Что означает свидетельство в библии

Обновлено: 02.07.2024

Авторитет Писания означает, что все слова Библии являются истиной и исходят от Бога (не перепутать с утверждениями в Библии). Следовательно, Писание является единственным верным руководством для практической жизни христиана во всех ее проявлениях. Неповиновение слову Божьему подразумевает неповиновение самому Богу.
Авторитет Писания имеет ключевую роль для благочестивой жизни многих христиан. Неверное понимание данного вопроса может привести к ложным представлениям об природе Бога и ценности Писания. Авторитет Писания на протяжении последних трех веков претерпевает кризис в сердцах многих людей. И не нужно обладать даром пророка, чтобы понять, что при низком отношении к Писанию, вера христианина будет слаба и недолговечна.

Многие люди предлагают человеческие методы для решения проблем. Не секрет, что некоторые церкви, например, харизматические, авторитет Писания противопоставляют субъективному опыту (чувственным переживаниям), другие - авторитет Писания противопоставляют пророчествам, иным языкам, именитым ораторам, мистическим переживаниям, интуиции, преданию, рационализму и т.д.
Предлагаю в данном посте рассмотреть, какое практическое значение имеет (или должен иметь) авторитет Писания в жизни христианина.

Заметьте, апостол Павел показывает, что слово Божье является единственно верным ориентиром для характеристики человеческих поступков. Он утверждает, что богодухновенное Писание поможет человеку духовно расти. Важно изучать его для того, чтобы знать насколько верны мы Христу в своей жизни. Именно исполнение слова Божьего освящает человека и делает его духовно способным к исполнению дела Божьего.

Каждая доктрина нашего богословия должна основываться на Писании, а не на человеческой философии. Если Библия является единственным источником для нашего богословия - это первый правильный шаг к формированию верного богословия. Второй шаг заключается в правильном истолковании Писания (историко-грамматическом). При таком подходе, христианин сможет верно сформулировать богословские истины, которые не противоречат учению Библии. Если мы будем пренебрегать авторитетом Писания в своих богословских изысканиях, то можем прийти к небиблейским выводам и впасть в ереси. Например, отрицание Троицы, божественности Христа, чудес, веры в Христа, как единственного способа для спасения от ада и т.д. В итоге можно дойти и до сомнений в существовании Бога. Поэтому очень важно для содержания христианской веры своим источником иметь только Писание.

Для решения духовных проблем нам, верующим людям, нужно обращаться к Священному Писанию, через которое Дух Святой изменяет жизни людей. Когда у нас проблемы - не нужно спешит искать человека решить их. Обратитесь к Богу и Его слову. Это самое лучшее исцеление. У вас депрессия? Не ждите того, кто будет сидеть с вами и плакать в платочек. Возьмите Писание, этот исцеляющий бальзам и получайте облегчение от животворящих истин. Некоторые люди спешат покупать популярные книги по психологии, когда понимают, что у них не получается быть дружелюбными, уверенными в себе, сильными, тем самым отдаляя себя от Писания. Никакие человеческие книги не способны изменить нашу жизнь. Часто мы падаем потому, обращаемся к Богу слишком поздно. Не в начале проблемы, но когда использовали все человеческие методы. Сколько бы ошибок мы избежали бы, обращайся мы сразу к Писанию. Не пренебрегайте словом Бога.

Другими словами, никакие письменные свидетельства о Боге вне Библии не являются равно авторитетными Писанию. Кроме того, если внебиблейские свидетельства противоречат тому, что написано в Библии, то их однозначно нужно признать ложными. Например, существуют некие письменные предположения, что Иисуса во время юношества проходил обучение в Индии. Один русский историк предложил другую версию: Иисус учился мудрости в древней Руси. Но мы отвергаем эти псевдосвидетельства по одной причине - Библия ничего не говорит об юношестве Иисуса Христа, кроме случая с посещением храма. Люди падки на различные сенсации и для того, чтобы оправдать свое неверие, они будут принимать любые абсурдные идеи для успокоения своей совести.

На протяжении истории церкви всегда были люди, которые свои откровения ставили на один уровень из Священным Писанием. Например, секта последователей Д. Смита поставили книгу мормонов в один ряд из Библией; адвентисты хоть прямо и не говорят об авторитете трудов Елены Уайт как равнозначным из Библией, но никакое их истолкование не будет противоречит откровениям Елены Уайт, что косвенно делает ее истолкование богодухновенным. Множество пятидесятнических и харизматических откровений считаются истиной в последней инстанции. Даже если так называемые откровения прямо противоречат Библии, предпочтение отдается именно пророчеству, как новому откровению о деяниях Бога. Поэтому библейскому христианину нужно быть предельно осторожным, чтобы не занижать авторитет Священного Писания, но утверждать его день за днем.

Когда мы защищаем или провозглашаем христианское вероучение, важно понимать, что только сила Духа Святого способна открыть человеку истину. А как мы уже выше увидели, способность слова Божьего - возрождать человека. Исходя из этих предпосылок, мы убеждены, что единственным объективным инструментом для защиты христианской веры является Библия. Например, доказательство о существовании Бога. Писание на самом деле не доказывает существование Бога, но провозглашает его как само собой разумеющееся явление. Бог есть. Вот свидетельства его существования: сотворенный мир, забота о человеке, ответы на молитвы и т.д. Будьте уверены, что слово Божье - это объективный и единственный авторитетный источник для защиты христианской веры.

Зачем читать скучные перечисления в Библии?

В ам не нужно далеко ходить ни в Танахе, ни в Новом Завете, прежде чем вы столкнетесь с ними — этими перечислениями непроизносимых имен! Перечисления и родословия в Библии всегда были источником большого ужаса (а иногда и веселья), поскольку множество безвестных читателей с большим трудом прочитывают экзотические и многосложные ближневосточные имена в своих группах по изучению Библии. Нужно ли нам уделять внимание этим перечислениям? Может быть, лучше просто пропускать их?

Имена что-то означают

Это не происходит случайно! Рассматривая значения имен в родословии в Бытие, 5 главе, Чак Мисслер нашел нечто весьма примечательное. Он записал смысл каждого из имен в Книге Бытия в список и обнаружил, что они, будто бы, рассказывают историю Евангелия!

Адам = Человек
Сиф = Назначен
Енос = Смертный
Каинан = Печаль
Малелеил = Благословенный Бог
Иаред = Сойдет вниз
Енох = Обучение / образование
Мафусал = Его смерть принесет
Ламех = Отчаяние
Ной = Утешение

Размышление о значении имен в Библии может принести новое понимание отрывков или даже, как в этом случае, дать представление о написанном между строк, о том, о чем говорит Бог. Имена Моисея, Иисуса Навина, Давида и других усиливают значимость каждой истории, и дают более широкое понимание искупления, когда вы знаете, что они означают. Нам посчастливилось жить в эпоху, когда каждый может легко найти эти значения за считанные секунды и получить новые идеи в знакомых библейских отрывках.

bother2

Перечисления и родословия — свидетельство того, что Библия не сказка

Спросите себя, кто поместил бы перечисления в составленным им рассказ? Это плохо для сочинения небылицы, и это приводит к довольно скучному повествованию. Нет, это настоящие люди в реальных местах, и эти перечисления являются историческими записями. Они содержат важные аспекты истории Израиля.

Обзор поколений являет Божью верность

1-я книге Паралипоменон 26 глава — это глава имен, которые многие могут игнорировать, но внутри нее имеется сокровище:

kovcheg4

Нудный список имен, не так ли? Верно в том случае, если вы не знаете, кто такой Овед-Едом. Во 2-й Книге Царств, в 6-й главе у нас есть история о том, как Давид и его слуги пытались перевезти ковчег завета из Кирьят-Иарима в Иерусалим, и у них была блестящая идея поставить его на колеса вместо того, чтобы нести на плечах священников, как того требовал Бог. Телегу трясло, и в какой-то момент Оза потянулся, чтобы удержать ее, и умер тут же на месте. Давид почувствовал, что это было чрезвычайно суровым наказанием и, по сути, недоумевал об этом в течение нескольких последующих месяцев, прежде чем преодолел последствия и повторил попытку — на этот раз позаботившись о том, что Бог заповедал в книге Исход. Но где был ковчег в течение этих нескольких месяцев? Давид решил разместить его в доме Овед-Едома (Аведдара).

Когда Бог благословляет семью, это дает мощный и продолжительный эффект, о котором вы, возможно, не знаете, если вы всегда пропускали эти перечисления.

bother3

Детали включены в перечисления Библии, чтобы расставить ключевые точки

Иногда бывает, что перечисление кажется нескончаемым, и внезапно оно словно прерывается, казалось бы, не относящейся к делу детализацией. Эти детали никогда не теряют значения! Они призваны резануть ухо и привлечь наше внимание к тому, что Бог хочет сказать.

Как насчет этого?

Прямо посреди гула битвы за то, какой кто получит кусок земли — в книге Иисуса Навина, 17 — мы видим, как некоторые культурные табу о женщинах потрясающим образом уничтожаются. Наследство в ближневосточных культурах традиционно имело отношение только к мужчинам, но в Библии Бог разрешает женщинам также быть наследницами! Эта история раздражает читателя как из-за множества перечислений, так и заставляет понервничать в наших ожиданиях.

И, кстати, еще одно удовольствие — это открытие подоплеки истории Есфири — когда мы узнаем, кто является предками Мардохея еврея и злого Амана, история приобретает совершенно новое измерение.

Есть несколько сокровищ, подобных этим, припрятанных между списками имен и чисел, которые стоит найти. Иногда послание не сразу становится очевидным, но если мы попросим Бога показать нам, почему Он поместил эту короткую историю там и выполним работу по откапыванию, удивительно, какие драгоценности можно найти.

bother4

Родословие Йешуа — сама по себе история

Одно из первых, что следует заметить при чтении первой главы Нового Завета (как-никак, Бог решил начать с еще одного перечисления) состоит в том, что эта генеалогия содержит значительное количество женщин. Перечни часто пропускают женщин вообще, но не это перечисление. Мало того, что число женщин значительно, но и сами они — очень знатные люди, у каждой из которых — важная история, и это объясняет, почему они включены в генеалогию Йешуа. Пять женщин: Фамарь, Раав, Руфь, жена Урии и Мария, мать Иешуа.

Стремнины и повороты родословия Йешуа показывают нам, что Бог почитает как мужчин, так и женщин, евреев и неевреев, чистых и блудниц. Он — Мессия всех.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.


Большинство предполагаемых противоречий в Библии связаны с невнимательностью читателя или непониманием текста. Но некоторые из них не получается разъяснить так легко. Могут ли в Библии действительно быть расхождения? Подрывает ли это доверие к ней как слову Божию?

Но ведь в Библии можно найти разногласия, которые не так легко объяснить невнимательностью читателя!

Среди христиан могут существовать разногласия относительно того, где мы имеем дело с подлинным разногласием, а где это проблема исключительно читателя. Есть книги по христианской апологетике, где предлагаются объяснении всех вообще расхождений, но некоторым они кажутся натянутыми.

Что если мы встречаем расхождение, которое мы не можем объяснить? Например, известный неверующий библеист Барт Эрман, в прошлом христианин, пишет о том, что его веру, веру простодушного протестантского фундаменталиста, страшно поколебал вопрос о Авиафаре.

В Евангелии от Марка Господь называет священника, который передал Давиду и его спутникам хлебы предложения, Авиафаром:

Однако в том месте Ветхого Завета, на которое Он ссылается, священник назван Ахимилехом.

Как пишет американский автор Крейг Эванс,

То есть игра развивается таким образом — сначала протестантские фундаменталисты, руководствуясь понятным и даже благочестивым желанием превознести и прославить слово Божие, заявляют, что в нем нет и не может быть ошибок и разногласий. Ведь тогда бы оно не было словом Божиим! Потом свой ход делают атеисты — и указывают на такие разногласия. По правилам, заданным фундаменталистами, атеисты выигрывают.

Но дело в том, что никто не обязан играть по этим правилам. Из того, что апостолы — живые люди, которые могут излагать известные им события немного по-разному, никак не следует, что их свидетельство ложно.

Но разве богодухновенность Писания не означает, что в нем не может быть разногласий — даже в деталях?

Нет, конечно. Богодухновенность означает, что Бог особым образом вдохновляет священнописателей, и направляет весь процесс формирования Библейского текста таким образом, чтобы истинно и безошибочно передать нам все истины, необходимые для нашего спасения. Богодухновенность не уничтожает человеческой природы библейских авторов, но действует через нее.

Поэтому было бы странно предъявлять к свидетельству апостолов требования, которых мы не предъявляем ни к какому другому человеческому свидетельству.

Но разве разногласия в словах евангелистов не подрывают доверие к их свидетельству?

Смотря о каких разногласиях идет речь. Разногласия в деталях — разумеется, нет. Полностью совпадающих во всех деталях реальных свидетельств не бывает. Если бы такое полное совпадение имело бы место, нам бы указали (с некоторым основанием), что это явное свидетельство позднейшей редактуры и поэтому тексту не следует доверять, свидетели так не говорят.

Приведу пример. Недавно я читал интересное исследование по казни петрашевцев - революционного кружка, к которому в свое время принадлежал Федор Михайлович Достоевский. Разные свидетели событий сильно расходятся в деталях - были ли улицы полны народу? Сорвал ли Петрашевский капюшон, желая смотреть ружьям в лицо? Какая именно команда прозвучала? Сколько времени приговоренные ожидали смерти? Десять минут? Пять? Минуту? Был ли Достоевский во втором ряду подлежащих расстрелу или в четвертом?

Но при всех этих расхождениях мы знаем точно - и никто не подвергает это сомнению - что петрашевцы были приговорены к расстрелянию, их уже привезли на место казни, и тут было объявлено, что смертная казнь им заменяется каторгой.

Реальные или предполагаемые расхождения в воспоминаниях свидетелей никоим образом не разрушают доверия к тому, в чем они согласны.

Представим себе, что четверо прихожан перескажут проповедь священника в это воскресенье - очевидно, они сделают это близко к тексту своими словами, каждый из них обратит внимание на то, что ему ближе - но в целом мы получим вполне адекватное представление о том, что он говорил.

Даже если мы согласимся, что в Библии есть неточности и расхождения, это никак не ниспровергнет ни христианскую веру в целом, ни даже веру в достоверность библейского свидетельства о Боге.

Смотрите 5 декабря следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook.

Рождество с родовым древом Иисуса Христа

Рождество с родовым древом Иисуса Христа

Все библейские имена – говорящие имена, которые чаще всего и довались людям в некоем пророческом озарении.

Никакой перевод не способен до конца раскрыть красоту палитры библейских имен и образов. Ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда переведено будет на другой язык (Сир. 0, 4).

Внимательно вчитываясь в библейские имена, мы открываем для себя новые горизонты в познании и раскрытии тайн Библии, не лежащих на поверхности букв и слов библейского Откровения. Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).

К примеру, можно привести два разных имени, которые в русско-славянской традиции, к сожалению, одинаково транслитерируются.

И таких примеров множество…

Итак, родословие Иисуса Христа по Евангелию от Матфея:

Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию. (Мф. 1, 2–10).

Обычно, когда читаются родословия Библии, то читающий спешит побыстрее пробежать эти тексты глазами, даже не догадываясь о тех духовных тайнах, которые скрываются в самих этих родословиях.

. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1, 11–16).

По самому родословию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа возникает три основных вопроса:

По первому вопросу – о присутствии в Родословии Господа Иисуса Христа некоторых грешных женщин, – надо вспомнить, что, как известно, Господь Иисус Христос и пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), что прямо и следует (в данном случае) из Его собственного Родословия.

И все это имеет огромное значение и для нас! Ибо если по Истинному Человечеству Христос выходит из этого родословия, а по Истинному Божеству (неслиянно) входит в него, не чуждаясь его замутненности, – это и означает, что Он (Христос) силен войти и в нашу жизнь, несмотря и на ее замутненность. Ибо Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), Он же и в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 6, 7).

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов (Мф. 1, 17).

Никакие политические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха

И нельзя думать, что сказанное об иудеях не относится и к нам самим, ибо ап. Павел писал о них и нас (христианах), что Все это происходило с ними (т.е. иудеями – О.С.), как образы; а описано в наставление нам (т.е. христианам – О.С.), достигшим последних веков (1 Кор. 10, 11). – И в наше время многие слишком много значения придают разным формам политического устроения общества. Однако мы видим, и это очевидно, – с переменою правления люди лучше не становятся. Грешили иудеи и при патриархах (время от Авраама до Давида) – общинно-родовой, или националистический период управления. Грешили и при царях (от Давида до Вавилона) – монархический период управления. Грешили и при власти разных религиозных олигархических партий – период политического плюрализма. И все равно Господу Иисусу Христу потребовалось прийти в этот мир, потому что никакие политические и националистические спекуляции не могут обезопасить человека от власти греха, страха смерти и дьявола.

В Писании и сказано: Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 22); и еще: Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 3–4).

Все формы человеческого правления порочны в той или иной степени… Когда евреи хотели заменить теократическую монархию обычной монархией, то Господь Бог сказал пророку Самуилу: . послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними (1 Цар. 8, 7). А весь период царей и являлся периодом духовного упадка. Сказано: потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских (4 Цар. 23, 22). То есть все эти цари так были заняты собою, что во все их дни Пасха не праздновалась. Разве это не упадок? Разве это не духовный кризис? А что говорить о других формах правления.

Православные христиане должны удаляться от коллективных грехов собственных современников и никак не солидаризоваться с ними. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4); и еще: И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Христос по Божеству вошел в этот мир, а по Человечеству – вышел из него

Таким образом, из всего Родословия Христова становится очевидным, что Сын Божий не гнушается нашей испорченности и оскверненности (вспомним оскверненных женщин). Если Господь не погнушался их, это значит, что Он не погнушается и нас с вами. С другой стороны, то обстоятельство, что в начале Евангелия от Матфея указаны имена грешниц, есть свидетельство, что и само все это Евангелие написано для тех, кто считает себя грешным и оскверненным. Вы, оправдывающие себя законом (т.е. добрыми делами и заслугами – О.С.), остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5, 4).

Теперь рассмотрим духовный смысл в переводе всех имен Родословия Христова в их очередности по 14 родов. Как известно, библейские имена давались под воздействием пророческого духа и, как правило, являлись характеристикой для целого поколения. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21).

Общая духовная характеристика периода от Авраама да Давида получается следующая: (Авраам) – благословение чрез одного дается многим; (Исаак) – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков; (Иаков) – возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) – положение изменилось в лучшую сторону; (Иуда) – прославление Бога продолжалось; (Фарес) – но брешь от содеянных грехов уже образовалась; (Есром) – цветение духовности продолжалось; (Арам) – высоты духовные манили; (Аминадав) – и щедрая милость изливалась; (Наасон) – духовность не могла остановить чародейство и волхование, двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали; (Салмон) – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир; (Вооз) – но разум подсказывал другое направление; (Овид) – поклонение Богу сохранялось; (Иессей) – и оно приносило богатства духовной жизни; (Давид) – как плод богатства духовной жизни, любовь возрастала.

Следующие 14 родов:

Духовная характеристика поколений от Давида до Вавилона была следующей: (Давид) – братолюбие процветало; (Соломон) – от сего мир и благоденствие воцарялись в мире; (Ровоам) – народ возрастал и креп как духовно, так и физически; (Авия) – осознание сыновства Богу продолжалось; (Аса) – и это врачевало сердца народа; (Иосафат) – надо было не забывать о судах Божьих; (Иорам) – надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) – только от Бога; (Озия) – искать подлинную силу можно было только в Боге; (Иоафам) – совершенство надо было искать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы; (Ахаз) – враг мог завладеть душою каждого; (Езекия) – укрепить мог только Бог; (Манассия) – Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся; (Амон) – чудесным образом Творец проявлял Свою заботу; (Иосия) – таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

Последние 14 имен:

Мозаика смысла имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству

Духовная характеристика поколений от Вавилона до Христа была такова: (Иехония) – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге; (Салафиил) – поэтому необходимо было умножать моления; (Зоровавель) – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе; (Авиуд) – но надо было помнить о Духе Бога; (Елиаким) – ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине; (Азор) – человечество нуждалось в помощи; (Садок) – Он (Господь) утверждал и в праведности; (Ахим) – верующий становился братом для другого верующего; (Елиуд) – необходимо было восхвалять Бога; (Елеазар) – помощь от Бога приближалась; (Матфан) – обещанный от Бога дар спасения приближался; (Иаков) – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждому; (Иосиф) – Бог Сам мог восполнить все; (Иисус) – спасение от Бога пришло.

Подобная мозаика смысла разных имен подвела нас к самому Пришествию Христову и Его Рождеству, раскрыв духовный смысл ожиданий и переживаний рода человеческого в преддверии явления своего Спасения. Имя как символ для библейской экзегетики обычное явление, для примера можно привести и следующие слова апостола Павла: В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму. (Гал. 4, 24–25).

Как и сказано в Писании: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3, 6); и еще: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

30 декабря 2017 г.

[2] Блаженный Иероним. Толкование на Евангелие от Матфея.

[3] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея.

[5] Святитель Иоанн Златоуст. Гомилии на Послание к Римлянам 12. 2.

Читайте также: