Что лежит в основе разграничения непроизводных и производных предлогов приведите примеры

Обновлено: 28.06.2024

Умение отличать и правильно писать предлоги проверяют на всех итоговых работах по русскому языку. В 7 классе, когда проходят тему Предлоги, начинается кошмар для детей и учителя. Если с непроизводными предлогами все понятно, то производные предлоги вводят ученика в ступор, а это приводит к устойчивым ошибкам.

Если ребенок выучил правила, но так и не понял, как разделять самостоятельные части речи и служебные ч.р., ему нужно объяснить несколько грамматических понятий и стилистических норм, которых он еще не знает, потому что программа в 7 классе не предусматривает их рассмотрение.

Сначала вспомним важные для понимания моменты темы:

Предлог — служебная часть речи, помогающая подчинять одно слово другому в словосочетании и предложении.

Предлоги связывают самостоятельные слова друг с другом и, вместе с окончаниями самостоятельных слов, выражают различные смысловые значения.

Наречие - это признак действия, оно зависит от глагола.

Деепричастие - это добавочное действие и всегда относится к основному действию.

Существительное с любым предлогом всегда образует словосочетание с глаголом по способу управление.

Чтобы разделить предлоги от самостоятельных частей речи, нужно задать вопрос, смысловой или падежный. Если слово откликается на вопрос, это самостоятельная часть речи, если слово само входит в вопрос, это предлог.

Мне было холодно в лесу. Было холодно в чем? в лесу. В - непроизводный предлог, он вошел в вопрос, и это легко понять.

Он ушел, благодаря и кланяясь. Он ушел как? благодаря. От глагола к деепричастию задали смысловой вопрос, и слово на него откликнулось. Благодаря и кланяясь - деепричастия.

Теперь понаблюдаем за производным предлогом:

Благодаря бабушкиным хлопотам мы остались довольны сегодняшним днем. Остались довольны благодаря чему? хлопотам. Слово благодаря вошло в вопрос, значит это производный предлог.

Вроде бы все ясно, но дети именно на таких примерах не могут понять, от чего к чему задавать вопрос.

Почему возникает непонимание темы?

В предложениях типа:

Благодаря дождю распустились кусты сирени.

наблюдается инверсия, обратный порядок слов, которая часто используется не только в поэтической речи, но и официально-деловом стиле и очень часто в разговорном стиле, из которого авторы учебника и собирают примеры.

Намного понятнее прямой порядок слов: Кусты сирени распустились благодаря дождю. Распустились благодаря чему? дождю. Благодаря вошел в вопрос и это предлог.

Ирина Голуб, автор уникального учебника "Стилистика русского языка" Москва 2001 год издания в главе "Устранение ошибок в выборе форм управления" пишет:

Значительные трудности с производными предлогами возникают при неумелом использовании конструкций с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого .

Внимание : обороты с названными предлогами нельзя употреблять самостоятельно. Они осуществляют грамматическую связь и должны стоять между глаголом и существительным, которым глагол управляет, заставляя встать зависимое слово в нужный падеж.

Понаблюдайте: Кроме меня никто не пришел. Это неполное предложение, слово кроме вынесено в начало предложения, что указывает на инверсию, и в этих условиях определить часть речи у слова кроме достаточно сложно.

Восстановим предложение и поставим слова в прямом порядке: Никто не пришел кроме меня на уборку территории . Не пришел кроме кого? меня.

Такая работа должна быть проделана каждый раз раз, когда ученик сомневается, какая часть речи перед ним.

Алгоритм действий

Берем пару предложений и читаем их:

(Не)смотря на непогоду, встреча состоялась.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

В этой задаче нужно решить, где производный предлог, а где деепричастие. Это нужно сделать для правильного написания не : производный предлог несмотря на пишется в 2 слова, а деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме случаев, когда без не не употребляется.

Действия по порядку:

  1. Определяем порядок слов. В первом случае наблюдается обратный порядок слов, где (не)смотря на оторвано от глагола и повисает в воздухе из-за искусственно созданного разрыва грамматической связи. Во втором - прямой порядок слов.
  2. Возвращаем 1 предложению прямой порядок слов. Встреча состоялась (не)смотря на непогоду.
  3. Задаем вопрос от главного к зависимому слову, чтобы проверить войдет ли слово в вопрос:

Встреча состоялась (не)смотря на непогоду. Состоялась ( несмотря на что? ) на непогоду. Н есмотря на вошел в вопрос, значит это производный предлог, и не пишем по правилу слитно.

Он шел быстро, (не)смотря на меня, энергично размахивая руками.

Теперь то же самое проделаем со вторым предложением: шёл ( как? что делая? ) не смотря. Что мы видим? Не смотря на нет в вопросе, оно потребовало к себе 2 вопроса, это форма глагола, самостоятельной части речи. Значит, не смотря - это деепричастие, не пишем раздельно.

Если отработать этот порядок действий на 6-7 примерах устно, то ребенок научится различать производные предлоги и правильно их писать. Ему останется выучить правила правописания некоторых предлогов, и эта тема будет полноценно усвоена.

Другие сложные моменты в понимании производных предлогов

Понаблюдайте за особенностями использования в русской речи самостоятельных частей речи и предлогов:

По какой причине ты опоздал на работу? Между предлогом по и существительным причине легко встало вопросительное местоимение какой .

Я опоздал по причине переезда на другую квартиру. Производному предлогу такой фокус не позволителен. Здесь по причине - предлог, служебная часть речи, его задача - осуществлять грамматическую, а не смысловую связь между словами.

Производные предлоги в неполных предложениях вызывают особенно часто недоумение у семиклассника, потому что речь о неполных предложениях идет только в 8 классе, но их уже предлагают к разбору в 7 классе. Посмотрим пример:

В заключение был концерт.

Это неполное предложение, взятое из устной речи. С точки зрения письменной речи - сплошная речевая ошибка, потому что здесь наблюдается нарушение грамматических связей. От словосочетания, в котором предлог в заключение должен был осуществлять свое действие, не осталось ни главного, не зависимого слова. Полная версия должна звучать так:

В заключение торжественного вечера был дан концерт.

Был дан концерт в заключение чего? вечера.

После такого восстановления все становится на свои места, и ученик может определить, что данное слово - это все же предлог и на его конце пишется -е, как и у других подобных производных предлогов вследствие, в течение, в продолжение, когда у существительных на -ие при предлоге в пишется окончание и, потому что предлог в от существительного требует форму предложного падежа единственного числа.

И напоследок хочу высказаться еще об одной загадке в программе, которую задают ученикам в контрольных итоговых работах и тестировании. В заданиях с производными предлогами типа вследствие, в продолжение, в течение часто встречается наречие впоследствии, которое никак не оговаривается в теме наречие в 7 классе. Как видите, предлог вследствие пишется с е на конце, а наречие впоследствии с -и.

Не совсем логично начинать обучение различию производных предлогов и самостоятельных частей речи с инверсии, неполных предложений, где все синтаксические связи нарушены, но авторы учебника как раз этим и занимаются, создавая проблемы на ровном месте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока.

Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.

Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный, прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.

- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?

Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

- Что вы скажите о производных предлогах?

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель­ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже­ние (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.

1. Производными называются предлоги, кото­рые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны само­стоятельным частям речи.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сест­ре, в школу.

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в од­но слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в за­ключение, в отличие).

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфо­графическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предло­гами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на - вопре­ки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от по­хожих (омонимичных) форм знаменательных час­тей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключи­лось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка со­стоялась. — Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена про­гулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют.В заключении эксперта была дана оценка.

7. Предлог вследствие имеет причинное значе­ние; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолже­ние, в заключение имеют на конце букву е.

Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз внимательно изучите этот материал и положите памятки в свои накопительные папочки-помощники.

Слово учителя.

- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

- Может ли быть что-то общее между хамелео­ном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)

Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.

- Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд 4 с выделенными слова­ми.)

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником пита­ния степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, те­перь наблюдаем распаханные площади и выруб­ленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их мож­но омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:

сино­нимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)

- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависи­мости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимос­ти от среды.

- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.

Рой пчел — рой яму

Омоформы - слова раз­ных частей речи, одина­ковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах

Новая пила — пила кофе

Дорога - дорога Мал, зато дорог - за то дерево Плачу - до плачу В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало Лет до ста расти нам без старост

Учитель:

- Зависит ли написание слова от его принад­лежности к той или иной части речи?

- Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)

- Вернемся к тексту.

3) Задание. Выпишите из текста любое предло­жение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте предло­жение с омонимом к данному слову и запишите его.

- Назовите предложения, в которых употреб­лены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

- Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не оши­биться в написании названных предлогов и омо­нимичных им сочетаний? (Определить часть речи. )

Физминутка.

5. Отработка навыка написания производ­ных предлогов.

1) Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В те­чение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.

2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тре­вожное спокойствие.

6. Домашнее задание.

7. Игровая пятиминутка.

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвис­ты называют индивидуально-авторской омони­мией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование пред­ложенного слова.

Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свино­фермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стриж парикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.

Тема: Непроизводные и производные предлоги. (Слайд 1)

- познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи;

- научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

- воспитывать коммуникативность, самостоятельность. (Слайд 2)

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

Организационный момент.

Лингвистическая разминка.

Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.

Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный, прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.

- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?

Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

- Что вы скажите о производных предлогах?

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель­ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже­ние (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.

Производными называются предлоги, кото­рые состоят из двух слов.

Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

Все предлоги пишутся в одно слово.

Правописание производных предлогов надо запомнить.

В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

Производные предлоги омонимичны само­стоятельным частям речи.

Правописание предлогов

Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сест­ре, в школу.

Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

Производные предлоги могут писаться в од­но слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие,
навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в за­ключение, в отличие).

Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфо­графическом словаре.

Предлоги можно заменить другими предло­гами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на - вопре­ки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от по­хожих (омонимичных) форм знаменательных час­тей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключи­лось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка со­стоялась. — Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена про­гулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют.В заключении эксперта была дана оценка.

7. Предлог вследствие имеет причинное значе­ние; предлоги в течение, в продолжение передают
значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолже­ние, в заключение имеют на конце букву е.

Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз внимательно изучите этот материал и положите памятки в свои накопительные папочки-помощники.

Слово учителя.

- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

- Может ли быть что-то общее между хамелео­ном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)

Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.

- Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд 4 с выделенными слова­ми.)

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником пита­ния степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, те­перь наблюдаем распаханные площади и выруб­ленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их мож­но омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:

сино­нимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)

- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависи­мости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимос­ти от среды.

- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.

Рой пчел — рой яму

Омоформы - слова раз­ных частей речи, одина­ковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах

Новая пила — пила кофе

Дорога - дорога Мал, зато дорог - за то дерево Плачу - до плачу В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало Лет до ста расти нам без старост

Учитель:

- Зависит ли написание слова от его принад­лежности к той или иной части речи?

- Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)

- Вернемся к тексту.

3) Задание. Выпишите из текста любое предло­жение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте предло­жение с омонимом к данному слову и запишите его.

Назовите предложения, в которых употреб­лены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не оши­биться в написании названных предлогов и омо­нимичных им сочетаний? (Определить часть речи. )

Физминутка.

5. Отработка навыка написания производ­ных предлогов.

1) Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В те­чение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.

2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

(В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

(В)начале урока мы читали текст.

Мы идем в поход (в)месте с родителями.

(В)месте падения метеорита образовался кратер.

(В)течении реки наблюдалось какое-то тре­вожное спокойствие.

6. Домашнее задание.

Работа с разноуровневыми карточками.

7. Игровая пятиминутка.

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвис­ты называют индивидуально-авторской омони­мией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование пред­ложенного слова.

Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свино­фермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стриж парикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.

Правописание производных предлогов

Предлоги и союзы — это служебные части речи, при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания. И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Правописание производных предлогов

Предлоги и союзы — это служебные части речи, при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания. И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи наречием, именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг другу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова — это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

    Отымённые, образованные от имён существительных в сочетании с простыми непроизводными предлогами: уволился в связи с тяжёлым положением, спросить насчёт вечернего мероприятия, в отличие от других студентов.
  1. Наречные, произошедшие от наречий: сидеть вдали от костра, внутри комнаты, шёл позади всех.
  2. Отглагольные, образованные от деепричастий: невзирая на неудачу, спустя несколько лет, благодаря помощи близких.

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра — из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления — узнать о заявлении;
  • спустя пять минут — через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг — обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди — бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за);
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Простые и составные предлоги

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства — играл, не смотря на струны, чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных. Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

  • вследствие введения новых правил;
  • в отличие от других девушек;
  • в течение десяти лет;
  • придумал танец наподобие вальса;
  • в завершение рабочего дня.
  • ждал на протяжении недели;
  • по прибытии в родной город;
  • ушёл по окончании вечера;
  • в сравнении с предыдущей версией;
  • применил меры в отношении вора.

Особые случаи употребления

Предлоги — это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже. В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине — предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей — родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства — винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка — наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Омонимичные сочетания

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых — омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание — слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль — производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Правописание производных предлогов

Предлоги и союзы — это служебные части речи, при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания. И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи наречием, именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг другу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова — это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

Правописание предлогов

  1. Отымённые, образованные от имён существительных в сочетании с простыми непроизводными предлогами: уволился в связи с тяжёлым положением, спросить насчёт вечернего мероприятия, в отличие от других студентов.
  2. Наречные, произошедшие от наречий: сидеть вдали от костра, внутри комнаты, шёл позади всех.
  3. Отглагольные, образованные от деепричастий: невзирая на неудачу, спустя несколько лет, благодаря помощи близких.

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра — из-за сильного ветра,
  • узнать насчёт заявления — узнать о заявлении,
  • спустя пять минут — через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг — обошёл (где?) вокруг дома,
  • стоит (где?) впереди — бежал (где?) впереди меня.

Правописание предлогов производных

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени),
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за),
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Простые и составные предлоги

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства — играл, не смотря на струны, чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных. Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

Правописание предлогов

  • во избежание случайного падения,
  • в связи с особыми обстоятельствами,
  • в течение получаса,
  • на протяжении нескольких лет,
  • по мере приближения к городу,
  • в силу особенного отношения к ним,
  • в заключение сегодняшнего праздника,
  • в отличие от членов своей семьи.

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба,
  • поинтересовался насчёт новой должности,
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий,
  • продолжил работать сверх выполненного плана,
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

  • вследствие введения новых правил,
  • в отличие от других девушек,
  • в течение десяти лет,
  • придумал танец наподобие вальса,
  • в завершение рабочего дня.
  • ждал на протяжении недели,
  • по прибытии в родной город,
  • ушёл по окончании вечера,
  • в сравнении с предыдущей версией,
  • применил меры в отношении вора.

Особые случаи употребления

 Правописание предлогов и союзов

Предлоги — это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже. В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине — предложный падеж,
  • для (кого? чего?) друзей — родительный падеж,
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства — винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению,
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка — наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Омонимичные сочетания

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых — омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание — слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола, но когда вдоль — производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

Читайте также: