Что не относится к политико правовому режиму

Обновлено: 05.07.2024

Политико-правовой режим представляет собой совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политико-правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические. Антидемократический режим в свою очередь характеризуется как тоталитарный режим, авторитарный режим, военный режим.

Демократический режим

В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно-политического устройст­ва), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными признаками демократического режима явля­ются:

1) формирование органов власти выборным путем,

2) свобо­да деятельности различных субъектов политической жизни,

3) признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократический режим

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.




Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведе­ние референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально одно­родного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Авторитарный режим

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Признаки авторитарного режима:

1) носителем власти при авторитарном режиме является один че­ловек или группа лиц (правящая элита),

2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,

3) деятельность политической оппозиции запрещена.

4) государство отказывается от то­тального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

5) авторитарный режим занимается обеспечением: собственной безопасности и стабильности.

Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

Военный режим

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технокра­тов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления по­литической стабильности, ликвидации коррупции.

Вопросы для самоконтроля

1 Признаки демократического режима;

2 Признаки антидемократического режима;

3 Признаки тоталитарного режима;

4 Признаки авторитарного режима;

5 Признаки военного режима.

План:

Теория разделения властей.

Характеристика законодательной власти.

Характеристика исполнительной власти.

Характеристика судебной власти.

Система разделения властей

Демократия и её признаки.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей были заложены еще античными мыслителями, в частности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сформулировал в 1784г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, ис­полнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали ис­пользовать как идеологическую основу борьбы против всех форм диктатуры. История показывает, что опасность последней является постоянной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побеждает государство.

Таким образом, разделение властей представляет определен­ные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нор­мального функционирования государства необходимо взаимо­действие всех ветвей единой государственной власти.

Понятие политико-правового режима. Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием политико-правового режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости.

Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности.

Только что отмеченные изъяны устраняются, когда речь идет о политико-правовом режиме, подразумевая под ним методы (способы, приемы) осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан правами и свободами, уровень обеспечения таких прав и свобод, взаимная ответственность их обладателей и государственных структур. При таком подходе не только берутся в органическом единстве взаимосвязанные характеристики государства в политико-правовом срезе, но и открывается простор для оказывающих влияние на эти характеристики факторов, в том числе экономических, исторических, политических, социальных и духовных. Тем самым создается возможность более полно отразить степень демократичности всей политико-правовой жизни общества, включая сюда деятельность государственных структур и их взаимоотношения с людьми, политическими партиями, общественными объединениями, общественно-политическими движениями, инициативами и т.д.

Разновидности политико-правового режима. Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические политико-правовые режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы личности, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других.

Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры.

Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются или иным образом лишаются свободы, государство имеет примат над правом, его органы связаны не столько с законами, сколько с указаниями сверху.




Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга.

Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с той или иной спецификой, подавляющего личность, ограничивающего возможности населения страны реально участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность.

Политико-правовой режим в России. В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения страны не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно - представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического прошлого российского, существенно не меняли природы власти.

Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле - партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, правовые возможности и интересы личности повсюду ущемлялись.

Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер.

Конституция РФ 1993 года во многом открывает возможность для утверждения в стране демократического политико-правового режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты.

Признается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст.ст.2,3,12, 17-66 Конституции РФ). Все это, казалось бы, позволяет считать новый конституционный политико-правовой режим в России демократическим.

Вместе с тем, однако, нельзя пройти мимо как существенных изъянов в самом конституционном строе, о которых говорилось выше, так и явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму, ловко сочетаемому с коррупцией, разгулом преступности и беззащитностью миллионных масс населения страны.

Еще одно измерение формы государства олицетворяется понятием политико-правового режима, призванного дополнять формы правления и государственного устройства, конкретизировать их реальные проявления в определенной плоскости.

Формы правления и государственного устройства сами по себе далеко не всегда показывают, насколько демократично то или иное государство: некоторые унитарные государства бывают демократичнее федеративных, монархические - республиканских и т.д. Для более полной характеристики формы государства важны и методы (приемы, способы) осуществления публичной власти, обеспеченность прав, свобод и законных интересов личности.

Для обозначения данной стороны формы государства в литературе нередко применяется термин "политический режим", под которым понимается совокупность способов осуществления государственной власти[198], или термин "государственный режим", имея в виду либо те же способы властвования[199], либо те или иные "особенности функционирования государственного механизма"[200]. Мы предпочитаем более емкое понятие "политико-правовой режим" с учетом того, что, во-первых, все государственное является частью политического, во-вторых, речь должна идти не только о способах осуществления публичной власти или об особенностях функционирования государственного механизма, а о значительно большем - о режиме и для всех других общественно-политических структур в сферах отношений, на которые оказывается юридическое воздействие.

Ведь все государственно-правовые явления, в конечном счете, носят политический, а многие из политических явлений - государственный, правовой характер. Кроме того, отношение властных структур к политическим процессам и уровень гарантированности прав, свобод и интересов личности настолько взаимосвязаны между собой, что каким-то образом отрывать их друг от друга невозможно.

Только что отмеченные обстоятельства учитываются, когда речь идет именно о политико-правовом режиме, подразумевая под ним методы (способы, приемы) осуществления публичной власти, отношение властных структур к основам жизнедеятельности общества, наделенность граждан и их объединений правами и свободами, уровень обеспечения таких прав и свобод, взаимная ответственность их обладателей и государственных структур. При таком подходе не только берутся в органическом единстве взаимосвязанные характеристики государства в политико-правовом срезе, но и открывается простор для учета оказывающих на эти характеристики факторов, в том числе экономических, исторических, политических, социальных и духовных. Тем самым создается возможность более полно отразить степень демократичности всей политико-правовой жизни общества, включая сюда деятельность государственных структур и их взаимоотношения с людьми, политическими партиями, общественными объединениями, общественно-политическими движениями, инициативами и т.д.

Политико-правовые режимы подразделяются, прежде всего, на демократические и недемократические. Демократические режимы бывают там, где публичная власть согласовывает и выражает интересы широких масс населения, стремится создать надежный правовой фундамент для развития общества, признает и обеспечивает права, свободы и законные интересы граждан и созданных ими организаций, берет на себя определенные обязанности так же, как возлагает их на других.

В древних аристократических республиках публичная власть выражала интересы "свободных" сословий (например, патриции и плебеи в Риме после реформ Сервия Туллия), опиралась на их поддержку, заботилась об их правах. свободах и имущественных интересах. В современных демократических государствах публичная власть не проводит юридически значимых различий между различными слоями населения, устанавливает для всех своих граждан одинаковый политико-правовой режим, защищает права и свободы каждой личности на своей территории, а в некоторых ситуациях - права и свободы людей даже на чужих территориях, если там они попираются в такой степени, что это приобретают негативное международно-правовое значение (к примеру, в Боснии, Чечне, Абхазии).

Демократические политико-правовые режимы сориентированы на плюрализм мнений, на свободу средств массовой информации, на защиту граждан от любых проявлений произвола и беззакония и на функционирование в стране реального механизма воздействия населения на властные структуры.

Недемократические политико-правовые режимы были и остаются в государствах, где власть сосредоточена в руках узкой социальной группы, ее органы формируются по назначению или путем сугубо формальных выборов, распределение между ними властных функций носит условный характер, власть опирается преимущественно на силовые структуры, личность подавляется, ее права, свободы и естественные интересы ущемляются, средства массовой информации, профсоюзы и многие общественно-политические образования огосударствляются, государство имеет примат над правом, его органы фактически связаны не столько с правовыми нормами, сколько с указаниями сверху.

Такие режимы могут существенно отличаться друг от друга. Авторитаризм, например, позволяет сосредоточивать власть, главным образом, в руках одного лица; элитаризм - возвышать над обществом клановую, "семейную", политическую, техническую или иную элиту; тоталитаризм - беспредельно вмешиваться в жизнедеятельность людей, регламентировать ее даже в частностях; охлократизм - перехватить власть на некоторое время митингующей, восставшей толпой; расизм - возвести в публичный ранг деление рас на высшие и низшие; фашизм - использовать открыто шовинистические, "национал-социалистические" идеи для оправдания тирании.

Однако все это - разновидности недемократического политико-правового режима с теми или иными особенностями, подавляющего личность, ограничивающего возможности граждан и их объединений участвовать в формировании властных структур и реально воздействовать на их деятельность.

В монархической России политико-правовой режим не отличался демократичностью: власть была сосредоточена в руках правителей, подавляющее большинство населения не участвовало в ее формировании и осуществлении. Сословно-представительные и представительные учреждения, фигурировавшие в некоторые периоды исторического прошлого страны, не меняли природы власти.

Советская власть на словах принадлежала трудящимся массам, на деле - партийной элите. Формально проводились регулярные выборы, но всегда таким образом, что у избирателей фактического выбора не было. Хотя провозглашалась свобода слова, вся идеология была монополизирована партией, инакомыслие жестоко преследовалось. Несмотря на конституционное декларирование прав и свобод граждан, интересы личности повсюду ущемлялись. Партийная номенклатура не была связана действующим правом, могла решать те или иные вопросы "по целесообразности", вопреки закону. Пределы ее вмешательства в жизнь людей не ограничивались. Экономическая свобода, необходимая для материального благополучия, по сути, отрицалась. Политико-правовой режим в целом носил авторитарный и тоталитарный характер.

Конституция РФ 1993 года во многом открывает возможность для утверждения в стране демократического политико-правового режима. Личность наделяется широкими правами и свободами, в том числе естественными, неотчуждаемыми. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, на государство возлагается обязанность их признания, соблюдения и защиты. Провозглашается идеологическое и политическое многообразие. Оно подкрепляется частной собственностью, простором для каждого использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Вводится местное самоуправление, не подчиненное органам государственной власти. Усиливается судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и других участников общественных отношений (ст.ст.2,3,12, 17-66 Конституции РФ). Все это позволяет считать новый конституционный строй в России демократическим.

Вместе с тем, однако, нельзя пройти мимо как существенных изъянов в самом этом строе, о котором говорилось выше, так и явно неудовлетворительного состояния претворения в жизнь всего провозглашенного. Россия в очередной раз оказалась на развилке дорог, одна из которых ведет к истинно демократическому политико-правовому режиму, другая - к обыкновенному, но не менее изощренному авторитаризму. Долг каждого, кто заинтересован в цивилизованном будущем России, - на деле содействовать всячески утверждению демократического политико-правового режима в подлинном его значении.

Что такое политический режим. Типы политических режимов

Политический режим - это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления в определенной стране. Простыми словами, политический режим определяет, как власть взаимодействует с обществом: с помощью принуждения и контроля либо с помощью диалога и честных выборов.

Политический режим может быть демократическим либо недемократическим – тоталитарным или авторитарным.

Демократия основана на коллективном принятии решений, соблюдении прав и свобод человека.

При авторитаризме власть сосредоточена в руках узкой элиты, не допускающей в политику конкурентов.

При тоталитаризме государство стремится к полному контролю над всеми сторонами жизни общества и человека.

Задачи любого политического режима - обеспечивать стабильность власти, управляемость граждан, достижение политических целей, реализацию интересов правящей элиты.

Политический режим определяется:

Уровнем развития, интенсивностью общественно-политических процессов

Развитостью общественно-политических традиций, политическим сознанием и поведением граждан

Структурой правящей элиты

Состоянием отношений с бюрократией

Доминирующим в обществе типом легитимности: традиционным, харизматическим или легальным

Политический режим нельзя путать с формой правления: республикой или монархией. Монархия может быть и авторитарной (Саудовская Аравия), и демократической (Нидерланды). То же самое касается республик: они бывают демократическими (Франция), авторитарными (Китай) и тоталитарными (нацистская Германия).

Демократический режим и его признаки

Демократия - политическое устройство, при котором граждане принимают политические решения коллективно: лично или через избранных представителей.

Демократия основывается на признании народа единственным источником власти. Она предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона, сменяемость власти.

Признаки демократического режима:

Назначение лидеров происходит с помощью честных и состязательных выборов.

Власть опирается на большинство населения, которое сознательно поддерживает ее.

Власть ориентируется на удовлетворение потребностей населения.

Правовое государство: разрешено все, что не запрещено.

Разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Многопартийность. Легальная оппозиция.

Большой объем прав и свобод граждан гарантирован фактически.

Карательные органы строго подчиняются закону.

Смешанная экономика: доминирует частный сектор, государство вмешивается в нее лишь опосредованно.

Идеология политического плюрализма

Примеры стран с демократическим режимом: Австралия, Германия, Великобритания, США, Индия, Япония.

Авторитарный режим и его признаки

Авторитаризм - это режим, где власть осуществляется при минимальном участии народа. При авторитарном режиме государственная власть сосредоточена в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц - например, определенной партии, военной верхушки, олигархической группы. Участие иных сил в политической жизни строго ограничено.

Признаки авторитарного режима:

Централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

Неподконтрольность власти народу, отсутствие реальной выборности и подотчетности власти населению.

Ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

Нарушается принцип разделения властей. Командный стиль руководства.

Власти активно используют репрессии против политических противников.

Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но нарушаются в реальности.

Доминирует официальная идеология, при этом допускаются другие идейные течения.

Правящая партия соединяется с государством.

Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

Также авторитарный режим может опираться на другие традиционные общественные институты - бюрократию, церковь и т.п.

Обширный госсектор в экономике.

Нередко агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

Примеры стран с авторитарным режимом: Иран, Китай.

Тоталитарный режим и его признаки

При тоталитарном политическом режиме права и свободы фактически отсутствуют. Демократические институты вроде парламента могут существовать на бумаге, но в реальности полностью подчиняются верховной власти.

Признаки тоталитарного режима:

Государство осуществляет тотальный контроль всех сторон частной и общественной жизни.

Власть монополизирована одной политической партией, а в ней - одним лидером с неограниченными полномочиями.

Отсутствует разделение властей.

Оппозиция запрещена, многопартийности не существует.

Права и свободы человека декларируются, но не действуют.

Единая идеология обязательна для всех.

Отсутствуют плюрализм мнений, свобода слова и собраний.

Карательные органы осуществляют политический сыск и репрессии. Режим опирается на тайную полицию, насилие и террор.

Централизованная экономика, государственное планирование, милитаризация производства.

Милитаризация общественной жизни.

Агрессивная внешняя политика, экспансионизм.

Примеры стран с тоталитарным режимом: Северная Корея эпохи Ким Ир Сена, СССР времен сталинизма, нацистская Германия при Гитлере.

Политические режимы. Таблица

Система законов мало разработана

Система законов минимальна

Развитая система демократических законов

Практически не ограничены

Фактически не ограничены

Строго ограничены законом

Представитель­ные органы власти

Отсутствуют или марионеточны

Имеют широкий круг полномочий

Реализуется на практике

Полномочия местных органов власти

Массовая полити­ческая партия одна

Правящая партия огосударствлена

Официальная идеология одна

Господство одной идеологии

Права и свободы

Разрешено только то, что приказано

Разрешено то, что не имеет отношения к политике

Разрешено все, что

не запрещено законом

Проводят массо­вые политические

Осуществляют тайный политический сыск

Строго регламенти­рованы законом

Характер и ме­ра осуществле­ния власти

Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие

неконтролируемых властью областей общественной жизни

Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом

Отношение лю­дей к власти, их взаимодействие

Слияние общест­венного сознания с властью

Отчуждение наро­да от власти

Поддержка предста­вителей власти народом

Идеалы поли­тического пове­дения:
1. власти
2. индивида

1. Компетентность
2. Послушание, бесправие

1. Соблюдение закона

2. Соблюдение законов

Укажите/выберите политический режим. Примеры заданий

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать признаки политических режимов, уметь объяснить разницу между тоталитаризмом, авторитаризмом и демократией.

Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей

Б) гарантировано равенство всех перед законом

В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений

Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека

Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь

Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам. Правильный ответ: 211222

Найдите в при­ве­ден­ном списке от­ли­чи­тель­ные черты то­та­ли­тар­но­го политического режима. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) взаимная от­вет­ствен­ность государства и общества
2) монополия го­су­дар­ства на сред­ства массовой информации
3) общеобязательная идеология
4) централизованная си­сте­ма управления экономикой
5) власть под­чи­не­на контролю общества

Правильный ответ: 234

В го­су­дар­стве Z при­ня­та новая конституция, с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью про­во­дят­ся выборы. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в го­су­дар­стве Z су­ще­ству­ет то­та­ли­тар­ный режим? Вы­бе­ри­те вер­ные от­ве­ты и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Основные выс­шие ор­га­ны вла­сти фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве выборов.
2) Ветви вла­сти кон­сти­ту­ци­он­но разделены.
3) Отдельные ста­тьи кон­сти­ту­ции по­свя­ще­ны пра­вам и сво­бо­дам граждан.
4) Существует еди­ная обя­за­тель­ная по­ли­ти­че­ская идеология.
5) Установлен пол­ный кон­троль го­су­дар­ства над всеми ас­пек­та­ми жизни об­ще­ства и человека.
6) Глава го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся авторитетом.

Правильный ответ: 45

Правильный ответ:
1) В стране Z - демократический режим.
2) В тексте упоминаются следующие признаки демократии:
- многопартийность, политический плюрализм
- свободные конкурентные выборы.
3) Может быть назван дополнительный признак:
- реальная гарантия соблюдения прав и свобод человека
- разделение властей

Суждения о политических режимах. Пример задания

Выберите вер­ные суж­де­ния об осо­бен­но­стях де­мо­кра­ти­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме глас­ность яв­ля­ет­ся прин­ци­пом ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти го­су­дар­ствен­но­го аппарата.
2) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме власть раз­де­ле­на на законодательную, испол­ни­тель­ную и судебную.
3) При де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме де­я­тель­ность оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий запрещена.
4) В от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, при де­мо­кра­ти­че­ском ре­жи­ме су­ще­ству­ет право вла­сти на взи­ма­ние на­ло­гов и сборов.
5) При де­мо­кра­ти­че­ском режиме, в от­ли­чие от по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов дру­гих типов, су­ще­ству­ет право вла­сти на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.

Правильный ответ: 12

Выберите вер­ные суж­де­ния об ав­то­ри­тар­ном по­ли­ти­че­ском режиме.
1) Ав­то­ри­тар­ный режим все­гда уста­нав­ли­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те на­силь­ствен­но­го за­хва­та по­ли­ти­че­ской власти.
2) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме не со­блю­да­ют­ся или су­ще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ют­ся по­ли­ти­че­ские права и сво­бо­ды граждан.
3) Ав­то­ри­тар­ный режим может су­ще­ство­вать в го­су­дар­ствах как с монархической, так и с рес­пуб­ли­кан­ской фор­ма­ми правления.
4) При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме оп­по­зи­ция под­вер­га­ет­ся огра­ни­че­ни­ям и пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны дей­ству­ю­щей власти.
5) Ав­то­ри­тар­ные ре­жи­мы впер­вые по­яв­ля­ют­ся в XX веке.

Правильный ответ: 234

Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.

Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе. Иными словами, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Основные признаки политических режимов

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды политических режимов

В литературе встречается множество градаций политических режимов, однако акцент делается на трех основных видах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Каждый из видов в свою очередь можно условно разделить на подвиды.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания.

Как правило, власть реализуется в закрытом режиме одним человеком либо узкой группой лиц, посредством распространения единой идеологии, пропаганды культа личности вождя или правящей элиты.

Ключевым инструментом осуществления власти является террор, который может перерастать в геноцид.

Признаки тоталитарного политического режима:

  • тотальный контроль государства над обществом;
  • всеобщая концентрация власти в руках правящего меньшинства;
  • концепция жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация общественной жизни;
  • однопартийность, отсутствие оппозиции;
  • единая идеология общественно-социальной сферы общества;
  • стандартизация политической, общественной и духовной жизни;
  • идеологизация;

Подвидами тоталитаризма являются коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный режим

Данный политический режим является своего рода промежуточным звеном между тоталитаризмом и демократией. Для него по-прежнему характерна неограниченная власть государственного аппарата, основанная на жестких, принудительных и часто силовых методах влияния на социальные процессы в обществе. В тоже время имеют место быть частная инициатива, рыночная конкуренция, гражданская компонента общества.

Признаки авторитарного политического режима:

Авторитарный политический режим имеет как свои плюсы, так и минусы. К первым можно отнести общественный порядок, политическую стабильность, способность мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач, что, безусловно, важно в условиях экстремальных ситуаций. К недостаткам относится жесткая централизация власти, аполитичный настрой граждан.

Демократический режим

Демократия подразделяется на три основных вида:

  1. Прямая демократия – система, при которой обладающие правом голоса граждане участвуют в принятии решения общественно-политической жизни общества. Данная система имеет место быть в небольших поселениях.
  2. Представительная демократия – система, при которой в решение значимых политических, социальных и других вопросах принимают участие выбранные представители, наделенными определенными полномочиями. Данный вид демократии наиболее распространен в современном мире.
  3. Плебисцитарная демократия – система, готовый проект решения вопроса или закона выставляется на голосование. В современном мире данный вид демократии реализуется посредством референдумов.

Все три вида демократии могут одновременно существовать в рамках одного государства.

Таким образом, главная особенность демократического политического режима состоит в том, что граждане принимают непосредственное участие политической жизни государства.

Признаки демократического политического режима:

  • народовластие;
  • четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  • выборность органов государственной власти;
  • децентрализация государственной власти;
  • политический плюрализм или многопартийность;
  • гласность;
  • свобода рыночной экономики;
  • наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные типы политических режимов являются самыми распространенными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые ученые отмечают также гибридные формы политических режимов. Их особенностью является сращивание элементов демократического и авторитарного режимов. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократии происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Вывод

Таким образом, политический режим — способ организации политической системы, отражающий взаимодействие власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Наиболее распространены три основных вида политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Читайте также: