Что означает льгота по конвенционному приоритету

Обновлено: 18.05.2024

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение только в случае, когда проверка действительности притязания на приоритет изобретения связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.

Комментарий 1

Комментарий 2

Возможность продлить пропущенный срок, пусть и по не зависящим от заявителя причинам, конечно, является для него льготой. Причем это правило распространяется не только на российских заявителей. По мнению некоторых авторов, в определенных ситуациях это может существенно ущемить интересы отечественных заявителей, тогда как ни в одной стране мира иностранным заявителям подобной льготы не предоставляется .

——————————— Городов О.А., Соколов А.В. Об особенностях правовой охраны изобретений в Российской Федерации: некоторые выводы сравнительного анализа // Закон. 2007. №

Введение правила о конвенционном приоритете дает преимущество тому, кто подал первую заявку, даже если это произошло не в его стране. Дело в том, что для установления признака новизны предложенного решения проверяются все общедоступные сведения в мире (ведется информационный поиск с целью обнаружения аналога) в ретроспективном плане: анализируются данные, известные в мире ранее, до даты приоритета.

При таком подходе очевидно, что чем меньше временной интервал, в течение которого ведется поиск аналога, тем больше шансов, что в тот период еще не появилось сведений о таком же техническом решении. А правило о конвенционном приоритете как раз и позволяет сократить период, в рамках которого ведется информационный поиск, за счет подвижки назад (на дату подачи первой заявки в иностранном государстве) момента, завершающего поиск аналогов. Все сведения о найденных идентичных решениях, появившиеся позднее этой даты, уже не могут быть учтены.

В то же время для остальных лиц заявка, поданная в таком порядке, подлежит учету, включается в уровень техники при выявлении признака новизны. Таким образом, если после подачи первой заявки в пределах срока конвенционного приоритета кто-либо другой в иной стране подаст заявку на такое же изобретение (назовем ее последующей), патентоспособность предложенного им решения будет проверяться в стране подачи последующей заявки не на дату ее поступления в соответствующее национальное патентное ведомство, а на дату подачи первой заявки, т.е. на более раннюю дату. Эта первая заявка (неважно, в каком государстве она была подана, лишь бы это была страна — участница Парижской конвенции) противопоставляется всем позднее поданным заявкам других лиц. По сути она лишает любого последующего заявителя возможности получить патент, потому что экспертизой по его заявке с необходимостью будет установлено, что уже существует заявка на тождественное изобретение, т.е. до даты подачи последующей заявки (даты ее приоритета) иным лицом уже было найдено и стало известным в мире аналогичное техническое решение, а значит, новизна по последующей заявке утрачена, и поэтому найденное другим заявителем техническое решение не может быть запатентовано.

——————————— Советское гражданское право: Учебник. Т.

2. М.: Юрид. лит., 1980. С. 428.

По мнению О.А. Городова, право на конвенционный приоритет означает, что любое лицо может в течение определенного срока истребовать правовую охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки .

В сущности оба автора ведут речь о возможностях, которые появляются у лица, пожелавшего воспользоваться конвенционным приоритетом, раскрывают содержание субъективного права на конвенционный приоритет.

Итак, для получения преимущества по сравнению с другими лицами необходимо сначала подать заявку за рубежом, затем еще раз подать заявку на этот же объект промышленной собственности в своей стране в пределах установленного срока, сообщив при этом о своем желании воспользоваться правом конвенционного приоритета. Технически это делается путем заполнения соответствующей графы заявления о выдаче патента. К примеру, по п.

Помимо специальных указаний в тексте самого заявления в Роспатент представляется заверенная копия первой заявки. Представление такой копии может быть заменено указанием цифровой библиотеки ведомства, в котором размещена электронная копия первой заявки, если Роспатенту обеспечен доступ к информационным ресурсам этого ведомства (п.

10.6(11) Регламента по изобретениям).

Изложенный порядок рассчитан на случаи, когда желание воспользоваться конвенционным приоритетом выражается сразу при подаче заявки в российское патентное ведомство. Можно заявить об этом и позднее, но учитывая установленные комментируемой статьей временные ограничения.

В данной статье не указан общий для всех объектов патентных прав срок. По заявкам на полезные модели и промышленные образцы сообщить о своем намерении можно до истечения двух месяцев со дня подачи заявки в Роспатент, а представить копию первой заявки, поданной ранее в ином государстве, — до истечения трех месяцев с этой же даты.

3. Иные правила установлены применительно к изобретениям (п. 3 комментируемой статьи). Во-первых, введен единый срок для волеизъявления и представления копии первой заявки. Во-вторых, он больше по продолжительности — 16 месяцев, но при этом (и это третье отличие) указана другая точка отсчета: день подачи первой заявки в патентное ведомство зарубежного государства — участника Парижской конвенции. Учитывая высокую вероятность пропуска установленного срока (даже при его немалой продолжительности), законодатель не отказывает жестко заявителю, пропустившему 16-месячный срок представления копии первой заявки, в возможности воспользоваться конвенционным приоритетом, но вводит дополнительные условия, при соблюдении которых федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности все же может признать право конвенционного приоритета за заявителем. Последний должен подать соответствующее ходатайство еще до истечения общего 16-месячного срока. Копию первой заявки в патентном ведомстве другой страны ему следует запросить не позднее 14 месяцев со дня подачи этой первой заявки в государстве — участнике Парижской конвенции. А представить полученную копию в Роспатент заявителю предписано в пределах двух месяцев с того дня, когда он получил ее от иностранного патентного органа.

13.1(1) Регламента по изобретениям). Теперь кроме обычной почтовой связи допущена также подача документов по факсу, но и при таком способе связи регистрация (присвоение регистрационного номера) производится при поступлении оригиналов документов (п.

13.1(2)). Правда, в таких случаях установлены специальные правила определения даты подачи заявки (подробнее см. комментарий к статье 1381 ГК).

Таким образом, в Российской Федерации достаточно подать только заявление о выдаче патента на государственном языке нашей страны (русском), для того чтобы подача заявки считалась правильно оформленной (по терминологии текста Парижской конвенции). Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила заполнения бланка заявления на выдачу патента, установленные регламентами по изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам.

Уникальные технические решения могут приобрести статус изобретений лишь в том случае, если они пройдут официальную процедуру госрегистрации и на них будут выданы правоустанавливающие документы (патенты).

Для того чтобы успешно пройти процедуру госрегистрации уникальное техническое решение должно соответствовать критериям, установленным законодателем в нормах Гражданского Кодекса в качестве основополагающих условий патентоспособности (способности технического решения получить правовую охрану от государства).

Самым важным критерием для технических решений, претендующих на получение статуса изобретений, является условие о новизне.

Новизна подразумевает под собой, что оригинальное техническое решение, созданное изобретателем, является новым, то есть совершенно уникальным .

Понятие приоритета

С понятием новизны тесно связано и понятие приоритета, который представляет собой не что иное, как признание госорганом в официальном порядке первенства на обладание правами на регистрируемый объект ПС (промышленной собственности) непосредственно за лицом, обратившимся с заявлением о госрегистрации объекта ПС.

Приоритет устанавливается за первым, обратившимся с конкретным уникальным техническим решением лицом, предоставившим надлежащим образом оформленную заявку.

Приоритет определяется и устанавливается непосредственно с даты поступления в соответствующее ведомство заявления изобретателя с просьбой о госрегистрации, созданного им уникального технического решения, к которому прилагается полный пакет документов, необходимых для проведения этой процедуры.

В этой связи, дата поступления в соответствующее ведомство заявления и сопутствующих ему документов называется датой приоритета.

Таким образом, приоритет технического решения наступает еще до момента его госрегистрации, а это значит, что уникальное решение получает временную правовую охрану от государства вплоть до принятия того или иного решения по вопросу присвоения ему соответствующего статуса объекта ПС (промышленной собственности).

То есть до принятия ведомственного решения приоритет на обладание правами на техническое решение (которое на время прохождения процедуры госрегистрации предполагается уникальным и патентоспособным) закрепляется за лицом, надлежащим образом оформившим заявку на госрегистрацию объекта ПС.

В случае если процедура госрегистрации уникального технического решения пройдет успешно, она завершится выдачей лицу, обратившемуся с заявлением, соответствующего правоустанавливающего документа (патента) и он станет правообладателем.

Временная правовая охрана закончится и техническому решению государственная охрана будет предоставлена уже на весь срок действия правоустанавливающего документа, максимально на двадцать или двадцать пять лет (в зависимости от вида изобретения).

Сущность приоритета

Дата приоритета играет ключевую роль в процессе введения объектов промсобственности в гражданский оборот и его последующего регулирования, поскольку сущность приоритета заключается в том, что с его помощью можно полностью исключить возможность предоставления правовой охраны двум идентичным решениям технической задачи.

Конвенция по охране промсобственности

Достижения в области научно-технического прогресса и, в частности, объекты промсобственности играют важную роль для всего человечества в целом. В этой связи охрана и принятие заявок на объекты промсобственности могут осуществляться не только в стране, где подается заявка, но также и на международном уровне .

Хотя здесь следует принять во внимание, что Парижская конвенция, о которой дальше пойдет речь, на настоящий момент подписана далеко не всеми государствами, и, соответственно, распространяет свои правила только на те страны, которые ее подписали, то есть ее нормы действуют только в отношении стран-участниц.

Во Франции, в Париже, в марте 1883 года в результате плодотворной нормотворческой работы представителей одиннадцати стран появилась Конвенция об охране промсобственности, которая действует и по сей день. Следует отметить, что на сегодняшний день участниками Конвенции являются более ста государств и, очевидно, что со временем, их число будет только расти. Россия является полноправной участницей рассматриваемой Конвенции, и это означает, что отечественные изобретатели могут, в частности, воспользоваться правом конвенционного приоритета .

Что такое конвенционный приоритет?

Конвенционный приоритет (в аббревиатурном написании и далее по тексту – КП) предоставляет возможность изобретателям, являющимися гражданами государств-участников, подать заявление с просьбой зарегистрировать его уникальное техническое решение в любой из стран, подписавших Парижскую конвенцию . Если заявление будет оформлено надлежащим образом, то на него можно будет истребовать юридическую охрану на территории всех государств-участников. То есть первенство на объект промсобственности будет закреплено за заявителем на международном уровне. Такой приоритет получил название – конвенционный .

Датой КП также как и по правилам Российской Федерации считается день, в который ведомство по вопросам интеллектуальной собственности одного из государств-участников, приняло надлежащим образом оформленную заявку.

КП позволяет изобретателю спокойно и правильно оформить всю необходимую документацию, без риска утраты новизны технического решения, поскольку он не лишается права подавать свою заявку еще раз и еще раз, столько, сколько ему будет нужно, что представляет собой реальную поддержку изобретательства на международном уровне.

Также здесь следует отметить, что отказ от более ранней заявки или ее последующее изъятие не лишает изобретателя права истребования для нее КП.

Правила и возможности использования конвенционного приоритета

КП предоставляет много возможностей для изобретателей, проживающих в странах-участницах рассматриваемой Конвенции. Однако, следует помнить, что существуют определенные правила, соблюдение которых для изобретателей, воспользовавшихся КП, является обязательным.

Основным и самым важным правилом Конвенции, является требование о соблюдении срока подачи соответствующего заявления, содержащего просьбу о госрегистрации уникального технического решения в ведомство, занимающееся вопросами госрегистрации и охраны промсобственности в своей стране. Для уникальных технических решений, претендующих на присвоение им статуса изобретения, этот срок составляет двенадцать месяцев .

Парижская конвенция допускает возможность обращения с первоначальной заявкой на объект промсобственности и последующей разными лицами, но при этом уникальное техническое решение должно быть тем же самым.

КП может быть как единичным, то есть распространяющим свое действие только на одно техническое решение, так и множественным, если заявок на одно уникальное техническое решение было несколько, в том числе, если они подавались одновременно сразу в нескольких странах.

Кроме этого КП бывает и частичным, то есть распространяющим свое действие только на отдельные части конкретной заявки. Внимание, в этом случае, каждая из таких частей может иметь свою собственную дату КП.

Получение КП на международном уровне имеет очень большое значение для изобретателя и, если, он создает полезные и инновационные уникальные технические решения, потенциально имеющие большую ценность на международном рынке.

В этой связи не стоит пренебрегать такими универсальными правовыми инструментами защиты промсобственности и в то же время, чтобы они были действенными, необходимо тщательно соблюдать все требования Парижской Конвенции. Для этого, как представляется, совсем не лишней окажется помощь юриста-специалиста в области патентования, который возьмет на себя юридическое сопровождение процедуры патентования объекта промсобственности и избавит изобретателя от лишних хлопот, сэкономив ему драгоценное время для творчества.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1382 ГК РФ. Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели.

Комментарий к ст. 1382 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена конвенционному приоритету изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Право конвенционного приоритета предусмотрено ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция), к которой СССР присоединился в 1965 г. Как известно, Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, должна выполнять международно-правовые обязательства, вытекающие из положений Парижской конвенции.

Нормы о конвенционном приоритете - это основополагающие нормы материального патентного права, лежащие в основе многостороннего международного договора по охране промышленной собственности.

Право конвенционного приоритета заключается в возможности для заявителя, надлежащим образом подавшего первую заявку в одной из стран - участниц Парижской конвенции, или его правопреемника подавать в течение определенных сроков заявки во всех других странах-участницах с сохранением даты приоритета первой заявки.

Сроки конвенционного приоритета составляют 12 месяцев в отношении изобретений и полезных моделей и шесть месяцев в отношении промышленных образцов.

Основанием для возникновения права конвенционного приоритета является всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии как с национальным законодательством каждой страны - участницы Парижской конвенции, так и с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами-участницами (например, Договор о патентной кооперации 1970 г., Европейская патентная конвенция 2000 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.).

Под правильно оформленной национальной подачей заявки понимается всякая подача, которая достаточна для установления даты подачи заявки в соответствующей стране - участнице Парижской конвенции, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.

Следовательно, существует возможность установления конвенционного приоритета на основании отозванной или признанной отозванной первой заявки. Этой особенностью конвенционный приоритет выгодно отличается от внутреннего приоритета (см. комментарий к п. 3 ст. 1381 ГК РФ), установление которого невозможно на основании отозванной или признанной отозванной более ранней заявки.

Представляется важным положение Парижской конвенции о том, что в странах-участницах допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на изобретение, и наоборот.

Кроме того, следует обратить внимание на императивную норму п. F ст. 4 Парижской конвенции, согласно которому ни одна страна-участница не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на изобретение на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе установленных в разных странах (так называемый множественный приоритет), или на том основании, что заявка, притязающая на один или несколько приоритетов, содержит один или несколько элементов, которые не были включены в заявку или заявки, по которым испрашивается приоритет (так называемый частичный приоритет). При этом в обоих случаях, согласно закону страны-участницы, должно существовать единство изобретения.

2. В пункте 1 комментируемой статьи определены общие условия установления конвенционного приоритета, а именно:

- дата подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции как точка отсчета конвенционного приоритета;

- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет;

- указанная подача заявки должна быть осуществлена в течение 12 месяцев с даты подачи первой заявки для изобретений и полезных моделей и в течение шести месяцев - для промышленных образцов.

Вместе с тем установленный срок (12 месяцев или шесть месяцев) может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца, если по не зависящим от заявителя обстоятельствам он не мог быть соблюден. Если заявка подана в течение указанных двух месяцев, то орган экспертизы проверяет, названы ли заявителем такие обстоятельства и, если они названы, устанавливает необходимость документального подтверждения того, что эти обстоятельства имеют место.

Указанная возможность продления срока испрашивания конвенционного приоритета - это послабление, предоставляемое заявителю российским законодательством, которое не предусмотрено положениями Парижской конвенции.

3. В пункте 2 комментируемой статьи определены специальные условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец:

- предоставление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета до истечения двух месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет;

- предоставление в указанный федеральный орган заверенной копии первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

4. В пункте 3 комментируемой статьи раскрыты особенности испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение.

Следует отметить, что в указанном пункте нашли отражение многие положения Договора о патентном праве (PLT) от 1 июня 2000 г. и Инструкции к этому Договору.

Кроме того, можно констатировать, что условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение имеют более льготный характер по сравнению с аналогичными условиями в отношении полезных моделей и промышленных образцов.

5. В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи определены специальные условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение:

- представление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета в течение 16 месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции;

- представление в указанный федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заверенной копии первой заявки в течение 16 месяцев со дна ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.

6. В абзаце втором п. 3 предусмотрена возможность признания (согласно ранее действовавшему патентному законодательству - восстановления) федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности права конвенционного приоритета по заявке на изобретение при несоблюдении заявителем 16-месячного срока представления заверенной копии первой заявки.

Такое признание осуществляется по ходатайству заявителя, поданному им в указанный орган до истечения указанного срока, т.е. 16-месячного срока с даты подачи первой заявки в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.

Указанное ходатайство удовлетворяется при наличии следующих условий:

- копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение 14 месяцев со дня ее подачи;

- заверенная копия первой заявки представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

7. В абзаце третьем п. 3 урегулирован вопрос перевода первой заявки на русский язык, если она составлена на другом языке.

Такой перевод может быть потребован от заявителя федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности только в том случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.

По сравнению с ранее действовавшим патентным законодательством (абз. третий п. 2 ст. 19 Патентного закона РФ) в указанной норме после слова "приоритет" добавлено слово "изобретение".

Это, казалось бы, небольшое добавление чревато серьезными правовыми последствиями, поскольку допускает, хотя и косвенно, установление приоритета не в отношении заявки на изобретение, а в отношении непосредственно самого изобретения. А в таком случае неизбежны, как в США, споры о времени создания изобретения, что совершенно чуждо российскому патентному праву.

Поэтому следует считать, что в данной норме речь идет не о приоритете изобретения, а о приоритете в отношении заявки на изобретение.

Читайте также: