Что обязан сделать начальник караула по прибытии на место дорожно транспортного происшествия

Обновлено: 14.06.2024

После получения информации о ДТП дежурная смена спасателей направляется на ликвидацию последствий ЧС. Для проведения ПСР при ликвидации последствий ЧС на автотранспорте у спасателей должны быть средства пожаротушения, инструменты, приспособления, машины для подъема, кантования и перемещения тяжелых предме­тов, резки разнопрофильного металла, разжима конструкций, приспособления для фик­сации транспортного средства, средства поиска пострадавших и автотранспорта, осве­щения, связи, защиты, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, их эва­куации, жизнеобеспечения, работы под водой, сбора и обеззараживания опасных ве­ществ. В ряде случаев работы могут проводиться с использованием альпинистского снаряжения.

Технология проведения ПСР при ДТП

Извлечение пострадавших из салона транспортного средства

Извлечение пострадавших из-под автомобиля

По прибытию на место ДТП спасатели оценивают обстановку, обеспечивают безо­пасные условия работы, ликвидируют вторичные поражающие факторы ДТП, отклю­чают аккумулятор, системы воздушных подушек и ремней безопасности, организуют зону оцепления и рабочие зоны. В первой рабочей зоне радиусом 5 м находятся спаса­тели, которые оказывают помощь пострадавшим. Во второй зоне радиусом 10м сосре­доточены спасатели, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств к работе. В третьей зоне радиусом более 10 м находятся вспомогательные средства для проведения ПСР: транспорт, приборы освещения, ограждения, пожаротушения.

Первоочередными задачами спасателей при ликвидации последствий ДТП явля­ются: извлечение пострадавших из транспортного средства, оказание им первой меди­цинской помощи, доставка в лечебное учреждение.

При авариях люди часто не могут самостоятельно покинуть салон или кабину транс­портного средства. Они оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам са­лона, спинкам кресел, стойкам и перегородкам.

В подобных случаях вначале помощь оказывается тем пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы в деформированном салоне. Эвакуация людей может про­водиться через не застекленные оконные проемы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. Затем спасатели приступают к освобождению людей, зажатых в транспортном средстве. В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листо­вого и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, удаления сиде­ний. Проделываются отвер­стия в корпусе, крыше, дни­ще, в отдельных случаях кры­ша снимается полностью. Эти работы выполняются с помо­щью механизированных инст­рументов, а при их отсутствии используются лом, кувалда, топор, разжим, съемник, а также подручные средства - кусок трубы, камень. Для фиксации транспортного средства могут использоваться спе­циальные или подручные средства.

Для предотвращения движения или раскачивания транспортного средства, распо­ложенного на колесах, из них нужно выпустить воздух. Основная задача спасателей на данном этапе сводится к максимальной разборке транспортного средства вокруг пост­радавшего с целью его деблокирования и оказания первой помощи. С этой целью осу­ществляется перекусывание стоек и других силовых элементов для снятия остаточного напряжения. В зависимости от конкретной ситуации выбирается место вскрытия, от­гиба или удаления кузова.

Способы извлечения пострадавшего из-под автомобиля:

1 - с помощью рычага; 2 - краном; 3 - вручную; 4 - домкратом; 5 - путем устройства подкопа

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся под автомобилем, использу­ют 2 основных способа:

- приподнимают автомобиль с помо­щью специальных грузоподъемных меха­низмов и приспособлений (автокран, подъемник, домкрат, рычаг) или несколь­кими спасателями вручную;

- проделывают подкоп в грунте.

Если при ЧС на автомобильном транс­порте возникает пожар, то спасатели обя­заны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

Техника безопасности при проведении АСР

При спасании людей и имущества оперативные должностные лица обязаны определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь, предпринять меры по защите спасаемых от опасных факторов.

Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения и травмы спасаемым людям.

До прибытия к месту ДТП медицинского персонала, первую доврачебную помощь пострадавшим, в установленном порядке, оказывает личный состав подразделений ГПС.

Глава 4. Общие правила техники безопасности проведения АСР при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

4.1. Общие требования


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • допуском к выполнению АСР только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием ими необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций.

Спасатели, находящиеся в зоне проведения АСР при ликвидации последствий ДТП с ТС перевозящими радиационно, химически и биологически опасные вещества, должны работать в средствах индивидуальной защиты.

Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП возлагается на старшего смены.

4.2. Требования правил техники безопасности перед началом АСР

4.2.1. Старший дежурной смены подразделения МЧС России (далее - старший смены) по прибытии на место ДТП обязан:

• установить взаимодействие с органами ГИБДД, особенно в части обеспечения безопасности ведения АСР в условиях интенсивного движения транспорта;

• поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;


  • характер столкновения (лобовое, боковое, касательное, наезд на препятствие и т.д.);

  • состояние пострадавших;

  • наличие возможных источников опасности;

  • разлив ГСМ (ГЖ, ЛВЖ, жидких АХОВ, РВ, БВ);

  • угрозу возникновения пожара и/или взрыва;

  • масштабы распространения АХОВ;

  • неустойчивость ТС и т.д.

  • указать границы рабочих зон;

  • убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний;

  • контролировать выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к выполнению АСР.

При ДТП на железнодорожных переездах необходимо убедиться, что приняты меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения.

Оградить рабочую зону радиусом 10 м от аварийных ТС световозвращяющими конусами или заградительной лентой красно-белого цвета.

4.2.2. В целях противопожарной безопасности отключить АКБ и привести в готовность штатные средства пожаротушения. При необходимости привлечь работников ГИБДД и полиции для оцепления места ДТП.

4.2.3. Обеспечить устойчивое положение поврежденного ТС.

4.2.4. Старшему смены четко распределить обязанности спасателей:

старший смены — проводит разведку, руководит АСР, ведет переговоры с другими службами, обеспечивает безопасность проведения работ;

спасатель-водитель — подготавливает инструменты и обслуживает гидравлическую насосную станцию;

спасатели — стабилизируют ТС и работают с инструментом.

4.2.5. Необходимо знать основное правило извлечения пострадавших — разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не извлекать пострадавшего из аварийного ТС.

4.3. Требования правил техники безопасности во время проведения АСР при ликвидации последствий ДТП

4.3.1. Общие требования

При организации и ведении АСР необходимо в первую очередь организовать проведение операций, направленных на обеспечение доступа к пострадавшим персонала скорой помощи для оказания им необходимой СМП.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм. Не допускать, при отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших, извлечения их из аварийного ТС до тех пор, пока им не будет оказана необходимая ПП, а также извлечения их из аварийного ТС пока не будет закончена расчистка блокирующих конструкций (обломков). Пострадавших накрывают в летнее время покрывалом, в зимнее время (шерстяным одеялом).

Начиная спасательные работы, принимать меры предосторожности, убедиться какой системой безопасности оборудовано аварийное ТС и состоянии указанной системы. Во избежание внезапного травмирования сработавшей воздушной подушкой при ведении работ запрещается находится между рулем (передней панелью) и пострадавшим, резать, пилить, сверлить электрическую проводку, рулевое колесо и рулевую колонку, а так же вырывать руль и рулевую колонку.

Во избежание срабатывания воздушной подушки — необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, в том числе от индивидуального источника питания.

4.3.2. Обязанности спасателей при ведении АСР

Строго выполнять требования безопасности, установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента.

Не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента.

Работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения.

При использовании спасательных средств и инструмента применять их только в соответствии с их предназначением и возможностями. Не допускать использования их в качестве рычага для взламывания аварийных конструкций и деталей.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.

При деблокировании пострадавших не допускать применения силы для извлечения их из обломков, извлечение осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.


  • подходить к аварийному ТС только с наименее опасной стороны, указанной старшим смены;

  • запрещается подлезать под аварийное ТС, выдергивать ветки и другие предметы во избежание внезапной дестабилизации аварийного объекта;

  • для стабилизации использовать табельные, а также подручные средства (клинья, брусья, балки). При ведении работ по деблокированию соблюдать осторожность, не допускать внезапного смещения средств стабилизации и нарушения устойчивости аварийного ТС.

Перед началом выполнения различных операций необходимо заранее о них предупреждать, так как проводимые действия могут быть опасными для окружающих.

К работе АСИ допускаются только лица, прошедшие обучение и имеющие определенные навыки работы.
4.3.4. Правила безопасности при работе с АСИ


  • все работы с АСИ ведутся только в специальных перчатках и шлеме (каске) с пластиковым противоударным забралом (очками);

  • не находиться между инструментом и объектом резания;

  • постоянно контролировать устойчивость ТС;

  • по возможности проводить рез под углом 90 градусов;

  • не препятствовать возможному движению инструмента и не пытаться удерживать его в первоначальном положении, так как это может привести к возникновению нежелательных усилий на режущих кромках;

  • обязательно следить за работой инструмента и его перемещениями;

  • если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или окружающих, следует немедленно прекратить работу, вернуть его в исходное положение, и начать резание под другим углом в другом месте;

  • если лезвия отклоняются более чем на 1,5 мм, процесс резания немедленно прекратить, поскольку существует возможность повреждения лезвий;

  • резание массивных стальных элементов или прутка должно производиться в специальной выемке лезвий;

  • обязательно закреплять крышу или другие части ТС, если разрезаются их опоры;

  • особое внимание следует уделять острым краям разрезаемых элементов ТС, осколкам разбитого стекла, поскольку они представляют опасность для пострадавших и оказывающих помощь;

  • острые кромки закрываются специальными защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

  • необходимо постоянно следить за положением инструмента и не допускать перекосов штоков гидроцилиндров;

  • при ведении АСР постоянно контролировать обстановку, состояние пострадавших.

4.4. Требования правил техники безопасности в аварийной ситуации

при ликвидации последствий ДТП

При обнаружении неисправностей АСИ немедленно прекратить работу и сообщить старшему смены.

Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ЛП ДТП). Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.К аварийно-спасательным работам при ДТП привлекаются спасательные группы, состоящие из нескольких человек.

Состав группы спасателей:

К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
— командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
— водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
— 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
— спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
— медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.Изменение численности группы в сторону уменьшения или увеличения производится в зависимости от объема выполнения спасательных работ.

2.Инструменты спасателей, а также средства доставки их к месту ДТП должны быть подготовлены к работе (заправлены маслом, бензином и т.д.), проверены заранее при приёме смены.

3.Разделение места выполнения АСР на 3 зоны.

В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только участники ликвидации последствий ДТП, непосредственно выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагается остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность к применению аварийно-спасательных средств и оказанию первой медицинской помощи. В третьей зоне (более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части ТС и т.д.

4. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т.п.) на спасателей и пострадавших, а также исключение действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, пожара при разливе топлива).

5. . Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами. Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой помощи.

Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т. п.

6. Максимально допустимая разборка поврежденного транспортного средства вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля, что помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с шейно-позвоночными травмами, таза, груди) при его извлечении из автомобиля.

7. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях:

-при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей;

-при угрозе летального исхода для пострадавшего.

Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем подразделения аварийно-спасательной службы на основе заключения медицинского персонала.

8. Первоочередное проведение медицинских мероприятий,

Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
— противошоковой терапии;
— обезболивания;
— остановки кровотечения и т.п.;
— фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т.д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение

1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 февраля 2021 г. N 44-ст

4 Введен впервые

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие положения организации и технологии проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями (службами).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.07 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров

ГОСТ Р 22.7.01 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.03, ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.07, ГОСТ Р 22.7.01.

Готовность пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) к действиям по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП) обеспечивается комплексом мероприятий организационного, методического, технического и другого характера, направленным на повышение эффективности проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий ДТП, в который входят:

участие в межведомственном взаимодействии с органами управления и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП;

аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) на право ведения АСР;

поддержание сил и средств в режиме постоянной готовности для проведения АСР при ликвидации последствий ДТП.

4.1.1 Взаимодействие осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Взаимодействие организуется с целью повышения оперативности и эффективности реагирования на ДТП между привлекаемыми к их ликвидации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также между аварийно-спасательными формированиями (службами).

4.1.2 Основные задачи взаимодействия:

- незамедлительное взаимное оповещение и информирование о произошедших ДТП;

- своевременное реагирование должностных лиц субъектов взаимодействия и (или) взаимодействующих подразделений (служб, формирований) на ДТП;

- оказание квалифицированной помощи пострадавшим в возможно короткие сроки;

- ликвидация последствий ДТП;

- предотвращение распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при ДТП;

- создание условий для восстановления в возможно короткие сроки нормального функционирования участка дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов.

4.1.2.1 Оповещение всех субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, осуществляется незамедлительно, независимо от ведомственной принадлежности о ДТП:

- с пострадавшими (погибшими и ранеными);

- с угрозой или фактом возникновения чрезвычайной ситуации, пожаров, взрывов;

- с участием общественного пассажирского автотранспорта;

- с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

- на железнодорожных переездах, мостах, водных переправах, в тоннелях и т.п.

4.2.1 Аттестация пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) на право ведения АСР осуществляется в соответствии с [1], [2].

4.2.2 Квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения определенных видов АСР утверждает Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных формирований (служб) и спасателей.

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4.2.3 Пожарно-спасательное подразделение (аварийно-спасательное формирование (служба)) после получения свидетельства на право проведения АСР как на отдельный вид поисково-спасательных работ получает право на проведение АСР при ликвидации последствий ДТП.

4.3.1 Повседневное поддержание готовности пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) к действиям по ликвидации последствий ДТП обеспечивается путем своевременного исполнения следующих мероприятий:

- оснащение пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб) техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;

- своевременной разработкой и корректировкой положения о взаимодействии органов управления подразделениями и силами, участвующими в ликвидации последствий ДТП на территории субъекта Российской Федерации;

- организацией и поддержанием устойчивой связи и взаимодействия между пожарно-спасательными подразделениями, аварийно-спасательными формированиями (службами) и другими субъектами взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП;

- поддержанием высокой профессиональной готовности пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований (служб);

- проведением учений (тренировок) по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП с привлечением всех необходимых субъектов взаимодействия.

5.1.1 Общее руководство действиями участников ликвидации последствий на месте ДТП осуществляется старшим должностным лицом органов внутренних дел. При первоочередном прибытии на место ДТП должностных лиц других субъектов взаимодействия, участвующих в ликвидации последствий ДТП, общее руководство действиями по спасению пострадавших и ликвидации последствий ДТП до прибытия руководящего представителя органов внутренних дел принимает на себя должностное лицо субъекта взаимодействия, первым прибывшее на место ДТП.

Должностное лицо, осуществляющее руководство АСР по ликвидации последствий ДТП, обязано:

- оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую информацию в дежурные службы субъектов взаимодействия о факте, месте и характере происшествия, наличии пострадавших, угрозе жизни и здоровью участников ДТП, наличии вторичных поражающих факторов на месте (зоне, участке, районе) ДТП, задействованных силах и средствах;

- немедленно организовать мероприятия по спасению людей, оказание им первой помощи и эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения;

- организовать при необходимости АСР, обеспечить безопасные условия их проведения.

5.1.2 Состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, а также необходимость их наращивания определяются руководителем ликвидации последствий ДТП в зависимости от характера и масштаба последствий ДТП.

5.1.3 Решение руководителя ликвидации последствий ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ликвидации последствий ДТП.

5.1.4 В случае ликвидации последствий ДТП с тяжелыми последствиями, при значительных масштабах воздействия вторичных поражающих факторов на месте ДТП (разливе аварийно химически опасных веществ, выбросах радиоактивных, отравляющих веществ и т.п.), руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации последствий ДТП, и их взаимодействием, осуществляет руководитель ликвидации последствий ДТП, назначаемый комиссией по ЧС и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации (муниципального образования, городского округа субъекта Российской Федерации) - в зависимости от масштаба ДТП.

5.1.5 При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на место ДТП должностное лицо территориального (местного) пожарно-спасательного гарнизона, указания которого по ликвидации пожара согласуются с руководителем ликвидации последствий ДТП и обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений (служб, формирований), привлекаемых к ликвидации последствий ДТП.

5.2.1 Порядок организации и проведения АСР при ликвидации последствий ДТП:

- первоочередность выполнения АСР по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП для участников ликвидации последствий ДТП и пострадавших, а также исключение действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов;

- приоритетность АСР по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами;

- обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном транспортном средстве для оказания ему первой или медицинской помощи;

- максимальная разборка поврежденного транспортного средства вокруг пострадавшего перед его извлечением из транспортного средства;

- первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего, сотрудником субъекта взаимодействия, имеющим право оказывать медицинскую помощь, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2.2 Немедленное извлечение пострадавшего из транспортного средства производится в следующих случаях:

- при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей;

- при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном транспортном средстве.

Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается на основе заключения медицинских работников.

5.2.3 Оказание первой помощи осуществляется в соответствии с [3].

5.2.4 При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

5.2.5 При проведении аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками ликвидации последствий ДТП должны соблюдаться правила по технике безопасности.

Библиография

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя"

Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

Читайте также: