Что относится к наглядным пособиям в детском саду

Обновлено: 25.05.2024

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. Приведены примеры реализации данной задачи в практической деятельности. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

ROLE OF USE OF VISUAL AIDS – DIDACTIC ASSISTANCE IN DEVELOPMENT AND TRAINING OF OLDER PRE-SCHOOLERS

Kurbatova E.A. 1, *, Sleptsova G.N. 2

1 ORCID: 0000-0002-9732-7231,

1, 2 Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract

The article is devoted to the problem of using visual aids and didactic material in teaching older preschoolers. Opportunities and ways of using object and image visualization in the development of children are discussed. Examples of realization of this task in practice are given. The article reflects the main benefits of using visual training tools. It is established that using traditional means of training children helps them to learn the material faster than modern information and computer technologies.

Keywords: use of visual aids, principle of visualization, didactic material, object and image visualization, didactic technology.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на логопедических занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике [3].

Проблему формирования представлений в дошкольном возрасте исследовали психологи: Р.Г. Натадзе, Л.Ф. Обухова и др. Они раскрыли и отметили трудности, сопровождающие этот процесс. Туда входят поиск специальных условий, особых приемов, организация дифференцированного обучения детей, стоящих на разных уровнях овладения понятиями, трудности в использовании усвоенных ранее представлений для анализа новых объектов [6, С. 29].

Мы решили провести исследование по выявлению наиболее эффективного способа усвоения информации получаемой на занятии с применением различных дидактических разработок. Начнем с устоявшихся приемов.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал [4, С. 121].

Из-за того что многие ученые по-разному классифицируют наглядные пособия, мы решили сами подобрать более общую классификацию. За основу был взят материал из книги Никифорова. Результат представлен ниже (схема 1) [8, C. 14].

13-03-2019 15-57-18

Рис. 1 – Виды наглядных пособий

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям [7], [1].

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, на занятиях у логопеда это компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т.е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду [10, С. 103-105].

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике [2].

В ходе эксперимента было замечено, что дети из 1 группы быстро утомлялись, у них было рассеянное внимание, проявлялось снижение всех психических функций, отсутствовала усидчивость и мотивация.

Дети 2 группы, наоборот были эмоционально ярко окрашены, познавательно активны, у них дольше сохранялось трудоспособность, они боле свободно высказывали свои мысли, проявляли соревновательный дух, который заметно повышал мотивацию учебного процесса.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: