Что из перечисленного ниже является административным проступком незаконное усыновление удочерение

Обновлено: 16.05.2024

Наиболее протяженной является граница между УК и КоАП. В связи с этим при выборе нормы для квалификации преступлений небольшой тяжести нередко возникает необходимость разграничения уголовного и административного правонарушений.

Семнадцатью главами Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях охарактеризованы те же интересы личности, общества и государства, что и УК РФ. Исключение составляют такие объекты, как жизнь и здоровье человека (до неосторожного причинения легкого вреда здоровью), основы конституционного строя, международно-правовые интересы.

Широкая юрисдикция мирового суда, составляющая все виды правонарушений: преступные, наказуемые до трех лет лишения свободы, административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, обеспечивают профессиональную

компетентность в разграничении смежных правонарушений[232]. Сопоставляемые преступления, как правило, относятся к категории преступлений небольшой тяжести. Хотя УПК РФ допускает рассмотрение мировым судьей и дел о преступлениях с санкцией до трех лет лишения свободы, т.е. о преступлениях средней тяжести, квалификация правонарушений в одном производстве мирового судьи возможна, как представляется, без особых трудностей, связанных, в частности с проблемой запрета поворота к худшему.

преступлений — кража), незаконное приобретение или хранение без цели сбыта

наркотиков (ч. 1 ст. 228 УК), оскорбление (ст. 130) и клевета (ст. 129 УК).

Сопоставление норм УК и КоАП показывает, что в случаях идентичности охраняемых интересов и форм вины — экономических, экологических, управленческих и пр., различие между уголовно и административно наказуемыми деяниями проходит, главным образом, по степени антисоциальности.

Аргументы представляются неубедительными, а сожаление — напрасным. Противоправность деяний не содержит признаков общественной опасности. Противоправность — их юридическое свойство, общественная опасность — социальное (материальное). Преступления от проступков, в их числе

административных, отличаются не только степенью антисоциальности, но и характером таковой. При совпадении объектов охраны (собственности, общественного порядка, экологии и т. п.) криминальная антисоциальность наивысшая, и

п. Но законодатель, очевидно, не решился на такую сущностную новацию и оставил социальную характеристику административного [233]

малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дела об административном правонарушении, могут освобождать лицо, совершившее административное

В отдельных случаях КоАП вводит в составы административных правонарушений фактически криминообразующие признаки, что, конечно, нарушает правила квалификации преступных и административных правонарушений. Так, в ст. 5.40 предусмотрено административное наказание за принуждение к участию и отказу в забастовке путем насилия, угрозы насилия или с использованием зависимого положения принуждаемого. По степени антисоциальности такой проступок является преступлением и потому место этой нормы в УК. Именно так размежевываются административные и преступные нарушения порядка организации и проведения митингов и собраний. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них преступно как раз по признакам применения насилия или угрозы его применения (ст.

Относительно небольшое количество норм КоАП исключает необходимость в размежевании с нормами УК ввиду того, что они по сути своей не могут обрести криминальной опасности. Например, безбилетный проезд в транспорте (ст. 11.18). Нарушение же правил провоза ручной клади грузобагажа без билета (ст. 11.19) уже требует разграничения от контрабанды (ст. 188 УК). Проходит оно по предметам перевозки, объему, подлогу, обманному сокрытию перевозимых предметов. Криминообразующие признаки подробно описаны в ст. 188 УК. Подвижна лишь планка стоимостного выражения перемещаемых предметов и валюты. Она конкретизирована в Таможенном кодексе РФ, что без особого труда может установить правоприменитель, доктринальный и иной толкователь.

При выборе нормы для квалификации преступлений, граничащих с административными проступками, соблюдается правило избрания норм федерального законодательства. По Конституции РФ административное нормотворчество, как известно, составляет юрисдикцию федеральных и региональных (субъектов Федерации) властей.

Поучительна в этом отношении история нормы КоАП о мелком хищении. В первоначальной редакции ст. 7.27 определяла мелкое хищение как не превышающее по стоимости похищенного одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Это пример типичной законодательной ошибки, которая с неизбежностью влекла квалификационные ошибки на практике.

Изменения нормы о мелком хищении позволяют сформулировать разграничительноквалификационное правило: при всем значении ущерба, максимальные размер которого желательно законодательно фиксировать, во внимание принимаются и остальные криминообразующие признаки преступлений. Их наличие исключает квалификацию содеянного как административный проступок.

Что касается размера мелкого хищения, при отсутствии в нем квалифицирующих признаков кражи, мошенничества, присвоения при квалификации должно соблюдаться правило, которое выше формулировалось для квалификации малозначительного деяния: неконкретизированный умысел не допускает квалификацию содеянного как административный проступок.

Нормы, в которых разграничительным признаком остается только ущерб, могут потребовать толкования во избежание квалификационных ошибок. Это потребуется, к примеру, делать тогда, когда размер ущерба сформулирован в УК оценочно, норма бланкетна, или его размеры завышены.

Так, в ст. 7.3 КоАП установлено административное наказание за пользование недрами без разрешения либо с нарушением лицензионных требований. По ст. 255 УК наказуемы нарушения правил охраны и использования недр, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба. Обе нормы бланкетны, отсылают к

Определение значительности ущерба, как отмечалось, надо начинать с объекта посягательства. Значительность ущерба, понятно, будет разной уже по тому, кому и чему он причинен — гражданину, обществу или государству. Оценивая сферу, например землепользования, которой нанесли ущерб, квалификационно значимо установление, что земля принадлежит заповедникам или заказникам, водоохранным зонам, находящаяся в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Все это квалифицирующие признаки именно преступлений (ст. 250 — загрязнение вод и т.д., ст. 254 — порча земли).

Существенность вреда определяется количеством незаконных построек в водоохранной зоне, объемом стоков фекалий и химикалий в него в воду, которая поступает в столицу, масштабами прибрежных территорий реки Истра,

Суд пошел по пути вменения лишь гражданского (незаконное строительство) и

административного проступков, что неверно. По меньшей мере содеянное заслуживает квалификации по трем названным статьям УК. На приведенном примере можно проследить критерии определения величины ущерба от самоуправства как существенного или несущественного. В данном деле он причинен.

квалифицировать как должностная халатность или служебный подлог, но не административный проступок.

Попутно замечу, что ни криминологических, ни юридических оснований не существовало для установления столь высокого размера ущерба в ст. 2851 и 2852 УК. Каков возможен предельный ущерб при нецелевом использовании бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП? Вопрос непростой. Ясно только, что он не может исчисляться миллионами рублей. Мелкое хищение исходит из размера одного МРОТ. Для нецелевого использования такой ущерб недостаточен. Возможно, ориентиром послужат санкции ст. 15.14 КоАП. Для юридических лиц максимум установлен в 500 МРОТ. Полагаю, что в этих пределах можно было бы считать нецелевое расходование бюджетных средств административными или дисциплинарными проступками. Хотя понятно, такое доктринальное толкование вряд ли будет воспринято практикой, ибо пределы преступного ущерба определены в УК конкретно. Правоприменитель вынужден будет квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в размерах до 1,5 и 7,5 млн руб. как административный или дисциплинарный проступки (!) и обязательно привлечь виновного к уголовной ответственности за халатность и служебный подлог с удовлетворением гражданского иска Минфина о возврате в бюджет нецелевым образом использованных денег.

Миллионами исчисляется вред здоровью трудящихся вследствие нарушения техники безопасности на производстве и в строительстве, нарушений санитарноэпидемиологической и фармацевтической безопасности, в результате нарушений противопожарной безопасности по неосторожности.

Азы законодательной техники и интересы охраны правопорядка предполагают, что при декриминализации преступлений одновременно законодателю надлежит решить вопрос о том, к какой отрасли права следует отнести ответственность за не общественно опасные, но антисоциальные правонарушения лица. При этом санкции за такое декриминализированное преступление, ставшее проступком, повышаются.

Следующим после ущерба признаком — квалификационным разграничителем выступают мотивация и цель деяния. При этом они всегда взаимосвязаны с ущербом. Например, ст. 5.3 КоАП грозит административным штрафом гражданам и должностным лицам за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передачу его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Санкция по ст. 154

УК за аналогичное действие, но совершенное неоднократно или из корыстных побуждений устанавливает более высокий штраф либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест до шести месяцев. По наличию корысти незаконное удочерение (усыновление) квалифицируется как преступление.

На третьем месте по удельному весу среди криминообразующих признаков, позволяющих разделить преступление и проступок, стоят систематичность, неоднократность, грубость, злостность. Первые два определяются количеством нарушений от двух и более. Злостность нарушениями после официальных предупреждений в виде решений суда или сделанных представителями власти. Иногда они конкретно записаны в УК, иногда выявляются посредством толкования. К примеру, по ст. 157 УК преследуется злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, т. е. после решения суда об уплате алиментов.

Такого рода арифметические расчеты, позволяющие достаточно определенно решить разграничительно-квалификационные вопросы, возможны лишь по таким правонарушениям, предмет или вред в которых поддается известным единицам измерения, например в рублях или степени повреждения здоровья человека. Однако в большинстве случаев правонарушения не имеют предметов или потерпевших вообще, либо единицы измерения причиненного ими вреда носят комплексный либо организационный характер. Однако считать такие правонарушения безвредными, лишенными антисоциальности было бы очевидной ошибкой. Диалектика взаимосвязи качества и количества, как отмечалось в гл. IV, присуща всем правонарушениям. Надо только тщательно изучить характер антисоциальности деяний по содержанию объектов посягательства и величину причиненного ими вреда.

Так, ст. 5.16 КоАП предусматривает административное наказание за подкуп избирателей, участников референдумов, если эти действия не содержат уголовнонаказуемого деяния. Чем большее количество избирателей было подкуплено, чем крупнее размер взяток, имеются злостность и неоднократность, тем больше оснований для квалификации данного правонарушения как преступного. Имевшие место раздачи некоторыми кандидатами в депутаты избирателям водки, денег, гастрономических наборов — административное правонарушение. Такой депутат исключался из избирательных списков кандидатов в депутаты.

Аналогично сопоставляется административная вредоносность и преступная общественная опасность деяний, предусмотренных, например, ст. 5.20 КоАП «Финансирование избирательной кампании, кампании референдума помимо

Правонарушения против избирательных прав электората не так безобидны, как могут показаться на первый взгляд. Искажение данных выборов и референдумов могут стать источником политической нестабильности в стране. По возможности точное определение социального вреда по криминообразующим признакам позволяет разграничить преступления и административные проступки. Так, в Башкортостане на выборах президента республики были обнаружены 200 тыс. поддельных документов. Директор типографии, где они печатались, был привлечен к административной ответственности. Однако столь внушительное число поддельных избирательных документов давало основания для квалификации содеянного по ст. 142.1 УК — фальсификация итогов голосования.

Итак, можно сделать выводы: Для сопоставления административных проступков и преступлений исследуются нормы исключительно федерального административного законодательства; При сравнении степени антисоциальности административных проступков и общественной опасности преступлений акцент должен быть сделан на криминообразующие признаки деяний, в первую очередь на ущерб, низменность мотивов и целей, злостность, систематичность, насильственный и групповой способ преступлений, которые приведены в диспозициях уголовно-правовых норм; Измерение ущерба надлежит производить, смотря на содержание родового, видового и непосредственного объектов посягательства. Величина комплексного ущерба определяется по количеству компонентов составляющих его общественно опасных последствий; Для квалификации подавляющего большинства административных проступков

непременно условие, что они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Административных проступков, которые не граничат с преступлениями, немного, поэтому независимо от содержащейся в КоАП такой оговорки административные проступки должны и законодателем и правоохранителем при необходимости отграничиваться от преступлений; Декриминализация преступлений, исключая редкие случаи полной и необратимой утраты преступлениями общественной опасности, должна производиться таким образом, чтобы бывшие уголовно-правовые нормы обрели свою законодательную нишу в кодексах иных отраслей права, прежде всего административного. Декриминализация неосторожного причинения вреда здоровью реформой от 8 декабря 2003 г. является антиконституционной. Отсутствие административной ответственности за декриминализированное преступление в виде неосторожного причинения вреда здоровью средней тяжести представляет собой серьезный пробел в административном законодательстве; Допустима квалификация административных преступлений по правилам реальной совокупности, когда проступки предшествуют преступлению и не являются этапом или способом его совершения.

Незаконное усыновление (удочерение) – это правонарушение, которое могут совершить специалист, работающий в сфере усыновления, или усыновитель. О том, какие действия будут квалифицированы как незаконное усыновление, какая ответственность за это предусмотрена, в чем отличие незаконного усыновления от других преступлений, читайте в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

В статье расскажем:

Незаконные действия по усыновлению

Чтобы ребенок формировался полноценной личностью, он должен воспитываться в семье. Если кровные родители не могут или не хотят его воспитывать, то оптимальным решением будет передать его на усыновление.

Закон устанавливает к процедуре усыновления ряд требований:

  1. Усыновитель должен иметь заключение о возможности быть усыновителем. То есть иметь доход не меньше 2 прожиточных минимумов, не иметь заболеваний, препятствующих исполнению родительских обязанностей, не иметь судимости, пройти обучение в школе замещающих родителей.
  2. Усыновитель может получать информацию о детях, которых можно принять в семью, только через отдел опеки. Специалисты детских домов не имеют права рассказывать или продавать информацию о воспитанниках.
  3. Родители ребенка должны дать согласие на усыновление. Без согласия процедура может быть проведена, если родители умерли, лишены родительских прав, признаны безвестно отсутствующими или неизвестны.
  4. Ребенок в возрасте от 10 лет должен дать согласие на усыновление.

Если специалист, имеющий отношение к сфере усыновления, или усыновитель их нарушают, то они могут быть привлечены к ответственности за незаконное усыновление или удочерение.

Незаконными действиями по усыновлению считаются:

    Выдача заключения о возможности быть кандидатом гражданину, который не соответствует требованиям закона.

Состав преступления

Чтобы квалифицировать правонарушение по ст. 154 УК РФ, необходимо наличие следующих факторов:

  1. Объект. Это дети, родители, семья и установленный законом порядок усыновления. То есть при процедуре усыновления должны строго соблюдаться нормы гл. 19 СК РФ, постановления Правительства РФ № 275 от 2000 года, Приказа Министерства просвещения РФ № 300 от 2020 года.
  2. Объективная сторона выражается в совершении преступных действий неоднократно или из корыстных побуждений (за деньги или предоставление ответной услуги).
  3. Субъект. Это специалист отдела опеки, сотрудник детского дома, роддома, другой медицинской организации, усыновитель. То есть лицо, которое непосредственно имеет отношение к оформлению официальных документов на усыновление.

Преступление считается оконченным с момента совершения незаконных действий повторно или из корыстных побуждений.

Форма согласия на усыновление ребенка: от матери и отца, от ребенка и других заинтересованных лиц

Когда требуется и как оформить согласие на усыновление ребенка?

Медицинское заключение при усыновлении ребенка

Бланк 160/у и другие бессрочные формы медицинского заключения на ребенка, оформляющегося на усыновление

Выплаты при усыновлении ребенка

Сколько платят за усыновление ребенка? Федеральные и региональные выплаты и льготы

Ответственность за незаконное усыновление

Наказание, которое будет применено к специалисту, зависит от того, в первый раз совершено правонарушение или неоднократно. Действия по незаконному усыновлению, совершенные один раз, являются административным правонарушением. Поэтому наказываются в соответствии с нормами КоАП РФ.

Обязательным признаком незаконного усыновления, как уголовного преступления является то, что виновный должен быть неоднократно привлечен к административной ответственности по ст. 5.37 КоАП РФ или совершить преступление из корыстных побуждений.

Административная ответственность

Административная ответственность за незаконное усыновление или удочерение предусматривается ст. 5.37 КоАП РФ. Она наступает при однократном совершении незаконных действий по усыновлению.

В качестве наказания применяется административный штраф в размере:

  • от 1 000 до 2 500 р. – для граждан;
  • от 4 000 до 5 000 р. – для должностных лиц;
  • от 200 000 до 500 000 р. – для юридических лиц.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за незаконное усыновление или удочерение регламентируется ст. 154 УК РФ. В качестве наказания преступнику применяется:

  • штраф от 40 000 р. или в размере заработка или другого дохода преступника за период от 3 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 12 месяцев;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Отличие незаконного усыновления от подмены

Как показывает судебная практика, при квалификации преступления часто возникает путаница, если преступления обладают схожими признаками. Например, если ребенок из роддома был передан на усыновление без согласия родителей и заменен на другого ребенка – имеет место подмена или незаконное усыновление?

Безусловно, эти преступления имеют ряд сходств. В качестве объекта в обоих случаях выступает семья, ребенок, родители, нормы закона. Но при подмене ребенок может быть только новорожденный. Осуществить подмену взрослого ребенка нельзя.

С субъективной стороны подмены имеет место прямой умысел. Подмена может быть совершена из корысти, мести, зависти или хулиганских побуждений. Незаконное усыновление тоже осуществляется из прямого умысла (при корыстных побуждениях) или по неосторожности (при неоднократном нарушении).

Разглашение тайны усыновления против воли усыновителя

Разглашение тайны усыновления против воли усыновителя – это один из видов незаконных действий при усыновлении. Однако законодатель выделил это нарушение в отдельную норму.

Наказание предусматривается в соответствии со ст. 155 УК РФ:

  • штраф – от 80 000 р. или в размере заработка или другого дохода преступника за период до 6 месяцев;
  • обязательные работы – на срок до 360 часов;
  • исправительные работы – на срок до 12 месяцев;
  • арест – на срок до 4 месяцев.

По решению суда дополнительно может использоваться лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (если преступление совершено специалистом, который узнал об усыновлении в связи с исполнением служебных обязанностей).

Административной ответственности за разглашение тайны усыновления не предусмотрено. Не допускается квалификация разглашение тайны усыновления по ст. 13.14 КоАП РФ Разглашение информации с ограниченным доступом.

Заключение эксперта

  1. Если усыновитель подделывает документы для получения заключения о возможности быть усыновителем – это незаконные действия по усыновлению.
  2. Если специалист выдает заключение без установленных документов – это также незаконные действия.
  3. Если сотрудник детского дома продает информацию о детях-сиротах – это незаконные действия по усыновлению.
  4. Если действия были совершены однократно, то виновник будет привлечен к административной ответственности. Если неоднократно или за деньги, то к уголовной.

Если у вас остались опросы по незаконному усыновлению, то опишите их в форме связи. Наши юристы всегда придут вам на помощь.

Чем отличается усыновление от приемной семьи

Чем отличается усыновление от приемной семьи? Подробный разбор

Разница опеки и усыновления

Опекунство или усыновление: в чем разница и что лучше?

Исковое заявление об усыновлении ребенка

Как правильно составить исковое заявление об усыновлении ребенка? Содержание и образец

Правила получения и оформления материнского капитала при усыновлении ребенка

Порядок оформления материнского капитала при усыновлении ребенка

Как проходит отмена усыновления ребенка

Как проходит отмена усыновления ребенка? Основания, порядок, правовые последствия

Свидетельство об усыновлении ребенка

Зачем нужно свидетельство об усыновлении ребенка и как быстро его получить

Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, мы разберем вашу ситуацию и дадим развернутый ответ

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить пользователям больше возможностей. Условия использования смотрите здесь.

Практикующий адвокат по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Член коллегги адвокатов г. Москвы. Выиграно более 500 дел. Стаж работы более 10 лет.

Последнее обновление - Март 2021

Незаконное усыновление (удочерение) – совершение умышленных действий, направленных на получение детей (оставшихся без попечения родителей) под опеку третьим лицам с нарушением процедуры и требований законодательства. Оно влечет применение юридической ответственности в рамках уголовного и административного законодательства.

Что такое незаконное усыновление (удочерение)

Удочерение (усыновление) – юридическая процедура, после завершения которой, между усыновленными несовершеннолетними и между усыновителями возникают такие же права и обязанности, как между биологическими детьми и матерью/отцом. Таким образом, это приобретение родительских прав в отношении детей, с которыми нет связи по кровным узам.

Основная цель процедуры – установление опеки, то есть защита имущественных и моральных интересов каждого ребенка, оставшегося без внимания родителей. Поэтому при выборе приемной семьи, прежде всего, учитываются возможности надлежащего воспитания усыновленного ребенка.

Юридическая характеристика процедуры усыновления

Согласно законодательству РФ, усыновленными могут быть следующие категории несовершеннолетних:

  • родители умерли;
  • мать и отец лишены родительских прав;
  • папа и мама признаны недееспособными (имеется соответствующее решение суда);
  • есть судебное решение о признании родителей безвестно пропавшими или умершими;
  • ребенок подкинут/брошен (обязательно наличие соответствующего акта);
  • мать/отец проживает отдельно от малыша и не участвует в его воспитании на протяжении минимум 12 месяцев, а также представили письменное согласие на передачу ребенка на попечение третьим лицам.

Важно! Первоочередным правом на передачу детей на попечительство обладают граждане России. Если отыскать подходящую семью для малыша на территории РФ не удалось, то допускается усыновление детей иностранными гражданами.

Под незаконными действиями, направленными на передачу детей на попечительство третьим лицам, можно понимать все виды нарушений требований к процедуре усыновления, которые повлекли общественно-опасные последствия.

Опасность противоправных действий заключается в том, что под угрозу ставится благополучие ребенка, нарушаются права детей, есть риск совершения преступлений в отношении малышей (в 2013 – 2015 годах на телевидении широко обсуждалась проблема безвестной пропажи усыновленных российских детей за пределами РФ). Также подрывается доверие к государственным органам (службе опеки и попечительства, муниципалитету, который подтверждает законность передачи ребенка в семью), провоцируется развитие коррупционных деяний.

Взрослый и ребенок

Правовые проблемы усыновления детей иностранными гражданами

Как показывает практика, в судах Российской Федерации регулярно рассматриваются вопросы усыновления и удочерения детей иностранными гражданами. В большинстве случаев такие заявления удовлетворяются, но есть ряд особенностей, которые предстоит учитывать:

  1. Передача детей иностранцам возможна только при отсутствии российских кандидатов на получение прав опеки.
  2. Усыновление (удочерение) иностранными подданными ребенка, имеющего гражданство РФ, происходит по законодательству их государства. Если супруги (усыновители) разного гражданства, то процедура происходит по закону обоих государств. Если усыновитель – без гражданства, то процедура проходит по закону той страны, в котором он имеет постоянное место жительства.
  3. Иностранные подданные могут действовать только через определенным своим государством представительства, которые обладают лицензией и действуют на основании семейного законодательства РФ.
  4. Вместе с обязательными для всех граждан документами в суд, иностранцы обязаны предоставить заключение компетентного органа своего государства об условиях жизни и возможности постоянного жительства ребенка.

Постановление Правительства № 275 от 29.03.2000 – какие действия будут считаться нарушением

Так, к юридической ответственности могут привлекаться лица, которые допустили следующие виды нарушений:

  • начало процедуры усыновления в отношении лиц, которые не могут быть переданы на попечение третьим лицам (список представлен выше);
  • разрешение усыновления однополыми родителями;
  • передача согласия на усыновление и удочерение партнерами, которые не пребывают в официальных отношениях;
  • привлечение посредников, которые за дополнительную плату способствуют проведению процедуры (распространение информации в СМИ, поиск претендентов).

Этот список не является полным, поскольку на каждом этапе совершения процесса могут допускаться нарушения, ставящие под угрозу благополучие малыша. Каждый индивидуальный конфликт рассматривается персонально.

Состав преступления

За незаконное усыновление предусмотрено наказание по статье 154 Уголовного кодекса Российской Федерации. Чтобы квалифицировать действия виновных граждан по этой статье, предстоит доказать наличие полного состава преступления.

Факультативные признаки

Дополнительные признаки – позволяют понять механизм и причины совершения преступного деяния, а также его юридические последствия. Но на возможность привлечения гражданина к ответственности они не влияют. К таковым относятся:

  1. Потерпевшим по ст. 154 УК РФ может быть только несовершеннолетний ребенок, поскольку его интересы нарушаются, а благополучие ставится под сомнение. Но обратиться в полицию с целью возбуждения уголовного дела могут лица, которым отказали в усыновлении, лица, которым стало известно о нарушении процедуры удочерения.
  2. Мотив – может быть корыстным или нет. Если преступник нарушает законные требования с целью получения персональной выгоды, то к нему будут применяться нормы статьи ст. 154 УК. Если причина нарушений – ускорение процесса усыновления в интересах детей, то уголовная ответственность применяться не будет.

Статья 154 УК РФ предусматривает одинаковое наказание при повторении противоправного деяния и при совершении его впервые. Все санкции назначаются в рамках ст. 154. Исключение составляют факты способствования незаконному удочерению (усыновлению) осуществленному без корыстных мотивов, а для защиты интересов самих детей. Тогда виновное лицо будет освобождаться от уголовной ответственности с последующим составлением протокола по статье КоАП РФ (подробнее ниже).

Основной состав

Это обязательные признаки. Отсутствие хотя бы одного элемента исключает возможность привлечения гражданина к уголовной ответственности. К ним относятся:

  1. Объект преступления – сфера социальных правоотношений, на которые посягает преступник. В данном случае это отношения, которые возникают между усыновителями и усыновленными детьми, приемной семьей и лицом, переданным на воспитание.
  2. Объективная сторона – перечень действий, которые могут повлечь применение уголовной ответственности. Нормой не предусмотрено строгого списка действий, которые свидетельствуют об уголовном проступке. В своих разъяснениях Верховный суд указывает на то, что всякое нарушение процедуры может стать основанием для возбуждения уголовного дела.
  3. Субъект – лицо, которым совершены незаконные действия. Так, к ответственности по этой статье могут привлекаться физические лица, меняемые граждане, достигшие возраста 16 лет (статья 20 УК РФ). К ним относятся должностные лица, которые готовят документы на усыновление, приемные семьи, желающие получить опеку над детьми, иные участники, которые способствуют нарушению законодательства об усыновлении (удочерении).
  4. Субъективная сторона – отношение к преступлению виновных лиц. Такие нарушения могут совершаться только в форме прямого умысла. То есть преступник знал о противоправности своих действий, знал об их последствиях и возможных наказаниях и желал наступления таковых.

Состав преступления – формальный. Это значит, что проступок считается законченным после совершения противоправных действий. Для наступления ответственности не имеет значения, наступили последствия или нет.

Меры ответственности за незаконное усыновление по ст. 154 УК РФ

В случае вынесения обвинительного приговора судья может назначить одно из следующих наказания:

  • до 40 000 штрафа (или же совокупный размер официального дохода максимально за три месяца);
  • не более 360 часов обязательных работ;
  • максимум до 12 месяцев исправительных работ;
  • арест до 6 месяцев.

Ответственность по совокупности нарушений

Зачастую в действиях виновных лиц присутствует состав нескольких правонарушений. В таком случае применяется несколько статей, и наказание выбирается с учетом санкций каждой нормы путем частичного или полного сложения наказаний – по совокупности преступлений. Так, ответственность по ст. 154 УК может идти вместе со следующими видами преступлений:

  • злоупотребление должностными обязанностями – ст. 285 УК (например, когда работник органов опеки отдает предпочтение семье-претенденту из-за личных интересов вопреки защите интересов ребенка); (совершение действий должностными лицами из корыстных мотивов, что включает не только фактическое получение вознаграждения, но и ожидание такового по предварительной договоренности);
  • изготовление подложных документов или искажение их содержания – ст. 292 (будет применяться, только при наличии корыстного мотива);
  • принятие судом заведомо незаконного решения – ст. 305 (необоснованный отказ в усыновлении или же удовлетворение заявления вопреки требованиям закона);
  • составление подложных документов – ст. 327 (например, изготовление ложных справок о том, что дети уже перешли на попечении другим лицам).

Наказание по КоАП РФ

Если деяние совершено впервые и без наличия корыстного мотива, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении по ст. 5.37 КоАП РФ. К ответственности по этой норме могут привлекаться все участники, которые допустили умышленное нарушение процедуры, – родители, потенциальные усыновители, должностные лица, а также юридические лица.

Единственное применяемое наказание – штраф, который будет отличаться для следующих категорий нарушителей:

  • физические лица (1000–2500 рублей);
  • должностные лица (4–5 тысяч рублей);
  • юридические организации (200 000–500 000 рублей).

Пример из судебной практики по ст. 154 УК РФ

В 2005 году во Владивостоке проходило рассмотрение уголовного дела, инициированного по заявлению гражданки А. – матери ребенка (полгода). Ответчиками по делу выступали представитель органов опеки и доктор больницы, на попечении которого находился ребенок. Основанием обращения в суд стало нарушение первоочередного права граждан России на усыновление малышей перед подданными других государств.

Женщина обратилась с заявлением в органы опеки, желая вернуть свои родительские права на ранее оставленного ребенка. Ей в этой возможности было отказано, ссылаясь на то, что уже появились претенденты на удочерение и был начат процесс сбора документов. Как выяснилось во время досудебного расследования, усыновители – граждане США.

В результате рассмотрения спора ребенок остался в России и не был передан на попечение иностранным гражданам. Должностные лица привлечены к юридической ответственности с применением штрафных санкций.

Как привлечь к ответственности

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 154 УК РФ. Незаконное усыновление (удочерение)

Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 154 УК РФ

Объект преступления. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 154 УК РФ, являются интересы семьи, родителей и детей, установленный законом порядок усыновления (удочерения).

Семейный кодекс РФ определяет основания и порядок усыновления (удочерения) детей, установления опеки или попечительства, передачи ребенка в приемную семью.

Объективная сторона преступления состоит в совершении незаконных действий по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенных неоднократно или из корыстных побуждений.

Согласно ч. 1 ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Как следует из ст. 31 ГК РФ, опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов, а также в целях воспитания несовершеннолетнего.

Потерпевшими в случаях незаконного усыновления или передачи на воспитание в приемную семью (ст. 124 СК РФ) могут быть несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие восемнадцати лет; в случае установления опеки - малолетние, т.е. дети, не достигшие четырнадцати лет, а в случае установления попечительства (п. 2 ст. 145 СК РФ) - несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Вопросы усыновления (удочерения) рассмотрены Верховным Судом РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

Например, незаконные действия могут быть выражены:

  • в оформлении документов на усыновление детей лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лицами, лишенными по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах, лицами, отстраненными от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей (ст. 127 СК РФ);
  • в оформлении документов на детей, родители которых не дали согласия на усыновление другими лицами (ст. ст. 129, 130 СК РФ);
  • в оформлении документов без согласия ребенка, достигшего 10-летнего возраста (ст. 132 СК РФ);
  • в оформлении документов на усыновление ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, без обязательной проверки о возможности усыновления ребенка его родственниками или семьями граждан РФ (ст. 124 СК РФ).

Закон также запрещает посредническую деятельность по усыновлению детей, т.е. любую деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.

Обязательными (альтернативными) признаками преступления являются совершение данных действий неоднократно либо из корыстных побуждений. При отсутствии корыстных побуждений и признака неоднократности ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью предусмотрена ст. 5.37 КоАП РФ.

Под неоднократностью понимается совершение действий, одинаковых в юридическом смысле, два и более раза. Фактически неоднократность могут составить и нетождественные акты поведения, например незаконные действия по усыновлению и последующие незаконные действия по передаче под опеку или на воспитание в приемную семью. Также неоднократностью будет признаваться одновременное оформление документов в отношении двух или более детей.

Под корыстными побуждениями понимают стремления лица получить материальную выгоду (денежное или иное материальное вознаграждение - ценный подарок, дорогостоящую услугу) от незаконного усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства.

Состав преступления формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения действий, указанных в диспозиции статьи.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает незаконные действия по усыновлению (удочерению) или передаче под опеку (попечительство) либо в приемные семьи, и желает совершить эти действия.

Субъект преступления - общий - физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ). В то же время, как правило, данные преступные действия совершают лица, на которых возложены обязанности по оформлению официальных документов на усыновление (удочерение), установление опеки, попечительства, передачу несовершеннолетнего в приемную семью (работники детских домов, интернатов, медицинских учреждений, органов образования и т.д.).

Соисполнителем преступления будет лицо, которое незаконно приобрело права усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) либо приемных родителей.

Квалификация незаконного
усыновления и смежных преступлений

Подделка документов. Действия, указанные в диспозиции статьи 154 УК РФ могут быть связаны с фальсификацией документов, на основании которых совершается усыновление, учреждаются опека или попечительство. В подобных случаях ответственность наступает по совокупности двух преступлений: ст. 154 УК РФ и соответствующей части ст. 327 УК РФ (подделка документов).

Фальсификация доказательств. Если сфальсифицированные документы послужили доказательствами по гражданскому делу, то ответственность также наступает и по ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств).

Служебный подлог. Если незаконное усыновление сопряжено с внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесением в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, и если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, то ответственность наступает также и по ст. 292 УК РФ (служебный подлог).

Торговля людьми. Случаи незаконного усыновления, являющиеся скрытой формой торговли несовершеннолетними, должны квалифицироваться по совокупности ст. ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми) и 154 УК РФ.

Также такого рода преступления нередко бывают связаны со взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями или превышением должностных полномочий, что также требует дополнительной квалификации.

Читайте также: