Что лежит в основе деления права на отрасли

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время большинство юристов по-прежнему считают, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования и 2) метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, все то, что подпадает под действие правовых норм. Это производственные, имущественные, семейные и другие жизненно важные отношения между людьми. Сферу общественных отношений, урегулированную правом, называют правовым или юридическим полем, за пределами которого находится неправовое пространство.

Метод правового регулирования – это приемы, способы и средства воздействия права на общественные отношения, выработанные в процессе жизнедеятельности людей.

Так, например, предметом государственного (конституционного) права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства, организацию и функционирования системы высших органов Российской Федерации, органов местного самоуправления и т.д. А методом правового регулирования государственного (конституционного права) является метод властеотношений.

В силу этого государственное (конституционное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность установленных (санкционированных) государством правовых норм, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного Устройства Российской Федерации, организации и деятельности органов государственной власти.

Конституционно-правовые отношения возникают в процессе осуществления государственной власти. Они регулируют:

а) основу государственного (конституционного) строя;

б) основу правового положения человека и гражданина;

в) федеративное устройство;

г) систему, основы организации и деятельности органов государства;

д) избирательную систему;

е) статус депутата;

ж) основы организации и деятельности местного самоуправления.

В сферу правового регулирования управленческих отношений входят отношения по охране общественного порядка и ответственности за его нарушение. Можно выделить еще и правовое регулирование международных отношений. Таким образом, сферу правового регулирования составляют следующие группы общественных отношений: имущественные, управленческие, отношения по защите общественного порядка и международные отношения.

Диспозитивное регулирование ориентировано на приоритет общественных отношений перед нормами права. Надо отметить, что в чистом виде каждый характер регулирования не встречается. На преобладание императивного или диспозитивного регулирования влияют факторы: исторические традиции, уровень культуры, менталитет народа, характер правовой системы, особенности регулируемых отношений.

В качестве особых методов правового регулирования используется убеждение и принуждение.

Кроме императивного и диспозитивного методов используют альтернативный и рекомендательный метод поощрений и наказаний. Императивный метод используется, главным образом, в уголовном и административном праве, а диспозитивный – гражданском. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права.

Однако основания деления норм права на отрасли и институты, выработанные в тоталитарную эпоху, уже устарели и тормозят развитие отраслей права и раздела науки теории права об отраслях права. Необходимо в качестве критериев классификации норм права на отрасли и институты выделять объект (все общественные отношения, регулируемые правом) и предмет правового регулирования (часть общественных отношений, входящих в объект, регулируемых данными нормами). При этом нельзя и отрицать наличие особых субъектов права (участников общественных отношений), методов правового регулирования, принципов, санкций и функций отдельных отраслей права.


Ю.А. СВИРИН, кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений В историческом аспекте анализируются критерии деления системы права на отрасли, раскрывается понятие критериев, определяющих отрасли права. Автор предлагает собственную самостоятельную систему критериев разграничения отраслей права внутри системы права.

Ю.А. СВИРИН,

кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений

В историческом аспекте анализируются критерии деления системы права на отрасли, раскрывается понятие критериев, определяющих отрасли права. Автор предлагает собственную самостоятельную систему критериев разграничения отраслей права внутри системы права.

Ключевые слова: система права, отрасль права, критерии отраслей права, предмет и метод правового регулирования, цель отрасли, функции отрасли, принципы отрасли, структура отрасли, источники отрасли.

Some questions about the criteria of division of the right on the branches

An author analyzes the criteria of the division of a system of the right to the branches in a historical aspect in the named article. In the retrospective analysis since the first scientific discussion about the criteria of a branch of the right and on the present the author opens the concept of the criteria of branch of the right, their occurrence and the further expansion of the system of the criteria. The author offers the independent system of the criteria of a differentiation of the branches of the right in the right system.

Keywords: system of the rights, right branch, criteria of the branches of the right, subject and the method of a legal regulation, purpose of the branch, functions of the branch, principle of the branch, structure of the branch, sources of the branch.

Многие исследователи права уделяли и уделяют свое внимание такой правовой категории, как отрасль права. Именно отрасли играют определяющую роль в континентальной системе права, несмотря на то что первичным элементом здесь выступает норма права. В науке по данному вопросу существуют разные точки зрения.

Так, Д.А. Керимов рассматривает отрасль права как объективно сложившуюся внутри единой системы права (в виде ее обособленной части) группу правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования[1]. Следовательно, в основе деления права по отраслям Д.А. Керимов видит следующие критерии: общественные отношения (предмет), метод и принципы.

В.Д. Перевалов определяет отрасль права как обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения[2]. Критерием разграничения отраслей права автор видит только предмет правового регулирования.

Л.Б. Тиунова определяет отрасль права как объективно исторически сложившееся структурное образование права, автономную область норм, в основе которой лежат объективно обособившиеся в процессе развития общества определенные области социальной деятельности (дифференциация деятельности, общественной жизни: как материальной так и духовной)[3]. В качестве деления системы права на отрасли права Л.Б. Тиунова предлагает использовать такой критерий, как область социальной деятельности: общественная, материальная, духовная. Однако в таком случае остается открытым вопрос о том, какие же именно отрасли автор имела в виду?

Давно замечено, что все отрасли права разграничиваются в силу качеств, объективно присущих каждой отрасли. Частичное пересечение возможно лишь в комплексных отраслях права. Именно поэтому возникла необходимость поиска критериев разграничения системы права.

Вопрос о критериях деления права по отраслям возник только после 1917 года, т. е. после распада российской царской правовой системы, в которой отраслей права не существовало; право делилось на две группы: частное и публичное. Правовая наука не знала ни отраслей, ни норм, ни институтов права. В советский период сектор частного права в России прекратил свое существование, в связи с чем советские ученые сделали первые попытки деления права на отдельные элементы и занялись поиском критериев, с помощью которых можно было бы отграничить одну отрасль от другой. Так, например, М.А. Рейснер предлагал поделить советское право на три части: пролетарское, крестьянское и буржуазное право.

Впрочем, все первые попытки деления права оказались неудачными. В проводившейся в предвоенные годы научной дискуссии был выработан один основной критерий деления права по отраслям — предмет правового регулирования. Некоторые исследователи (например, С.Н. Братусь) предлагали в качестве критерия использовать метод правового регулирования, однако данная точка зрения не встретила поддержки среди ученых.

Таким образом, в результате первой научной дискуссии по вопросам системы права, прошедшей в 1938—1940 гг. и выявившей первый и единственный критерий деления права по отраслям, было определено 9 отраслей права.

В развернувшейся в советский период второй дискуссии по системе права было признано два критерия деления права по отраслям: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

На всероссийских конференциях по вопросам системы права (2001 г. — в МГЮА и 2010 г. — в РАП) проблема критериев деления системы права возникла вновь, вскрылся комплекс нерешенных вопросов.

В рамках дискуссии, развернувшейся в последнее время в научных кругах (о системе права, о возможности расширения системы права, о признании или о непризнании тех или иных институтов отраслями права), вопрос о критериях, определяющих отрасли права внутри системы права, стал еще более актуальным.

Так, М.Н. Марченко считает, что существуют только два критерия деления права на отрасли: это предмет и метод, причем первый является главным, а второй — вспомогательным[4].

С.С. Алексеев признавал метод правового регулирования наиболее ярким и надежным показателем юридического своеобразия отраслей[6].

Процесс поиска оптимальных критериев разграничения отраслей права не прекращался никогда.

Л.Б. Тиунова в 1991 году, высказывая свою точку зрения по данному вопросу, предложила в качестве критериев использовать три группы факторов: объективную дифференциацию общественных отношений, их государственно-правовую оценку, степень развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм и систематизация законодательства)[7]. Однако с данной точкой зрения вряд ли можно согласиться. Первый фактор (по Л.Б. Тиуновой) представляет собой не что иное, как предмет правового регулирования. Второй фактор вряд ли можно отнести к критериям разграничения внутри системы права, скорее это способ или процесс формального закрепления той или иной отрасли. Третий фактор, также в силу размытости определения, не может быть положен в основу деления права на отрасли.

Очередной вклад в развитие теории критериев деления права по отраслям внесла О.Е. Мешкова. По нашему мнению, ее точка зрения заслуживает внимания. В частности, О.Е. Мешкова предложила разделить элементы системы права по предметным, структурным и функциональным признакам[8]. Данные критерии действительно могут применяться в числе прочих при делении права по отраслям.

Не менее интересна и точка зрения, высказанная Д.Е. Петровым, который писал, что отрасль права, являясь основным элементом системы права, должна обладать качествами, присущими системе права в целом (признаки права, общеправовые принципы и функции)[9]. Однако данную точку зрения следует признать неполной, да и, по всей вероятности, автор к признакам права не относит принципы и функции, что, на наш взгляд, является нигилизмом в теории познания права. Безусловно, функции и принципы являются критериями деления права по отраслям, точно так же как они представляют собой признаки права вообще.

В последнее десятилетие многие авторы посвящали свои исследования определению критериев разграничения отраслей права[11].

Разнородность взглядов при делении права по отраслям предполагает необходимость познания сущности каждой отрасли и только после этого появляется возможность их разделения.

По справедливому замечанию М.Н. Марченко, сущность есть стержень, основа, характеризующая вещи и явления[12].

Тем не менее понятие сущности права как основополагающей категории имеет гносеологическое значение и далеко не однозначно. Некоторые авторы сводят сущность права к главному в предмете[13]. Другие исследователи считают, что такое определение сущности всегда оставляет смутное ощущение произвольного выбора исследователем критерия отделения главного от неглавного, при этом сущность носит случайный характер[14].

Н.И. Козюбра предлагал исследовать сущность права посредством его взаимного влияния на экономические и социальные процессы[15].

Проводя апостериорный анализ существующих отраслей права, по нашему мнению, при их разграничении можно выделить следующие общие критерии, которые позволяют разграничить систему права на отдельные элементы (отрасли права): предмет правового регулирования и метод правового регулирования, цель отрасли, субъекты, принципы, источники (форма выражения), внутреннее строение отрасли (институты, функции отрасли). Именно в этих критериях, на наш взгляд, и проявляется сущность отрасли права.

1 См.: Керимов Д.А. Методология права. 2-е изд. — М., 2001. С. 267.

2 См.: Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учеб. для вузов. — М., 2004. С. 176.

3 См.: Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. — СПб., 1991. С. 86.

4 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., 2001. С. 443.

5 Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования // Правоведение. 1970. № 6.

6 См.: Алексеев С.С. Структура права. — М., 1975. С. 176.

7 См.: Тиунова Л.Б. Указ. соч. С. 95.

8 См.: Мешкова О.Е. Трудовое право в системе отраслей российского права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Омск, 1999. С. 8.

9 См.: Петров Д.Е. Отрасль права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2001. С. 69.

10 Сырых В.М. Проблемы теории государства и права. — М., 2008. С. 277.

12 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. — М., 2004. С. 127.

13 См.: Каверин К.В. Сущность и основные параметры институциональной недостаточности как категории современного права // Современное право. 2009. № 1. С. 8.

14 См.: Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. — Л., 1973. С. 46.

15 См.: Козюбра Н.И. Некоторые тенденции развития права. — М., 1983. С. 110.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:

    1. предмет правового регулирования;
    2. метод правового регулирования.

    Они и выступают системообразующими факторами.

    Предмет правового регулирования - то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений; это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права.

    В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

      • субъекты - индивидуальные и коллективные;
      • их поведение, поступки, действия;
      • объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
      • социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

      Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.

      Метод правового регулирования - определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

      Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования , достижение выдвигаемых при этом целей.

      В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

        • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов - особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
        • издание соответствующих нормативных актов , предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
        • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
        • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

        Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

          • императивный;
          • диспозитивный;
          • поощрительный;
          • рекомендательный;
          • и другие.

          Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя.

          Метод же служит дополнительным, юридическим критерием , так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

          Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.


          Критерии деления системы права на отрасли несложно изучить — их всего 2. Что это за критерии и какие отрасли права на их основе выделяются, расскажем и покажем далее.

          Система права

          Повторим сначала понятие системы права.

          Система права — это внутренняя структура права, состоящая из совокупности норм, подразделяющихся на отдельные группы. Самыми крупными из таких групп являются отрасли, далее они могут (но не всегда!) дифференцироваться на институты права. Отрасли могут (опять же не всегда) делиться также на подотрасли (до институтов), а институты потом — на субинституты.



          Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
          Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

          Далее рассмотрим, по каким критериям выделяют виды отраслей права.

          Критерии деления права на отрасли

          Основаниями деления системы права на отрасли являются 2 критерия:

          • предмет правового регулирования;
          • метод правового регулирования.

          Предмет правового регулирования — область однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Например:

          • предметом правового регулирования трудового права являются трудовые правоотношения;
          • предметом правового регулирования административного права выступает управленческая и исполнительно-распорядительная деятельность государства и т. д.


          Вторым критерием деления права на отрасли является метод правового регулирования. Под ним понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, поведение людей.

          Выделяют 2 основных метода правового регулирования:

          • Императивный (авторитарный, административный, метод субординации, властных отношений). Субъектам правоотношений предоставляется только один, строго определенный вариант поведения. Правовыми нормами четко определены основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей сторон правоотношений, их объем и условия. Данный метод характерен, например, для уголовного, административного, финансового права.
          • Диспозитивный (метод автономии, гражданский, демократический). Нормами права не регламентированы запреты и ограничения, а установлены определенные границы, в пределах которых субъекты правоотношений могут определять вектор своего поведения. Данный метод используется, например, в гражданском праве.


          Обратите внимание! Именно предмет правового регулирования выступает основным критерием выделения отраслей права. Метод является дополнительным, произвольным от предмета критерием.

          А теперь изучим, какие бывают отрасли права.

          Классификация отраслей права

          В зависимости от предмета правового регулирования отрасли права делятся на следующие виды (список не исчерпывающий):

          • Конституционное право регламентирует основы общественного и государственного строя страны, правовое положение граждан.
          • Административное определяет управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность госорганов.
          • Финансовое — регулирует вопросы в финансовой сфере детальности.
          • Гражданское — все виды имущественных и некоторые виды неимущественных правоотношений.
          • Семейное — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т. д.
          • Трудовое — отношения работников с работодателем в процессе трудовой деятельности.
          • Уголовное право состоит из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств.
          • Уголовно-процессуальное регламентирует процесс уголовного судопроизводства.
          • Гражданско-процессуальное — процесс гражданского судопроизводства.
          • Арбитражно-процессуальное — процесс судопроизводства по экономическим спорам.
          • Природоресурсное — правоотношения, возникающие при использовании и обороте природных богатств.
          • Международное право — публичное и частное — регулирует международные отношения и имущественные или иные правоотношения с участием иностранных граждан.

          Итак, отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных правоотношений. Отрасли права обычно выделяются в зависимости от предмета правового регулирования, но нередко для этих целей используется и метод правового регулирования.


          Критерии деления системы права на отрасли несложно изучить — их всего 2. Что это за критерии и какие отрасли права на их основе выделяются, расскажем и покажем далее.

          Система права

          Повторим сначала понятие системы права.

          Система права — это внутренняя структура права, состоящая из совокупности норм, подразделяющихся на отдельные группы. Самыми крупными из таких групп являются отрасли, далее они могут (но не всегда!) дифференцироваться на институты права. Отрасли могут (опять же не всегда) делиться также на подотрасли (до институтов), а институты потом — на субинституты.



          Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
          Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

          Далее рассмотрим, по каким критериям выделяют виды отраслей права.

          Критерии деления права на отрасли

          Основаниями деления системы права на отрасли являются 2 критерия:

          • предмет правового регулирования;
          • метод правового регулирования.

          Предмет правового регулирования — область однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Например:

          • предметом правового регулирования трудового права являются трудовые правоотношения;
          • предметом правового регулирования административного права выступает управленческая и исполнительно-распорядительная деятельность государства и т. д.


          Вторым критерием деления права на отрасли является метод правового регулирования. Под ним понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, поведение людей.

          Выделяют 2 основных метода правового регулирования:

          • Императивный (авторитарный, административный, метод субординации, властных отношений). Субъектам правоотношений предоставляется только один, строго определенный вариант поведения. Правовыми нормами четко определены основания возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей сторон правоотношений, их объем и условия. Данный метод характерен, например, для уголовного, административного, финансового права.
          • Диспозитивный (метод автономии, гражданский, демократический). Нормами права не регламентированы запреты и ограничения, а установлены определенные границы, в пределах которых субъекты правоотношений могут определять вектор своего поведения. Данный метод используется, например, в гражданском праве.


          Обратите внимание! Именно предмет правового регулирования выступает основным критерием выделения отраслей права. Метод является дополнительным, произвольным от предмета критерием.

          А теперь изучим, какие бывают отрасли права.

          Классификация отраслей права

          В зависимости от предмета правового регулирования отрасли права делятся на следующие виды (список не исчерпывающий):

          • Конституционное право регламентирует основы общественного и государственного строя страны, правовое положение граждан.
          • Административное определяет управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность госорганов.
          • Финансовое — регулирует вопросы в финансовой сфере детальности.
          • Гражданское — все виды имущественных и некоторые виды неимущественных правоотношений.
          • Семейное — личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т. д.
          • Трудовое — отношения работников с работодателем в процессе трудовой деятельности.
          • Уголовное право состоит из правовых норм, охраняющих от преступных посягательств.
          • Уголовно-процессуальное регламентирует процесс уголовного судопроизводства.
          • Гражданско-процессуальное — процесс гражданского судопроизводства.
          • Арбитражно-процессуальное — процесс судопроизводства по экономическим спорам.
          • Природоресурсное — правоотношения, возникающие при использовании и обороте природных богатств.
          • Международное право — публичное и частное — регулирует международные отношения и имущественные или иные правоотношения с участием иностранных граждан.

          Итак, отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных правоотношений. Отрасли права обычно выделяются в зависимости от предмета правового регулирования, но нередко для этих целей используется и метод правового регулирования.

          Читайте также: