Что относится к всесторонним видам обеспечения обж

Обновлено: 30.06.2024

  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

основы здорового образа жизни;

современный комплекс проблем безопасности;

Связанные понятия

Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.

Курсовая работа — задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах(иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.

Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Соискатель — лицо, имеющее высшее образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени доктора наук.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).

Мировая худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).

Обучение служению — это методология изучения, преподавания и анализа, чаще молодёжного, служения в гражданском обществе. Как методология преподавания, оно подпадает под философию эмпирического образования. Точнее говоря, оно вбирает в своё понятие гражданское служение под опекой инструктора и рефлексию для закрепления опыта, учит гражданской ответственности, побуждает к пожизненным гражданским обязательствам и укрепляет общество ради всеобщего блага. Закон о муниципальном служении от 1990 года, уполномочивший.

Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования.

Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Экзаменационная се́ссия или просто сессия (от лат. sessio) — период сдачи экзаменов в лицейском звене и в высших учебных заведениях.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Учебный цикл (УЦ) — основное структурное учебно-методическое подразделение в Высшем военно-учебном заведении, которое осуществляет проведение учебной, воспитательной и методической работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.

Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три.

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные.

Квалификация (от англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Начальная военная подготовка (НВП) — в Союзе ССР и в некоторых государствах бывшего СССР — составная часть подготовки молодёжи к военной службе.

Международные олимпиады школьников — группа ежегодно проводимых интернациональных соревнований выпускников школ по ряду научных дисциплин. В олимпиадах участвуют от каждой страны команды из 4-6 выпускников, прошедших национальные отборы (обычно также называемые олимпиадами). Исключение составляют лингвистическая олимпиада, которая допускает команды от городов и несколько команд на страну, и естественно-научная, которая предназначена школьникам среднего возраста. В настоящее время существует 12 международных.

История науки и техники — научная специальность, предусмотренная классификацией ВАК РФ (код 07.00.10). По этой специальности присуждаются степени кандидата исторических, физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, технических, сельскохозяйственных, географических, медицинских и ветеринарных наук, а также по архитектуре. Большая часть диссертационных советов по этой специальности сосредоточена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН в Москве.

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных.

Бизнес-образование — получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Московская школа художественных ремесел — учебное заведение профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика.

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.

Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между учащимися школы (иногда — студентами вузов) по решению нестандартных математических задач.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

За́вуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего и средне-специального учебного заведения по учебной работе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.


В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность. Но в чрезвычайных ситуациях (ЧС) эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач. Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • Содержание и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

Основные способы защиты населения

Основные способы защиты населения

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным. Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия. Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.). Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя. По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Оповещение людей при чрезвычайных ситуациях

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников. В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. Содержание оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации. Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Виды сигналов тревожного оповещения

Виды мероприятий по защите населения

Эвакуация населения

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты. В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия. В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

    населения.
  • Операции, направленные на защиту от радиационных и химических угроз.
  • Медицинские мероприятия.
  • Подготовка населения для защиты от ЧС.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация людей

Один из базовых способов обеспечения защиты населения в случае ЧС. Наиболее эффективна эвакуация при радиоактивном загрязнении и катастрофическом затоплении местности. Главная цель этого способа защиты заключается в организованном перемещении определенной группы людей и по возможности материальных ценностей в безопасные зоны. Существуют следующие классификации способов эвакуации людей:

  • По средствам перемещения – транспортом, пешим ходом, комбинированными способами.
  • По виду опасности – из зон биологического, химического, радиоактивного заражения, затопления, сильных разрушений и т. д.
  • По удаленности – эвакуация может быть локальной (в рамках города, поселка или района), местной (в пределах муниципального образования РФ), государственной (в границах РФ).
  • По временным показателям – временная (с возможностью возвращения на покинутое место через несколько дней), среднесрочная (до 30 дней), продолжительная (более 30 дней).

Потребность в эвакуации населения, способы ее проведения и сроки определяет местная комиссия по ЧС. Основанием для таких действий может стать выявленная и оцененная по ранее подготовленным нормативным критериям угроза жизни людей.

Укрытие в защитных сооружениях

Убежища для населения

Инфраструктура городских населенных пунктов должна предусматривать возможность местного укрытия в защищенных сооружениях. Это важно в случае затруднения полной эвакуации населения. Защитное сооружение представляет собой инженерную конструкцию, предназначенную для временного укрытия людей, техники и материального имущества от опасностей природного и техногенного характера. На сегодняшний день основной способ защиты населения в виде укрытия предполагает эвакуацию в убежища открытого и закрытого типа. К первым относятся траншеи и щели, а ко вторым – специальные противорадиационные укрытия.

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства. Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений. Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период. Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

Задействование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека. К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы. Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей. Содержание и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов. Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств. В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Гуманитарная помощь при чрезвычайных ситуациях

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением задач гражданской обороны в условиях ЧС. Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов. Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов. Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Цель первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения

Осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения

Осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения

Проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Жизнеобеспечение населения представляет собой совокупность взаимно увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

- обеспечение населения водой;

- предметами первой необходимости;

Оценка потребностей населения по всем видам обеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводится специалистами служб жизнеобеспечения. В эти службы входят представители организаций независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории, а основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства. Торговли, общественного питания, энергетики, транспорта, медицинских учреждений. Суточные потребности населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах. Топливе рассчитываются по его общей численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени. Потребности во временном жилье: землянках, палатках, сборных домиках оцениваются по численности населения, оставшегося без крова при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых население концентрируется. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания. Численность медицинского персонала: врачей, среднего медицинского персонала, санитаров определяется по нормам, установленным Министерством здравоохранения России для чрезвычайных ситуаций и условий военного времени. При организации жизнеобеспечения обязательно следует учитывать потребности личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования и войска должны иметь автономное жизнеобеспечение на срок до 3 суток.

  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — учебный предмет, изучаемый в учреждениях начального, общего и среднего профессионального образования и предназначенный для воспитания культуры безопасности, подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера, формирования у них здорового и безопасного образа жизни, умений и навыков оказания первой помощи, получения начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, подготовки по основам военной службы, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.

Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.

Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

основы здорового образа жизни;

современный комплекс проблем безопасности;

Связанные понятия

Профессиона́льная переподгото́вка — вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Учебно-производственный комбинат (УПК) — организация, обеспечивающая старшеклассникам начальную профессиональную трудовую подготовку.

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Абитурие́нт (от лат. abituriens, abiturientis — собирающийся уходить; или от abiturus — тот, кто должен уйти) — в большинстве стран лицо, заканчивающее среднее учебное заведение, держащее выпускные испытания или получившее абитур — аттестат зрелости.

Курсовая работа — задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах(иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.

Техноло́гия (труд) — один из учебных предметов в средней общеобразовательной школе, продолжающийся с первого по девятый (иногда 10) классы.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Соискатель — лицо, имеющее высшее образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее учёную степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание учёной степени доктора наук.

Педагогическая деятельность — это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт и так далее).

Мировая худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего (9 классов) и среднего (полного) общего (11 классов).

Обучение служению — это методология изучения, преподавания и анализа, чаще молодёжного, служения в гражданском обществе. Как методология преподавания, оно подпадает под философию эмпирического образования. Точнее говоря, оно вбирает в своё понятие гражданское служение под опекой инструктора и рефлексию для закрепления опыта, учит гражданской ответственности, побуждает к пожизненным гражданским обязательствам и укрепляет общество ради всеобщего блага. Закон о муниципальном служении от 1990 года, уполномочивший.

Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте.

Вече́рнее образова́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. Часто используется для получения дополнительного высшего образования.

Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

Экзаменационная се́ссия или просто сессия (от лат. sessio) — период сдачи экзаменов в лицейском звене и в высших учебных заведениях.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Учебный цикл (УЦ) — основное структурное учебно-методическое подразделение в Высшем военно-учебном заведении, которое осуществляет проведение учебной, воспитательной и методической работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.

Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три.

Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях, форма проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы. До 2013 года служил также и вступительным экзаменом в ссузы, но новым законом об образовании они отменены. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные.

Квалификация (от англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Начальная военная подготовка (НВП) — в Союзе ССР и в некоторых государствах бывшего СССР — составная часть подготовки молодёжи к военной службе.

Международные олимпиады школьников — группа ежегодно проводимых интернациональных соревнований выпускников школ по ряду научных дисциплин. В олимпиадах участвуют от каждой страны команды из 4-6 выпускников, прошедших национальные отборы (обычно также называемые олимпиадами). Исключение составляют лингвистическая олимпиада, которая допускает команды от городов и несколько команд на страну, и естественно-научная, которая предназначена школьникам среднего возраста. В настоящее время существует 12 международных.

История науки и техники — научная специальность, предусмотренная классификацией ВАК РФ (код 07.00.10). По этой специальности присуждаются степени кандидата исторических, физико-математических, химических, биологических, геолого-минералогических, технических, сельскохозяйственных, географических, медицинских и ветеринарных наук, а также по архитектуре. Большая часть диссертационных советов по этой специальности сосредоточена в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН в Москве.

Акмеоло́гия (от др.-греч. ακμή, akme — вершина, др.-греч. λόγος, logos — учение) — раздел психологии развития, исследующий закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью.Статус акмеологии спорен. Артемий Магун, рассматривающий состояние российских университетов, указывает на возникновение в них новых таких, по его мнению, экзотических, причудливых и «эндемичных.

Бизнес-образование — получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Муниципальное управление — это основная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Московская школа художественных ремесел — учебное заведение профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства.

Аттеста́ция (от фр. attestation от лат. attestātio — свидетельство, подтверждение) — подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика.

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет.

Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — одна из форм высших учебных заведений.

Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между учащимися школы (иногда — студентами вузов) по решению нестандартных математических задач.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

За́вуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего и средне-специального учебного заведения по учебной работе.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Читайте также: