Что определяет последовательность глав учебного пособия входящего в состав умк по истории

Обновлено: 17.06.2024

Под учебными комплексами обычно понимают учебно-методическую литературу, наглядные и иные средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:

учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);

методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);

научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);

наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые). Методические пособия могут быть как подробные поурочные, так и тематические, где даются разработки отдельных тем курса. В поурочных пособиях обычно предлагаются рекомендации проведения вариантов уроков с учетом разного уровня развития учащихся. . Как правило, в пособиях дается система работы над умениями различного вида, над понятиями и т.д. Покурсовые пособия необходимы учителям для сокращения времени подготовки к урокам, что особенно важно при высокой недельной нагрузке. Кроме того, такие пособия крайне важны для начинающих учителей.

Характеристика школьного учебника

К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:

информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащихся);

систематизирующая (обеспечивает последовательность изложения содержания, систематизирует его);

обучающая (облегчает усвоение и закрепление знаний);

воспитательная (способствует реализации воспитательных целей обучения истории).

Учебник состоит из текста, который определяется системой отбора фактов. Его содержание подразделяется на разделы, главы и параграфы. Последние должны быть равновеликими и иметь законченный, целостный характер. Число параграфов должно соответствовать учебному плану по предмету.

Содержание учебника подразделяется на основной (теоретический и фактический материал), дополнительный (справочный), пояснительный (примечания, комментарии). Ядро основного текста составляет информация о важнейших идеях и понятиях, теориях, способах деятельности.

Сложность текста учебника может быть предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. По мнению ученых, для понимания текста учебника нужно, чтобы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базисных. Базисные необходимы для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрации, вопросы и задания, документы, а также указатели. Иллюстрации и схемы учебника используются для создания образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

Основную часть методического аппарата учебника составляют вопросы и задания к параграфам. Они помогают учащимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а учителю дают возможность руководить учебной деятельностью учеников. Обычно вопросы бывают разной сложности, что позволяет дифференцировать работу учащихся.

В оценке качества учебной литературы по истории эксперты придерживаются следующих критериев:

• соответствие учебника современным требованиям системы образования в целом;

• отражение в нем ценностей современного российского общества;

• научность подходов к изложению фактов;

• представление исторических фактов с разных точек зрения;

• соответствие содержания книги программным требованиям;

• соответствие языка и стиля изложения возрастному уровню учащихся;

• качество источниковедческой базы учебного материала;

• методическая ценность учебника, его сочетаемость с другими пособиями;

Одним из направлений модернизации общего образования в России является создание вариативных истории. Принципиально новым явлением в педагогической практике России является издание Федеральных перечней и издательских вертикалей учебников

Характерные черты “нового поколения” учебников истории:

Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического;

Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”;

Замена понятийной системы учебника образной;

Информационная избыточность текста учебника ;

Многоуровневая система образов;

Новые выразительные способы изложения учебного текста;

Яркие, броские, интригующие заголовки глав, параграфов, подпунктов;

Превращение дополнительного текста в равноценный источник информации;

Превращение иллюстраций в рабочие элементы учебника;

Становление новой иллюстративной метасистемы;

Формирование новой системы вопросов и заданий;

Сложный состав аппарата ориентировки;

Аксиологические (ценностные) акценты учебного текста;

Особенности содержания учебников “нового поколения”

Логическая связь понятий и преемственность содержания внутри учебника и между учебниками одной предметно-методической линии, что способствует пониманию содержания предмета изучения;

Объяснение изучаемого материала на примерах их жизни ученика, что способствует формированию навыка поиска причин и смысла происходящего

Наличие в учебном издании практикума (задачника), направленного на осмысление окружающего мира, и применение этих знаний в практической деятельности;

Наличие в учебных изданиях не только основного, но и дополнительного содержания, что способствует формированию навыка поиска и использования информации.

Особенности методического аппарата

Наличие разработанного методического аппарата, направляющего деятельность учебников, что дает ключи к использованию содержащейся в учебном издании информации;

Наличие элементов методического аппарата, который мотивирует ученика на изучение учебного материала ( что за учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате его изучения, например карта понятий, маршрут по теме и т.п.);

Наличие справочного аппарата учебника, что учит искать и использовать информацию;

Наличие творческих заданий, что учит применять полученные знания в жизни;

Рубрикация текста, выделение главных мыслей и ключевых понятий, что учит выделению важнейшей информации;

Наличие вопросов для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы, что учит применению имеющихся знаний;

Наличие заданий к иллюстрациям, что учит наблюдательности, пониманию причин и смысла происходящего.

Существенные признаки вертикали школьных учебников

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

В издательстве “Просвещение”:

По всеобщей истории – под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. Чубарьяна

По истории России – специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова.

В основе этих комплектов лежат:

Последние научные достижения российских и зарубежных историков

На основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития стран

Историческое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процесс

Это позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК – программа и учебники – объединяет общая целевая установка.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп

В других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей

В-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы

В-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества

Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна:

На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода

Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел “Как работать с учебником”, в котором школьниками подробно рассказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантов “прояснения” структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального использования

А.О. Чубарьян – каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному выводу учебной темы.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющие “свиту” учебника, “наряжаются в одежду” от того же Кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.

Структура школьного учебника

Пояснения в скобках внутри основного текста

Подписи к иллюстрациям

Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Карты, картсхемы, планы

А) Вопросы и задания:

Б) Текстовые таблицы:

В) Опорные схемы

Г) Планы-схемы, памятки-алгоритмы

Д) Тесты самоконтроля

Б) Рубрикация и тематические символы

Г) Выделения в тексте курсивом, жирным и шрифтом и т.п.

Д) Словари и указатели:

Особенности нового учебника и методического пособия

Опираясь на достоверные факты, авторы стремились найти разумные компромиссы в трактовке противоречивых событий новейшей истории России, освещать даже самые драматические события в истории России с позиций гражданственности.

Естественно, что объем учебного материала превышает Обязательный минимум. Имена исторических деятелей и подробности некоторых событий, по замыслу авторов, не предназначены для непременного запоминания. Они создают добротный содержательный фон, на котором разворачиваются важные события отечественной истории и без которого их невозможно полностью оценить. Шрифтом авторский текст разделен на основной и дополнительный, предназначенный для самостоятельного чтения.

Составляя вопросы и задания к тексту параграфов, авторы также старались быть последовательными в формировании прочных картографических и хронологических знаний и умений девятиклассников. Поэтому в работе с учебником предусмотрено систематическое обращение к исторической карте, в том числе и к контурной, выделение опорных дат.

Авторы постоянно помнили, что читать их учебник будут подростки с неодинаковым отношением к истории, с разными познавательными возможностями. Для самых дотошных и влюбленных в предмет предназначены вопросы и задания повышенной сложности, отмеченные в учебнике специальным символом — *.

Во второй части обобщающих заданий представлены фрагменты документов, рассыпанных по страницам учебника. Собранные вместе в своих самых ярких эпизодах, они создают удивительно живой и многоликий образ времени. И первые, и вторые задания могут служить материалами для самопроверки в домашних условиях и для проведения исторических викторин на обобщающих уроках.

Наконец, большое значение на обобщающих уроках мы придаем дискуссиям по актуальным проблемам отечественной истории XX в. Именно здесь, в рассуждениях об альтернативах исторического развития страны, о нравственных аспектах деятельности российских политиков, о личной сопричастности к прошлому и будущему России и т. п., можно судить о результативности обучения истории: об образованности, гражданственности, нравственности, достоинстве молодых россиян.

Поскольку многие аспекты школьного преподавания истории поднимаются впервые или освещаются под новым углом зрения, необходимо предварить их краткой характеристикой разделов данного методического пособия.

Примерное блочно-тематическое планирование курса отечественной истории XX в. разработано в четком соответствии с Временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (история) (Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7) и программой по отечественной истории для 9 класса (Программы общеобразовательных учреждений. История. — М.: Просвещение, 1997). Данный принцип отражен в трех первых графах планирования и наглядно показывает соотношение нормативных и авторских методических материалов курса, позволяя учителю выделять ядро исторических знаний и варьировать объем учебного материала в зависимости от конкретных обстоятельств.

В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, позволило:

● рационально использовать разные типы и виды уроков, а также иные формы учебных занятий по истории, добиваясь их оптимального взаимодействия и эффективности;

● планомерно усложнять виды учебной работы, обеспечивая развитие и совершенствование познавательных умений школьников;

● организовать текущий контроль качества обучения, используя разнообразные и адекватные учебным задачам формы и способы проверки знаний и умений школьников;

● заранее предвидеть опережающие задания и занятия, требующие долговременной и углубленной подготовки.

В этой связи наряду с традиционными графами предлагаемый вариант тематического планирования включает в себя сведения о формируемых познавательных умениях, а также о формах учебных занятий, текущего и итогового контроля.

Методические рекомендации даются только в отношении оригинальных форм учебных занятий по истории, к которым мы относим: школьные лекции, лабораторные занятия по учебнику и документам, семинары, практикумы, диспуты и игровые занятия. Как правило, они проводятся не чаще одного-трех раз в год, но требуют самой тщательной подготовки как учителя, так и учеников.

1. Критерии современного учебника истории:

2) учебник истории стимулирует развитие критического мышления на основе работы с разнообразными источниками и освоения методов исторической науки;

3) учебник истории учитывает и отражает достижения современной науки;

4) учебник истории показывает, что люди по-разному воспринимают историю, в зависимости от их принадлежности к определенному социальному слою, к определенной религиозной, политической, профессиональной и возрастной группе, их пола и т.д.;

5) учебник демонстрирует многообразие интерпретаций исторического прошлого и помогает школьнику понять причины этого многообразия;

6) учебник истории раскрывает перспективы изучения прошлого и анализа современных событий в контекстах региональной, общенациональной и всемирной истории.

Стрелова О.Ю. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен \\ Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе. Курс лекций для дистанционного обучения. – История. – 2006. № 22.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 79084
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Читайте также: