Что на ваш взгляд обеспечило идеям фрейда популярность в довольно широких общественных кругах

Обновлено: 25.06.2024

Вклад Фрейда в научное познание мира по масштабу сравним с вкладом Коперника или Дарвина. При всех недостатках и неточностях его теории, Фрейд, по сути, постиг, что у человеческой психики есть некая "операционная система", которую мы пока до конца не понимаем, но которую можем изучать — а значит и вносить изменения. Это как если бы представителям диких племен подарили планшеты, и они бы к ним худо-бедно приспособились — и тут появился человек, который догадался зайти в меню настроек.

Влияние Фрейда на массовую культуру и того больше — шутки, мемы, демы, реклама, кино, литература, фрейдо-нейминг и все остальное творчество "по мотивам" не знает границ. Именно из-за этой кажущейся доступности каждый кухонный психолог и диванный аналитик считает своим долгом глубокомысленно и панибратски высказать свое мнение о том, что психоанализ устарел, а "дедушка Фрейд" уже не в моде.

Во-первых, покажите мне еще такие бренды, на которых уже больше столетия можно стабильно накручивать себе рейтинг. Во-вторых, и к Копернику можно придраться по мелочам — он вот не догадался, что планеты движутся по эллипсоидным орбитам, думал, что по кругу. Но это же не умаляет значения его великого прорыва? Так и с Фрейдом.

Еще интересно, что по степени неприятия Фрейда и фрейдизма можно косвенно тестировать общественную и личную адекватность. Критики Фрейда — из тех критиков, что сначала изучат подробно, а потом высказывают аргументированное несогласие — традиционно делают хорошую карьеру в философии и психологии.

Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Фредерик Перлз и многие другие выдающиеся ученые в разные периоды серьезно конфликтовали с отцом психоанализа. До сих пор выходят тома литературы, посвященной осмыслению его теории. А вот яростное неприятие Фрейда без внятной аргументации — напротив, было очень распространено в фашистской Германии и Советском Союзе 30-х годов. До сих пор на некоторых духовно скрепных сайтах пишут (нашла вчера, цитирую дословно): "Всякое чтение Фрейда является духовно опасным".

Обратная сторона медали — восторженное, некритичное, с придыханием, почитание Фрейда. Это тоже не признак глубокой образованности, а характерно либо для очарованных студентов первых курсов психфака, или тех же диванных психологов, которые любят поискать фаллические символы в узорах настенного ковра.

Вывод получается такой — чтение и обдумывание трудов Фрейда и качественной его критики является хорошей, хоть и непростой зарядкой для ума. Давайте же наполним бокалы в честь юбилея и поддержим здоровую интеллектуальную традицию уважительной критики. Поговорим о тех идеях Фрейда, которые действительно оказались ошибочными, — не умалив его открытий в целом.

1.

Женская сексуальность — это неудавшаяся мужская

Фрейд был представителем патриархального общества и, несмотря на всю прогрессивность своих взглядов, не мог полностью выйти за рамки общепринятого на то время сексизма и гендерных предрассудков. Описывая либидо (сексуальное стремление), он считал эту энергию мужской по сути. По его мнению, женщина от природы сексуально пассивна, она зависимая, иррациональная, эмоциональная, мазохистичная. Мужчине же предназначена роль агрессора.

Из-за подобных догматичных представлений о женщинах в целом и женской сексуальности в частности Фрейд подвергался суровой критике коллег, а позднее и теоретиков феминизма. Сам он, кстати, предсказывал, что его будут критиковать за предвзятость в пользу мужчин, и признавался коллегам, что неудовлетворен своим пониманием этого вопроса, что его знания фрагментарны, а женская сексуальность представляет собой еще не исследованный "черный континент".

2.

Зависть к пенису

Это один из общеизвестных фрейдовских "мемов": девочка в один прекрасный день замечает, что устройство ее тела отличается от устройства мальчика, и ей не хватает чего-то важного, что у мальчиков есть. Так девочка открывает свою "ущербность" и начинает ощущать зависть к пенису, которая, по мнению Фрейда, занимает центральное место в женской психологии. Девочка фантазирует о том, что ее собственный пенис был трагически потерян, и хочет вернуть себе такую восхитительную штуку (хотя бы символически — например, достигая успехов в работе или рожая ребенка).

Критики Фрейда назвали эту идею "фаллоцентрической установкой" и доказали, что проявления такой зависти являются результатом тогдашней культуры, — если мальчиков больше ценят, холят и лелеют родители, логично, что девочки ощущают свою ущербность и зависть.

Психоаналитик Карен Хорни элегантно парировала Фрейду на его же поле: мальчики тоже с детства сравнивают свои гениталии с материнскими и переживают несоответствие. Кроме того, мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству — следовательно, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, так что и сам психоанализ, как продукт мужского гения, является примером зависти к матке.

3.

Миф о важности вагинального оргазма

Фрейд утверждал, что клиторальные оргазмы — это признак психологической незрелости, инфантильной сексуальности женщин, а вагинальные оргазмы, возникающие при половом акте, — "зрелые" и говорят о завершении нормального психосексуального развития.

Хотя доказательств этого предположения не было, идея получила большое распространение и клиторальный оргазм надолго стал считаться неполноценным. Даже сейчас легко найти отголоски этого мифа и представление, что "вагинальный оргазм лучше".

Хотя сексологи уже установили: независимо от того, каким путем получен оргазм и в каком месте тела он "происходит", по сути своей это одна и та же рефлекторная реакция, хоть и разной интенсивности, и с разным ощущением удовлетворенности по итогу.

Проще говоря, все оргазмы одинаково хороши, хотя некоторые и получаются вкуснее. А за то, что многие женщины стали без реальных оснований считать себя неполноценными, феминистки назвали Фрейда "отцом вагинального оргазма".

4.

"Нет времени объяснять, женись на маме"

Классический фрейдизм много критиковали за то, что поведение человека объяснялось преимущественно инстинктивными мотивами (и прежде всего, половым инстинктом), причины неврозов Фрейд видел в подавлении этих инстинктов, а высказанные им идеи о детской сексуальности на то время вообще звучали экстремально. Именно поэтому в обществе сложился такой стереотип, что "психоанализ — это когда свою маму хочешь".

Тут нужно понимать, что, во-первых, психоанализ возник в такую эпоху и в таком обществе, где сексуальность вся целиком была под запретом. И то, что Фрейд о ней заговорил, сделал ее предметом исследования, — это без преувеличения революция. Однако его исследования были слишком сосредоточены на вопросах сексуальности, и многие критики справедливо на это указывали.

Сейчас уже никто из здравомыслящих ученых не может отрицать, что половой инстинкт крайне важен в жизни человека, — однако так же очевидно и подтверждено исследованиями, что не только он нами управляет.

Таким образом, идея Фрейда о том, что все происходящее с человеком, во многом определяется бессознательными процессами, происходящими в глубинах его психики, — верна. Однако не все, что происходит в глубинах психики, связано только с сексуальными мотивами.

Это хорошо видно на примере отношения Фрейда и его последователей к сновидениям. Фрейд первый описал "деятельность сновидений" и размышлял о том, что сны можно расшифровывать, чтобы лучше понять себя. Однако символы в снах он растолковывал как сексуальные, а сами сны считал способом реализовать потаенные желания в обход сознательных запретов.

5.

Пофиксим баги — наступит счастье

Практикующие психотерапевты критиковали и критикуют психоаналитический подход за его "археологичность" и чрезмерную важность событий детства. Классический фрейдизм подразумевает длительный период изучения уже сложившейся психики клиента ("анализанта"), с тем чтобы найти в ней, образно говоря, места ранних детских "надломов".

Такой подход, будучи переведен на обывательский язык, приводит к некоторым неверным установкам: "у всех были детские травмы — значит, мы все больны", "надо постараться быть идеальным родителем, только тогда ребенок будет счастлив", "если во всем виноваты родители и несчастливое детство, то я уже мало что могу изменить".

Многие современные направления психотерапии (которые, по сути, являются далекими потомками психоанализа, пережившими серьезную эволюцию) выравнивают этот баланс и обращают внимание не только на детский, но и на актуальный жизненный опыт человека.

Переживания взрослого могут превратить в невротика и такого человека, у которого детство было относительно хорошим, и в то же время удачная конфигурация жизненных событий или решение обратиться за психологической помощью может вполне скомпенсировать тяжелое детство.

6.

Психоанализ лучше, чем другие направления. Чем? Чем другие

Фрейд, страстно увлеченный разработкой своей теории и поиском практических ее подтверждений, искренне считал, что психоанализ эффективнее всех конкурирующих подходов (например, популярного в то время гипноза). Однако многочисленные экспериментальные исследования, накопленные с прошлого столетия и до нынешнего времени, говорят о том, что психоанализ не более и не менее эффективен, чем другие подходы, такие как поведенческая, системная терапия и др. Эффективность психотерапевтического воздействия больше зависит от самого психотерапевта, чем от подхода, которого он придерживается.

Некоторые "ошибки Фрейда" на самом деле не его ошибки, а результат неправильного толкования его трудов. Так было с вопросом о гомосексуальности: Фрейд одним из первых придерживался мнения, что "гомосексуальность не может быть классифицирована как болезнь", — с 1903 года!

Однако это заявление было настолько революционно, что многие психоаналитики еще десятки лет утверждали обратное — и цитировали при этом самого Фрейда, пользуясь тем, что его труды написаны порой довольно путаным языком, и при желании можно найти и вырвать из контекста нужную цитату. И это только один пример — а таких предвзятых толкований масса.

Подготовила Наталья Трушина – психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант.

«В настоящее время мы все осознаем, что находимся на рубеже истории, живем в период, который уже сто лет назад сравнивали с закатом античного мира, а затем все глубже стали ощущать его громадное значение не только для Европы и западной культуры, но и для всего мира. Это век техники со всеми ее последствиями, которые, по-видимому, не оставят ничего из всего того, что на протяжении тысячелетий человек обрел в области труда, жизни, мышления, в области символики

Техника радикально изменила повседневную жизнь человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой процесс и общество в иную сферу, в сферу массового производства, превратила все существование в действие некоего технического механизма, всю планету — в единую фабрику. Тем самым произошел — и происходит по сей день — полный отрыв человека от его почвы. Он становится жителем Земли без родины, теряет преемственность традиций. Дух сводится к способности обучаться и совершать полезные функции.

Эта эпоха преобразований носит прежде всего разрушительный характер. Сегодня мы живем, ощущая невозможность найти нужную нам форму жизни. Мир предлагает нам теперь не много истинного и прочного, на что отдельный человек мог бы опереться в своем самосознании.

Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины, не размышляя предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиваться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое место занимает духовная культура в развитии общества? Почему ее значение в XX веке возросло?

2. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX века?

3. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

4. Как вы думаете, почему идеи 3. Фрейда имеют довольно широкое распространение в наше время?

§ 20. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

В XX веке в изобразительном искусстве продолжали свое творчество такие представители классического реализма, как И.Е. Репин и В.И. Суриков. Импрессионисты, К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и другие, стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Эти направления, как и постимпрессионизм, предпринимавший попытки как бы раздвинуть горизонты пространства (П. Сезанн), имели немало последователей. В то же время в рамках поиска новых подходов к отражению сущности мира в начале века сложился ряд модернистских направлений изобразительного искусства, оказавших большое влияние на последующее развитие художественной культуры.

Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм — создание абстрактных композиций из геометрических форм.

Особым направлением конструктивизма стала так называемая тоталитарная архитектура, зародившаяся в Германии. Ее цель состояла в том, чтобы, не останавливаясь перед затратами, увековечить в камне величие новой империи А. Гитлера, потрясти воображение и немцев, и представителей покоренных народов. Идея воздвижения монументальных сооружений, символизирующих достижения СССР, не оставляла и И.В. Сталина, однако ограниченность ресурсов помешала реализации наиболее амбициозных проектов.

Пессимизм в отношении реальностей технологизирующегося мира нашел свое выражение в стиле модерн, зародившемся в конце Х1Х-начале XX века в Германии. Его духовным двойником была поэзия символизма. Для модерна и символизма характерно обращение к мистическим, персонифицированным образам природы, символам мрака, ночи и разрушения, выражающим глубинную связь явлений. Модерн, охвативший и живопись, и зодчество, и прикладное искусство, и графику, отрицал традиции Ренессанса и эпохи Просвещения, обращался к основам национальной культуры (нордическо-германской, кельтской, русской). Классическим примером модерна является творчество М. Врубеля, Г. Климта.

Индустрия XX века использовала популярность стиля модерн, применяя созданные им орнаменты в предметах широкого потребления, быта, что обеспечило ему долгую жизнь, хотя и привело к творческой деградации. В архитектуре стиль модерн пытался уйти от привычной симметрии технологичных конструкций, создать многообразие форм. Его развитием был стиль неоклассики, воспроизводивший формы средневековой архитектуры.

Влияние бурных событий периода первой мировой войны и последующих социально-политических потрясений обусловило наступление нового этапа в художественной жизни, определяемого как неомодернизм.

Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии и проявившем себя в живописи, музыке, литературе. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, выражающейся через буйство звуков, красок, отрицанием эмпирического, житейского, обыденного опыта, обращением к иррациональности, апокалиптизму. Одним из самых известных представителей экспрессионизма в живописи является М. Шагал.

Идеи дадаизма, романтизм экспрессионизма отразились в сюрреализме — культурном течении, зародившемся в 1920— 1930-е гг. Согласно эстетическим воззрениям сюрреалистов, художник, поэт, писатель — бог-творец, созидающий собственный мир — сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грезам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является С. Дали, дань ему отдавали М. Шагал и П. Пикассо.

В первой половине XX века возрастающее влияние на тенденции в художественном творчестве стали оказывать национальные традиции регионов, ранее находившихся на периферии развития мировой культуры. Так, в Латинской Америке сложилась самостоятельная школа художников-монументалистов (Д. Ривера, Д. Сикейрос), стремящихся сочетать национальные реалистические традиции (лирический пейзаж, бытовой мотив, правдивый портрет) с показом эпических картин истории, патетики революционной борьбы. В то же время новые течения в изобразительном искусстве проявлялись в небольшой группе стран, они оказывали лишь ограниченное влияние на творчество большинства народов мира.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Из Манифеста 20 февраля 1909 г. Ф.Т. Маринетти:

«Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы футуристы!

А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками?

Давайте-ка сюда! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду каналов в музейные склепы и затопите их! И пусть течение уносит древние полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города!

Из Второго манифеста сюрреализма А. Бертона, 1929 г. Антология французского сюрреализма:

Набоков В. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3., М.,1997. С.575-576:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли особенности отражения мира представителями различных направлений изобразительного искусства, архитектуры?

2. Какие черты отличали модернистское направление в живописи, архитектуре, дизайне?

3. Что такое неомодернизм? Какими течениями он был представлен в 1920—1930-е гг.?

4. Сравните манифесты футуристов и сюрреалистов. Что в них общего, что различного? В чем вы видите принципиальные различия взглядов представителей этих течений в искусстве?

5. Назовите известные вам произведения художников, архитекторов первой половины XX века? Какие из них и почему особенно привлекают ваше внимание?

6. Чем вы объясните активный поиск новых форм отражения мира в художественном творчестве первых десятилетий XX века не только в развитых странах, но и на периферии развития мировой культуры?

§ 21. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, ТЕАТР, КИНО

Большое влияние на литературу XX века оказало оформившееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования.

Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг, А. Сент-Экзюпери и другие. В центре внимания их творчества — личность, ее судьба в меняющемся мире, внутренний мир, поиск смысла жизни. Их герой — человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к возвышенной любви. Главная его победа — над самим собой, героя можно убить, но не победить.

Писателям реалистического направления в целом свойственен гуманизм, сочувствие к страданиям людей, негативное отношение к насилию и социальной несправедливости. Многие из них принимали активное участие в социальной благотворительности, политической деятельности, отстаивали идеи активизации социальной политики государства.

Новые веяния в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст, А. Жид и другие писатели.

Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его, нашли отражение в экспрессионистском направлении в литературе. Так, австрийский писатель Ф. Кафка в своих произведениях показывает мир, в котором за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы. За ними просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества.

Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, нашла отражение и в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века.

Многие из предостережений авторов социальных антиутопий материализовались в странах, где у власти оказались режимы, установившие тоталитарный контроль над жизнью общества, в первую очередь духовной. В странах, именовавших себя социалистическими, отстаивался принцип партийности литературы. Он означал, что художественное творчество должно служить воспитанию человека, убежденного в правильности политики правящего режима.

Было бы, однако, упрощением рассматривать социалистический реализм только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного сверху. У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных социально-политических убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку революционного крыла социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты по разным мотивам пришли к участию в деятельности коммунистического движения, поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Рол-лан, А. Барбюс, Л. Арагон (ранее приверженец сюрреализма), в Германии — Б. Брехт, А. Зегерс, в Испании — Г. Лорка, в Чили — П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию.

Формальные каноны социалистического реализма даже в СССР сложились далеко не сразу. В 1922 г. по распоряжению В.И. Ленина около ста ученых, писателей, поэтов, не принявших Октябрьской революции, не скрывавших своего скептицизма в отношении партии большевиков, были высланы из Советской России. Идея, что искусство должно служить революции, последовательно отстаивалась руководителем Народного комиссариата просвещения А. Луначарским.

Психоанализ - одно из самых классических направлений психологии, а также одно из самых критикуемых. Многие из его предположений были подвергнуты сомнению, особенно те, которые связаны с теорией психос

Содержание:

Психоанализ - одно из самых классических направлений психологии, а также одно из самых критикуемых. Многие из его предположений были подвергнуты сомнению, особенно те, которые связаны с теорией психосексуального развития, фундаментальной опорой его мысли.

Среди наиболее известных концепций, предложенных Зигмундом Фрейдом, является концепция зависти к пенису., чувство, которое возникает у девочек дошкольного возраста и, как видно из названия, является желанием обладать мужскими гениталиями.

Эта идея была очень популярна с тех пор, как была сформулирована, и также подвергалась резкой критике, особенно если вы придерживаетесь феминистской и научной точки зрения. Давайте разберемся с этой идеей и ее спорами более подробно ниже.

Что такое зависть к пенису по Фрейду?

Психоаналитическая теория Фрейда выдвигает идею о том, что по мере полового развития девочки они испытают Эдипов комплекс и зависть к половому члену принимает две основные формы. Первым будет чистейшее желание иметь пенис внутри себя и иметь возможность иметь ребенка в будущем, а вторым - желание иметь пенис во время полового акта.

Это фундаментальное объяснение самого фрейдистского психоанализа Именно его использовал Фрейд для оправдания появления патологий и психологических сублимаций у женского пола..

История концепции в психоанализе

Развитие в фаллической фазе

Здесь мы увидим, как зависть к пенису, всегда согласно идеям Фрейда, развивается гипотетически.

Как мы уже отмечали, зависть к пенису в рамках фрейдистского психоанализа относится к теории о том, как девочки реагируют на знание того, что у мальчиков есть орган, которого у них нет: пенис. В процессе своего психосексуального развития они все больше осознают, что отличаются от мужского пола, и, по мнению Фрейда, это открытие будет иметь решающее значение для развития гендерной и сексуальной идентичности у женщин.

Зависть к пенису может быть расположена внутри Фрейдистская теория психосексуального развития в фаллической фазе между 3,5 и 6 годами. В этот период развития либидинозный фокус находится в основном в области уретры, которая совпадает с гениталиями в человеческом теле. Именно на этой стадии влагалище и пенис приобретают большое значение, особенно мужские гениталии.

Фрейд определяет либидо как силу первичной энергии мотивации., который фокусируется на других физиологических областях. В зависимости от стадии развития это либидо будет обнаруживаться в том или ином месте. Например, в оральной фазе, которая соответствует 12-18 месяцам жизни, либидинальная энергия концентрируется на желании есть, сосать и кусать, а в анальной фазе внимание концентрируется на анусе и кале.

Когда достигается фаллическая фаза, пенис становится органом, представляющим наибольший интерес для обоих полов., как в мужском, так и в женском. Это катализатор ряда фундаментальных событий для психосексуального развития, включая Эдипов комплекс, отношения с родителями, сексуальную ориентацию и степень адаптации человека к роли, ожидаемой от людей того же пола. Вскоре после начала этой фазы у младенца появляются первые сексуальные импульсы по отношению к матери.

В женском случае девушка понимает, что физически не готова к гетеросексуальным отношениям со своей матерью, поскольку, в отличие от мальчиков, у него нет пениса. Девушка жаждет пениса и силы, которая приходит с ним как в социальном, так и в личном плане. Это будет именно тот момент, когда будет дана зависть к пенису. Девушка видит решение своих проблем в получении отцовского члена.

Девушка развивает сексуальное желание к собственному отцу и обвиняет свою мать в том, что она не дала ему или, по всей видимости, прямо кастрировать ее. Она интерпретирует это как своего рода наказание со стороны матери за привлечение отца. Девушка перенаправляет свои сексуальные влечения от матери к отцу, понимая, что у нее могут быть гетеросексуальные отношения, но с отцом. Он стремится получить ту же сексуальную роль, что и его мать, и, таким образом, иметь возможность устранить и заменить ее.

В принципе, нечто подобное могло бы произойти и в случае с детьми, только основное отличие заключается в направленности сексуальных импульсов, поскольку в мужском случае нет необходимости переходить от матери к отцу. Поскольку у них уже есть пенис, мальчики могут иметь гетеросексуальные отношения со своими матерями, без необходимости перенаправлять свои сексуальные импульсы на другого родителя. Дети чувствуют себя сексуально отождествленными со своим отцом, хотя они также чувствуют себя кастрированными, поскольку присутствие их родителей-мужчин не позволяет им иметь возможность вступать в сексуальные отношения со своей матерью.

Критика концепции зависти к пенису

В настоящее время Идея зависти к пенису очень устарела из-за того, насколько она мачо, псевдонаучна и этически сомнительна.. По сути, идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что женщины хотят быть похожими на мужчин анатомически, потому что у них есть орган, который дает им силу, и только этот орган завершает человека. Из теории психосексуального развития Фрейда можно истолковать то, что женщины - неполные мужчины.

Сегодня сам психоанализ или, по крайней мере, развивающиеся в нем течения отвергают эти идеи. Несмотря на это термин все еще используется в разговорной речи сказать, что женщины хотят иметь пенис, или описать тревогу, которую испытывают некоторые мужчины по поводу размера своих гениталий, поскольку мы продолжаем жить в обществе, в котором фаллос кажется очень важным с антропологической точки зрения.

Среди наиболее заметных критических замечаний концепции зависти к пенису мы находим ее фигура Карен Хорни, психолога, осмелившегося раскритиковать величайшее течение мысли своего времени. Она родилась недалеко от Гамбурга в 1885 году, и ей удалось изучить медицину в то время, когда женщины испытывали серьезные трудности с поступлением в университет, что уже многое говорит о том, каким человеком она была.

Гонка закончилась, Хорни он специализировался на психоанализе в Берлине под руководством Карла Абрахама, одного из самых выдающихся учеников Фрейда.. Авраам не только рассказал ей об этой психологической школе, но и предложил ей терапию, так как Хорни страдала от депрессии и сексуальных проблем в браке.

Судя по его ранней критике более широких взглядов своего времени, столкновение с фрейдистской концепцией зависти к пенису было вопросом времени. Хорни совершенно не верила, что девушки даже с юных лет могут завидовать органу. Во что он действительно верил, так это в то, что на самом деле они завидовали правам и привилегиям, которыми люди обладали просто благодаря наличию фаллоса, и что они хотели иметь возможность пользоваться таким положением в обществе.

Еще находясь в Германии и работая в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни понял, что психоаналитические допущения не соответствуют реальности человеческого поведения.. Психоанализ слишком много внимания уделял биологическому видению поведения вместо того, чтобы рассматривать психологические проблемы в социальном ключе, как это было в случае с завистью к пенису. Речь шла не о наличии пениса, а о заметном социальном неравенстве между мужчинами и женщинами. Сам того не зная, Хорни сеяла семена феминистской психологии.

10 жестоких истин о жизни от Зигмунда Фрейда

Невероятные факты

Массы никогда не жаждали истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.

Зигмунд Фрейд был неврологом, ученым, психиатром и психотерапевтом.

Всю жизнь он занимался изучением психики и существования человека, сделав немалый вклад в современную психологию.

Хотя его взгляды считаются достаточно противоречивыми, интерес к нему до сих пор не утихает.

В сем нам известно, что правду бывает очень сложно принять.

И вот , несколько истин, которые заставят вас взглянуть в лицо правде.

Психология Зигмунд Фрейда

1. Цель жизни – это смерть.

freid-6.jpg

Человек, осознающий этот мир, будет проявлять храбрость. По этой причине самая большая истина этой жизни – это смерть.

2. Работа и любовь — вот краеугольный камень нашей человечности.

freid-10.jpg

То, что мы все умрем, не значит, что нам вовсе не стоит жить. Мы можем любить цветы, деревья, дождь, запах земли после дождя. Безусловно, в жизни существует то, что можно любить. Не стоит думать, что стакан наполовину пуст. Но не стоит и заблуждаться, что он наполовину полон. Нам нужно видеть стакан таким, какой он есть.

Ваша работа может построить или разрушить вашу жизнь. Боль от ненависти к своей работе может быть сильнее боли от удара мизинца, потому что последняя длится всего несколько минут, а первая может длиться всю жизнь.

3. Наша сила в нашей слабости.

freid-11.jpg

Враги могут уничтожить нас, только единственным способом – надавив на наши слабости. Если человек принимает свои недостатки, у других не будет оружия, которое можно было бы использовать против него. Мы можем стать сильнее, приняв тот факт, что у нас есть свои слабости.

4. Нет такого понятия как любовь, есть только либидо.

freid-2.jpg

Хотя это утверждение довольно спорно, многие согласятся с тем, что в нем есть доля истины. Возможно, стоит принять этот факт как данность и не огорчаться по этому поводу.

5. Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить.

freid-5.jpg

В жизни вы всегда выбираете свой путь. Какую бы дорогу вы не выбрали, не стоит критиковать того, кто выбрал другую. Только аморальный человек будет это делать.

6. Сны – это королевская дорога к бессознательному.

freid-1.jpg

Сновидения помогают вам лучше понять себя, и нам стоит уделять им столько же внимания, сколько мы уделяем крепкому сну.

7. Невроз – это неспособность переносить неопределенность.

freid-7.jpg

Одной из самых болезненных и доставляющих удовольствие эмоций является наше чувство по отношению к неопределенности. Однако она влияет на всех по-разному.

8. Люди могут защитить себя от нападок, но они бессильны против комплиментов.

freid-3.jpg

Многие из нас не переносят критику, и мы пытаемся найти слабости у тех, кто нас критикует, чтобы ужалить их.

9. Чтобы понять женщину, вам нужно превратить лабиринт в прямую линию.

freid-9.jpg

Возможно причина в том, что мужчины более предсказуемы.

10. Я всегда искал силу и уверенность вовне, но они всегда внутри, и вы всегда можете их там найти.

freid-4.jpg

Уверенность – это вера в себя. Это основное, что нужно каждому, до тех пор, пока мы не возносим эгоизм. Все в наших руках, и так всегда было. Мы всегда думаем так, как хотим думать, слышим то, что хотим слышать, и видим то, что хотим видеть.

Нам сложно принять вещи такими, как они есть. Мы не понимаем того, что нам говорят. И все же мы все время огорчаемся. И причиной этому является недостаток уверенности, потому что, если бы мы верили в себя и в силу, которой обладаем, мы бы понимали и видели реальность.

Цитаты Зигмунда Фрейда

freid.jpg

Подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.

Мы выбираем друг друга не случайно. Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании.

Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации.

Никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим.

Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри.

Если ты простил человеку все, значит с ним покончено.

Задача - сделать человека счастливым - не входила в план сотворения мира.

Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей пугает.

Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас.

В тот момент, когда человек начинает задумываться о смысле и ценности жизни, можно начинать считать его больным.

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.

Читайте также: