Что означает расширительное начало правового государства

Обновлено: 04.07.2024

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Говорят мудрые

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Слайды и текст этой презентации

Урок-презентация по обществознанию в 9 классеМастер-класс с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникативной, погружения в предмет,

Урок-презентация по обществознанию в 9 классе

Мастер-класс с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникативной, погружения в предмет, проектной.
Учитель: ФУРЛОВА О.И.- МАОУ СОШ № 20

План урока1. Понятие правового государства. Этап вызова.2. Различные точки зрения на правовое государство.3. Работа с текстами источников.

1. Понятие правового государства. Этап вызова.
2. Различные точки зрения на правовое государство.
3. Работа с текстами источников. Этап осмысления.
4. Признаки правового государства.
5. Работа над логическим заданием. Рефлексия.

ЭТАП ВЫЗОВА (ПОГРУЖЕНИЕ)

ЭТАП ВЫЗОВА (ПОГРУЖЕНИЕ)

Понятие государства и праваГосударство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса(социальной группы, блока классовых сил,

Понятие государства и права

Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса(социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.
Право – это совокупность социальных норм и правил, регулирующих различные отрасли человеческих отношений.

Логическое заданиеМОЖНО ЛИ ВООБРАЗИТЬ ИДЕАЛЬНОЕ С ПРАВОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ГОСПОДСТВОВАЛА БЫ АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?КАКОЕ ГОСУДАРСТВО

МОЖНО ЛИ ВООБРАЗИТЬ ИДЕАЛЬНОЕ С ПРАВОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ГОСПОДСТВОВАЛА БЫ АБСОЛЮТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
КАКОЕ ГОСУДАРСТВО НАЗЫВАЕСЯ ПРАВОВЫМ?

Идея правового государстваНе может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее

Идея правового государства

Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права.

Идея правового государстваТолько там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю

Идея правового государства

Только там, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.

Идея правового государстваПод действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства

Идея правового государства

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство. Истинная цель государства заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы она не подвергалась опасности.

Идея правового государстваГосударство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти:

Идея правового государства

Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В каждом государстве существует три власти: верховная власть в лице законодателя, исполнительная власть в лице исполнителя, правящая согласно закону, и судебная власть. Законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа.
И. Кант

Идея правового государстваЕсли власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не

Идея правового государства

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной или исполнительной.

Идея правового государстваГосударство всё более склоняется перед властью права. Во имя прававсемогущее некогда государство вынуждено допустить в

Идея правового государства

Государство всё более склоняется перед властью права. Во имя права
всемогущее некогда государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность.

П. И. Новгородцев

Идея правового государстваВ конституционном государстве власть приобретает правовой характер.Основной признак правового государства заключается в том, что в

Идея правового государства

В конституционном государстве власть приобретает правовой характер.
Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна.

Б. А. Кистяковский

Право выше властиПод правовым государством понимается такое государство, в котором все подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные

Право выше власти

ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ: Разделитесь на три группы.На основании идей ведущих социологов сформулируйте основные признаки правового государства.Ответьте на поставленные

Разделитесь на три группы.
На основании идей ведущих социологов сформулируйте основные признаки правового государства.
Ответьте на поставленные вопросы к текстам.

Задание № 1 Правовое государство и прогресс общества С. С. Алексеев

Задание № 1 Правовое государство и прогресс общества С. С. Алексеев – современный российский ученый, юрист.

Вопросы и задания: 1. О каком признаке правового государства говорится в первых

Вопросы и задания:

1. О каком признаке правового государства говорится в первых двух предложениях данного фрагмента?
2. Как вы понимаете смысл общедозволительного начала правового государства? Поясните свое понимание примерами.
3. Что означает расширительное начало правового государства?
4. Почему первое из названных автором начал действует в отношении отдельных граждан и их объединений, а второе – в отношении властных государственных органов и должностных лиц? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Ответ аргументируйте.
5. В чем автор данного фрагмента видит смысл и направление развития правового государства в правовое общество? Как он оценивает такое развитие?

Задание № 2 Что такое правовое государство О. Г. Румянцев, В. Н.

Что такое правовое государство

О. Г. Румянцев, В. Н. Додонов – современные российские юристы.

Правовое государство – в конституционном праве характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и институт ответственности власти как организационная основа правового государства, независимость суда, приоритет норм международного права над нормами национального права РФ.

Румянцев О. Г., Додонов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.,1997. – С. 238.

Вопросы и задания:1. На основе приведенного текста выделите признаки правового государства.2. Как вы понимаете, что такое нерушимость

Вопросы и задания:

1. На основе приведенного текста выделите признаки правового государства.

2. Как вы понимаете, что такое нерушимость прав и свобод человека со стороны государства?

Задание № 3Верховенство закона в правовом государстве А. Б. Венгеров – современный

Верховенство закона в правовом государстве

А. Б. Венгеров – современный российский юрист.(Венгеров А. Б. Правовое государство // Цит. по: Основы современной цивилизации. – М., 1992. – С. 201–202.)


Верховенство закона – несущая конструкция правового государства.
Правовое государство – это политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей, для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

Правовое государство должно обеспечивать своим гражданам возможность самим осуществлять выбор общества, которое хочет иметь большинство народа, сохранять и обеспечивать плюрализм мнений, политических институтов и действий. Единственное ограничение – эти действия не могут быть направлены на насильственное разрушение правового государства, свержение государственного строя.

Верховенство закона – . несущая конструкция правового государства, являющаяся антиподом той системы устрашения, произвола, насилия, включая государственный террор, которая была присуща административно-бюрократическому
государству.

Вопросы и задания: 1. Как вы

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете первую фразу данного фрагмента?
2. Как в приведенном тексте определена роль правового закона?
3. Согласны ли вы с такой оценкой значения принципа верховенства закона? Какие аргументы вы могли бы привести для доказательства своей точки зрения?
4. Используя свои знания по истории, приведите примеры отступления от принципа верховенства закона в прошлом нашей страны, других стран.
5. Какие гарантии предупреждения произвола дает соблюдение принципа верховенства закона?

Право выше властиПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: Верховенство права и закона во всех сферах жизни. Исполнение закона всеми

Право выше власти

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

Верховенство права и закона во всех сферах жизни. Исполнение закона всеми гражданами, независимо от должности и заслуг. Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивида. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Широкие и реальные права и свободы личности во всех сферах жизни.

Признаки правового государства.верховенство права во всех сферах жизнизакрепленКонституционныйсудСудыПрокуратура

Признаки правового государства.

верховенство права
во всех сферах жизни

Признаки правового государства.верховенство права во всех сферах жизниотличие от неправовогогосударства

Признаки правового государства.

верховенство права
во всех сферах жизни

отличие от неправового
государства

Признаки правового государства.верховенство права во всех сферах жизни

Признаки правового государства.

верховенство права
во всех сферах жизни

Признаки правового государства.В правовом государстве устанавливается принципвзаимной ответственности государства и личности.

Признаки правового государства.

В правовом государстве устанавливается принцип
взаимной ответственности государства и личности.

Признаки правового государства.Управление

Признаки правового государства.

Признаки правового государства.законодательнаясудебнаяисполнительнаязаконодательная власть

Признаки правового государства.

Признаки правового государстваисполнительная власть

Признаки правового государства

Признаки правового государстваСудебная властьПроверка законов, подзаконных актов, действий госу-дарственных лиц, с точки зрения их соответствия Конституции.

Признаки правового государства

Проверка законов, подзаконных актов, действий госу-
дарственных лиц, с точки зрения их соответствия
Конституции.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИгосударство

Беседа по эпиграфу

Как название нашего урока помогает в ответе на логическое задание?

Какие пути к идеальному государству предлагаются?

Подумайте, какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание:

Подумайте, какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание:

"Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать".

1993-Конституция РФРФ-демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом:Можно ли считать Российскую Федерацию правовым

РФ-демократическое, федеративное, правовое
государство с республиканской формой правления.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на дом:

Можно ли считать Российскую Федерацию правовым государством?

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 года.

Презентация "Роль права в жизни общества. Правовое государство". Копылов Ю.Г. Чернов А.И. Ковтонюк Н.А.

Заглянем в книжки по теории государства и права, изданные после 90-х годов. Многие авторы пишут, что в российской юридической науке ещё не сложилась общепризнанная доктрина этого понятия.

Ироничное отображение иерархии государства

Так что же такое правовое государство? Реальный субъект или идеал, к которому нужно стремиться?

Понятие и признаки правового государства

Единого понятия правового государства (ПГ) нет. Самыми распространёнными стали трактовки из двух теорий – юридического позитивизма и естественного права.

Правовое государство с точки зрения позитивизма

Для позитивистов право – это совокупность норм, принятых и одобренных государством. Если говорить простыми словами, статьи законов, указов, постановлений и других юридических источников. Позитивисты признают, что законодательство не всегда строится на принципах справедливости и равенства.

Правовое государство – это страна, которая подчиняется действующим нормам права, стремится обеспечить эффективность, прозрачность и предсказуемость правовых процедур. Главный принцип – верховенство закона.

Позитивизм

Признаки правового государства (в теории юридического позитивизма):

    высшей юридической силы – Конституции;
  1. равная обязанность граждан, организаций, представителей власти подчиняться законам;
  2. чётко определённые процедуры издания НПА, назначения и исполнения наказаний за правонарушения;
  3. стабильный правопорядок.

Таким образом, позитивисты – это юристы-формалисты.

Понятие и признаки ПГ в теории естественного права

Стоит на стыке двух сфер знаний – юриспруденции (что это?) и философии (что это?). Её ядром являются естественные права и свободы. Они есть у каждого уже по факту рождения. Примеры естественных прав:

  1. жизнь;
  2. личная свобода;
  3. выбор вероисповедания.

Если власть (что это?) посягает на них, то занимается произволом.

Так вот, правовое государство в естественной теории – это властный субъект, главной целью которого является защита прав и свобод человека.

Для её реализации власть издаёт справедливые НПА, которые учитывают интересы разных слоёв общества. Основной принцип – верховенство права.

Читаем внимательно

Признаки правового государства:

  1. ограничение власти, разделение полномочий и функций между разными ветвями и должностными лицами;
  2. закрепление в законодательстве не только прав, но и механизмов их реализации;
  3. наличие государственных и общественных структур, которые занимаются защитой прав человека;
  4. формирование чувства правовой определённости у граждан и участников экономики (стабильное законодательство);
  5. разнообразие в обществе политических и идеологических взглядов.

Юридический позитивизм и естественное право не противоречат, а дополняют друг друга.

При формировании доктрины правового государства, определении его понятия и признаков, учёные-юристы используют наработки из обеих теорий.

6 принципов правового государства

Не стоит путать принципы правового государства с признаками. Последние – это внешние проявления, как люди видят действующую власть в стране.

Принципы – это фундаментальные идеи, которым в идеале должно соответствовать правовое государство.

Руки вверх

Кратко рассмотрим 6 основных принципов:

  1. Верховенство закона. Законодательные акты стоят на высшей ступеньке юридической иерархии. Другие НПА должны им соответствовать.
  2. Главенство права. Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и представителей действующей власти.
  3. Правовое равенство. Нельзя устанавливать привилегии для отдельных социальных групп или ущемлять права других.
  4. Защита прав и свобод человека. Личность защищена от произвола благодаря справедливым законам, правоохранительным органам, независимому суду.
  5. Разделение властей. Парламент (что это?), правительственные органы и судьи выполняют свою работу самостоятельно, без давления со стороны.
  6. Независимость суда. Органы исполнительной и законодательной власти, высшие должностные лица не должны вмешиваться в работу судей и даже косвенно влиять на принятие решений.

Иногда реализация принципов на практике натыкается на препятствия. Ведь они одинаковые для всех стран, а культурные ценности, местные обычаи, традиции, менталитет отличаются.

Например, во многих регионах Азии и Африки (КНР, Иран, Саудовская Аравия) действует смертная казнь. Хотя в странах Европы этот институт считается нарушением права на жизнь.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Что такое гражданское общество? Это частные структуры, которые активно влияют на политику, экономику и социальную жизнь. Семья, СМИ, политические партии, союзы предпринимателей – его ячейки.

Если вы осознанно участвуете в жизни страны (не как госслужащий), то являетесь частью ГО.

Граждане

Правовое государство и гражданское общество – два равноправных партнёра. В идеале между ними должна быть обратная связь. Обмен информацией помогает государству учитывать современные тенденции при правотворчестве, а гражданам и организациям – эффективно исполнять предписания и не нарушать правила.

Государство без развитых структур ГО перестаёт быть правовым.

Выводы

Что такое правовое государство?

Идеальная модель организации власти, при которой гарантируются права человека, а государственные органы слышат свой народ.

Инструменты реализации – это законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. В мире нет ни одной страны, которая бы на 100% соответствовала признакам и принципам правового государства. Однако само стремление к этой модели позволяет сделать жизнь людей лучше.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Законы ведь тоже трактовать можно по разному, сколько таких двусмысленных норм и не сосчитать, и дело тут не только в несовершенстве человеческого языка. Часто законы так и пишут специально, чтобы ими можно было манипулировать с выгодой для законодателя или крупного капитала.

Даже самые идеальные законы не будут работать, если их применять избирательно. Вот это и есть главная наша проблема. Формально, все живут по правилам, но для кого-то постоянно делаются исключения.

Юрий: а где не так? Мир несправедлив. Будем надеяться, что ситуация будет потихоньку выправляться.

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.

Господство, или верховенство, права предполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т. е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов.

Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение государства от общества и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4. Понятие и основные признаки государства

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

§ 4.2. Основные признаки государства

§ 4.2. Основные признаки государства Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства,

2. Понятие государства. Его признаки и функции

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

1.3. Понятие, признаки и функции государства

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Понятие, признаки и классификация органов государства

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

2. Понятие, признаки и функции государства

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта?

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в

1. Понятие и признаки государства

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

§ 3. Признаки государства

§ 3. Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,

9. Признаки зарождения государства

9. Признаки зарождения государства Признаки зарождения государства:1. Наличие отделенной от общества публичной власти. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается

3.1 Понятие государства, его признаки

§ 12. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство — это конституционное государство, в котором осуществление государственной власти ограничивается законом.

Конституционализм имеет множество значений. В целом, это комплекс идей, взглядов и моделей поведения, согласно которым действует власть. Она основана на законах и ограничивается ими.

Конституционализм признает необходимость правительства с полномочиями, но в то же время настаивает на том, чтобы эти полномочия были ограничены. Противоположностью конституционализма является деспотизм. Правительство, которое выходит за свои рамки, теряет свой авторитет и легитимность (законность). Поэтому, чтобы сохранить основные свободы личности и сохранить ее достоинство и индивидуальность, Конституция должна иметь некоторые встроенные ограничения на полномочия, предоставляемые им государственными органами.

В правовом государстве власть ограничена в целях защиты граждан от произвольного осуществления власти. Люди пользуются гражданскими свободами, основанными на законе, и могут обращаться в суды. В юриспруденции правовое государство противопоставляется полицейскому государству.

Полицейское государство — это государство, где власть, использует полицию, особенно тайную полицию, для поддержания и укрепления политической власти, даже с помощью насильственных или произвольных средств, если это необходимо.

Полицейское государство, как правило, демонстрирует элементы тоталитаризма или других жестких средств социального контроля. В таком государстве полиция не подчиняется верховенству закона в чрезвычайной ситуации, и нет никакого существенного различия между законом и осуществлением политической власти исполнительной властью.

Принципы и признаки правового государства

  1. Разделение властей является одним из основных структурных принципов правового демократического общества. Разделение властей не является самоцелью. Это основной принцип в каждом правовом государстве. Он служит таким целям, как свобода, законность государственных актов и независимость властных органов. Три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
  2. Независимость конституционных судов позволяет конституционным судам эффективно контролировать соблюдения принципа разделения властей. Правосудие осуществляется компетентными, этичными представителями и нейтральными лицами, которые имеют достаточные ресурсы и отражают состав сообществ, которым они служат.
  3. Верховенство права. Государство и должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством, власть подотчетна; законы включают защиту основных прав, открыто заявляют о своих и гражданских обязанностях, включают понятия неприкосновенности личности и его собственности.
  4. Открытое правительство. Процессы, посредством которых закон принимается, применяется, выносится решение и обеспечивается его соблюдение, являются доступными, справедливыми и эффективными.

Данные универсальные принципы и признаки разработаны в соответствии с международно признанными стандартами и нормами, а также были протестированы и доработаны в консультации с широким кругом экспертов по всему миру.

Основные характеристики и элементы правового государства

  1. Верховенство права является древней концепцией, которая была признана и принята разными обществами в разные периоды истории. Хотя эта концепция имеет древнее происхождение, она остается актуальной для любого политического общества сегодня. Верховенству права приписывались различные значения. Институты, ученые и философы, такие как Аристотель, Брэктон, Фридман и другие, по-разному определяли и объясняли верховенство закона.
  2. Еще одним аспектом или характеристикой закона является равенство перед законом. Законы страны не должны приниматься в интересах определенных лиц или групп. Закон должен быть принят для блага и безопасности каждого гражданина, независимо от политических убеждений, социального или экономического статуса или этнической принадлежности гражданина. Гражданину, который утверждает, что его права были нарушены правительством, должно быть разрешено подать в суд на правительство.
  3. Третий аспект или характеристика правового государства заключается в том, что деятельность правительства должна осуществляться в рамках действующих законов и нормативных актов страны. Конституция и различные законы, принятые законодательным органом, обычно наделяют конкретными полномочиями различные учреждения или департаменты правительства. Это может быть право разрабатывать политику, исполнять закон или выполнять проект.

Существует составной показатель, отражающий рейтинг правовых государств, исходя из некоторых ключевых элементов:

  • равное обращение и отсутствие дискриминации;
  • гарантии права на жизнь и личную безопасность;
  • надлежащая правовая процедура и права обвиняемого;
  • гарантия свободы мнений и их выражения;
  • гарантия свободы убеждений и религии;
  • свобода от произвольного вмешательства в частную жизнь;
  • гарантированные собрания и трудовые ассоциации и основные трудовые права.

Он охватывает относительно скромный перечень прав, которые прочно закреплены в международном праве и наиболее тесно связаны с вопросами верховенства права.

10 лучших стран по обеспечению верховенства закона в соответствии с WJP в > году:

1. Дания.
2. Норвегия.
3. Финляндия.
4. Швеция.
5. Германия.
6. Нидерланды.
7. Новая Зеландия.
8. Люксембург.
9. Австрия.
10. Ирландия.

Функции правового государства

Цель правового государства состоит в том, чтобы способствовать благосостоянию своих граждан в целом.

Государство существует и функционирует ради людей. Оно в первую очередь защищает те интересы, которые являются общими для всех лиц, находящиеся под его юрисдикцией; например, осуществляет сопротивление иностранному вторжению и защищает жизнь и имущество граждан. Если государство остановится на этом этапе, то оставит незащищенными не только многие индивидуальные интересы, но и многие аспекты общего благосостояния.

Функции:

  • поддержание промышленности;
  • поддержание мира, порядка и безопасности;
  • защита людей и имущества;
  • сохранение внешней безопасности;
  • социальное образование;
  • общественная благотворительность;
  • охрана труда и техники безопасности.

Государство принимает участие в следующих сферах:

  1. Предприятия. Под этот пункт подпадают все те отрасли и учреждения, которые государство не просто регулирует, но владеет и управляет ими.
  2. Государственное образование. Только в очень исключительных случаях образование и воспитание ребенка может контролироваться и осуществляться как государством, так и родителями. Тем не менее, общее благосостояние требует, чтобы государство принимало довольно важное участие в работе образования.
  3. Общественная благотворительность. Принцип, согласно которому государство должно делать только то, что не может быть сделано также частными лицами, с особой силой применяется в области благотворительности. Благотворительные функции государства многочисленны и важны. В области профилактики оно может и должно использовать все надлежащие и возможные методы для обеспечения такой социальной среды, которая делает благотворительную помощь ненужной.
  4. Общественное здравоохранение, безопасность, мораль и религия. Государство должно защищать своих граждан от болезней с помощью санитарных правил, таких как правила, касающиеся карантина, прививок, медицинского осмотра школьников и утилизации мусора. Он должен обеспечивать их физическую неприкосновенность с помощью таких мер, как правила дорожного движения, требования безопасности для общественного транспорта и строительные нормы.

РФ является правовым государством, о чем говорится в 1-ой статье Конституции страны.

Читайте также: