Что могут сделать родители чтобы обеспечить речевую готовность ребенка к школе

Обновлено: 30.06.2024

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста, т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Мир вокруг нас: развитие речи и ознакомление с окружающим миром

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Занимательно о русском языке: знакомим детей с фразеологизмами.

А Вы допускаете эти ошибки? Какие типичные речевые ошибки встречаются чаще всего в речи педагогов и родителей?

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на родительском собрании для будущих первоклассников.

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе. Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Существуют критерии готовности

к школьному обучению, которые

предъявляются к усвоению ребенком

родного языка как средства общения.


Сроки появления в речи ребёнка звуков: 1-2 годика - звуки: А, О, Э, П, Б, М; 2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й; 3-5 лет - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ;

Сроки появления в речи ребёнка звуков:

  • 2-3 годика- звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й;

Связная речь

  • К 7 годам ребёнок должен уметь
  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • составлять рассказ по сюжетной картинке;
  • составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
  • отвечать на вопросы по тексту.
  • При пересказе (рассказе) обращается внимание
  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ);
  • на лексику (полнота и точность использования слов);
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Сформированность звуковой стороны речи. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность звуковой стороны речи.

  • В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
  • Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.)

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова. различать звуки на слух и в произношении ; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове; называть слова с заданным звуком; определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов; слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука; уметь составлять слова из звуков и т .д.

Сформированность фонематических процессов и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.

  • различать звуки на слух и в произношении ;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
  • слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
  • уметь составлять слова из звуков и т .д.

Словарный запас В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). Подбирать синонимы, антонимы, омонимы. Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты). Подбирать обобщающие понятия для группы предметов. Знать детёнышей животных и т.д. Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Словарный запас

  • В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
  • Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Понимать переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
  • Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
  • Знать детёнышей животных и т.д.
  • Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Сформированность грамматического строя речи:

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение пользоваться развернутой фразовой речью;
  • умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
  • умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе;
  • согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
  • правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
  • умение работать с предложением;
  • правильно строить простые предложения;
  • видеть связь слов в предложениях;
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами;
  • работать с деформированным предложением.

Статистика речевых нарушений у первоклассников

Причины речевых нарушений у детей

Причины речевых нарушений у детей

Причины популяционного детского неблагополучия

1. Изменение внешних условий и факторов жизни:

  • частые ядерные испытания, экологические и технические катастрофы, применение искусственных заменителей пищи, гормональных добавок, консервантов, лекарственных препаратов;
  • революционный скачек в области средств связи, кардинально изменивший электромагнитное поле Земли.

2. Развитие нынешнего ребенка протекает иначе, чем 20-25 лет назад.

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

  • Заболевания матери во время беременности.
  • Отягащенная наследственность.
  • Аллергии матери.
  • Перенесенные переливания крови.
  • Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
  • Иммунологическая несовместимость крови матери и плода.
  • Многообразная акушерская патология.
  • Курение во время беременности, употребление алкоголя.
  • Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов.
  • Короткий промежуток между двумя беременностями.
  • Маленький рост будущей матери.
  • Аномалии скелета.
  • Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
  • Особые психические нагрузки.

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

  • Отсутствие эмоционального положительно окружения.
  • Некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание.
  • Психические травмы.
  • Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит.
  • Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов.

"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

Для нормального становления речевой деятельности необходимы условия:

Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?

Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.

Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:

  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • социальную готовность,
  • физическую готовность.

В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.


Что нужно уметь к первому классу

Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:

Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.


С какими стрессами ребенок может столкнуться

Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.

Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:

  • Иммунологический. Ребенок попадает в большой коллектив детей и взрослых, у каждого из которых свое состояние здоровья. Кто-то чихает, кто-то кашляет, при этом это происходит не на открытом воздухе, а в условиях закрытого пространства. Поэтому вполне естественно, что в классе, коридоре или столовой дети сталкиваются с различными вирусами.
  • Социальный. Школа – это всегда новый коллектив, где каждому приготовлена своя роль. Ребенок должен адаптироваться к новым условиям, занять определенную нишу в социуме.
  • Учебный. Здесь имеется в виду не только выполнение домашних заданий, но и необходимость спокойно сидеть на уроке положенное время, поднимать руку, когда он хочет что-то сказать или ответить на вопрос преподавателя.

В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).


Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически

Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.

О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:

  • Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
  • Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
  • Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.


Школа и здоровье ребенка

Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.

В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.

С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.

Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.


Как подготовить ребенка к школе: советы родителям

В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.

Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.


В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.

как подготовить ребенка к школе

Многие родители, чьи дети скоро станут первоклашками озабочены тем, как подготовить ребенка к школе? Как родителям подготовить его морально и психологически к обучению, с чего лучше начать подготовку? Можно ли подготовить самому в домашних условиях, если да то какие советы помогут сделать это максимально правильно? Эти и другие вопросы обсуждаются в этой статье.

Эта информация поможет родителям самостоятельно правильно подготовить свое чадо к школьной скамье. Также обратит внимание на основные навыки в пяти критериях, которыми обязан обладать будущий ученик.

Стоит признать, что предшкольная подготовка детей к обучению в школе — процесс многоуровневый и многоплановый, включающий в себя не только набор определенного количества знаний, но также психологическую, физическую готовность ребенка к принятию новых условий. Подготовка начинается с раннего возраста и не становится самоцелью, а является естественным развитием детей в дошкольном детстве.
Ошибки родителей при подготовке детей к школе

8032dGD4804

  • Другая крайность — завышенные ожидания, связанные со школой. Когда отец с матерью всем говорят, что их деточка обязательно будет отличником. После чего чадо, еще не начав учиться, боится, а вдруг не сможет оправдать родительские ожидания. Это препятствует ему морально и психологически подготовиться к обучению в школе. Поэтому старайтесь реалистично смотреть на способности своего будущего ученика.
  • В современном мире самой распространённой ошибкой среди родителей является их стремление сделать жизнь своих детей как можно проще. Чем больше родители нянчатся со своим чадом, тем меньше он привыкает делать что-то самостоятельно. Следовательно, учёба будет даваться ему непросто. Психологи советуют не опекать детей чересчур яростно.

Подготовка детей к школе: консультация для родителей

Что же подразумевают под готовностью к школьному обучению психологи, а также педагоги? Они выделяют несколько степеней готовности малыша-дошкольника, на которые следует обратить внимание.

  1. Интеллектуальная.
  2. Мотивационная.
  3. Социальная.
  4. Психологическая.
  5. Физическая.

Каждая ступень готовности важна и нужна. Если какая-то будет пропущена, это может сказаться на детской успеваемости, а также их психологическом комфорте. Рассмотрим, что включает в себя каждый из критериев по отдельности.

Интеллектуальная готовность к школе

Под интеллектуальной готовностью подразумевается не умение дошкольника читать и считать, а развитие психических процессов, их зрелость, сформированность. Интеллектуальную готовность можно поделить на 4 сферы: мышление, память, мелкую моторику, речь.

Мышление

Оно помогает ребенку закрепить знания об окружающем мире:

Память

Родителям, желающим самостоятельно подготовить ребенка к школе, стоит помнить, что подготовка включает в себя хорошо развитую детскую память. Ведь школьнику приходится усваивать большую часть информации на слух, а затем воспроизводить ее. Из чего будет видно, что память у дошкольника развита?

  1. Чтение стихотворений.
  2. Пересказ знакомых сказок или рассказов.
  3. Логические диктанты: деткам показывают картинку с произвольным набором картинок. На запоминание дается до пяти секунд, после чего картинку закрывают, а детки должны самостоятельно воспроизвести эту картинку
  4. Рассказывание скороговорок, пословиц, понимание их смысловой нагрузки.
  5. Должен уметь свободно ориентироваться в пространстве и на местности.

Мелкая моторика

Многие родители делают огромную ошибку, не разрешая детям работать дома с ножницами. Именно ножницы и пластилин помогают натренировать слабые мышцы детской кисти руки. Подойдут также игры с крупами, пальчиковые разминки. Посмотрим, что же подразумевает под собой хорошо развитая мелкая моторика?

  1. Желательно чтобы дошкольник умел правильно держать карандаш, кисточку, ручку.
  2. Аккуратно, в одном направлении раскрашивает нарисованный предмет, наносит штриховку, не выходя за контуры предмета.
  3. Умеет пользоваться ножницами.
  4. Умеет выполнять аппликационные работы.

Речевая подготовка детей к школе предполагает обладание хорошо развитой речи.

  1. Умеет беседовать на заданную тему (диалогическая речь).
  2. Выразительно рассказывает стихотворения.
  3. Составляет предложения из нескольких предложенных слов.
  4. Четко различает, где звук, где буква.
  5. На слух определяет, из скольких слогов состоит слово.
  6. Умеет по слогам читать небольшие тексты. (Советуем прочитать 6 советов, как привить своему ребенку любовь к чтению книг )

rechevaya podgotovka k shkole

Мотивационная готовность

  1. Желание посещать занятия.
  2. Стремление к получению новой необычной информации.
  3. Тяга к получению или освоению новых знаний.

Социальная готовность

Заключается в умении дошкольника самостоятельно устанавливать взаимоотношения, как с незнакомыми детьми, так и с взрослыми. Социальная готовность ребенка к школе — это отражение тех отношений, которые дошкольник неоднократно видит в семье. Определяется она следующими критериями:

  1. Как дошкольник контактирует с компанией играющих детей (легко, сложно, сторонится их)?
  2. Прислушивается ли он к мнению окружающих или начинает конфликтовать, перебивать?
  3. Умеет ли соблюдать очередность в тех ситуациях, где это обязательное условие?
  4. Может ли поддержать разговор, участвовать в беседе с несколькими людьми?
  5. Должен четко понимать разницу между хорошим и плохим поведением, поступками, словами.

Психологическая готовность

Психологическая подготовка ребенка к школе или эмоционально-волевая готовность определяется следующими моментами:

  1. У дошкольника перед поступлением в школу должны сформироваться самостоятельность, организованность.
  2. Обязательное умение — следить за собственным поведением.
  3. Готов идти на контакт и сотрудничество с взрослыми.
  4. Маленький ученик должен быть готов к выполнению заданий, которые ему не слишком нравятся (развитие произвольной сферы).
  5. Внимательно слушает взрослого без отвлечения на посторонние предметы или вещи.

Все это базовый уровень подготовки ребенка к школе.

Физическая готовность

Физическая готовность не менее важна для успешного обучения детей в школе. Здоровые дети легче усваивают программу и смогут быстрее адаптироваться к школьной жизни. На что следует обратить внимание при физической готовности?

548689shEC546w

  1. Умеет ли вставать рано? Желательно заблаговременно до первого сентября наладить режим сна и питания будущего ученика. Ему нужно научиться вставать рано, чтобы вовремя собраться и не опаздывать на занятия. Для этого мотивируйте его раньше ложиться спать, чтобы достаточно высыпаться.
  2. Соблюдается ли режим питания? Приучайте дитя завтракать полезной пищей, дающей ему достаточно сил или энергии для восприятия обучения.
  3. Отличается ли усидчивостью? Поработайте над усидчивостью дошкольника. Проверьте, может ли он полчаса или 45 минут спокойно заниматься одним делом или его что-то постоянно отвлекает?
  4. Имеет ли хорошие физические данные. Делайте утреннюю зарядку, так как она хорошо укрепляет детский иммунитет. Ведь никто из родителей не хочет видеть своего школьника больным. Поэтому важно приучить деточку к зарядке, а также гигиене. Спорт, физические веселые нагрузки и свежий воздух хорошо влияют на детский иммунитет.

Доктор Комаровский к вопросу о правильной подготовке к обучению в школе, прежде всего, обращает внимание на физическую готовность. Посмотрев это видео, вы сможете почерпнуть для себя много полезной информации.

Как за лето подготовить ребенка к школе

Конец летней свободе, скоро 1 сентября, когда снова нужно за парту. Родителям предстоит непростое задание — подготовить детей к школьному обучению, настроив на учебу и вернув прежний распорядок дня. Чтобы после летних каникул дети снова чувствовали себя комфортно в стенах школы.

  • Готовить детей к новому учебному году психологи советуют начинать еще с июля-августа. Ведь вряд ли кто-то сильно занимался с детьми летом математикой, письмом или чтением. Соответственно детям кажется, что они уже всё забыли, ничего не знают. Поэтому повторите таблицу умножения, напишите несколько простеньких диктантов, математических примеров. Это поможет малышу вспомнить пройденный материал и вернуться с каникул более подготовленным, уверенным учеником.
  • За две-три недели до начала учебы стоит менять режим дня ребенку, подстраивая его под школьный режим. Ежедневно начните будить его за 10-15 минут раньше и на такое же время вечером укладывать его спать. Это поможет ему с начала учебного года выдержать школьный режим, так как он будет для него уже привычным.
  • С дошкольником кроме повторения базовых знаний постарайтесь вместе купить все школьные принадлежности для первоклашек. Когда он может сам уже рассматривать еще неисписанные тетрадки, впервые собирать свой портфель, примерять ученическую форму, его это хорошо мотивирует.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Во-первых, заранее позаботьтесь о внутренней мотивации своих детей, развивая в них тягу к знаниям и пробуждая к ним познавательный интерес. На мотивацию могут работать вроде бы даже далекие от школы вещи. К примеру, походы по музеям, чтение интересных книг или просмотр фильмов о художниках, ученых, изобретателях.

Постаравшись, вы сможете найти много подобных источников и материалов, которые помогут аккуратненько взращивать внутреннюю детскую мотивацию.

Если не знаете, как правильно мотивировать своих детей на учебу , тогда советуем ознакомиться с полезной информацией в статье.

Во-вторых, держите в памяти то, на чем строится дошкольная подготовка детей к школе. На том, что обязаны понимать дети перед школой.

  1. Адекватный взгляд на учебу. Они учатся с разными детьми, поэтому не обязательно, что именно их все будут любить или ставить им одни пятерки.
  2. Они должны понимать, зачем дети ходят в школу. Они ходят, чтобы учиться, общаться, познавать нечто новое, а не только играть. Понимать, что учеба для них, это такая же работа, как у папы с мамой. Поэтому им обязательно нужно учиться, чтобы обеспечить свое будущее.

В-третьих, важно делиться с будущим учеником позитивными впечатлениями о школьном периоде своей личной жизни. Некоторые психологи рекомендуют в предшкольный период рассматривать с детьми родительские фотографии школьной поры. При этом чтобы родители с интересом рассказывали забавные истории, произошедшие с ними во время учебы.

Можно рассказывать о школьных друзьях, или с какими букетами они ходили не первое сентября. Так малыш постепенно начнет понимать, что все прошли через процесс обучения в школе, но этот период может быть даже интересным.

Предостережение!
Не стоит озвучивать негативные стороны школьной поры (если они были), запугивая тем самым свое чадо.

Советы родителям как подготовить ребенка к школе

  • Подготовьте эмоционально свое чадо к школьному обучению, говоря, что он уже стал взрослым, поэтому как все детки может то же учиться. Хвалите за маленькие успехи. Устройте по поводу поступления малыша в школу веселую вечеринку. Сделайте это событие для него праздничным, веселым началом его школьной жизни. Благодаря этому он будет ждать это значимое для него событие.
  • После начала учебного года ежедневно и в обязательном для себя порядке интересуйтесь у маленького школьника его школьной жизнью. Есть ли у него уже друзья, нравится ли ему тот с кем он сидит за партой, тяжело ли учиться, красивый ли у них класс? Живой интерес родителей еще больше укрепить готовность малыша к обучению.
  • Займитесь школьным шопингом. Пусть будущий первоклассник сам выбирает себе школьные принадлежности, ранец, форму, одежду. Это закрепит у него начало его нового этапа жизни.

shkol

  • Ограничьте малышу зрительные нагрузки. Это значит, что ему нельзя находиться перед телевизором или компьютером больше 20 ежедневных минут. Подумайте о правильном учебном месте юного ученика. Позаботьтесь, чтобы учебниками дитя пользовалось, держа их под углом 45 градусов на специальной подставке.
  • Еще один хороший совет, как родителям подготовить ребенка к школе, заключается в том, что его жизнь не должна состоять из одних развлечений. Конечно, это не значит, что детей с пелёнок нужно занимать только одной учебой, не давая им при этом ни минуты отдыха. Психологи советуют совмещать игру с учёбой. Чем чаще детки играют с всевозможные логическими играми, а также учатся разным навыкам, тем увереннее они себя чувствуют в процессе обучения. А значит, начинают получать от него удовольствие.
  • Научите свое дитя самостоятельности, которая во многом убережет его от школьных издевательств. Научите быстро одеваться, собирать портфель, завязывать шнурки, быть аккуратным, чистоплотным.

Заключение

Многие родители до сих пор возлагают на детский сад задачу по подготовке их детей к школьному обучению. А под обучением подразумевают беглое овладение чтением или умение считать. И мало кто из них действительно задумывается, а нужно ли малышу уметь читать или считать еще в дошкольном возрасте?

Или это больше нужно родителям, чтобы затем хвалиться перед другими, что их четырех или пятилетнее чадо умеет читать? Но станет ли он успешным при дальнейшем обучении, если, например, не сможет быть гибким в социальном общении?

Поэтому рекомендации родителям по подготовке детей к школе из этой статьи помогут правильно подготовить дошколят к школьному обучению, которое может стать для них интересным периодом их жизни. Также эта информация поможет проанализировать насколько уже готово их чадо стать первоклашкой.

Читайте также: