Что означает поднятый вверх жезл гаишника

Обновлено: 04.07.2024

Сигналы регулировщика традиционно считаются самой сложной темой в российских ПДД. Оправдана ли такая оценка? Представляется, нет! Это обычная тема, которую изучают в автошколах наравне со всеми другими вопросами.

Хотя рациональное зерно здесь, безусловно, присутствует. И вот почему.

сигнал регулировщика

Давайте попробуем со своей стороны ликвидировать пробелы в знаниях и разобраться в стандартных сигналах регулировщика. Ведь это не так уж и сложно.

Нестандартные жесты регулировщика

Мы уже отметили, что сигналы регулировщика можно разделить на стандартные (строго регламентированные разделом 6 ПДД РФ) и нестандартные жесты (понятные всем участникам движения). Рассмотрим последние, дабы отмести в сторону все то, что каждый из нас знает.

остановка автомобиля жезлом

регулировщик останавливает транспортного средства

Не является четко прописанным и сигнал свистком, подаваемым для привлечения внимания. Обиженный отсутствием должного к себе внимания регулировщик свистит в свисток, обращает на себя подобострастные взоры водителей и показывает какой-то очередной жест.

инспектор ДПС на перекрестке

Значения основных сигналов регулировщика

Безусловно, стандартные сигналы регулировщика (жестко регламентированные ПДД) немного сложнее. Но не настолько, чтобы бить тревогу по этому пустячному поводу. Итак…

Всего таких основных сигналов три и все они передаются руками. И уже становится легче на душе… Всего ТРИ и запомнить их не так уж и сложно.

Сигналы регулировщика

  1. Первый сигнал : правая рука с жезлом поднята вверх над головой регулировщика.
  2. Второй: правая рука с жезлом располагается параллельно земле и направлена вперед.
  3. Третий сигнал: руки регулировщика разведены в обе стороны параллельно туловищу. Как вариант сигнала (для уставшего регулировщика) – руки опущены вдоль туловища.

И здесь нас поджидает еще один сюрприз. Первый сигнал – рука поднята вверх – обозначается элементарно: всем водителям со всех направлений категорически запрещается движение (сродни красному сигналу светофора).

Сигнал рукой: движение запрещено

Остаются всего два сигнала. Всего ДВА! Ну, чего здесь запоминать-то?

Откуда и куда едем, или магия рук инспектора ДПС

Два главных вопроса, возникающие при виде регулировщика:

Ответив на два эти вопроса, мы окончательно уясним механизм действия и значения сигналов регулировщика. А для этого введем общую для обоих основных сигналов условность – руки регулировщика должны быть подняты (или ДОподняты нами чисто теоретически) до уровня плеч параллельно проезжей части. Вот так, как на рисунке…

регулировщик подает сигнал поднятые руки

Для чего нам это надо? А магия рук инспектора ДПС, указывающих в две стороны, позволит нам ответить на три вопроса.

1. Откуда, с каких направлений можно въезжать на перекресток.

Вытянутые (поднятые или ДОподнятые) руки сами покажут на те направления, откуда водителям можно ехать.

сигнал рукой направление движения

направление движения.

2. Куда, в каких направлениях водителям можно проследовать по перекрестку.

а) руки регулировщика вытянуты в стороны (параллельно проезжей части) или опущены вдоль тела (тогда мы из ДОподнимаем).

движение прямо и направо

Это означает, что водители со стороны рук могут ехать только прямо и направо. Только в этом случае они не пересекут линию, создаваемую инспектором.

б) правая рука вытянута вперед, а левая опущена вдоль тела (и мы ее ДОподнимаем).

поворот направо

А вот со стороны левой руки, которую регулировщик уже не контролирует, водители могут ехать в любом направлении. Без ограничений!

сигнал инспектора ГИБДД на перекрестке движение не ограничено

3. Откуда и куда могут ехать трамваи!

Поднятые (или ДОподнятые) руки регулировщика позволяют ответить и еще на один злободневный вопрос – о направлениях движения трамваев. Трамвай двигается из руки в руку (как вариант – из рукава в рукав)!

жест регулировщика, разрешающий движение трамвая

Таким образом, путем несложной манипуляции (образного ДОподнимания руки) водитель сможет ответить на три главных вопроса, связанных со стандартными сигналами:

  1. откуда ехать на перекресток;
  2. куда ехать на перекрестке;
  3. откуда и куда двигаться трамваю.

Приоритет регулировщика

Регулировщик – это временный механизм организации дорожного движения. Чаще всего регулирующие функции на проблемных – заторных – перекрестках выполняет светофор. Ну, а самый популярный способ – это знаки приоритета.

А как быть, если при движении по перекрестку водитель наблюдает и регулировщика, и светофор, и знаки приоритета (или в любом их сочетании)?

А никакой дилеммы нет, ибо правила четко регламентируют такую ситуацию. Запомните: самыми приоритетными (главными) являются сигналы регулировщика. Затем идут сигналы светофора, а уж самыми последними по приоритетности знаки приоритета. Иными словами, регулировщик отменяет и светофор, и знаки приоритета.

приоритет регулировщика

В ситуации, обозначенной на рисунке водитель должен воздержаться от движения.

можно продолжать движение

А вот здесь оба водителя имеют законное право продолжить движение.

Вместо заключения

Подведем общий итог.

Сигналы регулировщика позволяют очень динамично организовывать и управлять дорожным движением. Мобильность и логика в смене сигналов – вот что отличает регулировщика от светофоров и, уж тем более, от знаков приоритета.

картинка с сигналами

Задача регулировщика работать в местах с повышенным уровнем трафика и эффективно перераспределять транспортные потоки, предупреждая возможные аварии и заторы. Несмотря на это, многие водители не знают элементарных сигналов, на которые им нужно реагировать чётко по учебнику. В лучшем случае подобное незнание приводит к штрафу, в худшем к аварии.

Существует множество проверенных методик изучения сигналов регулировщика. Лучше всего воспринимается материал в картинках или иллюстрациях. Неплохо запоминается информация в стихах. Нередко применяются разнообразные мнемотехники для лучшего запоминания.

Почему не учат в автошколах

Как бы это парадоксально ни звучало, но в большинстве случаев инструкторы уделяют этой теме преступно мало внимания. Связано это с несколькими фактами. Во-первых, в контрольном модуле очень мало вопросов по сигналам регулировщика. Во-вторых, тема действительно сложная.

Сигналы регулировщика

Сигналы могут быть стандартными и нестандартными. Стандартные прописаны в седьмом пункте ПДД РФ. Их нельзя истолковать двояко. На каждый сигнал существует прописанное законом действие, которое нужно выполнить от и до. Другое дело нестандартные сигналы регулировщика. Их нельзя найти на картинках. По факту это чистая импровизация инспектора дорожного движения.

На видео можно посмотреть, как регулировщики используют жесты:

Правая рука с жезлом поднята вверх

правая рука с жезлом поднята вверх

Многие задаются вопросом - что делать, если данный сигнал регулировщик подал неожиданно, и вы просто не успеваете затормозить. В таком случае вы можете двигаться дальше. При условии, что без экстренного торможения остановиться не получится. Проще говоря, в таком случае жёлтый свет, изображённый на картинке, вас не касается.

Важно! Обычно сигнал сопровождается звуком свистка! Но на картинках в ПДД это тяжело показать. Поэтому данный нюанс часто забывают.

Свист помогает привлечь внимание водителя и избежать критических ситуаций на дороге. Рука с жезлом, поднятая вверх — это базовый сигнал, который должны знать все водители. От правильности его выполнения очень часто зависит не только целостность машины, но и жизнь.

Разведённые в стороны или опущенные руки

разведённые в стороны или опущенные руки

По факту эти сигналы регулировщика идентичны друг другу. Закономерно возникает вопрос, зачем усложнять жизнь водителю? Ведь, как видно с картинок оба этих сигнала означают красный свет.

картинка с сигналам

На самом деле объяснение крайне логично. Представьте, что на узком перекрёстке едут крупногабаритные транспортные средства вроде фур. В таком случае жест регулировщика на картинке может существенно усложнить движение. Специально для таких транспортных развязок придумали опускать руки вниз, а не поднимать.

Для лучшего запоминания данного жеста регулировщика создайте мысленную ассоциацию. Представьте, что руки инспектора - это шлагбаум. Если вы находитесь перед грудью полицейского или за его спиной, значит, должны стоять.

Важно! В случае, когда регулировщик стоит к вам боком и показывает данный жест, вы можете ехать прямо или направо, как собственно и изображено на картинке.

картинка с сигналам

Особые правила действуют только для трамваев. И в местах, где есть железнодорожные линии - это необходимо учитывать. Когда регулировщик как на картинке, показывает этот сигнал трамваю, тот в любом случае едет прямо. Так как возможности повернуть у него просто нет. Для лучшего запоминания представьте, что трамвай въезжает прямо в рукав пиджака полицейского и выезжает из другого.

Правая рука вытянута вперёд

картинка с сигналам


Чтобы правильно определить направление, используйте следующую хитрость: мысленно поднимите руки регулировщика, если они опущены по бокам. На картинке это может выглядеть смешно, но особенность человеческого мозга такова, что чем абсурднее ассоциация, тем лучше. Для полноты картинки можете дополнительно представить розового слона, летающего над регулировщиком.

О направлениях

Есть одна очень действенная методика, которая всегда поможет вам определить, что означает сигнал регулировщика как по картинке. Итак, поднятые руки означают, что вам можно двигаться, возникает закономерный вопрос куда?

Обратите внимание на линию рук и тела. Образуемый угол отчётливо говорит, что его пересекать нельзя. Движение слева и справа от стороны руки разрешается только прямо и направо. При этом нельзя забывать о полосах движения. Движение направо из второй полосы недопустимо. Если есть необходимость ехать налево или сделать разворот, придётся ждать нужного сигнала регулировщика.

Тяжелее всего понять, куда нужно ехать, когда регулировщик держит одну руку прижатой к торсу, а второй указывает на вас. В этой ситуации вам также поможет приём поднятия рук.

картинка с сигналам

Нужно всего лишь поднять опущенную руку регулировщика и вам сразу станет ясно куда ехать, как будто вы увидели это на картинке. Руки регулировщика вновь образуют угол, линии которого вам нельзя пересекать. Поэтому любой водитель, выдвигающийся со стороны правой руки, сможет повернуть направо.

Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос, а куда ехать со стороны мысленно поднятой руки? Ответ до банальности прост. Ехать можно куда угодно. Чтобы лучше запомнить, пробежитесь ещё раз взглядом по картинкам с сигналами.

картинка с сигналами

Соседство регулировщика и знаков дорожного движения

Большинство водителей считает, что сигналы регулировщика полностью отменяют действие дорожных знаков. Поэтому, если видна картинка с хорошо знакомыми обозначениями, её можно проигнорировать. В действительности это не совсем так.

Сигналы регулировщика могут отменить только те знаки, с которыми они вступают в прямую конфронтацию. Всем остальным обозначениям вам нужно следовать, как и раньше. К примеру, если регулировщик показывает один сигнал, а светофор другой, необходимо ориентироваться именно на полицейского, так как его поставили сюда из-за того, что устройство вышло из строя.

В то же время существует дорожная разметка и стандартные обозначения, с которыми жесты регулировщика не вступают в конфликт. Знаки выполняют свою функцию, а полицейский свою, тем самым регулируя движение.

знаки

Сигналы регулировщика в стихах

Безусловно, картинки помогают быстро выучить сигналы, но не стоит забывать о рифме и стихах. Рифмованная форма будет особенно полезна аудиалам - людям, которые в большей степени полагаются на слух, чем на зрение. Просто декламируйте вслух данный стих, и знание придёт само:

  • Палка верх устремлена – всем стоять велит она;
  • Если палка смотрит вправо, ехать не имеешь права;
  • Если палка смотрит в рот, делай правый поворот;
  • Если палка смотрит влево, поезжай как королева;
  • Голые грудь и спина — для водителя стена.
  • Запомните эти пять строк, и вы всегда будете знать, как себя вести рядом с регулировщиком.

Дополнительные сигналы

Существует ряд особых сигналов регулировщика, которые редко можно увидеть на картинках. Вот самые распространённые из них:

пешеходный переход

  1. Если полицейский крутит жезлом перед грудью — вы обязаны ускорить движение. Причём это касается транспортных средств, едущих со стороны правого и левого плеча.
  2. Движение руки сверху вниз и налево — это сигнал быстрее поворачивать в правую сторону.
  3. Взмах с верхнего левого угла в нижний правый нужно расценивать как требование быстрее поворачивать направо.
  4. Когда водитель не успевает остановиться, и полицейский поднимает правую руку вверх, при этом смотря на автомобилиста, значит, можно свободно проезжать.

Также нельзя забывать о пешеходах. Мало кто знает, но сигналы рассчитаны и на них. Таких сигналов всего два, запомнить их труда не составит:

  • руки в стороны — проходите со стороны груди и спины;
  • правая рука вытянута вперёд — движение разрешено только за спиной.

Всего два правила позволяют пешеходам свободно передвигаться на перекрёстках, где стоит регулировщик.

Существует множество способов запомнить сигналы регулировщика. Вы можете использовать картинки и стихи. Не стоит забывать и про визуализацию. Создайте у себя в голове картинку и прокрутите её несколько раз. Обычно этого вполне достаточно чтобы запомнить жесты.

Этот вопрос не относится к числу наиболее значимых, но тем не менее он волнует многочисленных пользователей Рунета. Звучит он так: "Почему жезл регулировщика окрашен в черно-белый цвет?" Несмотря на то, что миф был частично развеян к юбилею черно-белой палочки, до сих пор даются самые экзотические и, признаться, неожиданные версии этой истории.

Мельница мифов: черно-белая палочка гаишника. черно-белый жезл гаишника, гаишники, регулировщик, гаишник, ГАИ

Один из пользователей прямо так и написал: "Черный и белый цвета — это самые контрастные, следовательно, они лучше всего видны. По этой же причине также окрашены и шлагбаумы, и ограничители жд/переездов". Другие откровенно насмехаются над корыстолюбивыми гаишниками: "Это как в жизни. Бывает белая полоса, а бывает черная. Так и у них: белая — это куча денег, а черная — вовсе без денег".

Интересно, почему именно черно-белый жезл стал символом инспектора ГИБДД, а не какой-то другой атрибут? В современной инструкции с изложением правил дорожного движения читаем: "Для регулирования движения регулировщик использует жезл, окрашенный в черный и белый цвет или жезл с красным светоотражающим диском". И когда вы в последний раз видели его в руках сотрудника ГАИ? А попросите-ка ребенка нарисовать дяденьку милиционера или полицейского, который руководит движением. Что у него будет в руках?

Документально зафиксировано, что 27 апреля 1939 года вступил в действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, в соответствии с которым предусматривалось введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого регулировщик осуществлял движение на дорогах. Собственно говоря, этот день принято считать днем рождения жезла. И все-таки, и все-таки…

В начале прошлого века градоначальник Санкт-Петербурга генерал-майор Даниил Драчевский издал распоряжение об обеспечении регулировщиков специальной деревянной тростью белого цвета длиной около 90 см, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле.

Если этим новым для регулировщиков (впрочем, тоже недавно появившаяся профессия) аксессуаром тот указывал на мотор (по тогдашнему — автомобилю), шофер должен был остановиться. Если жезл взмывал вверх и начинал вращаться, все без исключения участники дорожного движения замирали в ожидании.

Десятилетием позже, уже в первой рабоче-крестьянской стране, жезл регулировщика, продолжая оставаться белоснежным, начал уменьшаться в размерах. Лишь в конце 1922 года их заменили на красные с желтой рукояткой. Революция цвета в революционной стране произошла не по идеологическим соображениям.

Во времена НЭПа можно было передохнуть от идеологии. Красный цвет лучше привлекает внимание участников движения, а не потому что он "с красным знаменем цвета одного". И была эта предшественница на один сантиметр менее полуметра. Вооруженные таким предметом регулировщики торчали на всех более или менее оживленных магистралях крупных городов. Время светофоров еще не наступило.

Скупые движения красной палочки с желтой ручкой (по инструкции регулировщику запрещалось делать лишние движения, а только опускать или поднимать жезл) продолжались вплоть до 1933 года, когда были запрещены. На фото и кадрах кинохроники видны размахивающие руками в белых крагах одетые в белое постовые. Белая гвардия вернулась в СССР всерьез и надолго. Да и палочки им тоже вскоре вернули. Выше мы уже приводили указ от 1939 года. Вот тогда-то жезлы и стали привычной для нас черно-белой расцветки. Почему?

Самое распространенное объяснение: контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего заметно в темноте. Кстати, в те времена и светофоры были черно-белыми. Несколько позже психологи стали утверждать, что самыми действенными с точки зрения влияния на человека цветами являются: черный, белый и красный.

К такому объяснению присовокупили еще и красивую версию. С николаевских времен — не того Николая, которого вместе с семьей расстреляли, а его прадеда Николая Павловича — стояли на дорогах и заставах российских черно-белые будки. Верстовые столбы также были выкрашены в эти два цвета.

Первые образчики таких жезлов делались из дерева. Они были воздушны, словно конфеты птичье молоко, и удобно ложились на ладонь. Времена "оттепели" оказались также и временами всяческих экспериментов. Как и в период НЭПа палочки на время изъяли из обращения.

Милиционеры без них вертелись всего три годика: с 1961 по 1963. И только в одной Москве. Но чиновники в погонах признали эксперимент удачным и волна изъятий черно-белых палочек прокатилась по всему Союзу. Регулировщикам пришлось разводить руками, как в буквальном, так и переносном смысле слова.

В 1969 году черно-белые жезлы не просто обрели новую жизнь, они и выглядеть стали по-новому. Вместо дерева — пластик, вместо древесины — полость либо со встроенной подсветкой, либо со световозвращающим покрытием.

В 1980-х годах даже разработали "универсальный жезл". На его белых полосах наносились номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая нужная информация, а в жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания "дырочек" в правах (три прокола — лишение) и свисток.

Ну как после такой истории брать в руки примитивный дисковый жезл со светоотражающей красным глазком?

Инцидент Усть-Илимск

Инцидент Усть-Илимск

Инцидент Усть-Илимск запись закреплена

Андрей Тарасенков


Андрей Тарасенков

Руслан Русланович


Руслан Русланович

Александр Данилов

Сергей Воронин

Артур Гаврилов


Артур Гаврилов

прокатился бы кто нить с растворителем вдоль полосы перед дождичком и снял бы знак.пусть бреют яйца)))

Un Know

👍

Автор

Жека Лисоводский

Ну что вы прям,гаишники вам просто напоминают за 1500 руб что следить за дорожной обстановкой нада и за знаками

Александр Максимов

Константин Сергеевич

Алена Зарипова

Николай Девятеяров


Николай Девятеяров

Алексей Портнягин

Дмитрий Анатольевич

Евгений Шарапов

Дмитрий Анатольевич

Дмитрий Анатольевич

Евгений Шарапов

Дмитрий, согласен, что можно не заметить )) ну если там сплошную нарисовали , то конечно нельзя ) типа поворот налево запретили ) я в живую не видел ) а по видео не понятно шо там ) но вроде как сплошные )

Читайте также: