Что осуществляет для окончания присоединения территории поволжья

Обновлено: 30.06.2024

Между Казанским ханством и Русью издавна установились сложные отношения, которые омрачала тянувшаяся десятилетиями борьба за господство над Поволжьем и торговыми путями на Восток. Казанские правители активно участвовали в распрях русских князей, не раз ходили набегами на Московскую Русь. Ее же великие князья, в свою очередь, стремились посадить на ханский престол послушного Москве ставленника, что при Иване III вполне удавалось. Однако в 1520-е гг. в Казани стало преобладать антирусское крымское влияние, а прорусская партия значительно ослабла. С началом правления Ивана IV в московской политике возобладало стремление решить проблемы отношений с татарами мечом. Два похода на Казань, в 1548 и 1550 гг., провалились. И тогда в 1551 г. поблизости от Казани русские возвели форпост – крепость Свияжск. Вначале эту крепость построили из бревен на русской территории. Потом стены и башни разобрали и как плоты сплавили вниз по течению Волги к самой Казани, где их быстро собрали заново. Так почти у стен Казани появился мощный русский форпост, возле которого и сосредоточилась армия. К этому времени Иван провел реформу вооруженных сил, усилившую их боеспособность. Ядро армии составили конное дворянское ополчение и вновь образованная пехота – стрельцы, вооруженные огнестрельным оружием – пищалями. В 1552 г. началась шестинедельная осада Казани. После взрыва мины в подкопе штурмующие отряды ворвались в город. Его жители после отчаянного сопротивления пали в развалинах или были обращены в рабство. Так перестало существовать Казанское ханство.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ — ЭТО ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА

6. БИБЛЕЙСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ — ЭТО ОРДЫНСКО-АТАМАНСКОЕ = ТУРЕЦКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под предводительством пророка

8.2.1. Македонское завоевание в Европе и киданьское завоевание в Китае

8.2.1. Македонское завоевание в Европе и киданьское завоевание в Китае Выше мы остановились на фантомном VI веке н. э. Пропустим смутный период до IX века н. э. После этого начинается ПРОВАЛ В ИСТОРИИ КИТАЯ с 860 года н. э. по 960 год н. э. То есть примерно 100 лет темноты. Л.Н. Гумилев

Колонизация Поволжья

Колонизация Поволжья

Глава 3 Завоевание земли обетованной — это османское = атаманское завоевание XV века

Глава 3 Завоевание земли обетованной — это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю библейского Исхода Всем хорошо известна библейская история Исхода двенадцати израильских колен из Египта под предводительством пророка Моисея. Она описана в

1550-е Завоевание Поволжья

1550-е Завоевание Поволжья Между Казанским ханством и Русью издавна установились сложные отношения, которые омрачала тянувшаяся десятилетиями борьба за господство над Поволжьем и торговыми путями на Восток. Казанские правители активно участвовали в распрях русских

Глава 4 Пятикнижие Библейский Исход и завоевание Земли Обетованной — это османское = атаманское завоевание XV века

Глава 4 Пятикнижие Библейский Исход и завоевание Земли Обетованной — это османское = атаманское завоевание XV века 1. Общий взгляд на историю Библейского Исхода Великий Египет в Библии Всем хорошо известна библейская история исхода 12 израильских колен из Египта под

4. Атаманское = османское завоевание Земли Обетованной Иисусом Навином описано также как завоевание апостола Иакова

4. Атаманское = османское завоевание Земли Обетованной Иисусом Навином описано также как завоевание апостола Иакова 4.1. Святой апостол Иаков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостела Считается, что святой апостол Иаков, один из двенадцати

XVII. Колонизация Нижнего Поволжья

XVII. Колонизация Нижнего Поволжья Завоевание Астрахани и причины этого факта. Первые русские насельники в Астрахани. — Необходимость постройки укреплений на Волге выше Астрахани. — Построение Самары, Царицына, Саратова, Черного Яра. — Слабые успехи русской

II. 1. Реальное завоевание Юга России и Поволжья при Екатерине II

131. ВОССТАНИЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И СИБИРИ

Амазонки Поволжья

Амазонки Поволжья Кто такие сарматы?Сарматы – культурно-экономическая общность специализирующихся на различных видах хозяйственной деятельности линиджных семей, объединённых условными территориями, единым языком, исповедующих единые религиозные представления,

4. ГОРОДА ПОВОЛЖЬЯ

4. ГОРОДА ПОВОЛЖЬЯ На северо-западной окраине Ростово-Суздальской земли находился Углич, впервые упомянутый в летописи под 1149 г. Этот город до монголо-татарского нашествия, по мнению М. Н. Тихомирова, большого значения не имел. После батыева нашествия, подвергшего Углич,


С XVI и XVII веков границы Российского государства стали неуклонно расширяться в разных направлениях. Причин этому было множество, и они были не однородны. Движение русских на западном, юго-западном, а затем и восточном направлениях было продиктовано необходимостью возврата, воссоединения бывших территорий и родственных народов Древней Руси в единое государство, имперской политикой защиты православных народов их населяющих от национальных и религиозных притеснений, а также естественным геополитическим стремлением обрести выход к морю и обезопасить границы своих владений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 годах) произошло совсем по иным причинам. Россия отнюдь не стремилась к захвату этих бывших ордынских территорий (с правительствами которых у неё сразу же были установлены дипломатические отношения), поскольку сделать это после распада Орды не составляло особого труда, как для Ивана III, так и для Василия III, и молодого Ивана IV. Однако, этого долгое время не происходило, поскольку у власти в ханствах в это время находились представители дружественной России касимовской династии. Когда представители этой династии были побеждены своими конкурентами и, в Казани (ставшей, к тому времени одним из центров работорговли) и Астрахани установилась проосманкая крымская династия, только тогда было принято политическое решение о необходимости включения этих земель в состав России. Астраханское ханство, кстати, было бескровно включено в состав государства российского.

В 1555 году в сферу влияния России на правах вассалитета вошли Большая Ногайская Орда и Сибирское ханство. Русские люди приходят на Урал, получают доступ к Каспийскому морю и Кавказу. Большинство народов Поволжья и Северного Кавказа, за исключением части ногаев (малых ногаев, в 1557 году мигрировавших и основавших на Кубани Малую Ногайскую Орду, откуда они беспокоили население российских рубежей периодическими набегами), подчинились России. В состав России вошли земли, на которых проживали чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и многие другие. На Кавказе были установлены дружественные отношения с черкесами и кабардинцами, другими народами Северного Кавказа и Закавказья. Всё Поволжье, а значит и весь волжский торговый путь стали российскими территориями, на которых сразу же появились новые русские города: Уфа (1574), Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).

Вхождение этих земель в состав империи не привело к какой-либо дискриминации и притеснениям населяющих их этносов. В рамках империи они полностью сохранили своё религиозное, национальное и культурное своеобразие, традиционный уклад жизни, а также системы управления. Да и большинство из них отнеслись к этому весьма спокойно: ведь Московское государство значительное время являлось частью Джучиева улуса, а Россия, перенявшая накопленный ордынцами опыт управления этими землями и активно реализующая его при осуществлении своей внутренней имперской политики, воспринималась ими как естественный наследник монгольской протоимперии.

Последовавшее за этим продвижение русских в Сибирь также не было обусловлено какой-либо национальной сверхзадачей и государственной политикой освоения этих земель. В.Л. Махнач объяснял начавшееся в XVI веке освоение Сибири двумя факторами: во-первых, агрессивной политикой сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на Строгановские владения; во-вторых, тираническим правлением Ивана IV, спасаясь от репрессий которого русские люди бежали в Сибирь.

В Сибирском ханстве, образовавшемся около 1495 года и куда кроме сибирских татар, входили ханты (остяки), манси (вогулы), зауральские башкиры и другие этносы, шла постоянная борьба за власть между двумя династиями - тайбунгами и шейбанидами. В 1555 году хан-тайбунгин Едигер обратился к Ивану IV с просьбой о подданстве, которая удовлетворена, после чего сибирские ханы начали платить дань московскому правительству. В 1563 году власть в ханстве захватил шейбанид Кучум, который первоначально поддерживал отношения вассалитета с Россией, но впоследствии, воспользовавшись неурядицами в Российском государстве в 1572 году после набега Крымского хана на Москву, разорвал эти отношения и начал проводить достаточно агрессивную политику в отношении пограничных земель российского государства.

Постоянные набеги хана Кучума, сподвигли именитых и богатых торговых людей Строгановых, организовать частную военную экспедицию для защиты рубежей своих владений. Они нанимают казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, вооружают их, а те в свою очередь, неожиданно для всех громят хана Кучума в 1581-1582 годах, у которого, кстати, с Москвой были налаженные дипломатические отношения и захватывают столицу Сибирского ханства - Искер. Проблему заселения и освоения этих земель казаки, конечно же, решить не могли, и возможно бы вскоре ушли из Сибири, но на эти земли, спасаясь от репрессий Ивана Грозного, хлынул поток беглых русских людей, начавших активно осваивать малонаселённые новые земли.

Особого сопротивления в освоении Сибири русские не встретили. Сибирское ханство было внутренне непрочно и вскоре оказалось присоединено к России. Военные неудачи Кучума привели к возобновлению междоусобиц в его стане. Ряд хантских и мансийских князей и старейшин начали оказывать помощь Ермаку продовольствием, а также платить ясак московскому государю. Старейшины коренных сибирских народов были чрезвычайно довольны снижением размера ясака, который собирали русские по сравнению с ясаком, который забирал Кучум. А поскольку свободной земли в Сибири было много (можно было пройти и сто, и двести километров никого не встретив) - места хватало всем (как русским землепроходцам, так и коренным этносам, большинство из которых пребывали в гомеостазе (реликтовой фазе этногенеза), а значит, не мешали друг другу), освоение территории пошло быстрыми темпами. В 1591 году хан Кучум был окончательном разбит русскими отрядами и изъявил покорность российскому государю. Падение Сибирского ханства - единственного более или менее сильного государства на этих просторах, предопределило дальнейшее продвижение русских по Сибирским землям и освоение просторов восточной Евразии. Не встречая организованного сопротивления, русские землепроходцы на протяжении XVII века легко и быстро преодолели и освоили земли от Урала до Тихого океана, закрепившись в Сибири и на Дальнем Востоке.

Приходя на новые, малозаселённые территории, землепроходцы (по большей части, первоначально казаки), взаимодействуя с немногочисленным местным населением, создавая и обустраивая развитые системы острогов (укреплённых населённых пунктов), поэтапно закрепляли за собой эти земли. Вслед за первопроходцами, возле острогов, гарнизоны которых нуждались в обеспечении их продовольствием и фуражом, при фактически полном отсутствии путей их доставки, оседали и селились крестьяне. Осваивая новые для себя формы обработки земли, особенности ведения хозяйственной деятельности быта, русские активно взаимодействовали с местными жителями, в свою очередь, делясь с последними собственным опытом, в том числен и земледельческим. На просторах Сибири один за другим стали появляться новые русские города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648), Иркутск (1652).

Благодаря, русской национальной имперской политике и характерному стереотипу поведения стержневого имперского этноса (этнической, религиозной и культурной терпимости), населяющие их народы прочно связали свою судьбу с судьбою России, российского государства и русского народа. А Сибирская земля, органично вошла и стала рассматриваться как неотъемлемая и неделимая часть России.

Укрепление Российского государства и создание мощной армии дали власти возможность активизировать внешнюю политику. Первоочередной задачей была ликвидация постоянной угрозы со стороны Казанского ханства.

Присоединение Казанского ханства и овладение Волжским путем

Возникшее в середине XV в. в результате распада Золотой Орды ханство под своей властью объединило народы Среднего Поволжья и Приуралья — татар, мари, чувашей, удмуртов, башкир. В плодородных районах были развиты земледелие, охота на пушного зверя, бортничество. Принадлежавшую государству землю ханы раздавали вассалам, собиравшим с населения подати. Часть земли принадлежала мечетям.

Харадж – это государственный налог в исламских странах, который взимается с иноверцев за пользование земельной и другой собственностью.

В хозяйстве феодалов применялся труд рабов. Тяжелым было положение мари, мордвы, чувашей, которые были должны платить ясак. В многонациональном ханстве переплетались национальные и социальные противоречия, выход из которых правители видели в организации набегов на русские земли с целью грабежа и захвата пленников.

В 1530-1540-х годах в Казанском ханстве произошли несколько народных выступлений. Среди самих феодалов не было единства: большинство ориентировались на Крым и Турцию, но часть стремилась к развитию связей с Российским государством.

В середине 1540-х годов из-под власти Казанского ханства освободились чуваши и марийцы.

Борьба с внешней опасностью стала для Российского государства важнейшей задачей.

Вторая половина 1540-х годов прошла в военных и дипломатических попытках восстановления вассальной зависимости или завоевания Казани. Но они были неудачными. Ставленник Москвы Шах-али не удержался в Казани, а походы русских войск в 1547-48 и 1549-50 годах были безуспешны.

В начале 1550-х годов началась подготовка решительного удара по Казани. Предпочтение военного разгрома было связано с потребностями в земле для раздач дворянам. Также овладение Казанью открывало волжский путь к странам Востока.

Готовые работы на аналогичную тему

Весной 1551 года напротив Казани на правом берегу Волги была поставлена деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий.

Во второй половине 1552 года русское войско осадило Казань. В результате штурма 2 октября Казань была взята.

Затем последовало присоединение Башкирии. В 1556 году была взята Астрахань. В 1557 году Российской государству присягнул глава Большой Ногайской Орды мурза Исмаил. Его противники откочевали на Кубань, став вассалами Крымского хана. Волга стала русской. Помимо ликвидации очагов агрессии, победа над Казанью и Астраханью открыла возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока.

Политика христианизации

Проведение христианизации поручалось Казанской епархии. Она была создана в 1555 году. При учреждении в состав епархии вошли территории Казанского и Свияжского воеводств, а затем и Астраханского ханства.

Делать упор на добровольное обращение иноверцев вынуждали неспокойная обстановка в крае и внешнеполитические обстоятельства. Иван Грозный не желал портить отношения с мусульманскими Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 годах Иван Грозный даже отправлял в Турцию специальные посольства с заверениями, что он с уважением относится к исламу и никогда не притеснял мусульманских подданных.

В начале 1590-х гг. церковные руководители забили тревогу. Казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селениях с некрещеными и легко отходят от христианства, не соблюдая христианских обрядов. В ответ последовал жесткий царский указ. Он велел принять решительные меры для проведения христианизации: расселить некрещеных и новокрещен, наказывать за отход от христианства, разрушить построенные мечети.

Крещение чувашей и мордвы

После присоединения чувашей в 1551 году власти не допускали их к управлению, препятствовали использованию чувашского языка, не содействовали развитию национальной культуры. В царской России пренебрежительно относились к обычаям, быту и нравам чувашей; гонениям подверглись языческие верования.

В ХVI-ХVІI веках проводилась безуспешная насильственная русификация чувашей посредством христианизации. В ХVII веке царское правительство издало ряд указов, облегчивших положение принявших православие чувашей; при этом существенно сузились права чувашей-язычников.

Христианизация мордвы была одной из мер национальной политики правительства, направленной на укрепление самодержавной власти в среде мордвы. Первыми принимать православие стала мордовская аристократия, стремившаяся сохранить вотчины и социальные. Вливаясь в состав господствующего класса, мордовские князья быстро обрусевали. Крестьяне, напротив, любыми способами уклонялись от крещения, видя в новой религии лишь новое средство притеснения. Свидетельства о крещении мордвы сохранились с XVI века.

История названия Царицына

Царицын в Смутное время

Смутное время – это период в истории нашей страны, начало XVII века, когда внутренние противоречия, принявшие характер гражданской войны, и иностранная интервенция поставили под вопрос существование самого российского государства. В противостояние были поставлены все слои населения и регионы страны. Не миновали эти события и Царицын.

А время на Руси стояло тревожное. Наибольшую опасность представляла польско-литовская интервенция; в июле 1606 г. громом грянуло антифеодальное восстание Ивана Исаевича Болотникова. Причем, судя по некоторым сохранившимся архивным документам, относящимся к Смутному времени, волнения в Нижнем Поволжье и на Дону вспыхнули еще до начала этого восстания.

Особенно обострились классовые противоречия в нашем крае после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова и его сына царевича Федора; усиливалось влияние Лжедмитрия I ( с ним связывали надежды на облегчение своего положения).

Астраханский воевода М. Б. Сабуров в этих условиях не решается выступить против Лжедмитрия, боясь потерять свой пост в Астрахани. Выжидает. Однако ему пришлось все-таки уступить свой пост присланному Лжедмитрием I князю Хворостинину, одному из преданных самозванцу бояр.

Незадолго до своей гибели Лжедмитрий I решает назначить боярина Шереметьева новым воеводой Астрахани; с большим отрядом Шереметьев отправляется на Нижнюю Волгу. Вступивший на престол Василий Шуйский оставил в силе решение о замене астраханского воеводы, послав Шереметьеву грамоту с изложением новых инструкций.

Между тем на Нижней Волге появился еще один самозваный претендент на царский престол — Ивашка-Айгуст, типичный представитель понизовой вольницы. С большим отрядом казаков он направился в Астрахань, где и был принят. Приободрился и отказавшийся подчиниться царской воле воевода Хворостинин, 17 июня 1606 г. он заявил об отложении Астрахани от Москвы. Грамоту же Шуйского Шереметьев получил только 25 июня 1606 г.

Свидетелями волнений в Царицыне поневоле оказались кармелиты — английские монахи, направлявшиеся в Персию. Они терпеливо ожидали, когда Шереметьев освободит Астрахань. А время шло и шло… В июле 1607 г. в Царицын вступил отряд Ивашки-Айгуста, в начале августа прибыли в Астрахань. Их доброжелательно принял Хворостинин.

В тяжелый для России период польской интервенции в отрядах народного ополчения, созданных по призыву Минина и Пожарского, отстаивали независимость Родины тысячи представителей волжской вольницы и голутвенного казачества Дона. Авантюрист Заруцкий, пробравшийся с Мариной Мнишек в Астрахань, пытался осуществить замысел — передать Астрахань и Нижнее Поволжье под власть персидского шаха Аббаса. Однако астраханский гарнизон и все население города 15 апреля 1614 г. единодушно выступили против Заруцкого. Изменник вынужден был бежать с Мариной Мнишек и кучкой своих приверженцев на Яик (Урал), где и попал в руки яицких казаков; 27 мая 1614 г. воевода Миссюра Соловцов доставил его в Царицын.

Правительственным войскам удалось-таки закрепиться в Астрахани и других городах Поволжья. И тем не менее только к концу 1614 г. антифеодальные выступления пошли на убыль, хотя боярам и помещикам не удалось вытравить из сознания угнетенных масс вековую мечту о свободе.

Перед правительством царя Михаила Федоровича(1613-1645) встала неотложная задача восстановления городов и крепостей в Поволжье. В царской же казне — денег мало. Пришлось сосредоточиться на наиболее важных в военно-стратегическом отношении объектах. В Нижнем Поволжье выбор пал на Царицын, что вполне закономерно. Возродить город было поручено воеводе Миссюре Соловцову, хорошо знакомому с Нижним Поволжьем и практикой строительства крепостей. В 1607 г. он состоял при Шереметьеве в качестве посланца к ногайским князьям и мурзам, в 1609 г. С отрядом стрельцов и мастерами-умельцами Соловцов отлично справился с заданием. За быструю постройку города и острога Царицына шесть мастеров плотничного дела были отмечены царским пожалованием.

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования — казачьи общины, позже переходящие в крупные структуры — войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

10. Войско Донское в 16-17 в.в.: общественно - политическая организация, занятия донских казаков. Взаимоотношения Донского казачества и Московского правительства.
В 16 веке на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. По одной теории, казаки считаются потомками домонгольского населения донской и приволжской степи- либо сарматов и хазар, либо славян- выходцев из Руси. Казачество возникло только в 16 веке и состояло из людей, бежавших из России из-за разорения и усилившейся эксплуатации. Большинство историков считают, что первоначально казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские воины уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь.

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIXвека.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Отношения войска Донского и Москвы в XVII веке характеризовались наличием ряда существенных признаков сюзернитета-вассалитета, установившегося между русским государем и донскими казаками: существованием взаимной договоренности - о службе казаков, с одной стороны, и о жалованье и льготах казакам от правительства, с другой; покровительство России над Доном; наличие на Дону царского знамени.

Вассалом выступало войско Донское, сложившееся как объединение всего донского казачества после Смуты. Сюзеренитет-вассалитет позволял ему в одно и то же время и поддерживать тесные отношения с русским правительством, пользуясь его поддержкой, и иметь свободу, невиданную еще где-либо на русской земле, за исключением казачьих сообществ на других реках – Тереке и Яике.

Однако уже в 20-х годах XVII века правительство почувствовало, насколько серьезно противоречила его политическим интересам самостоятельность войска Донского. Ведя активные боевые действия на суше и на море против Азова, Крыма и Турции, казаки совершенно не склонны были учитывать ни характера русско-крымских и русско-турецких отношений того времени, ни тех задач, которые ставились русскими властями на международной арене. Никакие меры воздействия на войско Донское не помогали: ни увещевания в царских грамотах с напоминанием о том, как плохо было казакам “ при прежних государях московских, а особенно при царе Борисе”, ни угрозы отлучения от церкви, ни даже арест в 1625 году в Москве атамана зимовой станицы Алексея Старого и пяти казаков и ссылка их на Белоозеро.

Нападения казаков на Турцию и Крым продолжались в течение всех 20-х годов. Они серьезно осложняли отношения России с этими государствами и создавали определенные помехи на пути решения главной внешнеполитической проблемы, стоявшей перед Россией после Смуты – возвращения Смоленска и западных земель, отторгнутых в 1618 году Речью Посполитой.

Особенно резко стали обостряться отношения между Москвой и войском Донским с 1629 года, накануне войны России с Польшей. В царской грамоте на Дон от 6 октября казаки названы даже как “злодеи, враги креста Христова” и выдвинуто невиданное ранее требование выдачи казаков-участников похода на Крым. Это предопределило кризис во взаимоотношениях войска и русского правительства в 1630-1632 годах, который был относительно быстро преодолен, поскольку обе стороны быстро убедились в обоюдной невыгодности разрыва сложившихся связей. Восстановленное благожелательное отношение центральной власти к войску явилось одним из важных факторов, способствовавшихвзятию казаками Азова в 1637 году и осадному сидению в нем до 1642 года, что выявило вновь противоречия в отношениях центральной власти и войска. После отказа московской власти принять завоеванный казаками Азов и оставления крепости донцы оказались в очень трудном положении. Вернувшись, турки стали делать все возможное, чтобы “сбить” их с Нижнего Дона. К тому же войско оказалось ослабленным после азовской эпопеи. Чтобы не допустить упрочения турок на Нижнем Дону, московское правительство предпринялопопытки усилить войско донское.

Одновременно Москвой предпринимались усилия по изменению характера отношений с войском. С середины XVII века обстановка на Дону стала меняться, а в отношениях войска с Москвой возник новый кризис, совпавший с началом разинского движения. Поражение разинцев привело к первому нарушению самой войсковой старшиной правила невыдачи людей с Дона: были выданы правительству братья Разины- Степан и Фрол. Эа этим последовали присяга войска Донского российскому государю и изменение характера взаимоотношений его с Москвой. Содержание этих изменений заключалось в том, что шло постепенное превращение Дона из вассальной республики в составную часть России , пользовавшуюся широкой автономией. При этом большая часть казачества стремилась к сохранению старинных вольностей и прав, а также самостоятельности казачьей республики. В отношениях казачества и царского правительства с последней трети XVII века постоянно накапливались противоречия, которые проявились в и выступлении донских старообрядцев 1686-1689 годов, и в конфликте вокруг соляных промылах на Бахмуте, и в восстании под предводительством К. Булавина.

Усилия московских властей по изменению характера взаимоотношений с войском Донским были связаны с ослаблением казачьей организации после азовского осадного сидения и теми мерами, которое российское правительство предпринимало по увеличению его численности в 1640-х годах.

Прежде всего, в Москве попытались изменить процедуру приема на Дону царского посланника. Если ранее допускалось, чтобы он шел в Войсковой круг, то теперь в Посольском приказе стали требовать, чтобы казаки сами шли в стан к посланнику, принимали бы там царское жалованье и признали бы тем самым его более высокой стороной, чем высший орган власти на Дону – Войсковой круг. Однако казаки, со своей стороны, решительно отказывались идти на посольский стан

Поскольку обе стороны стояли на своем, а у правительства еще не было возможности заставить казаков поступать в соответствии с его требованиями, нашелся взаимоприемлемый выход. Передача жалованья происходила на нейтральном месте – у часовни в Черкасском городке.

До второй половины XVI столетия Волга протекала по территориям нескольких государств, где проживали самые разные народы. И только в 1556 году вся она – от истоков до устья – вошла в пределы Российского государства.

От Селигера до Оки

В бассейн Верхней Волги, заселённый где балтскими, где финскими племенами, первые славяне пришли со стороны Западной Двины и Невы в VI-VII вв. Доминирующим населением ещё в эпоху возникновения Древнерусского государства в IX-Х вв. здесь были неславянские народы. Их племенные центры располагались не на самой Волге, а на некотором расстоянии от неё. Столица мери находилась на озере Неро (нынешний Ростов Великий), а веси – на Белом озере. Первым крупным русским городом на Волге стал Ярославль, построенный по преданию князем Ярославом Владимировичем в бытность его ростовским князем, в конце Х или самом начале XI века.

Продвижение на Среднюю Волгу

По некоторым сведениям, Киевская Русь воевала с Волжской Болгарией ещё при Владимире Красном солнышке в конце Х века. С появлением государственного центра во Владимире-на-Клязьме русская экспансия по Волге получила новый импульс. Уже в 1183 году войско суздальского князя Всеволода Большое гнездо в союзе со многими другими русскими князьями основательно опустошило Волжскую Болгарию, дойдя на судах до самого Булгара (ниже нынешней Казани), а на обратном пути завоевало мордву. В дальнейшем войны между Владимиро-Суздальским княжеством и Волжской Болгарией стали обычным делом (как, впрочем, и торговля).

Ордынское нашествие на время притормозило продвижение русских по Волге, но уже в 1376 году воины московского великого князя Дмитрия (будущего Донского) вошли в пределы Волжской Болгарии и подступили к Казани, которая в этой связи впервые была упомянута в русских летописях. Битва оказалась успешной для русских, и казанцы вынуждены были посадить у себя московского наместника по торговым делам, то есть, заключают наши историки, волжские болгары согласились стать данниками Москвы. Неизвестно, действовал ли князь Дмитрий по собственному почину или как агент золотоордынского хана, призванный заставить эту вассальную хану страну быть покорной (последнее представляется нам более правдоподобным), но с этого момента началось длительное противоборство между Москвой и Казанью за обладание Средней Волгой, завершившееся спустя несколько столетий в пользу Москвы.

В середине XV века Казань усиливается благодаря тому, что в 1437 году становится столицей крупного государства, отколовшегося от Золотой Орды. Начинается короткая, но знаменитая история Казанского ханства. Оно на время превращается в сильного противника Москвы. В период междоусобицы русских князей, в 1444 году, казанцы разорили Нижний Новгород и Муром. В следующем году они повторили поход, причём им удалось захватить в плен Великого князя Московского Василия II (Тёмного), которого они отпустили под обещание выплатить им потом огромный выкуп. До уплаты долга многие города Северо-Восточной Руси были в качестве залога, как во времена Батыя, заняты татарскими баскаками.

Покорение народов Казанского царства

Вступление на престол сына Василия Тёмного – Ивана III – ознаменовало перелом в борьбе между Москвой и Казанью. Упорная война 1467-1469 гг. закончилась вничью. Спустя 20 лет, в 1487 году, Иван III начал новую войну, в ходе которой русские войска взяли (9 июля) Казань и посадили в ней на престол лояльного Москве царя. Так Казань попала в вассальную зависимость от Москвы. В дальнейшем казанцам не раз удавалось избавиться от неё.

В середине XVI века Москва изменила свою тактику и перешла от политики предоставления поволжским государствам опосредованного суверенитета к их прямому подчинению. Сначала русские откололи от Казани народы, издавна тяготевшие к Волжской Болгарии. В 1524 году в земле черемисов (марийцев), в устье Суры, был основан город Васильсурск. В 1551 году на границе земель чувашей и казанских татар воеводы царя Ивана IV заложили Свияжск. А в следующем году очередное московско-казанское противоборство завершилось взятием Казани, упразднением её государственности и присоединением земель Казанского ханства к Русскому государству.

Правда, реальное покорение Казанского ханства растянулось надолго. Вскоре после завоевания Казани началось массовое восстание народов этого государства (марийцев, чувашей, казанских татар, вотяков (удмуртов), башкир) против московских наместников и воевод. Оно длилось до 1558 года. Но и после этого марийцы, например, бунтовали ещё дважды (к ним присоединялись также соседние народности), окончательно усмирены они были только к 1586 году. Воспоминания о былой свободе поднимали народы Среднего Поволжья против Москвы в годы наиболее мощных народных восстаний, потрясавших крепостническую Россию – Степана Разина (1670-1671 гг.) и Емельяна Пугачёва (1773-1774 гг.).

До Каспийского моря

Казанское ханство оказалось самым мощным государством, противостоявшим России на Волге. После овладения Казанью путь по Волге был фактически открыт до самого устья. Астраханское ханство, контролировавшее всё нижнее течение великой реки, пало почти без сопротивления перед русской ратью в 1556 (по другим источникам, в 1555) году.

Читайте также: