

Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

Задержка психического развития

В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

Умственная отсталость

Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

  • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
  • умеренная – 30-50 баллов;
  • тяжелая форма – 20-35 баллов;
  • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

Шизофрения

Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

Клиническая картина у дошкольников:

  • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
  • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
  • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
  • эхолали;
  • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

Медицинская и психологическая диагностика

Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

Аппаратные методы

Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

Лечение

Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

  • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
  • применение комплекса медикаментозных препаратов;
  • непрерывную работу с родителями и педагогами;
  • физиотерапию;
  • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.


Автор: Мамунц Цовинар Алексеевна

Высшее медицинское, Пермский государственный медицинский институт, лечебный факультет, специальность-лечебное дело

Детский психиатр — узкий специалист, который занимается диагностированием, лечением и предупреждением психических расстройств у детей до 18 лет. Основная задача врача заключается в предупреждении патологий, социальной адаптации ребенка и сохранении цельности его личности. Кроме выраженных симптомов отклонений в развитии, психические патологии могут выражаться неявными расстройствами поведения, которые поначалу могут быть не заметны даже родителям. Самое главное - это начать вовремя предпринимать меры, чтобы отклонение никак не отразилось на жизни вашего ребенка в будущем.




С какими проблемами работает врач?

Детская психиатрия - это одно из важнейших направлений в медицине. Практически каждый третий ребенок подвержен отклонениям в психике различной степени выраженности. Детский психиатр сталкивается как с врожденными недугами, так и с приобретенными отклонениями. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок имеет значительную задержку развития. Причиной появления заболеваний могут быть как внутренние причины (патологии развития мозга ребенка), так и внешние – например, значительный стресс или перенесенное насилие. Если вы видите, что в поведении ребенка появились странности – отведите его к специалисту.

Когда необходимо показать ребенка психиатру

Большинство родителей не считают нужным обращаться к психиатру, даже если в поведении ребенка наблюдаются какие-либо отклонения. Многие до сих пор считают, что сам факт походов к психиатру – клеймо на всю жизнь. Но это не так: сейчас факт наблюдения у психиатра никак не осложняет жизнь, более того, никто об этом даже не узнает: клиника никуда не сообщает о тех, кто приходит на прием к любым врачам.

Также распространенная ошибка – игнорировать странности и отклонения в поведении ребенка, считая, что это возрастной кризис, который пройдет сам собой. Чаще всего ситуация не разрешается самостоятельно, а наоборот – проблема углубляется.

К детскому психиатру стоит обратиться в следующих случаях:

  • При выраженной задержке речевого или психического развития – когда малыш ощутимо отстает от сверстников;
  • При высокой тревожности ребенка, нарушениях сна, трудностях с засыпанием;
  • Если ребенок отказывается от пищи или предпочитает только специфические блюда (например, определенного цвета);
  • Если у ребенка наблюдаются частые беспричинные истерики, которые не удается быстро унять;
  • Тревожный признак - агрессия, когда ребенок постоянно дерется, кусается, щиплется и т.д. Особенно важно проконсультироваться с врачом, если ребенок специально причиняет боль животным или младшим детям.
  • При аутоагрессии: когда ребенок пытается причинить себе боль: кусает, щиплет, царапает сам себя.
  • Если у малыша есть навязчивые привычки: он трясет головой, дергает руками или ногами, грызет ногти.
  • Недержание мочи или другие проблемы с мочеиспусканием при условии, что физически ребенок абсолютно здоров.
  • Если ребенок не смотрит в глаза и избегает телесного контакта даже с родителями.

Если ребенок находится в подростковом возрасте, встревожить должны такие факторы, как:

  • Вызывающее поведение в школе;
  • Вспышки гнева, которые ребенок не может контролировать;
  • Повышенная фиксация на сексуальных темах, девиантное поведение (например, навязчивая мастурбация или желание демонстрировать половые органы);
  • Любые виды зависимостей, включая курение, пристрастие к алкоголю и компьютерным играм;
  • Самоповреждение – нанесение себе порезов или ожогов;
  • Апатия, постоянно пониженное настроение, отсутствие мотивации;
  • Жалобы на конфликты со сверстниками, отсутствие друзей.

Стоит ли готовить ребенка?

Как проходит прием специалиста

Прием детского психиатра обычно проводится в присутствии родителей. Сначала специалист беседует с родителями и выясняет, что именно их привело в кабинет к врачу. Также врач внимательно изучит историю развития ребенка: для постановки диагноза необходимо знать особенности семейной истории, особенности протекания беременности и родов, о том, как ребенок развивался в первый год жизни. После получения информации детский психиатр беседует с ребенком. Длительность приема составляет от 20 минут до 1 часа. По окончании беседы врач расскажет родителям о своих выводах и даст рекомендации.

При легких неврозах, незначительных отклонениях в психическом или речевом развитии, небольших нарушениях поведения врач дает рекомендации по коррекции проблемы (в некоторых случаях – медикаментозной), и просит прийти на прием через некоторое время для оценки динамики.

При серьезных психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок может быть определен в группу диспансерного наблюдения. В этом случае будут рекомендованы периодические посещения врача, медикаментозная терапия и контроль динамики. Помещение ребенка в больницу возможно, но это не обязательно – стационарное лечение назначается только при согласии родителей ребенка на лечение.

Какие методики используются

Если это необходимо, специалист может назначить некоторые виды диагностических процедур:

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • Ультразвуковое обследование мозга;
  • Компьютерная томография мозга;
  • Консультации других специалистов.

Это позволяет понять, связаны ли отклонения со строением и работой мозга или же причина проблемы – психическая. Выбор методики терапии зависит от многих факторов – анамнеза, возраста ребенка, жалоб. Чаще всего лечение ребенок проходит дома.

Многие патологические состояния требуют работы с психоэмоциональным состоянием ребенка. Прекрасные результаты дают психотерапевтические методики. В некоторых случаях требуются медикаменты – они помогают снять острое состояние и улучшить уровень жизни ребенка. Очень важно строго соблюдать схему приема лекарств и выполнять все рекомендации доктора.

Большое внимание врачи уделяют личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические нарушения. Нередко детские психиатры дают рекомендации родителям по поводу режима дня и образа жизни чада. Важна работа не только с ребенком, но и с родителями.

Обратите внимание, что лечение проводится только с согласия родителей. Обращение к психиатру не ведет к постановке ребенка на учет. Ни в школе, ни в детском саду не узнают, что ребенок проходит лечение у детского психиатра.

Специалисты утверждают, что формирование психической системы ребенка происходит в первые три года жизни. Поэтому если вы замечаете какие-либо нарушения в этом возрасте - это весомый повод для обращению к детскому психиатру. Также врачи утверждают, что в этот период родителям очень важно быть бдительными и отмечать в поведении ребенка даже малейшие отклонения. Кроме того, с малышом нужно общаться, уделять ему больше времени и проявлять родительскую любовь.

Помните о том, что любые нарушения намного проще устранить в детском возрасте. Правильно назначенное лечение позволяет избежать проблем в будущем. Будьте здоровы!


1. Батышеа Т.Т. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского психоневролога: методические рекомендации. – М., 2014.

2. Варанкова Л.В. Клинико-динамический и реабилитационный аспекты раннего детского аутизма // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2008. – № 4. – С. 45-49.

3. Гагаркина И.Г., Новиков О.М. Медико-психологическая помощь детям с дисгармоничным нервно-психическим развитием с учетом реабилитационного потенциала семьи // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2006. – № 4. – С. 46-48.

4. Добрякова Л.Н., Карасева Т.В. Проблема подготовки специалистов по социальной работе с детьми и подростками // Экология человека. – 1996. – № 2. – С. 24.

5. Дробинская А.О., Корень Е.В., Коваленко Ю.Б., Марченко А.М., Трайнина Е.А., Косолапова Д.С. Алкоритмы дифференциальной диагностики задержек психического развития в дошкольном возрасте // Доктор.Ру. – 2014. – № 6-2 (94). – С. 36-40.

6. Карасева Т.В., Подворная Е.В. Комплексная модель медико-психолого-педагогической помощи детям с перинатальными поражениями нервной системы // Научный поиск. – 2012. – № 3. – С. 65-67.

7. Логунцева А.Е., Скороходова Т.Ф., Агарков А.А. Организационные аспекты оказания психологической консультативно-диагностической помощи детям и подросткам в детско-подростковом центре // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2008. – № 4. – С. 49-53.

9. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М., 2005.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы. – М., 2003.

Актуальность проблемы РАС обусловлена ростом распространенности аутистических расстройств в детской популяции во всем мире. В материалах 1 московской международной конференции по аутизму за 2013 год содержатся сведения, что распространенность РАС за непродолжительное время увеличилось в 20 раз: от 1:2500 в середине 1980-х годов до 9:1000 в настоящее время. Соотношение встречаемости у мальчиков и девочек находится в пределах 2,6:1 до 4:1. Рост заболеваемости аутизмом похож на тенденцию эпидемии. Это требует дальнейшего исследования проблемы РАС специалистами разных направлений, чтобы обеспечить детям с нарушениями психического развития качественную лечебно-диагностическую помощь, эффективные реабилитационные и профилактические программы. Патогенез аутистических расстройств неизвестен, но ученые однозначно сходятся на том, что провоцируются они комплексом факторов (биологических, социальных, психологических и даже экологических)

В настоящее время становится все более понятным, что РАС не являются проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего аутизмом, всю жизнь.

Расстройства аутистического спектра представляют собой группу комплексных дезинтегрированных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации (МКБ-10.).

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к расстройствам аутистического спектра относятся:

• F84.0 Детский аутизм;

• F84.1 Атипичный аутизм;

• F84.2 Синдром Ретта;

• F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста;

• F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;

• F84.5 Синдром Аспергера;

• F84.8 Другие общие расстройства развития;

• F84.9 Общее расстройство развития неуточненное.

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. С этого времени в медицинской коррекции предпринимались попытки лечения аутизма традиционными для того времени лекарственными средствами. С их помощью удавалось в какой-то степени смягчить нежелательные проявления аутизма, но проявлялись побочные явления, снижался потенциал обучения. Неудовлетворенность психиатров результатами лекарственной терапии, негативное отношение к медикаментозному лечению со стороны родителей и большинства психологов, педагогов привели к возникновению новых форм психолого-педагогической коррекции. До начала 60-х годов ХХ века ведущим был психоаналитический подход, эффективность которого, как показала практика, оказалась в большинстве случаев незначительной. Как полагают аналитики, этому было несколько причин. Прежде всего, выяснилось, что понимание аутизма как психогенного расстройства не соответствует данным научных исследований, его клинико-психологическая структура оказалась многоуровневой и первазивной, то есть значительно более сложной, и только лишь психотерапевтический метод коррекции оказался недостаточным (Никольская О.С., Баенская Е.Р.).

В АВА ставится задача максимально возможной социальной адаптации (семья; образовательные учреждения: школа, колледж; производство; общественные места: транспорт, магазины, банки, учреждения культуры и т.д.; при необходимости – учреждения соцзащиты и т.д.), что должно достигаться через овладение возможно большим числом навыков (опрятности, самообслуживания, общения, речи, учебных, профессиональных и т.д.) на основе интенсивного применения (до 35-40 часов в неделю) методов оперантного обусловливания. В коррекционной работе внутренние особенности психики детей с аутизмом в некоторой степени учитываются, однако основная, решающая роль в формировании социально приемлемого поведения отводится внешним факторам – организованным в мотивирующую систему различным видам стимулов (запускающих, помогающих вызвать требуемую реакцию, подкрепляющих).

Широкое распространение АВА ограничено также его высокой стоимостью (в 3-4 раза больше, чем обучение ребенка с нормативным психическим развитием).

ТЕАССН – программа предлагает методы организации среды и форм коммуникации, облегчающие аутичному человеку социально – бытовую адаптацию.

Хотя результаты коррекции в рамках ТЕАССН, как правило, несколько скромнее, чем в АВА, но в условиях школ других видов создавать классы, отделения, группы и т.п. на основе ТЕАССН значительно проще, реализация этого подхода значительно дешевле.

На Западе практикуется также инклюзивное образование. То есть там дети с РАС учатся вместе с обычными детьми.

Система психологической помощи детям и подросткам с РАС в нашей стране базируется на классических положениях отечественной психологии: идеях Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, о единстве интеллектуального и аффективного в организации психической жизни, о зоне ближайшего развития ребенка. Важным для коррекционно-развивающей работы является понятие асинхронии психического развития при детском аутизме, разработанное В.В. Лебединским. Используются идеи представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения как об основе стратегии и тактики коррекционной работы, разработанные О.С. Никольской, Е.Р. Баенской. Безусловно, крайне важным признается оказание помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС (психотерапия членов семьи, ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, составление индивидуальной программы воспитания и обучения), так как правильно организованная работа с семьями, воспитывающими детей с РАС, положительно влияет на гармонизацию межличностных отношений между ребенком и членами семьи, а также на формирование навыков адекватного общения ребенка с социумом. В отличие от зарубежных методов отечественная коррекционная работа ведущее значение отводит комплексности помощи – постоянному взаимодействию психологов, педагогов, врачей-психиатров, социальных служб и общественных организаций.

Наиболее часто из данной группы расстройств встречается атипичный аутизм с умственной отсталостью (F 84.11) и без нее, а также детский аутизм (F 84.0). Максимальное число пациентов в возрастной группе от 4 до 7 лет (таблица 1).

Из таблицы 2 видно, что в консультативной группе наблюдаются в основном дети дошкольного возраста, диагноз у которых возможно еще будет уточняться.

Читайте также: