Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням антибиотик

Обновлено: 25.06.2024

Разбор типовых вариантов заданий №11 ОГЭ по биологии

Вопросы, касающиеся здоровья

Вариант 11ОБ1

Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

  1. Она улучшает всасывание питательных веществ.
  2. Она способствует выработке

Антитела - крупные глобулярные белки плазмы крови, выделяющиеся плазматическими клетками иммунной системы и предназначенные для нейтрализации клеток патогенов (бактерий, грибов, многоклеточных паразитов) и вирусов, а также белковых ядов и некоторых других чужеродных веществ.

Благодаря вакцине в организме кратковременно вырабатываются

Антитела - крупные глобулярные белки плазмы крови, выделяющиеся плазматическими клетками иммунной системы и предназначенные для нейтрализации клеток патогенов (бактерий, грибов, многоклеточных паразитов) и вирусов, а также белковых ядов и некоторых других чужеродных веществ.

Вариант 11ОБ2

Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

Иммунитет - защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.

'>Иммунитет к инфекциям вырабатывается после применения вакцин. Вакцина – ослабленные микроорганизмы или следы их жизнедеятельности. В ответ на введение таких препаратов,

Организм - живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Вариант11ОБ3

Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

Тромбоциты - клетки, участвующие в процессе свертывания крови; их основной функцией является обеспечение целостности кровеносных сосудов.

Быструю невосприимчивость к определенным инфекционным заболеваниям обеспечивает сыворотка. В отличие от вакцин, сыворотки уже содержат готовые антитела, а не стимулируют их выработку.

Вариант 11ОБ4

Иммунитет - защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.

  1. возникает как результат действия лечебной сыворотки
  2. вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания
  3. формируется после введения вакцины
  4. является наследственным

Раз иммунитет искусственный, то возникает он явно в результате медицинского вмешательства, то есть либо введение вакцины, либо введение сыворотки.

Пассивный искусственный иммунитет возникает после введения сыворотки, так как это готовые антитела.

Вариант 11ОБ5

Одна из причин малокровия у человека — это

  1. недостаток железа в пище
  2. недостаток сахара
  3. жизнь в горах
  4. повышенное содержание эритроцитов

Ключевой причиной анемии (малокровия) на данный момент считается недостаток железа в пище.

Вариант 11ОБ6

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

  1. естественный врождённый
  2. естественный приобретённый
  3. искусственный активный
  4. искусственный пассивный

Иммунитет, вырабатываемый после перенесения болезни, называется естественным приобретенным.

Вариант 11ОБ7

Анна, не одеваясь, вышла зимой на балкон снять сушащееся там белье. Температура на балконе −5 °С, Анна провела на балконе 7 минут. Какая температура была в брюшной полости Анны перед возвращением в комнату?

Температура тела человека и в условиях недолгого нахождения на морозе, и в условиях недолгого нахождения на жаре, остается равной примерно 37 °С.

Вариант 11ОБ8

К развитию какой болезни приводит дефицит

Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.

Дефицит витамина D приводит к рахиту. Для профилактики рахита проводится кварцевание. Кроме того,

Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.

'>витамин D можно получить с пищей. Он необходим организму, т.к благодаря этому витамину обеспечивается всасываение кальция и фосфора.

Форменные элементы крови

Вариант 11ОБ9

Вариант 11ОБ10

Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

  1. красными кровяными клетками крови
  2. клетками нефронов почек
  3. клетками

Альвеолы - пузырьки на концах тончайших разветвлений бронхов, обвитые сетью капилляров, благодаря чему совершается газообмен между легкими и кровью.

'>форменными элементами крови . Красные клетки крови – эритроциты. Белые клетки крови – лимфоциты. Иммунную функцию выполняют лимфоциты.

Вариант 11ОБ11

Разрушение эритроцитов происходит в

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

По капиллярам осуществляется движение крови. Легкие являются органом дыхательной системы. В красном костном мозге образуются эритроциты, тромбоциты и

Лейкоциты - это разнородная группа клеток крови, отвечает за устойчивость организма против инфекций и инвазии чужеродных микроорганизмов. Лейкоциты делятся на 5 типов: нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы.

Вариант 11ОБ12

Что из перечисленного входит в состав

Плазма крови - жидкая часть крови, которая содержит воду и взвешенные в ней вещества — белки и другие соединения. Основными белками плазмы являются альбумины, глобулины и фибриноген. Около 90 % плазмы составляет вода.

Кровь - жидкая и подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

">Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови. Самый простой метод здесь – исключение. Все, кроме сыворотки, является форменным элементом крови.

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\состав крови.jpg

Вариант 11ОБ13

Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт

Ядро - центральный органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы.

Эритроциты человека безъядерные, никаких выростов и ложноножек не имеют. Двояковыпуклая форма увеличивает площадь поверхности.

C:\Users\Ксенья\Desktop\0914_BLOOD_lg.jpg

Эритроцит в кровяном русле

Вариант 11ОБ14

Тромб - прижизненный сгусток крови в просвете кровеносного сосуда или в полости сердца, образующийся в результате активации системы свертывания крови и возникающий в ответ на повреждение сосуда. Участвует в процессах гемостаза.

C:\Users\Ксенья\Desktop\22a665aefe2a21540d41741cc2e5f21a.jpg

Процесс свертывания крови

Свертывание крови – образование и переплетение фибриновых нитей.

Вариант 11ОБ15

Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится

Кровь - жидкая и подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

  1. принадлежащая любому здоровому человеку
  2. имеющая достаточное количество солей кальция
  3. содержащая необходимую концентрацию витаминов
  4. соответствующая его группе крови

Эритроциты слипаются, если человеку переливается неподходящая группа крови. Происходит процесс агглютинации, то есть слипания эритроцитов. Это связано с аглютиногенами и агглютининами. Одноименные

Агглютинин - антитело, которое вызывает реакцию агглютинации клеток крови, бактерий и ряда других антигенных частиц.

Агглютиногены - антигены, вызывающие в организме образование агглютининов.

Агглютинин - антитело, которое вызывает реакцию агглютинации клеток крови, бактерий и ряда других антигенных частиц.

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\группы крови.jpg
C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\Схема-переливания-групп-крови1.jpg

Вариант 11ОБ16

В образовании антител принимают участие

Лимфоциты образуют антитела.

Тромбоциты - клетки, участвующие в процессе свертывания крови; их основной функцией является обеспечение целостности кровеносных сосудов.

'>Тромбоциты отвечают за свертывание крови. Фагоциты поглощают инородные/ болезнетворные клетки и организмы. Эритроциты — переносчики кислорода и углекислого газа в крови.

Вариант 11ОБ17

Лейкоциты - это разнородная группа клеток крови, отвечает за устойчивость организма против инфекций и инвазии чужеродных микроорганизмов. Лейкоциты делятся на 5 типов: нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы.

  1. ложноножек
  2. сократительных волокон
  3. наличия в цитоплазме пузырьков воздуха
  4. сокращения сократительных вакуолей

Лейкоциты не имеют определённой формы, чем напоминают амеб. Они передвигаются подобно амебам при помощи ложноножек.

Вариант 11ОБ18

Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

  1. способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды
  2. выработку ими антител
  3. способность поглощать и переваривать инородные частицы
  4. выработку ими фибриногена

Фагоциты способны поглощать и переваривать инородные частицы.

C:\Users\Ксенья\Desktop\679-09040630en_Masterfile.jpg

Фагоцит поглощает бактерий

Вариант 11ОБ19

Какие клетки входят в состав лимфы?

Миоциты - особый тип клеток, составляющий основную часть мышечной ткани. Миоциты представляют собой длинные, вытянутые клетки.

В состав лимфы входят лейкоциты, являющиеся разновидностью лимфоцитов.

Вариант 11ОБ20

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Что на ней обозначено под цифрой 1?

На схеме изображено воспаление, вызванное проникновением занозы в ткани. Цифрой 1 обозначены лейкоциты. Рядом также располагаются бактерии, попавшие вместе с занозой. Лейкоциты крупнее бактерий, они проникают в межклеточное пространство из кровеносного сосуда.

Вариант 11ОБ21

В каком случае указана третья положительная группа крови?

Резус положительный в первых трех вариантах. В скобках указаны группы крови, но их лучше знать:

0 – первая группа

А – вторая группа

В – третья группа

Вариант 11ОБ22

Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

  1. участвуют в её свёртывании
  2. переносят питательные вещества
  3. переносят конечные продукты обмена веществ
  4. участвуют в фагоцитозе

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\свертывание крови.jpg

Схема свертывания крови

Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови.

Вариант 11ОБ23

В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Рассмотрите рисунки и определите по внешнему виду

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

'>эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

Жидкость всегда стремится из раствора с высоким содержанием соли в раствор с более низким содержанием соли. Может быть лишь 3 варианта:

    Концентрация раствора в сосуде = концентрации в крови =>

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

В сосуде А концентрация раствора составляет 0,9%, так как эритроцит имеет нормальную форму и размер.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околицей –

Пока идешь за кем – то вслед

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Для себя я выделила основные задачи подготовки к экзамену:

  • выявить пробелы в знаниях учащихся по биологии и помочь в их устранении;
  • систематизировать имеющиеся у учащихся знания;
  • показать, что рисунки, таблицы, схемы – помощники в получении знаний;
  • научить пользоваться тестовой формой проверки знаний;
  • выработать индивидуальный алгоритм действий в процессе подготовки к сдаче экзамена.

В начале учебного года девятиклассники уже примерно сориентированы на то, какие предметы, кроме основных, они собираются сдавать в качестве экзамена. Поэтому уже в сентябре объявляю о дополнительных занятиях по подготовке к ГИА. С первых занятий ребят полон класс, но уже к декабрю понятно, кто действительно нацелен сдавать экзамен. На первых занятиях, провожу тестирование по всем разделам биологии, опираясь на кодификатор, выясняю примерный уровень подготовки каждого ученика. Понимаю, что повторять нужно все разделы.

В теме всего три параграфа, но какие важные знания получают ребята на всю жизнь. В этом разделе много рисунков, схем, таблиц.

Слайд 5. Внутренняя среда организма

  1. транспортирует углекислый газ и кислород;
  2. регулирует работу внутренних органов;
  3. обеспечивает фагоцитоз;
  4. омывает тонкий кишечник.

Далее, задается вопрос «Какова функция крови в организме?.

http://edufuture.biz/images/f/f6/8_17_16_2.jpg

Важнейший компонент среды - кровь. (слайд 6). Вспоминаем название клеток крови, их строение и функции, понятие плазмы (слайд 7) и ее роли. Обращаю внимание на кроветворение и сроки жизни клеток крови.

Слайд 6. Состав крови

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1362/000f7cb1-30db7cf6/img13.jpg

Слайд 7. Плазма крови

Состав плазмы, лимфы и тканевой жидкости примерно одинаков.

http://edufuture.biz/images/a/a6/8_17_16_3.jpg

Обращаю внимание на то, что у всех позвоночных, кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро, у зрелых эритроцитов ядра отсутствуют. Форма эритроцита тоже имеет значение (слайд 8).

http://bodhi.name/wp-content/uploads/2015/03/hemogl.jpg

Красный цвет крови придаеи молекула гемоглабина, в состав которой входит железо.

Слайд 9. Молекула гемоглобина

Благодаря железу кровь красного цвета (слайд 9).

В легких Нb + 4O2= HbO8, в тканях HbO8 = Нb + 4O2

Молекула гемоглобина - переносчик кислорода.

Теорию закрепляю практикой.

Задание 1 (слайд 10).

В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Необходимо рассмотреть рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

1) 1,2% 2) 0,9% 3) 0,7% 4) 0,3%

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=559

Слайд 10.

Задание 2 (слайд 11)

Как называют клетки, изображённые на рисунке?

1) миоциты 2) лейкоциты 3) эритроциты 4) эпителиоциты

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=544

Слайд 11

После выполнения заданий, продолжаем изучать клетки крови.

https://bigslide.ru/images/33/32137/960/img13.jpg

Лейкоциты – клетки с хорошо развитыми ядрами, некоторые способны к амебоидному движению.

Макрофаги - крупные клетки в тканях, также участвуют в фагоцитозе.

Большую группу клеток называют лимфоцитами, поскольку их созревание завершается в лимфатических узлах и в тимусе (вилочковой железе). Эти клетки распознают антигены и вырабатывает антитела. Главная функция – иммунитет.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0128/0002e757-34ee1bb0/img13.jpg

Тромбоциты - кровяные пластинки (слайд 13), которые учавствуют в свертываемости крови.

Слайд 13. Тромбоциты

Схема образования тромба (слайд 14).

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/matiash8bioru/matiash8bioru-74.jpg

Слайд 14.

Обращаю внимание, что одним из условий образования тромба является наличие витамина К.

В конце занятия предлагаю выполнить тестовые задания.

Слайд 16. Таблица

http://bio.1september.ru/2002/14/3.jpg

Прошу отработать термины, качественно разобрать рисунки и схемы, обсудить с родителями анализ крови, если таковой имеется.

Все положения в теме мы отработали в течение трех уроков, а для закрепления темы, на последнем занятии выполняем тестовую работу, составленную в рамках ОГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ. Мне кажется, что при таком подходе к изучению предмета с моей стороны, и работа учащихся с другой стороны, приведет к успеху ученика при сдаче ОГЭ.

Предварительный просмотр:

Следующее занятие по теме начинаю с биологического диктанта, возвращаемся к анализу крови. Затем перехожу к защитным барьерам организма.

Защитные барьеры организма ( слайд 18).



Кожа, слизистые оболочки Внутренняя среда организма

http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza3/660666888333.files/image018.jpg

Составляем по тексту схему : иммунная система Лимфатические узлы (слайд 21)


Костный мозг (антитело-антиген)


ЛЕЙКОЦИТЫ Тимус (вилочковая железа)

Т-лимфоциты распознают антигены

Обращаю внимание ребят Т и В - лимфоциты действуют только в межклеточном пространстве, ну а если вирус проник в клетку, то борется сама клетка, выделяя интерферон.

http://www.ote4estvo.ru/uploads/posts/2017-06/mehanizm-kletochnogo-i-gumoralnogo-immuniteta.jpg

Вновь начинаю работать с терминами иммунитет, специфический иммунитет, антигены, антитела, закрепляем полученные знания.

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникат после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый

2) естественный приобретённый

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

Какая система человека активизируется при проникновении в кровь чужеродных белков?

Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета

1) искусственного активного

2) искусственного пассивного

3) естественного врождённого

4) естественного приобретённого

Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны

1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное соединение с кислородом

3) вступать в непрочное соединение с углекислым газом

4) выходить из капилляров в межклетное пространство

1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;

2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию;

3) форменные элементы крови;

4) особый белок, который назвали резус-фактором.

5) Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

2 ) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение.

4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

16) Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?

17) Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

1 8) Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

Задания В 1.Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

Б) Возникает под действием вакцины.

В) Приобретенный после болезни.

Г) Передается от родителей своим детям.

Д) Возникает под действием лечебной сыворотки.

Е) Возникает при введении культур ослабленных

Разбор типовых вариантов заданий №11 ОГЭ по биологии

Вопросы, касающиеся здоровья

Вариант 11ОБ1

Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

  1. Она улучшает всасывание питательных веществ.
  2. Она способствует выработке

Антитела - крупные глобулярные белки плазмы крови, выделяющиеся плазматическими клетками иммунной системы и предназначенные для нейтрализации клеток патогенов (бактерий, грибов, многоклеточных паразитов) и вирусов, а также белковых ядов и некоторых других чужеродных веществ.

Благодаря вакцине в организме кратковременно вырабатываются

Антитела - крупные глобулярные белки плазмы крови, выделяющиеся плазматическими клетками иммунной системы и предназначенные для нейтрализации клеток патогенов (бактерий, грибов, многоклеточных паразитов) и вирусов, а также белковых ядов и некоторых других чужеродных веществ.

Вариант 11ОБ2

Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

Иммунитет - защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.

'>Иммунитет к инфекциям вырабатывается после применения вакцин. Вакцина – ослабленные микроорганизмы или следы их жизнедеятельности. В ответ на введение таких препаратов,

Организм - живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Вариант11ОБ3

Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

Тромбоциты - клетки, участвующие в процессе свертывания крови; их основной функцией является обеспечение целостности кровеносных сосудов.

Быструю невосприимчивость к определенным инфекционным заболеваниям обеспечивает сыворотка. В отличие от вакцин, сыворотки уже содержат готовые антитела, а не стимулируют их выработку.

Вариант 11ОБ4

Иммунитет - защита организма от генетически чужеродных организмов и веществ, к которым относятся микроорганизмы, вирусы, черви, различные белки, клетки, в том числе и собственные изменённые клетки организма.

  1. возникает как результат действия лечебной сыворотки
  2. вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания
  3. формируется после введения вакцины
  4. является наследственным

Раз иммунитет искусственный, то возникает он явно в результате медицинского вмешательства, то есть либо введение вакцины, либо введение сыворотки.

Пассивный искусственный иммунитет возникает после введения сыворотки, так как это готовые антитела.

Вариант 11ОБ5

Одна из причин малокровия у человека — это

  1. недостаток железа в пище
  2. недостаток сахара
  3. жизнь в горах
  4. повышенное содержание эритроцитов

Ключевой причиной анемии (малокровия) на данный момент считается недостаток железа в пище.

Вариант 11ОБ6

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

  1. естественный врождённый
  2. естественный приобретённый
  3. искусственный активный
  4. искусственный пассивный

Иммунитет, вырабатываемый после перенесения болезни, называется естественным приобретенным.

Вариант 11ОБ7

Анна, не одеваясь, вышла зимой на балкон снять сушащееся там белье. Температура на балконе −5 °С, Анна провела на балконе 7 минут. Какая температура была в брюшной полости Анны перед возвращением в комнату?

Температура тела человека и в условиях недолгого нахождения на морозе, и в условиях недолгого нахождения на жаре, остается равной примерно 37 °С.

Вариант 11ОБ8

К развитию какой болезни приводит дефицит

Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.

Дефицит витамина D приводит к рахиту. Для профилактики рахита проводится кварцевание. Кроме того,

Витамины - группа органических соединений разнообразной химической природы, объединённая по признаку абсолютной необходимости их для гетеротрофного организма в качестве составной части пищи.

'>витамин D можно получить с пищей. Он необходим организму, т.к благодаря этому витамину обеспечивается всасываение кальция и фосфора.

Форменные элементы крови

Вариант 11ОБ9

Вариант 11ОБ10

Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

  1. красными кровяными клетками крови
  2. клетками нефронов почек
  3. клетками

Альвеолы - пузырьки на концах тончайших разветвлений бронхов, обвитые сетью капилляров, благодаря чему совершается газообмен между легкими и кровью.

'>форменными элементами крови . Красные клетки крови – эритроциты. Белые клетки крови – лимфоциты. Иммунную функцию выполняют лимфоциты.

Вариант 11ОБ11

Разрушение эритроцитов происходит в

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

По капиллярам осуществляется движение крови. Легкие являются органом дыхательной системы. В красном костном мозге образуются эритроциты, тромбоциты и

Лейкоциты - это разнородная группа клеток крови, отвечает за устойчивость организма против инфекций и инвазии чужеродных микроорганизмов. Лейкоциты делятся на 5 типов: нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы.

Вариант 11ОБ12

Что из перечисленного входит в состав

Плазма крови - жидкая часть крови, которая содержит воду и взвешенные в ней вещества — белки и другие соединения. Основными белками плазмы являются альбумины, глобулины и фибриноген. Около 90 % плазмы составляет вода.

Кровь - жидкая и подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

">Кровь состоит из плазмы и форменных элементов крови. Самый простой метод здесь – исключение. Все, кроме сыворотки, является форменным элементом крови.

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\состав крови.jpg

Вариант 11ОБ13

Эритроциты крови имеют большую поверхность за счёт

Ядро - центральный органоид эукариотической клетки, содержащий хромосомы.

Эритроциты человека безъядерные, никаких выростов и ложноножек не имеют. Двояковыпуклая форма увеличивает площадь поверхности.

C:\Users\Ксенья\Desktop\0914_BLOOD_lg.jpg

Эритроцит в кровяном русле

Вариант 11ОБ14

Тромб - прижизненный сгусток крови в просвете кровеносного сосуда или в полости сердца, образующийся в результате активации системы свертывания крови и возникающий в ответ на повреждение сосуда. Участвует в процессах гемостаза.

C:\Users\Ксенья\Desktop\22a665aefe2a21540d41741cc2e5f21a.jpg

Процесс свертывания крови

Свертывание крови – образование и переплетение фибриновых нитей.

Вариант 11ОБ15

Эритроциты не слипаются друг с другом, если человеку при переливании вводится

Кровь - жидкая и подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.

  1. принадлежащая любому здоровому человеку
  2. имеющая достаточное количество солей кальция
  3. содержащая необходимую концентрацию витаминов
  4. соответствующая его группе крови

Эритроциты слипаются, если человеку переливается неподходящая группа крови. Происходит процесс агглютинации, то есть слипания эритроцитов. Это связано с аглютиногенами и агглютининами. Одноименные

Агглютинин - антитело, которое вызывает реакцию агглютинации клеток крови, бактерий и ряда других антигенных частиц.

Агглютиногены - антигены, вызывающие в организме образование агглютининов.

Агглютинин - антитело, которое вызывает реакцию агглютинации клеток крови, бактерий и ряда других антигенных частиц.

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\группы крови.jpg
C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\Схема-переливания-групп-крови1.jpg

Вариант 11ОБ16

В образовании антител принимают участие

Лимфоциты образуют антитела.

Тромбоциты - клетки, участвующие в процессе свертывания крови; их основной функцией является обеспечение целостности кровеносных сосудов.

'>Тромбоциты отвечают за свертывание крови. Фагоциты поглощают инородные/ болезнетворные клетки и организмы. Эритроциты — переносчики кислорода и углекислого газа в крови.

Вариант 11ОБ17

Лейкоциты - это разнородная группа клеток крови, отвечает за устойчивость организма против инфекций и инвазии чужеродных микроорганизмов. Лейкоциты делятся на 5 типов: нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы.

  1. ложноножек
  2. сократительных волокон
  3. наличия в цитоплазме пузырьков воздуха
  4. сокращения сократительных вакуолей

Лейкоциты не имеют определённой формы, чем напоминают амеб. Они передвигаются подобно амебам при помощи ложноножек.

Вариант 11ОБ18

Некоторые лейкоциты называют фагоцитами за

  1. способность передвигаться и покидать кровеносные сосуды
  2. выработку ими антител
  3. способность поглощать и переваривать инородные частицы
  4. выработку ими фибриногена

Фагоциты способны поглощать и переваривать инородные частицы.

C:\Users\Ксенья\Desktop\679-09040630en_Masterfile.jpg

Фагоцит поглощает бактерий

Вариант 11ОБ19

Какие клетки входят в состав лимфы?

Миоциты - особый тип клеток, составляющий основную часть мышечной ткани. Миоциты представляют собой длинные, вытянутые клетки.

В состав лимфы входят лейкоциты, являющиеся разновидностью лимфоцитов.

Вариант 11ОБ20

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

Рассмотрите схему воспалительного процесса.

Что на ней обозначено под цифрой 1?

На схеме изображено воспаление, вызванное проникновением занозы в ткани. Цифрой 1 обозначены лейкоциты. Рядом также располагаются бактерии, попавшие вместе с занозой. Лейкоциты крупнее бактерий, они проникают в межклеточное пространство из кровеносного сосуда.

Вариант 11ОБ21

В каком случае указана третья положительная группа крови?

Резус положительный в первых трех вариантах. В скобках указаны группы крови, но их лучше знать:

0 – первая группа

А – вторая группа

В – третья группа

Вариант 11ОБ22

Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

  1. участвуют в её свёртывании
  2. переносят питательные вещества
  3. переносят конечные продукты обмена веществ
  4. участвуют в фагоцитозе

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\свертывание крови.jpg

Схема свертывания крови

Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови.

Вариант 11ОБ23

В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Рассмотрите рисунки и определите по внешнему виду

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

'>эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

Жидкость всегда стремится из раствора с высоким содержанием соли в раствор с более низким содержанием соли. Может быть лишь 3 варианта:

    Концентрация раствора в сосуде = концентрации в крови =>

Эритроциты - клетки крови позвоночных животных и гемолимфы некоторых беспозвоночных. Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

В сосуде А концентрация раствора составляет 0,9%, так как эритроцит имеет нормальную форму и размер.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Хоть выйди ты не в белый свет

А в поле за околицей –

Пока идешь за кем – то вслед

Дорога не запомнится,

Зато, куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Мы, учителя привыкли вести управление процессом подготовки к сдаче экзамена в разных формах, а необходимо, чтобы учащиеся сами осознали важность самостоятельно вести систематическую работу по подготовке к сдаче экзамена. Если они это осознают, то значительно легче будет и учителям и учащимся.

Для себя я выделила основные задачи подготовки к экзамену:

  • выявить пробелы в знаниях учащихся по биологии и помочь в их устранении;
  • систематизировать имеющиеся у учащихся знания;
  • показать, что рисунки, таблицы, схемы – помощники в получении знаний;
  • научить пользоваться тестовой формой проверки знаний;
  • выработать индивидуальный алгоритм действий в процессе подготовки к сдаче экзамена.

В начале учебного года девятиклассники уже примерно сориентированы на то, какие предметы, кроме основных, они собираются сдавать в качестве экзамена. Поэтому уже в сентябре объявляю о дополнительных занятиях по подготовке к ГИА. С первых занятий ребят полон класс, но уже к декабрю понятно, кто действительно нацелен сдавать экзамен. На первых занятиях, провожу тестирование по всем разделам биологии, опираясь на кодификатор, выясняю примерный уровень подготовки каждого ученика. Понимаю, что повторять нужно все разделы.

В теме всего три параграфа, но какие важные знания получают ребята на всю жизнь. В этом разделе много рисунков, схем, таблиц.

Слайд 5. Внутренняя среда организма

  1. транспортирует углекислый газ и кислород;
  2. регулирует работу внутренних органов;
  3. обеспечивает фагоцитоз;
  4. омывает тонкий кишечник.

Далее, задается вопрос «Какова функция крови в организме?.

http://edufuture.biz/images/f/f6/8_17_16_2.jpg

Важнейший компонент среды - кровь. (слайд 6). Вспоминаем название клеток крови, их строение и функции, понятие плазмы (слайд 7) и ее роли. Обращаю внимание на кроветворение и сроки жизни клеток крови.

Слайд 6. Состав крови

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1362/000f7cb1-30db7cf6/img13.jpg

Слайд 7. Плазма крови

Состав плазмы, лимфы и тканевой жидкости примерно одинаков.

http://edufuture.biz/images/a/a6/8_17_16_3.jpg

Обращаю внимание на то, что у всех позвоночных, кроме млекопитающих, клетка эритроцита имеет ядро, у зрелых эритроцитов ядра отсутствуют. Форма эритроцита тоже имеет значение (слайд 8).

http://bodhi.name/wp-content/uploads/2015/03/hemogl.jpg

Красный цвет крови придаеи молекула гемоглабина, в состав которой входит железо.

Слайд 9. Молекула гемоглобина

Благодаря железу кровь красного цвета (слайд 9).

В легких Нb + 4O2= HbO8, в тканях HbO8 = Нb + 4O2

Молекула гемоглобина - переносчик кислорода.

Теорию закрепляю практикой.

Задание 1 (слайд 10).

В стеклянные стаканы, заполненные растворами поваренной соли различной концентрации, поместили эритроциты. Необходимо рассмотреть рисунки и определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора в сосуде А, если в крови в норме она составляет 0,9%.

1) 1,2% 2) 0,9% 3) 0,7% 4) 0,3%

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=559

Слайд 10.

Задание 2 (слайд 11)

Как называют клетки, изображённые на рисунке?

1) миоциты 2) лейкоциты 3) эритроциты 4) эпителиоциты

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=544

Слайд 11

После выполнения заданий, продолжаем изучать клетки крови.

https://bigslide.ru/images/33/32137/960/img13.jpg

Лейкоциты – клетки с хорошо развитыми ядрами, некоторые способны к амебоидному движению.

Макрофаги - крупные клетки в тканях, также участвуют в фагоцитозе.

Большую группу клеток называют лимфоцитами, поскольку их созревание завершается в лимфатических узлах и в тимусе (вилочковой железе). Эти клетки распознают антигены и вырабатывает антитела. Главная функция – иммунитет.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0128/0002e757-34ee1bb0/img13.jpg

Тромбоциты - кровяные пластинки (слайд 13), которые учавствуют в свертываемости крови.

Слайд 13. Тромбоциты

Схема образования тромба (слайд 14).

http://narodna-osvita.com.ua/uploads/matiash8bioru/matiash8bioru-74.jpg

Слайд 14.

Обращаю внимание, что одним из условий образования тромба является наличие витамина К.

В конце занятия предлагаю выполнить тестовые задания.

Слайд 16. Таблица

http://bio.1september.ru/2002/14/3.jpg

Прошу отработать термины, качественно разобрать рисунки и схемы, обсудить с родителями анализ крови, если таковой имеется.

Все положения в теме мы отработали в течение трех уроков, а для закрепления темы, на последнем занятии выполняем тестовую работу, составленную в рамках ОГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.

Все выше перечисленные методические приёмы позволяют добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ. Мне кажется, что при таком подходе к изучению предмета с моей стороны, и работа учащихся с другой стороны, приведет к успеху ученика при сдаче ОГЭ.

Предварительный просмотр:

Следующее занятие по теме начинаю с биологического диктанта, возвращаемся к анализу крови. Затем перехожу к защитным барьерам организма.

Защитные барьеры организма ( слайд 18).



Кожа, слизистые оболочки Внутренняя среда организма

http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza3/660666888333.files/image018.jpg

Составляем по тексту схему : иммунная система Лимфатические узлы (слайд 21)


Костный мозг (антитело-антиген)


ЛЕЙКОЦИТЫ Тимус (вилочковая железа)

Т-лимфоциты распознают антигены

Обращаю внимание ребят Т и В - лимфоциты действуют только в межклеточном пространстве, ну а если вирус проник в клетку, то борется сама клетка, выделяя интерферон.

http://www.ote4estvo.ru/uploads/posts/2017-06/mehanizm-kletochnogo-i-gumoralnogo-immuniteta.jpg

Вновь начинаю работать с терминами иммунитет, специфический иммунитет, антигены, антитела, закрепляем полученные знания.

До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникат после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?

1) естественный врождённый

2) естественный приобретённый

3) искусственный активный

4) искусственный пассивный

Какая система человека активизируется при проникновении в кровь чужеродных белков?

Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета

1) искусственного активного

2) искусственного пассивного

3) естественного врождённого

4) естественного приобретённого

Лейкоциты, в отличие от других форменных элементов крови, способны

1) сохранять форму своего тела

2) вступать в непрочное соединение с кислородом

3) вступать в непрочное соединение с углекислым газом

4) выходить из капилляров в межклетное пространство

1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;

2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию;

3) форменные элементы крови;

4) особый белок, который назвали резус-фактором.

5) Почему проводимая вакцинация против гриппа помогает снизить риск заболевания?

1) Она улучшает всасывание питательных веществ.

2 ) Она способствует выработке антител.

3) Она усиливает кровообращение.

4) Она позволяет лекарствам действовать более эффективно.

16) Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?

17) Что может обеспечить человеку быструю невосприимчивость к некоторым инфекционным болезням?

1 8) Лечебная сыворотка отличается от вакцины тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген

2) убитые возбудители заболевания

3) ослабленные возбудители заболевания

4) готовые антитела против возбудителя инфекции

Задания В 1.Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

Б) Возникает под действием вакцины.

В) Приобретенный после болезни.

Г) Передается от родителей своим детям.

Д) Возникает под действием лечебной сыворотки.

Е) Возникает при введении культур ослабленных

Читайте также: