Что относится к информационному обеспечению реализации основной образовательной программы

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда ГБОУ СОШ №385 обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся), использование информационных ресурсов сети Интернет для методической работы учителей, в образовательной деятельности на уроке, в процессе самоподготовки учащихся;

- обеспечение прозрачности образовательного процесса для родителей и общества, размещение информации о результатах деятельности учреждения в виде публичного отчета на сайте учреждения;

- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Одним из приоритетов образовательной программы является развитие информационных технологий и создание информационной образовательной среды. Мы уделяем особое внимание развитию единой информационной системы школы и интеграции ИКТ-инструментов в преподавание предметов. Школа имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека, медиатека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР. ГБОУ СОШ №385 располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС (см таблицу: Электронные издания учебного назначения на CD, DVD – дисках).

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное осуществляется посредством сети Интернет. В школе имеется интернет, разработан сайт учреждения.

Каждый учитель школы имеет доступ к современному персональному компьютеру.

Детские компьютеры последнего поколения оснащены лицензионным программным обеспечением, позволяющим: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты; работать с графикой, презентациями, электронными таблицами; вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, натурные мультипликации.

В школе активно используются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, позволяющие расширить исследовательское поле обучающихся. Учителя пользуются электронным оборудованием (например, документ-камерой, микроскопом), электронными образовательными ресурсами, сопровождая урок наглядным и дидактическим материалом. Проектор позволяет демонстрировать всему классу детские сочинения, иллюстрации и другие только что выполненные задания. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждый ребенок хочет сделать ее оригинальной, лишний раз проверить, нет ли ошибок, тем самым совершенствуя свои навыки.

— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

— создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.);

— выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;

— вывода информации на бумагу (печать);

— поиска и получения информации;

— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

— создания и заполнения баз данных; наглядного представления и анализа данных;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (элект-ронного) и традиционного измерения, включая определение местонахож-дения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;

— исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;

— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов;

— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасо-провождением;

— выпуска школьных печатных изданий.

Все указанные виды деятельности обеспечены расходными материалами.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основной образовательной программы начальной школы.

Учителями применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке показана роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования. Указаны преимущества и недостатки информатизации образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Вигантс Яна Валентиновна

1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования ……………………………………………………………………4

1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования…….….4

1.1.1. Проблемы информатизации образования ………………………………..…..7

1.1.2. Преимущества информатизации образования……………………………..…9

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек)…….…………………..10

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Нормативная база введения ФГОС ООО на федеральном уровне обеспечивается целым пакетом нормативно-правовых документов. Исходя из содержания этих документов в каждом общеобразовательном учреждении должен быть обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО. А именно:

Требования в различных стандартах – для начального, основного, полного среднего образования однородны по форме (по составу требований), но различны по содержанию с учетом учебной подготовки, имеющейся предметной компетентности, возрастных особенностей и возможностей обучающихся.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

1. Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы основного общего образования

1.1. Роль информационно-образовательной среды в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования

Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

При этом в ФГОС ООО отмечается, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;

научно-популярную и научно-техническую литературу;

издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

справочно-библиографические и периодические издания;

литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий:

компьютеры и иное ИКТ оборудование;

систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде (далее ИОС).

Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее: системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (Ильченко О. А., Организационно-педагогические условия сетевого обучения) [5, с.4].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

мониторинг здоровья обучающихся;

современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, обучающимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Эффективное использование ИОС предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

1.1.1. Проблемы информатизации образования

Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье обучающихся. Немецкий ученый Х. Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:

опасность подавления межличностного общения;

опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;

отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;

опасность снижения социализации человека, то есть резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.

К важнейшим проблемам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, модернизацию нашего образования, можно отнести:

неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;

большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;

отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;

слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным.

отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;

отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;

отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Наиболее типичными педагогическими ошибками являются:

недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;

неправильное определение их дидактической роли и места на уроках;

несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;

бесплановость, случайность применения ИКТ;

перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации обучающимися, нерационально тратится учебное время.

1.1.2. Преимущества информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

во время проведения урока;

в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;

в процессе создания и передачи общешкольной информации;

в процессе научной деятельности;

при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для обучающегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

для более глубокого восприятия учебного материала;

в проектной деятельности;

при создании мультимедийных сочинений;

в презентационной деятельности;

в локальной и глобальной сети.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

повышать у обучюащихся интерес к предмету;

облегчить формирование основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

выявлять и развивать способности;

овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

интеллектуально развивать обучающихся.

Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

1.2. Роль учебно-методических пособий в условиях реализации основной образовательной программы основного общего образования (на примере преподавания физики в МБОУ Центр образования г.Певек).

учебник с приложением на электронном носителе;

В основу методического аппарата учебников по физике положен принцип предметной деятельности обучающихся.

Задания построены таким образом, что способствуют развитию у обучающихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью. К примеру, наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей; умение участвовать в дискуссиях, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи обучающихся, их способности грамотно излагать свои мысли.

Задания, имеющиеся в сборниках задач и упражнений и рабочих тетрадях, также дифференцированы по уровню сложности. Этому же требованию отвечают и задания тематических контрольных работ.

Большую роль в изучении физики играют ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). На уроках используются следующие диски (медиатека):

Интерактивный курс физики для 7-11 классов. Практикум.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс.

Применение ИКТ дает возможность более глубоко осветить теоретический вопрос. Они помогают обучающимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей. Таким образом, средства ИКТ являются необходимыми в условиях современного образования (конкретно – на уроках физики).

Жизненной необходимостью стала информатизация образовательной среды школы, где созданы условия для развития информационной культуры педагогов, обучающихся и родителей, создания единого информационного образовательного пространства школы: сайт школы, электронный журнал, электронный дневник, электронная библиотека. Электронный документооборот стал основой управленческой деятельности.

Инновационные процессы в школе:

реализация новых образовательных стандартов в начальной школе;

введение новых образовательных стандартов в основной школе;

дистанционное обучение английскому языку детей из отдаленного поселка;

продолжение изучения и применение современных образовательных технологий;

широкое использование на уроках интерактивного оборудования, в том числе внедрение в программу урока интерактивной доски.

Внедрение инноваций в школе обеспечено методическим сопровождением и способствует совершенствованию профессиональной компетентности учителя, что, в свою очередь, помогает раскрывать способности, интеллектуальный и творческий потенциал каждого ученика.

Основная цель, которая стоит перед учителями – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Современные информационно-коммуникационные технологии тесно связаны с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Во-первых, это информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя:

- совокупность технологических средств (компьютеры, интерактивное оборудование, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и так далее);

- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- службы поддержки применения ИКТ.

Во-вторых , это информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленное на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

И, в-третьих , это информационное обеспечение введения ФГОС НОО, которое должно быть направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

Наша школа, с 2011 года перейдя в первых классах на реализацию ФГОС НОО, столкнулась со многими трудностями. На начальном этапе внедрения особенно остро ощущалась недостаточная информированность участников образовательного процесса об особенностях стандартов нового поколения, которая препятствовала полной реализации требований ФГОС. Мы понимали, что недостаток информирования может привести к росту напряженности и недовольства в педагогическом коллективе, к повышению тревожности родителей, общественности; к снижению эффективности системы внеурочной работы; к отсутствию единства подходов к результатам обучения на уровнях: педагог-родители; ребенок-родители; к оттоку детей из ОУ. Поэтому решили в полной мере информировать всех участников образовательного процесса и общественность о введении в нашей школе ФГОСтандартов. И мы постарались стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС НОО, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

  1. Определение объема информации, необходимой для эффективного внедрения ФГОС и важной для участников образовательного процесса.
  2. Определение круга объектов информирования во внешнем и внутреннем социуме школы.
  3. Систематизация работы и создание действующей модели информирования участников образовательного процесса о происходящих изменениях.

Определив цель и задачи, мы предположили результат нашей деятельности: позитивное отношение участников образовательного процесса к введению ФГОС и создание условий для государственно-общественного управления механизмом внедрения ФГОС.

Определившись с целями, задачами и ожидаемым результатом, составили план действий в данном направлении.

Первый, организационно – подготовительный, этап нашей деятельности подразумевал создание рабочей группы ОУ по информационному сопровождению ФГОС со следующим результатом работы: определение функционала членов рабочей группы, составление плана-графика информационного обеспечения введения ФГОС и его реализации.

На следующем этапе рабочая группа подготовила информацию о предстоящих изменениях в образовательной системе школы: в целях, учебных планах, программах по предметам, в планах воспитательной работы, в технологиях, учебном оборудовании и системе подготовки кадров.

Преобразовательный этап нашей работы предполагает создание и регулярное обновление открытого информационного пространства ОУ посредством:

• оформления и обновления информационного стенда;

• размещения и обновления на школьном сайте информации о подготовке и введении ФГОС НОО;

• размещение на школьном сайте части Образовательной программы с целью

ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Результатом преобразовательного этапа должно стать создание действующего механизма информирования участников образовательного процесса и общественности о введении ФГОС.

Для нас стали возможными такие формы информирования:

для педагогического коллектива:

• педагогические советы, проблемные семинары, работа ШМО, круглые столы;

• выставки меодической литературы;

• создание банка полезных ссылок о переходе на ФГОС НОО на школьном сайте;

• обеспечение информационного взаимодействия участников введения ФГОС;

для учащихся нашей школы :

• оформление информационного стенда

• заседание Управляющего совета;

• анкетирование (родителей (законных представителей) обучающихся) по вопросам введения новых стандартов (Приложение 1);

• дни открытых дверей;

• родительские собрания будущих первоклассников (выступление представлено в Приложении 2)

• публикации в СМИ, в школьной прессе;

• оформление и раздача буклетов (Приложение 3);

• публичный отчет директора школы;

• публикации и телевизионные сюжеты в СМИ

• районные семинары и родительские собрания по вопросам введения ФГОС;

• публичный отчет директора школы.

Следующий этап в работе по информационному обеспечению введения ФГОС, рефлексивно – обобщающий . Аналитическая работа нашей деятельности предполагает: внутреннюю экспертизу информированности участников образовательного процесса с анализом рисков информационного обеспечения введения ФГОС в ОУ и изучение общественного мнения по актуальным вопросам, связанным с введением ФГОС, а так же внесение изменений в систему информирования на основе аналитических материалов.

1. проведён мониторинг профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО среди педагогов образовательного учреждения и родительской общественности. Основные выводы:

- если ключевые характеристики нового стандарта сегодня уже осознают абсолютно все учителя школы, то среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, при этом основным источником информации о ФГОСе для родителей являются педагоги и администрация школы;

- опрошенные респонденты (родители и учителя) имеют разные точки зрения по вопросу об участии родителей (или, более широко, социальных партнеров школы) в реализации основной образовательной программы образовательного учреждения: ожидания педагогов – это более высокая степень (в отличие от родительского мнения) интеграции социальных партнеров в жизнедеятельность школы;

- в целом у подавляющего большинства родителей отмечается конструктивный подход к решению возникающих при реализации нового стандарта проблем на фоне практически полного отсутствия негативных ожиданий от введения и реализации ФГОС НОО.

Одним из показателей эффективности планирования введения стандарта является тот факт, что около 90% родителей в ходе мониторинга профессионально-общественного мнения отметили, что их пожелания учитывались при организации внеурочной деятельности в школе.

2. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, ведется с активным использованием Интернет-сайта школы, на котором кроме классных страничек, персональных страниц педагогов, электронной версии школьной газеты, имеется и раздел, посвященный новому стандарту начального общего образования.

- нормативные правовые документы федерального и регионального уровня;

- локальные акты образовательного учреждения;

- методические материалы федерального и институционального уровня;

- проекты нормативных документов;

- материалы для обсуждения;

- материалы для родителей.

В дальнейшем для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования и в целом для организации взаимодействия планируется использовать социальную рекламу.

3. ИКТ, используемые учителями, учениками и родителями, играют существенную роль для мотивации участников образовательного процесса. Школьный Интернет-сайт, классные Интернет-странички, социальные сети предоставляют возможность не только для неформального общения детей, родителей, педагогов, но и для афиширования результатов их творческой деятельности, поддержки классных и общешкольных сообществ. Информационные технологии расширяют многообразие форм поощрений, усиливают публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, создают позитивный эмоциональный настрой.

4. ИКТ дают нам возможность участвовать не только во всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для творческой самореализации личности участников образовательного процесса, в том числе и во внеурочной деятельности.

5. В общий перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих нормативно-правовые условия введения ФГОС НОО, нами включены, в частности, и локальные акты по информационному обеспечению:

• Положение об организации и проведении публичного отчета ОУ;

• Положение об Интернет-сайте ОУ;

• Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов;

• Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении. Последний документ из представленного выше перечня еще находится в стадии разработки.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что в современных условиях информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает не только эффективную реализацию всех функций управления в аспекте введения ФГОС НОО, но и позволяет нам реализовать ключевую идею нового стандарта как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса.

Информационно-образовательная среда ГБОУ СОШ №385 обеспечивает возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся), использование информационных ресурсов сети Интернет для методической работы учителей, в образовательной деятельности на уроке, в процессе самоподготовки учащихся;

- обеспечение прозрачности образовательного процесса для родителей и общества, размещение информации о результатах деятельности учреждения в виде публичного отчета на сайте учреждения;

- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Одним из приоритетов образовательной программы является развитие информационных технологий и создание информационной образовательной среды. Мы уделяем особое внимание развитию единой информационной системы школы и интеграции ИКТ-инструментов в преподавание предметов. Школа имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека, медиатека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР. ГБОУ СОШ №385 располагает полным комплектом учебно-методической литературы, соответствующей возрастным особенностям обучающихся и современным требованиям ФГОС (см таблицу: Электронные издания учебного назначения на CD, DVD – дисках).

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное осуществляется посредством сети Интернет. В школе имеется интернет, разработан сайт учреждения.

Каждый учитель школы имеет доступ к современному персональному компьютеру.

Детские компьютеры последнего поколения оснащены лицензионным программным обеспечением, позволяющим: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты; работать с графикой, презентациями, электронными таблицами; вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимации, натурные мультипликации.

В школе активно используются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, позволяющие расширить исследовательское поле обучающихся. Учителя пользуются электронным оборудованием (например, документ-камерой, микроскопом), электронными образовательными ресурсами, сопровождая урок наглядным и дидактическим материалом. Проектор позволяет демонстрировать всему классу детские сочинения, иллюстрации и другие только что выполненные задания. Зная, что твою работу будут смотреть все, каждый ребенок хочет сделать ее оригинальной, лишний раз проверить, нет ли ошибок, тем самым совершенствуя свои навыки.

— реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

— ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;

— создания и использования диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, хронологических, родства и др.);

— выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;

— вывода информации на бумагу (печать);

— поиска и получения информации;

— использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);

— создания и заполнения баз данных; наглядного представления и анализа данных;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования, цифрового (элект-ронного) и традиционного измерения, включая определение местонахож-дения; виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений;

— исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий;

— размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

— проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов;

— обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических материалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью для массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиасо-провождением;

— выпуска школьных печатных изданий.

Все указанные виды деятельности обеспечены расходными материалами.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий при реализации основной образовательной программы начальной школы.

Учителями применяются инновационные формы организации учебного процесса – проектной и исследовательской деятельности с применением ИКТ.

Читайте также: