Что не присваивается гражданам проходящим федеральную государственную службу

Обновлено: 25.06.2024

Классификация государственных служащих Российской Федерации

Классификация государственных служащих — одна из сложных в административной науке и практике. Нормативно она решена лишь частично. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют, что классификация государственных служащих многовариантна. Можно классифицировать российских государственных служащих по следующим признакам.

1. По уровням государственной власти:

  • федеральные государственные служащие;
  • государственные гражданские служащие субъектов РФ.

2. По ветвям государственной власти:

  • государственные служащие законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • судебной власти и прокуратуры;
  • иных высших государственных органов.

3. По видам государственной службы.

  • гражданский служащий;
  • военнослужащий;
  • служащий правоохранительных органов.

4. По условиям прохождения службы:

  • карьерные государственные служащие, работающие на основе бессрочного служебного контракта;
  • замещающие должности государственной службы по контракту на определенный срок.

5. По классным чинам, воинским и специальным званиям, (дипломатическим рангам. Эта классификация особо значима, поскольку имеет давние исторические традиции и в настоящий момент в большей степени нормативно урегулирована. В соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ классные чины на гражданской службе введены в Российской Федерации вместо квалификационных разрядов, установленных еще в 1995 г. Классные чины, воинские и специальные звания — одна из фундаментальных основ государственной службы, поэтому на ней следует остановиться подробно.

Чины, ранги, звания. В современном российском законодательстве определено четыре вида классификации государственных служащих. В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу РФ, присваиваются:

  • классные чины;
  • дипломатические ранги;
  • воинские звания;
  • специальные звания.

Законодательно установлены общие условия (принципы) присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий государственных служащих РФ:

  • их последовательное присвоение по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые;
  • присвоение классного чина, воинского звания и т.д. государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью государственной службы;
  • досрочное присвоение классного чина воинского звания и т.д. либо присвоение классного чина и т.д. на одну ступень выше, предусмотренных для замещаемой должности государственной службы, в качестве меры поощрения;
  • учет классного чина воинского звания и т.д. при переводе или поступлении служащего с государственной службы одного вида на другой;
  • сохранение присвоенного классного чина, воинского звания и т.п. при освобождении от замещаемой должности государственной службы или увольнения с государственной службы;
  • лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания только по решению суда.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также пребывание в них учитываются при присвоении классного чина и т.д. по новому виду государственной службы. Заметим: учитываются, но не переносятся автоматически.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Отдельным указом Президента России определяется и соответствие старых квалификационных разрядов федеральных государственных служащих новым классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации.

Классный чин гражданского служащего РФ — это персонально присваиваемый, как правило, на основании государственного квалификационного экзамена разряд, соответствующий служебному положению, занимаемой должности, уровню профессиональной подготовки, выслуге лет и заслугам служащего.

Современное законодательство определяет пять наименований классных чинов гражданской службы:

В каждой группе чинов предусматривается три класса — 1, 2, 3-й (1-й класс высший). Всего, таким образом, в гражданской службе России 15 классных чинов.

Классные чины строго дифференцированы по группам должностей гражданской службы. Присвоение классных чинов производится последовательно в строгом соответствии с замещаемой группой должностей гражданской службы:

  • чин секретаря государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует младшей группе должностей;
  • чин референта государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует старшей группе должностей;
  • чин советника государственной гражданской службы РФ 1—3-го класса соответствует ведущей группе должностей;
  • чин государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует главной группе должностей;
  • чин действительного государственного советника Российской Федерации 1—3-го класса соответствует высшей группе должностей.

Высшие классные чины — действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2, 3-го класса — присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом РФ.

  • в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. — по представлению руководителей этих органов, в иных федеральных органах исполнительной власти — по представлению Правительства РФ;
  • в иных федеральных государственных органах (законодательной, судебной власти) или их аппаратах — по представлению руководителей этих органов.

Классные чины государственного советника Российской Федерации 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим:

  • в федеральных органах исполнительной власти — Правительством РФ;
  • в иных федеральных государственных органах — руководителями этих органов.

Классные чины советника государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, референта государственной гражданской службы РФ 1, 2, 3-го класса, секретаря государственной гражданской службы 1, 2, 3-го класса присваиваются федеральным гражданским служащим представителем нанимателя в лице руководителя государственного органа либо представителя этого руководителя.

С момента присвоения гражданскому служащему классного чина ему устанавливается месячный оклад по классному чину, входящий в денежное содержание служащего, и делается запись в личное дело, учетную карточку и трудовую книжку чиновника.

Законодательство устанавливает основные требования к присвоению классных чинов гражданским служащим:

  • классные чины присваиваются гражданским служащим только в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы;
  • гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена;
  • классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, причем с соблюдением последовательности присвоения чина, с учетом профессионального уровня служащего и продолжительности государственной гражданской службы РФ в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Классный чин может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина. При этом учитываются классный чин иного вида государственной службы, воинское, специальное звание, дипломатический ранг, присвоенные служащему на прежнем месте государственной службы России.

Например, первым классным чином для младшей группы должностей является секретарь государственной гражданской службы РФ 3-го класса для старшей группы должностей — референт государственной гражданской службы РФ 3-го класса и т.д.

Первый классный чин федеральному гражданскому служащему присваивается после успешного завершения испытания. Если испытание не устанавливалось по условиям служебного контракта, то первый классный чин присваивается не ранее чем через три месяца после назначения гражданского служащего на должность.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый служащему.

Для прохождения гражданской службы устанавливаются следующие сроки:

  • в классных чинах секретаря государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, референта государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса — не менее одного года;
  • в классных чинах советника государственной гражданской службы 3-го и 2-го класса, государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — не менее двух лет;
  • в классных чинах действительного государственного советника РФ 3-го и 2-го класса — как правило, не менее одного года.

Для прохождения гражданской службы в классных чинах секретаря гражданской службы 1-го класса референта гражданской службы 1-го класса, советника гражданской службы 1-го класса и государственного советника РФ 1-го класса сроки не устанавливаются.

При назначении гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине.

В качестве меры поощрения за особые отличия в гражданской службе классный чин федеральному гражданскому служащему может быть присвоен:

  • до истечения срока, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в занимаемой должности и не выше классного чина, соответствующего этой должности гражданской службы;
  • по истечении срока — на одну ступень выше классного чина, соответствующего замещаемой должности гражданской службы, но в пределах группы должностей, к которой относится занимаемая должность.

Важно, что очередной классный чин не присваивается гражданскому служащему, имеющему дисциплинарные взыскания, а также служащему, в отношении которого проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело. Присвоенный классный чин сохраняется за федеральным гражданским служащим при освобождении от занимаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы, в том числе с выходом на пенсию, а также при поступлении на гражданскую службу вновь.

Гражданин Российской Федерации может быть лишен классного чина только судом за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Дипломатические ранги. В рамках гражданской службы свою специфику имеет служба дипломатических работников. Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел РФ.

Законодательством установлено, что лицам, заметающим должности федеральной государственной службы в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях России, представительствах МИД РФ на территории Российской Федерации, в должностные обязанности которых входит исполнение функций дипломатического характера присваиваются в соответствии с их квалификацией и занимаемой должностью дипломатические ранги. Они имеют следующие наименования: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1-го класса Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2-го класса советник 1-го класса советник 2-го класса, первый секретарь 1-го класса, первый секретарь 2-го класса, второй секретарь 1-го класса, второй секретарь 2-го класса, третий секретарь, атташе.

Группе солдат, матросов, сержантов и старшин соответствуют следующие воинские звания:

  • войсковые — рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина;
  • корабельные — матрос, старший матрос, старшина 2-й статьи, старшина 1-й статьи, главный старшина, главный корабельный старшина.

Группе прапорщиков и мичманов соответствуют воинские звания:

  • войсковые — прапорщик и старший прапорщик;
  • корабельные — мичман и старший мичман.

Офицерский состав подразделяется на три категории: младшие,

старшие и высшие офицеры.

Воинские звания младших офицеров:

  • войсковые — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
  • корабельные — младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант.

Воинские звания старших офицеров:

  • войсковые — майор, подполковник, полковник;
  • корабельные — капитан 3-го ранга, капитан 2-го ранга, капитан 1-го ранга.

Воинские звания высших офицеров:

  • войсковые — генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал- полковник, генерал армии, маршал Российской Федерации;
  • корабельные — контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал, адмирал флота.

Соответствие званий и чинов. Своя классификация специальных званий существует в правоохранительной государственной службе.

Сложный и пока до конца не решенный вопрос — правовое определение соответствия воинских званий званиям правоохранительной службы или классным чинам. Как уже отмечалось, они учитываются, но не переаттестуются автоматически. Все зависит от замещаемой должности в новом виде государственной службы.

Согласно нему соответствует:

  • генералу армии, адмиралу флота генерал-полковнику, адмиралу — квалификационный разряд (классный чин) действительного государственного советника РФ 1-го класса;
  • генерал-лейтенанту, вице-адмиралу — действительный государственный советник РФ 2-го класса;
  • генерал-майору, контр-адмиралу — действительный государственный советник РФ 3-го класса;
  • полковнику, капитану 1-го ранга — государственный советник РФ 2-го класса;
  • подполковнику, капитану 2-го ранга — государственный советник РФ 3-го класса;
  • майору, капитану 3-го ранга — советник РФ 1-го класса;
  • капитану, капитан-лейтенанту — советник РФ 2-го класса;
  • старшему лейтенанту — советник РФ 3-го класса;
  • лейтенанту — советник государственной службы 1-го класса;
  • младшему лейтенанту — советник государственной службы 2-го класса;
  • старшему прапорщику, старшему мичману, прапорщику, мичману — советник государственной службы 3-го класса;
  • старшине, главному корабельному старшине, старшему сержанту, главному старшине — референт государственной службы 1-го класса;
  • сержанту, старшине 1-й статьи, младшему сержанту, старшине 2-й статьи — референт государственной службы 2-го класса;
  • ефрейтору, старшему матросу, рядовому, матросу — референт государственной службы 3-го класса.

Следовательно, введение и присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий служащим являются фактором упорядочения государственно-служебных отношений, закрепления иерархии государственных должностей, стимулом повышения квалификации государственного служащего и фактом государственного признания его заслуг.

Одно из главных требований, которое предъявляется к государственным служащим, — их профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Данное требование вытекает из принципа современной государственной службы РФ — профессионализма и компетенции служащих. Возрастание сложности управленческого труда потребовало от служащего профессиональной специализации и квалификации, т.е. приобретения им специальных знаний, умений и навыков. Основные формы специализации персонала государственной службы — профессия, специальность, должность. Диагностика управленческих кадров по определению их профессиональной компетентности осуществляется с помощью специальных методов оценки персонала: конкурсов, аттестаций, квалификационных экзаменов, испытаний, составления профессиограмм, индивидуальных собеседований, наблюдений и т.д.

Весьма важен вопрос мотивации поступления граждан на государственную службу. Что влечет их стать государственными служащими? Социологические опросы показывают, что федеральные гражданские служащие среди мотивов поступления на государственную службу на первое место ставят гарантию постоянности работы (44,7%), а далее — желание принести пользу государству и обществу, стремление реализовать свои способности, стремление сделать карьеру, повысить свой статус, заработать государственную пенсию 5 Актуальные проблемы государственной службы и кадровой политики. М.: РАГС. 2005. С. 36. .

Результаты исследования говорят о том, что в целом у российских государственных гражданских служащих превалирует личная и одновременно общественно-государственная мотивация поступления на государственную службу и ее прохождения. Абсолютное большинство чиновников вполне удовлетворены своим положением. Все это говорит о достаточно высоком социальном статусе российских государственных служащих.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Читайте также: