Что написать человеку которого уволили

Обновлено: 19.05.2024

Но на практике это получается не у всех. Собрали истории читателей Т⁠—⁠Ж , которые в процессе увольнения выбрали разную тактику поведения.

Вести переговоры и искать условия, выгодные всем

Два года работала PR-менеджером. После кризиса 2014 года дела у компании ухудшились и работы резко поубавилось. Задумывалась об уходе, но очень любила свою работу и коллектив.

Внезапный разговор с генеральным директором стал для меня шоком. Мило улыбаясь, начальник выставлял все так, будто заботится обо мне, и витиеватыми фразами сообщил, что компании нужно оптимизировать штат. Ответила, что уволиться не могу: муж тоже временно остался без работы. Но в других компаниях нашего холдинга занятия для меня не нашлось, и директор огласил, что придется расстаться.

Было обидно: за два года я ни разу не была на больничном и использовала не все отпуска, а теперь меня хотели уволить по собственному со смешной компенсацией. Но зарплата у меня была серая, и требовать сделать все по закону — с уведомлением за два месяца и полной компенсацией — было бы нерационально.

Договорились, что еще месяц я буду приходить в офис на полдня, выполнять самые важные обязанности и заниматься поиском новой работы. В итоге получила полторы зарплаты при увольнении. В будущем старалась работать только в местах с белой зарплатой, научилась отстаивать свои права и не быть терпилой.

За 14 лет работы в крупной сети из обычного продавца дорос до директора магазина, который, благодаря моей активности, стал единственным проходом из одной части торгового центра в другую. Моим важным KPI был коэффициент привлечения — отношение числа купивших к числу вошедших. Естественно, после открытия второго входа этот коэффициент упал в несколько раз, но план никто снижать и не думал. Пытался достучаться до руководства, сказать, что счетчики считают не посетителей, а случайных прохожих, что это кривая статистика. Просил, чтобы мне поставили любой другой управляемый KPI.

Согласился уйти, сумма была внушительная. А после новогодних праздников пошел в суд, но проиграл. Фатальной ошибкой стало увольнение по соглашению сторон.

Оценить свои силы, прежде чем идти в суд

Не было ни слова о времени и процедуре увольнения. Поэтому мы с напарницей затаились и продолжали работать. Через две недели руководитель сказал, чтобы мы писали заявления по собственному желанию. Когда мы отказались, нас вызвали в отдел кадров, давили, но мы требовали нас сократить.

Нам сняли премии, оставили голый мизерный оклад. Нас донимали отчетами, придирались, заставляли писать заявления, если мы отпрашивались с работы. Мы подали в суд, но несколько раз проиграли. Эпопея длилась почти год. В итоге мы не видели другого выхода и все-таки написали по собственному желанию.

Выбить компенсацию до последней копейки

Работала руководителем среднего звена в большой торговой компании. Пока у меня не было семьи и ребенка, босс издевалась как могла: звонила в любое время дня и ночи, заставляла брать телефон в туалет, ночью возить ей документы на дачу. Она привыкла, что я постоянно на связи. С младенцем это стало проблематично.

После рождения ребенка я хотела выйти на неполный рабочий день. Босс попросила передать мне, что если выйду, то сидеть буду неизвестно где, заниматься неизвестно чем и руководить никем не буду. Ну, я как дура и написала заявление.

Предложили хорошую компенсацию в четыре с половиной оклада, а это почти миллион. Выторговала сверху еще 50 000 рублей — просто из принципа. Но все равно было обидно из-за самодурства и безнаказанности начальницы. Успокаивает, что через полгода ее и саму попросили уйти.

Не стесняться привлекать союзников

Пять лет работала редактором — с момента основания компании. Пришел новый руководитель и вычистил всю редакцию без объяснения причин.

Он позвонил владельцу, дело тронулось. Со мной связались, пытались надавить. В итоге все-таки назначили время, когда отдадут деньги. В компанию отправила мужа и злого брата — чтобы точно отдали.

Хотя бы попытаться сопротивляться

Устроилась уборщицей в загс Москвы. Через три дня мне сообщили, что уборщицы переходят в клининговую компанию, но в какую и что будет с оплатой — не сказали. Начальница вызвала к себе и попросила написать заявление. Я думала, речь пойдет о согласии перейти в новую компанию, а мне стали диктовать:

Писать такое заявление я отказалась, и начался прессинг. Каждый день меня вызывали и вновь предлагали написать заявление — теперь уже с датой. Пригрозили уволить меня по статье как не прошедшую испытательный срок.

Заявление я все-таки написала: находиться в условиях, когда каждый день идешь на работу как на войну, я не могла. Поразило, что это происходило в госструктуре, все инструкции шли сверху. Бороться не стала, мне открыто дали понять, что сломаю зубы.

Помнить, что здоровье важнее

Страдаю эпилептическими припадками. Раньше они происходили редко, где-то раз в год или два. На работе были регулярные командировки от нескольких дней до полутора месяцев и, естественно, стресс. Неожиданно во время командировки в офисе случился припадок. Все испугались и неловко сказали мне, что не хотят меня больше видеть. И, стало быть, в головном офисе я тоже не нужен. Сказали, мол, уволим на любых условиях, только уходи.

Долгое время в корпоративном мире было распространено мнение, что увольнение подобно смертной казни. Ничего глупее быть не может. Если увольнение – это смертная казнь, неудивительно, что менеджеры до последнего тянут, лишь бы не увольнять работника, который не справляется.

Начните с плана на переходный период

Назначьте время увольнения. У экспертов нет единого мнения о том, когда именно стоит увольнять сотрудника, но все они сходятся на том, что выбор времени для такого решения должен быть обоснован. Если вы сообщите сотруднику о принятом решении в начале дня и в начале недели, он быстрее сможет приступить к поиску новой работы и, возможно, не проведет все выходные в подавленном настроении или, что еще хуже, в мыслях о мести. С другой стороны, если уволить кого-то днем в пятницу, остальных сотрудников это практически не затронет.

При любом решении руководствуйтесь интересами компании. Вероятно, вам приходится мириться с отсутствием результата вот уже несколько месяцев в надежде, что ситуация исправится сама собой. Теперь, когда конец близок, распланируйте переходный период так, чтобы минимально затронуть работу компании и остальных сотрудников.

Поищите резервы внутри компании: возможно, на освободившееся место можно кого-то назначить. Пока вы подбираете кандидата и готовите его к вступлению в должность, с увольнением можно и повременить. Возможно, стоит ненавязчиво оповестить клиентов и партнеров о том, что в ваших рядах предстоят изменения.

Представьте, что вы выступаете перед судом присяжных

Чтобы у вашего решения было прочное основание, представьте, что вы выступаете с речью перед судом и даете показания, а адвокат сотрудника всячески пытается доказать, что вы уволили его без всяких причин или, что еще хуже, в отместку за что-нибудь. Попробуйте найти в обосновании вашего решения все, что можно счесть пустой отговоркой или свидетельством личной неприязни.

Действуйте постепенно

Все проблемы при увольнении возникают из-за необдуманных действий. Если хочется что-то сказать, не торопитесь. Запишите ключевые мысли на листе бумаги и сверяйтесь с ним. Нужно четко понимать, что происходит. Это не сеанс у психотерапевта. Вы сообщаете человеку о том, что принято решение его уволить, и это решение – окончательное. Поэтому действовать нужно так:

О чем следует помнить, когда вы сообщаете сотруднику об увольнении:

На всякий случай приготовьтесь к слезам и эмоциям.

Инстинкт выживания очень силен, поэтому дайте сотруднику время осмыслить сказанное. И не забывайте о золотом моральном правиле: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Четыре вида реакций на увольнение

Шок
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не спорьте и не оправдывайтесь; повторите и закрепите сказанное.
Отрицание
Как реагировать: убедитесь, что собеседник понял, что вы сказали; повторите сказанное; повторяйте до тех пор, пока сотрудник не поймет, что вы сказали.
Гнев
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; не пускайтесь в подробные разъяснения о причинах решения; не оправдывайтесь; говорите твердо и настойчиво.
Печаль
Как реагировать: признайте за человеком право на эмоцию; продолжайте разговор; сделайте акцент на будущем.

5. Не стоит сопереживать тем, кто этого не заслужил. Почти все мои знакомые руководители – чуткие и внимательные люди. Однако, когда приходит время кого-то уволить, они начинают жалеть совсем не тех. Они так волнуются за судьбу сотрудника, которого им предстоит уволить, что напрочь забывают о людях, которые в отличие от увольняемого все-таки справлялись с работой, несмотря на аналогичные сложности, например, в личной жизни.

На самом деле, когда из компании уходят лентяи и те, кто не справляется, оставшимся становится легче, ведь это им приходилось пахать за двоих или доделывать чужую работу. Если увольнения обоснованны, а сотрудников оповещают об этом в уважительной и доброжелательной форме, всем становится ясно, что в компании царит хорошая профессиональная атмосфера.

А вот в организациях, где слабые сотрудники и откровенные лентяи продолжают ходить на работу как ни в чем не бывало, у талантливых и энергичных людей появляется ощущение, что их не ждет ничего хорошего. Те, кто сможет найти другую работу, уйдут. Если же они останутся, это будет означать, что их устраивает компания с низким уровнем требований к персоналу.

И напоследок – самое плохое в увольнениях заключается в том, что зачастую сотрудников увольняют слишком поздно. Приняв решение расстаться с кем-то и двигаться дальше, не нужно тешить себя пустыми надеждами, будто с этим сотрудником что-то еще может получиться. Так не бывает. Помните: самый большой вред бывает не от тех, кого вы уже уволили, а от тех, кого вы еще не уволили.-

Я увольняюсь сегодня с грустинкой, Но надо по жизни мне дальше шагать. Давайте мы С Вами простимся с улыбкой И будем друг друга тепло вспоминать!

Работа ваша безупречна,Вам нелегко найти замену,Всегда вы были человечны,Решали сложные проблем ы.

Спасибо Вам за вашу службу,За вклад, который привнесли,Мы очень ценим вашу дружбу,А лучшее, пусть ждет вас впереди!

Мы С Вами много пережили За время долгое работы, Общались, спорили, дружили, Делили счастье и заботы.

И вот пришла пора прощаться И коллектив ваш покидать,Но в мыслях буду возвращаться И всех вас часто вспоминать.

Приятно было С Вами поработать,Но трудовые разошлись пути, Теперь у каждого свои заботы, И порознь нам придётся к ним идти.

Коллеги, Вам большая благодарность За будни, а поддержку, за совет,Хочу, чтоб всё у вас по жизни получалось, И были все здоровы до ста лет!

Прощаюсь С Вами, как с семьей,Как с близкими, родными,В беде и в радости всегда Со мной вы рядом были.

И увольнение мое Пусть дружбе не мешает, Для вас, коллеги, в сердце дверь Открытой оставляю.

Иногда приходится прощаться, Жизнь ведь непрерывная река,Невозможно где-то задержаться На без счета, долгие века.

  • Было вместе прожито немало И рабочих и житейских бед.И друг друга заменить бывало Приходилось, или просто принести обед.

Вас благодарю за опыт, за поддержку И за взглядов добрых теплоту. Пусть ваш труд ценится начальством, А зарплату воплотит мечту!

Я покидаю коллектив, Скажу, коллеги, Вам спасибо За помощь, за поддержку делом, За исправление ошибок.

Мне будет вас так не хватать, Сердечность вашу помнить буду, О том, какая вы команда, На новом месте не забуду.

Долго жил я в коллективе Ухожу на позитиве! Если руки, ноги есть Значит будет что поесть! Да и денег я скопил, Много тратил здесь я сил, Так устал, что мочи нет, Ухожу! Вам всем привет!

Вас покидаю я, ребята, Прощай, любимый коллектив, Мы пережили не одну проверку И не один корпоратив.

Под моим руководством мы достигли высоких результатов, только за последние три года уровень продаж повысился в 4 раза. Благодаря нашим успехам мне удалось добиться должностного повышения.

Моим приемником на должности начальника отдела продаж станет Кушниренко Леонид Григорьевич. Его контактные данные:
. С ув. Александровский Станислав Владимирович.

Но не обязательно прощальное письмо должно включать только сухие деловые высказывания и формальные пожелания. Можно и пошутить, только корректно и деликатно, чтобы никого не обидеть.

  • Благодарю вас за поддержку
    За вашу сдержанность и стойкость
    Простите, если что не так.

В целом, все зависит от предпочтений и пожеланий увольняющегося сотрудника, традиций коллектива, наличия или отсутствия практики написания прощальных писем.

Хочу поблагодарить вас за уважительные и теплые отношения, отзывчивость и профессионализм при совместной работе. Желаю Вам дальнейших успехов в труде, карьерного роста и слаженной работы в коллективе.

Я покидаю коллектив,
Скажу, коллеги, Вам спасибо
За помощь, за поддержку делом,
За исправление ошибок.

Мне будет вас так не хватать,
Сердечность вашу помнить буду,
О том, какая вы команда,
На новом месте не забуду.

Долго жил я в коллективе
Ухожу на позитиве!
Если руки, ноги есть
Значит будет что поесть!
Да и денег я скопил,
Много тратил здесь я сил,
Так устал, что мочи нет,
Ухожу! Вам всем привет!

Вас покидаю я, ребята,
Прощай, любимый коллектив,
Мы пережили не одну проверку
И не один корпоратив.

Так жалко расставаться с человеком,
Что в коллективе стал своим, родным.
Но пожелаем мы сейчас успехов
И достижений новых, перспектив!

Уход с работы новая ступенька:
Пусть будет так, как повелит судьба.
Пускай судьбы открыта будет дверца
Для счастья, для здоровья и добра!

Делили с тобою рабочие будни,
Привыкли, конечно, ведь ты молодец!
Уходит сегодня хороший сотрудник,
В работе своей, несом ненно, ты спец!

Желаем тебе, на дорожку, удачи,
Успехов, любви, исполнения мечты.
Пусть станет твой опыт гораздо богаче,
И сложится все, как того хочешь ты!

Сегодня С Вами нам приходится прощаться,
Трудились мы бок о бок много лет,
Так хочется просить Вас задержаться,
Но пишет жизнь для Вас другой сюжет.

Так пусть же Вам удача улыбнется,
Здоровья, счастья, новых перспектив,
Ваш оптимизм пусть С Вами остается,
Несите людям только позитив!

Вы частичка коллектива,
Без вас будет тяжело,
Но, прощаясь, Вам желаем
Новый путь пройти легко
Сотню ярких достижений
И великих перспектив.
Пусть таким же дружелюбным
Будет новый коллектив!

Мы всегда вас рады видеть,
Это помните всегда!
Счастья Вам, тепла, везенья,
Мира, света и добра!

Вы с работой расстаетесь,
Решено уже всерьез.
Были Вы у нас в почете,
Расставаться жаль до слез.

Мы желаем Вам успехов,
А проблем совсем не знать.
Не возникнут пусть помехи,
Чтоб нас чаще навещать.

Словом, нас не забывайте,
Мы надеемся и ждем.
Своих целей достигайте,
И удачи Вам во всём!

Вас сегодня провожаем,
Не скрывая нашу грусть,
И успехов Вам желаем,
Получается всё пусть.

Новых целей, новых планов,
И огромных перспектив,
И уж там не забывайте
Весь наш дружный коллектив.

Вы про нас не забывайте,
Иногда хоть навещайте.
Мы желаем всех Вам благ.
Перемены добрый знак.

Как судьба пойдет загадка.
Предвкушение так сладко.
Пожелаем Вам везения
В предстоящем приключении.

У каждого в жизни бывают моменты,
Когда мы готовы на эксперименты.
И, видимо, твой черед также настал,
Уходом с работы врасплох нас застал.

Ну что ж, раз решил, мы желаем успехов,
Чтоб это решение не стало помехой
Для новых свершений и новых высот,
Всегда ведь стремишься ты только вперед!

Плечо к плечу трудились С Вами,
Жаль, вот и время расставанья.
Вы многому нас научили,
Всегда для нас примером были.

Мы искренне вас уважаем,
Здоровья, радости желаем.
В круиз поехать кругосветный,
Пусть легкой будет жизнь и светлой!

Не хмурьтесь и не унывайте
И нас почаще вспоминайте.
Когда вы только захотите
К нам смело в гости заходите!

Весь наш дружный коллектив
Тебя сегодня провожает,
Пусть в этот день лишь позитив,
Тепло и дружба окружают!

Тебе желаем жизни новой,
Счастливой, радостной и клевой,
Чтоб планы все осуществились,
И все проблем ы испарились!

В любой профессиональной деятельности может наступить переломный момент, когда приходится подбирать слова благодарности коллегам по работе.

Хорошо, если это происходит в рамках корпоративного мероприятия и вас впереди ждут еще долгие годы совместного труда, а если нет?

Во всех этих случаях можно написать письмо своим коллегам в последний рабочий день.

Вполне вероятно, что поставив последнюю точку, к Вам придет более разумное и взвешенное решение.

Если для вас важно мнение окружающих, общечеловеческие отношения или вы уверены, что в будущем понадобятся рекомендации из прежнего рабочего места, тогда лучше потратить немного времени и написать указанное письмо.

Вполне возможно, что далеко не все сотрудники знают о вашем намерении, для некоторых такое решение может стать неожиданностью.

Надеюсь, у всех вас получится реализовать себя в профессиональной и личной жизни, добившись уважения коллег и близких. Буду рада дальнейшему сотрудничеству и сохранению деловых отношений.

Милые мои друзья, обращается к Вам заведующая отделом кондитерской продукции Комарова Ольга Алексеевна.

Я ухожу, безвозвратно и насовсем! Уберите платочки подальше, так как плакать за мной не нужно.

Иногда слова благодарности коллегам при увольнении, написанные в прозе, не могут передать всех ваших эмоций и переживаний, поэтому если нашло вдохновение, можно поступить более креативно, оформив прощальное письмо в стихах.

Мой номер вы знаете, поэтому, если будут возникать какие-либо вопросы, всегда рада помочь.

Оставив после себя хорошие впечатления, достойно покинув свое рабочее место, вы получаете шанс хорошей рекомендации в будущем, что особенно важно, если в вашей сфере работы они распространены.

Пожелания коллегам при увольнении, написанные своими словами, могут произвести на них очень сильное впечатление, что в дальнейшем положительно скажется на ваших отношениях.

Но и это еще не все, ведь потеряв свое рабочее место (если уход не связан с личными желаниями), человеку нужна поддержка, тут уже ответные пожелания ему, как увольняющемуся коллеге, помогут успокоиться и снова поверить в свои силы.

В зависимость от настроения можно выбрать любой стиль обращения, даже в стихотворной форме.

Желаю Вам профессионального роста и процветания. Надеюсь на сохранение С Вами деловых связей и буду рад быть полезным.

На прощанье хочу пожелать Вам всем всего самого лучшего, и пусть все ваши самые смелые мечты исполнятся. Поддерживайте и помогайте друг другу, ведь только команда единомышленников способна добиться настоящего успеха.

Важно оставить о себе только приятные воспоминания, поэтому не стоит в своем обращении критиковать коллег и руководство. Не надо перегружать прощальное письмо сожалениями или проблем ами, которые были в работе.

Желаю Вам дальнейшего карьерного роста и процветания. Буду рад, если смогу Вам быть полезен в будущем.

С огромным уважением я желаю своим сотрудникам больше новых творческих идей, безграничной веры в развитие нашего общего дела и личного благополучия.

Разрешите пожелать Вам здоровья, удачи, благополучия и взаимопонимания с новым начальником. Вы по-прежнему можете рассчитывать на мою поддержку и профессиональную помощь.

Я, Иванов Николай Петрович, увольняюсь с должности начальника отдела продаж. Спасибо Вам, дорогие коллеги, за совместную работу. Только благодаря Вам я научился терпению и выдержке, а также принятию взвешенных мудрых решений.

Дорогие коллеги, мы проводили вместе много времени. Мы помогали друг другу и поддерживали. И мне хочется сказать большое спасибо Вам всем за то, что вы создали такой замечательный коллектив!

Прочитала и вспомнила, как с работы уходила. Коллектив был просто чудесный, начальница замечательная, таких поискать.

Отправив его по электронной почте, вы не уйдете незамеченным, а если письмо будет иметь интересную, креативную подачу, о вас еще долго будут помнить.

Я сегодня увольняюсь и хочу, уходя, поблагодарить вас, замечательные мои коллеги, за ваши добрые улыбки, за искреннюю поддержку, за необходимую помощь и за совместный бравый труд. Удачи Вам, дорогие, благополучия, достатка и счастья.

Славные представители теперь уже бывшего моего коллектива! Завтра увольняюсь! Думаете: переживаю? ОтнюдьСчастлив, как новый пятак! Вы представляете свобода ждёт вашего коллегу! А ещё лень, сон и телевизор! Ура!

Тактичное прощание подтвердит статус профессионала, укрепит уважение бывших коллег и принесёт моральное удовлетворение от достойного поступка.

Благодарю вас, мои прекрасные, за то, что наши будничные дни не являются обыденной, угнетающей рутиной, а отличаются яркостью и оригинальностью.

Поскольку прощальные слова уходящего сотрудника не являются обязанностью последнего, то фиксированной формы написания письма не предусмотрено.

Число экономических объединений в России увеличивается с каждым днём. Привычным для нас становится понятие корпоративной этики, цель которой – создание благоприятной атмосферы в коллективе.

При желании прощальную речь можно продолжить указанием причины своего ухода. Если причина неблаговидна либо называть её сотрудник не намерен, лучше не затрагивать данный момент даже вскользь.

Подойти к каждому для личного прощания нет возможности. Собрать коллектив в зале совещаний тоже, если увольняющийся не глава предприятия.

Поздравляю с уходом с работы. Желаю уйти с гордо поднятой головой, не оборачиваясь назад и не сом неваясь в своём выборе. Пусть новая жизнь без старой работы даст возможность почувствовать себя счастливым и свободным человеком.

Корректное прощание со всеми бывшими коллегами – неотъемлемое требование корпоративной этики, цель которой – поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Как сказать сотруднику об увольнении

Психологи убеждены в том, что увольнение работника по инициативе собственника — это большой стресс для человека. Кандидат на увольнение озадачивается поисками новой работы, а сам факт расторжения трудового договора не по его желанию задевает самолюбие.

Подобные проблемы затрагивают не только трудящегося, но и администрацию, которая пытается мягко сказать сотруднику об увольнении.

Необходимость увольнения

Может быть несколько причин, по которым руководство приняло решение об увольнении сотрудника:

  • постоянные опоздания на работу;
  • появление на рабочем месте в алкогольном опьянении;
  • злоупотребление своими должностными обязанностями;
  • утрата доверия;
  • конфликтность;
  • разглашение конфиденциальной информации и так далее.

Для того чтобы уволить сотрудника, нужно иметь довольно веские основания, которые указаны в Трудовом кодексе РФ. Решение о прекращении трудового договора не может приниматься спонтанно, оно должно быть обосновано объективными причинами.

При регулярных опозданиях, возникновении конфликтных ситуаций, появлении работника в нетрезвом состоянии не нужно спешить его увольнять. Рекомендуется сделать виновному замечание при свидетелях и предупредить о том, что в следующий раз последует увольнение. Тому есть несколько причин:

При недостаточной квалификации работника проблема решается направлением на курсы за счет предприятия. Гораздо выгоднее все-таки взращивать свои кадры, чем принимать персонал со стороны.

Бывают ситуации, когда расторжение трудового договора является единственным выходом. Если сотрудник работает на конкурентов, разглашает секретную информацию или когда речь идет о другом грубом нарушении, администрации придется попрощаться с таким специалистом. Такие люди не меняются, поэтому увольнять их нужно без сожаления.

Нередки ситуации, когда работник ответственный, добросовестный, но при этом в полной мере не справляется с возложенными на него обязанностями, он не может двигаться вверх по карьерной лестнице и развиваться как специалист. Рано или поздно руководителю предприятия придется решать эту проблему, так как страдает его дело.

Полезные и вредные советы

Если руководство приняло решение уволить работника, значит оно взвешенное и обдуманное, но сказать сотруднику, что он уволен сложно. Страшную миссию по уведомлению работника об увольнении можно возложить на начальника отдела кадров, но если фирма небольшая, то это придется делать руководителю. Прежде всего нужно опровергнуть некоторые мифы об увольнении, которые доносят до людей бизнес-тренеры.

Присутствие свидетелей и короткий разговор

Есть мнение, что разговор должен быть коротким и не занимать более 15 минут. За это время все смогут высказаться и договориться о дальнейших планах. Не нужно затягивать беседу, так как она неприятна ни одной, ни другой стороне. Согласиться здесь можно только с тем, что разговор действительно неприятный.

Что касается продолжительности, то это зависит от обстоятельств и характера уволенного: один захочет высказаться, а другой заплачет. Выслушать человека администрация обязана, так как даже суд предоставляет обвиняемому право последнего слова.

Без прелюдий, но с извинениями

Считается, что перед тем как сказать человеку, что он будет уволен, не стоит восхвалять его, он может не понять, почему его решили уволить. На самом деле, говорить о достоинствах не только можно, но и нужно. Это подготовит сотрудника к увольнению. Метод кнута и пряника работает всегда.

Как сообщить сотруднику об увольнении

Бизнес-тренеры утверждают, что администрация не должна извиняться перед уволенным сотрудником, потому что подобное поведение может посеять сомнения в обдуманности решения. Но ведь не трудно извиниться перед сотрудником, особенно в ситуации, когда руководитель действительно жалеет о том, что ему нужно уйти. Ко всему прочему, принесенные извинения снимут большую часть претензий со стороны трудящегося. Вариантов, как сказать сотруднику об увольнении, очень много. Каждый выбирает для себя более приемлемый.

Бесконтактное расторжение трудового договора

Есть несколько психологических приемов, которые позволят администрации подвести сотрудника к тому, что он сам захочет уйти из компании. К ним относятся:

Разговор перед прощанием

Если хочется расстаться с сотрудником без взаимных обид, то нужно общаться с ним как с человеком. Ведь он отдал предприятию определенную часть своей жизни.

Пример поведения руководства

Выглядит этот диалог следующим образом:

 как подготовить сотрудника к увольнению

  • Наталья, прошу Вас написать личное заявление о расторжении трудового договора по собственному желанию. Я очень давно за вами наблюдаю и могу сказать, что я недоволен вашей работой, прошу вас уволиться по собственному желанию.
  • Почему?
  • Мне поступила служебная записка о том, что Вы постоянно проявляете к начальнику агрессию. Я не хочу конфликтов, поэтому прошу Вас написать это заявление самостоятельно.
  • Я же объяснила причину своего поведения, она более чем объективна!
  • Наталья, мое решение твердое и обдуманное, в ваших комментариях я не нуждаюсь, поэтому просто прошу Вас уволиться.
  • Можно мне выйти и выпить стакан воды? Напишу, когда вернусь.
  • Сначала напишите, а потом идите, куда хотите.
  • Мне нужно подумать.
  • Не о чем думать, решение принято. Отчеты, предоставленные мне, доказывают Вашу некомпетентность. Прошу написать заявление на увольнение.

Чаще всего в этот момент человек уже сломлен и даже не пытается что-то говорить в ответ. Он просто уходит. Этот метод не самый гуманный, таким образом нельзя расстаться с человеком, не задевая его чувство собственного достоинства, но когда ситуация требует того, можно применять любые способы.

В России подход, ориентированный на личность, уступает бездушному менеджменту по-американски. Руководители все чаще забывают о том, что перед ним стоит не робот, а живой человек, который способен переживать, чувствовать и бояться. Нет универсального способа увольнения, всегда нужно действовать по ситуации. Пожалуй, самый правильный способ сделать все по-человечески — мысленно поставить себя на место кандидата на увольнение. Тогда руководитель будет действовать и говорить так, как хотел бы, чтобы говорили с ним. Кстати говоря, этот метод хорош не только при увольнении.

В правильно построенном бизнесе нерадивые сотрудники увольняются сами

Важно настроить эти фильтры не слишком жестко и не слишком мягко, чтобы, с одной стороны, они не провоцировали текучку, а с другой – не давали расслабляться лентяям

Второй фильтр – модель зарплаты. Например, у менеджеров активных продаж маленький оклад и высокий процент. Свою зарплату они зарабатывают активностью и мастерством. Неэффективные продавцы сами увольняются, потому что они не могут зарабатывать деньги ни себе, ни компании, и значит, они компании не нужны. Работодатель заинтересован в том, чтобы плохой продавец ушел. Другой пример я приводила выше – зарплата по профессиональным уровням. Результат – тот же: сильные растут и остаются в компании, слабые уходят из-за того, что зарплата не растет.

Третий фильтр – система отбора. Она должна быть построена так, чтобы ненужные сотрудники не попадали в компанию, отсеивались на этапе отбора. Фильтры на увольнение слабого должны коррелировать с системой отбора, чтобы слабых не брать сразу, так будет легче всем: персоналу, руководителю. Это сэкономит много времени и сил у организации.

Четвертый фильтр – система поощрения и штрафов. В примере про сборщиков мебели, которые жаловались клиентам на маленькую зарплату, выговор и лишение премии работает фильтром для увольнения недобросовестных сотрудников.

Увольнение – это маленькая смерть. Если избежать его невозможно, сделайте это быстро, грамотно и вовремя. Помните – увольнение должно сработать на благо вашей организации и продвинуть ее вперед. Так и случится, если вы последуете нашим рекомендациям.

Как аккуратно сказать сотруднику об увольнении

Работодателю тоже нелегко дается решение своей властью круто переменить судьбу человека, особенно если это происходит впервые. Но когда увольнения не избежать, лучше провести его максимально корректно.

Оценка овчинки и выделки

Безусловные причины

Существуют обстоятельства, когда расставание с сотрудником действительно необходимо и лучше его не откладывать. Без сожаления указывайте на дверь:

  • разглашающему служебные секреты и закрытую информацию;
  • тому, кто параллельно сотрудничает с конкурентами;
  • растрачивающему деньги компании;
  • допускающему грубые нарушения в работе, могущие стать причиной беды для самого нарушителя и/или окружающих.

С сожалением, но в обязательном порядке приходится прощаться:

  • с работниками, чей трудовой контракт не собираются продлевать по тем или иным причинам;
  • с сокращенными;
  • со всеми сотрудниками при ликвидации фирмы.

Ошибки при увольнении

Когда наступает момент для решающего разговора, не допускайте психологических ошибок, увы, довольно распространенных в организациях при увольнении.

Можно не резко огорошить работника неожиданным известием, а создать специально спрогнозированную ситуацию, подталкивающую сотрудника к мысли об увольнении:

Идеальное увольнение

Проанализировав рекомендации опытных работников с кадрами и социальных психологов, можно предложить работодателю следующую модель относительно беспроблемного увольнения.

Вся беседа не должна занять больше 20 минут.

Итак, главная рекомендация при увольнении – оно должно пройти максимально корректно и доброжелательно.

Увольняем директора

Прежде всего необходимо понимать, что увольнение по своей сути — это прекращение отношений между работодателем и работником. И такое определение справедливо на всех уровнях иерархии любой организации. Таким образом, условия увольнения и его порядок обязательно должны быть прописаны в трудовом договоре работника

Именно поэтому при составлении такового следует уделить особое внимание случаям, согласно которым работодатель имеет полное юридическое и моральное право уволить сотрудника

Как уволить генерального директора? Во многом проще увольнять людей, так скажем, невысокого полета, но когда речь заходит о топ-менеджерах, в дело вступают различные факторы, препятствующие адекватному восприятию и разрешению ситуации. Перед вами несколько правил, которые справедливы при увольнении как рядового сотрудника, так и генерального директора.

Как сказать человеку о том, что он уволен

Разговор об увольнении должен проводиться в спокойной обстановке. В кабинете должен присутствовать увольняемый и увольняющий. Также может присутствовать комиссия, которая выносила решение.
Тон разговора должен быть деловым. Все факты, о которых вы говорите, должны быть достоверными

Необходимо соблюдать юридические тонкости, думая над тем, как уволить директора — учредителя. Поэтому следует обратиться к юристу, чтобы тот нашел какие-то пункты в различных договорах организации, которые могли бы дать право увольнения директора-собственника.

Действия в случае эмоциональной нестабильности

Немного поговорим о том, что делать, если человек начинает вести себя неспокойно во время собеседования об увольнении. Вот несколько простых правил:

Самым полезным советом о том, как правильно уволить директора, будет, пожалуй, следующий. В деловом мире существуют специалисты, которые занимаются терминацией — увольнением сотрудников. К слову, увольнение — это очень тонкая и сложная наука, а эти люди обладают знаниями в этой области и могут увольнять людей грамотно. К сожалению, на территории России данная услуга развита не очень хорошо, но наверняка, в больших городах можно отыскать такого специалиста.

Как сказать об увольнении сотруднику

Если вы руководите неважно, каким предприятиям малым или большим и в вашем подчинении находятся люди, тоже не всегда просто, получается, сообщить человеку о том, что он будет уволен. Для этого, согласно трудовому законодательству должно быть достаточно оснований, чтобы потом обиженный незаконным увольнением сотрудник не обратился суд по вопросу восстановления, и не был восстановлен на работе

Причем, предприятие понесет дополнительные расходы по выплате среднего заработка за дни вынужденного прогула, если решением суда увольнение будет признано незаконным, возможно моральный ущерб и судебные расходы

Для этого, согласно трудовому законодательству должно быть достаточно оснований, чтобы потом обиженный незаконным увольнением сотрудник не обратился суд по вопросу восстановления, и не был восстановлен на работе. Причем, предприятие понесет дополнительные расходы по выплате среднего заработка за дни вынужденного прогула, если решением суда увольнение будет признано незаконным, возможно моральный ущерб и судебные расходы.

Кроме того, как на должностное лицо за незаконное увольнение на вас может быть наложен штраф либо приняты другие меры административного наказания. Например, отстранение от занимаемой должности с запретом занимать руководящие посты сроком до трех лет или отработкой общественных работ, что тоже не очень приятно.

Поэтому, даже в случае явного нарушения трудовой дисциплины и устава предприятия работником, имеющихся докладных от непосредственных начальников участков, цехов, производственных отделений, лучше всего сделать начале предупреждение, замечание сотруднику о том, что при повторном нарушении он будет уволен.

Если человек не устраивает вас как специалист, до того как принять окончательное решение уволить, можно послать его на обучение и повышение курсов квалификации. Само собой разумеется, за счет предприятия.

При разговоре не стоит проявлять излишних эмоций. Желательно объяснить спокойно сложившуюся ситуацию.

На некоторых предприятиях практикуется уменьшение заработной платы человеку, который не устраивает по своим трудовым показателям, после чего он сам подыскивать себе новую работу.

Не стоит говорить работнику в пятницу (перед выходными) о его увольнении. В таком случае человек со своими тяжкими мыслями останется наедине, причем не сможет начать поиски новой работы в связи с нерабочими днями.

В некоторых случаях не обязательно лично сообщить сотруднику о прекращении с ним трудовых отношений. Это можно поручить непосредственному начальнику подразделения, в котором тот работает, либо инспектору отдела кадров.

При необходимости сокращения штата или массовом увольнении при закрытии предприятия, уведомление о предстоящем увольнении обычно готовят письменном виде работники отдела кадров, знакомя кандидатов на увольнение под личную роспись. В случае отказа подписываться о том, что ознакомлены с датой и причиной увольнения, составляют акт за подписью двух свидетелей.

Если в результате реорганизации предприятия и смене собственника, приходится сменить руководящий состав, то есть руководителя, его заместителей и главного бухгалтера, можно для того, чтобы у людей остался меньше осадок на душе, кроме положенного выходного пособия выплатить дополнительные денежные средства в виде премия.

При личной беседе выразите благодарность за прежнюю работу, упомянув, что в случае необходимости обязательно обратитесь к ним с просьбой о сотрудничестве.

В любом случае, прекращая трудовые отношения то ли по собственной воле, то ли увольняя работника, нужно не забывать, что это лишь общественная сторона жизни и не стоит переходить на оскорбления личности.

Читайте также: