Что обязан делать ребенок в 11 лет

Обновлено: 02.07.2024

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дети в 11 лет изменяются физиологически и психологически: начинается половое созревание, меняется гормональный фон, появляется интерес к противоположному полу. Начинается кризис переходного возраста, поведение портится, ребенок отдаляется от родителей.

Особенности развития


К 11 годам меняется гормональный фон ребенка, из-за чего его тело трансформируется. У мальчиков меняется голос, у девочек начинаются менструации, увеличивается грудь. Другими становятся осанка, походка.
Родителям важно понимать возрастные особенности детей 11 лет, чтобы не потерять контакт с ними.

Психологические особенности

В этот период жизни подросток отдаляется от семьи. Большую значимость получают сверстники. Подростки стремятся больше времени проводить с друзьями, мнение которых оказывает большое влияние на установки, мировоззрение. Ребенку важно положение в социуме, поэтому появляется озабоченность внешним видом, интерес к моде.
Для девочек в 11 лет значение приобретают отношения с противоположным полом. В этом возрасте интерес к мальчикам чаще платонический. Половое созревание мальчиков происходит позже, поэтому интерес к девушкам в этом возрасте может не отмечаться.

Особенности воспитания

Для развития здоровой личности важно участие обоих родителей. Если подростка воспитывает только один родитель, в его окружении должны появиться другие взрослые, являющиеся авторитетом: бабушки и дедушки, тети и дяди, тренеры в спортивных секциях, учителя, преподаватели в кружках.
В этом возрасте ребенок трудолюбив, желает заслужить одобрение. Важно привить подростку любовь к труду, приучить его выполнять домашние обязанности: убирать за собой, мыть пол, готовить. Девочку следует научить шитью, вязанью, рукоделию.

Девочки

Переходный возраст у девочек наступает на 1-3 года раньше, чем у мальчиков. Из-за перемены гормонального фона настроение девочки становится нестабильным. Она может стать капризной, плаксивой, нервной.
Из-за внешних перемен дочь может чувствовать себя некрасивой, захочет выглядеть лучше. Возможны эксперименты со своей внешностью. Появится желание следовать моде, интерес к уходу за собой. Маме следует научить дочку пользоваться косметикой, ухаживать за лицом, телом: это не только пригодится девчонке, но и поможет наладить контакт.
Родителям нужно внимательно относиться к окружению девочки. Общение со старшими мальчиками лучше ограничить. Это убережет дочь от возможных домогательств, развратных действий в ее сторону.
Полезно будет дополнительное образование, дочке это позволит раскрыть таланты, выбрать будущую профессию, обрести уверенность в себе. Родителям не следует настаивать на том, чтобы дочь оставалась в кружке или секции, если ей там не понравилось. Лучше дать девочке возможность попробовать большее количество разных занятий, чтобы она выбрала подходящие.

Мальчики

У юношей пубертатный период наступает позже. Психика мальчика начинает меняться раньше, чем тело. Ребенок хочет выразить себя, он высказывает свое отношение к происходящим событиям. Полезно будет изучить труды по психологии воспитания.
Родителям важно понимать, как воспитывать мальчика, чтобы вырастить здоровую личность. Не следует чрезмерно опекать его. Сын должен учиться сам справляться с трудностями. Папе следует обучить сына мужским делам: забивать гвозди, взять с собой на рыбалку, вместе собрать шкаф или повесить полку.
В отношении воспитания мальчиков советом психолога является активное слушание. Родителям следует внимательно выслушивать рассказы юноши, интересоваться подробностями. Если взрослые согласны с мыслями сына, показывайте одобрение.
В 11 лет мальчишку нужно приучать к занятиям спортом, закаливанию. Совместные тренировки папы и сына помогут наладить контакт, будут полезны для физического здоровья мальчика.

Режим дня

В 11 лет ребенок посещает школу, поэтому режим подстраивайте под его занятия. Поскольку вставать приходится рано, поздний отбой будет вреден для здоровья. Ложиться спать подростку нужно не позднее 22:00. В одиннадцать лет спать нужно не менее 9 часов в сутки.
Дети много времени проводят сидя за партами. Чтобы осанка не испортилась, нужно включить в распорядок дня зарядку, занятия спортом.

Особенности питания

Питание должно быть сбалансированным. Отдавайте предпочтение натуральной здоровой пище. Еду быстрого приготовления следует ограничивать. Сладкое лучше давать в первой половине дня.
Для девочек в 11 лет становится важна красота. Нужно следить, чтобы стремление к красивой фигуре не привело к расстройствам пищевого поведения. Лучше убрать из меню мучное и белый сахар: это положительно скажется на здоровье, весе и состоянии кожи.
Взрослый сын нуждается в увеличении количества пищи. Происходит скачок роста, для поддержания организма требуется много калорий.

Как развивать ребенка

При выборе дополнительных занятий, кружков, секций учитывайте черты характера ребенка и интересы. Не выбирайте занятия за него: у подростка не будет интереса и желания заниматься нелюбимым делом. Лучше дать возможность самостоятельно выбрать кружки и секции: это поможет младшему члену семьи развить таланты, определиться с интересами и сильными сторонами.
Важно воспитывать в детях чувство ответственности. У них должны появляться обязанности по дому: подросток может выносить мусор, ходить в магазин, мыть посуду и пол, убираться в своей комнате. Особенно важно приучение девочек к работе по дому, готовке, стирке, глажке. Если у вас есть домашнее животное, можно поручить подростку прогулки с четвероногим другом, уход за ним.
Подросток должен отвечать за последствия принятых решений. Не следует чрезмерно опекать его, поскольку юноша или девушка привыкнут полагаться на вас, вырастут инфантильными. Запреты должны быть обоснованными. Лучше не запрещать напрямую, а говорить, какие последствия могут быть у того или иного поведения. В этом возрасте дети способны анализировать и самостоятельно делать выводы из услышанного. Родителям, интересующимся, как воспитать самостоятельность у ребенка, рекомендуется больше говорить с чадом.

Игры и игрушки для младших подростков

Не стоит давать подростку много времени сидеть за компьютером или мобильным телефоном. От этого зрение и осанка испортятся.
Хорошим вариантом станут настольные игры. Полезно играть в них всей семьей: это поможет наладить контакт, сблизит взрослых с ребенком. Следует подбирать игры, интересные для детей 11 лет. Подойдут: “Шакал”, “Эволюция”, “Монополия”, “Эрудит”.
Если подросток интересуется физикой или химией, можно купить наборы для простых опытов. Выполнять эксперименты можно только под присмотром взрослых.
К 11 годам интерес к игрушкам слабеет. Не стоит покупать наборы солдатиков и кукол. Мальчикам могут быть интересны радиоуправляемые машинки и вертолеты. Девочки чаще предпочитают плюшевых животных. Подойдут для ребенка и коллекционные фигурки.

Что должен знать ребенок в этом возрасте

К 11 годам дети должны научиться самостоятельно себя обслуживать. Подростки в норме умеют выполнять домашние обязанности, устраивать быт, соблюдать личную гигиену.
Полезно научить ребенка самостоятельно распоряжаться временем: выбирать, когда лучше сделать уроки, вымести комнату, погулять с друзьями. Следует доверять подростку принятие простых решений: это даст ему проявить себя, научит самостоятельности, укрепит его уважение к родителям. В этом возрасте младший член семьи умеет анализировать последствия своих поступков и принимать разумные решения.
В раннем подростковом возрасте начинается половое созревание: у девочек могут начаться менструации, у мальчиков – поллюции. Следует объяснить ребенку причину этих явлений, чтобы он не испугался, столкнувшись с ними. Также родителям нужно рассказать о возможных последствиях половой жизни: беременности, заболеваниях, передающихся половым путем.

Полезные советы родителям

В пубертатный период изменение поведения является нормой. Чтобы помочь подростку избежать проблем, родителям следует ознакомиться с практическими рекомендациями психологов.
Важно сохранять доверительные отношения с подрастающими детьми. Это позволит вам узнать первыми, если у подростка возникнут проблемы, и вовремя отреагировать.

Причины агрессии

Причиной агрессии у ребенка в 11 лет является стремление к самостоятельности. Часто это попытки защиты от чрезмерного контроля со стороны родителей.
Чтобы уменьшить возникновение нежелательных ситуаций, взрослым нужно избегать ответной агрессии. Нужно поддерживать подростка, давать проявлять самостоятельность там, где это допустимо.

Что делать с истериками

Истерики могут появляться не только у девочек, но и у мальчиков 11-летних. Причины этого состояния различны. Ребенок может использовать истерику как метод манипуляции родителями. Это явление может стать следствием эмоционального перенапряжения: подросток считает, что знает, как ему следует жить, и несогласие родителей с его точкой зрения может привести к подобным срывам. Бурные проявления эмоций возможны, если у взрослеющего человека проблемы с общением в коллективе: так он проживает негативные эмоции.
Взрослым не следует реагировать на нежелательную реакцию. Успокаивать подростка не стоит, лучше дать ему выплакаться. Можно обнять ребенка, оказав ему поддержку. Иногда лучше оставить его одного, пока не успокоится. С возрастом истерики прекратятся.

Что делать, если ребенок стал неуправляемый

Подросток становится неуправляемым, желая самоутвердиться. Родителям следует признать, что он растет, взрослеет. Полезно будет дать подростку больше самостоятельности. Контролировать и наказывать нельзя: это может привести к ухудшению отношений, к вранью, поступкам назло.

Почему ребенок врет

Детская ложь возникает из-за страха наказания, негативных эмоций. Чтобы избежать этого, нужно использовать методы педагогического контроля, выстраивать доверительные отношения. Подросток должен понимать, что его любят и принимают вне зависимости от его поступков.
Если ложь зашла слишком далеко, ребенок путается в собственных фантазиях, рекомендуется обратиться к психологу.

Что делать, если ребенок ворует

Подросток может воровать из-за соблазна или на спор с друзьями, чтобы самоутвердиться. Родителям не следует рассказывать кому-либо о происшествии, чтобы не травмировать детскую психику. С провинившимися детьми нужно поговорить, объяснить им, почему нельзя так поступать. Если происшествие повторится, стоит отвести провинившегося к психологу.

Что делать, если ребенок очень нервный

подростки

Воспитание

Воспитание детей 10-12 лет должно проходить с учётом психологических особенностей периода, а также с появлением у ребенка чувства самостоятельности. В этот период начинается половое созревание, что серьёзно влияет на поведение подростка.

В возрасте 11 лет дети переживают пик эмоциональной нестабильности, и поведение взрослых по отношению к ним должно быть особенно осторожным, но при этом твёрдым.

Ошибки воспитания в период с 10 до 12 лет приводят к серьёзным проблемам психологического характера в период старшего подросткового возраста, который длится с 13 до 15-16 лет.

Особенности детей в 10-12 лет

  1. Ребёнок всё больше тянется к сверстникам. Мальчики и девочки предпочитают дружить с детьми своего пола. Зарождающийся интерес к противоположному полу пока остаётся скрытым и внешне иногда проявляется только как небольшие агрессивные выпады (насмешки, толкание, обзывание и т. д.)
  2. Возрастает двигательная активность ребёнка: он много и быстро ходит пешком, бегает. Расстояние, которое дети преодолевают в 10-12 лет, и их скорость удваиваются по сравнению с предыдущим возрастным периодом.
  3. У детей формируются устойчивые интересы, которые часто сохраняются на всю жизнь. Они могут быть связаны как с выбором будущей профессии, так и с хобби.
  4. Дети становятся ещё любопытнее, хотят узнать всё обо всём, активно впитывают информацию из разных источников. Ребёнку интересны разговоры взрослых. Конечно, понимает он далеко не всё, но прислушивается, наблюдает за их поведением и стилем общения, размышляет, делает свои выводы.
  5. В связи с начинающимися изменениями в физиологии и психологии, у детей в этом возрасте могут начать появляться комплексы, неуверенность в себе. Поэтому важно проявлять терпение, хвалить их за умения, достижения и правильное поведение, чтобы не допустить снижения самооценки.

Половое развитие детей в 10-12 лет

Половое воспитание является особенно важным этапом в процессе формирования личности. Основная задача ложится на родителей, которые должны суметь подготовить подростка к тому, какие изменения в его организме будут происходить.

Девочек в первую очередь надо грамотно подвести к пониманию того, что у них начнётся менструация, которая вначале будет нестабильной и может идти со сбоями в несколько месяцев. Недостаточно, просто сказать ребёнку, что его организм повзрослел. Мать должна объяснить дочери подробно, что с ней происходит. Также необходимо научить девочку правильному уходу за собой в период менструации.

Отдельное внимание должно уделяться тому, чтобы подросток не видел в происходящей в организме перемене ничего неприличного и стыдного. Важно, чтобы у девочки не появлялось комплекса вины и стыда из-за месячных, что возникает, если от нее отмахиваются, когда она хочет узнать о происходящем с ней.

У мальчиков в период с 10 до 12 лет также начинаются гормональные изменения, и подростки сталкиваются с таким явлением, как поллюции. Родителям надо подготовить к этому сына, чтобы он не испытал шока и не воспринимал происходящее как что-то позорное, требующее постоянного утаивания. Лучше, чтобы беседу проводил отец, так как в этом случае мальчик будет меньше стесняться. В то же время, если сын находится в более доверительных отношениях с матерью, поговорить с ним лучше ей.

Проводя половое воспитание ребёнка в 10-12 лет, надо учитывать тот факт, что разговоры на тему полового созревания всегда вызывают у детей смущение. Нельзя подшучивать над сыном или дочкой или как-либо, пусть даже без злобы, унижать их. Подросток должен понимать, что, несмотря на взрослые половые проявления, его организм ещё не готов к продолжению рода. До этого он должен полностью сформироваться.

В этот же период надо постепенно начинать объяснять детям про необходимость соблюдения определённых правил безопасности при сексуальных контактах. Также в этот же момент надо объяснить, что слишком ранняя (ранее 16 лет) половая жизнь приводит к проблемам со здоровьем, в особенности у девочек.

Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь

В период раннего подросткового возраста, который длится с 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят от зависимого положения к самостоятельной личности, которая может полноценно позаботится о себе. В этом возрасте, вне зависимости от пола, дети должны уметь:

  • убирать в квартире;
  • пользоваться стиральной машиной и стирать вручную небольшие вещи;
  • готовить простые блюда с использованием плиты или без неё;
  • самостоятельно мыться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
  • мыть посуду;
  • планировать своё личное время и распределять дела в зависимости от их важности;
  • отстаивать своё мнение и принимать конструктивную, обоснованную критику;
  • постоять за себя;
  • выходить из неловких ситуаций;
  • точно выполнять поручения, которые дают родители;
  • обращаться за помощью в экстренные службы и чётко объяснять происходящее;
  • распределять и копить карманные деньги;
  • ухаживать за домашними животными;
  • отвечать за свои поступки;
  • смотреть за младшими;
  • анализировать действия и их последствия.

С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине в составах продуктов и выбирать их не по привлекательности упаковки.

С 12 лет дети становятся достаточно независимыми и могут оставаться одни дома на целый день. При этом они уже в состоянии подогреть или приготовить себе еду, распределить время на дела и отдых.

В младшем подростковом возрасте ребёнок должен полноценно осваивать школьные предметы. Также он уже знает и чётко понимает, что является личностью, у которой есть права и обязанности, а также ответственность за свои поступки.

Как воспитывать ребёнка в 10-12 лет

При воспитании близким и педагогам следует учитывать психологическое состояние подростка и то, что он проходит через период самоопределения и выработки самостоятельности. Также учитываются и переживания, связанные с половым созреванием.

Детей надо поддерживать в начинаниях и проявлении инициативы. Нельзя относиться с иронией или неуважением к личности и внешности. Этот возрастной период прививает множество комплексов при неправильном поведении со стороны родителей.

Близкие не должны давить на подростка и заставлять его принимать их мнение, вне зависимости от своего личного. Сыну или дочери надо иметь возможность высказать свои взгляды и, согласно индивидуальным предпочтениям, выбирать себе одежду и увлечения (если они не опасны).

Полезные советы родителям

девочка 12 лет

Режим дня ребёнка в 10-12 лет

Соблюдение за строгим выполнением режима дня оказывается затруднительным, так как в таком возрасте начинается проявляться подростковая самостоятельность. В этот период родители должны идти на компромиссы для сохранения правильного ритма дня у детей. Также надо не просто указывать, когда и что делать, а следует, приводя обоснованные доводы, объяснять сыну или дочери, почему это необходимо и чем не соблюдение распорядка им повредит.

Также надо позволять подростку на себе испытать минусы нарушений. Например, если он до глубокой ночи просидел перед телевизором или компьютером, то утром проснуться в школу легко не сможет, а в течение дня будет страдать от плохого самочувствия. Столкнувшись с этим, повторять ошибку уже вряд ли захочется.

Занятия с ребенком в 10-12 лет

В ранний подростковый период начинается осознание своих интересов и способностей. У детей развиваются склонности к творчеству или способности к точным наукам, а также спорту. Занятия должны становиться как бы взаимодействием двух личностей, при котором одна не доминирует над другой. Родители помогают осваивать новые навыки и поддерживают детей в этом, но не делают всё за них, позволяя преодолевать трудности и чувствовать удовлетворение от того, что это удалось.

Игры и игрушки для детей в 10-12 лет

Игрушки, которые интересовали детей в раннем возрасте, переходят в качество оберегаемых и бережно хранимых талисманов, с которыми не расстаются, но не играют в них больше. Для мальчиков и девочек основными игрушками становятся сложные головоломки, радиоуправляемые модели, логические настольные игры и компьютерные.

Последние нельзя запрещать, так как это приведёт только к тому, что они станут особенно желанными. Однако надо дозировать время, проводимое за монитором, организуя для ребёнка не менее увлекательное времяпрепровождение, желательно со спортивным уклоном.

Любые игрушки должны покупаться только с учётом интересов подростка, чтобы они не становились разочарованием. В большинстве случаев детям хочется получать в подарок различные спортивные средства.

Воспитывая мальчика или девочку, близким нужно в первую очередь анализировать своё поведение. Оно должно быть направленно на формирование самостоятельной и полноценной личности, а не на манипулирование ребёнком с целью удерживать его около себя.

Часто родители неосознанно стараются привить детям чувство вины и долга перед ними, которое, по их мнению, сможет уберечь сыновей и дочерей от ошибок и разочарований. В результате такого неграмотного подхода они добиваются только того, что дети либо обзаводятся массой комплексов и не могут жить полноценно, либо рвут отношения с близкими как можно раньше, желая наконец стать личностью.

Практически с первых шагов жизни ребенка возникают и первые его обязанности перед окружающими его людьми и окружающим миром, который устроен по своим законам и правилам существования в нем.


Список дел для мальчика:

  1. Поддерживать порядок в доме и своей комнате.
  2. Ухаживать за домашними животными.
  3. Выносит мусор.
  4. Готовить простые блюда, например, бутерброды, и разогревать еду.
  5. Принимать участие в ремонте, уборке.
  6. Помогать закупать продукты.
  7. Самостоятельно делать уроки.
  8. Расстилать и застилать постель.
  9. Мыть автомобиль.
  10. Поддерживать обувь в чистоте.
  11. Следить за состоянием игрушек, велосипеда, самоката.
  12. Расчищать снег, убирать листву во дворе.
  13. Помогать в огороде и на даче.
  14. Следить за своим внешним видом и состоянием вещей.
  15. По возможности зарабатывать карманные деньги.


Список дел для девочки:

  1. Поливать цветы.
  2. Убирать, поддерживать чистоту в доме.
  3. Помогать маме по хозяйству, готовить несложные блюда.
  4. Пользоваться стиральной и посудомоечной машинкой.
  5. Гладить простые вещи.
  6. Кормить домашних животных.
  7. Развешивать постиранное белье.
  8. Помогать в уходе за младшими братьями и сестрами.
  9. Разбирать и разлаживать покупки.
  10. Осваивать навыки шитья, пришивать пуговицы.
  11. Сервировать на стол и убирать со стола.
  12. Мыть посуду.
  13. Расстилать, застилать постель, менять постельное белье.
  14. Самостоятельно делать уроки.
  15. Соблюдать распорядок дня.

Какие дела должен делать ребенок в доме?


В маленьком возрасте 2-3 года:

  1. Самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
  2. Приносить игрушки и вещи по просьбе взрослых, собирать и класть игрушки, книги на свое место.
  3. Мыть лицо и руки.
  4. Ходить на горшок.
  5. Надевать и снимать некоторую одежду.
  6. Самостоятельно владеть ложкой и кушать жидкие блюда.
  7. Убирать за собой место обеда от крошек.
  8. Относить и приносить тарелки, другие элементы сервировки стола.
  9. Подражать взрослым, копировать отдельные действия и повадки.
  10. Проявлять инициативу помощи в быту – заметать, вытирать пыль (по крайней мере должен пытаться это делать).

В 4-5 лет:

  1. Кормить домашних животных по расписанию.
  2. Помогать взрослым в покупке продуктов, разлаживать их в холодильник и по полочкам.
  3. Расстилать и застилать постель.
  4. Участвовать в уборке квартиры, загрузке и выгрузке посудомоечной, стиральной машинки.
  5. Самостоятельно наливать себе воду.
  6. Сервировать стол и убирать за собой посуду в мойку.
  7. Одеваться, убирать за собой вещи в шкаф, завязывать шнурки.
  8. Самостоятельно играть, без участия и привлечения взрослых.
  9. Собирать урожай с грядки.
  10. Готовить простые бутерброды, принимать участие в украшении десертов.

В возрасте 6 или 7 лет:

В возрасте 8 или 9 лет:

  1. Самостоятельно наполнять и принимать ванну, совершать гигиенические процедуры.
  2. Выбирать себе одежду, обувь и аксессуары при покупке с родителями.
  3. Совершать мелкие бытовые покупки по просьбе взрослых.
  4. Принимать активное участие в уборке дома, наводить порядок в своей комнате, шкафах, тумбочках, использовать полироль для мебели, мыть полы.
  5. Кормить младших братьев и сестер, досматривать за ними.
  6. Принимать участие в ремонте, красить, переносить вещи.
  7. Уметь обращаться с бытовой техникой – электрочайником, стиральной машиной, посудомоечной машиной, комбайном.
  8. Готовить простую еду для семьи, мыть посуду.
  9. Собирать урожай, фрукты, ягоды.
  10. Самостоятельно переходить улицу.

В 10,11 или 12 лет:

  1. Менять постельное белье, загружать стиральную машину, в том числе отмерять количество нужного порошка, уметь обращаться с сушилкой.
  2. Мыть автомобиль семьи.
  3. Самостоятельно переходить улицу, ездить в городском транспорте.
  4. Оставаться самому дома.
  5. Приобретать продукты по составленному списку.
  6. Помогать улаживать спать младших братьев и сестер.
  7. Помогать в строительстве и ремонте.
  8. Мыть посуду, плиту, духовку, ванную комнату.
  9. Самостоятельно распределять время на учебу, хобби, домашние дела. Составлять график и план на день.
  10. Ответственно распоряжаться карманными деньгами.

Если ему 13-14 лет:

  1. Готовить пищу для всей семьи.
  2. Убирать жилье и выполнять обязанности по двору.
  3. Нести ответственность по уходу за домашними животными.
  4. Соблюдать распорядок дня, самостоятельно просыпаться на занятия, следить за режимом питания.
  5. Стирать свою одежду.
  6. Самостоятельно планировать свои праздники, выбирать подарки другим, распределять бюджет.
  7. Свободно ориентироваться в своей местности, знать маршруты транспорта, остановки школы, секции, родственников.
  8. По возможности, зарабатывать деньги путем разрешенных подработок, написания студенческих работ.
  9. Стричь газон, помогать ухаживать за садом и огородом.
  10. Пришивать пуговицы, пользоваться базовыми навыками с иголкой и ниткой.

С 15 лет и старше:

  1. Оплачивать коммунальные счета, интернет.
  2. Совершать покупки.
  3. Самостоятельно готовить себе и членам семьи.
  4. Поддерживать порядок.
  5. Заботиться о своем внешнем виде, подбирать образы, следить за одеждой.
  6. Полностью владеть всеми основными хозяйственными навыками.

Что должен уметь делать ребенок 1 (один) дома?

Икота

  1. Пользоваться телефоном или смарт часами, чтоб в случае необходимости позвонить взрослому.
  2. Отвечать на телефонные звонки и записывать информацию.
  3. Разогреть пищу и готовить простые блюда.
  4. Кормить и выгуливать домашних животных.
  5. Самостоятельно делать уроки.
  6. Поддерживать порядок, убирать за собой вещи и игрушки.
  7. Мыть посуду.
  8. Выключать электроприборы.
  9. Находить себе безопасное занятие.
  10. Знать распорядок дня и соблюдать его.

Как приучить ребенка к домашней работе?


  • Привлекайте ребенка к домашней работе с раннего детства и постепенно, в соответствии с возрастом, затем усложняйте задачи!

Обсудите на семейном совете и четко сформулируйте, что именно и когда дети должны делать. При этом нужно учитывать интересы детей и их пожелания. Составляйте планы и графики – так ребенку легче сориентироваться. Это вписывается в рамки так называемого agile планирования, которое уместно в любой сфере.

  • Показывайте ответственность на собственном примере!

Это лучшая мотивация. Невозможно пояснить детям необходимость поддержания порядка, если сами родители не следят за чистотой.

  • Не стоит заставлять ребенка выполнять что-либо силой, или тем более применять физическое воздействие и угрозы!

Отношения выстраиваются на доверии и разговоре. Давайте задания по возрасту. Показывайте список дел и предоставляйте право выбора.

  • Нельзя перегружать ребенка и взваливать на него все хлопоты по дому!

Оставляйте время на бездельничество. Если в семье несколько детей, справедливо распределяйте обязанности между всеми. Будьте последовательны в своих решениях и действиях. Поощряйте, благодарите и хвалите детей за выполненную работу.

Читайте также: