Что обязан учитывать составитель поездов при регулировании разгона состава для толчка

Обновлено: 05.07.2024

1. Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, включающего локомотивы, моторвагонный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, а также иной, предназначенный для перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав (далее - железнодорожный подвижной состав).

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (владельцами железнодорожного подвижного состава), организациями железнодорожного транспорта общего пользования независимо от их организационно-правовых форм, выполняющими работы (оказывающими услуги), связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с техническим обслуживанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава (далее - работодатель).

Правила могут применяться в организациях железнодорожного транспорта необщего пользования, включая владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владеющих железнодорожным подвижным составом, а также при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозки по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины.

2. Действие Правил не распространяется на организацию и производство текущего ремонта, среднего ремонта, капитального ремонта и капитально-восстановительного ремонта железнодорожного подвижного состава с продлением срока его службы.

Разделы сайта, связанные с этим документом:

Связи документа

В видах работ

В новостях

В комментариях/вопросах

Оглавление

  • Приложение2
    • ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2
    • I. Общие положения 2
    • II. Требования охраны труда при организации производственных процессов 3
    • III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям и организации рабочих мест 6
    • IV. Требования охраны труда при техническом обслуживании и эксплуатации железнодорожного подвижного состава 7
      • Общие требования 8
      • Требования охраны труда при производстве маневровой работы на железнодорожных путях 9
      • Требования охраны труда при техническом обслуживании экипажной части, кузова, автосцепного устройства, автотормозного оборудования железнодорожного подвижного состава 14
      • Требования охраны труда при техническом обслуживании тепловоза, дизельного моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, электровоза, электропоезда 15
      • Требования охраны труда при осмотре и техническом обслуживании грузовых вагонов 16
      • Требования охраны труда при осмотре и техническом обслуживании пассажирских вагонов 20
      • Требования охраны труда при экипировке и мойке локомотивов, моторвагонного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава 22
      • Требования охраны труда при эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава 23
      • Требования охраны труда при эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава 28
      • Требования охраны труда при эксплуатации пассажирских вагонов 29
      • Требования охраны труда при коммерческом осмотре поездов, вагонов и устранении коммерческих неисправностей 32

      Термины

      Сокращения

      Термины

      Правила по охране труда при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании железнодорожного подвижного состава, включающего локомотивы, моторвагонный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, специальный железнодорожный подвижной состав, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, а также иной, предназначенный для перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав
      см. страницу термина

      Важно

      Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

      За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

      16.6.1 На станциях, которые имеют горочные устройства для сортировки вагонов, маневры должны проводится соответственно Инструкциям, утвержденных начальником дирекции железнодорожных перевозок (начальником железной дороги), в которых отображается также порядок пользования устройствами автоматизации процесса расформирования составов. Инструкции являются прибавлением к ТРА.

      В инструкциях по работе сортировочных горок должны предусматриваться также мероприятия, которые исключают возможность выхода вагонов с сортировочных путей в противоположную от сортировочной горки горловину (замыкание ограждающих тормозных башмаков, торможения отцепов в глубине парка, согласованность действий между работниками сортировочной горки и сортировочного парка и т.п.).

      16.6.2 Перед роспуском вагонов с сортировочной горки дежурный горки обязан:

      а) проверить степень свободности путей со стороны горки и наличие проходов на них;

      б) ознакомиться с планом будущего роспуска, последовательностью размещения отцепов, количеством вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов, наличием вагонов, которые требуют особой осторожности при роспуске, длиннобазных (что имеют расстояния между центрами осей внутренних колесных паров более 11,3 м) и другими необходимыми данными;

      в) установленным на данной станции порядком обеспечить ознакомление с характером будущего роспуска других работников, которые принимают участие в сортировке вагонов (операторов распорядительного и исполнительного постов, составителя поездов, регулировщика скорости движения вагонов и др.);

      г) включить устройства автоматизации сортировочной работы;

      д) проверить срабатывание всех тормозных устройств.

      16.6.3 Дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов, составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов в процессе роспуска должны регулировать скорость надвига и степень торможения вагонов в зависимости от заполнения сортировочных путей, условий прохождения отцепов стрелочной зоне и на подгорочных путях, размеров отцепов, очередность назначения отцепов по путям сортировочного парка и т.п..

      В процессе роспуска дежурный по горке, операторы распорядительного и исполнительных постов должны следить за движением отцепов, проверять правильность их следования по путям сортировочного парка, контролировать работу устройств автоматизации сортировочной работы и в зависимости от обстановки, которая сложилась, в случае необходимости корректировать их работу.

      16.6.4 Все работники, принимающие участие в роспуске, во время спускания с горок таких отцепов, а также во время роспуска любых отцепов на пути, где находятся вагоны с грузами, которые требуют особой осторожности, должны быть внимательными, обеспечивать безопасность роспуска и сохранность подвижного состава. Скорость надвига, а также силу торможения на замедлителях регулировать с учетом создания необходимых интервалов между отцепами и строгого соблюдения установленных скоростей при соударении этих вагонов с другими вагонами.

      В случае нахождения на сортировочных горках вагонов с грузами класса опасности 1 (ВМ), цистерн (цистерн-контейнеров) с капнувшими газами маневровые диспетчеры и дежурные сортировочных горок обязаны вести точный учет путей, на которых такие вагоны расположены.

      В процессе роспуска дежурный по горке (оператор распорядительного поста) или горочный составитель по двусторонней парковой связи или по другим видам связи должны информировать операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, которые требуют особой осторожности, загруженными взрывчатыми материалами, вагонов с проводниками, животными и др.

      Следующие отцепы, направляющиеся на эти пути, должны быть остановлены до места расположения предохранительных тормозных башмаков с накоплением группы с безопасными грузами не менее 10 вагонов.

      Нормальный режим роспуска вагонов или их направления во время маневров толчками на такие пути восстанавливается только в том случае, когда вагоны с взрывчатыми материалами (или вагоны транспортеры) прикрыты этой группой вагонов, предварительно соединенной с ними. Если расстояние от огражденных вагонов с взрывчатыми материалами или вагонов транспортеров, в перевозочных документах которых есть штемпель "Не спускать с горки" до конца парковой тормозной позиции со стороны горки или вытяжки менее чем 50 м, то следующие отцепы на эти пути направляются только осаживанием.

      Вагоны со взрывчатыми материалами и веществами, имеющие в перевозочных документах штемпель "Не спускать с горки", можно распускать с сортировочных горок и производить с ними маневры толчками. Скорость соударения этих вагонов при сцеплении с другими вагонами должна не превышать 5 км/ч.

      Порядок информирования работников о наличии в составе, который распускается, и на путях сортировочного парка вагонов с грузами отдельных категорий, указан в Правилах перевозок грузов, Правилах перевозок опасных грузов, которые требуют особой осторожности, устанавливается местными Инструкциями.

      16.6.5 Запрещается выполнять маневры толчками и распускать с горки:

      - вагоны, которые занятые людьми, кроме вагонов с проводниками (командами), которые сопровождают грузы;

      - вагоны с грузами отдельных категорий, указанных в Правилах перевозок грузов и Правилах перевозок опасных грузов;

      - платформы и полувагоны, которые загруженные грузами боковой и нижней негабаритности 4-й, 5-й и 6-й степеней и грузами с верхней негабаритностью 3-ей степени и сверхнегабаритными, а также груженные транспортеры;

      - локомотивы в недействующем состоянии, моторвагонный подвижный состав, составы рефрижераторных поездов, пассажирские вагоны, краны на железнодорожном ходу;

      - вагоны и специальный подвижный состав, который имеют трафарет "С горки не спускать";

      - вагоны с неисправностями, которые угрожают безопасности движения.

      Указанный подвижный состав может направляться через сортировочную горку только с маневровым локомотивом" (п. 15.19 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).

      Маневры с вагонами (транспортерами), загруженными грузами боковой и нижней негабаритности 4-го, 5-го, 6-го степеней и сверхнегабаритными в указанных зонах, выполняются с скоростью не более 15 км/ч.

      "Запрещается пропускать через сортировочные горки: груженые и порожние транспортеры, которые имеют 12 и более осей; груженые транспортеры сцепляющегося типа грузоподъемностью 120 т (код типа 3960 и 3961) при наличии в сцепе одной или двух промежуточных платформ, а также подвижной состав, который имеет трафарет "Через горку не пропускать".

      Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках при разных показаниях сигналов горочных светофоров, а также условия, обеспечивающих сохранность подвижного состава, безопасность движения, определяются начальником железной дороги в зависимости от технического оснащения горок и местных условий.

      Скорость подхода отцепа вагонов к другому отцепу в подгорочном парке должно быть не более 5 км/ч., а для грузов, которые требуют особой осторожности соответственно Правил перевозок грузов, а также Правил перевозок опасных грузов - не более 3 км/ч.

      Во время роспуска из сортировочных горок 12 и 5-вагонных секций, а также автономных вагонов с машинным охлаждением соударение их с вагонами, которые стоят на путях подгорочного парка, а также следующих отцепов с ними не допускается. Роспуск указанных вагонов может проводиться при желтом огне горочного светофора.

      16.6.6 Перед роспуском с горки вагонов с проводниками (командами), которые сопровождают груз или животных, а также перед началом проведения маневров толчками с такими вагонами проводники и команды должны быть предупреждены составителями поездов о следующих маневрах.

      16.6.7 Каждый регулировщик скорости движения вагонов в процессе роспуска обязан следить за наличием вагонов на том или другом сортировочном пути и при его заполнении раньше времени сообщить об этом старшего регулировщика, дежурного по горке или горочного составителя.

      Для обеспечения четкой и безаварийной работы регулировщики скорости движения вагонов обязаны:

      а) к началу роспуска состава находиться на путях, которые ими обслуживаются;

      в) расчетливо тормозить вагоны, обеспечивая наиболее полное использование вместительность путей и безопасный подход отцепов к вагонам, которые стоят на путях подгорочного парка. Во время роспуска из горки больших отцепов дополнительные тормозные башмаки подкладываются под колесные пары с помощью башмаконакладывателя или специальной вилки;

      г) во время заезда на путь локомотива для соединения вагонов по указанию составителя поездов или дежурного горки изымать из-под вагонов тормозные башмаки;

      д) помогать регулировщикам скорости движения вагонов, которые обслуживают соседние пути при интенсивном следовании отцепов районы их работы.

      16.6.8 Во время торможения вагонов на станционных путях запрещается устанавливать тормозные башмаки:

      а) непосредственно перед рельсовым стыком (1 м и менее) и на рельсовом стыке (если он не сваренный);

      б) перед крестовиной стрелочного перевода;

      в) на рамный рельс стрелочного переводу, к которого прилегает остряк;

      г) на внешний рельс кривой.

      16.6.9 Запрещается пользоваться тормозными башмаками с:

      - трещиной на полозе, упорной пластине или головке;

      - послабленным креплением ручки с головкой или головки с полозом;

      - отсутствующим тавром на полозе;

      - загрязненным, замасленным или заледенелым полозом;

      - тавром на полозе другого предприятия.

      Тормозные башмаки, использующиеся на станциях для закрепления подвижного состава, должны быть выкрашены в черный цвет, иметь на горизонтальной поверхности и обеих бортах полоза четыре поперечных полосы, которые наносятся масляной краской белого цвета, установленное клеймо и храниться в специальных тумбочках на междупутье и стеллажах, помещении ДСП или у других работников, которые в соответствии с ТРА станции несут ответственность за хранение тормозных башмаков.

      Тормозные башмаки, которые используются для торможения вагонов на сортировочных горках и вытяжных путях, красить не обязательно.

      16.6.10 Запрещается осаживания и соединения вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или противоположной стороны путей сортировочного парка) без предыдущего согласования между дежурным горки (составителем) и составителем поездов или другим работником противоположного конца сортировочного парка, в порядке, определенном техническо-распорядительным актом станции.

      Перед осаживанием составитель поездов обязан убедиться в отсутствия тормозных башмаков под вагонами, в нормальном положении расцепных рычагов автосцепок вагонов и в отсутствия препятствий для движения.

      16.6.11 Маневры на вытяжных путях проводятся, как правило, толчками (серийными или по одному).

      Во время проведения маневров серийными толчками в техническо-распорядительных актах станций для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы должны быть указаны: порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, башмакосбрасывателей и т.п.) и прочие условия обеспечения безопасности.

      16.6.12 Регулировать разгон состава для толчка составитель поездов обязан с учетом ходовых качеств и веса отцепа, свободности сортировочных путей и атмосферных условий так, чтобы операторы постов централизации, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов имели достаточно времени для переведения стрелок и заключения тормозных башмаков и чтобы скорости соударения вагонов не превышали установленных.

      16.6.13 В случае нарушения нормального проведения маневров (нагон отцепом, что идет позади, того, что идет впереди, остановка отцепа в стрелочной горловине и т.п.) операторы горочных постов, дежурные стрелочных постов, регулировщики скорости движения вагонов и прочие работники, которые принимают участие в маневрах, должны немедленно доложить дежурному по сортировочной горке, горочного составителя поездов, подать команду (сигнал) остановки и принять меры относительно задержания очередного движущегося отцепа.

      ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

      РАСПОРЯЖЕНИЕ
      от 30 сентября 2014 г. N 2291р

      В целях организации работы составителей поездов и помощников составителя поездов:
      1. Утвердить и ввести в действие с 10 октября 2014 года прилагаемую "Инструкцию составителю поездов и помощнику составителя поездов" (далее -Инструкция).
      2. Начальникам дирекций управления движением организовать изучение и проверку знания причастными работниками Инструкции.

      Старший вице-президент ОАО "РЖД"
      А.А. Краснощек

      УТВЕРЖДЕНА
      Распоряжением ОАО "РЖД"
      от 30.09.2014 N 2291р

      ИНСТРУКЦИЯ
      СОСТАВИТЕЛЮ ПОЕЗДОВ И ПОМОЩНИКУ СОСТАВИТЕЛЯ ПОЕЗДОВ

      I. Общие положения

      1.1. Настоящая Инструкция устанавливает обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров на железнодорожной станции (далее - станция).
      1.2. Составитель поездов является руководителем маневров, ответственным за правильное и безопасное их выполнение. Составитель поездов и помощник составителя поездов в соответствии с технологическим процессом работы станции выполняют следующие виды работ:
      формирование и расформирование поездов на сортировочной горке;
      формирование и расформирование поездов на вытяжных путях железнодорожной станции;
      маневровая работа с транзитными поездами;
      перестановка вагонов (одиночных, групп вагонов или целых составов) с одного пути станции на другой, из парка в парк или передача их маневровыми локомотивами с одной станции на другую;
      маневровая работа с местными вагонами;
      маневровая работа со сборными, вывозными, передаточными и хозяйственными поездами на промежуточных станциях;
      маневровая работа с пассажирскими вагонами и поездами;
      маневровая работа с восстановительными и пожарными поездами на станциях и перегонах.
      1.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
      формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД";
      обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в маневрах, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;
      точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу;
      организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности работников, участвующих в маневрах, сохранности подвижного состава и грузов;
      производить с особой осторожностью маневровую работу с вагонами, занятыми людьми, загруженными негабаритными и опасными грузами, особенно класса 1 "ВМ", в соответствии с техническо-распорядительным актом станции (далее - ТРА станции);
      переводить и запирать нецентрализованные и оборудованные контрольными замками стрелки при производстве маневровой работы в соответствии с ТРА станции;
      проверять свободность стрелочного перевода от подвижного состава, переводить курбелем и запирать централизованные стрелки на навесные замки в случае неисправности устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - устройства СЦБ);
      устанавливать сбрасывающие устройства в положение "на сброс" в соответствии с ТРА станции;
      закреплять подвижной состав и составы поездов на путях станции от ухода;
      устанавливать и снимать тормозные упоры в соответствии с руководством по их эксплуатации;
      выполнять другие обязанности согласно ТРА станции в соответствии с местными условиями.
      При необходимости на малоинтенсивных линиях (участках) составитель поездов выполняет следующую работу:
      выполняет приемосдаточные операции;
      проверяет состояние, размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе (за исключением негабаритных грузов, а также грузов, погруженных в соответствии с местными (МТУ) и непредусмотренными (НТУ) технических условиями), наличие и целостность запорно-пломбировочных устройств, выполняет другие приемосдаточные операции (при наличии сдачи испытаний на знание нормативных документов, соответствующих квалификационным требованиям должности приемосдатчитка груза и багажа);
      проверяет правильность формирования поезда;
      принимает участие в сокращенном опробовании автоматических тормозов поезда;
      обеспечивает сохранность грузов, перевозимых в вагонах и контейнерах (только на участках следования со сборными, вывозными и передаточными поездами);
      выполняет ограждение поезда и закрепление его тормозными башмаками и ручными тормозами при остановке на перегоне.
      Работа составителя поездов без помощника "в одно лицо" допускается только при оборудовании маневрового локомотива радиосвязью и наличии у составителя поездов носимой радиостанции, обеспечивающей надежную связь между ним и машинистом маневрового локомотива.
      1.4. Помощник составителя поездов производит маневры под руководством составителя поездов и в соответствии с его указаниями выполняет обязанности, изложенные в пункте 1.3 настоящей Инструкции;
      1.5. Составитель поездов и помощник составителя поездов при назначении на должность и периодически проходят испытания в знании нормативных актов по безопасности движения, пожарной безопасности и охране труда, касающихся работы составителя поездов или помощника составителя поездов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и владельцем инфраструктуры, в том числе:
      Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ);
      Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
      должностных инструкций составителю поездов и помощнику составителя поездов;
      ТРА станции и приложений к нему в части, касающейся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
      местной инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ в части, касающейся работы составителя поездов или помощника составителя поездов;
      местной инструкции о порядке работы с вагонами, загруженными опасными грузами класса 1 "ВМ" и другими опасными грузами;
      технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; выписок из должностной инструкции приемосдатчику (при возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3.
      местной инструкции о порядке пользования носимыми радиостанциями;
      правил и инструкций по охране труда, правил нахождения на железнодорожных путях.
      Составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть обучены приемам оказания первой помощи пострадавшим в соответствии с требованиями статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
      1.6. К самостоятельной работе составителем поездов и помощником составителя поездов допускаются лица мужского пола, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие: обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, начальное профессиональное обучение (с получением соответствующего свидетельства), стажировку по охране труда, первичную проверку знаний требований охраны труда.
      Составитель поездов и помощник составителя поездов, прошедшие испытания в знании нормативных актов, указанных в пункте 1.5 настоящей Инструкции, допускаются к самостоятельной работе после того, как они отработают под руководством опытного составителя поездов не менее шести дежурств и сдачи практических и теоретических испытаний.
      Допуск к самостоятельной работе составителя поездов и помощника составителя поездов оформляется распоряжением начальника станции.
      При перерыве в работе в должности более 1 года составитель поездов и помощник составителя поездов должны пройти стажировку по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
      Составителя поездов и помощника составителя поездов, совмещающих профессии, требуется обучать, инструктировать, проводить проверку знания требований охраны труда в полном объеме, как по основной, так и по совмещаемой профессии (работе).
      1.7. При перемещении на работу из одного маневрового района станции в другой, составитель поездов и помощник составителя поездов должны быть проинструктированы начальником станции (его заместителем, главным инженером) об особенностях маневровой работы в данном маневровом районе станции.
      1.8. В помещении составителя поездов и помощника составителя поездов (на тех станциях, где оно имеется) должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
      ПТЭ;
      настоящая Инструкция;
      выписки из ТРА станций и технологических процессов работы станций, обслуживаемых составителем поездов и помощником составителя поездов;
      должностные инструкции составителю поездов и помощнику составителя поездов;
      инструкционно-технологическая карта;
      выписка из местной инструкции по работе сортировочной горки станции, касающаяся работы составителя поездов;
      местная инструкция о порядке работы с вагонами, загруженными взрывчатыми материалами и другими опасными грузами;
      местная инструкция о порядке действия работников станции при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами и при пожаре;
      местная инструкция по эксплуатации маневровой радиосвязи и связи громкоговорящего оповещения;
      инструкция по охране труда для составителя поездов станции;
      руководство по эксплуатации тормозного упора;
      журнал учета тормозных башмаков;
      журнал приема дежурств;
      опись инвентаря;
      выписки из правил по охране труда, касающиеся работы составителя поездов и помощника составителя поездов;
      плакаты по охране труда и безопасным приемам выполнения работ;
      график сменных дежурств;
      схема маршрута служебных (технологических) проходов к рабочим местам;
      схемы путей станции и путей необщего пользования с указанием негабаритных мест;
      перечень условных звуковых сигналов, применяемых при маневровой работе (на постах, в районе которых производятся маневры).
      При возложении на составителя, дополнительных обязанностей по обслуживанию станций, расположенных на малоинтенсивных линиях (участках), предусмотренных пунктом 1.3. в помещении составителя поездов должна находиться следующая нормативная и техническая документация:
      технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
      выписки из должностной инструкции приемосдатчику.
      На постах, где имеются устройства СЦБ, вывешивается опись приборов на аппарате управления этими устройствами, подлежащих пломбированию, с указанием количества пломб.
      1.9. Во время дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны иметь при себе:
      желтый флаг (днем);
      ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым огнем (ночью);
      сигнальный свисток;
      носимую радиостанцию;
      служебное удостоверение, предупредительный талон по охране труда.
      Радиостанцию и сигнальные принадлежности (желтый флаг, ручной сигнальный фонарь и сигнальный свисток) составитель поездов и помощник составителя поездов должны содержать в чистоте и исправности.
      1.10. Составителю поездов и помощнику составителя поездов бесплатно выдаются по установленным нормам спецодежда, спецобувь (средства индивидуальной защиты - СИЗ) и сигнальные принадлежности. При переводе на другую работу или увольнении составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать все выданные им спецодежду, спецобувь и сигнальные принадлежности.
      Составитель поездов и помощник составителя поездов не допускаются к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных им СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ.
      Во время выполнения работ на железнодорожных путях составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны носить сигнальный жилет со светоотражающими вставками и с маркировкой со стороны спины "ДС", указывающей принадлежность к подразделению, с левой стороны груди "Д" - к дирекции.
      1.11. Во время дежурства составитель поездов непосредственно подчиняется только одному лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции в соответствии с ТРА станции: дежурному по железнодорожной станции, диспетчеру маневровому железнодорожной станции, дежурному по сортировочной горке, дежурному по парку железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией - диспетчеру поездному.
      Помощник составителя поездов подчиняется непосредственно составителю поездов.
      1.12. В пределах установленного района маневровой работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны знать расположение, нумерацию и назначение путей станции, их профиль, вместимость каждого пути в условных вагонах, расположение стрелочных переводов, тормозных упоров, постоянных сигналов, постов централизации, стрелочных постов, районы действия устройств СЦБ и порядок их обслуживания, а также порядок закрепления подвижного состава от ухода, изъятия тормозных башмаков, установки и снятия тормозных упоров, а также инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожного пути, находящегося в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД".
      1.13. В процессе работы составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
      применять передовые приемы и методы труда, в том числе совмещение расформирования поездов с формированием, под формирование групп вагонов в процессе их накопления на поезд;
      добиваться сокращения интервалов между роспусками вагонов с сортировочной горки;
      маневры на вытяжных путях станции производить, как правило, толчками. При производстве маневров толчками в ТРА станции для районов, где этот метод является основным при организации маневровой работы, должны быть указаны порядок торможения отцепов, наличие и порядок применения технических средств (связи, башмаконакладывателей, башмакосбрасывателей) и другие условия обеспечения безопасности маневров;
      соблюдать установленные требования по охране труда, безопасности при нахождении на железнодорожных путях и выполнении работы, следовать по установленным маршрутам служебного (технологического) прохода.
      1.14. При неисправности стрелочного перевода или тормозного упора составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны немедленно поставить об этом в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае, если неисправность стрелочного перевода или тормозного упора угрожает безопасности движения, составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны прекратить движение подвижного состава по стрелочному переводу.
      1.15. При сильном ветре составитель поездов обязан, не ожидая указания лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, самостоятельно проверить в районе поста надежность закрепления подвижного состава от ухода, принять совместно с помощником составителя поездов меры по дополнительному закреплению и доложить об этом лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
      1.16. Составителю поездов и помощнику составителя поездов запрещается:
      оставлять неосвещенными в ночное время, а также при плохой видимости днем, стрелочные указатели, которые согласно требованиям ТРА станции должны освещаться;
      выводить стрелки и тормозные упоры из нормального положения без приказа дежурного по железнодорожной станции;
      держать незапертыми стрелки, которые согласно требованиям ТРА станции должны быть заперты;
      отлучаться из района маневровой работы без разрешения лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции;
      допускать посторонних лиц к стрелочным переводам и устройствам СЦБ в районе маневровой работы.

      II. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

      2.1. Порядок приема дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов устанавливает начальник железнодорожной станции в соответствии с конкретными условиями их работы.
      2.2. При приеме дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
      ознакомиться с наличием и расположением подвижного состава на путях станции своего района маневровой работы и путях необщего пользования;
      убедиться в том, что поезда и вагоны, стоящие на путях станции, не выходят за предельные столбики, сцеплены между собой, надежно закреплены от ухода;
      осмотреть стрелочные переводы и тормозные упоры своего района маневровой работы и убедиться в их исправности (при осмотре стрелочных переводов следует обращать особое внимание на плотность прилегания остряков к рамным рельсам, на крепление болтов у стрелочных тяг, серьги к остряку, болтов в корневом креплении остряков, на исправность замков, закладок, шарнирно-коленчатых замыкателей, на очистку стрелочных переводов и тормозных упоров от снега, льда или мусора);
      проверить согласно описи в присутствии сдающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов инвентарь, сигнальные принадлежности и инструмент, а на постах, где имеются устройства СЦБ, кроме того, проверить наличие и исправность пломб на аппаратах управления этими устройствами;
      получить от составителя поездов и помощника составителя поездов информацию о распоряжениях дежурного по железнодорожной станции, касающихся приема, отправления поездов и маневровой работы.
      2.3. Составитель поездов и помощник составителя поездов после приема дежурства обо всех выявленных неисправностях обязаны доложить лицу, распоряжающемуся маневрами на станции или в данном районе станции.
      2.4. Прием дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов должен производиться с минимальной затратой времени и сохранением нормального ритма работы станции.

      III. Обязанности составителя поездов и помощника составителя поездов при производстве маневров

      IV. Сдача дежурства составителем поездов и помощником составителя поездов

      4.1. Перед сдачей дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:
      расставить подвижной состав на путях станции в соответствии с установленной их специализацией;
      проверить соединение между собой вагонов на путях станции, где производились маневры;
      проверить размещение подвижного состава в пределах полезной длины путей станции;
      проверить закрепление подвижного состава от ухода согласно ТРА станции;
      обеспечить выполнение заданий на маневровую работу, полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции.
      4.2. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны сдать в установленном на станции порядке инвентарь строгого учета: тормозные башмаки, носимую радиостанцию, сигнальные принадлежности, а также проверить наличие пломб на аппаратах управления устройствами СЦБ.
      4.3. При сдаче дежурства составитель поездов и помощник составителя поездов должны информировать принимающих дежурство составителя поездов и помощника составителя поездов о состоянии стрелочных переводов, о расположении в маневровом районе подвижного состава и его закреплении, о полученных от лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции, заданиях, касающихся маневровой работы.

      Составитель поездов и его помощник получают бесплатно следующую спецодежду и спецобувь: костюм хлопчатобумажный, ботинки кожаные, полуплащ брезентовый, рукавицы комбинированные; зимой дополнительно выдаются полушубок, брюки ватные и валенки. [16]

      Составитель поездов должен знать следующее: правила производства маневров, расформирования-формирования составов; нормы и правила закрепления стбящих на путях вагонов; порядок перевода нецентрализованных - стрелок и централизованных стрелок, переданных на местное управление; план, профиль, специализацию и вместимость Путей; нумерацию путей, стрелочных переводов и сигналов в пределах района маневровой работы; расположение пунктов погрузки и выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; общие сведения о конструкции вагонов и локомотивов; правила оформления станционной документации, связанной с выполнением маневровой работы с вагонами и составами; правила ограждения поездов, остановившихся на перегоне; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы станции в части, касающейся работы составителя; правила, обеспечивающие безопасность движения поездов и выполнения маневровой работы, а также правила техники безопасности при работе на станциях и перегонах. [17]

      Составители поездов , прекратившие маневры из-за приема поезда, сигналисты и дежурные стрелочного поста по оповестительному сигналу обязаны каждый на своем участке проверить и убедиться в том, что безопасность движения принимаемого поезда обеспечена. [18]

      Составитель поездов обязан формировать поезда в точном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации, инструкций и указаний МПС; точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу; обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в производстве маневров, на основе ознакомления их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы; организовать маневровую работу так, чтобы были обеспечены безопасность движения, личная безопасность работников, занятых на маневрах, сохранность подвижного состава и груза; с особой осторожностью производить маневры с вагонами, занятыми людьми, негабаритными или разрядными грузами. [19]

      Составитель поездов организует свою работу в соответствии с технологическим процессом работы станции, широко применяя передовые методы труда, добиваясь сокращения простоя вагонов на станции, лучшего использования маневровых локомотивов и повышения производительности труда. [20]

      Составитель поездов не должен оставлять свою работу, не получив смены. В случае заболевания во время дежурства он должен заявить об этом руководителю маневров и по его разрешению прекратить работу. [21]

      Составитель поездов , обязан формировать полные по массе полносоставные поезда. В ряде случаев длина состава достигает установленной нормы, а его масса оказывается меньше нормативной. Иногда, наоборот, при достижении установленной массы длина состава может оказаться ниже нормативной. Нормы массы и длины грузовых поездов по направлениям и по каждому участку устанавливают в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю пути на участках обращения поездов и полезной длине приемо-отправочных путей на станциях. [22]

      Составители поездов обязаны строго выполнять план маневровой работы, включая в поезда вагоны строго в соответствии с планом формирования и указаниями маневрового диспетчера. [24]

      Составитель поездов перед заездом маневрового состава на пути районов, где стрелки не обслуживаются дежурными стрелочных постов, обязан особо внимательно проверять положение путей и стрелок и убеждаться в отсутствии препятствий; для движения. Запрещается выезд на станционные пути маневровых локомотивов или составов - из районов, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, без разрешения дежурного по станции. Порядок выезда маневровых локомотивов из таких районов должен быть установлен в ТРА. [25]

      Составитель поездов при осмотре вагонов должен обращать внимание на их исправность в коммерческом отношении и сообщать о наличии таких вагонов дежурному по станции, а при необходимости и отцеплять их от составов. Все случаи отцепки вагонов от поездов оформляются актами общей формы. [26]

      Составитель поездов при разъединении вагонов в поезде или маневровом составе, у которых включены автоматические тормоза, после остановки поезда или маневрового состава заходит в межвагонное пространство, перекрывает концевые краны у обоих смежных вагонов, тем самым прерывая свободное протекание сжатого воздуха по тормозной магистрали, и после этого разъединяет соединительные рукава. При соединении вагонов после их остановки сначала сцепляют соединительные рукава, а потом открывают концевые краны. [27]

      Составитель поездов перед приведением маневрового соста - - ва в движение обязан убедиться, что у всех вагонов в составе ручные тормоза находятся в. [28]

      Составитель поездов при обнаружении загорания груза в ва-гоне по радиостанции сообщает о пожаре дежурному по станции % машинисту локомотива, участвующему в маневровых работах, совместно с машинистом расцепляет горящий вагон и удаляет его на безопасное расстояние от вагонов с разрядными грузами и объектов станции. Горящий, вагон необходимо вывести на неэлектрифицированный участок пути. Если такая возможность не представляется, то горящий вагон устанавливают на электрифицированном участке с таким расчетом, чтобы он не находился под жесткими или гибкими поперечинами или сопряжением анкерных участков. О месте нахождения горящего вагона и о необходимости снятия напряжения с контактного прохода сообщают дежурному по станции. [29]

      Составитель поездов обязан регулировать скорость разгона состава для толчка, учитывая ходовые свойства вагонов, необходимую дальность их пробега и атмосферные условия так, чтобы не была превышена установленная скорость соударения со стоящими в парке вагонами и отцепы не остановились, не доходя до нужного места. При маневрах на горке состав надвигают локомотивом на горб ее, откуда отцепы под действием силы тяжести скатываются на пути сортировочного парка. [30]

      В ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и в пункте 1.9. Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" законодатель указал:

      У каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.

      "Типовой технический паспорт железнодорожного хозяйства организаций (кроме отнесенного к ведению МПС России)" был утвержден распоряжением Минтранса РФ от 30.05.2001 № АН-46-р.

      Однако в последующем был издан Приказ Минтранса РФ от 02.08.2005 N 92 "О признании утратившим силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2001 г. N АН-46-р"

      В настоящее время новая форма технического паспорта не разработана. Таким образом, распоряжение № АН-46-р от 30.05.2001 остаётся единственным ориентиром при разработке техпаспорта пути необщего пользования.

      Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования – второй документ т.к. разрабатывается на основе технического паспорта.

      В силу пункта 1.7 Приказа МПС России от 18.06.2003 г. № 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).

      Порядок разработки инструкции, ее состав, этапы согласований определены распоряжением ОАО "РЖД" № 2859р от 23.12.2013 "О разработке, согласовании и утверждении в ОАО "РЖД" Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД".

      Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути необщего пользования.

      Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником дистанции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО "РЖД", и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции:

      - начальником отдела по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;

      - начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций;

      - ревизором по безопасности движения по региону (по хозяйству перевозок);

      - начальником центра организации работы железнодорожных станций.

      Окончательно согласовывает Инструкцию заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению).

      Инструкция составляется в 4 экземплярах, из которых:

      - один экземпляр хранится у владельца или пользователя ж/д пути необщего пользования;

      - второй - у начальника станции примыкания;

      - третий - в отделе по работе со станциями центра организации работы ж/д станций;

      - четвертый - в отделе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы ж/д станций.

      При изменении владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается новая Инструкция.

      При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или железнодорожного пути, находящегося в ведении филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД", технологии его работы, порядка обслуживания железнодорожного пути, проведения реконструкции и др., в Инструкцию вносятся соответствующие изменения и дополнения, которые разрабатываются, согласовываются и утверждаются установленным выше порядком.

      Читайте также: