Что оставил в наследство беликов городу

Обновлено: 28.06.2024

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

История создания

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Смысл названия

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.
  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

Главная мысль

Чему учит автор?

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

- совершенствовать умения анализировать произведение, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и логическое мышление учащихся.

- вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.
Задачи урока: понять глубину и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, научиться интерпретировать художественные детали в произведении.

Ход урока:

Слово учителя

Вообще, разговор, который ведут герои, носит трагикомический характер. Оба они говорят искренне, но словно на разных языках, потому что логика Беликова сталкивается с логикой нормального человека.

От чего же умер Беликов? (От испуга. От страха. От страха жизни, которая так грубо, бесцеремонно разорвала замкнутое, изолированное, безопасное пространство, где он благополучно пребывал, создала такую ситуацию, из которой не было для него абсолютно никакого выхода. И во еще один парадокс – Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха!)

Сделаем вывод: в первом рассказе трилогии футляр – это символ неспособности к жизни, страх перед ней, стремление загнать в него окружающих.

Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?

Мы помним, с помощью каких средств достиг счастья Николай Иваныч: недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, как нищий, уморил жену, которая принесла ему капитал, но не выдержала жизни, полной лишений и ограничений. Причем герой даже не понял, что он главный виновник ее смерти.

выстроить три школы в Серпуховском уезде;

бесплатно лечить больных и почти в одиночку бороться с эпидемией холеры в 1892 году;

подарить библиотеку родному Таганрогу;

добиться установки там памятника Петру1;

Какие художественные средства помогают писателю воплотить свой замысел? (Повторение ситуаций: театр, поместье, дом Лугановичей, сравнение Алехина с белкой в колесе создают впечатление замкнутого круга, из которого герои не могут выбраться. Пейзаж в финале произведения служит контрастом тесным, душным рамкам их существования. Как прекрасна эта земля, и насколько прекрасной, цветной была бы жизнь, если бы люди ценили свою свободу, не страшились бы действительности! )

Алехина роднит с Николаем зависимость от имения. А есть ли что-то общее у Алехина и Беликова? (Осторожность, рассудочность, страх. У Беликова это страх жизни в любых ее проявлениях, у Алехина – страх глубины собственной души и непредсказуемости человеческого характера. Мир оказывается намного шире, многограннее, сложнее, чем представляли себе герои. Беликов сам от себя не ожидал, что вдруг захочет жениться; Алехин и предположить не мог, что способен так полюбить.)

О чём мечтал Николай Иваныч Чимши-Гималайский?

Во что превратились его планы? (в схему существования). Создайте её.

Как на ваш взгляд, это достойно существования человека? ( Ответ на этот вопрос содержится в тексте произведения: «Человеку, - говорит Иван Иваныч…

Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?

Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?

Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев?

Что происходит с героиней рассказа?

1.Заметили ли вы какие-нибудь парадоксы личности Беликова?

2. Перечитайте разговор героев. Чему пытается научить Беликов молодого коллегу? В чем упрекает? Что советует?

3. Почему Коваленко не боится Беликова? Ведь тот пригрозил донести начальству на молодого коллегу .

4. От чего же умер Беликов?

5. Почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее?

О чём мечтал Николай Иваныч Чимши-Гималайский?

Во что превратились его планы? (в схему существования). Создайте её.

Как на ваш взгляд, это достойно существования человека? ( Ответ на этот вопрос содержится в тексте произведения: «Человеку, - говорит Иван Иваныч…

Но почему же вид счастливого человека так отвратителен Ивану Иванычу и нам, читателям?

Кто главный герой рассказа? Что он говорит о себе?

Чем в жизни Алехина становится его любовь к Анне Алексеевне? Что мучает героев?

Что происходит с героиней рассказа?

Вывод

Читайте также: