Что не является задачей ознакомления детей с литературными произведениями

Обновлено: 14.05.2024

Краткий комментарий к статье от Натальи Валерьевны:

Полезного чтения.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как же увлечь чтением, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема уже в дошкольном возрасте при подготовке детей к школьной ступени обучения.

Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества. Одним из ведущих видов деятельности для реализации содержания целей и задач образовательной программы, в соответствии с ФГОС, является познавательно-исследовательская деятельность.

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями (приложение 1). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

В ходе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

- экскурсии в городскую библиотеку, библиотеку детского сада;

- создание коллажей, классификационных таблиц;

- литературные театрализованные игры и инсценировки;

- словесно-речевые игры на основе литературных текстов;

- тематические выставки, выставки детского творчества по литературным произведениям;

- конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города;

- конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.

В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводится чтение следующих видов:

- Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);

- Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов), необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

- Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);

- Творческое (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников).

При организации теоретического и аналитического чтения на доступном для детей уровне дети знакомятся с такими понятиями (не называя термины), как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем, делая язык человека богаче, ярче, образнее. При знакомстве с художественными произведениями дети учатся выделять сравнение, как художественный прием. Например: У совы у старой, не глаза, а фары, круглые, большие, страшные такие. А у птички, у синички, у синички – невелички, глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов). Знакомим детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествова­нию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребен­ка этого возраста активно входят прилагательные, по­этому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрос­лого не только уместно, но и необыкновенно значимо в развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Например: хвост — косичкой, ножки — спички, весь пушистый, золотистый, оттопырил вниз губу. с белой звездочкой на лбу.

Продолжаем расширять представления о жанрах художественной литературы - стихотворениями, рассказами – повествованиями о том, что может быть на самом деле. Расширяем представления детей о фольклорных жанрах, знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Это происходит и в процессе игр, наблюдений в природе и др. Играя, наблюдая ребенок обращается к дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклички, песни и др.

В процессе организации чтения, в доступной форме, дети знакомятся с биографиями поэтов и писателей, проводятся литературные викторины, где расширяются и уточняются знания детьми произведений того или иного автора.

При проведении творческого чтения, для развития образного мышления детей, их творческого развития, предлагаются задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам. Также детям предлагаются следующие творческие задания: нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям); организуются игры с подбором рифм к названным словам; драматизация произведений.

В процессе приобщения детей к художественной литературе широко используются познавательно-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность - понимается как форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами их использования, постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация на содержании литературных текстов. Возможность проведения самостоятельных исследований и создание детьми собственных творческих проектов в дошкольном возрасте ограничены в силу их возрастных особенностей. Поэтому в детском саду педагоги обучают детей специальным исследовательским умениям и навыкам.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами.

Проектная деятельность, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Проектная деятельность, используемая в процессе ознакомления старших дошкольников с книгой, включает в себя:

- задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

- целенаправленную детскую деятельность;

- организация взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

- результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Реализация проектов включает в себя следующие этапы:

- погружение в проект;

На основе содержания литературных текстов, привлекаем внимание детей, интерес к исследовательской деятельности, обучая следующим исследовательским умениям (по А.И. Савенкову):

- делать умозаключения и выводы.

Развитие умений видеть проблемы.

Используя содержание литературных текстов, детям предлагаются следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения:

Развитие умений выдвигать гипотезы:

В процессе чтения литературных текстов дети совместно с педагогом выделяют проблемные ситуации по содержанию произведения, детям предлагается высказать предположения для разрешения той или иной ситуации, используя следующие слова: может быть…, предположим….,допустим….. возможно…..

Развитие умений задавать вопросы:

В ходе бесед с детьми по содержанию художественных произведений детям предлагается задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Для тренировки умения задавать вопросы используются следующие упражнения:

Развитие умений классифицировать:

Классификация является важной мыслительной операцией. Она облегчает процесс изучения действительности, выявляет закономерности. В процессе реализации проектов, детям предлагаются следующие задания классифицирования по разным основаниям:

Развитие умения и навыков экспериментирования:

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления окружающего мира и мира природы. Эксперимент предполагает проведение каких –либо практических действий с целью проверки выдвигаемых предположений. В процессе знакомства детей с художественными произведениями для проверки гипотез, выдвигаемых детьми для решения проблемных ситуаций используются мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Содержание мнемодорожек, мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе ознакомления с художественными произведениями моделирование служит средством планирования пересказа содержания рассказа, сказки; является наглядной опорой для быстрого заучивания стихотворения.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные мнемодорожки, мнемотаблицы с детьми по изученным произведениям, придерживаемся следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте, содержании произведения;
  • символы, отображаемые при создании мнемодорожек, мнемотаблиц должны обсуждаться с детьми, чтобы они были им понятны.

При обсуждении сказки, рассказа после прослушивания, уделяется внимание выделению основных компонентов сюжета сказки:

Третий этап–предполагает развитие речевого и изобразительного творчества. Совместно с педагогом дети коллективно придумывают новый сюжет, новых героев сказки, устанавливают логику событий и передают содержание сочиненной сказки в диафильме. Каждый ребенок изображает один из кадров нового диафильма. При этом дети договариваются о внешнем виде героев, определяют количество кадров, их последовательность.

Четвертый этап–самостоятельная индивидуальная работа ребенка над содержанием, логикой сюжета своего сочинения. Сочиненные сказки, рассказы каждого ребенка записываются.

В группе создается и пополняется фильмотека из созданных детьми диафильмов и используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.


Старший дошкольный возраст – это новый этап в жизни ребенка. В этом возрасте начинается быстрое развитие и перестройка всех физиологических систем организма малыша (опорно-двигательной, нервной, сердечно-сосудистой и т. д.).


В старшем дошкольном возрасте у ребенка достаточно жизненного опыта для развитой и бурной фантазии и воображения. Активно развиваются способности к творчеству в разных видах деятельности.

Знакомиться с художественной литературой дети дошкольного возраста начинают с самого раннего возраста. Интерес к книгам просыпается у ребенка при первом же прочтении произведений взрослыми. Ребенку вначале интересно лишь перелистовать страницы, рассматривать иллюстрации, а самое главное слушать взрослого, его эмоции и интонацию. С появлением же умения читать, ребенок открывает для себя весь смысл книги, а именно: обучать, воспитывать, развлекать, увлекать.

Художественная литература в символической форме раскрывает перед детьми весь смысл человеческих отношений друг с другом, с окружающим миром, природой и ее обитателями; весь спектр эмоций, которые может чувствовать сам человек.

Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой берет свое начало в забвении самой книги. С развитием различных современных технологий таких как: смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры книга перестает быть важным предметом не только в жизни детей дошкольного возраста, но и их родителей. Еще не так давно, книга считалась лучшим подарком для ребенка, сейчас ее место заняли техника, и всевозможные игрушки. Проблема также кроется и в родителях, а точнее в недостатке внимания, по отношению к своим детям. Они думают, что лучше увлечь детей компьютерными играми и телевизором. Традиция чтения на ночь уходит в небытие.

Художественная литература является универсальным средством развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, так как этот возраст характеризуется потребностью в различных формах познания окружающего мира. В исследованиях известных психологов и педагогов таких как: Л.С.Выгодский, В.С.Кузин, Б.М.Теплов, Р.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Е.А.Игнатьев, А.В.Бакушинский и другие, подчеркивается необходимость решения проблемы ознакомления дошкольников с художественной литературой посредством различных форм обучения: игр, занятий, театрализованной деятельности и т.п. Такие педагоги и ученые как Л.М.Гурович, И.Л.Гусарова, М.К.Боголюбская, В.В.Шевченко предлагают решение проблемы ознакомления дошкольников с художественной литературой различными способами.

Так, Л.М. Гурович, в основу своей концептуальной теории ознакомления с художественной литературой, положит методологический подход. Он выделяет следующие методы:

1. читать вслух детям с самого раннего возраста;
2. оставлять печатные издания везде, где ребенок сможет их достать;
3. прививать любовь к книге на примере взрослого;
4. не заставлять читать против воли ребенка;
5. собирать домашнюю библиотеку;
6. слушать с интересом чтение самого ребенка;
7. читать друг другу по очереди;
8. читать ребенку на ночь.[3]

Также им выделены следующие обучающие приемы по привитию интереса к книге у детей дошкольного возраста. которые можно применять и в семейном и общественном воспитании:

1. чтение с глубокой интонацией и эмоциональностью;
2. постановка вопросов, которые активизируют воображение дошкольника;
3. рассматривание и описание иллюстрации в книге с ребенком.[3]

Художественное слово помогает дошкольнику постичь все краски русского языка, обучает эстетическому восприятию окружающего мира.

При знакомстве с художественной литературой можно выделить несколько этапов, которые отражают разнообразие жанрового потенциала художественной литературы, а именно:

1. русского фольклора;
2. сказок о животных;
3. бытовых сказок;
4. волшебных сказок;
5. различных авторских сочинений, стихов и рассказов.[2]

Следующим этапом ознакомления с художественными произведениями, можно выделить такой вид как сказки о животных. Сказания о животных появились задолго до появления письменности на Руси, они передавалась из уст в уста, от старшего поколения к младшему. В основном такие сказки рассказывали мужчины своим сыновьям, передавая, таким образом, характер поведения различных животных, для того чтобы потом молодое поколение заменило их в таком ремесле как охота. Сказки о животных имеют маленькое по размерам содержание, но при этом несут в себе большой смысл. Такие сказки очень важны в младшем дошкольном возрасте.

Бытовые же сказки появились позже, чем сказки о животных, но имели такую же большую роль для воспитания молодого поколения. Мать передавала дочери через сказки все, чему нужно было научиться девочке в те далекие времена: как убрать дом, что нужно сделать, чтобы развести огонь в печи, как надо встречать гостей в доме. Бытовые сказки и в наше время имеют актуальность. Читая их детям, родители и педагоги прививают детям нравственность, доброту, внимательность и т.д.

Волшебные сказки - это четвертый этап, появились в письменном источнике впервые в XVI веке. Но предназначались для взрослой категории людей, а затем их подстроили под детей. Большую роль в становлении сказки, как художественного жанра, сыграли такие поэты и писатели как: Г.Х.Андерсон, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Якоб и Вильгельм Гримм, Ш.Перро и другие.

Волшебные детские сказки играют важную роль в развитии личности. Они соединяют фольклор, сказки о животных и бытовые сказки вместе, переплетая их с волшебством, даря детям незабываемое ощущение приключений. [5] Волшебные сказки развивают коммуникативную, эстетическую, нравственную, волевую сферы жизни ребенка — дошкольника. Именно в дошкольном возрасте волшебная сказка способна помочь ребенку адаптироваться в обществе, понимать характеры людей, определять, где добро, а где зло.

В старшем дошкольном возрасте важным этапом является чтение различных авторских рассказов и стихотворений. Стихи таких поэтов как А.С.Пушкина, Ф.М. Тютчева, К.И. Чуковского и других помогают детям познать родину, ее красоту, ее людей. Дети начинают выделять в рассказах зерно истины, а именно правильность поступков героя, в полной мере обсуждают со взрослыми свое мнение о рассказе или стихотворении, могут выделить добро и зло. Ребенок старшего дошкольного возраста под руководством педагога и родителей способен увидеть в единстве все содержание произведения и его художественную форму, почувствовать рифму и ритм стихотворения и даже отличить стихи одного автора от другого.[4]

Художественная литература способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста при следующих психолого-педагогических условиях:

1. Правильного подбора литературных произведений, в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;

2. Целенаправленного использования детской литературы в разных видах деятельности детей;

3. Взаимосвязанной работы родителей, детей и педагогов по данному направлению, через организацию субъект – субъектного взаимодействия.

Одной из главных проблем является подбор детской литературы для дошкольников. На данный момент существует множество детских произведений, но не все подходят детям по своему содержанию. Многие произведения просто не имеют смысловой нагрузки.

Поэтому, считаем необходимым выделить дидактические принципы подбора художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Произведения должны отвечать задачам воспитания как умственного, эстетического так и нравственного направлений;

2. Отвечать возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

4. В литературном произведении должна проявляться четкая позиция автора произведения;

5. Произведения должны быть как народными, т.е. фольклорными, так и зарубежными, современными и отечественными, различных жанров;

Следовательно, приоритет в дошкольном возрасте (особенно в работе с младшими дошкольниками) должен отдаваться фольклору. Но и авторские произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского в полной мере формируют личность и ум ребенка. Авторы произведений передает собственный опыт через литературный художественный текст, слово.

Для интеграции театрализованной деятельности и художественной литературы в педагогическом процессе ДОО необходимо выделять больше времени. В первой части работы необходимо уделить время ознакомлению детей с различной художественной литературой, авторами. Каждое произведение должно выделяться педагогом, затрагивая историю его создания, интересные сложные слова и словосочетания. После разбора произведения педагог предлагает детям поставить театрализованную постановку по тому произведению, которое они только прошли. Также можно включить и художественную деятельность. Дети могут сделать костюмы сами, при помощи родителей и педагога. Один из детей может взять на себя роль ведущего, кто-то – может быть зрителем, а кто-то, может выступать в роли героев произведения. При помощи педагога дети могут составлять даже сценарий, выбирать музыку и декорации.

Важно также уделить большое внимание тому, как педагог преподносит произведение детям. Педагог должен выделять каждого героя произведения интонацией и голосом, каждое явление в произведении должно захватывать интерес ребенка, его любопытство!

Следующий этап – разыгрывание сказки. Но перед этим этапом, воспитатель и музыкальный руководитель вместе с детьми, подбирают музыкальную тему, под которую будет разыгрываться сказка. Дети можно предложить изготовить костюмы и маски при помощи родителей и педагогов, заучить роли, выделяя при этом голосом и интонацией своего героя. К концу всех этих мероприятий и занятий, педагог проводит итоговое занятие, на котором предлагает вспомнить саму сказку, свои ощущения от проигранных ролей, осознать результат от проделанной совместной работы. Все эти виды деятельности должны быть интегрированы! Но включение детей дошкольного возраста в творческий процесс проводится постепенно, не допуская эмоциональных и умственных перегрузок и срывов детей, а только увеличивая их любопытство.

Старший дошкольный возраст — это новый этап в литературном развитии детей. В отличие от младшего возраста, когда чтение художественной литературы было непосредственно связано с игрой, дети переходят к чтению произведений отдельно от других видов деятельности. Прочтенные произведения ребенок переносит в игру, где показывает взаимоотношения героев прочтенного произведения, их повадки и особенности поведения. Это помогает ребенку раскрыться как личности, формирует его отношение к социуму. [4]

Таким образом, благодаря художественной литературе, ребенок развивается полноценной взрослой личностью, может оценивать свои поступки, определить характер людей вокруг, адаптироваться к любому обществу. Но, главную роль в ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой играют взрослые. Чем больше времени они будут уделять чтению различных произведений детям, тем лучше будет развиваться ребенок, его эмоциональная сфера, волевые качества. Книга должна стать главной ценностью в семье, а традиция читать на ночь должна быть незыблемым правилом, которое нельзя нарушать.

Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста является художественная литература.

Предназначение книги — сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, на основе открытий того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами прошлых столетий.

Дошкольный возраст — важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга — мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств, и взаимопониманий. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Литературное образование дошкольников - педагогические основы литературного образования дошкольников

Педагогические основы литературного образования дошкольников

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Литература — как вид искусства

— формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

— развитие литературной речи;

— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Таким образом, перечисленные задачи говорят, что согласно ФГОС дошкольного образования работа с художественными произведениями рассматривается как равнозначная наряду с развитием речи. Если раньше ознакомление детей с художественной литературой была лишь разделом методики развития речи, средством для нравственного, трудового воспитания и ознакомления детей с окружающим миром, то в настоящее время определена необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности. .

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детей разного возраста, обозначенные в трудах Е. А. Флёриной, Н. С. Карпинской , Л. М. Гурович и др.

Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что в разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе особенностей восприятия детей разных возрастных групп по Л. М. Гурович, можно выделить следующие общие задачи:

1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);

2. Формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);

3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);

4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.

Усложнение содержания работы по литературному образованию дошкольников идет от группы к группе:

· 1 младшая группа: чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных;

· 2 младшая группа: подводят детей к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка;

· Средняя группа: внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна;

· Старшая группа: дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью);

· Подготовительная группа: обучение элементарному анализу произведения

Основная задача в настоящий момент

В работах таких авторов Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович. Сформированы принципы отбора литературных произведений на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:

1) идейно-художественная ценность;

2) учет возрастных особенностей;

4) композиционная облегченность;

5) четкая позиция автора.

Основной задачей в настоящий момент является постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы. А. В. Запорожец в связи выделены умения, которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе ознакомления с литературным произведением:

1. Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью:

— сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений;

— воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом;

2. Умения, связанные с осмыслением содержания произведения:

— понимать тему произведения;

— понимать основную мысль произведения;

— входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении;

— понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию.

3. Умения, связанные с осознанием формы произведения:

— выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);

— понимать, что главное в произведении — отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение).

4. Умения, связанные с осознанием языковых особенностей произведения:

— выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, метафору, эпитет и др.);

— улавливать образный строй художественной речи;

— понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл.

Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы: стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.

Таким образом, под литературным образованием дошкольников, мы в своей работе в свете ФГОСТ ДО понимаем образовательную область, целью которой является формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение ряда задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса), которые усложняются в зависимости от возраста детей.

Постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы требует от педагога в процессе литературного образования формировать у дошкольников специальные умения по ознакомлению с литературным произведением.

Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него.

У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Педагог сам называет жанр художественной литературы.

Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, педагог называет жанр произведения.

Становится возможен небольшой анализ произведения, (беседа о прочитанном). Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер.

Оценить 121 0

«Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода,

она — рупор человеческой мысли.

Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

2. Закончите пословицу:

3. К какому виду творчества это относится?

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

 Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

 Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

 О жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях.

 О простейших элементах образности в языке.

 Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В детском саду существует своя методика художественного чтения и рассказывания. М.М. Конина выделяет несколько типов:

Чтение и рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД).

а) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала).

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.

Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения (стихотворение, проза), а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Ведущей формой деятельности являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.

При использовании литературных произведений вне ООД решаются следующие задачи:

Чтение вне ООД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Читайте также: