Что контролер просит предъявить пассажиров троллейбуса

Обновлено: 03.05.2024

Мне 25 лет, я работаю инспектором-контролером почти три года. Попала сюда самым обычным образом: подруга устроилась и мне посоветовала. В феврале защищаю диплом в МГППУ на клинического психолога и надеюсь найти работу по специальности.

Мой рабочий день начинается с того, что к семи часам утра мы собираемся всей сменой, получаем задания от замначальника и едем по всему Восточному округу. Если есть специальное задание на определенный маршрут, отправляемся только туда.

Обычно работаем группами не менее двух человек, иначе за остановку невозможно проверить весь салон. В среднем каждый контролер за смену выписывает 3–4 постановления о безбилетных проездах. Между собой мы общаемся жестами, чтобы не кричать через весь салон. Две сомкнутые ладони означают, что пассажиры прошли вдвоем, рука, которая изображает нырок, — пролез под турникетом, движение опущенной ладонью вперед — выходим на ближайшей остановке.

Об оправданиях

Безбилетный пассажир — тот, у кого нет билета, кто предъявил его без отметки о погашении, у кого истек срок годности билета, кто предъявляет проездной, который принадлежит другому лицу, например социальную карту. Пассажиры, которых ловим без билета, ведут себя по-разному. Были те, которые бегали по сиденьям от меня, вылезали из салона трамвая через окно. Одна женщина прошла в трамвай по социальной карте — видимо, чужой. Когда я ее попросила предъявить билет, она ответила, что только что выбросила его в окно и у нее ничего нет. В подтверждение разделась догола и предложила себя обыскать.

Она ответила, что только что выбросила его [билет] в окно и у нее ничего нет. В подтверждение разделась догола и предложила себя обыскать.

Безбилетным пассажирам мы выносим постановление по делу об административном правонарушении: заполняем бланк с паспортными данными, местом и временем нарушения, названием маршрута, бортовым номером и объяснением пассажира. Если человек не хочет предъявлять документ или его нет с собой, вызываем наряд полиции или самостоятельно проходим с пассажиром в ближайшее отделение ОВД. Полиция реагирует быстро, в течение 5–10 минут. Были случаи, когда безбилетников приводили в ОВД для установления личности, а они оказывались в розыске.

О тех, кто попадается чаще всего

В нашей стране случалось, что контролеры высаживали детей из транспорта на мороз, и они умирали. Но это вопиющие случаи! Так не должно происходить. Мы не высаживаем никого, ни на мороз, ни на жару. Мы заинтересованы выполнять лишь свои обязанности — привлекать к административной ответственности безбилетного пассажира.

О взятках и зарплате

Притом что проезд стоит относительно недорого, некоторые безбилетники пытаются дать взятку: предлагают от двухсот рублей до пяти тысяч. Не стесняются даже того, что мы ходим с видеорегистратором, который всегда записывает видео и звук. Но я никогда не слышала, как кто-то брал деньги. Всех сотрудников периодически проверяют на полиграфе. Меня проверяли уже дважды за три года.

Пусть меня посадят за эти слова, но у нас очень низкая зарплата. Летом работаем по жаре, с меня сходит три пота, я мокрая, как не знаю кто. Еще и пассажиры, которым тоже жарко. Некоторые без билета, не хотят давать паспорт. Или стоишь на остановке в холод, уже колотит, согреться негде, а автобус не едет из-за аварии. А зарплата у меня, как у уборщицы в школе. Контролеры могут зарабатывать от 28 до 48 тыс. рублей, в зависимости от должности и разряда. Причем эксперт первой категории ничем не отличается от других, одни и те же полномочия и обязанности. Но большинство сотрудников находятся на низших должностях, а высших — буквально единицы.

Об агрессивных пассажирах

Бывает, что угрожают пистолетами, ножами, шприцами и даже применяют физическую силу. Мне как-то сломали руку: безбилетный пассажир хотел убежать в открытую дверь, но случайно задел меня и протащил по всему проходу. Однажды нашего сотрудника ударили по голове бутылкой. Мы от этого никак не защищены. Поэтому мне хотелось бы, чтобы контролеров приравняли к должностным лицам, как полицейских, чтобы можно было использовать какие-то средства самообороны.

Бывает, что угрожают пистолетами, ножами, шприцами и даже применяют физическую силу. Мне как-то сломали руку.


1. Как должен выглядеть контролер?

У каждого контролера должен быть нагрудный знак на левой стороне формы, а также нарукавный знак на левом рукаве:

risunok2

В действительности, нагрудный знак не желтый, а, скорее, серебряный. Номер контролера для идентификации в случае отказа предъявить служебное удостоверение едва заметно выбит в трех кружочках, расположенных над Георгием Победоносцем.
Если этих двух опознавательных элементов нет, то перед вами, вероятнее всего, не контролер, а мошенник. Не стесняйтесь указывать на это.

Также, согласно правилам, у контролеров должна быть кокарда на фуражке, но в реальности контролеры обычно ходят в кепках без каких-либо знаков.


2. Что контролер вправе делать?

1) В первую очередь, как нетрудно догадаться, осуществлять контроль оплаты проезда:)

На этот счет имеется Распоряжение Правительство Москвы 490-РП от 28.06.2011 года. Переводя это Распоряжение на русский язык, контролеры могут выписать административный протокол за безбилетный проезд и проезд по чужой социальной карте (ну еще по нескольким мелким статьям). То есть, примерно как ГИБДД, только не для водителей, а для пассажиров общественного транспорта.

3. Чего контролеры делать не могут?

Ниже мы собрали основные известные нам нарушения контролеров, и те, с которыми сами не встречались, но слышали, что и такое бывает.

1) Хамить, оскорблять и вести себя некорректно.

Контролер в глазах москвича должен быть оплотом здравого смысла. Даже, если пассажир кричит, кривляется или бьется в истерике, контролер должен быть английским джентельменом и четко следовать инструкциям. Поэтому, если контролер, ведет себя неподобающе, то об этом стоит сообщить его работодателю или нам.

Если уж совсем перейдены все границы, то не лишним будет напомнить о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, для должностных лиц будет стоит от 10 до 30 тысяч рублей.

Также, в таких случаях, рекомендуется записывать все на видео или аудио.

2) Запрещать снимать себя.

Насчет запрета съемки себя кем бы то ни было, не только контролерами, нужно знать одну простую статью — 152.1 ГК РФ. Согласно данной статье, без согласия гражданина запрещается лишь обнародование его изображения, но никак не запись, поэтому запретить любительскую съемку Вам в автобусе никто не имеет права.

В случае же с контролерами, также и обнародование вряд ли станет нарушением, так как согласно той же статье, в общественных или публичных интересах обнародование допускается без согласия гражданина, а противоправные действия, безусловно, требуют этого в общественных интересах.

3) Задерживать отправление транспортного средства.

Во-первых согласно статье 10.10 КоАП г.Москвы воспрепятствование выполнению служебных обязанностей водителя, повлекшее за собой препятствие в движении транспорта (а именно так можно трактовать просьбу контролера не ехать, пока нарушитель не выйдет) влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи рублей и об этом будет не лишним напомнить контролеру в случае чего.

4) Изымать какие-либо карты.

Но лично мы с такими жалобами, слава богу, не сталкивались.

5) Оформлять постановление, если Вы не согласны.

Контролеры, как и сотрудники ГИБДД, очень любят составлять вместо протокола постановление, не взирая на то согласен с этим вероятный нарушитель или нет. Если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола в котором подробно опишите все причины Вашего несогласия и поставьте подпись.
Помните! Подпись на протоколе не означает признание Вами своей вины, а вот неподписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное Вам правонарушение в надзорном или судебном порядке.

Вот вроде бы и все основные моменты. Если мы что-то упустили, пишите в комменты. Пожаловаться на действия контролеров можно на нашем сайте. Ну и не забывайте оплачивать проезд и тогда, вполне возможно, эта статья Вам просто не понадобится:)

Проверка билетов

В Москве периодически попадаются "липовые" контролеры - люди, пытающиеся проверить билеты у пассажиров, не имея на то права. Кроме того, иногда, к сожалению, и настоящие контролеры ведут себя не самым достойным образом. Что же делать в случае конфликта?

Вначале - маленький комментарий. Если перед Вами настоящий контролер, который не совершил никаких некорректных действий, ведите себя по отношению к нему тоже как можно вежливей. К сожалению, хамство отдельных контролеров - это следствие нашего с вами неуважительного к ним отношения.

Обращайте внимание на наличие голограммы на лицевой стороне удостоверений (голограмм нет только на удостоверениях контролеров-стажеров, которые выдаются на один-два месяца).

Контролеры могут быть сотрудниками конкретного парка/депо или сотрудниками Мосгортранса. К сожалению, про первых почти ничего не известно, но их сейчас работает очень мало. Сотрудник парка должен иметь удостоверение, а также наряд на работу (маршрутный лист), из которых следует, что он имеет право проверять билеты в данное время на данном маршруте. Если сотрудник одного парка проверяет билеты в машине из другого парка, это, скорее всего, является нарушением - если в его маршрутном листе не указан маршрут, на котором он работает, Вы можете прекратить дальнейшее общение с ним.

В Мосгортрансе имеется Центральный Отдел Билетного Контроля - его сотрудники имеют право проверять правильность оплаты проезда пассажирами и также соблюдение должностных инструкций всеми работниками наземного пассажирского транспорта (что указано на удостоверении).

Удостоверения постоянных сотрудников Мосгортранса выглядят так же, только в качестве места работы там указан другой отдел. Прав у таких сотрудников меньше - обычно они могут только проверять правильность оплаты проезда пассажиров и штрафовать их при наличии квитанций.

Теперь о контролерах из Мосгортранса.

В машине с кондуктором контролер имеет право проверить у Вас билет и оштрафовать Вас точно так же, как и в машине без кондуктора. Единственное, что может Вас оправдать - что Вы только что вошли, а кондуктор подойти еще не успел. Смысл этого правила в том, что очень многие пассажиры кондукторов игнорируют и так или иначе билет у них не берут - с этим контролеры тоже должны бороться.

Если Вы стали свидетелем некорректных действий контролера (отказ в выдаче квитанции об уплате штрафа - это грубейшее нарушение, хамство по отношению к пассажирам, рукоприкладство, продолжительные задержки машин на остановках), Вы тоже можете сообщить об этом в Мосгортранс.

Строго говоря, в случае любого несогласия с действиями контролера, имея при себе документы, Вы можете потребовать составления протокола об административном правонарушении (безбилетном проезде).

Бесплатно можно провозить одного ребенка в возрасте до 7 лет, багаж, сумма измерений которого по длине, ширине и высоте не превышает 120см, а также лыжи (в чехле), детские санки, детскую коляску. В случае разногласий с контролером по поводу размеров багажа или возраста ребенка именно он Вам должен доказать, что Вы нарушили правила. Если контролеры считают, что Ваш талон был пробит в другой машине, также именно они должны Вам это доказывать.

Водитель имеет право проверить билет, но не имеет права брать штраф - он может только продать билет, чтобы Вы оплатили поездку.

Если при проверке выяснилось, что у Вас поддельный талон, сообщите контролерам, где Вы его купили. Если в этой же машине, Вам повезло - после того, как контролер в этом убедится, Вам следует проследить, чтобы об этом нарушении был составлен акт. Вам же платить штраф не придется. Хуже, если талон был куплен в другой машине. Штраф, видимо, Вам придется заплатить, но если Вы помните номер машины, в которой покупали талон, напишите жалобу в Мосгортранс. Водителя, пойманного на продаже поддельных талонов, скорее всего, уволят. Возможно, Вам даже удастся вернуть 10 рублей.

Если Ваш автобус (троллейбус, трамвай) сломался, Вы имеете право ехать по тому же билету в любом другом транспорте, идущем в том же направлении - в пределах совпадения маршрутов - по прежнему билету.

Если по маршруту троллейбуса (или трамвая) из-за поломок пущен автобус, Вы имеете право ехать в нем по проездному билету как на троллейбус (соответственно, трамвай), так и на автобус.

ОАО "МОЭК" опубликовала график планового отключения горячего водоснабжения в многоквартирных домах Москвы в 2016 году. .

Торжественное открытие монумента планируется в августе 2020 года.

Порывы ветра при грозе составят до 17 м/с.

Инфографика

  • Инфографика ЖКХ
  • Недвижимость
  • Как сделать ремонт квартиры
  • Всё об авто
  • Красота и здоровье
  • Спорт и здоровый образ жизни
  • Беременность и роды

К сожалению, с увеличением числа контролеров неминуемо увеличится и число конфликтных ситуаций между контролерами и пассажирами. Постараемся разобраться, как пассажиру избежать конфликтных ситуаций, заодно развенчаем некоторые мифы и прольем свет на реальные права контролеров и пассажиров. Что должен и чего не должен делать безбилетный пассажир при встрече с контролером в общественном транспорте? Имеет ли право контролер высадить безбилетника, в том числе ребенка, из электрички или автобуса и в каком случае?

Содержание

Общие рекомендации↑

Если вы сомневаетесь, кто перед вами, попросите предъявить удостоверение, которое контролер обязан предъявить по первому требованию пассажира (согласно должностной инструкции, контролёру категорически запрещено осуществлять контроль, не имея служебного удостоверения).

Мы рекомендуем фиксировать общение с контролером на камеру. Как правило, под видео-запись контролеры ведут себя иначе, не зная, где в итоге может оказаться данное видео. А препятствовать фиксации/съёмке они не имеют права. Просто включите запись и положите телефон, например, в нагрудный карман (порой даже аудио-запись может сыграть существенную роль).

Также порой не лишне напомнить контролеру, что он должен проявлять выдержку, тактичность и культуру в общении с пассажирами (прописано в должностной инструкции контролера). Также можете напомнить контролеру о статье 5.61 КоАП РФ - Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, ответственность для должностных лиц по данной статье предусмотрена в размере от 10 до 30 тыс. рублей (при средней заработной плате контролера в 30 тыс. рублей).

Что касается электричек, то, согласно Правилам проезда ЦППК, в электропоезде безбилетник обязан на месте оплатить проезд кассиру-контролеру либо выйти на ближайшей остановке. При этом, помимо стоимости проезда, с него также взимается сбор за оформление билета в поезде согласно действующим тарифам.

За отказ оплатить проезд и сбор безбилетному пассажиру электропоезда составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов. Также штраф могут взыскать через суд.

Если безбилетник уже вышел из поезда и был обнаружен при похождении турникетов на станции назначения, ему придется оплатить проезд и сбор за оформление проездного документа в перронной кассе.

Штраф↑

Полиция↑

Вызвать наряд полиции для составления протокола об административном правонарушении эти контролеры могут только в случае отказа пассажира оплатить проезд и отказа покинуть салон транспортного средства на ближайшей остановке.

Поддельные документы↑

Штраф↑

Требовать немедленной оплаты штрафа контролеры не могут: ни наличными, ни картой. Будет составлен акт об административном правонарушении, а затем вас отпустят. После того, как вам придет уведомление о штрафе, оплатить его можно в течение 60 дней.

Документы↑

Протокол↑

Практика показывает, что контролеры очень любят сразу составлять Постановления (документ, признающий вашу вину и накладывающий наказание). Однако если вы не согласны с нарушением, то они обязаны составить Протокол (документ, фиксирующий нарушение. Не признает виновным и не накладывает никакого наказания).

Т.о. если вы не согласны с вменяемым вам нарушением, на основании статьи 28.6 КоАП РФ смело требуйте составления протокола, в котором подробно опишите все причины вашего несогласия и поставьте подпись.

Важно помнить: подпись в протоколе не означает признание вами своей вины, а вот не подписанный протокол как раз оставляет массу вопросов. Так что смело описывайте свою версию событий в протоколе, подписывайте, берите себе копию и далее оспаривайте вмененное вам правонарушение.

И кроме того, вы можете не согласиться со штрафом, и в таком случае контролёр должен составить протокол вашего несогласия. Подолжать требовать от вас деньги он права не имеет. Подробно опишите в протоколе причины вашего несогласия и поставьте на нём подпись.

Высадка несовершеннолетних безбилетников↑

Кассир-контролер, обнаружив в электричке несовершеннолетнего ребенка без сопровождения взрослого, должен в первую очередь уточнить у него возраст и маршрут.

Дети младше 7 лет↑

Если выяснится, что ребенок младше 7 лет, его передадут сотрудникам полиции – поскольку такой ребенок не может ехать без сопровождения взрослого. Кассир-контролер не имеет права высадить из электропоезда безбилетного ребенка младше 7 лет.

Если ребенку исполнилось 7 лет и у него есть действительный билет, он может ехать в электропоезде самостоятельно. Если билета нет, кассир предложит его оформить.

Такого ребенка могут высадить из электропоезда в двух случаях: если у него нет билета или он нарушает общественный порядок. При этом сделать это можно только на станции, где есть здание вокзала или павильон с зоной ожидания, билетная касса и/или возможность совершить пересадку в другой поезд с интервалом не более 1 часа. С ноября по март высаживать детей из поезда нельзя.

Если ребенок сбился с маршрута, потерялся или сообщил о преследовании, сотрудник ЦППК должен оказать ему необходимую помощь.

Старшие несовершеннолетние↑

В отношении частных перевозчиков, работающих на территории Подмосковья, каждый случай может рассматриваться индивидуально, при этом обращаться стоит напрямую к компании-перевозчику.

Также несовершеннолетние не подлежат штрафу. Нет. В соответствии со статьёй 2.3 КоАП РФ , лица моложе 16 лет не могут быть привлечены к административной ответственности.

Изъятие документов↑

Поддельные или чужие проездные и социальные карты у пассажира, не предъявившего документы, подтверждающие его личность и право на льготу, могут изъять. Взамен они обязаны выдать первый экземпляр акта изъятия.

То же самое касается студенческих проездных, если у вас с собой нет студенческого билета, или он просрочен.

При этом камеры гоупро у контролеров служат средством фиксации действий кондуктора и пассажира с целью последующего использования в качестве доказательной базы при превышении должностных полномочий самим контролером, либо пассажиром. На данный момент законом это не регулируется, нет и запрета на использование таких камер, и в случае конфликтной ситуации данная запись может использоваться в качестве доказательства.

Беспредела НЕТ в Московском Метро

ДАННАЯ ТЕМА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АГИТАЦИЕЙ К ПРОЕЗДУ ЗАЙЦЕМ И ДРУГИМ НАРУШЕНИЯМ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА! Платить за проезд или нет - ваше личное дело (даже советуем платить за проезд нормально, и не агитируем делать противоположное). Но, если вы сами (не по нашей рекомендации) решили за проезд не заплатить – это не отменяет ваших прав, и не отменяет контролёрам границу их полномочий. Данной темой мы поясняем, какие права есть у вас, как лучше грамотно действовать при их защите. Мы объясняем тут, как пресекать НЕПРАВОМЕРНЫЕ требования и действия от контролеров ДАЖЕ по отношению к зайцам, которые им совершать запрещено! Ибо даже нарушение оплаты проезда НЕ может являться оправданием для более грубых нарушений со стороны контролеров, когда те чувствуют вседозволенность, выбирают одного слабого зайца, и нагло разводят. А иногда – задевают своими действиями и права пассажиров, оплативших свой проезд! В большинстве случаев - можно уйти без штрафа абсолютно по закону. Главное, знать как.

Тем более, большинство выписанных штрафов основывается на превышении полномочий со стороны контролёров и массовой неграмотности со стороны пассажиров. Одни пассажиры (зайцы) ведутся на простые запугивания со стороны контролёров (и делают то, чего могли бы не делать, например, дают паспорта для выписки штрафа). Другие пассажиры не различают правомерные требования контролёров от неправомерных, и не мешают контролёрам нарушать права отдельных слабых пассажиров, пусть даже безбилетных. А это очень нехорошо, права наших сограждан нарушаются постоянно. А одним из основных направлений нашей группы является защита прав пассажиров, независимо от факта оплаты проезда! Каждый пассажир (даже без билета) – имеет право знать свои права, что грамотно отвечать контролёрам, и активно применять знания на практике для защиты своих прав, и прав других пассажиров! Да и просто помогать друг другу надо, т.к. контролёры нагло разводят тех, кто слабее их.

+ Несколько просто полезных житейских советов о том, как вести себя в разных ситуациях с контролерами, как подготовиться к общению с ними.
Ситуации бывают разные, знания пригодятся всем, даже тем, кто всегда платит за проезд (не надо наивно думать, что если билет есть, то ничего не произойдёт). Например, знания могут пригодиться для спасения другого пассажира, против кого контролёры превышают свои полномочия. Например, если вы едете с проездным, а при вас контролёры разводят другого пассажира – ваш почётный долг – вмешаться и помочь уйти этому пассажиру.

Говоря проще – если ненавидите постоянные превышения полномочий со стороны контролёров, и хотите стать грамотным активным пассажиром – эта тема для вас.

Беспредела НЕТ в Московском Метро

Беспредела НЕТ в Московском Метро

1 совет. Обязательно, СПЕРВА (как только контролёр к вам подошел и изъявил желание посмотреть на ваш билет), требуйте документы контролёра! И переписывайте его ФИО, что бы знать, на кого потом жаловаться, если он будет действовать неправомерно. Контролёр предъявить свои документы ОБЯЗАН по вашему первому требованию. И пока он этого не сделает – вы вправе ничего ему не показывать и не объяснять. И только ПОТОМ начинаем с ним любой диалог, признаемся, что билета нет, показываем билет и т.д.
- Пока он не предъявит свое удостоверение – вы ему ничего не обязаны! Более того, он обязан предъявлять документы по вашему первому требованию, а не по 2 или 10. Если отказался показывать их сразу – уже повод считать его нарушителем и не показывать билет (чем вы психологически сильнее будете тут, тем лучше).
ЗАПОМНИТЕ: Ваше требование его документов - правомерное.
- Т.е. даже если Вы сами нарушили (прошли без билета), то он всё равно обязан предъявить свое удостоверение. Но, всё же, факт своего нарушения лучше признавать уже после предъявления им его документов. Т.к. если сначала сказать, что билета нет, а потом уже начать требовать их документы – то неизвестно – что они себе позволят. И потом уже никак не сможете наказать их за неправомерные действия. А вот если они будут знать, что вы знаете их данные и можете подать жалобу – меньше будут наглеть и нарушать сами. А если и будут, то вы сможете отомстить им жалобами! Проще говоря – знать ФИО контролёра намного лучше, чем не знать.
Не показывает – до свидания, проходите мимо, а я вам ничего не покажу. Если показывает кое-как, 1 секунду и убрал – показывайте билет так же! Только так и надо с ними…

Беспредела НЕТ в Московском Метро

Читайте также: